Научная статья на тему 'Состояние и актуализация задач по совершенствованию научно-методологических и нормативно-правовых основ в области экологии человека и гигиены окружающей среды'

Состояние и актуализация задач по совершенствованию научно-методологических и нормативно-правовых основ в области экологии человека и гигиены окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
606
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ / ЭНДОКРИННЫЕ РАЗРУШИТЕЛИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) / ORGANIZATION FOR ECONOMIC COOPERATION AND DEVELOPMENT (OECD) / HUMAN ECOLOGY / ENVIRONMENTAL HEALTH / HARMONIZATION / CHEMICAL POLLUTION / HEALTH EFFECTS / ENDOCRINE DISRUPTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рахманин Ю. А., Синицына Оксана Олеговна

Проанализированы современные факторы, влияющие на здоровье населения. Показана растущая активность химического загрязнения объектов окружающей среды. Поэтому во избежание роста негативных последствий для здоровья и окружающей среды, вызываемых повышением уровней воздействия химических веществ, следует наращивать превентивный потенциал для решения этой комплексной проблемы и всемерного содействия рациональному регулированию химических веществ. Актуализированы проблемные вопросы гармонизации нормативной базы и нормативно-методических документов России. Предложены перспективные направления развития науки в области экологии человека и гигиены окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рахманин Ю. А., Синицына Оксана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and actualization of tasks to improve the scientific-methodological and regulatory frameworks in the field of human ecology and environmental hygiene

Contemporary factors that affect the health of the population have been analyzed. There was shown the growing activity of chemical pollution of the environment. Therefore, in order to prevent the growth of negative health and environment consequences caused by increased levels of exposure to chemicals preventive potential for solutions of this complex problem and all strenuous efforts to assist possibly of the sound management of the chemicals should be enhanced. Problematic issues of harmonization of the Russian normative and guidance documents have been actualized. Perspective directions of science development in the field of human ecology and environmental health are suggested.

Текст научной работы на тему «Состояние и актуализация задач по совершенствованию научно-методологических и нормативно-правовых основ в области экологии человека и гигиены окружающей среды»

дигиена и санитария 5/2013

Проблемные статьи

О Ю.А. РАХМАНИН, О.О. СИНИЦЫНА, 2013 УДК 614.7:001.8

Ю.А. Рахманин, О.О. Синицына

состояние и актуализация задач по совершенствованию научнометодологических и нормативно-правовых основ в области экологии человека и гигиены окружающей среды

ФГБУ «Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина» Минздрава России, 119121, Москва

Проанализированы современные факторы, влияющие на здоровье населения. Показана растущая активность химического загрязнения объектов окружающей среды. Поэтому во избежание роста негативных последствий для здоровья и окружающей среды, вызываемых повышением уровней воздействия химических веществ, следует наращивать превентивный потенциал для решения этой комплексной проблемы и всемерного содействия рациональному регулированию химических веществ. Актуализированы проблемные вопросы гармонизации нормативной базы и нормативно-методических документов России. Предложены перспективные направления развития науки в области экологии человека и гигиены окружающей среды.

Ключевые слова: экология человека, гигиена окружающей среды, гармонизация, химическое загрязнение, влияние на здоровье, эндокринные разрушители, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Yu. A. Rakhmanin, O.O. Sinitsyna - STATUS AND ACTUALIZATION OF TASKS TO IMPROVE THE SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL And REGuLATORY FRAMEwoRKS IN The Field of HuMAN Ecology And

environmental health

A. N. Sysin Research Institute of Human Ecology and Environmental Health, 119121, Moscow, Russian Federation

Contemporary factors that affect the health of the population have been analyzed. There was shown the growing activity of chemical pollution of the environment. Therefore, in order to prevent the growth of negative health and environment consequences caused by increased levels of exposure to chemicals preventive potential for solutions of this complex problem and all strenuous efforts to assist possibly of the sound management of the chemicals should be enhanced. Problematic issues of harmonization of the Russian normative and guidance documents have been actualized. Perspective directions of science development in the field of human ecology and environmental health are suggested.

Key words: human ecology, environmental health, harmonization, chemical pollution, health effects, endocrine disruptors, Organization for Economic Cooperation and Development (OECD)

Анализ стратегических рисков в Российской Федерации, представляющих угрозу безопасности государства, показал, что одно из первых мест занимают риски здоровью населения. Их можно разделить на следующие группы:

1) социальные риски, связанные с уровнем и образом жизни, неблагоприятной социальной обстановкой, обусловленные влиянием генетических и биологических факторов, состоянием системы здравоохранения;

2) риски воздействия различных факторов среды обитания (химических, микробиологических, физических, производственных) на здоровье населения;

3) риски, обусловленные воздействием на здоровье аварийных выбросов и сбросов опасных химических и радиоактивных веществ, опасных отходов;

4) риски, связанные с опосредованным воздействием вредных факторов через экологические системы.

Вопросы минимизации этих видов рисков имеют непосредственное отношение к проблеме экологии человека и гигиены окружающей среды.

Одной из приоритетных задач социально-эконо-

Для корреспонденции: Синицына Оксана Олеговна, lab-tox430@mail.ru

мического развития Российской Федерации является усиление и совершенствование мер, направленных на профилактику и снижение распространенности экологически зависимых заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии, в том числе минимизация риска воздействия неблагоприятных факторов среды обитания (как природного характера, так и антропогенного) на население. Поэтому неслучайно одним из 14 приоритетных направлений научных исследований в области инновационного развития здравоохранения (научных платформ), указанных в Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации до 2025 г. [1], утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2580-р, является создание системного подхода к формированию «профилактической среды» как основы общественного здоровья (научная платформа «профилактическая среда»).

В рамках поставленных Стратегией задач в настоящее время активизируется сотрудничество российских специалистов, работающих в области экологии человека и гигиены окружающей среды, с международными организациями (ВОЗ, ЮНЕП, ОЭСР), направленное на гармонизацию отечественных и зарубежных научнометодологических и нормативно-методических основ.

4

Таблица 1

Основные группы болезней, связь которых с химическим воздействием доказана или предполагается [5]

Заболевания/группы болезней Примеры воздействия Примеры последствий для здоровья, ассоциированные с воздействием

Инфекции и хронические заболевания органов дыхания Профессиональное воздействие пыли, газов, раздражающих веществ, дыма Хроническая обструктивная болезнь легких

Пассивное курение; профессиональное воздействие чистящих средств, пестицидов, средств для укладки волос и т. п. Развитие астмы или ее обострения

Пассивное курение Острые инфекции нижних дыхательных путей

Профессиональное воздействие асбеста, металлической пыли, взвешенных веществ (РМ) Асбестоз, бронхит, пневмокониоз, силикоз

Пренатальные нарушения Воздействие во время беременности пестицидов, фталатов и других веществ Низкая масса тела детей при рождении и преждевременные роды

Врожденные аномалии Воздействие во время беременности пестицидов, полихлорированных бифенилов, полихлорированных дибензофуранов, свинца, ртути, других эндокринных разрушителей Различные врожденные дефекты

Заболевания крови Свинец, мышьяк, нафталин, бензол Анемия, метгемоглобинемия

Онкологические заболевания Профессиональный контакт с канцерогенными веществами; аф-латоксины в пищевых продуктах; пассивное курение; загрязнение атмосферного воздуха частицами углерода, взвешенными веществами (РМ); ассоциируются с полициклическими ароматическими углеводородами, асбестом, мышьяком, летучими органическими соединениями, такими, как бензол, тригалометаны, пестициды, диоксины. и т. д. Многочисленные виды рака, включая рак легких, кожи, печени, мозга, почек, предстательной железы, костного мозга, мочевого пузыря

Психоневрологические нарушения и нарушения развития Свинец, метилртуть, полихлорированные бифенилы, мышьяк, толуол и т. д. Иарушения умственного развития, умственная отсталость, болезнь Паркинсона, синдром дефицита внимания, болезнь Минамата

Заболевания органов чувств Дисульфид углерода, ртуть, свинец Потеря слуха

Сердечно-сосудистые заболевания Ультрадисперсные частицы в загрязненном воздухе, свинец, мышьяк, кадмий, ртуть, газообразные вещества, растворители, пестициды, пассивное курение Ишемическая болезнь сердца, цереброваскулярные болезни

Сахарный диабет Мышьяк, N-З-пиридилметил-Ы'-п-нитрофенил мочевина (роденти-цид), 2,3,7,8-тетрахлордибензо-п-диоксин Диабет 2-го типа

Системные аутоиммунные заболевания Кристаллическая кварцевая пыль Системный склероз, системная красная волчанка, ревматоидный артрит, системный васкулит малых сосудов

Эндокринные заболевания Этанол, гексахлорбензол Порфирия

Заболевания мочеполовой системы Бериллий, кадмий, свинец, меламин Камни в почках, хронические заболевания почек

нарушения пищеварения Этанол, хлороформ, четыреххлористый углерод, марганец Гепатит, холестаз, панкреатит

Заболевания кожи Антисептики, ароматические амины, цемент, красители, формальдегид, искусственные удобрения, смазочно-охлаждающие жидкости, ароматизаторы, клеи, ланолины, латекс, металлы, пестициды, бихромат калия, консерванты Атопический дерматит, аллергические и контактный дерматиты, хлоракне, гиперкератоз

Заболевания опорнодвигательного аппарата Кадмий, свинец Остеопороз, подагра

Состояние полости рта Фториды Флюороз зубов

Эта деятельность находится в полном соответствии направленных на борьбу с загрязнением окружающей с принятым Федеральным законом от 21.07.2012 № 126- среды и охрану здоровья. Актуальность гармонизации ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Рос- подтверждается также намерением России присоеди-сийской Федерации к Марракешскому соглашению ниться к Организации экономического сотрудничества об учреждении Всемирной торговой организации от и развития (ОЭСР). 15 апреля 1994 г.» и подписанными Россией междуна- Учитывая множественные пути воздействия хи-родными соглашениями (Стокгольмская, Роттердам- мических веществ на человека (через воздух, включая ская, Базельская и др. конвенции, Протокол ЕЭК ООИ/ воздух внутри помещений, питьевую воду, пищевые ЕВРО-ВОЗ по проблемам воды и здоровья, Пармская продукты, использование различных потребительских декларация, Стратегический подход к международному товаров, проживание на загрязненных территориях, при регулированию химических веществ и многие др.), пред- работе в загрязненной производственной среде и т. п.), усматривающими обязательства по осуществлению мер, их комбинированное действие, а также широкий спектр 5

[гиена и санитария 5/2013

последствий для здоровья, в том числе канцерогенное, мутагенное действие, влияние на репродуктивную и эндокринную системы, основное внимание международных организаций, занимающихся проблемами окружающей среды и здоровья, в настоящее время в большей степени сосредоточено на химической безопасности.

В подписанном на конференции Организации объединенных наций по устойчивому развитию «Рио+20» (Рио-де-Жанейро, Бразилия, 20-22 июня 2012 г.) документе «Будущее, которое мы хотим» [2] правительства признали, что «бремя и угрозы неинфекционных заболеваний создают главную проблему устойчивому развитию в XXI веке, а сокращение химического загрязнения оказывает положительное влияние на здоровье». Такая озабоченность мирового сообщества не случайна.

В настоящее время в мире синтезировано более 30 млн. химических веществ и, судя по результатам предварительной регистрации, проведенной в соответствии с Регламентом Европейского союза № 1907/2006 REACH (регистрация, оценка, авторизация и ограничения химических веществ) [3], только на европейском рынке присутствует 143 835 соединений [4], и лишь 15% из них в той иной степени изучено в токсикологическом плане. При этом прогнозируется, что рынок химических веществ в период до 2050 г. будет ежегодно расти на 3% [4]. Можно надеяться, что улучшить ситуацию в этой области поможет действующее уже на протяжении 6 лет химическое законодательство Европейского союза REACH, в соответствии с которым к 1 июня 2013 г. должны быть зарегистрированы, т. е. представлены соответствующие досье, содержащие подробную информацию, в том числе о токсикологических свойствах, все вещества, производимые или импортируемые в ЕС в объеме более 100 тонн/год, а к 1 июня 2018 г. - все остальные.

Вместе с тем получение достоверных данных обо всех свойствах такого количества веществ весьма затруднительно без применения альтернативных методов, в том числе на основе зависимости «структура-активность». В ФГБУ «НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина» Минздрава России создана система прогноза токсичности и опасности химических веществ на основе соотношений «структура-биотрансформация-активность» с учетом квантово-химических параметров [5, 6]. Система позволяет как прогнозировать количественные токсикометри-ческие параметры, так и определять классы опасности по способности оказывать основные виды эффектов, в том числе канцерогенный, мутагенный.

Мировым научным сообществом накоплены многочисленные доказательства связи состояния здоровья населения с воздействием химических веществ. В качестве примера в табл. 1 приведены основные группы болезней, связь которых с химическим воздействием доказана или предполагается [7]. Из представленных данных видно, что наиболее разнообразные последствия для здоровья обусловлены воздействием пестицидов, металлов (ртуть, свинец, мышьяк, кадмий), органических соединений (полихлорированные бифенилы, полициклические ароматические угловодороды, диоксины, бензолы), взвешенных веществ (РМ) в воздухе, а также различных смесей в виде промышленных и бытовых средств, в том числе целенаправленно вводимых в пищевые продукты и питьевую воду. Сочетание роста объемов и номенклатуры производимой и реализуемой химической продукции приведет, по прогнозам, к повышению уровней воздействия и возможных последствий для здоровья.

По оценочным данным ВОЗ, опубликованным в 2011 г.

[7], воздействие отдельных химических веществ, находящихся в окружающей и производственной среде, обусловило в 2004 г. в мировом масштабе 4,9 млн. случаев смерти (8,3% от общего числа) и 86 млн. лет жизни, утраченных в результате смертности и инвалидности (показатель DALY), - 5,7% от общего бремени всех болезней. При этом 54% от показателя DALY приходится на детей в возрасте до 15 лет. Наибольшее бремя болезней (70%) связано с воздействием различных химических смесей, загрязняющих воздух.

Схожая неблагоприятная ситуация с последствиями загрязнения атмосферного воздуха сложилась и в России. Выполненная в те же годы (2000-2004) оценка риска здоровью населения показала, что число дополнительных случаев смерти от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, обусловленных воздействием взвешенных частиц, может составить более 300 тыс. в год, от рака легких - около 17 тыс. в год. При этом воздействие взвешенных частиц может привести к увеличению смертности новорожденных на 8520 случаев в год [8].

Несмотря на то, что стоимость одного потерянного года жизни, рассчитываемого по отношению к величине годового валового продукта на 1 человека, в России (39 298 долларов), в 3,5 раза меньше, чем в США (130 558 долларов), экономические ущербы от загрязнения атмосферного воздуха канцерогенами и взвешенными веществами только в Москве составляют около 21 млн. долларов, а в С.-Петербурге - около 11 млн. долларов

[9].

В России до настоящего времени не проводились исследования, позволяющие оценить бремя болезней, связанных с питьевой водой. Обращает на себя внимание, что и в зарубежных публикациях, посвященных этому вопросу, роль водного фактора, как правило, завуалирована. Освещаются только либо монофакторные заболевания (флюороз, например), либо доказанные в многочисленных эпидемиологических исследованиях связи заболеваемости с загрязнением питьевой воды (барием, кадмием, ртутью и др.). Это связано со сложностью вычленения вклада водного фактора из общей химической нагрузки.

Анализ химического загрязнения питьевой воды централизованных систем водоснабжения, по данным Федерального информационного фонда социальногигиенического мониторинга (ФИФСГМ), в 83 субъектах Российской Федерации, на 14 801 мониторинговых точках за 2006-2011 гг. [10], осуществленный в ФГБУ «НИИ ЭЧ и ГОС им. Сысина» Минздрава России, показал, что из химических веществ 1-го класса опасности, превышающих нормативные требования (ПДК) их содержания в воде, определяется: хлороформ (трихлорме-тан) - в 14 из 35 субъектов, свинец - в 5 из 73, ртуть - в 2 из 56, мышьяк - в 2 из 63; оценка химических загрязнений 2-го и 3-го классов опасности: фтора - в 20 из 69, бора - в 25 из 48, нитратов - в 37 из 83, стронция - в 3 из 29, никеля - в 2 из 51, кремния - в 8 из 19, кадмия - в 4 из 70, бария - в 1 из 22, меди - в 3 из 70; анализ химических загрязнений 3-го и 4-го классов опасности, нормированных по органолептическому признаку вредности: железа (включая хлорное железо) - в 76 из 83, марганца - в 56 из 78, аммиака и ионов аммония (по азоту) - в 38 из 77, сульфатов - в 22 из 76, хлоридов - в 23 из 80, алюминия - в 18 из 61, остаточного хлора - в 8 из 31.

Систематизация данных ФИФСГМ в целом по РФ позволила обосновать в дополнение к обязательным для

6

Таблица 2

Количество гигиенических нормативов, разработанных для санитарно-эпидемиологического контроля и надзора за безопасностью окружающей среды для здоровья человека

Среда Гигиенические нормативы Всего

Атмосферный воздух населенных мест 685 ПДК 1660 ОБУВ 2345

Вода (питьевая вода, водные объекты, горячее водоснабжение) 1406 ПДК 463 ОДУ 1869

Почва 134 ПДК 209 ОДК 343

Жилая среда Физические факторы (микроклимат, ЭМП, инсоляция, радиационный фон) 16

Итого 2241 2332 4573

всех стран-участников показателям (фтор, мышьяк, свинец, железо, нитриты/нитраты, колиформные бактерии, E.coli, энтерококки), предоставляемым в Атлас по воде и здоровью [11] в соответствии с требованиями Протокола ЕЭК ООн/Евро-ВОЗ [12], дополнительные национальные показатели, которыми являются трихлорметан, марганец, аммоний-ион, цветность. При этом в докладе, направленном в ЕВРО-ВОЗ, обоснована необходимость дифференциации информации, предоставляемой в Атлас по воде и здоровью, по федеральным округам Российской Федерации.

Столь неблагоприятная ситуация с заболеваемостью и смертностью, обусловленная загрязнением объектов среды обитания человека, складывается в России, несмотря на то, что отечественная нормативная база, направленная на охрану здоровья человека, одна из самых мощных в мире. Всего по окружающей средe (без учета воздуха рабочей зоны и нормативов для пищевых продуктов) утверждено более 4,5 тыс. нормативов (табл. 2).

Исследования по гармонизации гигиенических нормативов веществ в воде c международными требованиями [13, 14] проводятся в ФГБУ «нИИ ЭЧ и ГОС им. А. н. Сысина» Минздрава России уже в течение 12 лет. За это время гармонизированы свыше 70 ПДК и ОДУ веществ в воде. Все ранее гармонизированные гигиенические нормативы [15] утверждены постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ и введены в действие в 2003 и 2007 гг. в Гн 2.1.5.1315-03 [16] и Гн 2.1.5.2280-07 [17]. К сожалению, гармонизированные гигиенические нормативы не использованы при переиздании СанПин 2.1.4.1074-01 [18] и, следовательно, устранены из сферы первичной профилактики неблагоприятного влияния водных загрязнений на здоровье населения страны.

В 2012 г. подготовлены предложения по гармонизации нормативов в воде еще для 5 веществ, приоритетных для контроля в питьевой воде с точки зрения международных организаций. Это следующие органические соединения: альдрин, дильдрин, гептахлор и гептахлорэпоксид, хлорат-ион.

Процесс гармонизации коснулся и гигиенических нормативов химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест. В 2012 г. подготовлены материалы по обоснованию нормативов, гармонизированных с международными требованиями, для 35 наиболее распространенных загрязнений атмосферного воздуха, ре-

комендуемых ВОЗ для стран Европы [19]. Эти нормативы дифференцированы по временным характеристикам, в том числе с учетом годового периода усреднения, что чрезвычайно необходимо для процедуры оценки риска здоровью населения. В 2013 г. планируется увеличить число гармонизированных нормативов до 100, а в 2014 г. - до 200.

Актуальность утверждения ПДК с учетом годового периода усреднения подтверждается сравнительными результатами оценки риска, проведенной на основе референтных концентраций (RfC) и действующих среднесуточных ПДК [20]. Различия в итоговой оценке суммарного канцерогенного риска от воздействия только трех веществ (бензола, фенола, оксида углерода) достигают 3,5 раза. При этом, как правило, в случае использования RfC результаты являются более консервативными. но в силу того, что RfC не имеют юридического статуса, проведенная на их основе оценка риска становится не легитимной.

Анализ веществ, наиболее часто встречаемых в объектах окружающей среды, представляющих наибольшую опасность, позволил актуализировать перечень приоритетных соединений для первоочередных исследований в целях гигиенического нормирования. Если для атмосферного воздуха наиболее актуальными являются в основном промышленные загрязнения (углеводороды предельные С1-С5 и С6-С , смесь природных меркаптанов, угольная пыль, уайт-спирит, фталаты), то для жилой среды - это вещества, выделяющиеся из строительных и отделочных материалов, и продукты жизнедеятельности человека (СО2, лимонен, метилциклогексан, метилпропилбензол, терпены, гексаналь, фталаты). Для воды приоритетными являются фталаты, гексан и его метаболиты, геосмин, микроцистин LR, галоуксусные кислоты, алкилбензолы, нитросоединения, четвертичные аммониевые соединения; в почве - полихлорированные бифенилы, нефтяные углеводороды, кадмий, молибден, ртуть, мышьяк.

Как известно, нормативная база является недейственной без адекватных методов аналитического контроля веществ в объектах окружающей среды. Если для атмосферного воздуха и почвы ситуация более или менее удовлетворительная - около 80 и 90% веществ обеспечены методами контроля, то для нормативов в воде имеются методы менее чем для 30% веществ. Из существующих в России методов значительная часть не отвечает современным требованиям по аналитическим или метрологическим характеристикам: в воздухе - около 25%, воде -более 10%, почве - около 70%. Поэтому существующая нормативная база требует дооснащения современными, чувствительными и метрологически обеспеченными методами контроля.

Проведенный специалистами ФГБУ «нИИ ЭЧ и ГОС им. А.н. Сысина» Минздрава России анализ показал необходимость совершенствования и гармонизации с международными ряда российских нормативно-правовых и научно-методических документов. Так, из 38 документов, регламентирующих безопасность водопользования населения, 31 (15 СанПинов, 16 методических указаний (МУ)) нуждается в пересмотре; регламентирующих безопасность атмосферного воздуха - 9 (5 СанПинов, Гн, ГОСТов, 4 МУ); среды внутри помещений - 4 (2 СанПина, 2 МУ); почвы - 7 (6 СанПинов и ГОСТов, 1 МУ).

Вместе с тем в процедуре гармонизации существует некоторая неопределенность - отсутствие правового закрепления значения этого термина. Поэтому учеными и чиновниками он понимается по-разному. Первые рассма-

7

[гиена и санитария 5/2013

тривают гармонизацию в виде научного процесса обоснования требований безопасности с учетом различных особенностей России и международных подходов. Вторые считают, что гармонизация - это полное «копирование» международных требований, независимо от того, влечет это за собой ужесточение или послабление отечественных нормативов, забывая о том, что в тех же международных документах имеются важные пояснения.

Так, в Директиве 98/83/EC по качеству воды, предназначенной для потребления человеком [14], сказано (статья 5), что «Государства-члены устанавливают величины, применимые к воде, предназначенной для потребления человеком. Величины ... не должны быть менее строгими, чем указанные в Приложении 1. Государствочлен устанавливает на своей территории или ее части величины для дополнительных параметров, не включенных в Приложение 1, там, где это необходимо для защиты здоровья».

О том же говорится и в Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО [21] (статья 3): «Члены могут вводить или сохранять в силе санитарные или фитосанитарные меры, которые обеспечивают более высокий уровень санитарной или фитосанитарной защиты, чем меры на базе соответствующих международных стандартов, руководств или рекомендаций, если имеется соответствующее научное обоснование.».

Таким образом, мнение о необходимости «слепого» переноса международных стандартов в отечественное законодательство является ошибочным и необоснованным. В связи с этим процессы гармонизации и актуализации отечественных гигиенических требований должны происходить во взаимосвязи.

Исходя из вышесказанного, представляется очевидным, что процесс гармонизации должен затрагивать не только согласование нормативных величин загрязнений объектов среды обитания человека, но и тематику научных исследований в области окружающей среды и охраны здоровья.

Так, Пармская декларация [22], принятая в 2010 г. на Пятой министерской конференции по окружающей среде и охране здоровья, призвала страны-члены европейского региона ВОЗ к более углубленному изучению потенциальных вредных эффектов стойких, биоаккумулируемых и разрушающих эндокринную систему химических веществ и их смесей, а также к минимизации выявленных рисков воздействия канцерогенов, мутагенов и репродуктивных токсикантов, включая эндокринные разрушители. Учитывая наибольшую недостаточность знаний, ВОЗ совместно с ЮНЕП сосредоточили внимание на эндокринных разрушителях.

Обобщение имеющихся на сегодняшний день данных [23] свидетельствует, что доказана или предполагается способность около 800 химических веществ взаимодействовать с гормональными рецепторами, участвовать в синтезе гормонов или их превращении. Однако лишь небольшая часть из них исследована в тестах, подтверждающих их явное влияние на эндокринную систему. В число веществ, подобная способность которых подтверждена, входят: диэтилстилбестрол, полихлорированные диоксины и фураны, полихлорированные бифенилы, хлор- и фторорганические пестициды, бисфенол А, фталаты, полибромированные дифенилэфиры, парацетамол, мышьяк, свинец.

Вместе с тем для оценки многих эффектов, обусловленных нарушениями эндокринной системы, согласованные и валидизированные методы тестирования

отсутствуют, несмотря на то, что существуют научные предпосылки и лабораторные методы. В частности, такие эффекты, как нарушения женской репродуктивности и развитие рака эндокринных желез, не обеспечены соответствующими лабораторными моделями. Это в серьезной степени препятствует пониманию реального масштаба рисков, связанных с эндокринными разрушителями.

Еще более 10 лет назад утверждалось, что эндокринные разрушители могут действовать совместно, приводя к аддитивным эффектам, даже в случае поступления смеси, состоящей из низких доз, которые изолированно не оказывают вредного действия [24]. Теперь стало очевидным, что для эндокринных разрушителей характерна нелинейная зависимость «доза-ответ» по результатам опытов как in vitro, так и in vivo, независимо от разнообразия механизмов действия [23].

Таким образом, в свете международных приоритетов в области химической безопасности представляется чрезвычайно актуальным проведение научных исследований, в особенности эпидемиологических, связанных с изучением влияния химических веществ на эндокринную систему и опосредованных эффектов.

В то же время государственное финансирование исследований даже новых химических веществ, не говоря о повторном изучении уже нормированных соединений, не проводится, промышленность не заинтересована в подобных работах, поэтому только решения, принимаемые на законодательном уровне, позволят исправить сложившуюся ситуацию, например принятие федерального закона, подобного Регламенту Европейского союза № 1907/2006 REACH [3], а также введение обязательной классификации химических веществ в соответствии с Согласованной на глобальном уровне системой классификации и маркировки химических веществ (СГС) [25].

В этой связи в плане перспектив международного сотрудничества необходимо расширение и углубление связей с такими подразделениями и программами ВОЗ, как European Centre for Environment and Health (ECEH), European Environment and Health Process (EEHP), Environmental Exposure and Risks (EER), Environment and Health Intelligence and Forecasting (EHl), Management of Water Resources - Water and Sanitation (WSN), Coordination, Environment and Health (CEH), Climate Change, Sustainable Development and Green Health Services (CGS).

Для изучения влияния и предотвращения действия факторов, определяющих развитие неинфекционных заболеваний, в ФГБУ «НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина» Минздрава России в настоящее время проводятся исследования по следующим перспективным направлениям:

- эпидемиологическое обоснование модели оценки вклада факторов среды обитания в формирование экологически зависимых заболеваний и их причинной обусловленности;

- обоснование системы управления качеством среды обитания на основе анализа риска здоровью населения и возможных ущербов с созданием эпидемиологической модели формирования онкологических, сердечнососудистых заболеваний и болезней органов дыхания;

- обоснование моделей количественных зависимостей токсичности химических веществ от их квантовохимических параметров и процессов биотрансформации в организме для прогноза соответствующих нормативов в воде и атмосферном воздухе.

В условиях вхождения России в ВТО и присоединения к ОЭСР особую актуальность приобретает разработка и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

внедрение в практику профилактической токсикологии методов испытаний химических веществ по их влиянию на здоровье человека, гармонизированные с рекомендациями ОЭСР. В соответствии с Государственным заданием специалисты ФГБУ «нИИ ЭЧ и ГОС им. А.н. Сысина» Минздрава России осуществляют перевод и разработку методических рекомендаций (МР) по 63 методикам ОЭСР. В 2012 г. на утверждение в Комиссию по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию Роспотребнадзора представлены проекты 31 МР. Эта работа должна быть завершена к концу 2013 г.

Анализ существующих национальных нормативнометодических документов по оценке токсичности и опасности химических веществ для здоровья человека на соответствие требованиям ОЭСР показал, что принципиальные различия в отечественной и международной методологии отсутствуют. Однако назначение и содержание российских нормативно-методических документов и документов ОЭСР различается. В то же время в международных рекомендациях ОЭСР отсутствует понятие «функциональная кумуляция» и не учитываются процессы адаптации и дезадаптации к воздействию веществ, которые зависят как от дозы, так и от сроков интоксикации. В связи с этим при гармонизации методологии оценки токсичности и опасности химических веществ с рекомендациями ОЭСР принципиально важным является сохранение отечественных подходов к выбору условий эксперимента с учетом способности веществ к кумуляции и процессов адаптации.

Представляется целесообразным создать две системы документов. Первая из них должна включать методики оценки токсичности и опасности химических веществ и продукции на их основе, гармонизированные с рекомендациями ОЭСР. Вторая группа методических документов должна быть направлена на использование результатов тестирования, в том числе методов in vitro, с целью гигиенического нормирования веществ в объектах окружающей среды. Эта группа документов должна быть вновь создана и основана на действующих в настоящее время методических указаниях.

Однако для внедрения методик ОЭСР, которое позволит обеспечить конкурентоспособность отечественной химической продукции на мировом рынке, необходимо создание в России системы лабораторий, соответствующих принципам надлежащей лабораторной практики ОЭСР (нЛП ОЭСР). С этой целью распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2603-р утверждена национальная программа реализации принципов надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития в деятельности российских испытательных центров (лабораторий) в области неклинических лабораторных исследований объектов, содержащихся в пестицидах, косметической продукции, лекарственных средствах для медицинского применения, лекарственных средствах для ветеринарного применения, пищевых и кормовых добавках, а также в химических веществах промышленного назначения (далее - Национальная программа).

Для реализации принципов НЛП ОЭСР в деятельности российских испытательных центров в области неклинических лабораторных исследований продукции по влиянию на здоровье человека необходимо:

- создать нормативную правовую базу, обеспечивающую внедрение правил и процедур НЛП ОЭСР;

- внести серьезные изменения в организацию работы испытательных центров;

- модернизировать их материально-техническое оснащение;

- создать виварии, соответствующие требованиям нЛП ОЭСР;

- обучить специалистов российских испытательных центров (лабораторий) проведению неклинических лабораторных исследований токсичности и делопроизводству в соответствии с требованиями нЛП ОЭСР.

Поэтому в соответствии с национальной программой рядом органов регулирования (Минздрав России, Роспотребнадзор, Минсельхоз России, Минпромторг России) с участием РАН, РАМН, РАСХН, ФМБА России разработаны Ведомственные программы реализации принципов НЛП ОЭСР в деятельности испытательных центров (лабораторий), сформирован перечень испытательных центров (лабораторий) для включения в программу мониторинга принципам НЛП ОЭСР.

Таким образом, во избежание роста негативных последствий для здоровья и окружающей среды, вызываемых повышением уровней воздействия химических веществ, следует наращивать превентивный потенциал для решения этой комплексной проблемы и всемерного содействия рациональному регулированию химических веществ. Кроме того, необходимо инвестировать средства в укрепление политической, законодательной и институциональной основы, развитие научноисследовательских мощностей, обеспечение доступности технических, кадровых и финансовых ресурсов, сбор и обмен информацией, а также распространение и внедрение передовых технологий рационального регулирования химических веществ. Как результат этих инвестиций, рациональное регулирование химических веществ сможет внести положительный вклад в социальное благополучие, показатели здоровья и состояние окружающей среды, а следовательно - в экономическое развитие.

Литер атур а (пп. 3, 4, 7, 11, 13, 14, 19, 23, 24 - см. References)

1. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации до 2025 года. URL: http://rosmmzdrav.rn/health/62/ Strategiya_razvitiya_meditcinskoj_nauki.pdf

2. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций № 66/288. Будущее, которого мы хотим. 27 июля 2012 года. URL: http://www.uncsd2012. org/thefuturewewant.html; http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N11/476/12/PDF/N1147612.pdf?OpenElement .

5. Жолдакова З.И., Харчевникова Н.В. Прогноз токсичности и опасности веществ по зависимости структура-биотрансформация-активность. Российский химический журнал. 2004; 2: 16-24.

6. Жолдакова З.И., Харчевникова Н В. Использование квантово-химических методов в прогнозе канцерогенности веществ. Вестник Российской академии медицинских наук. 2006; 4: 46-51.

8. Рахманин Ю.А., Новиков С.М., Шашина Т.А., Скворцова Н.С. Окружающая среда: учет и контроль факторов риска здоровью населения. Методы оценки соответствия. 2009; 11: 8-10.

9. Сковронская С.А. Восприятие риска и характеристика ущерба как один из основных элементов анализа риска: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М.; 2006.

10. Государственные доклады о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации. URL: http://www.niid. ru/documents/ros/doclad/

12. Протокол ЕЭК ООН/ЕВРО-ВОЗ по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансгранич-

9

[гиена и санитария 5/2013

ных водотоков и международных озер 1992 года. URL: http:// www.med.cap.ru/home/rc/docs/fz/fz_pppviz.pdf

15. Красовский Г.Н., ЕгороваН.А., БыковИ.И. Методология гармонизации гигиенических нормативов веществ в воде и ее реализация при совершенствовании водно-санитарного законодательства. Вестник Российской академии медицинских наук. 2006; 4: 32-6.

16. ГН 2.1.5.1315-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. М.: Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ Минздрава РФ; 2003.

17. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Дополнения и изменения к ГН 2.1.5.1315-03: ГН 2.1.5.2280-07. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора; 2008.

18. СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемические правила и нормативы. 2-е изд. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России; 2006.

20. Рахманин Ю.А., Новиков С.М., Аксенова О.И., Шашина Т.А., ВолковаИ.Ф., КорниенкоА.П. и др. Применение методологии оценки риска при проведении социально-гигиенического мониторинга в Москве. Гигиена и санитария. 2002; 6: 57-61.

21. Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер. Женева: Всемирная торговая организация; 1994. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/tsouz/docs/sogl.pdf

22. Пармская декларация по окружающей среде и охране здоровья. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_

file/0004/78610/E93618R.pdf

25. Согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ (СГС). 4-е пересмотр. изд. ST/SG/AC.10/30/Rev.4. Организация объединенных наций; 2011. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/ trans/danger/publi/ghs/ghs_rev04/Russian/00r_ intro.pdf

References

1. The Strategy of the Development of Medical Science in the Russian Federation up to 2025. Available at: http://rosminzdrav.ru/ health/62/Strategiya_razvitiya_meditcinskoj_ nauki.pdf (Accessed 21 February 2013) (in Russian).

2. Resolution adopted by the General Assembly of the United Nations № 66/288. The future we want. 27 July 2012. Available at: http://www.uncsd2012.org/ thefuturewewant.html; http:// daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/476/12/ PDF/ N1147612.pdf?OpenElement (Accessed 21 February 2013).

3. Regulation (EC) No 1907/2006 of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006. Official Journal of the European Union. 2006. - L 396/1.

4. Global Chemicals Outlook: Towards Sound Management of Chemicals. Synthesis Report for Decision-Makers. United Nations Environment Programme, 2012. Available at: http://www.saicm. org/index.php?option=com_content&view=article&id=89:iccm-3-meeting-documents&catid=90:iccm-3&Itemid=600 (Accessed 21 February 2013).

5. Zholdakova Z.I., Kharchevnikova N.V Prediction of the toxicity and the hazard of chemicals using the structure-biotransfor-maion-activity relationships. Rossiyskiy Himicheskiy Zhurnal. 2004; 2: 16-24 (in Russian).

6. Zholdakova Z.I., Kharchevnikova N.V. Application of quantum-chemical methods to prediction of the carcinogenicity of chemical substances. Vestnik Rossiyskoy AMN. 2006; 4: 46-51 (in Russian).

7. PrUss-Ustun A., Vickers C., Haefliger P., Bertollini R. Knowns and unknowns on burden of disease due to chemicals: a systematic review. Environmental Health. 2011; 10:9. Available at: http://

www.ehjournal.net/content/10/1/9 (Accessed 21 February 2013).

8. Rakhmanin Yu.A., Novikov S.M., Shashina T.A., Skvortsova N.S. Environment: registration and control risk factors for health. Me-tody otsenki sootvetstviya. 2009; 11: 8-10 (in Russian).

9. Skovronskaya S.A. Risk perception and characterization of damage as one of the key elements of risk analysis. Candidate med. sci. Diss. Moscow; 2006 (in Russian).

10. State Reports about Sanitarian and Epidemiological Situation in the Russian Federation. Available at: http://www.niid.ru/docu-ments/ros/doclad/ (Accessed 23 February 2013) (in Russian).

11. Atlas of Water and Health. Available at: http://www.waterand-health . eu (Accessed 23 February 2013).

12. Protocol EEC UN/EURO-WHO on Water and Health to the 1992 Convention on the Protection and Use of Transboundary Watercourses and Internatinal Lakes. Available at: http://www.med.cap. ru/home/rc/docs/fz/fz_pppviz.pdf (Accessed 23 February 2013).

13. Guidelines for Drinking-water Quality. Third ed. Vol. 1. Recommendations. Geneva: WHO; 2004.

14. Council Directive 98/83/EC of 3 November 1998 on the quality of water intended for human consumption. Official Journal of the European Communities L 330. 5.12.98: 32-44.

15. Krasovsky G.N., Yegorova N.A., Bykov I.I. Methodology of harmonizing hygienic standards for water substances, and its application to improving sanitary water legislation. Vestnik Rossiyskoy AMN. 2006; 4: 32-6 (in Russian).

16. Maximum allowable concentrations (MACs) of chemicals in the water of water objects used for drinking and domestic-recreation purposes: GN 2.1.5.1315-03. Moscow: Russian Register of Potentially Hazardous Chemical and Biological Substances of Ministry of Health of Russian Federation; 2003 (in Russian).

17. Maximum allowable concentrations (MACs) of chemicals in the water of water objects used for drinking and domestic-recreation purposes. Additions and Amendments to GN 2.1.5.1315-03: GN 2.1.5.2280-07. Moscow: Federal Centre of Hygiene and Epidemiology; 2008 (in Russian).

18. Drinking Water. Hygiene Requirements for the Quality of Centralized Water Supply systems. Quality Control. Sanitarian and epidemiological rules and regulations: SanPiN 2.1.4.1074-01 2-nd ed., stereotypic. Moscow: Federal Centre of State Sanitarian and Epidemiological Surveillance; 2006 (in Russian).

19. Air quality guidelines for Europe, 2nd ed. Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe; 2000 (WHO Regional Publications, European Series No. 91).

20. Rakhmanin Yu.A., Novikov S.M., Aksenova O.I., Shashina T.A., Volkova I.F., Korniyenko A.P. et al. Use of methodology for assessing the risk during sociohygienic monitoring in Moscow. Gigiena i Sanitaria. 2002; 6: 57-62 (in Russian).

21. The WTO Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures (SPS Agreement). Available at: http://www.wto.org/ english/tratop_e/sps_e/spsagr_e.htm (Accessed 25 February 2013).

22. Parma Declaration on Environment and Health. Available at:

http: //www. euro. who. int/_data/assets/pdf_file/0011/78608/

E93618.pdf (Accessed 23 February 2013).

23. State of the Science of Endocrine Disrupting Chemicals - 2012. Ed. by: A. Bergman, J.J. Heindel, S. Jobling, K.A. Kidd, R.T. Zoeller. WHO, UNEP, IOMC. 2013. Available at: http://www. who.int/ceh/publications/endocrine/en/index.html (Accessed 24 February 2013).

24. Global Assessment of the State-of-the-Science of Endocrine Dis-ruptors. Geneva. Ed. by: T. Damstra, S. Barlow, A. Bergman, R. Kavlock, G. Van DerKraak. IPCS, WHO, UNEP 2002. Available at: http://www.who.int/ipcs/publications/en/toc.pdf (Accessed 24 February 2013)

25. Globally Harmonized System of Classification and Labelling of Chemicals (GHS). Fourth revised edition. ST/SG/AC.10/30/ Rev.4. United Nations. 2011. Available at: http://www.unece.org/ fileadmin/DAM/trans/danger/publi/ghs/ghs_rev04/English/ST-SG-AC10-30-Rev4e.pdf (Accessed 24 February 2013).

Поступила 14.03.13

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.