Научная статья на тему 'Присоединение России к ОЭСР: особенности гармонизации правового регулирования оборота химических веществ'

Присоединение России к ОЭСР: особенности гармонизации правового регулирования оборота химических веществ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
315
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЭСР / ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА / ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ ДАННЫХ / ТЕСТИРОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ / СИСТЕМА MAD / НАДЛЕЖАЩАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ПРАКТИКА / НЛП / ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТА / OECD / CHEMICALS / MUTUAL ACCEPTANCE OF DATA IN THE ASSESSMENT OF CHEMICALS / GOOD LABORATORY PRACTICE / MAD SYSTEM / GLP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефимова Нина Александровна

В исследовании анализируются международные стандарты ОЭСР по регулированию оборота химических веществ. Рассмотрено состояние российского законодательства сточки зрения готовности соответствовать требованиям ОЭСР. Акцентируется вниманиена необходимости реализации определенных задач, сформулированных автором, в целях приведения российского законодательства стандартам ОЭСР, в том числе для ускоренияпроцесса присоединения России к данной международной организации. Обозначенное позволит получить одобрение Комитета ОЭСР по химическим веществам в отношении проводимой политики в России по регулированию химических веществ, что положительноотразится на общей оценке Совета ОЭСР о готовности России стать членом ОЭСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ефимова Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s accession to the OECD: features of chemicals legislative harmonization

The study analyzes the OECD international standards for chemicals regulation. The authorconsiders to what extent the legislation in Russia meets the requirements of the OECD andformulates specific tasks that are needed to be accomplished in order to bring the Russianlegislation into harmony with the OECD standards as well as to speed up the process of Russia’saccession to this international organization. Accomplishment of the tasks will allow Russia to getapproval from the OECD Chemicals Committee and will make a positive impact on the overallassessment of the OECD Council on Russia’s readiness to access the OECD.

Текст научной работы на тему «Присоединение России к ОЭСР: особенности гармонизации правового регулирования оборота химических веществ»

Присоединение России к ОЭСР: особенности гармонизации правового регулирования оборота химических веществ

Комплексное понимание негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, к которому приводит воздействие химических веществ в результате их использования фактически во всех видах промышленности, формировалось постепенно и беспощадно: разрушенные экосистемы, резкое увеличение различных нарушений здоровья человека и смертельных заболеваний способствовали признанию необходимости международного регулирования химических веществ.

Глобальный подход по регулированию химических веществ был сформирован в 2006 году в рамках конференции, организованной Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) совместно с ВОЗ, МОТ, ФАО, ПРООН, ЮНИДО, ЮНИТАР, Всемирным Банком, а также ОЭСР. Более 100 государств мира 6 февраля 2006 г., во время I сессии Международной конференции по регулированию химических веществ (МКРХВ) в Дубай, одобрили Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ), в рамках которого предполагается рациональное регулирование химических веществ, что позволит к 2020 году минимизировать существенное негативное воздействие химикатов на здоровье человека и окружающую среду.

Следует отметить, что в ОЭСР с 1978 года реализуется Программа по контролю химических веществ и с целью ее реализации сформирован специальный орган - Коми -тет по химическим веществам. Основной фокус программы - защита здоровья человека и окружающей среды с точки зрения химической безопасности; предотвращение образования нетарифных барьеров в торговле; содействие гармонизации систем регулирования химических веществ среди стран-членов и не членов.

Проводимая работа позволила внедрить эффективные инструменты, благодаря которым достигаются основные цели ОЭСР в области регулирования химических веществ.

Н.А. Ефимова

УДК 341.2 : 349.6 ББК 67.412 : 67.407 Е- 912

Так, реализуется тестирование, оценка, систематическое изучение существующих и новых химических веществ, включая наноматериалы; сформированы регистры выбросов и переноса загрязнителей среди членов и не членов Организации; ведется работа по предупреждению химических аварий; обеспечивается минимизация загрязнений особо опасными химическими веществами окружающей среды (ртуть, свинец, ПХБ); внедрено информационное взаимодействие, в том числе в отношении экспорта запрещенных или строго ограниченных химических веществ и др. Также в рамках программы ОЭСР активно способствует достижению целей и задач, поставленных в рамках СПМРХВ.

Таким образом, деятельность ОЭСР, направленная на безопасность химических веществ ОЭСР, реализуется достаточно давно и успешно, что обусловлено, в том числе ее пристальным вниманием к охране окружающей среды с самого начала функционирования данной международной организации.

Одним из основных достижений ОЭСР в сфере международного регулирования оборота химических веществ является внедрение системы взаимного признания данных, полученных при тестировании химических веществ (далее - система MAD).

В 1970 -х годах ОЭСР пришла к выводу, что тестирование химикатов представляет собой трудоемкий и дорогостоящий процесс, повторные испытания химических веществ и их тестирование в нескольких странах приводит к лишним издержкам. В результате в 1981 году ОЭСР приняла решение, согласно которому сведения о безопасности химических веществ, полученные в государстве-члене ОЭСР с учетом Руководящих принципов испытаний и принципов надлежащей лабораторной практики (НЛП), разработанных ОЭСР, могут быть приняты в других странах-членах организации. Система MAD базируется на высоких требованиях к тестированию химических веществ1, представляет собой основу информации по оценке рисков для здоровья человека и окружающей среды. Кроме того, система способствует сокращению количества животных, используемых при тестировании, а также экономит временные и финансовые издержки, так как исключает необходимость дублирования проведенных испытаний в другой стране - члене ОЭСР. Так, по оценкам ОЭСР, благодаря системе MAD, ее участники экономят более 153 млн евро ежегодно2. По мнению Генерального секретаря ОЭСР Анхеля Гуррии: «Страны, участвующие в системе MAD уверены, что тесты химической безопасности, полученные в других странах, имеют высокое качество. Это умень-

1 Должны использоваться Стандарты ОЭСР для методов испытаний (Рекомендации ОЭСР по тестированию) и качества данных (ОЭСР Принципы надлежащей лабораторной практики)

2 URL: http://www.oecd.org/env/ehs/47813784.pdf, http://www.oecd.org/env/48943696.pdf (дата обращения 10.04.2014)

шает необходимость дублирования испытаний, экономит расходы и устраняет потенциальные нетарифные торговые барьеры»3.

Все страны-члены ОЭСР являются приверженцами данной системы. С 1997 года система MAD открыта для стран - не членов ОЭСР, в результате чего данные полученные в этих странах - не членах принимаются в странах ОЭСР для целей оценки.

Первой страной - не членом, ставшей участником системы MAD с 2010 года, является Сингапур. Позднее к данной системе присоединились Южная Африка, затем Индия. В 2013 году присоединилась Малайзия. Также участниками системы MAD являются Аргентина и Бразилия4. Таиланд - предварительный приверженец системы. Указанный статус обусловлен особым порядком внедрения системы MAD в странах-не членах: сперва страна-не член осуществляет ее предварительное соблюдение в рамках которого тестирование химических веществ проводится с использованием стандартов ОЭСР для методов испытаний (Рекомендации ОЭСР по тестированию) и качества данных (Принципы надлежащей лабораторной практики ОЭСР). Параллельно осуществляется работа со странами ОЭСР, направленная на адаптацию программ мониторинга соблюдения надлежащей лабораторной практики с целью ее гармонизации используемым подходам в других странах-членах. В данный период страна-не член принимает данные по химическим веществам от членов ОЭСР и других приверженцев системы MAD. Позднее группа экспертов из трех членов ОЭСР оценивают программу мониторинга соблюдения принципов надлежащей лабораторной практики стран, не являющихся членом, и на основе результатов данной проверки Совет ОЭСР может пригласить предварительного приверженца стать полноправным участником системы МАD, имеющим равные с членами права и обязанности5.

Следует отметить, что одно из условий присоединения России к ОЭСР - наличие в стране лабораторий, работающих на основе принципов НЛП и взаимное признание результатов тестирования химических веществ между странами-членами ОЭСР и странами-не членами, приверженцами системы MAD, с момента присоединения. Комитет по химическим веществам представит Совету ОЭСР свое официальное мнение относительно готовности и возможности Российской Федерации принять на себя связанные с членством обязательства. Данный комитет является одним из основных комитетов ОЭСР, чье положительное заключение является обязательным для получения Россией статуса члена Организации.

3 URL: http://www.oecd.org/env/ehs/malaysia-joins-oecd-agreement-on-mutual-acceptance-of-chemical-safety-data.htm (дата обращения 10.04.2014)

4 Полное соблюдение только в отношении промышленных химических веществ, пестицидов и биоцидов

5 Рекомендации Совета ОЭСР о приверженности стран-не членов документам Совета ОЭСР по взаимному признанию данных по оценке химических веществ С(81)30FINAL. C(89)87 FINAL

В настоящее время в России проводится работа по реализации требований ОЭСР в данной сфере. Принята национальная программа реализации принципов надлежащей лабораторной практики ОЭСР в деятельности российских испытательных центров (лабораторий)6. Целью программы является создание условий для взаимного признания Россией и странами ОЭСР результатов исследований, выполненных в соответствии с указанными принципами.

Обозначенное необходимо, так как обеспечение взаимного признания результатов исследований (внедрение системы MAD) возможно только при реализации в государстве надлежащей лабораторной практики, а также подтверждения ее соответствия требованиям Организации согласно установленной процедуре.

В России в настоящее время не применяются руководство ОЭСР по испытаниям и принципы ОЭСР по надлежащей лабораторной практике. Принципы НЛП внедряются в качестве межгосударственных стандартов, введенных в 2010 и 2013 годах7. Следует отметить опыт Евросоюза, который демонстрирует обязательный характер соблюдения принципов НЛП при проведении тестирования химических веществ. Так, с 1987 г. сформированные ОЭСР принципы были включены в нормативную базу Евросоюза. Например, национальные требования НЛП, помимо США, закреплены в Великобритании, Японии, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Южной Корее и др. странах Евросоюза.

Так же отсутствует закрепление на законодательном уровне обязательного порядка взаимного признания результатов оценки свойств отдельных видов химической продукции, если данная оценка осуществлялась в соответствии с руководствами ОЭСР по испытаниям и принципами ОЭСР по надлежащей лабораторной

6 Национальная программа реализации принципов надлежащей лабораторной практики ОЭСР в деятельности российских испытательных центров (лабораторий) в области неклинических лабораторных исследований объектов, содержащихся в пестицидах, косметической продукции, лекарственных средствах для медицинского применения, лекарственных средствах для ветеринарного применения, пищевых и кормовых добавках, а также в химических веществах промышленного назначения. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2603-р. Программой установлены Мероприятия по ее реализации, а также Примерная структура ведомственной программы реализации принципов надлежащей лабораторной практики в деятельности российских испытательных центров (лабораторий)

7 Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 2067-р. Включает в себя: ГОСТ 31879-2012 «Принципы надлежащей лабораторной практики (GLP). Руководство по процедурам мониторинга соответствия Принципам GLP»; ГОСТ 31880-2012 «Принципы надлежащей лабораторной практики (GLP). Руководство по проведению инспекций испытательных центров и аудитов исследований»; ГОСТ 31900-2012 «Принципы надлежащей лабораторной практики (GLP). Руководство по подготовке отчетов об инспекциях испытательных центров». ГОСТ Р 53434-2009 «Принципы надлежащей лабораторной практики», разработанный на основе Руководства Совета ОЭСР № 1, введен в действие с 1 марта 2010 г.; другие документы вступили в силу с 1 января 2013 г.

практике. Имеется проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с применением принципов надлежащей лабораторной практики», который предусматривает внесение изменения в группу федеральных законов^ но в данном проекте фактически не регламентируется порядок признания заявления другой страны-члена ОЭСР о том, что данные по испытаниям получены в соответствии с принципами НЛП, если такая другая страна действовала согласно требованиям ОЭСР. Обозначенное, в том числе обусловлено положениями Соглашения Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 200S года «О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер» в рамках которого установлено, что стороны соглашения признают результаты лабораторных исследований, полученных за пределами единой таможенной территории, только в том случае, если все стороны присоединились к соответствующим международным договорам (статья 9 Соглашения).

Обозначенное препятствует полноценному внедрению системы MAD в России. Вместе с тем, Решением КТС от 2 марта 2011 года № 564 одобрен проект Правил надлежащей лабораторной практики Таможенного союза и принято решение провести внутригосударственные процедуры по согласованию документа. Вместе с тем, в рамках данного документа речь идет о признании на единой таможенной территории результатов исследований, выполненных в лабораториях, соответствующих принципам НЛП, но в отношении веществ, содержащихся в лекарственных средствах. В настоящее время в рамках ЕЭК между партнерами по ТС и ЕЭП ведется работа, направленная на достижение договоренностей по обеспечению выполнения Россией своих обязательств по признанию результатов лабораторных исследований, выполненных в соответствии с принципами надлежащей лабораторной практики ОЭСР, после присоединения к данной международной организации. При положительном результате обозначенное позволит России полноценно исполнять свои обязательства как в рамках региональной интеграции, так и в ОЭСР.

До принятия федерального закона, регулирующего отношения по признанию и последующей оценке соответствия лабораторий (центров) названным принципам, указанные признание и оценка осуществляются по инициативе лабораторий (центров) в добровольном порядке Росаккредитацией9. С учетом того, что основой Программы принципов надлежащей лабораторной практики является единство применяемых подходов и методов, за счет применения документов ОЭСР в

S ФЗ «Об обращении лекарственных средств»; ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»; ФЗ «О техническом регулировании» и др.

9 Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1172 «О признании и об оценке соответствия испытательных лабораторий (центров) принципам надлежащей лабораторной практики, соответствующим принципам надлежащей лабораторной практики ОЭСР»// Собрание законодательства РФ”, 23.12.2013, N 51, ст. 6SS0

сфере НЛП (их порядка 150), оценка данного подхода, в частности, реализация мониторинга лабораторий на соответствие их принципам НЛП, будет учитываться ОЭСР в рамках оценки национальных программ НЛП, в том числе при принятии решения Комитетом по химическим веществам о готовности России соответствовать стандартам ОЭСР. Обозначенное следует учитывать России, в том числе при разработке законопроекта.

С учетом рассмотренного, можно заключить о текущем процессе внедрения в законодательство России стандартов ОЭСР в области оборота химических веществ, что в последствии позволит обеспечить взаимное признание результатов оценки свойств отдельных видов химической продукции в международном масштабе.

В целях исключения препятствий присоединения России к ОЭСР, необходимо принять имеющиеся проекты законов для полноценного внедрения системы MAD в национальную правовую систему, ориентируясь на основные документы ОЭСР в области регулирования химических веществ, в том числе с учетом разрешения данного вопроса между партнерами Таможенного союза и Единого экономического пространства. В этой связи целесообразно определиться с порядком внедрения принципов НЛП в России (обязательный или добровольный) учитывая международную практику и подтвердить соответствие применяемых принципов НЛП требованиям ОЭСР согласно процедуре, установленной в рамках Организации.

С учетом потенциального членства, а также в целях полноценного взаимодействия по вопросам внедрения системы MAD в правовую систему, России целесообразно установить взаимодействие с Комитетом по химическим веществам и его вспомогательными органами в рамках специальных форм взаимодействия ОЭСР со странами-не членами. Учитывая поступательный процесс интеграции России в международную систему оборота химических веществ, важно обеспечить разработку новых и более предметных национальных программ, направленных на проведение противоаварийных мероприятий, связанных с выбросом вредных веществ, и устранение их последствий; программ, направленных на снижение воздействия свинца на окружающую среду; программ по систематическому исследованию существующих химикатов с учетом соответствующих руководств и принципов ОЭСР (например, Руководства для подготовки обзоров по химикатам) в целях гармонизации национального законодательства стандартам ОЭСР в области регулирования химических веществ. Достижение указанных задач будет способствовать одобрению Комитетом по химическим веществам проводимой в России политики в данной сфере, что положительно отразится на общей оценке Совета ОЭСР о готовности России стать членом организации.

Также обозначенное позволит привести национальное законодательство в соответствие международным стандартам, благодаря чему Россия сможет расширить международные партнерские отношения в области оборота химических веществ

в качестве полноправного участника, что коррелирует приоритетным направлениями внешнеэкономической деятельности России, в том числе обозначенным в Стратегии 202010.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. N 47. ст. 5489 (Rasporjazhenie Pravitel’stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r «O Koncepcii dolgosrochnogo social’no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» // Sobranie zakonodatel’stva RF. 24.11.2008. N 47. st. 5489)

Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1172 «О признании и об оценке соответствия испытательных лабораторий (центров) принципам надлежащей лабораторной практики, соответствующим принципам надлежащей лабораторной практики ОЭСР»// Собрание законодательства РФ. 23.12.2013. N 51. ст. 6880 (Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 17.12.2013 N 1172 «O priznanii i ob ocenke sootvetstvija ispytatel’nyh laboratory (centrov) principam nadlezhashhej laboratornoj praktiki, sootvetstvujushhim principam nadlezhashhej laboratornoj praktiki OJeSR»// Sobranie zakonodatel’stva RF. 23.12.2013. N 51. st. 6880)

Решение N 564 Комиссии Таможенного союза «О проекте Правил надлежащей лабораторной практики Таможенного союза». Принято в г. Москве 02.03.2011 года. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (Reshenie N 564 Komissii Tamozhennogo sojuza «O proekte Pravil nadlezhashhej laboratornoj praktiki Tamozhennogo sojuza». Prinjato v g. Moskve 02.03.2011 goda. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tantPljus»)

Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2008 «О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер»// Бюллетень международных договоров. N 8. Август. 2012 (Soglashenie Pravitel’stv gosudarstv - chlenov Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva ot 25.01.2008 «O provedenii soglasovannoj politiki v oblasti tehnicheskogo regulirovanija, sanitarnyh i fitosanitarnyh mer»// Bjulleten’ mezhdunarodnyh dogovorov. N 8. Avgust. 2012)

Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2603-р «Об утверждении Национальной программы реализации принципов надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития в деятельности российских испытательных центров (лабораторий) в области неклинических лабораторных исследований

10 Согласно Распоряжению Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» к приоритетным направлениям внешнеэкономической деятельности России относится укрепление связей с быстроразвивающимися странами Азии, в том числе путем увеличения российского экспорта химической промышленности. Как отмечалось в исследовании, такие азиатские государства, как Малайзия, Сингапур, Таиланд, Индия и др. являются приверженцами системы MAD.

объектов, содержащихся в пестицидах, косметической продукции, лекарственных средствах для медицинского применения, лекарственных средствах для ветеринарного применения, пищевых и кормовых добавках, а также в химических веществах промышленного назначения» // Собрание законодательства РФ. 14.01.2013. N 2. ст. 134 (Rasporjazhenie Pravitel’stva RF ot 2S dekabrja 2012 g. N 2603-r «Ob utverzhdenii Nacional’noj programmy realizacii principov nadlezhashhej laboratornoj praktiki Organizacii jekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitija v dejatel’nosti rossijskih ispytatel’nyh centrov (laboratory) v oblasti neklinicheskih laboratornyh issledovanij ob#ektov, soderzhashhihsja v pesticidah, kosmeticheskoj produkcii, lekarstvennyh sredstvah dlja medicinskogo primenenija, lekarstvennyh sredstvah dlja veterinarnogo primenenija, pishhevyh i kormovyh dobavkah, a takzhe v himicheskih veshhestvah promyshlennogo naznachenija» // Sobranie zakonodatel’stva RF. 14.01.2013. N 2. st. 134)

Распоряжение Правительства РФ от S ноября 2013 г. N 2067-р «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых испытательными лабораториями (центрами) при проведении лабораторных исследований обеспечивает соответствие указанных испытательных лабораторий (центров) принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития»// Собрание законодательства РФ. 1S.11.2013. N 46. ст. 5960 (Rasporjazhenie Pravitel’stva RF ot S nojabrja 2013 g. N 2067-r «Ob utverzhdenii perechnja dokumentov v oblasti standartizacii, sobljudenie trebovanij kotoryh ispytatel’nymi laboratorijami (centrami) pri provedenii laboratornyh issledovanij obespechivaet sootvetstvie ukazannyh ispytatel’nyh laboratorij (centrov) principam nadlezhashhej laboratornoj praktiki Organizacii jekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitija»// Sobranie zakonodatel’stva RF. 1S.11.2013. N 46. st. 5960)

Рекомендации Совета ОЭСР о приверженности стран-не членов документам Совета ОЭСР по взаимному признанию данных по оценке химических веществ С(81)30FINAL, C(S9)S7 FINAL. URL: http://webnet.oecd.org/OECDACTS/Instruments/ ListByInstrumentDateView.aspx (дата обращения 7.04.2014) (Rekomendacii Soveta OJeSR o priverzhennosti stran-ne chlenov dokumentam Soveta OJeSR po vzaimnomu priznaniju dannyh po ocenke himicheskih veshhestv S(S1)30FINAL, C(S9)S7 FINAL.)

URL: http://www.oecd.org/env/ehs/47S137S4.pdf (дата обращения 10.04.2014)

URL: http://www.oecd.org/env/4S943696.pdf (дата обращения 10.04.2014)

URL: http://www.oecd.org/env/ehs/malaysia-joins-oecd-agreement-on-mutual-acceptance-

of-chemical-safety-data.htm (дата обращения 10.04.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.