Научная статья на тему 'ПРИРОДНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПАРК-МУЗЕЙ «ЖИВУН» КАК ЦЕНТР АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СЕВЕРНЫХ ХАНТЫ'

ПРИРОДНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПАРК-МУЗЕЙ «ЖИВУН» КАК ЦЕНТР АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СЕВЕРНЫХ ХАНТЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / этнопарк / этнокультурное наследие / северные ханты / Museum / ethnopark / ethnocultural heritage / northern Khanty

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наталья Владимировна Золотарева

В современную эпоху глобализации, модернизации и унификации куль-туры одними из хранителей и трансляторов этнокультурного наследия стали музеи. В статье в аспекте актуализации культурного наследия ханты рассмотрены три направления деятельности Природно-этнографического парка-музея «Живун» – фондовая, экспозиционная и культурно-образовательная. Дана характеристика музейного праздника как способа актуализации нематериального культурного наследия. Сделан вывод о том, что парк-музей «Живун» играет важную роль в сохранении и трансляции традиционной культуры северных ханты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Наталья Владимировна Золотарева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE AND ETHNOGRAPHIC PARK-MUSEUM “ZHIVUN” AS A CENTER FOR UPDATING THE ETHNOCULTURAL HERITAGE OF THE NORTHERN KHANTY

Ethnic values broadcast during the life in the traditional culture. Their paramount importance was realized and stood out in a special sphere – ritual. It was located in the most sacred part of the space – the sacred place – and presupposes the existence of specific individuals with the functions of managers and custodians. However, there were no special institutions for the preservation and transmission of basic information, including rules and values. In modern conditions the described translation mechanism of ethno-cultural heritage largely lost its force. Institutions performing the functions of preservation of cultural heritage are cultural institutions now. The article analyzes the activities of the Nature and Ethnographic Park-Museum “Zhivun”, located in the ancient Khanty village of Khanty-Muzhi, Shuryshkarsky district of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. In the aspect of the cultural heritage of the northern Khants updating three activities Park-Museum stock, exhibition, cultural and educational are characterized. Funds form the basis of all areas of museum activity. At the end of 2021, the collections of the Park-Museum “Zhivun” numbered 2126 items. In addition, the material cultural heritage of the Khanty is represented by ten exposition complexes, located on the territory of the park-museum. Excursions conducted on the territory of the park-museum are popular and loved among the residents of the area, as well as tourists. They introduce them to the architectural monuments of the Khanty people, household items, the traditional way of life of the indigenous peoples of the North, and religious ideas. The museum regularly develops and implements lectures, master classes, museum classes and games. Museum staff actualize, both tangible and intangible cultural heritage of indigenous people in the region. Much attention is paid to fixation, reconstruction and translation of the intangible: the Park-Museum staff recreate the festivals and rituals of the Khants, and preserve and transmit the technology of traditional subjects. The museum hosts the event, involving all kinds of cultural heritage and involved different age categories of visitors, both children and adults. The study concluded that cultural institutions considered positive experience of integrated activities that contribute to the revival of traditional culture, preservation and promotion of ethnic and cultural heritage of the Khants. The authenticity of the reconstruction of the museum is provided by the presence of media culture among employees.

Текст научной работы на тему «ПРИРОДНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПАРК-МУЗЕЙ «ЖИВУН» КАК ЦЕНТР АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СЕВЕРНЫХ ХАНТЫ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 54. С. 218-227. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 54. pp. 218-227.

МУЗЕЙ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Научная статья

УДК 069+39+910

doi: 10.17223/22220836/54/19

ПРИРОДНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПАРК-МУЗЕЙ «ЖИВУН» КАК ЦЕНТР АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

СЕВЕРНЫХ ХАНТЫ

Наталья Владимировна Золотарева

Шурышкарскийрайонный музейный комплекс имени Г.С. Пузырёва, с. Мужи, Россия,

zolotareva_n_2015@mail. гы

Аннотация. В современную эпоху глобализации, модернизации и унификации культуры одними из хранителей и трансляторов этнокультурного наследия стали музеи. В статье в аспекте актуализации культурного наследия ханты рассмотрены три направления деятельности Природно-этнографического парка-музея «Живун» - фондовая, экспозиционная и культурно-образовательная. Дана характеристика музейного праздника как способа актуализации нематериального культурного наследия. Сделан вывод о том, что парк-музей «Живун» играет важную роль в сохранении и трансляции традиционной культуры северных ханты.

Ключевые слова: музей, этнопарк, этнокультурное наследие, северные ханты

Для цитирования: Золотарева Н.В. Природно-этнографический парк-музей «Живун» как центр актуализации этнокультурного наследия северных ханты // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 54. С. 218-227. ^ 10.17223/22220836/54/19

MUSEUM AND CULTURAL HERITAGE

Original article

NATURE AND ETHNOGRAPHIC PARK-MUSEUM "ZHIVUN" AS A CENTER FOR UPDATING THE ETHNOCULTURAL HERITAGE OF THE NORTHERN KHANTY

Natalya V. Zolotareva

Shuryshkarsky District Museum Complex Named after G.S. Puzyrev, v. Muji, Russian Federation, zolotareva_n_2015@mail. ru

Abstract. Ethnic values broadcast during the life in the traditional culture. Their paramount importance was realized and stood out in a special sphere - ritual. It was located in the most sacred part of the space - the sacred place - and presupposes the existence of specific individuals with the functions of managers and custodians. However, there were no special institutions for the preservation and transmission of basic information, including rules and

© Н.В. Золотарева, 2024

values. In modern conditions the described translation mechanism of ethno-cultural heritage largely lost its force. Institutions performing the functions of preservation of cultural heritage are cultural institutions now. The article analyzes the activities of the Nature and Ethnographic Park-Museum "Zhivun", located in the ancient Khanty village of Khanty-Muzhi, Shuryshkarsky district of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. In the aspect of the cultural heritage of the northern Khants updating three activities ParkMuseum - stock, exhibition, cultural and educational - are characterized. Funds form the basis of all areas of museum activity. At the end of 2021, the collections of the ParkMuseum "Zhivun" numbered 2126 items. In addition, the material cultural heritage of the Khanty is represented by ten exposition complexes, located on the territory of the parkmuseum.

Excursions conducted on the territory of the park-museum are popular and loved among the residents of the area, as well as tourists. They introduce them to the architectural monuments of the Khanty people, household items, the traditional way of life of the indigenous peoples of the North, and religious ideas. The museum regularly develops and implements lectures, master classes, museum classes and games.

Museum staff actualize, both tangible and intangible cultural heritage of indigenous people in the region. Much attention is paid to fixation, reconstruction and translation of the intangible: the Park-Museum staff recreate the festivals and rituals of the Khants, and preserve and transmit the technology of traditional subjects. The museum hosts the event, involving all kinds of cultural heritage and involved different age categories of visitors, both children and adults.

The study concluded that cultural institutions considered positive experience of integrated activities that contribute to the revival of traditional culture, preservation and promotion of ethnic and cultural heritage of the Khants. The authenticity of the reconstruction of the museum is provided by the presence of media culture among employees. Keywords: Museum, ethnopark, ethnocultural heritage, northern Khanty

For citation: Zolotareva, N.V. (2024) Nature and ethnographic park-museum "Zhivun" as a center for updating the ethnocultural heritage of the northern khanty. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 54. pp. 218-227. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/54/19

Определение понятия «культурное наследие» достаточно разнообразно. Под ним понимают совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями [1. С. 312]. «Наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям» [2. С. 41]. Отметим также, что культурное наследие является комплексным термином, включающим в себя материальный, движимый и недвижимый и нематериальный компоненты, а также природное, цифровое наследие и культурные ландшафты. Составляющей всех перечисленных аспектов является этнокультурное наследие - материальные и нематериальные ценности, выработанные этнической культурой и тесно сопряженные с природной средой, транслирующиеся на межпоколенном уровне [3. С. 7].

В современную эпоху глобализации и унификации культуры хранителями и трансляторами этнокультурного наследия стали музеи, так как именно в них сосредоточены исчезнувшие из повседневности реалии традиционной культуры. В связи с активным возрождением обычаев, а также ростом интереса аудитории к традиционной культуре как своего, так и других народов особо важное значение приобретает изучение опыта актуализации этнокуль-

турного наследия, т.е. вовлечения его в различные направления музейной деятельности, адресованные посетителю.

Сохранить и передать потомкам уникальное культурное наследие - основная задача Природно-этнографического парка-музея «Живун», расположившегося в старинной хантыйской деревне Ханты-Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа.

Природно-этнографический парк-музей «Живун», основанный в 1999 г. в качестве филиала Шурышкарского районного историко-краеведческого комплекса, представляет собой собрание под открытым небом архитектурных комплексов - жилых, хозяйственных, ритуальных и промысловых построек северных ханты XIV - первой половины XX в., воссозданных по этнографическим и археологическим источникам. Одной из целей его создания являлось «сохранение природных комплексов, сохранение и возрождение самобытной культуры ханты Шурышкарского района, обрядов и обычаев» [4. С. 14].

Основу всех направлений музейной деятельности составляют фонды. На конец 2021 г. коллекции парка-музея «Живун» насчитывали 1 450 единиц основного фонда и 676 - научно-вспомогательного, большинство из которых составили предметы прикладного искусства, быта и этнографии (893 и 449 единиц хранения), фотографии (506 и 196 единиц хранения).

Кроме того, материальное культурное наследие ханты представлено десятью экспозиционными комплексами, расположенными на территории парка-музея:

1. Зимний комплекс, включающий бревенчатый дом, священный лабаз, дровяной чум.

2. Летний комплекс, состоящий из летней избы, амбара с берестяной крышей, дровяного чума, навеса для лодок.

3. Летний Тохотгортский комплекс, включающий большой летний дом, уличную печь для приготовления хлеба, навес для лодок, ледник для хранения продуктов.

4. Войкарский комплекс представлен зимним домом с земляной крышей (рис. 1), двухэтажным амбаром с вешалами для просушки шкур.

5. Действующее священное место.

6. Куноватское священное место, состоящее из лабаза на одной ноге и личины «кострового» духа.

7. Охотничья тропа, где представлены стационарные орудия охотничьего промысла.

8. Оленеводческое стойбище, включающее остовы чумов, покрываемых в соответствии с сезоном, стационарный загон для оленей.

9. Реконструированный фрагмент частокола XV в.

10. Реконструкция Мужигортского святилища - забытого и утраченного места поклонения духам-хранителям деревни Ханты-Мужи, включающего 21 деревянную фигуру идолов, изготовленных мастерами на музейном фестивале «Земля мастеровая» [5].

В парке-музее «Живун» среди других направлений деятельности - учет-но-хранительской, исследовательской, экспозиционно-выставочной - лидирующие позиции принадлежат просветительской работе, поскольку благодаря ее методам и формам получается оживить пространство и погрузить посетителей в мир традиционной культуры.

Рис. 1. Войкарский комплекс. Зимний дом с земляной крышей. Фото Н.В. Золотаревой Fig. 1. Voykar complex. Winter house with earthen roof. Photo by N.V. Zolotareva.

Большинство музейно-педагогических мероприятий, традиционных и новационных, реализуемых сотрудниками парка-музея, направлено на работу с детской и молодежной аудиторией с целью патриотического, интеллектуального, культурно-просветительского воспитания школьников, выявления заинтересованного круга детей, формирования группы потенциальных помощников музея - волонтеров, а также трансляции традиционной культуры народа ханты.

К традиционным формам музейной работы с посетителями относятся проведение экскурсий и чтение лекций.

Экскурсии, проводимые на территории парка-музея, популярны и любимы среди жителей района, а также туристов. Они знакомят с памятниками архитектуры народа ханты, с предметами быта, традиционным образом жизни коренных народов Севера, религиозными представлениями. Самой посещаемой является экскурсия «Охотничья тропа», на которой представлены хантыйские стационарные орудия охотничьего промысла, изготовленные из природного материала кустарным способом (рис. 2).

Сотрудниками парка-музея регулярно разрабатываются и реализуются лекции, популяризирующие культуру, традиционные занятия, быт, знания о природе народа ханты. Среди них: «Охотники и рыбаки ханты», «Мир шаманов», «Промысловые истории», «Подготовка снастей к рыбалке», «Традиционные куклы», цикл лекций «Животные и птицы Шурышкарского района» и др.

Рис. 2. На экскурсии «Охотничья тропа». Фото из архива Шурышкарского музейного комплекса

имени Г.С. Пузырева

Fig. 2. On the excursion "Hunting trail". Photo from the archive of the Shuryshkarsky Museum Complex

named after G.S. Puzyrev

Остановимся более подробно на новационных музейно-образовательных формах - мастер-классе, музейной игре и музейном празднике.

Мастер-классы - «Роспись по дереву», «Плетение циновки из соломы», «Изготовление традиционного сувенира», «Кулон-оберег из бересты», «Игрушка на елку в этностиле», «Традиционная игрушка», «Ритуальные фигурки зверей из теста - Нянь Вой» и др. - проводятся как отдельно, так и во время реализации различных комплексных мероприятий.

Даже непростые погодные условия, период «распутицы», когда отсутствует транспортное сообщение с деревней Ханты-Мужи, - не повод для сотрудников парка-музея приостанавливать культурно-просветительскую деятельность: они устанавливают на площади Шурышкарского районного музея чум - традиционное жилище ханты и проводят в нем музейно-образо-вательные мероприятия.

Особой популярностью среди юных посетителей музея пользуются «традиционные игры»:

1. «Тальты юх» («Перетягивание палки») - два участника садятся на шкуру лицом друг к другу, берут в руки палку и стараются перетянуть (рис. 3).

2. «Катание на шкурах» - на земле лежит оленья шкура, по сигналу один участник берется за края шкуры, а другой садится на шкуру спиной к извозчику, который тянет шкуру вперед до своего жилища - чума, возле чума меняются местами и бегут обратно в таком же положении, передавая эстафету следующим игрокам.

3. «Важенка и оленята». На площадке лежат несколько обручей. В каждом из них находятся участники - «важенка (самка северного оленя) и два олененка». Еще один участник - «волк» - сидит на другом конце площадки.

На слова ведущего:

«Бродит важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому Все, что непонятно... Топают по лужам Оленята малые, Терпеливо слушают Наставленья мамины» «оленята» свободно бегают по «тундре», наклоняются, «едят» траву, «пьют» воду. На слова ведущего: «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк уводит с собой [6].

4. «Туц нёл» («Лук и стрелы») - участники стреляют из лука по мишеням -оленьим шкурам.

Рис. 3. Игра «Перетягивание палки». Фото из архива Шурышкарского музейного комплекса

имени Г.С. Пузырева

Fig. 3. Stick pulling game. Photo from the archive of the Shuryshkarsky Museum Complex named

after G.S. Puzyrev

Компонент традиционной игровой культуры органично вписан в контекст новационной музейно-образовательной формы, что позволяет участникам игр в интерактивной форме приобщиться не только к традиционной культуре, но и к мировоззренческим представлениям северных ханты.

На территории парка-музея «Живун» регулярно проводятся национальные праздники. Их главная задача - воссоздание и сохранение для будущих

поколений самобытной культуры коренного населения Шурышкарского района, сконцентрированной в обрядовой сфере, т.е. актуализация прежде всего нематериальной составляющей культурного наследия.

Рассмотрим музейные праздники, проводимые на базе парка-музея «Живун», в основе которых традиционные календарные праздники народа ханты. Благодаря комплексному характеру праздничного мероприятия происходит эффект максимального погружения участников в мир этнических традиций.

7 апреля отмечается праздник «Вороний день» («Ворна хатл»). Ворона -первая птица, которая прилетает на Север после длинной, изнурительной зимы. Она является вестницей долгожданной весны, символизирует пробуждение природы и зарождение новой жизни. Обрядовый праздник Вороний день - один из самых ярких и почитаемых у народа ханты. На протяжении многих лет он проводится в Природно-этнографическом парке-музее «Живун» и с каждым годом становится все популярнее. Программа мероприятия включает в себя церемонию окуривания дымом участников праздника, обряд поклонения священному дереву, экскурсии по архитектурным объектам музея, мастер-классы, традиционные игры («Перетягивание палки», «Лыжи и снегоступы», «Лук и стрелы», «Головоломка», «Катание на шкурах» и др.), фотозону с национальной одеждой и предметами быта (рис. 4). Завершается мероприятие «большой» ухой и чаепитием за празднично накрытыми столами.

Рис. 4. «Вороний день - 2021». Фотозона. Фото из архива Шурышкарского музейного комплекса

имени Г.С. Пузырева

Fig. 4. Crow's day - 2021. Photo zone. Photo from the archive of the Shuryshkarsky Museum Complex

named after G.S. Puzyrev

2 августа проводится праздник «День середины лета» («Лун кутоп хатл») [7]. Для коренных жителей Шурышкарского района - рыбаков, охотников, оленеводов, чей труд тесно связан с природой, ее щедростью и капризами, это время подведения итогов. В древности в этот день обращались к богам и

просили их быть благосклонными к северному оленю и рыбе, которые были главными источниками жизни коренных народов. В этот день на территории Природно-этнографического парка-музея «Живун» проводятся обряд очищения, ритуал «жертвоприношения» - завязывание на священном дереве разноцветных ленточек с монетами, знакомство с традициями северных ханты, обзорные экскурсии по архитектурным объектам, угощение ухой и душистым чаем, игровая программа, а также выступления национальных коллективов, песни в исполнении местных жителей ханты.

Уникальной музейно-образовательной формой, актуализирующей нематериальное культурное наследие ханты, является детская этнографическая экспедиция «Кедровый остров», которая проводится в парке-музее «Живун» с 2008 г. [8]. Экспедиция обычно осуществляется в первой половине июля и организуется в целях обеспечения летнего активного и познавательного отдыха детей, сохранения и популяризации национальных традиций северных ханты, а также содействия гармонизации межэтнических и межкультурных отношений.

Рис. 5. Детская этнографическая экспедиция «Кедровый остров - 2021». Плетение циновки.

Фото из архива Шурышкарского музейного комплекса имени Г.С. Пузырева

Fig. 5. Children's ethnographic expedition "Cedar Island - 2021". Mat weaving. Photo from the archive of the Shuryshkarsky Museum Complex named after G.S. Puzyrev

Основной формат экспедиции - детский лагерь продолжительностью 10 дней. Участники экспедиции возрастом от 10 до 14 лет делятся на три ватаги (отряда) по 7-8 человек. Количество человек ограничено вместимостью хантыйских чумов, в которых они проживают. Ребята набираются из разных населенных пунктов Шурышкарского района. За каждой ватагой закрепляются вожатые из числа старшеклассников 16-17 лет, принимаемых на работу по срочному трудовому договору.

Программа экспедиции довольно насыщенная и состоит из нескольких блоков:

1. Обучающий модуль, включающий обзорные и узкотематические экскурсии, лекции, беседы, музейные занятия на темы, связанные с традиционной бытовой культурой ханты, традиционной архитектурой, ремеслами, эко-

логическими и промысловыми традиционными знаниями, духовной культурой, традиционной кухней.

2. Практический модуль представлен мастер-классами, практическими и тренировочными занятиями, выполнением заданий для самоподготовки.

3. Конкурсная программа - это игры, конкурсы, интеллектуальные турниры, викторины.

В течение всей экспедиции участники выполняют определенные задания, соответствующие тематике дня. К концу экспедиции по числу заработанных «кедриков» (баллов) определяется команда-ватага победитель.

К уникальной форме трансляции культурного наследия относится музейный фестиваль традиционных ремесел «Земля мастеровая» - мероприятие, проводимое на территории Природно-этнографического парка-музея «Живун», направленное в первую очередь на сохранение и актуализацию нематериального культурного наследия [9]. В ходе фестиваля мастера, представляющие различные традиционные ремесла северных ханты (строительное ремесло, обработка дерева, кости, бересты, соломы, кедрового корня, рыбьих кож, оленьего меха, металла и др.), изготавливают экспонаты для фондов парка-музея, проводят мастер-классы. Посетители и гости фестиваля могут не только наблюдать за происходящим, но и принимать активное участие.

Как видим, Природно-этнографический парк-музей «Живун» играет важную роль в сохранении и актуализации культурного наследия ханты, проживающих на территории Шурышкарского района. Сотрудниками музея ведется работа по актуализации как материального, так и нематериального культурного наследия коренных жителей региона. Они проводят комплексные мероприятия, в которых задействованы все виды культурного наследия и в которые вовлечены разные возрастные категории посетителей - и дети, и взрослые. Аутентичность проводимых реконструкций обеспечивается наличием среди сотрудников носителей культуры. В парке-музее «Живун» накоплен позитивный опыт возрождения традиционной культуры, сохранения и популяризации этнокультурного наследия северных ханты.

Список источников

1. Дьячков А.Н. Культурное наследие // Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 1.

2. Кулешова М.Е. Понятийно-терминологическая система «природное культурное наследие»: содержание и основные понятия // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов: сб. науч. тр. М., 1994. С. 40-46.

3. Курьянова Т. С. Актуализация культурного наследия коренных народов в музеях Южной Сибири : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2013. 24 с.

4. Этническая архитектура и традиционное природопользование в проекте музейной экспозиции под открытым небом. Концепция Природно-этнографического парка-музея «Живун». Мужи; Екатеринбург, 2008. 100 с.

5. Конева А.В. Обзорная экскурсия по Природно-этнографическому парку-музею «Живун» // Архив Шурышкарского районного музейного комплекса. Б/н.

6. Игры народов ханты и манси // Образовательная социальная сеть. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/01/21/igry-narodov-hanty-i-mansi (дата обращения: 01.06.2021).

7. Национальный обрядовый праздник «Лун кутоп хатл» («День середины лета») // Национальный календарь событий. URL: http://eventsinrussia.com/event/9951 (дата обращения: 01.06.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Программа «Кедровый остров» // Архив Шурышкарского районного музейного комплекса. Б/н.

9. Положение «Земля мастеровая» // Архив Шурышкарского районного музейного комплекса. Б/н.

References

1. Dyachkov, A.N. (2001) Kul'turnoe nasledie [Cultural heritage]. In: Sundieva, A.A. (ed.) Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya [Russian Museum Encyclopedia]. Vol. 1. Moscow.

2. Kuleshova, M.E. (1994) Ponyatiyno-terminologicheskaya sistema "prirodnoe kul'turnoe nasledie": soderzhanie i osnovnye ponyatiya [Conceptual and terminological system "natural cultural heritage": Content and basic concepts]. In: Mazurov, I.U. (ed.) Unikal'nye territorii v kul'turnom i prirodnom nasledii regionov [Unique Territories in the Cultural and Natural Heritage of Regions]. Moscow: Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage. pp. 40-46.

3. Kuryanova, T.S. (2013) Aktualizatsiya kul'turnogo naslediya korennykh narodov v muzeyakh Yuzhnoy Sibiri [Updating of the cultural heritage of indigenous peoples in the museums of Southern Siberia]. Abstract of History Cand. Diss. Tomsk.

4. Anisimov, N.P. et al. (2008) Etnicheskaya arkhitektura i traditsionnoe prirodopol'zovanie v proekte muzeynoy ekspozitsii pod otkrytym nebom. Kontseptsiya Prirodno-etnograficheskogo parka-muzeya "Zhivun" [Ethnic architecture and traditional nature management in the project of an open-air museum exposition. The concept of the Natural and Ethnographic Park-Museum "Zhivun"]. Muzhi: 65-ya parallel'; Ekaterinburg: Sozvezdie.

5. Koneva, A.V. (n.d.) Obzornaya ekskursiya po Prirodno-etnograficheskomu parku-muzeyu "Zhivun" [A sightseeing tour of the Natural and Ethnographic Park-Museum "Zhivun"]. The Archive of the Shuryshkarsky District Museum Complex.

6. Nsportal.ru. (n.d.) Igry narodov khanty i mansi [Games of the Khanty and Mansi peoples]. [Online] Available from: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/01/21/igry-narodov-hanty-i-mansi (Accessed: 1st June 2021).

7. eventsinrussia.com. (n.d.) Natsional'nyy obryadovyy prazdnik "Lun kutop khatl" ("Den' serediny leta") [National ritual holiday "Lun kutop khatl" ("Midsummer Day")]. [Online] Available from: http://eventsinrussia.com/event/9951 (Accessed: 1st June 2021).

8. Anon. (n.d.) Programma "Kedrovyy ostrov" [The "Cedar Island" program]. The Archive of the Shuryshkarsky District Museum Complex.

9. Anon. (n.d.) Polozhenie "Zemlya masterovaya" [The "Craftsman's Land" regulation]. The Archive of the Shuryshkarsky District Museum Complex.

Сведения об авторе:

Золотарева Н.В. - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Шурышкарского районного музейного комплекса имени Г.С. Пузырёва (с. Мужи, Россия). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Zolotareva N.V. - Shuryshkarsky District Museum Complex Named after G.S. Puzyrev (v. Muji, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 12.05.2022; одобрена после рецензирования 21.06.2022; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 12.05.2022; approved after reviewing 21.06.2022; accepted for publication 15.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.