Научная статья на тему 'О педагогической деятельности О. Мессиана: музыкально-аналитические принципы и установки'

О педагогической деятельности О. Мессиана: музыкально-аналитические принципы и установки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
402
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / О. МЕССИАН / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рахматулина Наталья Алексеевна

Автор впервые делает попытку выявить и обобщить наиболее важные музыкально-аналитические принципы и установки О. Мессиана, разработанные и введенные им в ходе педагогической деятельности в Парижской консерватории. На основе оригинальных источников автор систематизировал и раскрыл сущность аналитического подхода О. Мессиана к изучению музыкального наследия выдающихся композиторов XIV-XX вв. Статья стала результатом обобщения авторских переводов документов, содержащих высказывания О. Мессиана, а также воспоминаний его учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О педагогической деятельности О. Мессиана: музыкально-аналитические принципы и установки»

УДК 78.082.1 ББК 85.31

H.A. Рахматулина

о педагогической деятельности о. мессиана: музыкально-аналитические принципы и установки

Автор впервые делает попытку выявить и обобщить наиболее важные музыкально-аналитические принципы и установки О. Мессиана, разработанные и введенные им в ходе педагогической деятельности в Парижской консерватории. На основе оригинальных источников автор систематизировал и раскрыл сущность аналитического подхода О. Мессиана к изучению музыкального наследия выдающихся композиторов XIV-XX вв. Статья стала результатом обобщения авторских переводов документов, содержащих высказывания О. Мессиана, а также воспоминаний его учеников.

Ключевые слова:

композиция, О. Мессиан, музыкальная педагогика, музыкальный анализ.

Рахматулина Н.А. О педагогической деятельности О. Мессиана: музы-кально-аналитические принципы и установки // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 4. - С. 138-142.

© Рахматулина Наталья Алексеевна - соискатель, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

О

В современном отечественном музыкознании сравнительно мало исследований, посвященных педагогической деятельности О. Мессиана. Вместе с тем эта область представляет собой яркую грань творческой личности великого французского композитора. Об уникальности педагогики Мессиана свидетельствует тот факт, что большинство его выпускников стали видными деятелями западноевропейской музыкальной культуры второй половины XX века. В этой связи задача выявления и систематизации музыкально-аналитических принципов и методических установок Мессиана, поставленная автором настоящей статьи, является актуальной.

В истории французской музыки имя Оливье Мессиана занимает одно из ведущих мест. Выдающийся композитор и органист, ученый-орнитолог, музыкальный теоретик, обладающий энциклопедическими знаниями и необъятной эрудицией, посвятил более сорока лет жизни педагогической деятельности. Четыре года (с 1936-го по 1939-й) Мессиан преподавал в Ecole Normale de Musique (класс аккомпанемента) и Schola Cantorum (класс импровизации на органе) в Париже, тридцать семь лет (с 1941-го по 1978-й) - в Парижской консерватории (класс гармонии, анализа, композиции), читал лекции и проводил семинары в различных городах мира: Дармаштадт, Танглвуд, Буэнос-Айрес, Саарбрюккен. За это время он воспитал не одно поколение талантливых музыкантов, впоследствии ставших известными композиторами, исполнителями, исследователями. Достаточно назвать такие име-

на, как Пьер Булез, Ивонна Лорио, Кар-лхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Же-рар Гризе, Франсуа-Бернар Маш, Тристан Мюрай, Гарри Хальбрейх, чтобы оценить масштаб педагогической результативности Мессиана.

С момента возникновения консерваторский класс Мессиана являлся средоточием современного творчества второй половины XX века и местом притяжения музыкантов со всего мира. В нем регулярно рождались новые идеи, происходил пересмотр важнейших вопросов музыкального искусства. Занятия развертывались в духе постоянного обмена и диалога «за тысячу миль от окаменелого образования наподобие ex cathedra» [5, p. 478].

Неотъемлемой частью педагогики Мес-сиана был музыкальный анализ, пристрастие к которому сформировалось у французского мэтра в 1940-1941 гг. во время пребывания в концентрационном лагере в Гёрлице. Несмотря на голод и холод, Мессиан тщательно изучал партитуры произведений, которые ему удалось взять с собой: «Бранденбургские концерты» Баха, «Лирическую сюиту» Берга, «Свадебку» Стравинского, «Мою матушку Гусыню» Равеля, «Пасторальную симфонию», а также сонаты Бетховена, подаренные одним из немецких офицеров. Впоследствии музыкальный анализ стал важнейшей составляющей работы Мессиана в консерватории, его «принципиальным устремлением в занятиях» [7, p. 183].

Цель настоящей статьи - познакомить читателя с наиболее важными аналитическими принципами и установками Мес-

сиана, использованными в процессе его педагогической деятельности.

При анализе музыкального произведения Мессиан затрагивал множество аспектов, среди которых значимое место занимали форма, гармония, ритм, мелодия, оркестровка, поэтический текст. Их изучение позволяло Мессиану выявить сущность и особенности рассматриваемого им сочинения.

В процессе педагогической деятельности Мессиан использовал различные аналитические принципы, в ряду которых можно выделить следующие:

1. Широта охвата рассматриваемых проблем;

2. Значительный объем изучаемой музыки;

3. Углубленный разбор музыкальных композиций;

4. Взаимосвязь произведения с культурно-историческим контекстом эпохи;

5. Выявление признаков оригинальности произведения;

6. Установление ассоциативных связей между произведениями разных стилей и эпох;

7. Доскональное знание музыкального текста;

8. Умение доступно донести до слушателя суть музыкальных явлений.

Все указанные принципы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, зачастую переплетаясь между собой. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Широта охвата рассматриваемых проблем. Подход Мессиана к преподаванию отличался многогранностью рассмотрения проблем. На занятиях обсуждались различные вопросы музыкальной науки, литературы, философии, истории, живописи, архитектуры.

Мессиан считал необходимым обратить внимание учеников на такие тематические разделы, которые не были ими основательно усвоены в других классах. Так, например, преподаватели класса органа отодвигали на второй план изучение невм и ритмики григорианского хорала, крайне необходимой органистам-католикам. Мессиан, напротив, учил расшифровывать и читать невмы, начиная с системы их оригинальной нотации до размещения на четырех нотных станах. В классе композиции недостаточно времени отводилось анализу музыки и оркестровке, тогда как в классе Мессиана анализ - неотъемлемая часть работы. Также ученики тщательно знакомились с возможностями каждого инструмента, его правильным расположе-

нием при записи оркестровой партитуры. Наконец, по словам Мессиана, в Парижской консерватории, как и во всех музыкальных учебных заведениях Франции и Европы, акцент ставился на изучении гармонии и контрапункта, ритму внимание не уделялось. В классе Мессиана проблема времени и ритма занимала центральное место. Педагог знакомил учеников с главными открытиями в этой области. «Мы очень много анализировали ритмическую сторону музыки» [4, р. 198], - вспоминает Франсуаза Жерве.

Таким образом, спектр затрагиваемых проблем в классе Мессиана весьма обширен.

Значительный объем изучаемой музыки. На занятиях Мессиан рассматривал большое количество произведений самых разных жанров и эпох. Особенно примечательным представляется то обстоятельство, что практически каждый учебный год Мессиан уделял внимание новому предмету исследования: «Конечно, я мог бы всегда говорить об одних и тех же вещах и закоснеть, но мои ученики приходят ко мне, потому что знают: если они находятся в классе два или три года или если они возвращаются после получения диплома как друзья, они слышат всегда новое» [7, р. 301].

Выбор музыкального материала зависел как от собственных предпочтений Мессиана, так и от индивидуальных особенностей его учеников. При этом Месси-ан считал: «Вам, может быть, покажется странным, но я немного похож на врача или исповедника. Когда я вижу входящих новых учеников, я долго их рассматриваю и отмечаю для себя: "Этот нуждается в том-то, другой в чем-то ином; им нужно такое-то лекарство и т. д." Примерно через полмесяца я говорю своим ученикам: "Ну вот, учитывая ваши индивидуальности, я намереваюсь в этом году заниматься такой-то музыкой. Вы согласны?" Некоторые могут протестовать. Кто-нибудь, может, скажет: "Я виолончелист, фортепианная музыка меня не интересует, и я в ней не понимаю аппликатуры". Тогда я исхожу из желания большинства» [2, с. 108].

Наиболее значимыми предметами анализа Мессиана в разное время стали следующие произведения:

- для оркестра: симфонии № 35, 40, 41 Моцарта, симфонии № 3, 5, 7, 9 Бетховена, «Фантастическая симфония», «Гарольд в Италии» Берлиоза, «Послеполуденный отдых Фавна», «Море», ноктюрны Дебюсси, «Музыка для струнных ударных и че-

о

лесты» Бартока, «Пасифик 231», «Рэгби», Симфония для струнного оркестра и трубы Онеггера;

- для хора и оркестра: Месса «Нотр-Дам» Г. де Машо, Мадригалы Монтеверди, Месса си-минор И.С. Баха, «Ромео и Джульетта» Берлиоза, «Мученичество святого Себастьяна» Дебюсси, «Симфония псалмов» Стравинского;

- для хора a cappella: «Весна» К. Лежёна;

- для фортепиано: 22 фортепианных концерта Моцарта, 32 фортепианные сонаты Бетховена, 24 фортепианные прелюдии, этюды, баллады Шопена, «Крейсле-риана» и «Новелетты» Шумана, «Иберия» Альбениса, «Эстампы», «Образы», «Отражения в воде», фортепианные прелюдии и этюды Дебюсси, «Ночной Гаспар», «Моя матушка Гусыня» Равеля;

- оперы: «Орфей», «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Кастор и Поллукс», «Ипполит и Арисия», «Дардан», «Платея» Рамо, «Дидона и Эней» Пёрселла, «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Бенве-нуто Челлини» Берлиоза, «Кармен» Бизе, «Манон» Массне, «Золотой петушок» Рим-ского-Корсакова, тетралогия «Кольцо ни-белунга», «Парсифаль», «Мейстерзингеры», «Тристан и Изольда» Вагнера, «Ариана и Синяя Борода» П. Дюка, «Борис Годунов» Мусоргского, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Антигона» Онеггера;

- оратории: «Сотворение мира» Гайдна, «Царь Давид», «Юдифь» Онеггера;

- балеты: «Игры» Дебюсси, «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Петрушка», «Весна священная», «Свадебка» Стравинского.

Помимо вышеперечисленных произведений, Мессиан анализировал «экзотическую» музыку - африканскую, японскую, индийскую. Он не обходил вниманием и современные сочинения, среди которых значительное место занимали произведения Веберна (Вариации для фортепиано op. 27), Шёнберга («Лунный Пьеро», Вариации для оркестра op. 31), Берга («Воццек», «Лирическая сюита», Концерт для скрипки с оркестром), Вареза, Вышнеградского, Булеза (Соната для фортепиано №2), Ксе-накиса («Метастазис»), а также собственные его работы: «Три маленькие литургии Божественного присутствия», «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», Четыре ритмических этюда, прелюдии для фортепиано, «Органная книжечка», «Туранга-лила-симфония», «Экзотические птицы», «Каталог птиц», «Видения Аминя», «Вознесение», Месса Пятидесятницы. На вопрос Клода Самюэля, не являлся ли революционным экскурс в авангардистскую музыку,

Мессиан ответил следующее: «Все, что я делаю, - революционно. Проанализировать 22 фортепианных концерта Моцарта - это тоже революция, потому что об этом никогда не говорили на Мадридской улице»* [7, р. 299].

В результате изучения большого объема и многообразия музыкального материала каждый год являлся для учеников в высшей степени плодотворным. Мессиан показывал то, что считал самым лучшим, важным, ярким, достойным внимания и часто не умещался в строгие академические рамки учебных программ, установленные в 1950-х гг. дирекцией консерватории**.

Углубленный разбор музыкальных композиций. Все избранные темы и произведения глубоко прорабатывались на занятиях. Мессиан мог надолго остановиться на одном фрагменте, слове, модуляции. «Его разбор знакомил с каждым элементом авторского языка, анализируемого в диахроническом видении, соединяющем эстетическую принадлежность и время создания» [5, р. 515], - вспоминает Поль Мефано. Несмотря на детализацию, материал воспринимался учениками с большим интересом.

Анализируя произведение, Мессиан стремился выделить то, что являлось его двигательной силой, что содержало сущность музыкальной идеи. Он учил слушать и видеть музыкальные структуры. Если речь шла о григорианском хорале, Мес-сиан требовал от своих учеников умения читать невмы, рассказывал то, что они должны знать о старинных ладах. По воспоминанию Одиля Вивье, он «старался насытить каждого из нас мелодическими фрагментами настолько, чтобы они полностью остались в нас. Так он воспитывал наш ум» [4, р. 183].

Время, отводимое для изучения того или иного сочинения, зависело от консерваторской программы, а также от степени

* На Мадридской улице до 1991 г. находилось здание Парижской высшей национальной консерватории.

** В 1954 г. руководство Парижской консерваторией перешло к Марселю Дюпре, который придерживался консервативных взглядов в вопросах модернизации образовательного процесса. Так, например, новый директор наложил запрет на изучение сочинений современных композиторов -Вареза, Веберна, Стравинского и др. Тем не менее благодаря виртуозному мастерству переключения с одного произведения на другое и прекрасному владению музыкальным материалом Мессиану удавалось объединить на занятиях творчество признанных классиков и современников.

важности, которую Мессиан придавал анализируемому материалу. В некоторых случаях педагог мог уделить незначительное внимание произведению в ходе его разбора, делая акценты только на отдельных фрагментах.

Изучение произведения в рамках культурно-исторического контекста эпохи. Разбор произведения проводился с учетом культурно-исторического контекста эпохи. Выяснялась психологическая атмосфера, в которой произведение возникло, события, влиявшие на его создание; освещалась историческая обстановка, сложившаяся на тот момент, социальный контекст, развивавшийся вокруг автора.

Выявление признаков оригинальности произведения. В каждом музыкальном произведении Мессиан стремился выделить то, что определяло его новаторство. Он указывал в первую очередь на такие элементы, которые интересны и актуальны сегодня. Педагог всегда ориентировался на то, что может послужить предметом изучения для современного композитора. Особенностью аналитического подхода Мессиана являлось заострение внимания на ритмической стороне музыки, поскольку именно «ритм представлялся самой важной чертой музыки XX века, выделяющей наше время в сравнении с предшествующим» [7, р. 123]. Так, например, Мессиан считал, что произведения Моцарта обнаруживают поразительное ритмическое богатство, вследствие чего могут возникать трудности при их исполнении. Мессиан подразделяет ритмические группы у Моцарта на «мужские» и «женские». «Первая группа представляет собой взлет, завершающийся устоем, совершенно так же, как тело и характер у мужчин. "Женская" группа более гибкая, как тело и характер женщины. Она включает подготовительный этап, который называется "анакрузой", довольно яркую акцентированную вершину и постепенный спад ("безмолвие" или "окончание", состоящее из одного или нескольких звуков, из одной или нескольких длительностей). Моцарт часто использовал эти ритмические группы, и несоблюдение точного места акцентов полностью разрушает его музыку. Именно по этой причине существуют плохие исполнения произведений Моцарта, так как большинство музыкантов недостаточно хорошо обучены ритму, чтобы правильно определять места акцентов» [7, р. 104].

Качественно «новым» в плане ритма произведением Мессиан считал «Весну священную» Стравинского. На осно-

ве ритмики данного сочинения педагог вывел в начале 1940-х гг. оригинальную концепцию «ритмических персонажей», суть которой заключается в ритмическом развитии тем путем добавления или изъятия определенного числа длительностей и сочетание этих изменяемых тем друг с другом. Обратимся к словам Мессиана: «Ритмических персонажей может быть несколько. Представим себе театральную сцену с тремя героями: первый активен, он атакует второго; второй пассивен, его действия зависят от первого героя; наконец, третий присутствует при столкновении, но бездействует. Если мы перенесем эту метафору в область ритма, то получим три ритмические группы: первая, где длительности все время возрастают, -атакующий персонаж; вторая, где длительности уменьшаются, - атакуемый персонаж; третья, где длительности не изменяются, -неподвижный персонаж» [7, р. 106]. По мнению Мессиана, пример «ритмических персонажей» ярко продемонстрирован Стравинским в балете «Весна священная» в таких номерах, как «Величание избранной» и «Священная пляска».

В отношении ритмических поисков и новшеств показательны также сочинения самого Мессиана, например, Четыре ритмических этюда, «Органная книжечка», «Хронохромия», которые педагог анализировал в ходе занятий в консерватории.

Установление ассоциативных связей между произведениями разных стилей и эпох. Одной из отличительных черт деятельности Мессиана-педагога являлось умение обнаружить посредством анализа ассоциативные связи между различными сочинениями. Учебный год в его классе никогда не начинался с изучения григорианского хорала и не заканчивался знакомством с современной музыкой. Мессиан обладал педагогическим мастерством переключения с одного произведения на другое, при этом в своих рассуждениях он никогда не ограничивался рамками одной эпохи или одного жанра. Если разговор шел о «Пел-леасе и Мелизанде» Дебюсси, обсуждение могло коснуться сочинений Мусоргского («Борис Годунов») или Монтеверди («Орфей»). В доказательство своих слов Месси-ан мгновенно приводил многочисленные примеры на фортепиано. По воспоминаниям Ги Ребеля, в ходе анализа того или иного произведения «он останавливался в нерешительности на какой-либо детали, затем говорил: "Посмотрите, это, как в Третьей симфонии Шумана, вот такой фрагмент..." и играл» [4, р. 185]. Когда Мес-

о

сиан обращался к фортепианным сонатам Бетховена, он устанавливал необыкновенные связи между ними и музыкой Дебюсси, которая представлялась ему как «далекое завершение бетховенского сочинения» [4, р. 186], обнаруживал сходства между григорианским хоралом и темами квартетов Моцарта. Мишель Декуст сообщает, что во время разбора одной из баллад Шопена у Мессиана появлялись ассоциации даже с электроакустической музыкой [4, р. 185]. Такая концепция сравнительного анализа восхищала многих учеников, в том числе Жильбера Ами: «Перед нами было целостное сооружение, никогда не возникало исторического обрыва, все воспринималось обобщающим взглядом. Естественно, что мы были абсолютно очарованы подобным подходом» [6, р. 18].

Таким образом, представляя своим ученикам наиболее полную картину всей музыкальной истории, Мессиан старался доказать, что возможно выявить общности между произведениями, написанными в разных жанрах и в разное время.

Доскональное знание произведения. Выдающаяся способность Мессиана сопоставлять различные композиции была обусловлена его уникальной музыкальной памятью и необъятной эрудицией. По мнению Ги Ребеля, «Мессиан знал наизусть весь репертуар и никогда не хвастался этим. Он читал многое наизусть, слово в слово. И порой эти связи, которые он устанавливал между музыкой, такой разной, являлись результатом анализа данного мгновения, поскольку он жил этим» [2, р. 186]. В дополнение к высказыванию Ги Ребеля следует отметить, что на занятиях Мессиан цитировал многих поэтов, в том числе Шекспира, Верлена, Бодлера, Малларме.

Умение доступно донести до слушателя суть музыкальных явлений. Мессиан обладал особой манерой выражаться. Существует множество способов описать явление,

Список литературы:

событие, процесс. Если говорить о музыке, то можно использовать поэтический язык, что само по себе красиво. Можно применять понятийный аппарат теории музыки, оперируя различными музыкальными терминами, использовать философский или метафизический подходы. Мессиан же говорил о музыке метафорично. Чтобы объяснить музыкальную идею, ему удавалась немедленно найти выразительные образы, построенные на аналогиях и ассоциациях. «Его словарь был очень точным в плане техническом, но всегда простым» [4, р. 188].

Следует обозначить и такую особенность аналитической деятельности Мес-сиана, как эпизодические отступления в сторону воспоминаний о своей жизни, навеянных тем или иным произведением.

В ряде случаев в ходе анализа отдельных сочинений для придания большей глубины своим умозаключениям Мессиан проводил параллели между музыкой и автобиографическими событиями. Так, например, он приостанавливал анализ и говорил: «Вы знаете, в этом произведении такая удивительная атмосфера, что я не могу не рассказать вам о моей давней встрече с Элдером Камара, который меня очень интересовал...» [4, р. 187] Мессиан также доверял ученикам свои мечты и фантазии. «Когда мы просыпаемся, кажется, что происходят вещи, которые мы понимаем, но мы не в силах их объяснить. Так обстоит дело и с музыкой» [4, р. 187].

Таким образом, благодаря различным музыкально-аналитическим принципам и установкам, разработанным и использованным в своей педагогической деятельности, Мессиан мог широко и многогранно знакомить учеников с творчеством классических и современных композиторов, а также с музыкальной культурой восточных стран - Индии, Японии, помогая тем самым обрести обширные знания и вступить на самостоятельный путь в искусстве.

[1] Век Мессиана: сборник статей / Под ред. К.В. Зенкина, Т.С. Кюрегян. - М.: Московская консерватория, 2011. - 272 с.

[2] Самюэль К. Беседы с О. Мессианом // Советская музыка. - 1982, № 2. - С. 105-109.

[3] Цареградская Т.В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. - М.: Классика-XXI, 2002. - 375 с.

[4] Boivin J. La classe de Messiaen. - Paris: Christian Bourgois, 1995. - 483 p.

[5] Halbreich H. Olivier Messiaen. - Paris: Fayard / Sacem, 1980. - 532 p.

[6] Messiaen au Conservatoire. - Paris: CREC, 2008. - 288 p.

[7] Samuel C. Permanences d'Olivier Messiaen. - Paris: Actes Sud, 1999. - 488 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.