Научная статья на тему 'Три чина присоединения еретиков в РПЦ: история и современность'

Три чина присоединения еретиков в РПЦ: история и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3309
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ / ECCLESIOLOGY / ЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ЕРЕСЬ / HERESY / ЕРЕТИКИ / HERETICS / СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / HOLY BIBLE / ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ / RULES OF THE HOLY APOSTLES / ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР / ECUMENICAL COUNCIL / КРЕЩЕНИЕ / МИРОПОМАЗАНИЕ / CONFIRMATION / СВТ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ / ST. BASIL THE GREAT / AN OFFICE OF JOINING / EPIPHANY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дергалев Сергий

В статье рассматривается вопрос о принятии обращающихся в Православие из различных ересей. Описываются чины воссоединения с Православной Церковью, сложившиеся в 3-6 вв. Рассматриваются Апостольские правила и правила Вселенских Соборов, в которых отражена позиция первоапостольской Церкви по исследуемому вопросу. Приводятся мнения свт. Василия Великого, прп. Иоанна Дамаскина о еретиках. Объясняется расхождение в практиках приема в Церковь из католичества между Русской Православной Церковью и Элладской Церковью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дергалев Сергий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three offices of joining heretics in the Russian Orthodox Church: history and the present

In the article it is examined a question about joining to Orthodoxy of those who are converted to the Church after various heresies. Offices of reunion with the Orthodox Church established in 3-6 centuries are examined. The apostolic rules and rules of the Ecumenical Councils, in which the early Church position about this problem is reflected, are examined. Opinions of St. Basil the Great and St. John of Damascus about heretics are given. Difference in the practices of joining of heretics to the Church from Catholicism are shown in comparison with the Russian Orthodox Church and the Church of Greece.

Текст научной работы на тему «Три чина присоединения еретиков в РПЦ: история и современность»

Три Чина присоединения еретиков в Русской Православной Церкви: история и современность

УДК 26/28

Протоиерей Сергий Дергалев кандидат философских наук, проректор по учебной работе БДС (с м/н), заведующий кафедрой библеистики и богословия БДС (с м/н) Россия, г.Белгород [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о принятии обращающихся в Православие из различных ересей. Описываются чины воссоединения с Православной Церковью, сложившиеся в 3-6 вв. Рассматриваются Апостольские правила и правила Вселенских Соборов, в которых отражена позиция первоапостольской Церкви по исследуемому вопросу. Приводятся мнения свт. Василия Великого, прп. Иоанна Дамаскина о еретиках. Объясняется расхождение в практиках приема в Церковь из католичества между Русской Православной Церковью и Элладской Церковью.

Ключевые слова: экклезиология; чин присоединения; Русская Православная Церковь; ересь; еретики; Священное Писание; Правила святых апостолов; Вселенский Собор; крещение; миропомазание; свт. Василий Великий.

Three offices of joining heretics in the Russian Orthodox Church:

history and the present

Archpriest Sergiy Dergalev

Ph.D.,

vice-rector for academic affairs of the BOS (with m/o), head of the department of Bible study and theology of the BOS (with m/o) Russia, Belgorod [email protected]

Annotation. In the article it is examined a question about joining to Orthodoxy of those who are converted to the Church after various heresies. Offices of reunion with the Orthodox Church established in 3-6 centuries are examined. The apostolic rules and rules of the Ecumenical Councils, in which the early Church position about this problem is reflected, are examined. Opinions of St. Basil the Great and St. John of Damascus about heretics are given. Difference in the practices of joining of heretics to the Church from Catholicism are shown in comparison with the Russian Orthodox Church and the Church of Greece.

Key words: ecclesiology; an office of joining; the Russian Orthodox Church; heresy; heretics; Holy Bible; Rules of the Holy Apostles; Ecumenical Council; Epiphany; Confirmation; St. Basil the Great.

Введение

В настоящее время в Православной Церкви остро стоят вопросы, связанные с богословской проблематикой современной экклезиологии.

Одна из важных экклезиологических проблем - это проблема принятия обращающихся в Православие из различных ересей. Эта проблема теснейшим образом связана с вопросом о границах Церкви, о возможности или невозможности спасения вне Церкви. Настоящий раздел посвящен комплексу вопросов, связанных с чинами приема в РПЦ.

Установленные Православной Церковью различные чины воссоединения еретиков с Православием отражают степень поврежденности церковной природы и ее вероучения в различных еретических и раскольнических сообществах.

Есть три способа принятия обращающихся из ереси или раскола в Церковь: 1) через крещение; 2) через миропомазание; 3) через покаяние.

Эти три чина воссоединения с Православной Церковью сложились еще в III-VI веках, порядок которых затем был закреплен в правилах Вселенских и Поместных Соборов и в правилах святых отцов.

Основополагающие документы

Как действовала первоапостольская Церковь по отношению ко всем, кто присоединялся к Церкви из ереси, мы знаем из Священного Писания и из Правил святых апостолов.

Есть традиция, которая основывается на словах апостола Павла: «Един Господь, едина вера, едино Крещение» (Еф. 4, 5), и, следовательно, едина Церковь, в которой лишь и возможно совершение Таинств. Такое понимание верности истинной Церкви мы видим в 46, 47, 50 и 68 Апостольских правилах.

Правило 46: «Епископа или пресвитера, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» [1].

Правило 47: «Епископ или пресвитер, если по истине имеющего крещение вновь окрестит, или если от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, как посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников» [1].

Правило 50: «Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даваемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестите, но: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа» [1].

Правило 68: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священного чина, и он и рукоположивший; разве если достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным, или рукоположенным от таковых, ни верными, ни служителями церкви быть невозможно» [1].

Один из современных богословов утверждает, что эта традиция связана с именем сщмч. Киприана Карфагенского, известного своим принципом: «Вне Церкви нет спасения» [7]. Интересно, что прот. Георгий Флоровский мнение святителя Киприана считал теологуменом [22].

Продолжение данной традиции мы видим в 19-м правиле I Вселенского собора.

Правило 19 Ьго ВС: «О бывших Павлианами, но потом прибегнувших к Кафолической Церкви, постановляется определение, чтобы они все вообще вновь крестимы были. Если же которые в прежнее время к клиру принадлежали: таковые, явясь безпорочными и неукоризненными, по прекращении, да будут рукоположены епископом Кафолической Церкви. Если же испытание обрящет их неспособными к священству: надлежит им изверженным быть из священнаго чина. Подобно и в отношении к диакониссам, и ко всем вообще причисленным к клиру, тот же образ действования да

соблюдается. О диакониссах же мы упомянули о тех, которые, по одеянию, за таковых приемлются. Ибо впрочемоне никакого рукоположения не имеют, так что могут совершенно счисляемы быть с мирянами» [5].

В это же время (середина III века) существовала и вторая традиция, которая позволяла принимать отпавших без крещения. Римский папа Стефан I убеждал сторонников перекрещивания, что достаточно возложить руки на кающихся, так как они были уже однажды крещены во имя Пресвятой Троицы.

Об этом пишет церковный историк Евсевий Кесарийский (Памфил) в 3 главе 7-ой книги Церковной истории: «Киприан, пастырь Карфагенской епархии, первый из людей того времени решил, что следует принимать не иначе, как очистив сначала от заблуждений «банею водной». Стефан же, считавший, что не следует вводить ничего нового, нарушающего обычай, издревле укрепившийся, пришел в негодование» [9].

Эту традицию представляет 8-е правило Первого Вселенского собора, в котором присоединение отпавших совершалось через возложение рук.

Правило 8 1-го ВС: «О именовавших некогда самих себя чистыми (чистыми называли себя еретики, последователи Навата (Новата), пресвитера Римской церкви, который учил, чтопадших во время гонения и двоеженцев никогда не принимать в общение Церковное через покаяние), но присоединяющихся к Кафолической и Апостольской Церкви, благоугодно святому и великому Собору да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедать, как присоединяться и последовать будут определениям Кафолической и Апостольской Церкви, то есть, будут в общении церковном и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния установлено, и срок прошения назначен. Надобно, чтобы они во всем последовали определениям Кафолической Церкви. И так где, или в селах, или во градах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних: да будут в том же чине. Если же там, где есть епископ Кафолической Церкви, некоторые из них приступят к Церкви: явно есть, яко епископ православной Церкви будет иметь епископское достоинство; а именующийся епископом у так называемых чистых, пресвитерскую честь иметь будет: разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот участвовал в чести

имени епископа. Если же то ему неугодно будет: то для видимаго сопричисления таковаго к клиру, изобретает для него место или хор епископа или пресвитера: да не будет двух епископов во граде» [5].

Далее в текстах П-го Вселенского собора появляется 7-е правило, которое позволяет принимать еретиков через миропомазание.

Правило 7 11-го ВС: «Присоединяющихся к Православию и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Савватиан и Наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников или тетрадитов, и Аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствущую, как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем запечатлевая, то есть помазуя святым миромво первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара Духа Святаго. Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и Монтанистов, именуемых здесь Фригами, и Савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны), всех, которые из них желают присоединены быть к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже крещаем их» [5].

В данном правиле мы уже видим четкую церковную позицию, разделявшую еретиков по степени их отпадения от Церкви. Одним -крещение, другим - миропомазание.

Полностью сформировавшееся церковное учение о трех чинах присоединения мы находим в 95-м правиле Трульского собора.

Правило 95 У1-го ВС: «Присоединяющихся к православию и к чести спасаемых из еретиков, приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников, или тетрадитов, и Апполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует Святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара

ДухаСвятаго. А о бывших Павлианами, потом к Кафолической Церкви прибегших, постановлено: перекрещивать их непременно. Евномиан же, единократнымпогружениемкрещающихся, и Монтанистов, именуемых здесь Фригами, и Савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны): всех, которые из них желают присоединены быть к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать писания, и тогда уже крещаем их. Такожде и Манихеев, Валентиниан, Маркионитов и им подобных еретиков. Несториане же должны творить рукописания и предавать анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтиха, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все вышепоказанные ереси: и потом да приемлют святое причащение» [5].

Объяснение, почему Церковь приняла такое решение на Трульском соборе, мы можем найти в 1-м правиле Василия Великого.

1-е правило Василия Великого: «И так относительно вопроса о кафарах [чистые, см. 2 Всел. Собора, прав. 7], и речено прежде, и ты благоразсудительно упомянул, яко подобает последовати обычаю каждыя страны, потому что о их крещении различно думали, разсуждавшие о сем предмете в свое время. Крещение пепузиан, по моему мнению, не имеет ничего в свое защищение и я удивился как не приметил сего великий Дионисий, будучи искусен в правилах. Ибо древние положили приимати крещение, ни в чем не отступающее от веры: посему иное нарекли они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками называли они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками -разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами -собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую церковь: сие есть самочинное сборище. О покаянии мыслитиинако, нежели как сущие в церкви, есть раскол. Ереси же суть, например: манихейская,

валентинская, маркионитская, и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога. Почему, отначала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати; крещение раскольников, яко еще не чуждых церкви, приимати; а находящихся в самочинных сборищах исправляти приличным покаянием и обращением, и паки присоединяти к церкви. Таким образом, даже находящиеся в церковных степенях, отступив купно с непокорными, когда покаются, нередко приемлются паки в тот же чин. Пепузиане же явно суть еретики. Ибо они восхулили на Духа Святаго, нечестиво и безстыдно присвоив наименование Утешителя Монтану и Прискилле. Посему, боготворят ли они человеков, подлежат за сие осуждению, оскорбляют ли Духа Святаго, сравнивая Его с человеками, и в сем случае повинны вечному осуждению, ибо хула на Духа Святаго не отпускается. Какая же была бы сообразность признати крещение тех, которые крестят во Отца, и Сына, и в Монтана или Прискилу? Ибо не суть крещены крестившиеся в то, что нам не предано. Посему хотя великий Дионисий и не приметил сего, но нам не должно соблюдати подражания неправильному: ибо нелепость сама собою явна, и ясна для всех, имеющих хотя несколько рассуждения. Кафары суть из числа раскольников. Однако угодно было древним, как то Киприану и нашему Фирмилиану, единому определению подчинити всех сих: кафаров, енкратитов, идропарастатов, и апотактитов. Ибо, хотя начало отсупления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянинами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянинами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением. Но поелику некоторым в Асии решительно угодно было, ради назидания многих, прияти крещение их: то да будет оно приемлемо. Подобает же нам усмотрети злоухищрение енкратитов. Они, да соделают себя неудобоприемлемыми для Церкви, умыслили предускоряя совершати собственное крещение, чрез что и собственный свой обычай изменили. И так, поелику от них ничего ясно не изречено, мню, яко прилично нам отвергати их крещение: и аще бы кто приял от них оное,

таковагоприходящаго к Церкви, крестити. Но аще сие имеет быти препятствием общему благосозиданию: то паки подобает держатися обычая, и следовати отцам, благоразсмотрительно устроившим дела наши. Ибо я опасаюся, что бы нам тогда, как хощем удержати их от поспешнаго крещения, не воспятити спасаемых строгостью отлагательства. Аще же они сохраняют наше крещение, сие да не устыжает нас: ибо мы обязаны не воздавати им за то благодарность, но покорятися правилам с точностию. Всемерно же да будет установлено, чтобы, после их крещения, приходящие к церкви, были помазуемыот верных, и тако приступали к таинствам. Впрочем ведаю, яко братий Зоина и Саторнина, бывших в их обществе, мы прияли на кафедру епископоскую: почему соединенных с их обществом уже не можем строгим судом отчуждати от Церкви, постановив, принятием епископов, как бы некое правило общения с ними» [4].

Святитель Василий Великий делит всех отпавших от Церкви на три категории: 1) еретики; 2) раскольники; 3) самочинные сборища. Соответственно, он пишет, что необходимо крещение еретиков отвергать, крещение раскольников принимать, а находящихся в самочинных сборищах принимать через покаяние.

Попытаемся определить, кто в понимании святителя Василия еретики. Еретики - это манихеи, валентиане, маркиониты и пепузиане.

Манихеи (они же акониты), по объяснению прп. Иоанна Дамаскина, «это — ученики перса Мани. Они Христа называют призраком, почитают солнце и луну, молятся звездам, силам и демонам: вводят два начала — злое и доброе, вечно существующие. Говорят, что Христос призрачно явился и пострадал. Ветхий завет и глаголавшего в нем Бога хулят. Утверждают, что не весь мир, но только часть его произошла от Бога» [12].

Валентиане, по объяснению прп. Иоанна Дамаскина, «отрицают воскресение плоти, отвергают Ветхий Завет, но пророков читают и все другое, что можно истолковать сходно с их ересью, принимают. Они привносят некие другие баснословия, наименования тридцати эонов, говоря, что те вместе произошли как мужеженщины от Отца всяческих, и их называют богами и зонами. О Христе же говорят, что Он принес тело с неба и прошел через Марию, как через трубу» [12].

Похожие определения он дает маркионитам и пепузианам. Все четыре вида ереси полностью исказили и видоизменил Церковное вероучение.

Кафары, по объяснению прп. Иоанна Дамаскина, «состоя в связи с Наватомримским, совсем отвергают второбрачных и не принимают покаяния» [12].

Енкратиты, по объяснению прп. Иоанна Дамаскина, «являясь отломком ереси Татиана, отвергают брак, утверждая, что это — дело сатаны. Они запрещают всякое употребление в пищуодушевленного» [12].

Святитель Василий, объясняя ситуацию с кафарами и енкратитами, говорит, что лучше их крестить, но при этом упоминает о практике, когда это не делали и с этой практикой соглашается.

Из объяснений свят. Василия Великого становится понятным, что Церковь в некоторых случаях принимает без крещения не только раскольников и самочинников, но и еретиков.

Отсюда возникает следующий вопрос. К какой категории отнести католиков, протестантов и сектантов? Профессор МДА Осипов А.И. считает, что по классификации, предложенной святителем Василием Великим, католиков нужно отнести к раскольникам [14].

Теперь рассмотрим вопрос о том, как сегодня следует поступать священникам РПЦ при приеме еретиков в лоно Церкви.

Существующие практики приема

В современной жизни сообщества православных церквей есть серьезное расхождение в практике приема в Церковь из католичества. РПЦ принимает католиков через покаяние, Элладская церковь - через миропомазание [8, с.785], а греки - через крещение.

примеру, известный швейцарский богослов, католический священник Габриэль Бунге был принят в РПЦ без перекрещивания [11]. А известный французский богослов, католический священник Плакида Дезей был принят на Афоне в монастыре Симонопетра в Православие через крещение [17,с.359].

Эта разница объясняется следующими историческими причинами.

До падения Константинополя в 1453 г. в восточной Церкви не было специальных постановлений относительно принятия в Православие обращающихся из латинян. Применялись все три чина присоединения, в том числе и крещение. Так, кардинал Гумберт в 1054 г. протестовал против того, что греки перекрещивают латинян, которые крещены во имя Святой Троицы.

Первая попытка соборного решения данного вопроса была предпринята на Константинопольском соборе 1484 г. Тогда была установлена практика миропомазания вместе с отречением от заблуждений и исповеданием веры [8,с.775]. Постановления этого собора служили ориентиром для церковной практики принятия из инославия до XVII столетия, когда на Востоке в некоторых случаях католиков вновь начали перекрещивать.

Что касается Русской Православной Церкви, то до середины XV века католиков принимали иногда через крещение, иногда через миропомазание или исповедание веры. На Московском соборе 1620 г. была закреплена практика принятия через крещение [7]. Это решение было пересмотрено собором 1667 г., который ориентировался на постановления Константинопольского собора 1484 г.

Греки измени свою практику после того, как патриарх Кирилл V, взошедший на Константинопольский престол в 1748 г., в июле 1755 г. выпустил Орос «О крещении обращающихся из латинства». При выпуске Ороса патриарх Кирилл заручился поддержкой двух восточных патриархов. Матфей Александрийский и Парфений Иерусалимский подписали данный документ [7]. До настоящего времени в греческой церкви данныйОрос продолжает действовать.

В современной практике РПЦ нашло свое отражение влияние практики в Юго-Западной митрополии. В середине XVII столетия в Юго-Западной митрополии была принята практика приема латинян только через отречение от заблуждений, как это отражено в требнике Петра Могилы (1646). Именно этот вариант присоединения действует в современной РПЦ.

В одном из авторитетных церковных документов «Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере от 1723 г.» присутствует такое рассуждение: «Таким же образом мы почитаем крайне ложным и нечистым то учение, будто бы несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства. Ибо еретики, которых принимает Церковь, когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную. И когда они напоследок приобретают веру совершенную, то их не перекрещивают» [18]. Здесь говорится о крещении во имя Святой Троицы в среде еретических сообществ.

Если брать практику Русской Церкви до Октябрьского переворота, то в журнале «Миссионерское обозрение» за январь 1903 г. есть статья епархиального миссионера из Санкт-Петербурга Булгакова Н., в которой он, в частности, пишет: «Согласно с древними правилами Церкви Вселенской, и наша православная Церковь имеет у себя три чина присоединения неправославных, обращающихся к православной Церкви, а именно: через крещение принимаются у нас еретики, неверующие во Святую Троицу и отвергающие или искажающие произвольными формами таинство крещения, а равно и раскольники, которые не были крещены до своего обращения к православной Церкви; через миропомазание - еретики, не отвергающие учения о Святой Троице, но заблуждающиеся в каких-либо частных истинах веры и крещенные правильно во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, троекратным погружением, но не имеющим у себя законного, по преемству от св. апостолов, священства и таинства миропомазания, каковы все протестанты, а равно и те из римских католиков, армян и англикан, которые до обращения к православию не были миропомазаны почему-либо от своих епископов или законно поставленных пресвитеров, а также все крещенные в расколе; и наконец, принимают через покаяние с «отречением от ереси» своих заблуждений римские католики, армяне, исповедники Англиканской Церкви, миропомазанные от своих епископов, и наши сектанты и раскольники, — из совратившихся от православной Церкви» [2]. Далее, продолжая свои рассуждения, Н.Булгаков пишет: «Имея в виду эту практику Церкви Вселенской и нашей русской, при присоединении штундиста к православию, если дознано будет, что тот крещен в Святую Троицу трехпогружательно, перекрещивать не следует, но присоединять его вторым «чином» — чрез миропомазание. Присоединяющиеся же к святой Церкви из совращенных от нея в штунду принимаются «чином» третьим — чрез покаяние с отречением от ереси» [2].

В своей книге «Житие старца Паисия Святогорца»» иеромонах Исаак повествует о том, что старец Паисий, встретив католического священника, обнаружил у него отсутствие благодати священства [13,с.181]. В книге не говорится о том, один ли он не имеет благодати или все католическое священство ее лишено, но случай весьма примечательный.

Границы Церкви

Патриарх Сергий (Страгородский) в работе «Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам» пишет: «Таково было самосознание Церкви семи Вселенских Соборов, таково же и самосознание нашей Православной Церкви. Только себя она считает Церковью Христовой, только свои Таинства - благодатными, только свою иерархию - облеченной апостольскими полномочиями вязать и решить. Вне Церкви Православной нет ни разрешения грехов, ни Таинств, ни вообще благодати. Поэтому примирение Православной Церкви с отпадающими от нее может состоять лишь в том, что она принимает их в свои недра, данною ей властью разрешает их грех отпадения и в своих Таинствах сообщает им спасительную благодать» [20]. Далее он продолжает: «Из изложенного общего принципа, казалось бы, должен следовать только один практический прямой вывод касательно отношения Церкви ко всем отколовшимся от нее обществам. Все они для нее должны бы сливаться в одну безразличную массу под признаком безблагодатности, и, следовательно, приходящих от этих обществ к Церкви, независимо, от какого именно общества приходят, Святая Церковь должна бы принимать, как она принимает всякого благодатно еще не возрожденного человека, то есть чрез Таинство святого крещения. На деле же рядом с вселенским догматом о себе самой как единственной на земле сокровищнице благодати и спасения Православная Церковь предлагает нам столь же вселенский догмат о «едином крещении во оставление грехов», по которому Таинство крещения, хотя бы оно совершено было и вне Церкви, но совершено правильно во Имя Лиц Святой Троицы, признается действительным и при присоединении крещеного к Церкви повторению не подлежит. Не повторяется в известных случаях и хиротония, а за нею и миропомазание. Одним словом, вместо единого, для всех одинакового чиноприема (как этого требовал бы догмат о Церкви), Православная Церковь имеет три чиноприема: одних принимает чрез крещение, других - чрез миропомазание, третьих - чрез покаяние. И, что особенно важно, подводя то или другое отпадшее общество под тот или другой чиноприем, Церковь всегда имеет в виду природу или свойства самого данного общества: чрез миропомазание принимает членов того общества, где она находит правильное крещение; чрез покаяние - тех, где признает правильное священство, и так далее. Нетрудно видеть, что эта вселенская практика Православной Церкви находится если не в прямом противоречии с вышеизложенным догматом о Церкви, то во

всяком случае вносит в него существенную оговорку. Как же понять и примирить это, конечно кажущееся, противоречие двух догматов, это столь коренное расхождение принципа и практики, одинаково вселенских?» [20].

Существующую практику Церкви объяснил архиерейский собор РПЦ, состоявшийся в 2000 г. Данный собор принял документ «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ИНОСЛАВИЮ» [15]. Приложение к этому документу называлось «Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии» [21]. Именно здесь рассматривался вопрос расхождения принципа и практики. Было намечено 4 варианта ответов на существующую проблему.

Первый вариант был сформулирован архиепископом Никодимом (Милашем), выдающимся православным канонистом: «Если и другие христианские общества, находящиеся вне Православной Церкви, имеют сознательное намерение ввести новокрещенного в Христову Церковь, ...тогда и крещение, полученное в таком обществе, будет считаться настолько действительным, насколько оно совершено на основании веры в Святую Троицу... В силу этого, Православная Церковь признает действительным и спасительным крещение всякого христианского общества, находящегося вне ее ограды, будь оно еретическим или раскольническим, если это крещение совершено во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» [21]. Этот подход грешит формализмом и рационализацией тайны Божественного снисхождения.

Второй вариант был предложен несколькими богословами: протопресвитером Николаем Афанасьевым,прот. Сергием Булгаковым, проф. А.В. Карташовым и рядом других православных богословов. Суть ответа на предложенную проблему состояла в следующем: все христианские церкви и общества - являются единой Церковью, «земные перегородки» между православными и инославными не доходят до Неба.

Наиболее слабой стороной этих мнений является их слабая согласованность с учением о единстве благодатной жизни Церкви. К примеру, в своей статье «Значение апостольского преемства в инославии» митрополит Сергий (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) категорически утверждает: «Церковь - не сумма разных по достоинству и разъединенных по жизни частей, а единое монолитное общество, связываемое единой Евхаристией. Вне

этого общества — лишь церковные осколки, не имеющие самостоятельного значения» [21].

Третий вариант принадлежит А.С. Хомякову, митрополиту Антонию (Храповицкому) и архиепископу Илариону (Троицкому). По их мнению, ни о какой действительности таинств вне Церкви не может быть и речи. Там лишь формы таинств, может быть, правильные, но пустые. При приеме обратившегося Церковь в эти пустые формы влагает свое благодатное содержание.

На ограниченность данного мнения указывает митрополит Сергий (Страгородский): «Если инославные имеют лишь пустые формы таинств без благодатного содержания, то разница между ними и иноверцами ... фактически только формальная. Почему бы Церкви не распространить своей икономии и на иноверцев, по крайней мере, на наиболее близких к Церкви? ... Однако по первому правилу св. Тимофея Александрийского, даже оглашенный, если, случайно присутствуя при литургии, причастится, должен быть "просвещен крещением"»[21].

Четвертый вариант предлагают Патриарх Сергий (Страгородский) и протоиерей Георгий Флоровский. Протоиерей Георгий Флоровский опирается на мнение блаж. Августина и высказывает следующую мысль: «...таинства совершаются и в расколе, и таинствами этими низводится Божественная благодать, но в расколе она не спасает. Действительность таинств, совершаемых у схизматиков, означает для Августина непрерванность связей с Церковью. Он прямо утверждает, что в таинствах раскольников действует Церковь» [21].

Таинства схизматиков значимы, то есть это подлинные таинства. Но эти таинства недейственны в силу самого раскола или отделения.

Архиерейский собор 2000 г. согласился с четвертым вариантом решения проблемы, сделав вывод о том, что богословски, святоотечески и исторически наиболее обоснована позиция Патриарха Сергия и протоиерея Георгия Флоровского. При этом на соборе было отмечено, что в деле воссоединения инославных с Церковью в полной мере получает свое обоснование и принцип церковной икономии, столь фундаментально развитый в трудах А.С. Хомякова, митрополита Антония (Храповицкого) и священномученика Илариона (Троицкого).

Существующие чины приема

В соответствии с правилами Православной Церкви воссоединение отпавшего человека с Церковью производится по благословению епархиального архиерея.

В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С.В. Булгакова [3,с.1009]приводятся подробно все 3 чина, по которым производится принятие в православие иноверцев, инославных и сектантов, а также собраны указания и постановления церковных властей по этим предметам. Для принятия обращающихся к Православной Церкви существуют три чина: крещение, миропомазание и покаяние с приобщением Св. Тайн.

1 чин - крещение. Принимаются в Православную Церковь язычники, евреи и магометане. Кроме того, посредством крещения же, должны приниматься такие последователи христианских сект, которые заблуждаются в коренных догматах православной веры, извращают православное учение о Св. Троице и совершение таинства крещения.

2 чин - миропомазание. Должны приниматься такие сектанты, которые совершают крещение правильно: в три погружения с произнесением слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», но заблуждаются в частных догматах веры.

К примеру, у баптистов бывает, что они не крестят в три погружения с произнесением слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», поэтому должны приниматься в Православную Церковь через крещение - 1-м чином. Это замечание также может относиться к пятидесятникам и другим сектантам. Поэтому к приведенной ниже таблице необходимо подходить с рассуждением.

3 чин - покаяние и отречение от своих заблуждений. Должны быть принимаемы церковные раскольники, имеющие иерархию законного происхождения, но отделяющиеся от Православной Церкви из-за вопросов нравственного, обрядового и дисциплинарного свойства, а также догматических учений второстепенного значения.

На Официальном сайте миссионерского отдела Московской епархии есть таблица, в которой описываются чины, по которым принимаются в Православие из различных ересей. Приведем ее ниже.

Основные конфессии и секты, из которых в настоящее время обращаются к Православной Церкви, и способ их

присоединения [16]

Наименование__Способ присоединения

Римо-Католическая церковь Прошедшие конфирмацию (Конфирмация - таинство миропомазания в Католической церкви, которое совершается отдельно от таинства крещения в отроческом возрасте)— 3 чином, посредством покаяния

Не прошедшие конфирмацию -2 чином, посредством миропомазания

Армянская Апостольская церковь 3 чином, посредством покаяния

Старообрядцы белокриницкие

беспоповцы

Англиканство 2 чином, посредством миропомазания

Лютеранство 2 чином, посредством миропомазания

Пресвитериане 2 чином, посредством миропомазания

Пятидесятники 2 чином, посредством миропомазания (если крещение совершалось в три погружения с произнесением слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»)

Евангельские христиане баптисты 2 чином, посредством миропомазания (если крещение совершалось в три погружения с произнесением слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Различные раскольнические сообщества (при условии того, что человек принял таинство крещения именно там) 2 чином, посредством миропомазания

Иеговисты 1 чином, посредством крещения

Иудаизм (Иудеи) 1 чином, посредством крещения

Мусульманство (Мусульмане) 1 чином, посредством крещения

Язычники 1 чином, посредством крещения

При этом необходимо принимать во внимание то, насколько воссоединяемый человек наставлен и просвещен в вопросах оставляемого (прежнего) вероучения. Если он являлся сектантом только по факту совершенных над ним действий после рождения, то принимается посредством Крещения. Если же воссоединяемый был практикующим (то есть исполняющим сектантские правила и обряды), то воссоединение необходимо проводить с употреблением

всех действий полагающихся по чину присоединения с обязательным оглашением и написанием прошения на имя правящего архиерея.

Все чины присоединения построены следующим образом. Вначале обратившегося спрашивают о том, желает ли он отречься от того заблуждения, в котором находился. Далее ему задают вопрос о том, желает ли он обратиться в Православную веру. Далее идет отречение от всех заблуждений, имеющихся в данной ереси. Затем обратившийся должен подтвердить, что он разделяет главные истины Православной веры. После этого совершается крещение, миропомазание или покаяние.

Ниже приводятся схемы чинов присоединения в соответствии с традициями Русской Православной Церкви и те, которые мы находим в различных изданиях Дополнительного Требника. Можно также найти данные чинопоследования на некоторых православных сайтах в Интернете. Например, на сайте Миссионерского центра имени иерея Даниила Сысоева имеется 12 чинов присоединения язычников, иудеев, магометан, римо-католиков, армян, несториан, лютеран, баптистов, пятидесятников-тринитариев, пятидесятников-антитринитариев,

Свидетелей Иеговы, оккультистов - сатанистов [19].

Чин присоединения к Православию через Таинство Крещения (1 чин).

Схема чинопоследования:

Псалом 33: «Благословлю Господа на всякое время...».

Краткое оглашение и наставление в христианской вере.

Молитва «Благословен еси, Господи, от всех языков.».

Далее в течение нескольких дней происходит более подробное наставление крещаемого в православной вере.

Затем следует оглашение первое: псалом 8: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое.».

Вопрошания о неправом учении и отрицание его.

Оглашение второе: Вопрошания о Православной вере и исповедание ее.

Молитва «Боже Великий, первобытную тьму просветивый...»; молитва «Боже Великий и Дивный.».

И далее совершается таинство Святого Крещения по чину Православной Церкви.

Чин присоединения к Православию через Таинство Миропомазания (2 чин).

Схема чинопоследования:

Исповедание грехов.

Молитва «Господи Боже истины, призри на раба Твоего.». Вопрошания о неправом учении и отрицание его. Символ веры.

Вопрошания о Православной вере и исповедание ее. Псалом 66: «Боже, ущедрины...».

Молитва: «Господи Боже Вседержителю, согрешающим образы покаяния предлагаяй...».

Обещание хранить целой и невредимой Православную веру. Разрешительная молитва: «Господь наш Иисус Христос, ключи Царствия Небеснаго апостолом вручивый...». «Благословенно Царство.». «Царю Небесный.». Великая ектения.

Молитва: «Благословен еси, Господи.».

Помазание присоединяемого миром с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь».

Возложение креста на миропомазанного.

Молитва «Господи Боже наш.».

Отирание частей тела, помазанных миром.

Тайная молитва: «Одеявыйся в Тя, Христа и Бога нашего.».

Ектения: «Помилуй нас, Боже.».

Отпуст.

Чин присоединения к Православию через Таинство Покаяния (3 чин).

Схема чинопоследования:

Исповедание грехов.

Вопрошания об искренности отречения от прежних заблуждений и о желании присоединиться к Православию. Молитва: «Господи Боже Вседержителю.». Вопрошения об отрицании от заблуждений и сами отрицания. Исповедание Православной веры. Разрешительная молитва с благословением. Приобщение Святых Таин.

Очень важно, чтобы присоединяемый обязательно публично, вербально отрекся от заблуждений. Вот что по этому поводу пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Ересь, будучи грехом тяжким, грехом смертным, врачуется быстро и решительно, как грех ума -

искренним, от всего сердца, преданием ее анафеме. Искреннее и решительное предание ереси анафеме есть врачевство, окончательно и вполне освобождающее душу от ереси. Без этого врачевства яд богохульства остается в духе человеческом и не престанет колебать его недоумениями и сомнениями, производимыми неистребленным сочувствием к ереси; остаются помыслы, взимающиеся на разум Христов (2 Кор. 10:5), соделывающие неудобным спасение для одержимого ими, одержимого непокорством и противлением Христу, пребывшего в общении с сатаною. Врачевство анафемою всегда признавалось необходимым Святою Церковию от страшного недуга ереси» [10, с.83].

Выводы

Из представленного выше исторического экскурса мы выявили три способа принятия обращающихся из ереси или раскола в Православную Церковь:

1) Через отречение от заблуждений, исповедание веры и крещение;

2) Через отречение от заблуждений, исповедание веры и миропомазание;

3) Через отречение от заблуждений и исповедание веры (т.е. покаяние).

Установленные Православной Церковью различные чины воссоединения еретиков с Православием отражают степень поврежденности церковной природы и ее вероучения в различных еретических и раскольнических сообществах.

Церковь знает две канонические практики: «акривию» и «икономию», то есть «точность, строгость» и «целесообразность, снисхождение».Каноны определяют две границы, в которых может колебаться практика, всегда исходящая из конкретной ситуации и пастырской целесообразности и рассудительности.

Список литературы:

1. Апостольские правила. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://agioskanon.ru/apostol/001.htm

2. Булгаков Н. Каким «чином» принимать присоединяющихся к православию из штундисткой секты? // Миссионерское обозрение, январь 1903 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/52671 /read#page69

3. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей, часть II. [Текст] - М: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. - 1794 c.

4. Василий Великий, свят. Первое послание к АмфилохиюИконийскому. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://agioskanon.ru/otci/007.htm

5. Вселенские соборы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://agioskanon.ru/vsobor/002.htm#7

6. Говорун С., свящ. Богословские аспекты и практика приема в Православие из инославия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vira.in.ua/texts/govorun_priem_ru.htm

7. Говорун С., свящ. Из истории богословских споров XVIII века по проблеме латинского крещения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: 1931-sergejj-govorun-iz-istorii-bogoslovskich-sporov-xviii-veka-po-probleme-latinskogo-kreshheniya

8. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. [Текст] - Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2003. -816 с.

9. Евсевий Кесарийский (Памфил)Церковная история http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/7

10. Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетическая проповедь, т. 4. [Текст] - М.: Правило веры, 1993- 558 c.

11. Известный швейцарский богослов иеромонах Габриэль (Бунге) принял святое Православие. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/38930.htm

12. Иоанн Дамаскин,прп. О ста ересях вкратце. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://agioskanon.ru/eresi/#66

13. Исаак, иеромонах. Житие старца ПаисияСвятогорца. / Пер. с греч. [Текст] - М: Изд. Дом «Святая гора», 2006. -736 с.

14. Осипов А.И. О границах Церкви. Видеолекция, часть 1, с 30 мин. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://alexey-osipov.ru/video/kurs-akademii-zapadnye-ispovedanija-2005-2006/2005-10-24-a4-o-granitsakh-tserkvi-l1/

15. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html?_ctxowner=8942

16. Официальный сайт Миссионерского отдела Московской епархии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://infomissia.ru/2010/03/27/prisoedinneniecerkvi/

17. Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность / Пер. с фр. [Текст] - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. -384 с.

18. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/pravila/1723/

19. Сайт Миссионерского центра имени иерея Даниила Сысоева. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mission-center.com/ru/joining-ranks

20. Сергий (Страгородский), патр. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://stavroskrest.ru/content/об-отношении-церкви-христовой-к-отделившимся-от-нее-обществам

21. Филарет (Вахромеев), митр. Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //azbyka.ru/dictionary/22/vopros-o -granitsah-tserkvi -v-russkom-pravoslavnom-bogoslovii.shtml

22. Флоровский Г., прот. Святой Киприан и святой Августин о расколе. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/svjatoj-kiprian-i-svjatoj-avgustin-o-raskole/

Атеистическая пропаганда в Белгородской области

в 1953-1964 гг.

УДК 26/28

иерей Владимир Тарасов магистр богословия проректор по воспитательной работе БДС (с м/н),

преподаватель кафедры библеистики и богословия БДС (с м/н)

Россия, г.Белгород [email protected]

Аннотация. В статье рассматривает вопрос антирелигиозной пропаганды в г. Белгороде в период хрущевской «оттепели». Делается акцент на том, что в рассматриваемый период истории происходит смена открытого преследования священства новыми методами «разложения» Церкви изнутри. В статье рассматриваются случаи отречения бывших священнослужителей от Церкви, антирелигиозная пропаганда в печатных изданиях Белгорода. Подчеркивается заметная роль членов комсомольской организации в кампании по закрытию Преображенского кафедрального собора в Белгороде.

Ключевые слова: атеизм; коммунистическая идеология; антирелигиозная пропаганда; Олейников И.В.; Преображенский собор г. Белгорода.

Atheistic propaganda in the Belgorod region in 1953-1964

Priest Vladimir Tarasov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.