Т.С. Курьянова Н.В. Золотарёва М.Ю. Чарышова*
Музейная педагогика как инструмент актуализации этнокультурного наследия северных ханты и алтайцев
doi:10.31518/2618-9100-2021-2-14 УДК 069.1+39
Выходные данные для цитирования:
Курьянова Т.С., Золотарёва Н.В., Чарышова М.Ю. Музейная педагогика как инструмент актуализации этнокультурного наследия северных ханты и алтайцев // Исторический курьер. 2021. № 2 (16). С. 166-177. URL: http://istkurier.ru/data/2021/ ISTKURIER-2021-2-14.pdf
T.S. Kuryanova N.V. Zolotareva M.Yu. Charyshova*
Museum Pedagogy as a Tool for Actualizing the Ethnocultural Heritage of the Northern Khanty and Altai
doi:10.31518/2618-9100-2021-2-14
How to cite:
Kuryanova T.S., Zolotareva N.V., Charyshova M.Yu. Museum Pedagogy as a Tool for Actualizing the Ethnocultural Heritage of the Northern Khanty and Altai // Historical Courier, 2021, No. 2 (16), pp. 166-177. [Available online:] http://istkurier.ru/ data/2021/ISTKURIER-2021-2-14.pdf
Abstract. The paper is devoted to the study of museum pedagogy and its forms as a tool for actualizing the ethnocultural heritage of the Northern Khanty in the "Zhivun" Nature and Ethnographic Park-Museum of the Shuryshkarsky District of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug and Altai people in the National Museum of the Altai Republic named after A.V. Anokhin. In order to identify the common and the different, the study was based on the principle of contrast, which determined the choice of the territorial framework - the north and south of Western Siberia; museums - their belonging to different types - ecomuseum and traditional collection museum; museum educational forms - traditional and innovative. It was revealed that a common characteristic for the Natural and Ethnographic Park-Museum "Zhivun" and the National Museum named after A.V. Anokhin is the active development of museum pedagogy as one of the main areas of activity, as well as an innovative creative approach to their creation, focused on the actualization of the ethnocultural heritage and taking into account the needs of society. The adaptive potential of museum pedagogy in both museums has been revealed: difficult weather conditions or a pandemic turned out to be not an obstacle at all, but an opportunity to search and test new museum educational forms. It has been established that the specificity of the museum pedagogical activity of these museums depends on their location and type. Thus, the possibility of using the vast natural and cultural environment of the "Zhivun" park-museum determined the emergence of such an innovative museum and educational form as the children's ethnographic expedition "Cedar Island". National Museum named after A.V. Anokhin is located in the republican center, therefore, it has the image task of transmitting the idea of the importance of preserving and updating the ethnocul-tural heritage as a symbol and guarantor of territorial national autonomy, through museum and
* Курьянова Татьяна Сергеевна, кандидат исторических наук, Томский государственный университет, Томск, Россия, e-mail: [email protected]
Золотарёва Наталья Владимировна, кандидат исторических наук, Шурышкарский районный музейный комплекс им. Г.С. Пузырёва, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Мужи, Россия, e-mail: [email protected]
Чарышова Мария Юрьевна, Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина, Горно-Алтайск, Россия, e-mail: [email protected]
Kuryanova Tatyana Sergeevna, Candidate of Historical Sciences, Tomsk State University, Tomsk, Russia, e-mail: [email protected]
Zolotareva Natalya Vladimirovna, Candidate of Historical Sciences, Shuryshkarsky District Museum Complex Named after G.S. Puzyrev, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Shuryshkarsky District, Muzhi Village, Russia, email: [email protected]
Charyshova Maria Yurievna, National Museum of the Altai Republic Named after A.V. Anokhin, Gorno-Altaysk, Russia, e-mail: [email protected]
educational forms, many of which are interspersed in the program of events of various topics and levels - from international to urban celebrated in the region. It has been proved that museum pedagogy is an effective way to actualize the ethnocultural heritage of the Northern Khanty and Altai, which confirms the diversity and growth in the number of museum and educational forms, as well as the long-term unchanging interest of visitors to the museum activities of the "Zhivun" parkmuseum and the National Museum named after A.V. Anokhin.
Keywords: ethnocultural heritage; actualizing; museum pedagogy; forms of museum educational activities; northern Khanty; Altaians.
The article has been received by the editor on 24.02.2021.
Full text of the article in Russian and references in English are available below.
Аннотация. Статья посвящена изучению музейной педагогики и ee форм как инструмента актуализации этнокультурного наследия северных ханты в Природно-этнографическом парке-музее «Живун» Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа и алтайцев в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина. С целью выявления общего и различного в основу исследования положен принцип контраста, что определило выбор территориальных рамок - север и юг Западной Сибири; музеев - их принадлежность к разным типам - этнопарк, или этномузей и традиционный коллекционный музей; музейно-образовательных форм - традиционных и новационных. Выявлено, что общим для Природно-этнографического парка-музея «Живун» и Национального музея им. А.В. Анохина является активное развитие музейной педагогики как одного из магистральных направлений деятельности, а также новаторский творческий подход в их создании, ориентированный на актуализацию этнокультурного наследия и учитывающий запросы общества. Раскрыт адаптивный потенциал музейной педагогики в обоих музеях: сложные погодные условия или пандемия оказывались вовсе не препятствием, а возможностью для поиска и апробирования новых музейно-образовательных форм. Установлено, что специфика музейно-педагогической деятельности данных музеев зависит от их локализации и типа. Так, возможность использования обширной природно-культурной среды парка-музея «Живун» определила появление такой новационной музейно-образовательной формы, как детская этнографическая экспедиция «Кедровый остров». Национальный музей им. А.В. Анохина расположен в республиканском центре, поэтому на нем лежит имиджевая задача транслировать идею важности сохранения и актуализации этнокультурного наследия как символа и гаранта территориальной национальной автономности, через музейно-образо-вательные формы, многие из которых вкраплены в программу мероприятий разной тематики и уровня - от международного до городского, отмечаемых в регионе. Доказано, что музейная педагогика является эффективным способом актуализации этнокультурного наследия северных ханты и алтайцев, что подтверждает разнообразие и рост числа музейно-образовательных форм, а также многолетний неизменный интерес посетителей к музейным мероприятиям парка-музея «Живун» и Национального музея им. А.В. Анохина.
Ключевые слова: этнокультурное наследие; актуализация; музейная педагогика; формы музейно-образовательной деятельности; северные ханты; алтайцы.
В настоящее время в условиях всеобщей глобализации обостряются проблемы размывания национальных особенностей, прерывания и утраты естественных механизмов трансляции этнических традиций. В связи с этим возрастает роль музея как главного центра сохранения и актуализации этнокультурного наследия - совокупности материальных и нематериальных элементов культуры, связанных с конкретным современным этносом, вписанных в окружающую природную среду, признаваемых в качестве ценности не только
данным этносом, но и окружающим полиэтническим сообществом1. Также следует учитывать и тот факт, что в социально-психологическом аспекте личность ребенка испытывает затруднения в этнокультурной идентификации, музей способствует воспитанию личности в этнокультурных традициях2.
В качестве стратегии и тактики ревитализации культуры народа на базе музея применяются методы и формы музейной педагогики. В отношении этнокультурного наследия современная парадигма музейной педагогики опирается на концепцию поддержания культурного разнообразия, развития межкультурного диалога и реализуется посредством музейной коммуникации, в процессе которой происходит акт ознакомления и сближения публики с этнокультурным наследием, как с материальными свидетельствами, так и с их смыслами; активизации механизмов восприятия и усвоения информации в воспитательных, развлекательных и гражданских целях.
Для достижения поставленных целей в музеях разрабатываются специальные программы, которые облекаются в музейно-образовательные формы, которые по времени их возникновения можно условно разделить на традиционные и новационные. К первым, давно сложившимся, будут относиться экскурсия, лекция, музейное занятие (урок), ко вторым -музейный фестиваль, музейная акция, мастер-класс, музейный квест, онлайн-экскурсия и др. Большинство из них - не изобретение музейного сообщества, эти формы были заимствованы и весьма успешно «прижились» в музее. Их появление обусловлено пониманием процессов трансформации музейной аудитории, развитием коммуникативных практик и новых музейно-педагогических технологий (в т.ч. партисипативных), а также необходимостью решать проблемы социальной направленности3.
В новационных музейно-образовательных формах присутствуют элементы интеллектуальной, познавательной, эмоциональной, игровой, творческой, моторно-двигательной активностей, что позволяет всецело погрузиться в процесс и проникнуться им. Кроме того, они позволяют получить немаловажный для каждого музея результат - увеличение посещаемости, а вместе с этим и улучшение финансовых возможностей4.
Цель данной статьи - рассмотреть практическую сторону музейной педагогики и проанализировать формы музейно-образовательной деятельности как способа актуализации этнокультурного наследия северных ханты в Природно-этнографическом парке-музее «Живун» Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и алтайцев в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина, а также выявить в них общее и различное.
Для этого в основу нашего исследования положен принцип контраста, что определило выбор территориальных рамок - север и юг Западной Сибири; музеев - их принадлежность к разным типам - этномузей, или этнопарк (согласно зарубежной классификации подобных музеев - экомузей) и традиционный коллекционный музей; музейно-образовательных форм - традиционных и новационных.
Шурышкарский район - это муниципальное образование в юго-западной части ЯНАО, с административным центром в с. Мужи, расположенном на берегу р. Малая Обь. Это единственный район округа, где не ведутся промышленные разработки, не добываются углеводороды и другие полезные ископаемые, благодаря чему в первозданном виде сохраняются уникальные природные комплексы (от таежных притоков обского правобережья до заснеженных вершин Полярного Урала), а вместе с ними и традиционные культуры ханты и коми-зырян - оленеводов и рыболовов. И это единственный район округа, в котором
1 Курьянова Т.С. Актуализация культурного наследия коренных народов в музеях Южной Сибири. Томск, 2015. С. 57.
2 Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости. 2017. № 7 (256). С. 144.
3 Шляхтина Л.М. Музейная педагогика в современных реалиях // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 3 (40). С. 110.
4 Янеева М.А., Пащенко М.Ю. Мотивационные акции и организация творческих музейных объединений как способ привлечения посетителей в музей // Ученые записки (АГАКИ). 2017. № 4 (14). С. 67.
действуют одновременно четыре музея, образующих Шурышкарскнй районный музейный комплекс.
Кроме головного музея в состав Шурышкарского районного музейного комплекса входят: Овгортский краеведческий музей им. Е.И. Тыликовой, Дом-музей «Коми изба», Природно-этнографический парк-музей «Живун».
В связи с тем, что парк-музей «Живун» по профильной принадлежности относится к группе средовых музеев, основная задача которых состоит в сохранении и создании условий для воспроизводства элементов традиционной культуры этноса в исконной природной среде, то мы остановим свое внимание именно на нем.
Природно-этнографический парк-музей «Живун» основан в 1999 г. с целью сохранения и трансляции традиционной культуры северных ханты. Он расположен на территории в настоящее время не жилой деревни Ханты-Мужи, в 3 км от с. Мужи и представляет собой собрание под открытым небом архитектурных комплексов - жилых, хозяйственных, ритуальных и промысловых построек северных ханты XIV - первой половины XX в., воссозданных по этнографическим и археологическим источникам.
На территории парка-музея расположено девять экспозиционных комплексов - Зимний комплекс, Летний комплекс, Войкарский комплекс (рис. 1), Летний Тохотгортский комплекс, Священное место, Куноватское священное место, Охотничья тропа, Оленеводческое стойбище, Реконструированный фрагмент частокола XV в.
В этномузее среди других направлений деятельности - учетно-хранительской, научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной и др. - лидирующие позиции принадлежат музейной педагогике, т.к. благодаря ее методам и формам получается оживить пространство и погрузить посетителей в мир традиционной народной культуры.
Большинство музейно-педагогических мероприятий, традиционных и новационных, реализуемых сотрудниками парка-музея, направлено на работу с детской и молодежной аудиторией с целью патриотического, интеллектуального, культурно-просветительного воспитания школьников, выявления заинтересованного круга детей, формирования группы потенциальных помощников музея -волонтеров, и дальнейшего содействия их профессиональной ориентации.
Экскурсии, проводимые по территории парка-музея, популярны и любимы жителями района и туристами. Они знакомят с памятниками архитектуры народа ханты, предметами быта, традиционным образом жизни коренных народов Севера, религиозными представлениями. Самой посещаемой является экскурсия «Охотничья тропа», на которой представлены хантыйские стационарные орудия охотничьего промысла, изготовленные из природного материала кустарным способом (рис. 2).
В музее также проводятся лекции и музейные занятия. Сотрудниками парка-музея регулярно разрабатываются и читаются лекции, популяризирующие культуру, традиционные занятия, быт, знания о природе народа ханты. Среди них «Охотники и рыбаки ханты», «Мир шаманов», «Промысловые истории», «Подготовка снастей к рыбалке», «Традиционные куклы», цикл лекций «Животные и птицы Шурышкарского района» и др.
Рис. 1. Войкарский комплекс. Зимний дом с земляной крышей. Фото Н.В. Золотарёвой.
Теперь более подробно остановимся на новационных музейно-образо-вательных формах - мастер-классе, музейной игре, музейном празднике, музейной экспедиции, музейном фестивале и др.
Мастер-классы - «Роспись по дереву», «Плетение циновки из соломы», «Изготовление традиционного сувенира», «Игрушка на елку в этно-стиле», «Традиционная игрушка», «Ритуальные фигурки зверей из теста -Нянь Вой» и др. - проводятся в парке-музее как автономно, так и в дополнение к другим мероприятиям.
Даже непростые погодные условия, период «распутицы», когда отсутствует транспортное сообщение с деревней Ханты-Мужи, - это вовсе не повод для сотрудников парка-музея приостанавливать культурно-просвети-тельскую деятельность: они устанавливают на территории Шурышкарского районного музея чум -традиционное жилище ханты и проводят в нем музейно-образовательные мероприятия на темы, посвященные хантыйской культуре (рис. 3).
Особой популярностью среди юных посетителей пользуются следующие традиционные народные игры ханты:
1. «Тальты юх» («Перетягивание палки»). Два участника садятся на шкуру лицом друг к другу, берут в руки палку и стараются перетянуть.
2. «Катание на шкурах». На земле лежит оленья шкура, по сигналу один участник берется за края шкуры, а другой садится на нее спиной к извозчику, который тянет шкуру вперед до своего жилища - чума; возле чума меняются местами и бегут обратно в таком же положении, передавая эстафету следующим игрокам.
3. «Важенка и оленята». На площадке лежат несколько обручей. В каждом из них находятся участники - «важенка (самка северного оленя) и два олененка». Еще один участник - «волк» сидит на другом конце площадки.
Ведущий произносит следующие слова:
«Бродит важенка, С нею - оленята, Объясняет каждому Все, что непонятно... Топают по лужам Оленята малые, Терпеливо слушают Наставленья мамины».
Рис. 2. На экскурсии «Охотничья тропа». Фото из архива Шурышкарского районного музейного комплекса.
Рис. 3. Детское занятие «Игры народа ханты». Фото Н.В. Золотарёвой.
Исторический курьер. 2021. № 2 (16)
В это время «Оленята» свободно бегают по «тундре», наклоняются, «едят» траву, «пьют» воду. На слова ведущего: «Волк идет!» - оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк уводит с собой.
4. «Туц нёл» («Лук и стрелы»). Участники стреляют из лука по мишеням - оленьим шкурам (рис. 4).
Следует отметить, что здесь компонент традиционной игровой культуры органично вписан в контекст новационной музейно-образовательной формы, что позволяет участникам происходящего в интерактивной форме приобщиться к мировоззренческим представлениям северных ханты.
Рассмотрим музейные праздники, проводимые на базе парка-музея «Живун». В их основе - традиционные календарные праздники северных ханты. Благодаря их комплексному характеру достигается эффект максимального погружения в мир этнических традиций севера Сибири.
Праздник «Вороний день» отмечается 7 апреля. Ворона - первая птица, которая прилетает на Север после длинной, изнурительной зимы. Она является вестницей долгожданной весны, символизирует пробуждение природы и зарождение новой жизни. Обрядовый праздник Вороний день («Ворна хатл») - один из самых ярких и почитаемых у народа ханты. На протяжении многих лет он проводится в Природно-этнографическом парке-музее «Живун» и с каждым годом становится все популярнее. Программа мероприятия включает в себя церемонию окуривания дымом участников праздника, обряд поклонения священному дереву, экскурсии по архитектурным объектам музея, мастер-классы, традиционные игры («Перетягивание палки», «Лыжи и снегоступы», «Лук и стрелы», «Головоломка», «Катание на шкурах» и др.). Завершается мероприятие «большой» ухой и чаепитием за празднично накрытыми столами.
2 августа - праздник «День середины лета» («Лун кутоп хатл»). Для коренных жителей Шурышкарского района - рыбаков, охотников, оленеводов, чей труд тесно связан с природой, ее щедростью и капризами, это время подведения итогов. В этот день на территории Природно-этнографического парка-музея «Живун» проводятся обряд очищения, ритуал «жертвоприношения» - завязывание на священном дереве разноцветных ленточек с монетами (при этом загадывается желание), знакомство с традициями северных ханты, обзорные экскурсии по архитектурным объектам, угощение ухой и душистым чаем, состязания по национальным видам спорта, игровая программа; также выступают национальные коллективы, звучат хантыйские песни в исполнении местных жителей.
В период новогодних каникул сотрудниками музея реализуется программа «Новый год в Мужигортском лесу», включающая посещение музейных объектов, знакомство с блюдами национальной кухни, театрализованные представления, традиционные игры и мастер-классы (рис. 5).
Уникальной музейно-образовательной формой является детская этнографическая экспедиция «Кедровый остров», которая стала «визитной карточкой» парка-музея «Живун» с 2008 г. Экспедиция обычно проходит в первой половине июля и организуется в целях обеспечения летнего активного и познавательного отдыха детей, сохранения и популяри-
Рис. 4. Игра «Лук и стрелы». Фото Н.В. Золотарёвой.
зации национальных традиций северных хантов, а также содействия гармонизации межэтнических и межкультурных отношений.
Основной формат экспедиции -детский лагерь продолжительностью 10 дней. Участники экспедиции делятся на три ватаги (отряда) по 7-8 человек, возраст участников от 10 до 14 лет. Количество человек ограничено вместимостью хантыйских чумов, в которых они проживают. Программа экспедиции довольно насыщенная и состоит из нескольких блоков.
1. Обучающий модуль - включает обзорные и узкотематические экскурсии, лекции, беседы, музейные занятия и т.д. на темы, связанные с традиционной бытовой культурой ханты, традиционной архитектурой, ремеслами, экологическими и промысловыми традиционными знаниями, духовной культурой, традиционной кухней.
2. Практический модуль - представлен мастер-классами, практическими и тренировочными занятиями, выполнением заданий для самоподготовки и т.д.
3. Конкурсная программа - это игры, конкурсы, интеллектуальные турниры, викторины и т.д.
4. Организация досуга.
В течение всей экспедиции участники выполняют определенные задания, соответствующие модулям и темам программы. К концу экспедиции по числу заработанных «кедриков» (баллов) определяется команда (ватага) - победитель.
К довольно необычной новационной музейно-образовательной форме относится мероприятие, проводимое на территории Природно-этнографического парка-музея «Живун» и направленное в первую очередь на сохранение и трансляцию нематериального культурного наследия, - музейный фестиваль традиционных ремесел «Земля мастеровая». В рамках этой экспедиции проводится также мероприятие, направленное в первую очередь на сохранение и трансляцию нематериального культурного наследия, - музейный фестиваль традиционных ремесел «Живые ремесла».
В ходе фестиваля мастера, представляющие различные традиционные ремесла северных ханты (строительное ремесло, обработка дерева, кости, бересты, соломы, кедрового корня, рыбьих кож, оленьего меха, металла и др.), изготавливают экспонаты для предметных и объектных фондов парка-музея, проводят мастер-классы. Посетители и гости фестиваля могут наблюдать за происходящим и принимать активное участие.
В 2020 г., в связи с распространением СОУШ-19, введением режима всеобщей самоизоляции в парке-музее внедрен новый метод работы с посетителями - это дистанционная работа в сети Интернет. Впервые применены методики работы в удаленном доступе по проведению лекций («Животные Шурышкарского района», «Рыбы Шурышкарского района», «Лебеди», «Краснозобая казарка», «Гуси», «Ворон»), выставочных проектов («Живун - этнокультурный диалог под открытым небом»); в рамках проекта «История одного экспоната» - «Топорик для глушения рыбы», «Покрытие из бересты на чум», «У-образный наконечник стрелы»), мастер-классов («Нянь Вой - ритуальные фигурки зверей из теста», «Берестяная маска для медвежьего праздника»), видеоэкскурсий («Рыболовство в бассейне реки Оби», «Природный календарь», «Я работаю в
Рис. 5. Встреча гостей. Фото Н.В. Золотарёвой.
музее»). Кроме того, была проведена онлайн-экскурсия на языке народа ханты «В гостях у северных хантов».
Из всего вышесказанного следует, что сотрудники Природно-этнографического парка-музея «Живун» успешно используют достижения музейной педагогики, а также привносят новое в видовое разнообразие музейно-образовательных форм, направленных на популяризацию этнокультурного наследия северных ханты; актуализацию традиционных ремесел, быта и культуры; вовлечение детей в культурные мероприятия, каждое из которых сопровождается демонстрацией традиционной одежды, угощениями и знакомством с неповторимым колоритом северной природы.
Обратимся к опыту применения форм музейной педагогики в Республике Алтай, где ведущую роль в этом направлении играет Национальный музей им. А.В. Анохина в Горно-Алтайске.
Музей на протяжении всей своей истории, начиная с приобретения первых коллекций в 1918 г., и на современном этапе подтверждает статус главного национального музея -хранителя этнокультурного наследия алтайцев.
В музее разрабатываются различные этнокультурные программы, как традиционные, так и новационные. Помимо экскурсии, знакомящей с традиционной культурой алтайцев, с 2019 г. сотрудниками культурно-образовательного отдела Национального музея им. А.В. Анохина разрабатываются для учащихся школ музейные уроки этнокультурной направленности, среди них - «Традиционное жилище алтайцев», «Конь в культуре алтайцев».
На музейном уроке «Традиционное жилище алтайцев» школьников знакомят с конструктивными особенностями юрты, предметами быта, утварью, а также с символическими смыслами, связанными с ними.
Музейный урок «Конь в культуре алтайцев» пользуется популярностью не только у школьников, но и у взрослых. В ходе урока сотрудники музея рассказывают о роли коня в традиционной культуре алтайцев и действующих в отношении него табу, которые соблюдаются по сей день. Также изучаются элементы конского снаряжения в теории и на практике - в формате интерактивной игры участники получают навыки седлания лошади.
Новационными музейно-образовательным формами, активно используемыми в работе рассматриваемого нами музея, являются музейный праздник, музейный конкурс, музейное дефиле, музейный квиз (англ. quiz - «викторина», «опрос») и др.
Ежегодно в музее проводится национальный праздник Чага-байрам - Новый год по лунному календарю. В феврале 2018 г. в рамках празднования Чага-байрам в музее состоялся этнический концерт с участием фольклорного ансамбля «Кун Керел» под руководством заслуженной артистки РФ Ираиды Охриной и заслуженного артиста РФ - Болота Байрышева, который в конце своего выступления передал в фонды музея традиционный алтайский музыкальный инструмент - шоор, ранее принадлежавший известному исполнителю В.Б. Киндикову.
Почти год спустя, в рамках празднования Чага-байрам, по инициативе директора ГорноАлтайского ботанического сада А.А. Ачимовой в музее состоялся музейный урок «Цветы травы на алтайском войлоке» («Олонин они алтай кебисте»). Посетители узнали о растениях, которые применялись в народной медицине и использовались в качестве растительных красителей. Тогда же была проведена церемония алтайского чаепития «jаны jылдын талканду чайы», сопровождающаяся рассказом о его правилах и традициях (рис. 6, 7).
Сотрудниками музея организовываются и проводятся конкурсы с целью сохранения и развития традиционных ремесел. В 2019 г. для популяризации традиционной женской одежды замужней женщины музеем был организован конкурс «Чегедек XXI чакта» («Чегедек в XXI веке»). При проведении конкурсных мероприятий посетители музея могли узнать о самобытных национальных традициях в искусстве конструирования и шитья национальной одежды и особенностях ее ношения. Мероприятия конкурса были направлены на воспитание и формирование эстетических вкусов у подрастающего поколения.
В конкурсе приняли участие женщины из разных районов республики, а итоги конкурса были подведены во время Всероссийской акции «Ночь искусств», в ходе которой состоялось музейное дефиле моделей в национальных костюмах, а затем торжественное открытие выставки «Чегедектин курман ]олы - вечный путь чегедека». На выставке представлена многовековая история чегедека: от забвения до возрождения; от первых поступлений в музей, датируемых первой половиной XX в., и до современных образцов (рис. 8).
Отличительной чертой музейно-педагогической деятельности Национального музея им. A.B. Анохина является то, что этнокультурные образовательные мероприятия,
традиционные и новационные, встраиваются в более масштабные музейные события международного, национального, республиканского, городского уровней.
Так, стабильно на протяжении семи лет в программу международной акции «Ночь в музее» и всероссийской акции «Ночь искусств» сотрудниками музея включены музейно-образо-вательные формы, ассоциированные с этнокультурной тематикой, при этом учитывающие тендерную и возрастную специфику аудитории. Так, у мужчин наибольший интерес неизменно вызывает мастер-класс «Резьба по дереву и кости», для проведения которого были приглашены именитые мастера, готовые поделиться своим опытом. Для женщин организованы мастер-классы по обработке войлока: мастера показывали ученицам, как наносить национальный орнамент на небольшие панно; мастер-класс по пошиву байры (мешочка для хранения пуповины новорожденного) - детского оберега. В мировоззрении алтайцев считается, что кин (пуповина) является вместилищем души ребенка, поэтому ее необходимо беречь.
Рис. 6. Музейный урок «Цветы и травы на алтайском войлоке» («Олонин они алтай кебисте») в рамках празднования народного праздника Чага-Байрам. Фото М.Ю. Чарышовой.
Рис. 7. Чаепитие «¡аны ¡ылдын талканду чайы» в рамках празднования народного праздника Чага-Байрам. Фото М.Ю. Чарышовой.
Рис. 8. Участницы конкурса «Чегедек XXI чакта» («Чегедек в XXI веке»). «Ночь искусств-2019». Фото М.Ю. Чарышовой.
Рис. 9. «Ночь искусств - 2019». Интерактивная игра «Заседлай коня». Фото М.Ю. Чарышовой.
Детям представлены интерактивные программы. Среди них музейная игра «Заседлай коня», в процессе которой дети узнают об утилитарных и знаковых функциях конской упряжи, правилах седловки лошадей и актуальных по сей день запретах в обращении с лощадью (рис. 9).
В январе 2020 г. на музейном экологическом празднике «Золотые горы Алтая», приуроченном к международному дню гор, проведены национальные игры «камчы согыш» и «тебек»; организован музейный праздник «Раскрой тайны музея с помощью магии», элементами которого стали музейный квест по залам постоянной экспозиции «Алтайская этнография» и национальная алтайская игра «шагайактар».
В феврале 2020 г. прошла апробацию новая музейно-образовательная форма - музейный квиз -интеллектуальная игра по типу викторины - для студентов учебных заведений Горно-Алтайска. Задача участников - ответить на вопросы об истории народного праздника Чага Байрам и выполнить задания на знание живописных и графических произведений известного художника, общественного и политического деятеля Григория Ивановича Чорос-Гуркина, в которых отражены традиционные занятия алтайского народа, сцены из повседневной жизни и ритуалы (рис. 10).
Адаптивные возможности музейной педагогики проявились как никогда в 2020 г. по причине распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) и введения карантина. В связи с этим музеи были вынуждены искать новые дистанционные формы работы с посетителями. Сотрудниками Национального музея им. A.B. Анохина были разработаны тематические виртуальные экскурсии, в т.ч. виртуальная экскурсия о сказителях Алтая, с целью популяризации алтайского фольклора, в частности - героического эпоса.
В новый формат были экстренно переведены полюбившиеся всем международная акция «Ночь в музее - 2020» и всероссийская акция «Ночь искусств». В рамках этих мероприятий среди этнокультурных программ были представлены следующие:
- видеоролик «Завещанный бубен» цикла «Из истории музейных коллекций», в котором рассказывается об уникальном экспонате этнографической коллекции - бубне известной шаманки Саата, которая в 1920 г. завещала Г.И. Чорос-Гуркину;
- мастер-класс по изготовлению браслета из ракушек моллюска каури, издревле почитаемого тюрками Алтая как символ жизни, плодородия и богатства.
Из вышесказанного следует, что методы и формы музейной педагогики вполне результативно применяются сотрудниками Нацио-
Рис. 10. Квиз для студентов учебных заведений Горно-Алтайска. Фото М.Ю. Чарышовой.
нального музея им. А.В. Анохина в популяризации этнокультурного наследия среди местного населения и гостей республики, а также в воспитании подрастающего поколения в духе алтайских традиций.
Итак, подведем итоги. Общим для Природно-этнографического парка-музея «Живун» и Национального музея им. А.В. Анохина Республики Алтай является активное развитие музейной педагогики как одного из магистральных направлений деятельности, применение традиционных и новационных музейно-образовательных форм, а также новаторский творческий подход в их создании, ориентированный на актуализацию этнокультурного наследия и учитывающий запросы общества.
Рассмотренными музеями был раскрыт адаптивный потенциал музейной педагогики: сложные погодные условия или пандемия оказывались вовсе не препятствием, а возможностью для поиска и апробирования новых музейно-образовательных форм.
Специфика музейно-педагогической деятельности обозначенных музеев обусловлена особенностями их локализации и типом музея. Так, возможность использования обширной природно-культурной среды парка-музея «Живун» определила появление такой новаци-онной музейно-образовательной формы, как детская этнографическая экспедиция «Кедровый остров».
Национальный музей им. А.В. Анохина расположен в республиканском центре, поэтому на нем лежит задача транслировать идею важности сохранения и актуализации этнокультурного наследия как символа и гаранта территориальной национальной автономности, которая в своей практической реализации приобретает форму экскурсий, музейных уроков, мастер-классов, музейных конкурсов и др., многие из которых вкраплены в программу мероприятий разной тематики и уровня - от международного до городского, отмечаемых в регионе.
Таким образом, музейная педагогика является эффективным инструментом актуализации этнокультурного наследия северных ханты и алтайцев, что подтверждает разнообразие и рост числа музейно-образовательных форм, а также многолетний неизменный интерес посетителей к музейным мероприятиям парка-музея «Живун» и Национального музея им. А.В. Анохина.
Литература
Курьянова Т.С. Актуализация культурного наследия коренных народов в музеях Южной Сибири. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. 256 с.
Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости. 2017. № 7 (256). С. 142-149.
Шляхтина Л.М. Музейная педагогика в современных реалиях // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 3 (40). С. 109-112.
Янеева М.А., Пащенко М.Ю. Мотивационные акции и организация творческих музейных объединений как способ привлечения посетителей в музей // Ученые записки (АГАКИ). 2017. № 4 (14). С. 63-67.
References
Kuryanova, T.S. (2015). Aktualizatsiya kul'turnogo naslediya narodov v muzeyakh Yuzhnoy Sibiri [The cultural heritage's actualization of indigenous peoples in the museums of Southern Siberia]. Tomsk, Izdatel'skiy Dom TGU. 256 p.
Reprintsev, A.V., Sukhorukov, I.S. (2017). Formirovaniye etnokul'turnoy identichnosti podrostkov i yunoshestva kak problema sovremennoy psikhologii i sotsial'noy pedagogiki [Formation of ethnocultural identity of adolescents and youth as a problem of modern psychology and social pedagogy]. In Scientific Bulletin. No. 7 (256), pp. 142-149.
Shlyakhtina, L.M. (2019). Muzeynaya pedagogika v sovremennykh realiyakh [Museum pedagogy in modern realities]. In Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture. No. 3 (40), pp.109-112.
Yaneeva, M.A., Paschenko, M.Yu. (2017). Motivatsionnyye aktsii i organizatsiya tvorcheskikh muzeynykh ob"yedineniy kak sposob privlecheniya posetiteley v muzey [Motivational actions and the organization of creative museum associations as a way to attract visitors to the museum]. In Uchenye zapiski (AGAKI). No. 4 (14), pp. 63-67.
Статья поступила в редакцию 24.02.2021 г.