Научная статья на тему 'ПРИСПОСОБЛЕНИЕ САНИТАРНОЙ МАШИНЫ УАЗ-450а ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ '

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ САНИТАРНОЙ МАШИНЫ УАЗ-450а ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
16
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИСПОСОБЛЕНИЕ САНИТАРНОЙ МАШИНЫ УАЗ-450а ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ »

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 614.71 : 551.510.04

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ САНИТАРНОЙ МАШИНЫ УАЗ-450а ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

Канд. мед. наук В. И. Близеев

Ангарский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

I

Ф щ •

Изучение загрязнения атмосферного воздуха населенных мест связано с рядом технических трудностей, возникающих при отборе проб в полевых условиях, особенно в холодное время года.

Предлагаемое нами приспособление санитарной машины УАЗ-450а для отбора проб атмосферного воздуха в полевых условиях значительно облегчает эту работу.

Приспособление основано на устройстве съемной приборной панели, закрепляемой вместо носилок на кронштейнах кузова. Автомобильный двигатель используют в качестве аспиратора, а также для обогрева зимой аспирированного атмосферного воздуха в водяном (от принудительной системы охлаждения двигателя) или в воздушном (от системы отопления кузова автомобиля) теплообменнике (рис. 1, 2).

Съемную приборную панель изготовляют из дюймовой водопроводной трубки, изогнутой в профильно-фронтальной плоскости в форме трапециевидной рамы.

На боковых концах рамы приварены под прямым углом по 2 выступа двухдюймовых трубок (1), соответствующих расположению кронштейнов кузова, т. е. верхние на поперечном расстоянии в 152 см, нижние—¡62 см, при вертикальном расстоянии одного выступа от другого 50 см. В средней горизонтальной плоскости рамы приварена металлическая полка (2), на которой жестко шурупами закрепляют 4—6 водяных реометров-индикаторов (3), снятых с чугунных подставок. Для крепления р.еометров на металлической полке сверлят в прямоугольном порядке 5x9,5 см по 4 отверстия для шурупов диаметром 5 мм и одно в центре — 50 мм для винта диафрагмы каждого реометра (4).

Кроме того, в середине и с тыльной стороны металлической полки, а также к верхней поперечной части рамы приваривают трубчатые гребенки (5) с 4—6 патрубками диаметром 8—10 мм.

Для крепления поглотительных приборов лапчатыми держателями выше над полкой приваривают к раме поперечный металлический прут толщиной не более 12 мм (6). Выше приварен металлический теплообменник (7) типа лабораторного водяного холодильника.

Приборная панель по описанной схеме может быть изготовлена в любой слесарной мастерской. После окрашивания панели масляной краской на металлической полке укрепляют водяные реометры (3), на

%

%

входные отверстия каждого надевают резиновые трубки длиной 50—70 см, а выходные отверстия соединяют соответственно с каждым патрубком нижней трубчатой гребенки; здесь на соединительной рези-

Рис. 1. Рабочее положение съемной приборной панели в кузове автомашины УАЗ-450а.

Пояснения в тексте.

Рис. 2. Схема съемной приборной панели.

Пояснения в тексте.

новой трубке обязателен винтовой зажим (8) для регулировки скорости просасывания воздуха. Свободный патрубок нижней трубчатой гребенки присоединяется резиновым шлангом (9) к всасывающему коллектору двигателя (10) в момент установки панели в кузове авто-

мобиля. На патрубки верхней трубчатой гребенки также надевают свободные концы резиновой трубки длиной 50—70 см, с помощью которых соединяют входные отверстия поглотителей (11).

Свободный патрубок верхней трубчатой гребенки соединяют с выходным отверстием теплообменника (7), входное отверстие которого длинным резиновым шлангом присоединяется к стеклянной воронке (12), укрепляемой в момент отбора проб на метровой штанге впереди ветрового стекла кабины автомобиля.

Устройство автомобильного аспиратора весьма просто. На всасывающем коллекторе двигателя имеется закрытое болтом отверстие для слива излишков бензина. Вместо болта требуется ввинтить двуходовой металлический кран, к которому присоединен выведенный в кузов автомобиля резиновый шланг. При открытом кране как на холостом ходу, так и при движении автомобиля происходит аспирация воздуха, скорость которой регулируют винтовыми зажимами (8) для каждого реометра до требуемой величины (от 1 до 100 л/мин).

Опыт эксплуатации установки показывает, что поступление воздуха в коллектор, минуя воздухоочиститель, не мешает работе двигателя.

Несложно также устройство обогрева зимой холодного аспири-руемого наружного воздуха. При воздушном теплообменнике оно заключается в постоянном просасывании горячего воздуха системы отопления кузова автомобильным аспиратором. Для этого необходимо присоединить теплообменник (7) к одному из патрубков нижней трубчатой гребенки (5), другим резиновым шлангом с воронкой соединить систему отопления кузова (12).

При водяном обогреве теплообменник присоединяют резиновыми шлангами к принудительной системе охлаждения двигателя (температура достигает 92—95°). Для этого в резиновом шланге, отводящем воду от блока двигателя к радиатору, устраивают 2 тройника с отверстиями диаметром 40 и 10 мм, которые присоединяют резиновыми трубками к теплообменнику (7). Между тройниками на шланг накладывают большой винтовой зажим. Горячая вода из блока двигателя в радиатор частично возвращается через теплообменник (7). Описанное приспособление может с успехом использоваться и для автомашины

ПАЭ-653.

Поступила 3/1 1963 г.

УДК 576.851.55.097.093.1

УЛАВЛИВАНИЕ АЭРОЗОЛЯ БОТУЛИНИЧЕСКОГО ТОКСИНА

С ПОМОЩЬЮ ПЕНОЖЕЛАТИНОВОГО ФИЛЬТРА

Капитан медицинской службы В. М. Хилько

Кафедра микробиологии Военно-медицинской ордена Ленина академии им. С. М. Кирова

Целью настоящей работы явилась попытка использовать желатиновый фильтр для улавливания аэрозоля ботулинического токсина с дальнейшей идентификацией его путем постановки биологической пробы на белых мышах.

Опыты проводили в герметической камере конструкции В. М. Никитина и А. М. Яковлева (см. рисунок). Объем камеры составлял 134 л. В момент опыта регистрировали атмосферное давление, температуру и относительную влажность в камере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.