ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ
УДК 332.1
методологический подход к определению и оценке факторов Влияния на формирование туристического потенциала при разработке стратегических ориентиров развития и освоения северных территорий*
в. э. тоскунина,
доктор экономических наук, заведующая отделом экономических исследований E-mail:ver4741@yandex. ru
е. в. смиренников а,
кандидат географических наук, старший научный сотрудник отдела экономических исследований E-mail: esmirennikova@yandex. ru Архангельский научный центр Уральского отделения ран
В статье представлены результаты научных исследований по разработке методологического подхода к определению и оценке факторов влияния на формирование туристического потенциала северных территорий на примере Архангельской области. Определен вклад каждого влияющего фактора в структуру туристического потенциала региона.
Ключевые слова: туризм, северные территории, туристический потенциал, культурно-исторические туристические ресурсы, туристическое обслуживание.
Туризм как динамично развивающийся и высокодоходный вид экономической деятельности (ВЭД) имеет огромное значение в развитии
* Статья подготовлена при финансовой поддержке проекта программы Президиума РАН № 12-П-47-2013.
регионов. Туристы являются одним из наиболее платежеспособных сегментов потребителей. Благодаря туристским расходам (таким как проживание в гостинице, экскурсионное обслуживание, питание, сувениры, транспортное обслуживание) в экономику региона поступают дополнительные денежные средства, часть которых зачисляется в виде налогов в региональный и местный бюджеты. Кроме того, туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест, развитию частного предпринимательства, активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры и, как следствие, обеспечивает рост уровня жизни местного населения.
При изучении основных направлений развития туризма в том или ином регионе вначале необходимо правильно оценить имеющийся туристический
потенциал. Туристический потенциал является основой для формирования туристического бизнеса в регионе. Именно его специфика определяет особенности и структуру регионального туристического продукта, новые туристические маршруты, формирование приоритетных направлений инвестиционной политики.
По мнению большинства исследователей, под туристическим потенциалом следует понимать совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов для организации туристической деятельности на определенной территории [1, 4, 5].
Особенности туристического потенциала северных территорий определяются в значительной мере по своему физико-географическому положению и природно-климатическими особенностям. Проведение научных исследований, разработка методов и подходов, позволяющих определять зоны, наиболее благоприятные для развития туризма северных территорий, является важной актуальной задачей. Существует объективная потребность в проведении комплексных исследований туристического потенциала северных территорий, ведь это даст возможность объективно выявить и оценить существующий уровень туристического потенциала, определить его территориальные различия, разработать рекомендации по использованию и дальнейшему развитию туристического потенциала для принятия управленческих решений
Представляется актуальным рассмотрение методологических подходов к определению и оценке факторов, влияющих на формирование туристического потенциала северных территорий, на примере Архангельской области при разработке стратегических ориентиров развития и освоения северных территорий.
Архангельская область входит в состав крупной рекреационной зоны Севера России с богатым культурным наследием, стабильной политической обстановкой и относительно благоприятными природными туристическими ресурсами. Каждый из районов области — это самобытная природная и историко-культурная территория.
На структуру и функционирование туристического потенциала оказывает влияние большое число разнообразных и вариативных факторов. Поэтому предлагается при оценке туристического потенциала использовать методы балльных оценок, которые позволяют связать в единый объект
исследования самые разнообразные факторы, так или иначе влияющие на его конечный результат. Туристический потенциал состоит из различных природных, культурно-исторических и социально-экономических компонентов, которые при помощи балльных методов можно формализовать в рамках определенной системы, независимо от характера исходных данных, их количественных или качественных характеристик. Это дает возможность сравнивать между собой различные объекты для рациональной организации туристической деятельности на определенной территории.
Балльные оценки имеют вертикальный характер. Берется один фактор, затем по выбранному способу для каждого объекта оценивается его величина. Баллы могут возрастать по мере увеличения значения фактора или убывать при его росте. Направление компонентов вектора балльных оценок определяется конечной целью. В одних случаях, чем больше значение величины, тем выше оценка объекта. Например, при рассмотрении фактора «термический режим», чем больше количество дней с благоприятной температурой для отдыха, тем лучше условия для развития туризма, а, следовательно, и выше балл данного фактора. В других случаях процесс присвоения баллов будет обратным, например, чем больше дождливых дней, тем менее благоприятные условия для туристов, а, следовательно, балл данного фактора будет ниже. Исследуемые объекты сравниваются между собой по общей сумме набранных баллов.
На первом этапе исследования при оценке туристического потенциала необходимо произвести отбор наиболее значимых компонентов туристического потенциала территории. Выделение влияющих факторов является ключевым моментом в исследовании природных и социально-экономических объектов [6]. Термин «фактор» принято трактовать как движущую силу какого-либо процесса, явления, определяющую его характер и влияющую на конечный результат [7]. Выбор факторов полностью определяется целями решаемой задачи. Для оценки туристического потенциала территории влияющими факторами являются виды туристических ресурсов. При их выборе необходимо учитывать цель исследования, их репрезентативность, отсутствие дублирования друг другом, региональные особенности. Они должны быть информативными, носить интегральный характер, иметь количественные или качественные характеристики, а при значительном
числе влияющих факторов их целесообразно объединять в генетические группы. При этом следует учитывать, что при рассмотрении сложных объектов одной группировки будет недостаточно и потребуется проведение еще одной дополнительной группировки с учетом промежуточной цели.
Ряд факторов, которые должны быть учтены при оценке туристического потенциала, имеют словесные сравнительные описательные характеристики. Для получения их количественных характеристик факторы необходимо выразить в числовом виде, в этих целях разрабатывается система критериев и показателей. Различие между ними заключается в том, что критерии представляют собой более общие характеристики, в то время как показатели предназначены для конкретизации критериев. Например, при рассмотрении фактора «предприятие питания» его критерием может быть количество посадочных мест, а показателем — максимальное или минимальное количество посадочных мест.
Выбор критериев, и особенно показателей влияющих факторов, зависит от наличия информации. Отсутствие необходимых сведений или большие затраты на их получение требуют их исключения или замены. В зависимости от структуры фактора для его оценки не обязательно разрабатывать трехуровневую систему «фактор — критерий — показатель», так как критерий и показатель могут соответствовать друг другу. Более того, для решения некоторых задач все факторы могут быть оценены одной характеристикой — или критерием, или показателем. Это зависит как от сложности объекта, так и от поставленной цели.
Анализ туристических ресурсов Архангельской области позволил определить факторы, влияющие на формирование туристического потенциала для выявления перспективных направлений его развития. В основу выделения влияющих факторов был заложен принцип суммирования. Под ним понимается комплексное объединение природных, культурно-исторических, социально-экономических туристических ресурсов для выявления наиболее перспективных туристических территорий в пределах области. В дальнейшем влияющие факторы были сгруппированы, что позволило объединить их в гидрометеорологическую, геолого-геоморфологическую, биологическую, социально-экономическую, культурно-историческую и инфраструктурную группы.
Для представления факторов в числовом виде разработана соответствующая система показателей.
Под показателем принята характеристика, которая в наибольшей степени отражает особенности туристических ресурсов и отвечает требованиям для выявления наиболее перспективных территорий для развития туризма Архангельской области (табл. 1).
Среди природных ресурсов особое место занимают климатические и гидрологические ресурсы. Климат Архангельской области оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность человека и является одним из важных факторов, определяющих комфортность условий и возможности для занятия разнообразными видами туризма. Наиболее важными гидрометеорологическими факторами, влияющими на формирование туристического потенциала Архангельской области, являются термический режим, атмосферные осадки, снежный покров, ветровой режим, протяженность речной сети, плотность озер.
Рельеф при изучении туристического потенциала рассматривается как условие и как ресурс. От него часто зависит выбор туристической деятельности [3]. Особенно привлекательны для туристов не типичные для региона формы рельефа. В группе геолого-геоморфологических факторов особое значение имеют такие влияющие факторы, как рельеф и уникальные геолого-геоморфологические достопримечательности. Наиболее привлекательными для туристов являются пересеченные местности, представленные сочетанием крупнохолмистых и грядовых форм рельефа с относительно выровненными поверхностями.
Биологическая группа является одной из ведущих в развитии туризма. При организации туризма очень велико значение растительного покрова и животного мира. Различные экосистемы, благодаря своему биоразнообразию, являются ценными туристическими ресурсами для развития познавательного, экологического и спортивного туризма. В биологической группе факторов, влияющих на формирование туристического потенциала Архангельской области, можно выделить отдельные факторы: леса, охотничьи промысловые виды животных, краснокнижные виды растений и животных, особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Под культурно-историческими туристическими ресурсами понимается совокупность объектов и явлений, связанных с деятельностью человека и представляющих наследие прошлых эпох общественного развития, социокультурную среду с
Таблица 1
Факторы и показатели, влияющие на формирование туристического потенциала Архангельской области
№ п/п Фактор Показатель
Гидрометеорологическая группа
1 Термический режим Количество дней с благоприятной температурой для развития туризма в году
2 Атмосферные осадки Количество дней с осадками в году
3 Снежный покров Количество дней со снежным покровом в году
4 Ветровой режим Средняя годовая скорость ветра
5 Плотность речной сети Отношение длины речной сети к площади территории
6 Плотность озер Отношение площади озер к площади территории
Геолого-геоморфологическая группа
7 Рельеф Степень расчлененности рельефа
8 Геолого-геоморфологические Количество геолого-геоморфологических достопримечательностей
достопримечательности на единицу площади
Биологическая группа
9 Леса Лесистость территории
10 Животный мир Количество промысловых охотничьих видов животных на единицу площади
11 Краснокнижные виды Количество краснокнижных видов на единицу площади
12 ООПТ Отношение площади ООПТ к площади территории
Культурно-историческая группа
13 Объекты культурного наследия Количество памятников культуры, истории, архитектуры, археологии, искусства на единицу площади
14 Народные ремесла Количество мастеров народных ремесел на единицу площади
15 Культурные события Количество ярмарок, фестивалей, праздников на единицу площади
16 Учреждения культуры Количество музеев на единицу площади
Инфраструктурная группа
17 Средства размещения Количество мест в гостиницах, турбазах, гостевых домах на единицу площади
18 Предприятия питания Количество посадочных мест в ресторанах, кафе, столовых на единицу площади
19 Социальные услуги Наличие медицинских учреждений, опорных пунктов милиции и операторов связи на единицу площади
20 Транспортная сеть Наличие дорог и аэропортов на единицу площади
Источник: составлено авторами.
традициями, обычаями и особенностями бытовой, хозяйственной и духовной жизни. Архангельская область обладает огромным культурным потенциалом, который служит предпосылкой для организации различных видов туризма. Ее размеры, национальный состав, плотность населения, старинные города и села, а также социальные и культурные различия 19 административных районов создают разнообразные условия для развития туризма. Для оценки туристического потенциала Архангельской области были выбраны такие влияющие факторы, как объекты культурного наследия, народные ремесла, культурные события и учреждения культуры.
Туристская инфраструктура представляет собой совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования туризма. Благодаря развитию этой инфраструктуры в настоящее время происходит освоение туристических ресурсов, повышается их привлекательность,
доступность, увеличивается туристическая емкость территории, нивелируются неблагоприятные природно-климатические условия региона. Состояние инфраструктуры определяет уровень развития туризма, влияет на социально-экономическое развитие территории [2]. В группе инфраструктурных влияющих факторов рассматриваются количество мест для размещения и проживания, предприятия питания и учреждения, оказывающие социальные услуги, транспортная сеть.
В случае, когда факторы имеют различный вклад в конечный результат решаемой задачи, в методику балльных оценок необходимо внести корректировку за счет введения масштабных множителей, которые могут быть представлены как весовыми коэффициентами влияющих факторов, так и коэффициентами значимости [6]. Следующим этапом балльной оценки туристического потенциала Архангельской области после выбора влияющих
факторов является определение вклада каждого фактора в структуру туристического потенциала территории путем вычисления весовых коэффициентов. Для расчета весовых коэффициентов используются разные подходы.
При оценке туристического потенциала Архангельской области предлагается расчет весовых коэффициентов на основе экспертного мнения. Были выбраны 35 экспертов из сотрудников туристических фирм, административных, научных, учебных учреждений, занимающихся вопросами развития туризма в Архангельской области. Высокий уровень квалификации экспертов позволил получить объективную оценку факторов, влияющих на развитие туризма в Архангельской области. При опросе эксперты индивидуально оценивали факторы, влияющие на развитие туризма для организованных и самодеятельных туристов. Данное разделение туристов позволило учесть разные требования к организации отдыха различных групп населения. Одни предпочитают путешествовать с максимальным комфортом в составе туристических групп, организуемых туристическими агентствами. Другие, объединяясь в относительно малочисленные группы, используя непритязательные средства
передвижения (автомобили, велосипеды, лодки, плоты) или пешком, проводят свой отдых в интересных для них местах.
Эксперты методом анализа иерархий проанализировали 20 влияющих фактора из 5 групп для каждой категории туристов, а также провели межгрупповой анализ факторов, влияющих на формирование потенциала. При рассмотрении результатов работы экспертов были исключены данные, которые превышали 20 %-ные отношения согласованности.
Весовые коэффициенты, найденные методом анализа иерархий, были усреднены посредством среднего арифметического и приведены в табл. 2.
Результаты расчетов весовых коэффициентов позволили установить, что самое большое значение для организованных туристов имеет транспортная доступность и места для размещения и проживания. Социально-экономические факторы играют важную роль в создании комфортных условий для организации обслуживания организованных туристов. Для организованных туристов большое значение имеют и объекты культурного наследия, и культурные события. Они могут служить предпосылкой для организации культурно-познавательных видов туризма. Среди природных туристических ресурсов для
Таблица 2
Весовые коэффициенты влияющих факторов на формирование туристического потенциала Архангельской области
№ п/п Фактор Среднее значение
организованный туризм Самодеятельный туризм
1 Термический режим 0,04 0,05
2 Атмосферные осадки 0,01 0,02
3 Снежный покров 0,02 0,03
4 Ветровой режим 0,01 0,02
5 Протяженность речной сети 0,04 0,06
6 Плотность озер 0,04 0,06
7 Рельеф 0,04 0,05
8 Геолого-геоморфологические достопримечательности 0,06 0,08
9 Леса 0,04 0,07
10 Животный мир 0,02 0,03
11 Краснокнижные виды растений и животных 0,03 0,04
12 ООПТ 0,05 0,06
13 Объекты культурного наследия 0,10 0,09
14 Народные ремесла 0,04 0,05
15 Культурные события 0,08 0,07
16 Учреждения культуры 0,04 0,03
17 Места для размещения и проживания 0,10 0,06
18 Предприятия питания 0,07 0,04
19 Социальные услуги 0,05 0,03
20 Транспортная сеть 0,10 0,06
Источник: составлено авторами.
организованных туристов важную роль играют геолого-геоморфологические достопримечательности и ООПТ, которые привлекают туристов огромным разнообразием природных объектов, представленных как типичными для данной территории, так и уникальными природными образованиями. Наименьшее значение для организованных туристов, по мнению экспертов, имеют снежный покров, атмосферные осадки и ветровой режим.
Для самодеятельных туристов наибольшую привлекательность имеют объекты культурного наследия, которые представлены в Архангельской области многочисленными памятниками архитектуры, археологии и истории. По мнению экспертов, также привлекательны для самодеятельных туристов геолого-геоморфологические достопримечательности и леса. Меньшее значение для самодеятельных туристов, как и для организованных, имеют такие факторы, как снежный покров, атмосферные осадки и ветровой режим.
Таким образом, с учетом особенностей природных, культурно-исторических, инфраструктурных туристических ресурсов Архангельской области как одного из северных регионов России было выделено 20 факторов, влияющих на формирование туристического потенциала территории. Выделенные факторы, в зависимости от видов туризма, могут варьировать от решающего фактора до фонового значения.
Все разнообразие факторов, влияющих на развитие туризма в Архангельской области, можно свести к пяти группам и на их основе разработать модель балльной классификации. Учет весовых коэффициентов, рассчитанных на основе экспертных оценок, позволил объективно оценить вклад каждого влияющего фактора в формирование турис-
тического потенциала Архангельской области для организованных и самодеятельных туристов. Выделение и изучение влияющих факторов позволяет дать первичную оценку туристического потенциала Архангельской области и выявить районы, наиболее перспективные для развития туризма.
Разработанный подход к определению и оценке факторов влияния на формирование туристического потенциала может быть использован при оценке туристического потенциала различных северных регионов Российской Федерации, аналогичных по природным и культурно-историческим условиям Архангельской области.
Список литературы
1. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка. М.: Пресс-Соло, 2002.
2. БиржаковМ. Б. Введение в туризм. Изд. 9-е, перераб. и доп. СПб — М.: Невский Фонд — Издательский Дом Герда, 2007.
3. Бредихин А. В. Рельеф как рекреационное условие и ресурс туризма // Вестник МГУ. Серия 5. 2004. № 4. С. 23—28.
4. Дроздов А. В. Как организовать туризм в национальных парках России: рекомендации по выявлению, оценке и продвижению на рынок туристских ресурсов и туристского продукта национальных парков. М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2000.
5. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003.
6. Коробов В. Б., Тутыгин А. Г. Классификационные методы решения эколого-экономических задач: монография. Архангельск: Поморский университет, 2010.
7. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.