Научная статья на тему 'Природные туристические ресурсы как стратегический фактор развития малоосвоенных и слабововлеченных в хозяйственный оборот территорий российского Севера'

Природные туристические ресурсы как стратегический фактор развития малоосвоенных и слабововлеченных в хозяйственный оборот территорий российского Севера Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
436
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛООСВОЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРА / ТУРИЗМ / ПРИРОДНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тоскунина В.Э., Смиренникова Е.В.

В статье представлены результаты научных исследований реализации туристического потенциала как стратегического направления развития малоосвоенных и слабововлеченных в хозяйственный оборот территорий российского Севера. Предложен алгоритм оценки природного туристического потенциала территории с использованием геоинформационных методов. Выявлены приоритетные территории для развития природно-ориентированного туризма в Архангельской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тоскунина В.Э., Смиренникова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природные туристические ресурсы как стратегический фактор развития малоосвоенных и слабововлеченных в хозяйственный оборот территорий российского Севера»

УДК 332.1

природные туристические ресурсы как стратегический фактор развития малоосвоенных и слабововлеченных в хозяйственный оборот территорий российского севера*

в. э. тоскунина,

доктор экономических наук, заведующая отделом экономических исследований E-mail:ver4741@yandex. ru

е. в. смиренникова,

главный специалист отдела экономических исследований

E-mail: esmirennikova@yandex. ru научный центр Уральского отделения ран, г. Архангельск

В статье представлены результаты научных исследований реализации туристического потенциала как стратегического направления развития малоосвоенных и слабововлеченных в хозяйственный оборот территорий российского Севера. Предложен алгоритм оценки природного туристического потенциала территории с использованием геоинформационных методов. Выявлены приоритетные территории для развития природно ориентированного туризма в Архангельской области.

Ключевые слова: малоосвоенные территории Севера, туризм, природные туристические ресурсы, геоинформационная оценка.

Несмотря на свой высокий туристический потенциал, Россия занимает далеко не передовые позиции на мировом туристическом рынке, формируя главным образом выездные потоки. В валовом национальном продукте доля туризма составляет менее одного процента. Основным фактором, сдерживающим развитие как внутрен-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке проекта программы Президиума Российской академии наук № 09-П-46-2001.

него, так и въездного туризма, остается постоянное удорожание стоимости турпакета. Соотношение «цена — качество» да и многообразие предлагаемых за границей туристических услуг склоняют многих россиян к выбору зарубежных поездок, а иностранных туристов переориентируют в другие регионы мира. Назрела острая необходимость решить основные проблемы въездного и внутреннего туризма, чтобы отдых и путешествия в нашей стране стали комфортными, интересными и привлекали не только россиян, но и туристические потоки из других стран.

Обширные слабозаселенные и малоосвоенные территории российского Севера обладают огромным туристическим потенциалом. Природно-климатические, геоморфологические факторы, уникальность животного и растительного мира определяют туристический потенциал и открывают широкие перспективы развития малоосвоенных территорий. Проведение научных исследований, разработка методов и подходов, позволяющих определять зоны наибольшего благоприятствования для развития туризма на малоосвоенных территориях Севера, являются важной актуальной задачей.

Природные ресурсы Архангельской области очень разнообразны, неповторимы, мало освоены, что очень привлекательно для туристов. В пределах области находятся обширные слабозаселенные и малоосвоенные территории, являющиеся хранителями генофондов растительного и животного мира. Имеющиеся ресурсы способны удовлетворить потребность местного населения и гостей области в самых разнообразных видах активного отдыха. На основе некоторых из них может формироваться конкурентоспособный на мировом рынке турпродукт.

Имеющиеся на территории Архангельской области уникальные природные комплексы и живописные ландшафты с богатой и своеобразной флорой и фауной, памятники истории и архитектуры, а также самобытные достояния культуры русского Севера могут стать основой и определяющими факторами развития туристической отрасли региона. Но, несмотря на имеющийся туристический потенциал, наличие богатого историко-культурного и природного наследия и выгодное географическое положение, Архангельская область продолжает занимать весьма скромное место на туристическом рынке.

Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 г. определила развитие туризма в качестве одного из ключевых направлений развития экономики, являющихся залогом долгосрочного успешного и стабильного развития экономики региона [1]. Архангельская область входит в состав крупной рекреационной зоны — Севера России с относительно благоприятными природными ресурсами, богатым культурным наследием и стабильной политической обстановкой. Каждый из районов Архангельской области — это природно-географическая, историко-культурная самобытность. В соответствии с Концепцией развития туризма в Архангельской области развитие туризма предполагается выстраивать на принципе эффективного освоения территории с использованием механизмов пространственного планирования посредством создания туристских рекреационных центров [2].

Сегодня на туристическом рынке Архангельской области работает около 80 компаний, из них 14 — туроператоры, остальные занимаются турагент-ской деятельностью. За последние

90

годы значительно выросло число туристических фирм в Архангельской области (рис. 1), при этом сокращается число туроператоров, и растет число туристических фирм, занимающихся турагентской деятельностью. Численность работников, занятых в этой сфере, не превышает 350 чел., включая совместителей и работников несписочного состава. В период 2004—2007 гг. практически удвоилось число реализованных населению путевок, что произошло за счет увеличения продаж туров по зарубежным странам [3]. Стоимость реализованных населению туристских путевок в 2007 г. составила почти 570 млн руб.

Одним из традиционных форм отдыха в России было и остается санаторно-курортное направление. Во многих регионах именно лечебно-профилактические учреждения, базирующиеся на использовании целебных свойств природных лечебных факторов, становятся местом размещения значительной части туристов. В Архангельской области на протяжении многих лет действуют 7 санаториев (включая пансионаты с лечением), 11 санаториев-профилакториев (до 2007 г. — 13) и один дом отдыха, в целом рассчитанные на 2,5 тыс. мест, а также 9 баз отдыха на 730 мест.

Серьезными факторами, сдерживающими развитие туризма, являются слабая инфраструктура, высокая степень износа материально-технической базы, ограниченные возможности инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры по приему туристских потоков, отсутствие комфортабельного автотранспорта и морских пассажирских судов, несоответствие цены качеству предоставляемых туристских услуг.

I члслофирм

гурагентская деятельность

2004

2005

200В

2007

200Í

Рис. 1. Число туристических фирм в Архангельской области, в том числе занимающихся турагентской деятельностью, в 2004—2009 гг.

Острой является проблема хаотичности развития и функционирования туристского рынка, обусловленная отсутствием эффективного механизма планирования и регулирования этого развития, недоступностью образования, отвечающего современным тенденциям туристской индустрии, отсутствием профессиональных кадров, обслуживающих сферу туризма [4].

За последние годы произошли определенные положительные сдвиги в формировании региональной инфраструктуры туристической отрасли. В Архангельске есть хорошие гостиницы для размещения гостей города, открылось много точек общественного питания высокого уровня. В районах области в сфере туризма тоже отмечаются определенные положительные изменения. Открылся лесной отель «Голубино», который предоставляет комплекс туристических услуг. Развивается Пи-нежье, где сдан гостевой дом с номерами высокого класса. В последнее время отличаются разнообразием программы музея деревянного зодчества «Малые Корелы», туристы с удовольствием едут туда. В Онеге развивается лыжный туризм.

В целом же инфраструктура туризма в регионе развита крайне слабо. Сфера услуг Архангельской области продолжает оставаться слабым звеном и не в полной мере соответствует задачам активизации и развитию туризма в регионе (график работы не направлен на оптимизацию работы с клиентом и не учитывает специфики туристического бизнеса, а политика взвинчивания цен способствует переориентации туристического потока в другие регионы). В праздничные дни сфера услуг тоже старается себе устроить выходные, в канун новогодних каникул отменяются многие поезда, оказываются закрытыми музеи. Слаборазвитая транспортная инфраструктура и дефицит современных туристских автобусов не способствуют активизации туристической деятельности (низкие качество дорог и уровень придорожного обслуживания, состояние аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов и т. д.). Развитие речного и морского туризма может стать очень перспективным направлением туристической деятельности региона. В настоящее же время для перевозки туристов к уникальному островному комплексу — Соловкам используется воздушный транспорт. Морским путем на Соловки можно добраться только через Карелию. Отмечено, что в странах, где активно развивается туристическая отрасль, большинство турфирм занимается

внутренним и въездным туризмом, у нас же картина обратная: большинство турфирм отправляет туристов за рубеж.

В Архангельске есть хорошие гостиницы для размещения гостей города, но для развития туристической отрасли необходимы современные гостиницы туристского класса. Все это требует немалых инвестиций. Следовательно, необходимо создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую отрасль, если мы хотим сделать ее одним из главных стратегических направлений развития экономики региона. Для того чтобы туризм стал одной из ведущих отраслей специализации нашего региона, необходимо приложить немалые усилия, в том числе организационные, рекламные и финансовые. Тихий голос на берегу «Как здесь прекрасно!» не определит завтрашнее появление толп жаждущих туристов. Одной рекламы, как это ни печально, тоже недостаточно.

Вместе с тем необходимо активное формирование и продвижение турпродукта. Анализ успешного опыта зарубежных стран в этой сфере показывает, что в нашей стране действуют туристические офисы разных государств, они плотно сотрудничают с представителями турбизнеса России, активно рекламируют свой турпродукт, организуют ознакомительные туры. О таком роде инфраструктуры регионального туристического бизнеса можно пока только мечтать. Но именно его отсутствие затрудняет продвижение и продажу регионального турпродукта. Для интеграции региона в российский и зарубежный туристский рынок необходимо формирование привлекательного туристского имиджа Архангельской области.

Еще одна проблема регионального турбизне-са — высокие цены и несоответствие цены качеству услуг. Стоимость речной поездки до Великого Устюга продолжительностью семь дней составляет 17 тыс. руб. За те же деньги архангельские турагентства предлагают аналогичные по продолжительности поездки в Турцию. Высокая стоимость туров, сочетаемая в ряде случаев с низким качеством предоставляемых услуг, ведет к снижению конкурентоспособности регионального турпродукта. Для повышения качества туристического обслуживания необходимо менять профессиональные и образовательные стандарты.

Мультипликативный эффект от развития туризма затрагивает многие отрасли экономики. Решая проблемы развития регионального туристического

комплекса, можно добиться положительного эффекта во многих сегментах социально-экономической системы региона. Это не только наполнение бюджета, но и развитие сферы услуг и социальной инфраструктуры, решение проблемы занятости (развитие туризма в районах может дать там работу многим людям, которые потеряли ее из-за закрытия леспромхозов и производств) и др.

Для устойчивого развития региональной туристической отрасли необходимо разработать общую схему территориальной организации туризма и отдыха Архангельской области с выделением центров областной туристско-рекреационной системы, в которых предусмотрено сосредоточение объектов туристического обслуживания (размещение, питание, центры медицинского и сервисного обслуживания, транспортные услуги, объекты досуга и развлечений, музейные и выставочные комплексы). Здесь располагается большинство туристских фирм и предприятий, занимающихся реализацией туристского продукта и осуществляющих экскурсионное обслуживание. Главные и второстепенные туристские трассы соединяют туристические центры между собой и с основными региональными туристскими территориями, а также имеют выходы в другие регионы и зарубежные страны.

Устойчивое развитие территории, возможность эффективного планирования туристической деятельности зависят от наличия точной, привязанной к местности информации о туристических

ресурсах и туристическом потенциале. При этом важными являются наглядность форм представления информации, быстрота получения новых видов знания, возможность сравнения и анализа текущих и прошлых данных, что возможно с помощью геоинформационных технологий. Геоинформационные методы предоставляют возможность объективно выявить существующий уровень туристического потенциала, определить его территориальные различия, разработать рекомендации использования и дальнейшего развития.

Для оценки природного туристического потенциала Архангельской области первоначально был проведен анализ туристических ресурсов области с учетом природных особенностей. Он позволил выделить 12 факторов, влияющих на формирование природного туристического потенциала Архангельской области, которые объединены в гидрометеорологическую, геолого-геоморфологическую и биологическую группы (см. таблицу). Для получения количественной характеристики факторов были разработаны показатели для каждого фактора, с учетом цели исследования и доступности к информационным ресурсам [5].

В группе гидрометеорологических факторов рассматриваются основные климатические и гидрологические факторы, такие как термический режим, атмосферные осадки, снежный покров, ветровой режим, плотность речной сети и плотность озер. Термический режим определяет благоприятный

Факторы и показатели, влияющие на формирование природного туристического потенциала Архангельской области

№ п/п Фактор Показатель

Гидрометеорологическая группа

1 Термический режим Количество дней с благоприятной температурой для развития туризма в году

2 Атмосферные осадки Количество дней с осадками в году

3 Снежный покров Количество дней со снежным покровом в году

4 Ветровой режим Средняя годовая скорость ветра

5 Плотность речной сети Отношение длины речной сети к площади территории

6 Плотность озер Отношение площади озер к площади территории

Геолого-геоморфологическая группа

7 Рельеф Степень расчлененности рельефа

8 Геолого-геоморфологические Количество геолого-геоморфологических достопримечательностей

достопримечательности на единицу площади

Биологическая группа

9 Леса Лесистость территории

10 Животный мир Количество промысловых охотничьих видов животных на единицу площади

11 Краснокнижные виды Количество краснокнижных видов на единицу площади

12 Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Отношение площади ООПТ к площади территории

период для зимних и для летних видов отдыха. Фактор оценивался по количеству дней с температурой воздуха - 50С до - 250С для зимнего туризма и с температурой выше +150С — для летнего туризма. Показатель данного фактора ранжировался по принципу: чем больше дней с благоприятным температурным режимом, тем выше ранг.

Атмосферные осадки очень важны при планировании туристической деятельности. Частое выпадение осадков создает определенные ограничения для туризма. Фактор «атмосферные осадки» оценивался по количеству дней с осадками за год по принципу: чем меньше дней с атмосферными осадками, тем ранг выше. Снежный покров определяет пригодность территории для зимних видов туризма. Фактор оценивался по количеству дней со снежным покровом и ранжировался по принципу: чем больше дней со снежным покровом, тем благоприятнее условия для развития зимних видов туризма, тем выше ранг. Ветровой режим определяет воздействие воздушного потока на поверхность Земли и влияет на физиологическое состояние человека. Фактор ветрового режима рассматривался по показателю среднегодового значения скорости ветра по принципу: чем больше скорость ветра, тем меньше ранг. В качестве показателя фактора «протяженность речной сети» использовалось отношение длины речной сети к площади территории. Полученные данные ранжировались по принципу: чем больше длина речной сети на единицу площади, тем выше ранг. Фактор плотности озер оценивался по процентному показателю отношения площади озер к площади территории. Полученные данные ранжировались по принципу: чем больше плотность озер, тем территория более благоприятная для развития туризма и тем выше ранг.

В группе геолого-геоморфологических факторов особое значение имеют рельеф и уникальные геолого-геоморфологические достопримечательности. Наиболее привлекательными для туристов являются пересеченные местности. Показателем фактора «рельеф» является степень его расчлененности. Полученные данные ранжировались по величине расчлененности рельефа: чем больше степень расчлененности рельефа, тем территория наиболее благоприятна для развития туризма, тем ранг выше. Геолого-геоморфологические достопримечательности являются ценными объектами для познавательного, научного, экологического туризма. Показателем данного фактора является

количество геолого-геоморфологических достопримечательностей на единицу площади, который ранжировался по принципу: чем больше данных достопримечательностей на единицу площади, тем территория более благоприятная для развития туризма, тем ранг выше.

Биологическая группа является одной из ведущих в развитии туризма. При организации туризма очень велико значение растительного покрова и животного мира. Разнообразные экосистемы благодаря их биоразнообразию являются ценными туристическими ресурсами для развития познавательного, экологического и спортивного туризма. В биологической группе факторов, влияющих на формирование туристического потенциала Архангельской области, можно выделить как отдельные факторы: леса, охотничьи промысловые виды животных, внесенные в Красную книгу виды растений и животных, особо охраняемые природные территории. Леса с высоким уровнем биоразнообразия в сочетании с водными объектами существенно повышают туристическую привлекательность территории. Показателем данного фактора является лесистость территории. Полученные данные ранжировались по принципу: чем выше лесистость территории, тем более она благоприятна для развития туризма и имеет более высокий ранг.

Животный мир Архангельской области богат и разнообразен. Показателем данного фактора является плотность промысловых видов животных с учетом коэффициента значимости, который был получен путем проведения дополнительного опроса охотников Архангельской области. Полученные данные ранжировались по принципу: чем выше плотность промысловых видов животных, с учетом коэффициента значимости, тем территория наиболее привлекательна для охотничьего туризма, тем выше ранг.

Внесенные в Красную книгу виды растений и животных Архангельской области являются ценными объектами для организации научных и познавательных туров. В качестве показателя использовалось количество местонахождений указанных видов растений и животных на единицу площади, он ранжировался по принципу: чем больше плотность видов, тем более территория привлекательна для экологического туризма и выше ее ранг.

Особо охраняемые природные территории наиболее перспективны для организации экологического туризма. Показателем фактора является

отношение площади ООПТ, с учетом коэффициента значимости, к площади территории. Основой для выявления коэффициента значимости фактора послужили различные возможности ООПТ в организации туристической деятельности. Полученные значения ранжировались по принципу: чем больше отношение площади ООПТ, с учетом коэффициента значимости, к площади территории, тем территория более благоприятна для развития туризма и выше ее ранг.

По каждому показателю влияющего фактора была сформирована база данных, на основании которой были построены частные картосхемы. Расчет и анализ карт выполнялись в геоинформационных средах MapInfo, ArcGIS с привлечением программных продуктов ERDAS и Vertical Mapper. Для выявления территориальных различий туристического потенциала территории предлагается применение сеточного метода, в основе которого лежит наложение на исследуемую территорию сетки, ячейки которой имеют постоянное и равное значение. Это позволило провести объективный анализ различной пространственной локализации точечных, площадных, линейных факторов, влияющих на формирование туристического потенциала территории. При совместной обработке частных картосхем использовались единая топографическая основа масштаба 1: 1 000 000 и сетка с размером постоянной ячейки 5 х 5 км. Полученные значения показателей влияющих факторов проранжированы методом естественных групп на 7 диапазонов. Фактор, имеющий наиболее благоприятное значение для реализации поставленной цели, получает высшее значение, наименее благоприятное — низшее значение [6].

Наложение сетки муниципальных районов Архангельской области на созданные комплексные картосхемы туристического потенциала области, построенные в единой проекции и в единой системе координат с учетом и без учета весовых коэффициентов, позволили выявить различия туристического потенциала на уровне районов области. Для каждого муниципального района области были высчитаны показатели суммы баллов значений влияющих факторов по гидрометеорологической, геолого-геоморфологической и биологической группам факторов, которые объединены в природный блок. В дальней-

I группа районов

II группа районов

III группа районов I IIV группа районов I IV группа районов

Рис. 2. Классификация муниципальных районов Архангельской области по уровню природного туристического потенциала: 1 — Соловецкие острова; 2 — Мезенский район; 3 — Приморский район; 4 — Пинежский район; 5 — Лешуконский район; 6 — Онежский район; 7 — Плесецкий район; 8 — Холмогорский район; 9 — Виноградовский район; 10 — Карго-польский район; 11 — Няндомский район; 12 — Шенкурский район; 13 — Верхнетоемский район; 14 — Коношский район; 15 — Вельский район; 16 — Устьянский район; 17 — Красно-борский район; 18 — Ленский район; 19 — Котласский район; 20 — Вилегодский район

шем определено значение плотности туристических ресурсов муниципальных районов Архангельской области, выраженное суммой значений показателей влияющих факторов. Полученные результаты проранжированы методом естественных групп на 5 диапазонов и взяты за основу оценки.

К I группе районов с максимальной оценкой «5» отнесены Пинежский и Холмогорский районы (рис. 2.). Ко II группе с высокой оценкой «4» относятся Приморский, Онежский, Плесецкий, Устьян-ский, Ленский, Красноборский и Вельский районы.

К III группе со средней оценкой «3» относятся Верхнетоемский, Вилегодский, Виноградовский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Няндомский районы. К IV группе с низкой оценкой «2» — Шенкурский и Лешуконский районы, а с минимальной оценкой «1» в V группу вошел только Мезенский район.

Выявленные различия административных районов Архангельской области по уровню природного туристического потенциала определяют возможности эффективного его использования и развития. Данное исследование может послужить основой для формирования и развития в Архангельской области эффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего увеличение вклада природно ориентированного туризма в социально-экономическое развитие региона.

Список литературы

1. КоноваловаН. В., СмиренниковаЕ. В. Оценка туристического потенциала территории с применением геоинформационных методов // Вестник Поморского университета. 2011. № 1. С. 13—18.

2. Концепция развития туризма в Архангельской области: постановление правительства Ар-

хангельской области от 28.07.2010 № 222-пп. URL: http:www. pomorland. info.

3. Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011—2013 гг. URL: http: www. pomorland. info.

4. Смиренникова Е. В., Коновалова Н. В. Сравнительный анализ факторов, влияющих на развитие туристического потенциала Архангельской области // Вестник Поморского университета. 2010. № 3. С. 20—25.

5. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года: распоряжение администрации Архангельской области от 16.12.2008 № 278-ра/48. URL: http:www. dvinaland. ru.

6. Тоскунина В. Э., Шпанова Н. Н. Развитие туризма в Архангельской области // Экономические и социальные перемены. 2009. № 1. С. 66—74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.