Научная статья на тему 'ПРИСОЕДИНЕНИЕ РИМОКАТОЛИКОВ К ПРАВОСЛАВИЮ: ИСТОРИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЧИНА'

ПРИСОЕДИНЕНИЕ РИМОКАТОЛИКОВ К ПРАВОСЛАВИЮ: ИСТОРИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЧИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
387
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KАТОЛИЧЕСТВО / КРЕЩЕНИЕ / МИРОПОМАЗАНИЕ / ПОКАЯНИЕ / ПРИНЯТИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ / ЕРЕСЬ / РАСКОЛ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Краснопёров Дионисий Викторович

В статье рассматривается историческое развитие и содержание чина приема в Православие членов Римско-католической Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Краснопёров Дионисий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINING ROMAN CATHOLICS TO ORTHODOXY: HISTORY AND CONTENT OF THE RITE

The article examines the historical development and content of the rite of admission to Orthodoxy of members of the Roman Catholic Church.

Текст научной работы на тему «ПРИСОЕДИНЕНИЕ РИМОКАТОЛИКОВ К ПРАВОСЛАВИЮ: ИСТОРИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЧИНА»

Литургикл

УДК 264

Иерей Дионисий Викторович ^аснопёров, преподаватель Нижегородской духовной семинарии

Присоединение римокатоликов к Православию: история и содержание чина

V

Аннотация: В статье рассматривается историческое развитие и содержание чина приема в Православие членов Римско-католической Церкви.

Ключевые слова: Католичество, крещение, миропомазание, покаяние, принятие в Православие, ересь, раскол.

Prie& Dionysius Viktorovich Krasnoperov, Teacher of the Nizhny Novgorod Theological Seminary

Joining Roman Catholics to Orthodoxy: History and Content of the Rite

AbUract: The article examines the hiftorical development and content of the rite of admission to Orthodoxy of members of the Roman Catholic Church.

Key words: Catholicism, Baptism, Chrismation, Repentance, Acceptance of the Orthodoxy, Heresy, Schism.

Вхождение в полноту жизни Православной Церкви, как известно, возможно для всех тех, кто открыт по отношению к ней и нелицемерно ищет истину. Уже в раннехристианский период перед церковным сознанием встал вопрос о присоединении к Церкви лиц, отпавших от нее вследствие уклонения в расколы и ереси. Известна жесткая позиция по данному вопросу священномученика Киприана Карфагенского, выраженная в постановлениях Карфагенского собора 255 г., предполагавшая обязательное крещение любых лиц, крещеных ранее в любых еретических или схизматических сообществах. Эти взгляды вызвали критику со стороны Римского епископа Стефана I, который для принятия в Церковь из любого неправославного сообщества полагал достаточным только акт возложения рук в знак покаяния. Как показало дальнейшее развитие событий, обе позиции имели свои слабые стороны, но, тем не менее, обе они по-своему легли в основу дальнейшей практики приема в Православную Церковь обращающихся к ней от ересей и расколов.

Уже Отцы I Вселенского собора для двух различных еретических сообществ — новациан и павликиан — открыли две разные возможности приема в Церковь: новациан — только через покаяние и возложение рук (8 правило), а павликиан — через крещение (правило 19).

Лаодикийский собор 343 г. определил способ воссоединения с Церковью через Крещение для монтанистов, но для новациан, те-традитов и фотиниан 7 правилом этого собора было предусмотрено миропомазание.

Основополагающей для всей дальнейшей практики чиноприема стала система святителя Василия Великого, согласно которой все лица, отпавшие от Церкви, делились на три категории: еретики, раскольники и представители самочинных сборищ (парасинагога). Главным основанием для такого деления стала степень уклонения того или иного сообщества от чистоты православного исповедания. Наиболее тяжкое отступление представляет ересь, то есть искажение сути принципиальных вероучительных истин, ставящее своих приверженцев на одну ступень с язычниками. В таком случае при принятии в Церковь однозначно требуется крещение. Менее проблемная форма нарушения — раскол, переход из которого в Православие предполагает признание совершенного в расколе крещения и требует совершение миропомазания над обратившимся. Наконец, наиболее легкая степень отступления — са-мочинники — принимается через покаяние, а их священнослужители принимаются в сущем сане. Святитель Василий во многих случаях не высказывал соответствующих определений об отнесении той или иной группы к конкретному типу отпадших1.

II Вселенский собор в 7 правиле говорит о присоединении через миропомазание «ариан, македониан, савватиан и наватиан... четыре-надесятников, или тетрадитов и аполинаристов» и о присоединении через Крещение «евномиан... монтанистов. и савеллиан... и всех прочих еретиков»2. Термин «ересь» в этом правиле используется в более широком смысле, чем у Василия Великого и обозначает любое уклонение от чистоты православного исповедания.

Карфагенский собор 419 г. 89 правилом допускает принятие в сущем сане лиц, рукоположенных в донатистском расколе.

Итоговым правилом, которым и по сей день руководствуется практика Православной Церкви, стало 95 правило Трулльского собора

692 г. Крещению, согласно этому постановлению, подлежали: павли-ане, евномиане, савеллиане, манихеи, валентиниане и маркиониты. Миропомазанию — ариане, македониане, наватиане, тетрадиты, апо-линаристы. Через святое причащение (покаяние) — несториане.

Патриарх Московский и всея Руси Сергий писал: «...рядом с вселенским догматом о себе самой как единственной на земле сокровищнице благодати и спасения Православная Церковь предлагает нам столь же вселенский догмат о «едином крещении во оставление грехов», по которому Таинство крещения, хотя бы оно совершено было и вне Церкви, но совершено правильно во Имя Лиц Святой Троицы, признается действительным и при присоединении крещеного к Церкви повторению не подлежит. Не повторяется в известных случаях и хиротония, а за нею и миропомазание»3.

«В каком отношении применимо сегодня 95 правило Трулльского собора? Из тех, кто перечислен в правиле и для кого предусмотрено присоединение через исповедание веры, ныне остались только несто-риане и евтихиане с северианами, т. е. нехалкидониты. Как принимать группы неправославных, возникшие после VII в., — об этом правило ничего не говорит»4.

Таким образом, к концу эпохи Вселенских соборов в церковной практике появилась определенность в вопросе принятия в Церковь лиц, принадлежавших к различным религиозным сообществам. Более того, этот вопрос получил каноническую основу, опираясь на которую Церковь и в дальнейшем могла выносить те или иные суждения относительно присоединения тех, кто такого присоединения требовал. Следующим важным этапом в этом отношении стали печальные события Великого раскола 1054 г., которые поставили проблему принятия в лоно Православной Церкви лиц, обращающихся к ней от Римского католического исповедания.

Вплоть до XV столетия практика принятия римокатоликов в Православие была весьма разнообразна. Приходящих от «латинского исповедания» принимали как по 1-му, так по 2-му, так и по 3-му чину.

Так, в описании путешествия короля Людовика VII на Восток, имеется упоминание о том, что греки принимали католиков через крещение. Об умеренной практике — миропомазании латинян при их переходе в Православие говорит епископ Новгородский Нифонт в наставлениях Кирику Новгородцу в середине XII века. Наконец, о возможности их присоединения через покаяние свидетельствует в тот же период византийский патриарх Феодор Вальсамон в своих ответах Марку, патриарху Александрийскому5. Как видим, довольно долго практика чиноприема латинян колебалась между мягким подходом и довольно жесткими решениями. На какое-то время конец этому положил Константинопольский собор 1484 г., избравший средний путь — прием римокатоликов через миропомазание. Этому пути восточные патриархаты следовали до середины XVIII в., когда Константинопольский собор 1756 г. устрожил практику присоединения западных христиан, причем, как католиков, так и протестантов — до принятия их через крещение. Орос, под которым стояли подписи предстоятелей Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского патриархатов, сообщал, что крещение латинян приравнивается к крещению еретическому, а потому не имеет никакой силы и отметается как простое умывание. В таком же духе высказывается и Пидалион преподобного Никодима Святогорца, называющий католическое крещение обычным «мытьем», после которого нужно говорить не о «перекрещивании» приходящих латинян, а о Крещении их, так как никакого Крещения до того они и не могли иметь6. Неясным, правда, оставался вопрос о том, как же все-таки быть с многовековым обычаем чиноприема католиков через миропомазание и даже через покаяние. Однако ответа на этот вопрос не было. Интересно, что при этом принятие в Церковь армяно-григориан и несториан осталось прежним — по 3-му чину, через покаяние. Основанием для ужесточения практики чиноприема латинян считалось добавление в текст Символа веры Filioqe, приравненное Восточными патриархами к наихудшей ереси. Но вставка БИ^е существовала задолго до собора 1756 г., и, тем не менее, обратила на себя внимание именно в тот момент. После этого

до середины XX в. Восточные патриархаты следовали такой жесткой линии — крещения всех тех, кто обращается в Православие от Римской Церкви. Ригористический подход сохранили до сих пор афонские обители, где обращающихся католиков до сих пор крестят.

По мысли архимандрита Амвросия (Погодина), «Константинопольская Патриархия и ее экзархаты в Америке и Европе усвоили ту практику принятия инославных в православие, которая греками именовалась как „русская" и практически отказались от напористой нетерпимости постановления Константинопольского Собора 1756 г. и толкования Пидалиона»7.

Русский путь в данном вопросе оказался особым, ибо способы присоединения к Православию представителей западного исповедания в России неоднократно менялись, причем, как правило, менялись, расходясь с практикой Восточных патриархатов. В первые столетия истории Русской Православной Церкви латинян принимали по всем трем чинам. Когда в середине XV в. греки стали принимать католиков через миропомазание, в России стали прибегать к перекрещиванию латинян. Основанием для этого считалось не столько догматические заблуждения Римско-католической Церкви, сколько искаженный ей способ крещения через обливание, а не через требуемое погружение. Свидетельства об этом существуют в написанном конце XVI в. Даниилом Принцем сочинении «Начало и возвышение Московии». Также известно, что еще в 1610 г. польского королевича Владислава, как претендента на царский трон просили патриарх и народ о принятии крещения в «веру грече-скаго закона». Официально эта практика перекрещивания католиков была закреплена в Русской Церкви Московским собором 1620 г. при патриархе Филарете. Такое положение дел сохранилось по сей день в старообрядческой среде, наследующей богослужебную практику Руси первой половины XVII в.

В дальнейшем практика чиноприема римокатоликов в Русской Церкви смягчалась плавно, но последовательно. Прежде всего, Большой Московский Собор 1666-1667 гг. подверг ревизии и отменил

постановление собора 1620 г. При этом было найдено сразу несколько оснований. Кроме вышеупомянутых правил Вселенских соборов, Василия Великого, собора 1484 г., ссылались на «Просветитель» Иосифа Волоцкого, принимавшего жидовствующих через покаяние, на славянскую «Кормчую» (19 ответ Тимофея), на 47 правило Апостолов, а также на «Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора» преподобного Марка Ефесского. В итоге Большим Московским Собором была утверждена практика миропомазания лиц, обращающихся от латинского исповедания.

Одновременно с этими событиями в Киевской митрополии обрела право на существование самая мягкая из всех возможных традиций — принятие католиков через покаяние. Именно она отражена в знаменитом Требнике митрополита Петра Могилы, и именно она сделалась в XVIII в. нормативной для Русской Православной Церкви на весь Синодальный и Новейший период ее истории. Сам автор этого обширного сборника в сопроводительной статье к чинам присоединения замечает: «Тем убо приходящих, изряднее же от Латин к Православной Вере, известно испы-тати подобает, аще суть миром помазани или ни»8. В последнем случае не миропомазанных католиков следует присоединять через совершение над ними таинства миропомазания. О практике принятия католиков через покаяние говорит и авторитетное богослужебное руководство С. В. Булгакова «Настольная книга для священно-церковнослужителей», вышедшая в начале XX в. Чины присоединения латинян к Православию выходили неоднократно, как в дораскольное время, так и в Синодальный период. Издавались они в составе различных Требников (в филаре-товском «Большом Потребнике» 1623 г.), но выходили и отдельными изданиями — сборниками «Чинов присоединения», и в течение некоторого времени претерпели определенные изменения, которые мы проанализируем ниже.

Наибольший интерес представляет именно дореформенный «Чин и устав, како достоит принимати, иже от латынь приходящих» из упомянутого «Потребника» 1623 г. Он имеет весьма большой объем

(102 страницы) и состоит из молитвы оглашения «Благословен еси, Господи Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Иже от всех язык избирая Себе люди изрядны.», пространного перечня отречений и проклятий на различные заблуждения латинства, чтения православного Символа веры и заключительного обещания, молитв «Благословен еси, Владыко Вседержителю, просветивый день светом солнечным.», «Господи, Господи, избави нас от всякия стрелы, летящия во дне.» (соответствует молитве современного Великого повечерия), «Боже великий и страшный, святый и человеколюбивый.». Эти молитвы завершают первый этап оглашения. Следующая молитва «Боже великий и великоименитый, Иже первую тму.» делает новообращенного некрещенным христианином, «яковы же суть християньския дети, хо-тящаяся крестити». После следующего перерыва над новообращенным продолжается оглашение в виде целой службы, совершаемой в вечернее время: произносятся молитвы оглашения «О имени Твоем, Господи Боже Истинный.» (1-я молитва оглашения в современном Требнике), «Боже тайных Ведче, Иже вся ведый прежде бытия их.», после которых оглашенный покидает церковь. Далее следуют три молитвы о верных: «Господи Боже наш, ныне приходим всем сердцем.», «Господи Боже наш, Иже в неприступнем живый свете.», «Боже великий и вышний, Един имеяй безсмертие.» (соответствует 7-й молитве современной вечерни), преподание мира, главопреклонение с молитвой «Господи Боже наш, приклонивый небеса.» (главопреклонная молитва вечерни). Интересно, что дальше чин присоединения сообщает о лобзании мира между пресвитерами и епископами, мирянами и пресвитерами, о совершении «приношения», т. е. — евхаристической службе, в конце которой клирики и миряне приобщаются Святых Таин. Фактически здесь мы видим вечернюю литургию, начало которой оформлено с использованием молитв константинопольской песненной вечерни, и которая должна совершаться накануне крещения новообращенного. Наутро совершается чин экзорцизма, четыре молитвы которого соответствуют четырем современным молитвам Требника, далее читается еще одна молитва

о оглашенном «Благослови и ныне, Господи, рабы Своя оглашенныя их же призвал еси...», после которой оглашаемые вновь покидают собрание. Следуют молитвы о верных: «Господи, Господи, Твой есть день и Твоя есть нощь.», «Уставлением Твоим, Господи, Господи.», «Хвалим и поем, и благословим, и славим, и благодарим Тя, Боже отец наших, яко превел еси сень нощную...» (соответствует 12 молитве современной утрени), преподание мира, главопреклонение с молитвой «Господи Святый, в вышних Живый...» (главопреклонная молитва утрени). Далее изложение чина сбивается пространным изложением правил оглашения, после чего следует возглас архидиакона «Вонмем», преподание епископом мира и призыв его к оглашенным: «Станите со страхом, знаменайтеся, совлецытеся и разрешитеся. Се конец вашего оглашения, предста избавления вашего время». После этого оглашенные отрекаются от сатаны, дуют в сторону Запада, и, обратившись на Восток, соединяются Христу, прочитывая Символ веры, причем объявление оглашенными «сочетахомся» и чтение Символа повторяется трижды. Далее епископ вновь обращается к ним с поучением и произносит сугубую ектению, во время которой оглашенные воздевают руки, затем одеваются и обуваются. Епископ читает молитву «Владыко, Господи Боже.» (соответствует части молитвы, завершающей современный чин оглашения), возлагает руки на оглашенных, вновь преподает мир и читает другую молитву главопреклонения «Бог Спас наш, Иже всем хотяи спастися.» Диакон: «С миром изыдем». «Именем Господним». После этого протяженного чина оглашения сообщается о литургии и даются еще четыре молитвы, соответствия которым в современных богослужебных книгах нет и место которых неясно — до литургии или же после ее совершения. В самом чине крещения упоминается возможности его включения в литургию Великой Субботы, что полностью соответствует классической византийской традиции, но не составляет предмета нашего рассмотрения.

Отметим здесь только, что вышеприведенный чин является повторением чинов оглашения, отречения от сатаны и сочетания со Христом,

которые в константинопольской практике совершались в течение Великого поста и Страстной седмицы, с логичным завершением в виде предпасхального крещения. Причем, по замечанию М. Арранца, «поскольку в средние века крещение в Византии принимали нормально только дети, греческие евхологии уже не имеют полного чина оглашения взрослых, и поэтому приходится изучать следы древнего катихумената через параллельные чины обращения в Церковь еретиков и неверующих или чин возвращения отступников веры»9. Таким образом, в данном случае чин принятия еретиков сохраняет следы древнего крещального оглашения Константинополя.

Очевидно, что и время, и объем огласительной преамбулы существенно превосходят само крещение, которое, заметим, не имеет каких-либо изменений в своем чине.

Особый интерес для нас представляет ряд отречений и проклятий «латынской ереси», которые подробно прописаны в огласительном последовании. Перечислим их по порядку.

1. Первое отречение говорит о некоем «римском царе Каруле» и его соратниках, которые одновременно следовали ересям Ария, Аполлинария, Македония.

2. «Многия ереси и жидовския обычая», которые «держаху» вышеупомянутые лица.

3. Вставка «и Сына» об исхождении Духа Святого, сделанная в Символе веры.

4. Последователи — «сообещники и стаибники каруловы еретики».

5. «Богомерзкий папа Формос» — первый отступник от Православия из Римских пап.

6. «Последователи Формосовы» — папы Внифатий, Стефан, Роман, Феодор, Иван, Венедикт, Лев.

7. «Безстудный папа Христофор» — первый папа, явно начавший «яве, а не тайно. развращати люди».

8. «Беззаконный Петр Гугнивый», «иже повеле попом по седми жен имети. и органом и тимпаном повеле в церкви быти, и браду и лоно постригати, и всяко скверно ясти».

9. Изменение формулировки «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца Духом Святым».

10. Изменение апостольских слов «мал квас все тесто тлит», и на основании этого запрет латинянами кваса.

11. Практика соборного служения литургии, когда причащается один из сослужащих, а затем целует всех остальных вместо их причащения.

12. Служение в один день по нескольку литургий в одной церкви, «имея церковь, яко блудную жену», а также в домах, на обычных столах и в любом месте, «где прилучится».

13. Ношение римским духовенством «женской утвари»: «рукавицы» (перчатки), серьги, ожерелье, венец, перстни.

14. Использование на Литургии холодной, а не горячей воды для вливания в Чашу: «мертвое студено есть, а живое тепло».

15. Сидение в храме за службой и допуск на службу в храм собак.

16. Сидение и разговоры в храме во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.

17. Использование в церкви «трубных гласов, и органов, и тимпанов».

18. Обычай римских священников, не снимая литургического облачения, «исходити на проход» (посещать туалет), после чего продолжать и завершать богослужение.

19. «Злая дела» и «с блудницами блуд» римского духовенства.

20. Допуск в алтарь и причащение во время службы «хотящаго всякаго человека» любого чина, пола и возраста.

21. Свободное отношение католического духовенства к ночным осквернениям — без покаяния, очищения и перемены одежды «сам в церкви водою лице свое окропит, и тем мнятся чисти быти».

22. Поставление клириков в священный сан в первые среды марта, июня, сентября и декабря, «яко новомесячным ворожбам уповающе».

23. Употребление мяса латинским епископатом и монашеством, а также «свиного тука».

24. Целибат римского духовенства, предполагающий лицемерное использование «меншицы», «малых жен» — наложниц.

25. Пятиперстное крестное знамение.

26. Одноперстное крестное знамение, полагаемое «латынами» на своих лицах «яко монофилитяне».

27. Однократное погружение крещаемого при крещении со словами: «Крещаю тя аз».

28. Замена миропомазания вложением соли в рот крещаемого и помазание его слюной священника.

29. Наречение в Крещении имени не по церковному календарю, «но некакова неподобна и странна имена».

30. Использование вместо мира простого масла и помазание им взрослых крещеных, впадших в грехи.

31. Участие католического духовенства в военных действиях, с помазанием человеческой кровью, окроплением кровью оружия и омовение кровью рук.

32. Употребление в пищу «давленины, мертвечины» и скверных животных — ежей, мышей, медведей, лис и жаб.

33. Соблюдение поста в субботу, даже в случае великого праздника.

34. Несохранение Великого поста и Сырной седмицы и вкушение в пост мяса и молока.

35. Богослужебная практика скрывать распятие на весь Великий пост («Христос побежа во Иерусалим») с тем, чтобы открыть его к Великой субботе («Христос прииде»).

36. Игнорирование пение «Аллилуиа» в Великий пост до Великой субботы, когда «внезапу великим воплем возглашают «Аллилуиа» и на многи часы вопиют вси».

37. Начертание на земле знака креста и попрание его ногами.

38. Наречение Пресвятой Богородицы «святая Мария» — признак несторианской и яковитской ересей.

39. Отсутствие должного почитания икон, мощей и святых и предпочтение распятия, изготовленного в камне, «необычно и испревращенно»: «во обе Христове ноги един гвоздь вонзен».

40. Непочитание Вселенских учителей, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

41. Пострижение, бритье бороды и откусывание волос бороды и усов зубами «самоядцем подобящеся».

42. Браки в близком свойстве: два родных брата женятся на двух родных сестрах и др.

43. Неправильный образ погребения умерших: на 8-й день, с руками вдоль тела, заливание глаз, ушей и ноздрей покойника воском.

44. Колдовство, волхвование и ворожба, к которым обращаются латиняне.

Заметим, что среди этих пунктов, кроме упоминания Filioqe, нет моментов вероучительной полемики или каких-то доктринальных вопросов, в основном все сведено к исправлению тех или иных обрядовых сторон и нравственным обличениям католического духовенства.

Очевидно, что основная масса обличений основана на превратном представлении о католической традиции, если не сказать, на домыслах и фантазиях. Возможно, какая-то часть этих анафематизмов имеет реальную историческую основу, но данный вопрос потребовал бы отдельного изучения и не может быть полноценно рассмотрен в рамках данной статьи.

Древнерусский чин сохраняет принципиальные элементы древних чинов присоединения, такие как покаяние, отречение от заблуждений, исповедание правой веры, разрешительная молитва священника или епископа с возложением его руки на обращающегося, причащение Святых Таин. Что же касается епитимийной практики, о которой довольно широко распространяется «Большой Потребник», то «различные эпи-тимии. очевидно не входили в состав необходимых принадлежностей

рассматриваемого чинопоследования, так как о них нигде более не упо-минается»10 - пишет дореволюционный исследователь различных чинов присоединения епископ Сергий (Серафимов).

«Чин како приимати приходящих ко Православней Церкви от рим-ско-латинскаго исповедания»11, изданный неоднократно в Синодальный период, принципиально отличается от вышеописанного древнерусского чина. Прежде всего, новый чиноприем не является зависимым от литургии и совершается самостоятельно. Он состоит из благословения вновь обращенного епископом или священником при входе в храм, молитвы «Господи Боже Истины, призри на раба Твоего ищущаго прибегнути.», пяти отречений, семи положительных ответов, после которых вновь обращенный вводится в храм, псалма 66, коленопреклонения, молитвы «Господи Боже Вседержителю, согрешающим образы покаяния пред-лагаяй.», заключительного обещания, целования креста и еще одного коленопреклонения с чтением разрешительной формулы.

Отречения содержат упоминания о Filioqe, о примате Римского папы, о первенстве Римского престола, из чего следует неравенство для Рима прочих Поместных церквей, о непогрешимости Римского папы, а также «прочих учений латинскаго вероисповедания, древних и новых». Утвердительные ответы касаются принятия правил семи Вселенских и девяти Поместных соборов, истолкования Священного Писания «по разумению» Православной Церкви, совершения семи таинств по чину Православной Церкви, пользы для душ усопших милостыни и молитвы, а не чистилища, главенства в Церкви Господа Иисуса Христа.

Здесь обращает на себя внимание резкое смещение акцентов с множества богослужебно-обрядовых моментов на несколько принципиальных доктринальных аспектов. Объясняется это, конечно же, сближением русской и европейской культур в XVIII в., и, как следствие, более близким знакомством с жизнью западного христианства (как бы это не оценивалось). Очевидно, что такой подход более корректен и помогает избежать явных перегибов как в самом совершении чиноприема, так и в общем

понимании вероучительных различий между Православной и Римской Католической церквями.

Весьма желательным является отражение во всех чинах приема инославных необходимости их участия в евхаристии, которая и является центральным моментом самого приема в Церковь, о чем писали еще дореволюционные литургические руководства: «Присоединение всех указанных лиц следует совершать в тот день, когда бывает литургия, во время которой присоединенный должен быть допущен к причащению св. Таин».12

В этой связи необходимо сказать, что чин приема представителей католичества в Православие, существующий в современной редакции еще с конца XIX в., требует определенной доработки, с учетом, например, новых мариологических догматов, появившихся в Х1Х-ХХ вв. и, возможно, анализа ряда положений, выраженных в католических вероучительных документах последнего времени, ибо необходимо «принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви»13. Способствовать этому, безусловно, могла бы окончательная выработка официального Катехизиса Русской Православной Церкви, а в долгосрочной перспективе — соборное обсуждение подобных вопросов на общеправославном уровне.

Библиография

1. Амвросий (Погодин), архим. О чине принятия в Православную Церковь // https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogodin/o-chine-prinjatija-v-pravoslavnuyu-tserkov/

2. Арранц М. Таинства Византийского Евхология // Избранные сочинения по Литургике. Т. 1. Рим-Москва. 2003.

3. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Ч. 2. — С. 1009-1047.

4. Иларион (Троицкий), сщмч., архиеп. Единство Церкви и Всемирная Конференция Христианства// Творения в трех томах. Том 3. М., 2004. — С. 495-540.

5. Книга чинов присоединения к Православию. Ч. 1. Петроград, 1915.

6. Никодим, еп. Далматинско-Истрийский. Правила Православной церкви с толкованиями. М., 2001.

7. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инос-лавию // Собрание документов Русской Православной Церкви. М., 2015. Т. 2. Ч. 2. — С. 44-47.

8. Сергий (Серафимов), еп. О правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан в православную церковь. Астрахань, 1904.

9. Требник (большой). М., 1884.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Сергий (Страгородский), патр. Об отношении Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам // Титков Е. П. Патриарх Сергий (Страгородский): подвиг служения Церкви и Родине. Арзамас, 2007. — С. 580-600.

11. Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 1. К., 1996.

12. Цыпин В., прот. Присоединение к Православию // Православная энциклопедия. Т. ЬУШ. М., 2020. — С. 237-243.

13. Эриксон Джон, проф., О современной практике принятия неправославных в Православную Церковь // https://pravoslavnaya-obshina.ru/1999/no49/article/ dzhon-ehrikson-o-sovremennoi-praktike-prinjatija-nepravo/

Примечания и библиографические ссылки

1. Цыпин В., прот. Присоединение к Православию // Православная энциклопедия. Т. ЬУШ. М., 2020. С. 239

2. Никодим, еп. Далматинско-Истрийский. Правила Православной церкви с толкованиями. М., 2001. С. 271

3. Сергий (Страгородский), патр. Об отношении Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам // Титков Е. П. Патриарх Сергий (Страгородский): подвиг служения Церкви и Родине. Арзамас, 2007. С. 583.

4. Эриксон Джон, проф., О современной практике принятия неправославных в Православную Церковь // https://pravoslavnaya-obshina.ru/1999/no49/ article/dzhon-ehrikson-o-sovremennoi-praktike-prinjatija-nepravo/

5. Иларион (Троицкий), сщмч., архиеп. Единство Церкви и Всемирная Конференция Христианства // Творения в трех томах. Том 3. М., 2004. С. 527.

6. Никодим, еп. Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви с толкованиями. М., 2001.

7. Амвросий (Погодин), архим. О чине принятия в Православную Церковь // https:// azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogodin/o-chine-prinjatija-v-pravoslavnuyu-tserkov/

8. Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 1. К., 1996. С. 191.

9. Арранц М. Таинства Византийского Евхология // Избранные сочинения по Литургике. Т. 1. Рим-Москва. 2003. С. 233.

10. Сергий (Серафимов), еп. О правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан в Православную Церковь. Астрахань, 1904. С. 197.

11. Книга чинов присоединения к Православию. Ч. 1. Петроград, 1915. С. 1.

12. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Ч. 2. С. 1030.

13. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инос-лавию // Собрание документов Русской Православной Церкви. М., 2015. Т. 2. Ч. 2. С. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.