Научная статья на тему 'ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ (на примере карачаевского этноса)'

ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ (на примере карачаевского этноса) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
450
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — В. А. Шальнев, С. И. Салпогарова

В развитии учения о ландшафте рассматривается новая парадигменная составляющая связанная с культурным ландшафтом. Возникшее этническое сообщество начинает обустраивать «свое пространство» жизни с учетом традиций этого сообщества, особенностями природного ландшафта и местного хозяйства. В горных районах основой формирования геокультурного пространства этнической группы являются природные ландшафты, которые выступают как ресурсная база производственной деятель ности и как средоформирующие факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL FACTORS OF CULTURAL LANDSCAPE FORMATION IN THE KARATCHAY-CHERKESS REPUBLIC (KARATCHAY NATIONALITY)

In the development of landscape study we consider a new paradigmal component dealing with cultural landscape. Any new ethnic community starts developing its "own living area" subject to the traditions of the community, to the peculiar features of natural landscape and local economy. Being the resort base of production activity and environment-forming factors, mountain natural landscapes are the basis of geo-cultural area development for ethnic groups in these regions.

Текст научной работы на тему «ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ (на примере карачаевского этноса)»

Шальнев В.А., Салпогарова С.И. ¡^Т «Природные факторы формирования культурных ландшафтов...» | ■ й

lOHMM, ТЕХНОЛОГА У РЕЗУЛЬТАТУ шчш шшшш

ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ (на примере карачаевского этноса)

В.А. Шальнев, С.И. Салпогарова

NATURAL FACTORS OF CULTURAL LANDSCAPE FORMATION IN THE KARATCHAY-CHERKESS REPUBLIC (KARATCHAY NATIONALITY)

V.A. Shalnev, S.L. Salpogarova

in the development of landscape study we consider a new paradigmal component dealing with cultural landscape. Any new ethnic community starts developing its "own living area" subject to the traditions of the community, to the peculiar features of natural landscape and local economy. Being the resort base of production activity and environment-forming factors, mountain natural landscapes are the basis of geo-cultural area development for ethnic groups in these regions.

В развитии учения о ландшафте рассматривается новая парадигменная составляющая, связанная с нультурным ландшафтом. Возниншее этниче-сное сообщество начинает обустраивать «свое пространство» мизни с учетом традиций этого сообщества, особенностями природного ландшафта и местного хозяйства. В горныхрайонах основой формирования геонультурного пространства этничесной группы/ являются природны/е ландшафты/, ноторы/е вы/ступают нан ресурсная база производственной деятельности и нан средоформирующие фанторыг

В настоящее время в развитии учения о ландшафте появилась новая парадигменная составляющая, связанная с культурным ландшафтом. Концепция культурного ландшафта базируется на гуманитарно-экологической ориентации и ландшафтном подходе. Первая создается с учетом ее разнообразных связей с природной и этнической средой, второй предусматривает при ее описании и изучении выделение «пространственных координат». Автором понятия «культурные ландшафт» является американский географ Карл Зауэр. В зарубежной литературе его идеи развивали О. Шлютер, К. Солтер, Т. Джордан, Л. Раунтри и др. Культурный ландшафт понимается ими как искусственный ландшафт, созданный людьми в процессе заселения территории. В советской и российской школах это направление развивалось слабо. Приоритет отдавался изучению природных ландшафтов, а культурный ландшафт понимался как его аналог, измененный человеком (Ю.Г. Саушкин, Б.Б. Родоман). Наиболее серьезные работы по культурному ландшафту публикуются в 90-е годы (Ю.А. Веденин, В.Л. Каганский, В.Н. Калуцков, Р.Ф. Туровский, А.А. Иванова и др.) Ю.А. Веденин выделяет в культурном ландшафте два слоя - культурный и природный. При этом культурный слой включает пласты материальной культуры, создающей внешний облик ландшафта, и духовной культуры [1]. Духовная компонента составляет невидимое содержание культурного ландшафта. Она не выражена непо-

^ 28/2001

|] Вестник Ставропольского государственного университета

средственно на местности, но присутствует в сознании людей. «Культурный слой в период своего накопления становится все более значимым в ландшафте и со временем превращается в доминирующий фактор его дальнейшего развития» [2].

Под культурным ландшафтом понимается культура местного сообщества, сформировавшаяся как результат его жизнедеятельности в определенных природных условиях, взятая в ее целостности [4]. Эвристическая ценность понятия «ландшафт» в том, что с его помощью можно описывать сложные комплексы явлений, формирующиеся на земной поверхности и включающие в свою структуру как природные и социально-экономические компоненты, так и социокультурные составляющие. Однако наиболее слабо разработанной стороной теории культурного ландшафта является природная составляющая и природные факторы, определяющие формирование способов материального и духовно-интеллектуального слоя ландшафта.

Формирующийся культурно-географический подход позволяет выявить пространственные характеристики и закономерности функционирования социальных систем, имеющих важное значение в познании современных социокультурных процессов. Результатом этого взаимодействия является формирование различных способов материального и духовно-интеллектуального освоения пространства. Методологическое положение об истории формирования культурного геопространства является ключевым положением учения о культурном ландшафте. Примером структурирования такого геопространства может служить история формирования карачаевского этноса. Возникшее этническое сообщество начинает обустраивать «свое пространство» жизни с учетом традиций этого сообщества, особенностями природного ландшафта и местного хозяйства.

В горных районах основой формирования геокультурного пространства этнической группы являются природные ландшафты, которые выступают как ресурсная база производственной деятельности и как сре-

доформирующие факторы, влияющие на физиологические параметры организма. Для карачаевского этноса историческим местом стала Долина Учкулана с прилежащими аулами Учкулан, Хурзук и Карт-Джурт. Здесь сливаются реки Уллу-Кам, Учкулан и начинается река Кубань. Они образуют широкие долины в форме трогов. Горные вершины достигают 3000-3500 м над уровнем моря. Глубокое долинное расчленение определяет проявление высотной зональности растительности и почвенного покрова. Изменяется с высотой и набор ландшафтов - средне-горных и высокогорных [7].

Для территории Большого Карачая выделяются следующие ландшафты:

Среднегорные природные ландшафты:

1. Меридиональных троговых речных долин Главного Кавказского хребта, сложенных серыми гранитами палеозоя, четвертичными отложениями коллювия, аллювия и ледников, с умеренно холодным климатом. Выделяются геоботанические высотные пояса:

а) днищ долин хвойных (сосновых) лесов с полянами лугово-степной растительности на бурых горно-лесных и горнолуговых грубоскелетных почвах;

б) сосновых лесов склонов троговых долин на бурых горно-лесных грубоскелетных почвах;

в) сосновых редколесий и березовых криволесий с полянами субальпийских лугов на бурых грубоскелетных, дерновых горно-лесных и бурых горно-луговых почвах.

2. Продольной эрозионно-тектоничес-кой депрессии между Главным и Передовым хребтами (долина Уллу-Кама), сложенной осадочными и кристаллическими породами палеозоя, а также аллювием. Выделяются геоботанические высотные пояса:

а) горных степей и нагорных ксерофитов днищ долин на горно-лугово-степных почвах;

б) сосновых лесов на северных склонах и остепненных лугов с нагорными ксерофитами на южных склонах. Почвы - бурые лесные и горно-луговые черноземовид-ные;

ш

в)!парковых! сосновых! лесов! с! субальпийскими! (пестрокострово-пестроовсянич-ными) лугами и нагорными ксерофитами на бурых! горно-лесных! и! горно-луговых! почвах.!

3. Меридиональных и субмеридиональных! речных! долин! (Кубань,! Даут,! Ху-дес) Передового хребта, сложенных породами палеозоя, коллювием и аллювием. Выде-ляются!геоботанические!высотные!пояса:!

а) днищ долин с остепненными лугами и! нагорными! ксерофитами! на! черноземо-видных!почвах;!

б)! склонов! долин! с! сосновыми! лесами! на!скрытоподзолистых!бурых!лесных!почвах! и! горной! лугово-степной! растительностью! на!черноземовидных!почвах.!

Высокогорные! природные! ландшафты:!

4. Складчато-глыбовых структур Главного Кавказского хребта, занимающих водораздел! меридиональных! речных! долин! и! сложенных! гранитами! и! гранитоидами,! с! широким развитием ледниковых форм рель-ефа!и!холодным!климатом.!

Включают! в! себя! геоботанические! пояса:!

а) субальпийских пестрокострово-пестроовсяничных! лугов! на! бурых! горнолуговых темноцветных почвах и зарослей рододендрона! кавказского! на! горно-кустарниковых!почвах;!

б) альпийских лугов на горно-луговых торфянистых!маломощных!почвах:!

в) скально-нивальный с пятнами лугов на примитивных почвах (литосолях), обили-ем!осыпей,!скал,!снежников.!

5. Складчато-глыбовых структур Передового! хребта,! сложенных! осадочными! и! метаморфическими! породами! палеозоя,! со! следами! древнего! оледенения! и! холодным! климатом. Выделяются высотные пояса:

а) субальпийских лугов с произрастанием пестрокострово-пестроовсяничных ценозов! и! осоковых! белоусников! на! бурых! дерновых!горно-луговых!почвах;!

б)!скально-осыпной! альпийских! лугов! с! осоково-кобрезиевыми! и! лишайниково-кобрезиевыми пустошами, разнотравно-мелкозлаковыми ценозами на бурых горно-

луговых! торфянистых! маломощно-щебне-ватых!почвах;!

в)! скально-нивальный! (фрагментарно)! с!пятнами!альпийских!лугов.!

6. Нивально-ледниковый высокогорный! Главного! Кавказского! хребта! с! абсолютными отметками 3100м и выше, ледниковыми формами рельефа, карлингами, ледниками! и! вечными! снегами,! холодным! климатом.!!

Своеобразие! природных! условий! с! господством! среднегорных! лесных! и! высокогорных! луговых! ландшафтов! определили! образ жизни и этническую культуру населения. По мнению Л.Н. Гумилева, этносы всегда «связаны с природным окружением благодаря! активной! хозяйственной! деятельности. Последняя проявляется в двух направлениях: приспособление себя к ландшафту и ландшафта к себе» [3].

В! структуре! культурного! ландшафта! природные! ландшафты! отражаются! как! в! компонентной, так и морфологической составляющих. В компонентной структуре они отмечаются в виде орудий труда, типов землепользования, транспортных средств и других! элементах! материальной! культуры.! В! способах адаптации к окружающей среде - в типе!жилищ,!поселениях,!одежде!и!др.!

В XVIII - первой половине XIX вв. карачаевские! аулы! делились! на! небольшие! поселки - тийре (кварталы). Они были заселены! членами! рода! и! окружены! пахотными! землями! и! поливными! покосами,! принадлежащими жителям поселка. Каждое тийре имело свое кладбище, а иногда и мечеть. Они! располагались! на! расстоянии! 1-3! км! друг от друга и объединялись в три большие селения!(эль)!-!Карт!-!Джурт,!Учкулан,!Хур-зук [5].

Каждое!тийре!состояло!из!жилых!и!хо-зяйственных! построек! с! крытыми! или! открытыми! дворами,! куда! выходили! двери! из! всех помещений. Часто жилые и хозяйственные! постройки! представляли! собой! единые,! хотя! и! разновременные! сооружения,! пристроенные! друг! к! другу! и! соединяемые! под самыми неожиданными углами. В отличие! от! других! народов! Северного! Кавказа! карачаевцы, как и часть балкарцев, строили

28/2001

|] Вестник Ставропольского государственного университета

жилища из бревен. Поэтому постройки отличались монументальностью и долговечностью. Основной формой дома был вытянутый прямоугольный сруб, без фундамента. Крыша засыпалась толстым (до метра) слоем земли и имела двухскатную форму и сложную конструкцию, поэтому выдерживала значительные массы снега.

Основным занятием карачаевцев было овцеводство. Лучшим временем окота считалась весна- апрель месяц, когда появлялась в горах первая весенняя травка. Причем, важно было, чтобы ягнята успели окрепнуть ко времени перегона на летние пастбища. Учитывая это, скотоводы высчитывали наиболее удобные сроки подпуска баранов к овцам, а поэтому с августа по ноябрь делили отары и овец пасли отдельно от баранов. Пуск баранов к овцам в ноябре месяце обставлялся торжественно, как праздник. Устраивалось угощение, приносили жертвоприношение. В жертву обычно приносили барана, и резал его старший по возрасту или особо почитаемый человек. Мясо приготовляли и съедали на месте, соблюдая установленный порядок в раздаче частей.

Богатство Карачая лесом делало древесину одним из основных видов сырья для изготовления орудий труда, мебели, средств передвижения и домашней утвари. Для каждого вида изделий применялись свои сорта дерева. Не только специалисты - мастера плотники и столяры («агъач уста»), но и каждый хозяин имел представление о свойствах разных видов дерева и наиболее целесообразном их использовании.

Так, например, при изготовлении арбы ступицу колеса («кёпчёк») делали из березы, спицы («кегейле») - из дуба, а обод («то-хун») - из чинара. На постройки шла сосна («нарат»), на мебель дуб («эмен»), клен («юрге»), ясень («кюрюг»). Для карачаевского плуга («къаладжюкъ») лучшим деревом считались клен и береза («къаин»). Домашнюю утварь делали из липы и березы, а посуду из груши («кертме») и кизила («чум»). Лучшие чашки делали из наплыва дерева, они служили десятилетиями и не раскалывались. Одним из основных способов изготовления посуды было выдалблива-

ние. Так, из куска ствола выдалбливали кадки для хранения айрана («айран джыккыр»), для сливок («сют баши джыккыр»), для сыра («бышлакъ джыккыр»), для сбивания масла («джау ургъан джыккыр»). Из меньшего куска делались ведра («агъач челек»), ступы («кели»). Из половины куска выдалбливали корыта («тегене»). Таким же образом делались различные чашки - большие и маленькие, а также ложки.

Деревянные изделия производились главным образом для внутреннего потребления, на вывоз шла ничтожная доля продукции. Но к середине XIX века положение изменилось. Тебердинцы и учкуланцы заготовляли для продажи строительные материалы: бревна, слеги, жерди, брусья, дрань -и везли все это на ближайшие базары и казачьи станицы. На продажу делали кадушки,

корыта и другую деревянную утварь и посуду.

У карачаевцев сенокос был одним из важнейших хозяйственных мероприятий. От урожая трав и их своевременной уборки во многом зависела зимовка скота и будущее благополучие населения. Поэтому в быту, например, карачаевцев живших в горах, заметное место занимал праздник «чалкъы къойгъак» (конец косовицы). Это был веселый народный праздник. Неотъемлемым элементом его были «тутуш» (борьба), «къол таш» и другие спортивные соревнования.

Хозяйство карачаевцев - отгонное скотоводство - требовало временного пастушеского жилища, которое называлось кош. Коши были весьма разнообразные: естественные пещеры, постройки, сложенные из камней, покрытые жердями, войлоком или сеном, плетенные шалаши, деревянные срубы с плоскими крышами и, наконец, довольно фундаментальные деревянные постройки того же типа, что и жилые дома, хотя и более примитивные.

Внутри коша устраивались места для спанья - муджар. В коше так же, как в доме, имелось почетное место - тер. В почетной части дома возвышались невысокие деревянные нары, или орундук - кровать самодельной работы с одинаковой высоты спин-

кой! с! трех! сторон,! где! спал! глава! дома.В дневное время он сидел на ней. Остальные члены! семьи! спали! обычно! на! полу! на! войлоке.!

Для скотоводов - карачаевцев основой питания служили молочные и мясные продукты. Из молока приготовляли масло, айран, сметану, сливки. В большом количестве заготовлялся айран. Он употреблялся как еда,! а! также! использовался! в! качестве! приправы. Не меньшее значение имел сыр -бышлак,! хранившийся! в! кадушках! с! рассолом. Способы приготовления молочных продуктов указывают на древние традиции -масло! сбивали! в! бурдюках,! в! бурдюке! же заквашивали айран, а хранили в долбленных кадушках.!

Растительные! продукты! занимали! в пище меньшее место. Это было связано со слабым развитием земледелия. На территории! Большого! Карачая! в! первой! половине XIX в. пашни составляли 1%. Кукуруза, которую возделывали в Карачае как огородное растение, использовалась для приготовления лепешек, каши. Недостаток витаминозной растительной! пищи! восполняли! употреблением дикорастущих растений - щавеля, корней лопуха, различных съедобных трав, диких фруктов, которые употребляли в свежем виде.

Карачаевцы в XVIII - первой половине XIX вв. в основном использовали для изготовления одежды шерсть, овчины, кожу. Обработкой их занимались женщины. Из шерсти! изготовляли! войлоки! и! сукна.! Мужчины! носили! на! голове! меховую! шапку! из овчин! или! войлочные! шляпы! с! полями,! а! в ненастную! погоду! поверх! шапок! надевали башлык. Так как зимы в горах были суровые, верхней одеждой служили шубы из овчины. Широко была распространена бурка и длинные войлочные пуговицы. Для пастухов делалис из войлока гебенек - одежду прямого! покроя! с! рукавами! и! пришитым! капюшоном. На кошах носили штаны и рубахи из овчины.!

Выходной! одеждой! была! черкеска! из домотканного,! реже! покупного,! сукна;! под нее! и! под! шубу! одевали! каптал!-! кафтан, прилегающий! к! талии,! с! высоким! воротни-

ком и застежкой на пуговице и петли из шнурка. Каптал надевался и без черкески.

Одежду! дополняли! штаны! из! домотканого сукна. Из бумажной ткани шились нижняя! рубаха!-! келек! и! штаны!-! кенчек.! Нарядная обувь - чарык шилась из сафьяна, а! обыденная!-! чабыр! из! сыромятной! кожи! с! ременной подошвой. Ее носили на босую ногу, подкладывали пучок особой травы. Такая обувь предохраняла от скольжения на горных!склонах.!

Женская одежда шилась в основном из привозных тканей: праздничная - из бархата и! шелка,! будничная!-! из! бумажных! тканей,! иногда из домотканого сукна. Праздничная одежда! украшалась! золотым! и! серебряным! шитьем,! галунами,! подвесками,! бляхами! из! серебра. В состав женской одежды входила длинная туникообразная рубаха, надевав-шаяся!на!тело!поверх!штанов.!

Таким образом, при рассмотрении жилища! и! пищи! в! ряде! случаев! были! видны! следы! былого! кочевого! быта,! черты,! роднящие карачаевцев с их предками - кипчаками. В то же время весь комплекс одежды -наоборот, самым теснейшим образом связывает карачаевцев с кавказским миром.

Взаимодействие! с! природной! средой! формирует! также! духовно-интеллектуальный слой культурного ландшафта (традиции, обряды, верования, фито- и зоотопони-мы и др). В доисламских верованиях карачаевцев много древнетюркских черт, причем, особенно много их в представлениях и обрядах, связанных со скотоводством. Специфические! кавказские! черты! имеет! вера! в! покровителя диких животных Апсаты, которого представляли в образе козла или оленя. К нему! обращались! охотники,! прося! разреше-ния!убить!кого-либо!из!его!стада.!!

Во! время! совершения! обряда! у! «священных» камней «Чоппаны ташы» его участники! кружились! вокруг! камня! с! возгласами «эллири чоппа», а также пролезали меж-ду!камнями!и!просили!дождя.!

Еще!сильнее!проявлялись!обряды,!свя-занные с земледелием. И.М. Шаманов считает Эрирея богом хлебов [8]. Ежегодно проводился! праздник! завершения! хозяйственного года, когда юноши и девушки ходи-

шм

28/2001

Вестник Ставропольского государственного университета

ли по дворам с песней «гюппе», не переводя и не объясняя этого термина. А весной проводили «закапывание в борозду» девушки, что, несомненно, являлось магическим средством повышения плодородия земли.

У карачаевцев существовало почитание священных деревьев и камней. Большим почитанием вплоть до начала XX в. пользовалась сосна, росшая на поляне между селениями Хурзук и Учкулан. Ее называли «Джангыз терек», т.е. «единственное, одинокое дерево». Неприкосновенность «Джангыз терек» считалось непреложной.

Фитотопонимы - это производное от растительных компонентов горных ландшафтов. От разнообразия и продуктивности биогеоценозов, в частности растительного покрова, зависит встречаемость и полнота фитотопони-мов. Фитотопонимы, отражающие растительность на территории Ка-рачая, бывают:

1) косвенные (отвлеченные) от общей поверхности, от склона, безлесья, сенокосного угодья, пастбища. К таковым относятся названия Кегетли - «фруктовый» в бассейне реки Кубань, Гелеулю- «низко-травье» в бассейнах рек Теберды и Мара:

2) связанные с наименованием вида или рода травянистых растений. Например, къамиш -«камыш», образовал десятки фитотопонимов. Къамишли-Къол - камышовая балка в верховьях р. Мара, Къамиш-ли-Къулакъ- камышовая балка в бассейне реки Подкумок. Съедобное травянистое растение «черемша» формирует ряд названий в местах

обильного роста этого вида. Например, на плато Покун-Сырты, в истоках р. Чегем и др. местах. Наныкъ - «малина», образует ряд названий местностей, в том числе балеу На-ныкълы - «малиновая», правый приток р. Мары;

3) связанные с наименование вида или рода кустарниковых растений. Черлеуюк-«орешник», «лещина», формирует некоторые фитотопонимы в среднегорье, где в изобилии растет или плодоносит данный вид. Обычно местности с наличием орешника именуют чертлеуюклю (в долинах р. Джа-магат, Мара, Учкулан);

4) формирование топонимов связано с наименованием вида или рода древесных

Рис. 1. Зоотопонимы, образованные от названий диких животных

О Доммай «зубр» щ Буу «олень» д Джугъутур «тур» р Къандагъай «лось» ■ Къаплан «тигр» О Кийик - дикое животное ИД Айю «медведь» Й Сюлеусюн «рысь»

Р Бёрю «волк» V Джур «косуля» Л Борсукъ «барсук» ^ Джубуран «суслик» Т Гаммеш «буйвол»

Джылан «змея» ® Мамурач «медвежонок»

1522

пород, часто от компонентов агъаг- «дерево», «лес», «лесной»; Чегет- «лес». Чынар Чегет - «Буквенный лес» в бассейне р. Мара, Чынар-Аягъы - «Низовье букового леса» там же, Чынарлы - «Буковый» в Архызе и в бассейне р.Кардоник. Къайынлы- «Березовый», балка в истоках р.Хасаут (Схауат); Къайынлы Чегет- «Березовый лес»в бассейне реки Хасаут. «Ольха» образует топонимы: Джерикли - «ольховая местность» в окрестностях с. Карт-Джурт, Джеркли-Къол - «ольховая балка» правый приток

Рис. 2. Геопространственная структура культурных ландшафтов Карачая второй половины XIX века 1 - место как ментальная среда жизни; 2 -геокультурное пространство годичного хозяйственного цикла и транспортно-информационных коммуникаций; 3 - геокультурное пространство лесных ландшафтов индивидуально-общинного пользования (собирательство, охота, рубка леса); 4 - геокультурное пространство кочевого (летнего) образа жизни; 5 - то же (зимнего) образа жизни; 6 - геокультурное пространство высокогорных ландшафтов эстетического и сокрального значения.

р. Марка. Хвойные деревья Нарат- «сосна»; наз — «пихта»; къызыл наз - «тис ягодный»; назы - «ель», также распространены в карачаевской топонимии от верховьев Большой Лабы на западе до истоков р.Сукан на востоке.

Карачаевские топонимы, в основе которых лежат зоотопонимы отражают:

1) ареал распространения и обитания диких животных;

2) роль животноводства в хозяйстве региона (рис.1).

Дикие животные и птицы, обитавшие во всех горных районах Северного Кавказа, широко и разносторонне представлены в географических названиях. Эти названия являются индикаторами выявления местообитания и жизнедеятельности животного мира.

Топонимы, возникшие от названия самого крупного наземного животного Европы и Кавказа - зубра, встречаются в названиях рек, местностей, гор, вершин, полян. Буу-«олень», марал - «самка оленя» в зоотопо-нимии распространены в лесном поясе. Из парнокопытных в зоотопонимии чаще встречается джугъутур - «тур», животное, обитающее в высокогорье в субальпийском и альпийском поясах.

Берю - «волк», встречается в названиях балок, ущелий, перевалов, гор и т.д. Это Берюлю-Къулакъ в бассейне р. Мара, Берю-лю-Къол на левом берегу р. Дут, Берю-Сын, местность в бассейне р. Джегута и т.д. Айю- «медведь», сформировал 14 зоотопо-нимов. Это балки, реки, ущелья, поляны. Они встречаются в высокогорных районах в бассейне рек Малка, Учкекен, Гондарай, Большой Зеленчук. В зоотопонимии спорадически из хищных встречаются термины къаплан - «переднеазиатский леопард», бор-сукъ - «барсук», сюлеусюн - «рысь» [6].

Природные условия определяют особенности геокультурных процессов этногенеза, влияющих на дифференциацию геокультурного пространства. Последовательность этого связана с формированием компонентов культурного ландшафта, оформлением границ, воспроизводством компонен-

28/2001

Вестник Ставропольского государственного университета

тов производственной культуры и культуры жизнеобеспечения.

Пространственное формирование культурного ландшафта Б. Карачая началось с днищ речных долин, где строились аулы по родовому признаку, использовались пастбищные и сенокосные угодья, создавалось очаговое земледелие вокруг аулов и система коммуникационных связей между аулами. Это стало центральным местом культурного ландшафта, которое имело типичное для горных территорий линейно-долинное простирание. Ближним периферийным пространством ресурсного и эстетического типа стали лесные склоны долин. Лес шел в первую очередь на бытовые нужды, потом как товар.

С ростом населения стали использоваться высокогорные луга как летние пастбища. Здесь весь летний сезон на кошах жили семьями. Формировалось периферийное сезонное пространство как неотъемлемая часть образа жизни. В зимнее время кормов для скота не хватало, поэтому арендовались земли в предгорьях и большая часть скота зимовала здесь. Таким образом формировалось дальнее периферийное пространство, которое одновременно было и экотонным пространством контактов с другими этническими группами народов (рис.2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

ЛИТЕРАТУРА

1. Веденин Ю.А. Проблемы формирования культурного ландшафта // Известия АН СССР. Серия география. — 1990. —№1.

2. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. — СПб.: Российский НИИ культуры и природного наследия, 1997.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.

— Л.: ЛГУ, 1976.

4. Калуцков В.Н., Иванова А.А., Довыдова Ю.А. и др. Культурный ландшафт Русского Севера // Семинар «Культ. ландшафт: первый тематич. выпуск докладов». — М.: Изд-во ФБМК, 1998.

5. Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. — Черкесск, 1960.

6. Салпогарова С. И. Фитотопонимы и зоото-понимы в культурных ландшафтах Карачаево-Черкесской республики // Биогеография на рубеже XXI века: Материалы Всероссийской научной телеконференции.— Ставрополь, 2000.— 10 с. (Internet — публикация: WWW. Stavsu. ru).

7. Шальнев В.А., Джанибекова Х.А. Ландшафты Карачаево-Черкесии //Вестник СГУ. — 1995.

— '6.

8. Шаманов И.М. Земледелие и земледельческий быт карачаевцев.

www

Шальнев Виктор Александрович, заведующий кафедрой физической географии, профессор. Круг научных интересов связан с ландшафтове-дением, рекреационной географией, историей географии.

Салпогарова Светлана Ильясовна, старший преподаватель Карачаевского государственного педагогического университета. Круг научных интересов - культурные ландшафты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.