Научная статья на тему 'ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА И ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ'

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА И ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1161
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРИРОДНЫЙ РЕСУРС / ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕСУРСА / ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОВЕРТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сарян Акоп Айгазович

Введение. Географическое расположение природных ресурсов является детерминантом локализации туризма. Цель статьи - на основе результатов проведенного исследования изучить теоретические и практические аспекты трансформации природных ресурсов в фактор производства и потребления туристского продукта и формирования направлений потока туристов. Материалы и методы. Информационной базой исследования являются материалы опросов потенциальных туристов, проведенных независимыми исследовательскими фирмами; российские и зарубежные научные публикации и экспертные оценки; результаты исследований автора статьи. Для оценки роли и места природных ресурсов в производстве и потреблении туристского продукта использованы контент-анализ и структурно-функциональный анализ. С помощью методов логической интерпретации, статистической обработки данных, табличного и графического методов определены схема трансформации природных ресурсов в фактор производства и потребления туристского продукта и степень потребительского предпочтения туристского направления. Результаты исследования. Выявлены проблемные аспекты использования природных ресурсов в туризме, один из которых - недооценка этих ресурсов как базового фактора производства и потребления туристского продукта, что негативно сказывается на уровне экономической обоснованности программ развития туризма. Определена роль природных ресурсов в формировании туристских потребностей и направлений потока туристов. Сделаны выводы о возрастании потребности в туризме с преобладанием природной составляющей туристского продукта и о постепенном создании условий для образования локальных проявлений овертуризма и туризмофобии, в частности на курортах Юга России. Сформулированы предложения по повышению экономической обоснованности программ развития внутреннего туризма. Обсуждение и заключение. Наличие природных ресурсов является первичным базовым условием организации производства и потребления туристского продукта. Значительные затраты на их преобразование в туристские блага повышают требования к уровню обоснованности управленческих решений. Результаты исследования могут найти применение в стратегическом и среднесрочном планировании развития внутреннего туризма российских регионов на базе их природного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Сарян Акоп Айгазович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL RESOURCES AS A FACTOR IN PRODUCTION OF A REGIONAL TOURIST PRODUCT AND IN CREATION OF TOURIST DESTINATIONS

Introduction. Geographical location of natural resources is a determinant of localization of tourism. Based on the results of the research conducted, the article studies the theoretical and practical aspects of transformation of natural resources into a factor in production and consumption of a tourist product, as well as those of formation of directions for the flow of tourists. Materials and Methods. Materials of surveys of potential tourists conducted by independent research firms, Russian and foreign scientific publications and expert assessments, as well as the results of research carried out by the author of the article were used as the information base of the study. To assess the role and place of natural resources in the production and consumption of a tourist product, content analysis, as well as structural and functional analysis were employed. Using the methods of logical interpretation, statistical data processing, tabular and graphical methods, a scheme of transformation of natural resources into a factor in production and consumption of a tourist product has been devised and the degree of consumer preference for a tourist destination has been identified. Results. The study has identified problematic aspects of the use of natural resources in tourism, one of which is the underestimation of such resources as a basic factor in production and consumption of a tourist product, which negatively affects the level of economic feasibility of tourism development programs. The role of natural resources in formation of tourist needs and directions of the flow of tourists has been revealed. Conclusions have been drawn about the growing need for tourism with the predominance of the natural component of the tourist product and about the gradual formation of preconditions for local manifestations of overtourism and tourism phobia, in particular in the resorts in the South of Russia. The author has formulated proposals aimed at improving the economic feasibility of domestic tourism development programs. Discussion and Conclusion. Availability of natural resources is the primary basic condition for production and consumption of a tourist product. Significant costs for their transformation into tourist goods increase the requirements for the level of reasonableness of managerial decisions. The research results can be applied in strategic and medium-term planning of the development of domestic tourism in Russian regions on the basis of their natural potential.

Текст научной работы на тему «ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА И ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯ / ECONOMIC SOCIOLOGY AND DEMOGRAPHY

УДК 338.48 http://regionsar.ru

DOI: 10.15507/2413-1407.116.029.202103.562-587 ISSN 2587-8549 (Print)

Оригинальная статья / Original article ISSN 2413-1407 (Online)

Природные ресурсы как фактор производства регионального туристского продукта и формирования туристских направлений

А. А. Сарян

ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» (г. Сочи, Российская Федерация), akopsar@rambler.ru

Введение. Географическое расположение природных ресурсов является детерминантом локализации туризма. Цель статьи - на основе результатов проведенного исследования изучить теоретические и практические аспекты трансформации природных ресурсов в фактор производства и потребления туристского продукта и формирования направлений потока туристов. Материалы и методы. Информационной базой исследования являются материалы опросов потенциальных туристов, проведенных независимыми исследовательскими фирмами; российские и зарубежные научные публикации и экспертные оценки; результаты исследований автора статьи. Для оценки роли и места природных ресурсов в производстве и потреблении туристского продукта использованы контент-анализ и структурно-функциональный анализ. С помощью методов логической интерпретации, статистической обработки данных, табличного и графического методов определены схема трансформации природных ресурсов в фактор производства и потребления туристского продукта и степень потребительского предпочтения туристского направления.

Результаты исследования. Выявлены проблемные аспекты использования природных ресурсов в туризме, один из которых - недооценка этих ресурсов как базового фактора производства и потребления туристского продукта, что негативно сказывается на уровне экономической обоснованности программ развития туризма. Определена роль природных ресурсов в формировании туристских потребностей и направлений потока туристов. Сделаны выводы о возрастании потребности в туризме с преобладанием природной составляющей туристского продукта и о постепенном создании условий для образования локальных проявлений овертуризма и туризмофобии, в частности на курортах Юга России. Сформулированы предложения по повышению экономической обоснованности программ развития внутреннего туризма. Обсуждение и заключение. Наличие природных ресурсов является первичным базовым условием организации производства и потребления туристского продукта. Значительные затраты на их преобразование в туристские блага повышают требования

© Сарян А. А., 2021

0 1 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

к уровню обоснованности управленческих решений. Результаты исследования могут найти применение в стратегическом и среднесрочном планировании развития внутреннего туризма российских регионов на базе их природного потенциала.

Ключевые слова: внутренний туризм, рациональное природопользование, природный ресурс, трансформация ресурса, фактор производства, технология производства и потребления туристского продукта, туристский поток, окружающая среда, овертуризм

Финансирование. Публикация подготовлена в рамках реализации государственного задания Федерального исследовательского центра «Субтропический научный центр Российской академии наук» по теме № 0492-2021-0013 «Стратегическое управление социально-экономическим развитием территории на основе принципов устойчивого развития».

Благодарности. Автор статьи выражает благодарность редакции журнала «Регионо-логия» и рецензентам, чьи комментарии позволили улучшить качество текста.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Сарян, А. А. Природные ресурсы как фактор производства регионального туристского продукта и формирования туристских направлений / А. А. Сарян. - DOI 10.15507/2413-1407.116.029.202103.562-587 // Регионология. - 2021. - Т. 29, № 3. - С. 562-587.

Natural Resources as a Factor in Production of a Regional Tourist Product and in Creation of Tourist Destinations

А. A. Saryan

Federal Research Centre "Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences " (Sochi, Russian Federation), akopsar@rambler.ru

Introduction. Geographical location of natural resources is a determinant of localization of tourism. Based on the results of the research conducted, the article studies the theoretical and practical aspects of transformation of natural resources into a factor in production and consumption of a tourist product, as well as those of formation of directions for the flow of tourists.

Materials and Methods. Materials of surveys of potential tourists conducted by independent research firms, Russian and foreign scientific publications and expert assessments, as well as the results of research carried out by the author of the article were used as the information base of the study. To assess the role and place of natural resources in the production and consumption of a tourist product, content analysis, as well as structural and functional analysis were employed. Using the methods of logical interpretation, statistical data processing, tabular and graphical methods, a scheme of transformation of natural resources into a factor in production and consumption of a tourist product has been devised and the degree of consumer preference for a tourist destination has been identified.

Results. The study has identified problematic aspects of the use of natural resources in tourism, one of which is the underestimation of such resources as a basic factor in production and consumption of a tourist product, which negatively affects the level of economic

feasibility of tourism development programs. The role of natural resources in formation of tourist needs and directions of the flow of tourists has been revealed. Conclusions have been drawn about the growing need for tourism with the predominance of the natural component of the tourist product and about the gradual formation of preconditions for local manifestations of overtourism and tourism phobia, in particular in the resorts in the South of Russia. The author has formulated proposals aimed at improving the economic feasibility of domestic tourism development programs.

Discussion and Conclusion. Availability of natural resources is the primary basic condition for production and consumption of a tourist product. Significant costs for their transformation into tourist goods increase the requirements for the level of reasonableness of managerial decisions. The research results can be applied in strategic and medium-term planning of the development of domestic tourism in Russian regions on the basis of their natural potential.

Keywords: domestic tourism, rational nature management, natural resource, resource transformation, production factor, technology of production and consumption of a tourist product, tourist flow, environment, overtourism

Funding. The article was done as part of the implementation of the government assignment to the Federal Research Centre "Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences" on the topic No. 0492-2021-0013 "Strategic Management of Socio-Economic Development of the Territory Based on the Principles of Sustainable Development".

Acknowledgements. The author expresses gratitude to the editorial board of the Russian Journal of Regional Studies (Regionology) and to the reviewers whose comments helped to improve the quality of the text.

The author declares that there is no conflict of interest.

For citation: Saryan A.A. Natural Resources as a Factor in Production of a Regional Tourist Product and in Creation of Tourist Destinations. Regionology = Russian Journal of Regional Studies. 2021; 29(3):562-587. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.116.029.202103.562-587

Введение. Природные ресурсы определяющим образом формируют туристское пространство регионов. Однако бесконтрольное и чрезмерное их использование в туристских целях способно привести к экономическому, экологическому, физическому их истощению, а в худшем случае - к деградации. В ситуации овертуризма, который стал локально проявляться на курортах Юга России, природные ресурсы могут испытывать его негативное воздействие, повышать риски ухудшения их качества. В этой связи возникает необходимость рационального использования природных ресурсов, повышения социально-экономической ответственности регулятора и туристского предпринимательства, ограничения туристского спроса. В противном случае проявляются отрицательные внешние эффекты в форме истощения и деградации ресурсов, использование которых в туристских целях ухудшит качество туристского продукта [1].

Природные ресурсы, пригодные для организации производства и потребления различных видов туристских продуктов, располагаются во всех

субъектах Российской Федерации. Их наличие в естественной форме является необходимым, но не достаточным условием для организации производства и потребления туристского продукта. Предварительно природные ресурсы следует соответствующим образом трансформировать в фактор его производства, т. е. приспособить к организационным и технологическим требованиям. Этот этап трансформации ресурса в фактор является наиболее капиталоемким. Эффективность его реализации во многом определяет уровень общей рентабельности всего проекта по созданию технологии производства и потребления нового или существенно обновленного туристского продукта. Для реализации проекта, кроме природного ресурса (фактора), как минимум, необходимы еще капитальные, трудовые, информационные ресурсы (факторы), которые в определенном сочетании организуют туристскую технологию. Более конкурентоспособной является технология, которая способна предложить рынку туристский продукт с высокой степенью аттрактивности его природной компоненты и оптимальным соотношением стоимости потребления и качества туристского продукта.

Цель статьи - по результатам проведенного исследования определить особенности приспособления разнообразных природных ресурсов к требованиям производства и потребления туристских благ и формирования туристских направлений. Объектом исследования является трансформация природных ресурсов в производственный и потребительский фактор.

Обзор литературы. Вопросы обеспечения туризма природными ресурсами и их участие в формировании туристских потоков всегда были во внимании российских и зарубежных исследователей. Сейчас они актуализируются с новой силой в контексте политики приоритетно-устойчивого развития внутреннего и въездного туризма. Эффективная реализация этой политики во многом базируется на положении, что расширенное производство туристского продукта должно осуществляться на основе рационального природопользования, не приводящего к невосполнимому истощению этого ресурса и нарушению равновесия окружающей среды.

Контент-анализ научных публикаций и экспертных оценок ресурсного обеспечения туризма показывает, что тема во многих аспектах стала активно обсуждаться в научном и экспертном сообществах. Консолидированное мнение состоит в том, что невозможно организовать туризм без ценных природных ресурсов [2].

В. С. Орлова, рассматривая еще не освоенный в полную силу туристский потенциал Европейского Севера России, считает, что формирование направлений туризма, а значит, и определение его видов и целей, зависят от ресурсного потенциала региона, от объектов туристской привлекательности, основными из которых в регионе являются объекты природного наследия Севера [3]. Аналогичного мнения придерживаются Е. А. Пендюрин, С. А. Ряднова, О. Н. Гененко, Е. В. Харьковская [4]. По их мнению, ресурсы

природы - один из важных факторов, предопределяющих ее использование (какие виды туризма и какую его инфраструктуру необходимо развивать).

Рассматривая место природных ресурсов в производстве и потреблении туристского продукта, А. В. Ефремов отмечает, что естественные природные условия предстают материальным источником образования потребительских стоимостей, составляющих в совокупности туристические услуги (туристский продукт) [5]. С. С. Хлебников считает, что основным условием функционирования туристско-рекреационного комплекса территории является ее ресурсный потенциал. Выделяя природно-рекреационные ресурсы территории, он относит их к категории стабильных ресурсов для производства туристского продукта1. Такая их характеристика справедлива только отчасти: в средне- и долгосрочной перспективе некоторые природные ресурсы могут преждевременно истощаться при возрастании их бесконтрольного и интенсивного использования, несоблюдения требований рационального природопользования, без должного амортизационного восстановления.

Особое внимание уделяется вопросам рационального природопользования и экологизации туризма. Н. А. Левочкина поддерживает точку зрения, что туристский спрос должен удовлетворяться при рациональном использовании туристских ресурсов, соединенных в эффективные комбинации, образуя технологии по оказанию туристских услуг, обеспечивающих туристские потоки. При этом она справедливо отмечает первостепенное значение в решении этой задачи природно-ресурсного потенциала территории2.

По мере наращивания внутренних туристских потоков степень воздействия туристской деятельности на окружающую природную среду может увеличиться, также ускорится антропогенное воздействие на природные ресурсы и их потребление [6]. Чтобы это не привело к отрицательным результатам, необходимо внедрение новых эффективных туристских технологий и оптимальное регулирование процессами воздействия на природные ресурсы. На этом акцентируют свое внимание Дж. Кхетту и А. Д. Разин [7]. Их точка зрения состоит в том, что в отношении прибрежных курортов сохранение природных ресурсов и биоразнообразия является задачей, которую необходимо ставить еще на стадии разработки стратегии развития туризма и проектирования различных типов туристских объектов и курортов. Эта позиция актуальна и для российской практики создания туристских центров. В исследовании этих авторов рассматриваются стратегии развития туризма, роль проектирования различных типов туристических объектов и курортов для развития данной индустрии в прибрежных районах Алжира с учетом сохранения природных ресурсов и биоразнообразия. Другие исследователи

1 Хлебников С. С. Формирование ресурсного потенциала туристской территории: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук: 23.12.13. Сочи, 2013. С. 27.

2 Левочкина Н. А. Формирование ресурсного обеспечения сферы туризма (на примере Омского региона): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 16.03.07. Москва, 2007. С. 22.

отмечают, что при чрезмерной нагрузке на природные ресурсы типичным ответом на это является принятие мер регулирования режима доступа в зоны для посетителей [8]. В этом контексте Б. И. Кочуров предлагает снизить антропогенную нагрузку на природу и сохранить приемлемое качество окружающей среды3.

Безусловно, это разумный и ответственный подход, когда действительно имеет место деградация природных ресурсов и окружающей среды в целом [9]. Однако возникает вопрос: как при этом соблюсти экономические интересы инвесторов и предпринимателей в получении максимальной прибыли при минимальных затратах? Эту проблему необходимо преодолевать в каждом конкретном случае на этапе планирования и реализации бизнеса всеми заинтересованными сторонами. Она может усложниться еще и тем, что часто вопросы использования природных ресурсов, вовлекаемых в туристские технологии, не могут быть решены в пределах одного региона. Эту точку зрения высказывает Р. Р. Чотчаева, которая замечает, что иногда эти регионы являются приграничными, и реализация задач рационального природопользования требует международного согласования4.

Некоторые зарубежные авторы обращают внимание на природные ресурсы и туризм во взаимосвязи с энергетическим ростом и превышением норм содержания углекислого газа в воздухе и развитием возобновляемых источников энергии [10; 11]. Этот аспект приобретает особую актуальность в том числе в связи с пиковыми нагрузками на энергетические сети в разгар туристского сезона и формированием чрезмерных туристских потоков, а сверхнормативные выбросы С02 не улучшают естественные условия оздоровления.

О. А. Артемьева обращает внимание на усиление дифференциации туристских ресурсов [12]. Этому, по нашему мнению, способствует реализация концепции пространственного развития туризма. Она предусматривает вовлечение в туристское производство новых ресурсов, обладающих высокой туристской аттрактивностью5. Ускорение процесса дифференциации природных ресурсов происходит в результате поиска новых видов туризма и разработки инновационных технологий. Они формируют новые или увеличивают действующие потоки туристов.

Многие авторы уделяют внимание классификации туристских ресурсов и ее природной составляющей. Однако современных публикаций на эту тему немного, можно сказать, единицы [13]. Более поздние разработки явно не соответствуют современным требованиям, учитывая переориентацию

3 Кочуров Б. И. Конвергентные факторы эколого-хозяйственного и ноосферного развития Северного Кавказа // Актуальные направления сбалансированного развития горных территорий в контексте междисциплинарного подхода: материалы I Междунар. науч. конф. (27-29 сентября 2019 г.). Карачаевск: КЧГУ, 2019. С. 4.

4 Чотчаева Р. Р. Экология в современном мире // Там же. С. 164-167.

5 Сарян А. А. Пространственное развитие туризма как направление его экстенсивного развития // Там же. С. 271-275.

туристских потоков в условиях кризиса на поездки в направлении российских курортов и туристических центров, и возрастание значения новых природных ресурсов, вовлекаемых в развитие внутреннего туризма.

Некоторые из авторов отмечают лидирующую роль как природных ресурсов региона, так и отдельных привлекательных его элементов в организации туризма. Так, Н. В. Сычева полагает, что люди едут в туристскую поездку, чтобы удовлетворить свою приоритетную потребность в общении с природой, обладающей высокой аттрактивностью [14]. Некоторые авторы, выделяют виды туризма, для которых природный ресурс является основой туристской специализации территории. Например, М. С. Оборин, подчеркивая роль природных лечебных факторов, отмечает, что они являются базисом для территории любой курортно-рекреационной местности, специализированной на лечебном оздоровлении [15].

А. Д. Чудновский и М. А. Жукова пишут, что «туристские ресурсы являются предпосылкой для строительства и эксплуатации туристских центров, создают возможность для формирования туристских программ и продуктов по различным видам туризма»6. Авторы указывают на существование тесной взаимосвязи видов туризма и характеристик местности региона (природных условий и ресурсов). Эти ресурсы представляют собой один из составляющих окружающей среды, поэтому ухудшение их состояния негативно сказывается и на состоянии этой среды в целом. К примеру, объекты показа природного происхождения, заповедные территории и туристские маршруты обостренно восприимчивы к предельным нагрузкам чрезмерных туристских потоков, превышающих их пропускную способность [16-18]. В этой связи продолжает оставаться актуальной проблема определения допустимых рекреационных нагрузок на туристские территории, особенно на особо охраняемые природные территории (ООПТ), для которых необходимо рассчитать максимальные значения туристских потоков на единицу площади, не причиняющих ущерб природной среде [19].

При исследовании природных ресурсов некоторые авторы анализируют взаимосвязь экологии больших городов и городского туризма [20]. Хорошая экология вместе с другими их природными объектами (парками, зеленными скверами, пешеходными зонами, фонтанами и т. д.) способна создать ресурсно-ориентированные города, не лишенные природной аттрактивности.

Известно, что Россия находится в нижних рядах международного рейтинга по развитию экологического туризма на базе использования природно-климатических ресурсов, в том числе ООПТ. На это обращают внимание С. А. Лебедева, Е. В. Паткина [21]. Авторы определили 6 основных факторов, сдерживающих это развитие в России - стране со значительными по

6 Чудновский А. Д., Жукова М. А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта: учеб. пособие. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. С. 55.

масштабу и качеству природными ресурсами. Н. В. Вишняков, О. Ю. Зеленская пишут о необходимости мониторинга туристской деятельности ООПТ с целью исключения чрезмерных туристских потоков, превышающих допустимую рекреационную емкость национальных парков [22].

Отдельные авторы анализируют связь между ростом численности туристских поездок и состоянием окружающей среды. Д. Майсурадзе полагает, что чрезмерный рост потока туристов ухудшает состояние окружающей среды, приводит к нерациональному потреблению уже освоенных природных ресурсов и чрезмерной нагрузке на них, недопустимой с учетом их предельной емкости7. Чтобы восполнить потери и придать туризму устойчивость, рекомендуется вовлечь в туристские технологии новые природные ресурсы новых территорий. Такой подход по своему замыслу предполагает достижение экономического роста не только путем создания новых хозяйственных объектов, но и оптимизации схем их дислокации на туристской территории. Простое экстенсивное наращивание размеров текущего производственного потребления природных ресурсов способно привести к отрицательным внешним эффектам по отношению к окружающей среде, самим ресурсам, туристской привлекательности территорий и потокам туристов. Достижение экономического роста, связанного с получением максимальной выгоды от использования природных ресурсов с ущербом для них, в настоящее время считается неприемлемым решением. К сожалению, существуют хозяйствующие субъекты, которые еще не осознали эту проблему, увеличивая производство туристского продукта экстенсивным путем, стремясь максимизировать прибыль, не придерживаясь рационального природопользования. Об этой проблеме считают нужным напомнить в своей публикации Е. В. Субботина и В. П. Самарина [23].

О. С. Шимова обращает внимание на тесную связь рационального природопользования с устойчивым развитием туризма, отмеченную на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге (ЮАР) в 2002 г.8. Она рассматривает устойчивый туризм как форму организации рационального природопользования, считая эти две категории органично едиными. В некоторых случаях требование о соблюдении бережного отношения к природным ресурсам могут ограничивать туристские потоки. Вопрос решается путем переговоров, в рамках приемлемых решений необходимо сбалансировать экономические интересы туристских предприятий с другими заинтересованными сторонами.

В современных условиях сформировался устойчивый тренд вовлечения в туризм новых видов природных ресурсов. А. В. Афанасьева вносит предложение развивать внутренний туризм и экскурсионную деятельность на базе утерянных географических объектов и объектов природного наследия [24].

7 Майсурадзе Д. Исследование ресурсного потенциала экологического туризма: дис. ... д-ра философии в общественной географии. Тбилиси, 2009. 53 с.

8 Шимова О. С. Основы устойчивого туризма: учеб. пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 190 с.

Г. Эррера-Франко с соавторами предлагает активно развивать туризм на базе георесурсов, сформировать в этом направлении массовые туристские потоки [25]. Этот вид туризма имеет значительный потенциал развития и в России, которая обладает на своей территории множеством природных систем и объектов уникального характера.

Анализ научных публикаций о ресурсном обеспечении индустрии туризма показал, что эта тема актуальная, разноаспектная и сложная. Многими авторами признается, что природные ресурсы играют значительную роль в развитии туризма; поддерживается единый подход к освоению природных ресурсов в туристских целях в соответствии с принципами рационального природопользования; заключается, что туризм невозможен без ценных природных ресурсов, обладающих аттрактивностью для потенциальных его потребителей. Однако российские ученые в своих публикациях по исследуемой проблематике во многом обходят стороной вопросы трансформации природных ресурсов в фактор производства и потребления туристского продукта и формирования ими новых туристских направлений. Этот аспект туристической деятельности чрезвычайно важен в условиях государственной политики приоритетного развития внутреннего и въездного туризма, реализуемой во время кризиса туристской индустрии. В этой связи усиливается необходимость актуальных научно-исследовательских работ в этой области.

Материалы и методы. Источниками информации для исследования явились публикации российских и зарубежных авторов, данные Росстата и Рос-туризма, аналитические материалы независимых исследовательских групп (ВЦИОМ, Центра развития региональной политики (ЦРРП), Аналитической службы АТОР, Аналитического центра НАФИ). В работе также использовались материалы исследования автора статьи, полученные в рамках реализации государственного задания Федерального исследовательского центра «Субтропический научный центр Российской академии наук» по теме «Стратегическое управление социально-экономическим развитием территории на основе принципов устойчивого развития» (№ 0492-2021-0013).

В соответствии с логикой исследования на первом его этапе были синтезированы и проанализированы накопленные научные знания по тематике исследования, на втором этапе на основе полученных результатов была раскрыта сущностная сторона проблемы трансформации природных ресурсов в фактор производства, потребления и формирования новых туристских направлений, актуализированы основные ее составляющие, далее определены возможные пути решения проблемы трансформации природных ресурсов в фактор производства и потребления комплексного туристского продукта.

Анализ и обобщения этих материалов позволили изучить проблемные аспекты исследуемой темы, выявить возможные пути их решения. В частности, была актуализирована тема трансформации природных ресурсов в фактор производства туристского продукта, определена поэтапная концептуальная схема создания и потребления туристского продукта с использованием 570 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯ

природных ресурсов, выявлен тренд на новые туристские направления, определяемый высокой аттрактивностью природных ресурсов.

Исследование было проведено на основе системного и комплексного подходов. С помощью контент-анализа и структурно-функционального анализа выявлены роль и место природных ресурсов в производстве и потреблении туристского продукта. Методы логической интерпретации, сравнения, табличного и графического предоставления данных позволили определить вариант концептуальной схемы трансформации природных ресурсов в фактор производства и потребления комплексного туристского продукта, а также потребительские предпочтения, формирующие новые туристские направления с преобладанием его природной компоненты.

Результаты исследования. Технологии производства и потребления туристского продукта организуются с использованием множества природных факторов. В экономической теории последние рассматриваются как единая категория ресурсов под синтетическим названием «земля». Вовлечение этого ресурса в технологии производства туристского продукта во многих случаях является ключевым фактором, генерирующим туристские потоки определенного направления. Трансформация природного ресурса в фактор производства туристского продукта требует проведения комплекса работ по преобразованию этого ресурса и определенных затрат, чтобы сделать его пригодным для этого производства.

Рассмотрим трансформацию природного ресурса в фактор производства и потребления туристского продукта на примере превращения естественного морского побережья в лечебный пляж для детей. Трансформация этого природного ресурса в виде участка морского берега должна осуществляться путем его преобразования и оборудования в соответствии с общими требованиями Национального стандарта Российской Федерации «Туристские услуги» (Услуги пляжей, ГОСТ Р 55698-2013) и Санитарных правил и норм (СанПиН 4060-85, Лечебные пляжи. Санитарные правила и нормы устройства, содержания и эксплуатации).

Преобразование и оборудование естественного природного объекта -участка морского берега - превращает его собственно в морской пляж, пригодный для лечения (оздоровления) детей. Рассматриваемый пляж характеризуется как морской, тип его береговой зоны - мелко-галечный. Форма собственности пляжа - ведомственная, он находится в городской черте и является специализированным. Пляж предназначен для лечения детей в возрасте от 7 до 14 лет, расположен недалеко от санатория, в котором проживают дети. Единовременно на пляже могут разместиться максимум 50 детей, степень благоустройства, насыщенность оборудованием и природные условия соответствуют требованиям к такому виду рекреационного объекта. В таблице 1 представлены виды работ по приспособлению участка естественного морского берега в лечебный детский пляж, также в условных единицах по видам работ указана их стоимость.

Т а б л и ц а 1. Виды работ, выполнение которых трансформирует участок естественного морского берега в благоустроенный морской пляж для детей в возрасте от 7 до 14 лет

Table 1. Types of work, the implementation of which transforms a section of a natural sea coast into a comfortable sea beach for children aged 7 to 14

Виды работ по благоустройству и оборудованию пляжа / Types of work on the improvement and equipment of a beach Стоимость работ по благоустройству и оборудованию пляжа (условных единиц) / Value of works on the improvement and equipment of a beach (conventional units)

1 2

Проведение берегозащитных, противооползневых и других защитных мероприятий / Coastal protection, anti-landslide and other protective measures 100

Оснащение инженерным оборудованием для подключения к централизованным городским сетям / Provision of engineering equipment for connection to centralized city networks 50

Очистка дна акватории и территории пляжа от опасных предметов, подсыпка пляжа песком, галькой и другим материалом / Cleaning the bottom of the water area and the beach area from dangerous objects, backfilling the beach with sand, pebbles and other materials 15

Функциональное зонирование береговой зоны и акватории пляжа / Functional zoning of the coastal zone and the water area of the beach 20

Приобретение и размещение на пляже инвентаря / Purchase and placement of equipment on the beach 15

Оборудование спортивной зоны / Sports area equipment 30

Оборудование зоны для детей с ограниченными физическими возможностями / Equipment of the area for children with disabilities 25

Оборудование зоны для купания детей, не умеющих плавать и с ограниченными физическими возможностями / Equipment of the bathing area for children who cannot swim and those with disabilities 35

Создание подъездных путей, пешеходных подходов и спусков / Building access roads, pedestrian approaches and descents 45

Ограждение зоны купания линией поплавков, буями и иными безопасными ограждениями / Fencing the bathing area with a line of floats, buoys and other safety barriers 5

if

Окончание табл. 1 / End of table 1

1

2

Создание разветвленной информационно-коммуникационной системы / Building an extensive information and communication system

Создание спасательной службы / Creating a rescue service

Создание медицинского пункта / Creating a medical center

Создание пункта оказания дополнительных услуг / Creating a point for providing additional services

Всего / Total

15

15 20 15 405

На рисунке 1 представлена общая концептуальная схема этапов создания и потребления туристского продукта с использованием природных ресурсов.

Рис. 1. Концептуальная схема трансформации природных ресурсов в базовый фактор производства и потребления туристского продукта Fig. 1. Conceptual scheme of transformation of natural resources into a basic factor in production and consumption of a tourist product

Трансформация природных ресурсов в фактор производства осуществляется с учетом результатов изучения предпочтений и спроса потенциальных туристов, количественной и качественной оценки ресурса на предмет пригодности к применению в производстве туристского продукта, пользующегося спросом у потенциальных туристов (рис. 1). Только после этого в идеале

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формируется комплексный туристский продукт, который затем реализуется в виде туров (путевок), и складываются туристские потоки и их географические направления. На завершающем этапе туристский продукт производится (оказывается комплексная туристская услуга) и одновременно потребляется туристом. Таким образом, задача по трансформации природных ресурсов в фактор производства является комплексной задачей, которая реализуется последовательно всеми субъектами в разных формах, участвующих в изучении рынка, производстве и удовлетворении потребительского спроса на туристский продукт.

Известно, что в производстве туристского продукта природный фактор используется с другими видами факторов. Их сочетание в отдельных технологиях по видам и направлениям туризма может быть разным. Городские агломерации, мегаполисы, города с миллионным населением и большинство столиц субъектов Российской Федерации располагают преимущественно социально-культурными и историческими ресурсами. Вне крупных городов преобладают виды туризма, специализированные на использовании и/или показе природных объектов и их систем, на оздоровлении природно-климатическими факторами, природная компонента которых является основной. В настоящее время получают развитие туристские направления и маршруты, связанные с освоением редких природных ресурсов. Представим некоторые из этих направлений в таблице 2.

Т а б л и ц а 2. Туристские направления, определяемые видами ресурсов, и степень потребительского предпочтения к ним потенциальных туристов (2019 г.)9 T a b l e 2. Tourist destinations, determined by the types of resources, and the degree of potential tourists' consumer preference for them (2019)

Территория, на которой расположен объект показа / Territory where the place of interest is located Природный туристский ресурс / Natural tourist resource Степень предпочтения туристского направления (в %) / Degree of consumer preference for a tourist destination (%)

1 2 3

Сахалин / Sakhalin Остров Тюлений, термальные 64

источники / Tyuleny Island, thermal springs

Шантарские острова / Наблюдение китов, косаток, белух / 60

Shantar Islands Watching whales, killer whales,

belugas (white whales)

9 Таблица составлена по: Внутренний туризм: курс на расширение! [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vnutrennij-turizm-kurs-na-rasshirenie (дата обращения: 15.03.2021).

Окончание табл. 2 /End of table 2

3

Тыва / Republic of Tuva

Соловецкие острова / Solovetsky Islands

Калмыкия / Republic of Kalmykia

Таймыр (Путоранский заповедник) / Taimyr (Putoransky Nature Reserve)

Пермский край / Perm Territory

Якутия / Republic of Sakha (Yakutia)

Марий Эл / Republic of Mari El

Воронежская область / Voronezh Region

Башкортостан (Шиханы) / Republic of Bashkortostan (Shikhans)

Кольский полуостров / Kola Peninsula

Магадан / Magadan

«Семь чудес древней земли» / "Seven Wonders of the Ancient Land"

«Белужий мыс» / "Beluga Cape"

Цветение тюльпанов, лотосов / Blooming tulips, lotuses

«Горная Арктика» / "Mountainous Arctic Region"

«Кунгурская пещера» / "Kungur Ice Cave"

«Ленские столбы» / "Lena Pillars"

Озеро Чуркан, конно-водные туры / Lake Churkan, horse and water tours

«Дивногорье - меловые столбы» / "Divnogorye chalk pillars"

Окаменелые рифовые массивы / Fossilized reef massifs

Тундра и лесотундра / Tundra and forest-tundra

Озеро Джека Лондона / Jack London Lake

50 48

46 45

44 41 40 39

39

38 36

1

2

Содержание таблицы 2 показывает, что отдельные территории выступают в качестве локальных очагов туристского притяжения. Они формируются благодаря высокой степени аттрактивности уникальных природных объектов, отвечающих технологическим требованиям производства отдельных видов туристского продукта.

Некоторые объекты туристского приложения уже осваиваются, так как для этого создана достаточная туристская инфраструктура. Часть объектов показа получили хорошую «маркетинговую раскрутку», интерес к ним проявляют от 50 до 65 % опрошенных респондентов. Другие природные ресурсы находятся на стадии социологической и экспертной оценки. При ее положительных результатах принимаются соответствующие решения по созданию условий для их приспособления к использованию в туристских технологиях. Реализацию

проектных решений по освоению этих ресурсов целесообразно планировать в рамках региональных программ устойчивого развития внутреннего туризма. Развитие внутреннего туризма в соответствии с государственной политикой в этой сфере предполагает вовлечение в туристские технологии ранее не освоенные природные ресурсы регионов, которые еще не сформировали потоки туристов, соразмерные пропускной способности туристских дести-наций и объектов показа, расположенных на их территории. Такой подход соответствует принципам общепризнанной концепции пространственного развития туризма в регионах.

Российская Федерация обладает значительным запасом природного потенциала, чтобы развивать большинство видов туризма на своей территории. По данным Всемирного экономического форума The Travel and Tourism Competitiveness Report 2019, Россия по уровню обеспеченности туризма базовыми природными ресурсами занимает относительно высокое 34 место среди 140 стран мира10. Поэтому проблема низкого уровня развития внутреннего туризма в сравнении с развитыми странами заключается не в отсутствии ту-ристско-рекреационных ресурсов, а в отсутствии достаточной инфраструктуры общего и туристского пользования. Ее создание требует значительного объема капитальных, трудовых и информационных ресурсов, которыми не располагает большая часть регионов. Эта проблема усиливается дефицитом региональных бюджетов, недооценкой высокой роли туризма в социально-экономическом развитии регионов и другими факторами.

Исторически туризм на российской территории начинал развиваться в местах концентрации естественных природных ресурсов, которые в сочетании с другими ресурсами можно было приспособить и организовать в технологии по оказанию медицинской и оздоровительной помощи.

Таким образом, наличие соответствующих природных ресурсов послужило первичным основанием для создания курортов, формирования территорий с туристской специализацией, объектов показа, региональных и межрегиональных туристских маршрутов.

Широкое географическое расположение разнообразных природных ресурсов, финансовые возможности и другие факторы позволяют развивать туризм на программной основе и реализовывать в рамках этих программ различные инвестиционные проекты с учетом экономической целесообразности и экологических требований, осваивать новые ресурсы, расширять их номенклатуру. Политика создания новых центров туризма на базе освоения еще не используемых для этого природных ресурсов регионов России является основным и долгосрочным направлением политики государства в сфере туризма на долгосрочную перспективу.

10 The Travel and Tourism Competitiveness Report-2019 Reports [Электронный ресурс]. Published: 4 September 2019. UNWTO (1981). Saturation of Tourist Destinations: Report of the Secretary General, World Tourism Organisation, Madrid. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_ TTCR_2019.pdf (дата обращения: 25.04.2021).

На территории Российской Федерации были освоены ресурсы, позволяющие в относительно короткие сроки создать центры рекреации и туристские маршруты для массового оздоровления граждан. Сначала это происходило на южных территориях с субтропическим климатом и Северном Кавказе с изобильными запасами лечебных минеральных вод. На юге использовались оздоровительные технологии с применением факторов субтропического климата, моря, солнца, воздуха, пляжных зон, памятников природы.

В современных условиях с развитием новых видов туризма традиционные направления потока туристов многих курортов продолжают в основном сохраняться. Об этом свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ и Центра развития региональной политики (табл. 3). Данные таблицы показывают, как виды природных ресурсов формируют специализацию туристских направлений, курортов и объектов показа. По одним направлениям она уже сложилась (по ним наблюдается высокий уровень потребительских предпочтений), другие - на стадии становления.

Т а б л и ц а 3. Туристские направления, формируемые с учетом вида туристско-рекреационных ресурсов11

Table 3. Tourist destinations, created taking into account the type of tourism and recreational resources

Предпочтение

Цели туризма, определяемые туристско-рекреационными ресурсами / Tourism goals determined by tourism and recreational resources Регион, город, курорт / Region, city, resort направления (в %) / Preference for the destination (%)

1 2 3

Отдых и развлечения / Recreation and entertainment Крым / Crimea 29

Осмотр исторических и культурных объектов показа / Tour of historical and cultural places of interest Санкт-Петербург / St. Petersburg 58

Осмотр природных объектов показа и животного мира / Tour of natural places of interest and wildlife Озеро Байкал / Lake Baikal 19

Спортивный отдых / Recreational Sports Курорт Сочи / The resort of Sochi 21

Курортно-лечебное оздоровление / Spa and medical rehabilitation Курорт Минеральные воды / The resort of Mineralnye Vody 13

11 Таблица составлена по: Внутренний туризм: курс на расширение! [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vnutrennij-turizm-kurs-na-rasshirenie (дата обращения: 15.03.2021).

Окончание табл. 3 / End of table 3

1

2

3

Наиболее интересное туристическое место / Санкт-Петербург / The most interesting tourist destination St. Petersburg

27

Востребованные туристские направления с высоким, но не реализованным потенциалом / Popular tourist destinations with great, but unfulfilled potential

Волгоградская область / Volgograd Region

Остров Сахалин / The island of Sakhalin

64

Рыбалка, мемориально-исторический, религиоз- Волгоградская об- 65

ный, рекреационный, этнографический, событийный туризм, автотуризм, речные круизы и другие виды туризма / Fishing, memorial and historical, religious, recreational, ethnographic, event tourism, auto tourism, river cruises and other types of tourism

Сплавы, рафтинг, предгорный, пешеходный туризм, альпинизм, сноуборд, горные лыжи, велотуризм, спелеология, парапланеризм, виндсерфинг, рыбалка, морской каякинг, дайвинг, скалолазание, ледолазание, кайтсерфинг и другие виды туризма / Rafting, foothill, hiking, mountaineering, snowboarding, alpine skiing, cycling, caving, paragliding, windsurfing, fishing, sea kayaking, diving, rock climbing, ice climbing, kitesurfing, and other types of tourism

Приключенческий, экскурсионный, рыболов- Шантарские 60

ный туризм / Adventure, excursion, and fishing острова / Shantar tourism Islands

Пример курорта Сочи свидетельствует, что диверсификация туристской деятельности способна изменить прежнюю специализацию курорта в результате использования уникальных природных ресурсов, ранее не вовлеченных в туристские технологии. Произошла трансформация курорта в муль-тивидовой центр туризма, включающий не только развитую курортную инфраструктуру, но и базу спортивного и делового туризма. Курорт Сочи изначально функционировал как оздоровительный центр массового бальнеологического и пляжного туризма. С внедрением на предгорно-горной территории спортивных технологий у части потенциальных туристов он стал ассоциироваться с центром спортивного туризма, что не совсем соответствует действительности (табл. 3).

Значительная часть территории России обладает разнообразными природными ресурсами, действительно привлекательными для туристов. Однако из-за проблем с сервисом, транспортом и инфраструктурой, острой нехватки средств размещения, ярко выраженной сезонностью туризма и из-за неблагоприятного инвестиционного климата там все еще невозможно формировать массовые потоки туристов, как, например, в направлении городских

агломераций, мегаполисов, южных курортов России и Северного Кавказа. Такими территориями являются восточные и северные регионы России.

Вместе с тем это не означает, что по мере устранения имеющихся там проблем нельзя будет создать условия, которые позволят организовать такие же центры для массового туризма, как по названным выше направлениям, а также сформировать разнообразные туры для относительно большого числа малых групп туристов. Результаты мониторинга потенциальных туристов (табл. 2) показывают, что среди них возрастает число групп, предпочитающих несвязанные с курортно-лечебным оздоровлением виды туризма. Они выбирают познавательный, развлекательный, приключенческий, спортивный виды туризма, в которых природная составляющая является существенным фактором формирования туристского спроса. Природные ресурсы, вовлекаемые в соответствующие технологии, как фактор производства, определяют туристскую специализацию территории, виды и цели туризма, особенности туристских технологий, количество и структуру туристского продукта и направление туристских потоков.

При цикличном распространении СОУГО-19 и воспроизводстве новых его мутаций добиться устойчивого развития туризма за счет привлечения новых природных ресурсов невозможно в силу ограничений на трудовые и финансовые ресурсы. Также невозможен средне- и долгосрочный прогноз динамики туризма, так как саморазвитие коронавируса пока опережает время разработки, апробации и внедрения средств защиты от него. С другой стороны, при всех отрицательных последствиях, кризис, вызванный пандемией СОУГО-19, приносит эффект: снижение нагрузки туристов на отдельные природные системы и окружающую среду в целом.

Когда распространение коронавирусной инфекции находится в пиковом состоянии и на внутренний туризм введены жесткие ограничения, накапливается неудовлетворенный спрос, отложенный на будущие периоды. Отложенный спрос, наложенный на действительный спрос периода снятия или ослабления ограничений, способен сформировать неуправляемые туристские потоки такой плотности и интенсивности, которые существенным образом увеличивают нагрузку на природную компоненту туристского продукта, окружающую среду, соразмерную масштабу этих потоков, повышая риски возникновения ситуации овертуризма и туризмофобии [1; 6; 26; 27]. Такая картина, например, наблюдалась летом 2020 г. в г. Сочи в пик туристского сезона, во время новогодних праздников и в феврале - марте 2021 г.12. Ситуация

12 Что происходит в заполненном туристами Сочи [Электронный ресурс]. URL: https:// travel.rambler.ru/local/45604774-chto-proishodit-v-zapolnennom-turistami-sochi/; В переполненном туристами Сочи начали продавать места в очередях [Электронный ресурс]. URL: https://travel. rambler.ru/news/45348711-v-perepolnennom-turistami-sochi-nachali-prodavat-mesta-v-ocheredyah/; Сочи раздуло от многокилометровых очередей из туристов [Электронный ресурс]. URL: https:// www.mk.ru/social/2021/01/03/sochi-razdulo-ot-mnogokilometrovykh-ocheredey-iz-turistov.html (дата обращения: 16.03.2021).

становилась похожей на овертуризм начальной стадии. Поток туристов превышал пропускную способность отдельных объектов инфраструктуры горного кластера курорта, росла нагрузка на окружающую природную среду, проявилось недовольство местных жителей, обслуживающего персонала и самих туристов13. В период овертуризма наращивание трансформации природных ресурсов в фактор производства приостанавливается административными и финансовыми ограничениями с целью реструктуризации туристского спроса или его территориального перераспределения.

Регулятору следует учитывать, что проявления овертуризма носят еще локальный характер. Однако в стратегическом плане оценку природных ресурсов необходимо проводить независимо от текущего состояния рынка в расчете, что его кризисный цикл через некоторое время завершится и согласно закону циклического развития в последующем неизбежно наступит фаза подъема.

В оценке природных ресурсов важнейшей задачей является определение затрат на приспособление природных ресурсов к требованиям производства туристского продукта. Результаты этой работы необходимы для экономического обоснования целесообразности их использования в производстве туристских продуктов.

Практика разработки и реализации среднесрочных программ развития регионального туризма не предполагает постановку задачи оценки финансовых затрат на трансформацию природных ресурсов в фактор производства туристского продукта данного региона или отдельной территории.

Обсуждение и заключение. Ресурсное обеспечение туризма является объектом пристального внимания исследователей и экспертов. Природные условия рассматриваются ими как материальный источник образования потребительской стоимости туристского продукта, который должен соответствовать его качеству. С другой стороны, наличие природных ресурсов, выступающих одновременно в качестве не только фактора производства туристского продукта, но и его потребления, так как они осуществляются одновременно в силу специфики этого продукта, является необходимым условием функционирования туристско-рекреационных комплексов.

Использование природных ресурсов в туризме необходимо осуществлять на основе принципов рационального природопользования как формы его устойчивого состояния и развития. Решение этой задачи требует внедрения эффективных новых технологий и систем регулирования воздействия на природные ресурсы, снижение антропогенной нагрузки на природную среду в целях сохранения ее качества. Отдельными авторами отмечается, что природные ресурсы, вовлекаемые в туристские технологии, занимают первое

13 UNWTO определяет пропускную способность как максимальное количество людей, одновременно посещающих туристскую дестинацию, которое не вызывает отрицательных внешних эффектов.

групповое место в классификации туристских ресурсов и служат фактором, определяющим направления и размеры туристских потоков. Также необходимо отметить, что у городских агломераций, мегаполисов и городов с миллионным населением основными ресурсами, которые формируют большую часть туристских потоков, являются культурно-исторические ресурсы.

Немало хозяйствующих субъектов развивают туризм экстенсивным путем, не считаясь с требованиями рационального природопользования. Практически не рассматриваются вопросы собственно трансформации природных ресурсов в фактор производства и потребления туристского продукта как сложного капиталоемкого процесса их вовлечения, по сути, в хозяйственный оборот при условии устойчивого туристского спроса.

Производство и потребление туристского продукта в силу своей специфики осуществляется одновременно по единой технологической цепочке. В своей основе туристские технологии организуются на комбинационном сочетании нескольких факторов производства, полученных в результате приспособления соответствующих ресурсов к технологическим особенностям производства и потребления туристского продукта. Ресурсы природного происхождения как первичный базовый фактор производства являются его несущей конструкцией. В конечном итоге они определяют дислокацию центров туризма, направления туристских потоков, схемы построения технологий, специализированных на выпуске определенных видов туристского продукта.

Кризис, вызванный пандемией СОУГО-19, и государственная политика в связи с этим сформировали несколько тенденций. К ним относятся расширение географии внутреннего туризма, перераспределение направлений потока туристов, локальное повышение антропогенного воздействия на природную среду, увеличение потребности на туристский продукт, в котором преобладает его природная компонента. Кризис придал состоянию туризма неустойчивый характер, в определенной степени сделав таким и процесс трансформации природных ресурсов в фактор туристского производства.

Следует признать, что в научной литературе этому процессу не уделяется должного внимания, несмотря на признание отдельными авторами и региональным законодательством ключевой и решающей роли природных ресурсов в создании туристского продукта. По сути, теория факторов производства из общей экономической теории не получила должного прикладного приложения в области производства и потребления туристского продукта, учитывая, что эти два этапа осуществляются одновременно.

Отметим некоторые аспекты этого вопроса. Известно, что природные ресурсы в процессе организации производства туристского продукта необходимо трансформировать в его технологический фактор, который в сочетании, как минимум, с трудом, капиталом, предпринимательскими способностями и информацией образует технологию производства и потребления туристских продуктов. Научный подход в организации туристского производства

предполагает четкое разделение понятий «ресурс» и «фактор» на сущностном уровне. Природный ресурс, обладая туристской привлекательностью, непосредственно не используется в производстве туристского продукта. Для этого необходимо его в буквальном смысле превратить (трансформировать) в фактор производства, т. е. преобразовать таким образом, чтобы этот ресурс отвечал технологическим особенностям производства и оказания туристских услуг. Этот процесс является одним из капиталоемких в структуре общих затрат на реализацию туристского проекта.

В российских публикациях некоторые из авторов не демонстрируют понимание сущностной разницы между ресурсом и фактором производства туристского продукта, в некоторых случаях допускается подмена этих понятий, уделяется поверхностное внимание значению природных ресурсов как базового ресурса производства туристского продукта. Недостаточно внимания уделяется роли природных ресурсов в формировании географических направлений туристских потоков и проблемам, которые связаны собственно с трансформацией природных ресурсов в фактор туристского производства и потребления. Трансформация в данной статье понимается как целенаправленное воздействие на ресурс с целью его приспособления к требованиям производства и потребления определенного вида туристского продукта. Дефицит внимания к этим вопросам снижает уровень экономического обоснования программ развития туризма, приводит к частой корректировке значений плановых показателей этих программ или к невыполнению плановых заданий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня существует потребность в определенном научном переосмыслении подходов в разработке концепций, стратегий и программ устойчивого развития внутреннего туризма. Предлагается, чтобы их разработка осуществлялась с учетом следующих рекомендаций:

- концептуальные, стратегические и программные решения необходимо принимать строго на основе достоверных прогнозных оценок туристского спроса на туристский продукт и реальным ресурсным обеспечением его производства и потребления, особенно природного происхождения как базового ресурса выпуска многих видов туристского продукта, определяющего также направление и размер региональных туристских потоков;

- концептуальные положения, цели и задачи стратегии развития регионального туризма и программные мероприятия должны быть в высшей степени обоснованными с точки зрения полной обеспеченности туристского производства доступными природными ресурсами, пригодными к трансформации в базовый фактор выпуска конкурентных туристских продуктов, способными сформировать устойчивые региональные туристские потоки заданного направления, размера, интенсивности и плотности;

- обоснованным является включение в программные документы развития туризма отдельной позицией стоимостной оценки трансформации природных ресурсов в фактор производства и потребления туристского продукта,

а также затрат на формирование региональных туристских потоков по основным наиболее массовым направлениям, помимо общих и других затрат на реализацию туристского проекта.

Результаты исследования могут быть использованы регулятором при социально-экономическом обосновании стратегических и среднесрочных программ развития внутреннего и въездного туризма в регионах России на базе их природного и общего туристского потенциала, а также в практической работе по реализации конкретных проектов по развитию туризма на территориях, обладающих аттрактивными для потенциальных туристов природными ресурсами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аигина, Е. В. Сверхтуризм и туризмофобия: новые явления или старые проблемы / Е. В. Аигина. - DOI 10.24411/1995-0411-2018-10404 // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2018. - № 4. - С. 41-55. - Рез. англ.

2. Ruban, D. A. Natural Resources of Tourism: Towards Sustainable Exploitation on a Regional Scale / D. A. Ruban. - DOI 10.3390/su13126685 // Sustainability. - 2021. -Vol. 13, issue 12.

3. Орлова, В. С. Потенциал сферы туризма и рекреации Европейского Севера: оценка и направления развития в условиях освоения Арктики / В. С. Орлова. - DOI 10.15838/esc.2021.1.73.10 // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2021. - Т. 14, № 1. - С. 141-153. - Рез. англ.

4. Анализ природных предпосылок развития экологического туризма на Белго-родчине / Е. А. Пендюрин, С. А. Ряднова, О. Н. Гененко, Е. В. Харьковская // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. - 2017. - № 2. -

C. 345-352. - URL: http://eprints.tversu.ru/7763/ (дата обращения: 15.04.2021). - Рез. англ.

5. Ефремов, А. В. Роль природных ресурсов в развитии туризма / А. В. Ефремов // Культура народов Причерноморья. - 2012. - № 244. - С. 69-74. - URL: http://dspace. nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/91081/17-Efremov.pdf?sequence=110404 (дата обращения: 15.02.2021).

6. Ветитнев, А. М. Отношение жителей к туристам как показатель проблем овер-туризма и туристофобии к туристическим направлениям (на примере города-курорта Сочи) / А. М. Ветитнев, Д. В. Чигарев. - DOI 10.24411/1995-0411-2019-10411 // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2019. - Т. 13, № 4. - С. 112-121. - Рез. англ.

7. Khettou, D. Strategies for Sustainable Development of Tourism by Building Tourist Attractions (an Example ofAlgerian Coast) / D. Khettou, A. D. Razin. - DOI 10.7256/23108673.2020.3.34070 // Урбанистика. - 2020. - № 3. - С. 91-101.

8. Wolf, I. D. Nature Conservation and Nature-Based Tourism: A Paradox? / I. D. Wolf,

D. B. Croft, R. J. Green. - DOI 10.3390/environments6090104 // Environments. - 2019. -Vol. 6, issue 9.

9. Виноградов, Е. С. Негативные аспекты развития природоориентированного туризма / Е. С. Виноградов. - DOI 10.22412/1995-042X-11-5-2 // Сервис в России и за рубежом. - 2017. - Т. 11, № 5 (75). - С. 19-28. - Рез. англ.

10. Natural Resources, Tourism Development, and Energy-Growth-CO2 Emission Nexus: A Simultaneity Modeling Analysis of BRI Countries / A. Khan, Y. Chenggang, J. Hussain [et al.]. - DOI 10.1016/j.resourpol.2020.101751 // Resources Policy. - 2020. - Vol. 68.

11. The Role of Tourism, and Natural Resources in the Energy-Pollution-Growth Nexus: An Analysis of Belt and Road Initiative Countries / X. Sun, Y. Chenggang, A. Khan [et al.]. - DOI 10.1080/09640568.2020.1796607 // Journal of Environmental Planning and Management. - 2021. - Vol. 64, issue 6. - Pp. 999-1020.

12. Артемьева, О. А. Особенности ресурсного обеспечения туристской деятельности / О. А. Артемьева // Сервис в России и за рубежом. - 2009. - № 5. - С. 19-31. -URL: http://service-rusjournal.ru/index.php?do=cat&category=2009_5 (дата обращения: 10.02.2021).

13. Белицкая, О. В. Роль туристско-рекреационных ресурсов в устойчивом социально-экономическом развитии региона / О. В. Белицкая // Курорты. Сервис. Туризм. -2017. - № 3-4 (36-37). - С. 6-14. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32284706 (дата обращения: 10.02.2021).

14. Сычева, Н. В. Туристский ресурс как фактор экономического развития региона / Н. В. Сычева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. -№ 8 (127). - С. 136-142. - URL: http://vestnik.osu.rU/doc/1033/article/5820/lang/0 (дата обращения: 10.04.2021).

15. Оборин, М. С. Природно-ресурсный потенциал региона как основа развития лечебно-оздоровительного туризма / М. С. Оборин // Геополитика и экогеодинами-ка регионов. - 2018. - Т. 4 (14), вып. 1. - С. 17-30. — URL: http://geopolitika.cfuv.ru/ wp-content/uploads/2018/06/17-30.pdf (дата обращения: 15.04.2021). - Рез. англ.

16. Минченко, В. Г. Территориальная система природопользования как основа развития туризма в Краснодарском крае / В. Г. Минченко, Е. Л. Заднепровская. - DOI 10.22412/1995-0411-2017-11-4-68-77 // Современные проблемы сервиса и туризма. -2017. - Т. 11, № 4. - С. 68-77. - Рез. англ.

17. Шубницина, Е. И. Природный туризм в национальном парке и рекреационная нагрузка / Е. И. Шубницина // Труды Мордовского государственного природного заповедника имени П. Г. Смидовича. - 2016. - Вып. 17. - С. 250-258. - URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=26539765 (дата обращения: 23.04.2021).

18. Sun, Q. Impact of Tourism Activities on Water Pollution in the West Lake Basin (Hangzhou, China) / Q. Sun, Z. Liu. - DOI 10.1515/geo-2020-0119 // Open Geosciences. -2020. - Vol. 12, issue 1. - Pp. 1302-1308.

19. Кириллов, С. Н. Регулирование рекреационных нагрузок на степные ландшафты природных парков волгоградской области / С. Н. Кириллов, А. В. Холоденко, А. О. Гречишкин. - DOI 10.24411/1728-323X-2019-11065 // Проблемы региональной экологии. - 2019. - № 1. - С. 65-70. - Рез. англ.

20. Zhao, Y. Resources Development and Tourism Environmental Carrying Capacity of Ecotourism Industry in Pingdingshan City, China / Y. Zhao, L. Jiao. - DOI 10.1186/s13717-019-0161-0 // Ecological Processes. - 2019. - Vol. 8.

21. Лебедева, С. А. Барьеры развития экологического туризма и пути их преодоления / С. А. Лебедева, Е. В. Паткина. - DOI 10.18334/epp.11.5.112046 // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Т. 11, № 5. - С. 1271-1288. - Рез. англ.

22. Вишняков, Н. В. Мониторинг туристско-рекреационной деятельности особо охраняемых природных территорий как эффективный индикатор прогнозируемого развития туристских территорий / Н. В. Вишняков, О. Ю. Зеленская. - DOI

10.18470/1992-1098-2018-4-119-128 // Юг России: экология, развитие. - 2018. - Т. 13, № 4. - C. 119-128. - Рез. англ.

23. Субботина, Е. В. Формирование нового взгляда на проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды / Е. В. Субботина, В. П. Самарина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1-1. - С. 238-241. - URL: https://www. fimdamental-research.ru/ru/article/view?id=30934 (дата обращения: 15.04.2021). - Рез. англ.

24. Afanasyeva, A. V. Lost Geographical Sites in the Contemporary Tourism Industry / A. V. Afanasyeva. - DOI 10.31838/jcr.07.13.59 // Journal of Critical Reviews. - 2020. -Vol. 7, issue 13. - Pp. 345-349.

25. Geosites and Georesources to Foster Geotouiism in Communities: Case Study of the Santa Elena Peninsula Geopark Project in Ecuador / G. Herrera-Franco, P. Canión-Mero, F. Mo-rante-Carballo [et al.]. - DOI 10.3390/su12114484 // Sustainability. - 2020. - Vol. 12, issue 11.

26. Hospers, G.-J. Overtourism in European Cities: From Challenges to Coping Strategies / G.-J. Hospers // CESifo, Forum. - 2019. - Vol. 20, issue 3. - Pp. 20-24. - URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/216242/1/CESifo-Forum-2019-03-p20-24.pdf (дата обращения: 14.05.2021).

27. Milano, C. Overtourism and Tourismphobia: Global Trends and Local Contexts / C. Milano. - DOI 10.13140/RG.2.2.13463.88481. - Technical Report. - 2017.

Поступила 02.04.2021; одобрена после рецензирования 11.05.2021; принята к публикации 19.05.2021.

Об авторе :

Сарян Акоп Айгазович, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» (354002, Российская Федерация, г. Сочи, ул. Я. Фабрициуса, д. 2/28), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3652-5701, akopsar@rambler.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Aigina E.V. Overtourism and Tourismophobia: New Phenomena or Old Problems? Sovre-mennye problemy servisa i turizma = Service and Tourism: Current Challenges. 2018; (4):41-55. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://www.doi.org/10.24411/1995-0411-2018-10404

2. Ruban D.A. Natural Resources of Tourism: Towards Sustainable Exploitation on a Regional Scale. Sustainability. 2021; 13(2). (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.3390/ su13126685

3. Orlova V.S. Potential of the Tourism and Recreation Sphere in the European North: Evaluation and Development Vector in Terms of the Arctic Development. Ehkonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2021; 14(1):141-153. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://www.doi. org/10.15838/esc.2021.1.73.10

4. Pendyurin E.A., Ryadnova S.A., Genenko O.N., Kharkivskaya E.V. Natural Preconditions of Ecological Tourism in Belgorod Region. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo uni-versiteta = Herald of Tver State University. Series: Biology and Ecology. 2017; (2):345-352. Available at: http://eprints.tversu.ru/7763/ (accessed 15.04.2021). (In Russ.)

5. Efremov A.V. The Role of Natural Resources in the Development of Tourism. Kultura narodov Prichernomorya = Culture ofthe Peoples ofthe Black Sea Region. 2012; (244):69-74. Available at: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/91081/17-Efremov.pd-f?sequence=110404/ (accessed 15.02.2021). (In Russ.)

6. Vetitnev A.M., Chigarev D.V. The Attitude of Host Destination Residents Towards Tourists as the Indicator of Problems of Overtourism and Tourismphobia (The Case of the City Resort of Sochi). Sovremennye problemy servisa i turizma = Service and Tourism: Current Challenges. 2019; 13(4):112-121. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://www.doi. org/10.24411/1995-0411-2019-10411

7. Khettou D., Razin A.D. Strategies for Sustainable Development of Tourism by Building Tourist Attractions (An Example of Algerian Coast). Urbanistika = Urban Studies. 2020; (3):91-101. (In Eng.) DOI: https://www.doi.org/10.7256/2310-8673.2020.3.34070

8. Wolf I.D., Croft D.B., Green R.J. Nature Conservation and Nature-Based Tourism: A Paradox? Environments. 2019; 6(9). (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.3390/environments6090104

9. Vinogradov E.S. Negative Aspects of Nature-Oriented Tourism. Servis v Rossii i za rubezhom = Service in Russia and Abroad. 2017; 11(5):19-28. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.22412/1995-042X-11-5-2

10. Khan A., Chenggang Y., Hussain J., Bano S., Nawaz A.A. Natural Resources, Tourism Development, and Energy-Growth-CO2 Emission Nexus: A Simultaneity Modeling Analysis of BRI Countries. Resources Policy. 2020; 68. (In Eng.) DOI: https://doi. org/10.1016/j.resourpol.2020.101751

11. Sun X., Chenggang Y., Khan A., Hussain J., Bano S. The Role of Tourism, and Natural Resources in the Energy-Pollution-Growth Nexus: An Analysis of Belt and Road Initiative Countries. Journal of Environmental Planning and Management. 2021; 64(6):999-1020. DOI: https://doi.org/10.1080/09640568.2020.1796607

12. Artemyeva O.A. Resources for Tourism Activities. Servis v Rossii i za rubezhom = Services in Russia and Abroad. 2009; (5):19-31. Available at: http://service-rusjournal.ru/ index.php?do=cat&category=2009_5 (accessed 10.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)

13. Belitskaya O.V. The Role of Tourism and Recreational Resources in the Sustainable Socio-Economic Development of a Region. Kurorty. Servis. Turizm = Resorts. Service. Tourism. 2017; (3-4):6-14. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32284706 (accessed 10.02.2021). (In Russ.)

14. Sycheva N.V Tourist Resource as the Factor of the Economic Development of Region. Vestnik OGU = Vestnik of the Orenburg State University. 2011; (8):136-142. Available at: http:// vestnik.osu.ru/doc/1033/article/5820/lang/0 (accessed 10.04.2021). (In Russ., abstract in Eng.)

15. Oborin M.S. Natural Resource Potential of the Region as the Basis for the Development of Health-Improving Tourism. Geopolitika i ehkogeodinamika regionov = Geopolitics and Ecogeodynamics of regions. 2018; 4(1):17-30. Available at: http://geopolitika.cfuv.ru/ wp-content/uploads/2018/06/17-30.pdf (accessed 15.04.2021). (In Russ., abstract in Eng.)

16. Minchenko V.G., Zadneprovskaya E.L. The Tourism Development in Specially Protected Natural Territories of Krasnodar Krai. Sovremennye problemy servisa i turizma = Service & Tourism: Current Challenges. 2017; 11(4):68-77. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.22412/1995-0411-2017-11-4-68-77

17. Shubnitsina E.I. Natural Tourism in a National Park and Recreational Load. Trudy Mordovskogo gosudarstvennogo prirodnogo zapovednika imeni P. G. Smidovicha = Proceedings of the Smidovich Mordovia Nature Reserve. 2016; (17):250-258. Available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=26539765 (accessed 23.04.2021). (In Russ.)

18. Sun Q., Liu Zh. Impact of Tourism Activities on Water Pollution in the West Lake Basin (Hangzhou, China). Open Geosciences. 2020; 12(1):1302-1308. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1515/geo-2020-0119

19. Kirillov S.N., Kholodenko A.V., Grechishkin A.O. Regulation of Recreational Loads on the Steppe Landscapes in the Natural Parks of the Volgograd Region. Problemy regio-nalnoj ehkologii = Regional Environmental Issues. 2019; (1):65-70. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.24411/1728-323X-2019-11065

20. Zhao Y., Jiao L. Resources Development and Tourism Environmental Carrying Capacity of Ecotourism Industry in Pingdingshan City, China. Ecological Processes. 2019; 8. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1186/s13717-019-0161-0

21. Lebedeva S.A., Patkina E.V. Barriers to Ecotourism Development and Ways to Overcome Them. Economics, Entrepreneurship and Law. 2021; 11(5):1271-1288. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.18334/epp.11.5.112046

22. Vishnyakov N.V., Zelenskaya O.Yu. Monitoring of the Tourist-Recreational Activity of Specially Protected Natural Territories as an Effective Indicator of Predicted Development of Tourist Territories. Yug Rossii: ehkologiya, razvitie = South of Russia: Ecology, Development. 2018; 13(4):119-128. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.18470/1992-1098-2018-4-119-128

23. Subbotina E.V., Samarina V.P. Creating a New Look at the Problems of Environmental Management and Environmental. Fundamentalnye issledovaniya = Fundamental Research. 2013; (1-1):238-241. Available at: https://www.fundamental-research.ru/ru/arti-cle/view?id=30934 (accessed 15.04.2021). (In Russ., abstract in Eng.)

24. Afanasyeva A.V. Lost Geographical Sites in the Contemporary Tourism Industry. Journal of Critical Reviews. 2020; 7(13). (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.31838/jcr.07.13.59

25. Herrera-Franco G., Carriön-Mero P., Morante-Carballo F., Briones-Bitar J., Alvara-do N., Maldonado A., et al. Geosites and Georesources to Foster Geotourism in Communities: Case Study of the Santa Elena Peninsula Geopark Project in Ecuador. Sustainability. 2020; 12(11). (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.3390/su12114484

26. Hospers G. Overtourism in European Cities: From Challenges to Coping Strategies. CESifo, Forum. 2019; 20(3):20-24. Available at: https://www.econstor.eu/bit-stream/10419/216242/1/CESifo-Forum-2019-03-p20-24.pdf (accessed 14.05.2021). (In Eng.)

27. Milano, C. Overtourism and Tourismphobia: Global Trands and Local Contexts. Technical Report. Autonomous University of Barcelona. Spain, 2017. (In Eng.) DOI: https:// doi.org/10.13140/RG.2.2.13463.88481

Submitted 02.04.2021; approved after reviewing 11.05.2021; accepted for publication 19.05.2021.

About the author:

Akop A. Saryan, Leading Researcher, Federal Research Centre "Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences" (2/28 Ya. Fabritsiusa St., Sochi 354002, Russian Federation), Cand. Sci. (Economics), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3652-5701, akopsar@rambler.ru

The author has read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.