Инновации, технологии
УДК 069:39(571.121X045) Е. А. Комова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В МУЗЕЯХ ЯМАЛА: КОНЦЕПЦИИ И ЭКСПОЗИЦИИ1
Музейные экспозиции - яркая и востребованная форма презентации этноресурса. Ямало-Ненецкий автономный округ - один из самых музеефицированных регионов Российской Арктики и имеет огромный опыт реализации самых разных проектов этнической направленности. Рассматриваются концепции и этнографические экспозиции четырех музеев ЯНАО: Музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского (г. Салехард), Приуральского районного краеведческого музея (с. Аксарка), Дома-музея «Коми-изба» (с. Мужи) и Природно-этнографического парка-музея «Живун» (д. Ханты-Мужи). Анализируются направления и результаты их деятельности. В построении этнографических экспозиций использованы разные концептуальные подходы (тематический, ансамблевый, интерьерный, открытое хранение). Первенство по внедрению в музейное пространство мультимедийных технологий принадлежит Музейно-выставочному комплексу им. И. С. Шемановского. Аутентичность и этнический колорит музеям и их экспозициям придают не только подлинные предметы, собранные на территориях проживания коренного и старожильческого населения, но и сами музейные коллективы, поскольку здесь работают представители ненцев, коми и хантов, экспозиции создавались по их инициативе и с их непосредственным участием. Используя различные формы работы как с предметами, так и с посетителями, музеи Ямала выполняют задачи сохранения и популяризации этнокультурного наследия региона, служат базой для проведения региональных и международных мероприятий, выступают инициаторами новых этнопроектов. Лидерами по количеству и разнообразию форм музейной работы с посетителями выступают «Коми-изба» и «Живун». Среди общих проблем музеев - отсутствие специализированных помещений, нехватка специалистов, свертывание экспедиционной и собирательской деятельности.
Ключевые слова: музей, этнокультурное наследие, этнографическая экспозиция, Ямало-Ненецкий автономный округ, ненцы, ханты, коми, селькупы
DOI: 10.35634/2224-9443-2023-17-4-587-596
Музеи выступают сокровищницами этнического и культурного наследия страны, представленного предметами материальной и духовной культуры, быта, традиций и обычаев. Помимо важнейшей хранительской функции значимую роль играет презентация этнографических собраний в экспозициях. Разнообразие научных и визуальных концепций, реализуемых в российских музеях, создает большой пласт уникальных знаний и опыта представления разных культур в одном пространстве. В последние три-четыре десятилетия этнопарки, музеи под открытым небом и постоянные музейные экспозиции стали одной из наиболее ярких и востребованных форм презентации этноресурса регионов. При профильном разнообразии большинству из них свойственна этнографическая и эколого-этнографическая направленность, что вполне оправдано: северная этнография весьма колоритна и привлекательна для посетителей, вызывает интерес у внутренних и внешних туристов [Перевалова 2019, 271]. Одной из проблем на пути широкой презентации этноресурса в музеях является «музейное мышление», когда деятельность хранителей (сохранителей культуры) и работа популяризаторов (интерпретаторов и экспозиционеров) сталкиваются, образуя если не конфликт, то контрапункт. В плане коммуникации они расходятся к полюсам предпочтения устоявшихся приемов (закрытости) и тяги к новшествам, включая цифровизацию, медиа-презентацию, интерактивность (открытость). Сегодня происходит своего рода вскрытие музеев, возвращение многих из них к первоначальной (античной) миссии театров и форумов. Неслучайно теория коммуникации стала ведущей в музеологии, обеспечив сдвиг внимания от музейного предмета к человеку-в-музее и референтному для музея сообществу. В этом выражается переход от взгляда на предмет как капсулу смысла к его вовлечению в
1 Исследование подготовлено при поддержке гранта РНФ «Северность России и этнокультурный потенциал Арктики», проект № 22-18-00283 (рук. А. В. Головнёв).
Щ
актуальный обмен смыслами [Головнёв 2019]. Еще один важнейший аспект, завязанный на роли и значении музеев в современном мире, — обострение проблемы размывания национальных особенностей, прерывания и утраты естественных механизмов трансляции этнических традиций. В связи с этим музеи играют роль платформы сохранения и актуализации этнокультурного наследия - совокупности материальных и нематериальных элементов этнической культуры, признаваемых в качестве ценности не только данным народом, но и окружающим полиэтническим сообществом [Курьянова, Золотарёва, Чарышова 2021].
Ямало-Ненецкий автономный округ Тюменской области (далее - ЯНАО) - один из самых музе-ефицированных регионов Российской Арктики. Сеть музейных учреждений ЯНАО на 2023 г. включает 16 государственных музеев. Музеи с краеведческими (включая этнографические) и историко-этнографическими экспозициями составляют большинство2. Для анализа концепций и экспозиций были выбраны четыре музея: Приуральский районный краеведческий музей (с. Аксарка), Музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского (г. Салехард), Дом-музей «Коми-изба» (с. Мужи) и Природно-этнографический парк-музей «Живун» (д. Ханты-Мужи).
В статье используются полевые материалы, собранные автором во время совместной экспедиции с Ю. С. Коньковой (научный сотрудник Лаборатории музейных технологий МАЭ РАН) в г. Салехард, Приуральский и Шурышкарские районы ЯНАО летом 2023 г. Собранные в ходе экспедиции документы и интервью позволяют рассмотреть роль музеев в культурной жизни региона и их значение в сохранении, популяризации и трансляции этнокультурного наследия Российской Арктики.
Музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского
Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского, созданный по постановлению губернатора ЯНАО № 292 от 11.10.2002, является правопреемником государственных учреждений «Ямало-Ненецкий окружной краеведческий музей им. И. С. Шемановского» и «Выставочный центр»3. Окружной музей имеет столетнюю историю, связанную в первую очередь с его основателем — Иваном Семёновичем Шемановским (в монашестве отцом Иринархом). В 1906 г. в с. Обдорск (ныне г. Салехард) было создано Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера, впоследствии МВК [Липатова 2005]. Сегодня коллекции фондов МВК насчитывают более 240 тыс. ед. хр.
Действующая этнографическая экспозиция под названием «Пересечение трех миров» была подготовлена в 2021 г. благодаря национальному проекту «Культура» [НА МВК. Приказ № 87 «Об изменении и утверждении нового названия выставки»]. Как отмечают сотрудники музея, научная концепция новой экспозиции в основном совпадает с предыдущей, которая называлась «Этнические картины» и была разработана А. А. Арефьевой в 2010 г. [НА МВК. Арефьева А. А. Топографическая опись...]. Главным отличием стало внедрение в музейное пространство современных мультимедийных технологий. Авторство научной концепции действующей экспозиции принадлежит Н. В. Перце-ву [НА МВК. Перцев Н. В. Концепция и тематико-экспозиционный план выставки.] художественное решение - С. М. Баранову.
Согласно пресс-релизу, основная идея реэкспозиции - трехчастное представление о мире у коренных народов Нижнего Приобья, в центре которого находится Мировое древо [НА МВК. Пресс-релиз выставки]. Этнографическая экспозиция решена в ансамблево-тематическом ключе. Основные тематические блоки: духовный мир, материальный мир, верхний мир. Центральными объектами экспозиции выступают два полноразмерных чума (летний и зимний). Сотрудники МВК самостоятельно устанавливали чумы, но для обустройства внутреннего убранства приглашали представителей коренного населения.
Авторы концепции старались относиться максимально корректно к презентации этнических культур. Опасались, например, негативных отзывов по поводу нахождения в одной витрине деревянных идолов, относящихся к разным народам.
В художественном решении экспозиции большое значение придавалось игре света и тени, создающей атмосферу таинственности и магии. Мистическое впечатление усиливается проекцией северного сияния. Как отмечает С. М. Баранов, свою задачу как художника он видит в работе над впе-
2 Музеи Ямала. URL: https://mvk.yanao.ru/museum/ (дата обращения: 15.09.2023).
3 Музейно-выставочный центр им. И. С. Шемановского. URL: https://mvk.yanao.ru/about/ (дата обращения: 15.09.2023).
Этнокультурное наследие в музеях Ямала
чатлением у посетителей: «Хотелось сделать пространство более такое мистическое, чтобы было и сияние, поэтому мы сделали небо на основе линогравюры Райшева Геннадия из Ханты-Мансийска. Полностью отсекли свет дневной и сделали эти подсветки» [С. М. Баранов, ПМА 2023].
Впрочем, увлечение игрой света и тени сделало зал мрачным, к тому же в полутьме сложно читать этикетаж и пояснительные тексты. Еще одним важным художественным решением стало украшение фриза орнаментами коренных малочисленных народов.
В новой экспозиции активно использованы мультимедийные технологии. Самыми привлекательными для посетителей являются аттрактивные экспонаты «Зимний чум» и «Промысловый календарь коми». Один из чумов (летний берестяной) представлен частично, чтобы сократить используемое пространство и добавить ряд технологических устройств. В центре зала представлена мультимедийная версия промыслового календаря коми: расположенные по кругу месяцы года с главными символами - зверями [о символике календаря см.: Конаков 2004].
Если сравнить научно-художественную концепцию и осуществленное решение, то можно выделить несколько расхождений. Например, в концепции представлен один чум, половина покрышек которого летние (из бересты), половина - зимние (из шкур), а в экспозиции собраны два чума, расположенные по диагонали друг от друга, но зимний чум представлен полностью, а летний - фрагментарно. Комментируя эти расхождения, авторы ссылаются на дефицит времени: «Еще много чего должно было быть визуального..., но это просто уже физически не осилили. мы даже с манекенами толком не разобрались» [С. М. Баранов, ПМА 2023]. Среди недоработок отмечается «молчаливость» экспозиции - отсутствие этикетажа, пояснительных текстов, звукового и видеосопровождения. При этом работы по дополнению этикетажа, корректировке освещения, расширению и адаптации мультимедиа проектов в действующей этнографической экспозиции продолжаются. Автор не без юмора отмечает, что тундровая жизнь так быстро обновляется, что при реэкспозиции придется «поставить и чум со спутниковой тарелкой, чтобы телевизор там работал» [Н.В. Перцев, ПМА 2023].
Этнографическая экспозиция МВК нередко становится площадкой для школьных уроков по истории и культуре народов Ямала по новому учебному курсу «История Ямала». Кроме того, в МВК проходят многие мероприятия с этнической компонентой. Например, О. В. Соболева проводит мастер-класс по изготовлению современных изделий (кардхолдер, визитница и т. д.) из традиционных для коренных народов материалов, в том числе из рыбьей кожи. Музей участвует во всероссийских акциях, таких как Ночь музеев, Ночь искусств, Этнографический диктант.
В отзывах посетителей содержатся как высокие оценки экспозиции МВК («практически 100 % погружение в культуру и быт коренных жителей»; «очень современная и интересная экспозиция музея»), так и критические замечания, например, об отсутствии в экспозиции информации о коми населении: «Главный музей округа, а они абсолютно об этом не говорят. В фондах это есть, но они это не показывают. Когда у них обзорная экскурсия проводится, они вообще о коми не говорят». (Справедливости ради отметим, что одним из ключевых объектов экспозиции является «Промысловый календарь коми».)
Вместе с тем в замечаниях посетителей подчеркивается особый статус окружного музея. МВК - не просто «хранилище старых вещей». Это площадка позиционирования сегодняшних ценностей (неслучайно представители коми настаивают на более выразительном представлении в экспозиции их народа) и современных технологий (тем более что действительно сегодняшние кочевники смотрят в чумах цифровое телевидение). В этом смысле региональный музейный комплекс ориентирован как в прошлое, так и в будущее, что неизбежно отражается на стиле и оснастке его экспозиций и спектре проводимых мероприятий. Оставаясь главным культурным институтом в масштабах города и округа, МВК служит опорным пунктом для презентации культуры и традиций коренного населения Ямала на всем пространстве Российской Арктики.
Приуральский районный краеведческий музей
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Приуральский районный краеведческий музей» находится в с. Аксарка Приуральского района ЯНАО. История музея началась в 1980-х годах со школьного туристского краеведческого кружка и музея при нем, на базе которого 22 октября 1991 г. был создан краеведческий музей4.
4 Приуральский районный краеведческий музей. URL: https://priuralye-rkm.ru/wp-content/uploads/2016/02/ Reshenie-ob-otkrytii-muzeya.jpg (дата обращения: 15.09.2023).
Сегодня в музее работают 13 сотрудников. Фондовое собрание насчитывает около 10 000 предметов. Здание, в котором располагается музей, принадлежало ранее районному Комбинату бытового обслуживания, и его адаптация к музейной работе стоила немалых усилий. В одном из пяти постоянных выставочных залов располагается экспозиция «Этнография», где представлена культура коренного населения5.
Работа над этнографической экспозицией под руководством Гаврилы Алексеевича Лаптандера была начата в 1999 г. Первоначально проект готовила группа специалистов из Свердловской области, но их концепция была отклонена, так как подразумевала помещение музейных предметов в специальные стеклянные витрины, что, по мнению сотрудников музея, затруднило бы коммуникацию между экспонатом и посетителем.
Г. А. Лаптандер, выходец из семьи кочующих ненцев, сам разработал концепцию новой экспозиции и воплотил ее в жизнь. В небольшом зале заняли место и чум, и нарты, и традиционная одежда, и другие предметы материальной и духовной культуры. Его подход к созданию экспозиции - тематический с открытым хранением. Центральный экспонат - модель чума с манекеном женщины и ребенком в люльке. Для расширения визуального поля экспозиции зал драпирован фотообоями с изображением повседневной жизни кочевников Ямала (автор фотографий Г. А. Лаптандер).
Адаптированная к помещению и нуждам экскурсоводов модель летнего брезентового чума не в полной мере соответствует традиционному жилищу кочевников, однако за счет оригинальных экспонатов (нарты, арканы, одежда) стала главным объектом экспозиции и рассказа об оленеводстве и кочевом быте коренного населения Ямала. В экспозиции также представлено одно из важнейших занятий коренного населения региона - рыболовство (плетеные ловушки, сети, весла; в единственной стеклянной вертикальной витрине - кожа рыбы, мешок из кожи налима, деревянный черпак для бударки и грузила). Важным элементом экспозиции стал этикетаж: информация о предмете, а часто и его дарителе дублируется на языке коренного народа.
Из-за ограниченного пространства предметы охоты и духовной культуры представлены в экспозиционном зале «Природа» - реконструкция святилища (священное дерево с рогами оленя и повязанными на него цветными ленточками), здесь же выставлены шаманские атрибуты (бубен). По отзывам экскурсоводов, это пересечение тем создает сложность в выстраивании экскурсионного маршрута.
Экспозиция сильна подлинностью экспонатов, большинство из которых были собраны в этнографических экспедициях сотрудников музея в конце ХХ - начале XXI в.
В перспективе музей должен переехать в новое здание, строящееся для всех учреждений культуры Аксарки: библиотеки, музыкальной школы и краеведческого музея. Г. А. Лаптандер планирует изменить этнографическую экспозицию, чтобы обеспечить смысловой переход от природы к этнографии (охота, оленеводство, рыбалка и т. д.).
Таким образом, в основе концепции этнографической экспозиции Приуральского районного краеведческого музея лежит мироощущение и мировоззрение носителя ненецкой кочевой культуры, являющегося создателем экспозиции и одновременно заведующим отделом по охране памятников истории и культуры музея и его самым востребованным экскурсоводом.
Наряду с экспозицией, этнография представлена в целом ряде мероприятий, проводимых музеем. Например, сбор предметов осуществляется в ходе праздников или сбора детей в школы на вертолетах, организованных администрацией Приуральского района.
Взаимодействие сотрудников музея с кочующими оленеводами позволяет поддерживать и возрождать традиции. Например, совместными усилиями был восстановлен праздник Та ер яля (День середины лета), когда оленеводы Севера благодарят небо за дары природы, за милость и благосклон-ность6. В самом музее в ходе экскурсий по этнографической экспозиции проводится мастер-класс по плетению аркана (благодаря тому, что предметы находятся в открытом доступе, их можно трогать и рассматривать со всех сторон). В числе разработанных Г. А. Лаптандером проектов - «Игры и забавы коренных народов Севера», рассчитанный на детей и подростков. В 2022 г. Приуральский музей выступил организатором конкурса блюд народов России «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим...», в котором были представлены угощения русских, ненцев, ханты и коми (по-
5 Приуральский районный краеведческий музей. URL: https://priuralye-rkm.ru/ob-uchrezhdenii/ (дата обращения: 15.09.2023).
6 Приуральский районный краеведческий музей. URL: https://priuralye-rkm.ru/novosti/ta-er-yalya-odin-iz-samyh-pochitaemyh-prazdnikov-korennyh-narodov-severa/ (дата обращения: 15.09.2023).
Этнокультурное наследие в музеях Ямала
бедителем признана рыбная строганина юных мастеров из хантыйского рода Тайшиных)7. Сотрудники музея присоединяются к общероссийским и региональным праздникам и фестивалям (Ночь музеев, Ночь искусств, День оленевода, День рыбака и т. д.).
Таким образом, этнографическая деятельность Приуральского музея разнообразна и постоянна, основана на традиционных знаниях коренных жителей, работающих в музее. В отзывах посетителей выражена благодарность экскурсоводам за «сохранение истории», за «воспоминания о детстве», за возможность узнать «много интересного о жизни ненцев» и погрузиться «в быт коренных народов». Как подчеркивает создатель этнографической экспозиции Г. А. Лаптандер, залог успеха экспозиции — ее открытость и доступность, позволяющая «оживлять» предметы путем их физического использования в ходе экскурсий и мастер-классов. Интерактивность этнографической экспозиции обусловлена не модой на музеи, где все вещи можно трогать руками, а характером традиционной культуры народов Ямала с ее эстетикой практичности [о северной эстетике см.: Головнёв 2017].
Дом-музей «Коми изба»
Дом-музей «Коми изба» находится в с. Мужи Шурышкарского района ЯНАО8 и является самостоятельным структурным подразделением МБУ «Шурышкарский районный музейный комплекс имени Г. С. Пузырёва». В штате музея три сотрудника9.
Идея создания музея культуры народа коми впервые родилась при основании районного музея в 1986 г. Помещение для музея (два зала) было выделено в здании церковно-приходской школы. Здание выстроено в традициях северно-русской архитектуры рядом с церковью. Таким образом, Дом-музей «Коми изба» вместе с православным храмом и воскресной школой составляют единый ансамбль и культурный центр. Идейным вдохновителем и первой заведующей нового музея стала А. А. Худалей. Экспозиция музея (автор концепции Л. А. Филиппова) была открыта 10 декабря 2006 г.
Сегодня «Коми изба» позиционируется как этнографический музей, хранилище материальной и духовной культуры, этнической истории коми-зырян Северного Зауралья10. В музее два зала: в первом размещена постоянная экспозиция, во втором - временные выставки.
Постоянная экспозиция воспроизводит внутреннее убранство традиционной коми избы середины XIX - начала XX в.
В построении этнографической экспозиции использованы устные свидетельства, воспоминания старожилов и архивные материалы, описания путешественников и очевидцев (исследователя И. М. Воропая, священника З. Козлова), а также научные разработки современных исследователей истории и культуры коми (Н. А. Повод и др.). Экспозиция создавалась при участии представителей коми, которые приносили в музей свои вещи [Золотарёва, Филиппова, с. 2].
Интерьерный подход к построению экспозиции соответствует главной идее, заложенной в самом названии музея - «Коми изба». В залах отсутствуют витрины, экспонаты «окружают» посетителя. При входе в зал посетитель обнаруживает справа от входа печь (модель-реконструкция), на стене располагается различная хозяйственная утварь. Прямо напротив входа женские манекены в традиционной одежде. Здесь же шкаф, стол, красный угол, деревянная кровать с пологом, подвешенная люлька и сундук. Этикетаж содержит информацию о предметах на двух языках, русском и коми.
Нынешняя заведующая «Коми избы» Людмила Александровна Филиппова видит перспективу развития музея и его экспозиции в постройке традиционной коми усадьбы с надворными постройками, сеновалом, баней и оградой.
Важным дополнением в новой концепции станет зал, посвященный известному коми-ненецкому писателю, одному из основоположников литературы коренных народов Севера И. Г. Истомину (1917-1988). В музейном комплексе хранится обширный фонд с относящимися к его творчеству материалами, фотографиями и описаниями [НА ШРМК. Ф. 54].
Среди мероприятий, проводимых в «Коми избе», выделяются тематические экскурсии в формате субмерсии - погружения в культуру коми путем костюмированного представления (посетители
7 Приуральский районный краеведческий музей // ВКонтакте. URL: https://vk.com/wall-114198590_6219 (дата обращения: 15.09.2023).
8 Шурышкарский районный музейный комплекс имени Г. С. Пузырёва. URL: https://muji-museum.ru/media/-2023/05/26/1277829861/Polozhenie_Komi_izba.pdf (дата обращения: 15.09.2023).
9 Шурышкарский районный музейный комплекс имени Г. С. Пузырёва. URL: https://muji-museum.ru/-media/2023/08/14/1283430565/struktura_muzejnogo_kompleksa_2023_god.pdf (дата обращения: 15.09.2023).
10 Дом-музей «Коми изба». https://muji-museum.ru/dom-muzej-komi-izba URL: (дата обращения: 15.09.2023).
могут облачиться в специально сшитые стилизованные костюмы). Сотрудники придумывают разнообразные музейные занятия, например, мастер-классы «Плетение коми пояса», «Зырянские калитки» и др. Из мастер-классов выросла пошивочная мастерская (пока она проходит в виртуальном формате на базе «Коми избы»). Музей активно участвует во всероссийских акциях Ночь искусств, Дни национальных культур и др.11.
Культурно-массовые мероприятия проводятся по различным темам, связанным с календарными датами, православными праздниками, обрядами жизненного цикла: «Коми посиделки», «Свадьба коми», «Крещение ребенка» и др. Стало традиционным проведение православных праздников: Рождества, Крещения, Пасхи, Троицы [Золотарёва, Филиппова, с. 8].
В музее реализуются образовательные программы по изучению литературного варианта коми языка - музейные уроки «Сёрнитам чужан кылон» («Говорим на родном языке»). Обучение проводит серебряный волонтер Н. Д. Рочева (автор букваря и учебников на коми-ижемском диалекте)12.
Проект «Каслающий музей», инициатором которого выступила Л. А. Филиппова, существует с 1999 г. В феврале сотрудники отправляются в путешествие по труднодоступным населенным пунктам района и знакомят жителей с новыми выставками и культурными ценностями, хранящиеся в музейных фондах. В 2023 г. проект «Каслающий музей» не только посетил села Шурышкарского района, но и выехал в соседний Ханты-Мансийский автономный округ, побывав в пгт. Березово и с. Теги [Золотарёва, Филиппова, с. 4].
На базе «Коми избы» создано общественное движение «Изьватас» (ранее оно именовалось «Мыжисаяс»). Его участники совместно решают вопросы о проведении районных мероприятий и делегировании своих представителей на различные съезды, фестивали и праздники, проводимые в округе и Республике Коми [НА ШРМК. Филиппова Л. А. Экскурсия.].
В отзывах посетители Дома-музея «Коми изба» благодарят за интересные и «очень познавательные экскурсии в прошлое», за прикосновение к «уютной атмосфере». Примечательно, что для гостей музея круг самых аттрактивных экспонатов - традиционная женская одежда и головные уборы коми. Сотрудники добавляют к опорным элементам их деятельности язык: «Язык и костюм - это наше всё».
Дом-музей «Коми изба» играет важную роль в сохранении и актуализации материального и духовного наследия народа коми. Этнографическая экспозиция выстроена по интерьерному принципу, основываясь на архивных материалах, воспоминаниях старожилов и научных разработках. Сохраняя традиционные формы работы, сотрудники постоянно разрабатывают новые проекты, отвечающие запросам посетителей. Аутентичность экскурсий, мастер-классов и музейных занятий обеспечивается наличием сотрудников - носителей культуры и языка. Значительное место в деятельности музея занимает сохранение родного языка. Отзывы посетителей свидетельствуют о накопленном опыте возрождения традиционной культуры, популяризации этнокультурного наследия коми-зырян в масштабах не только района, но и округа. Неслучайно «Коми изба» стала штабом общественного движения коми «Изьватас». Главная проблема сегодня - сохранение музея, поскольку Салехардская епархия настаивает на передаче здания полностью под нужды церковно-приходской школы.
Природно-этнографический парк-музей «Живун»
Природно-этнографический парк-музей «Живун» (ПЭПМ «Живун»)13, филиал МБУ «Шурыш-карский районный музейный комплекс имени Г. С. Пузырёва», расположен на территории нежилой деревни Ханты-Мужи Шурышкарского района ЯНАО. «Живун» основан по Постановлению администрации района от 07.06.1999 №. На конец 2020 г. совокупный фонд насчитывал 2125 ед. хр. [НА ШРМК. Золотарёва Н. В. Природно-этнографический парк-музей.]. В музее работают семь сотруд-
14
ников .
Инициатором ПЭПМ в 1980-х годах выступила Л. Ф. Липатова, и в 1999 г. парк-музей (впоследствии получивший название «Живун») был открыт. В фондах ПЭПМ сохранилась концепция «Этническая архитектура и традиционное природопользование в проекте музейной экспозиции под
11 Дом-музей «Коми изба» // ВКонтакте. URL: https://vk.com/wall-115800335_546 (дата обращения: 15.09.2023).
12 Дом-музей «Коми изба» // ВКонтакте». URL: https://vk.com/wall-115800335_582 (дата обращения: 15.09.2023).
13 Шурышкарский районный музейный комплекс имени Г. С. Пузырёва.URL: https://muji-museum.ru/prirodno-etnograficheskij-park-muzej-zhivun (дата обращения: 15.09.2023).
14 Шурышкарский районный музейный комплекс имени Г. С. Пузырёва. URL: https://muji-museum.ru/media-/2023/05/26/1277829760/Polozhenie_PMZh.pdf (дата обращения: 15.09.2023).
Этнокультурное наследие в музеях Ямала
открытым небом», подготовленная в 2008 г. коллективом авторов (Н. П. Анисимов, А. А. Арефьева, А. Г. Брусницына и др.). В тот период ПЭПМ включал пять стационарных построек, а также надворные постройки (навесы, дровяные чумы и пр.) и экспозиционный комплекс «Священное место» [Этническая архитектура. 2008, 4, 13-14].
«Живун» - средовой музей, комплекс под открытым небом архитектурных объектов, воссозданных по этнографическим и археологическим источникам, собранным сотрудниками музея в ходе экспедиций по Шурышкарскому району. В настоящее время в музее представлены девять стационарных экспозиционных комплексов: «Зимний комплекс», «Летний комплекс», «Священное место», «Охотничья тропа», «Куноватский святилищный комплекс», «Оленеводческое стойбище», «Войкар-ский комплекс с двухэтажным амбаром», «Летний Тохотгортский комплекс», «Реконструированный фрагмент частокола XV в. - Войкарский городок» [Курьянова, Золотарёва, Чарышова 2021, 169]. В зависимости от времени года на территории музея устанавливаются сезонные объекты: зимний меховой, летний берестяной и брезентовый чумы, сенные чумы и шалаши.
Возведенные постройки исторически и архитектурно реалистичны, и исполнены в соответствии с традициями хантов, хотя нельзя не отметить, что некоторые элементы выполнены с отхождением от традиции (оконные проемы, использование пиломатериалов для перекрытия кровли и настила полов и пр.) [Этническая архитектура. 2008, 14].
Все объекты предстают в виде ансамблей или одиночных построек, размещаются вокруг центральной площади. Интерьерное наполнение стационарных архитектурных объектов предметами происходит перед каждой экскурсией/мероприятием: экспонаты не выставляются на постоянной основе, а переносятся из фондов под определенное мероприятие. Это связано с отсутствием возможности работать в ежедневном режиме.
Главной формой взаимодействия с посетителями остается экскурсия. Показ начинается с обряда очищения дымом. Затем экскурсовод рассказывает об истории поселения, сообщает главную тему экскурсии - традиционный промысел и полукочевой образ жизни северных хантов. Перед постройками установлен информационный стенд, на котором изображен схематичный рисунок комплекса с пронумерованными объектами, а также описание каждого из них. Дополнительно даны названия на хантыйском языке, годы постройки и авторство.
Кроме того, к обзорной разработана тематическая экскурсия «Охотничья тропа»: по дикому лесу посетителей ведет экскурсовод от одной ловушки к другой, объясняя принцип устройства и пользования каждой. Больше всего посетителей привлекает самобытность: «все как вживую., само погружение., как жили, как быт вели».
Большое внимание уделяется сохранению традиционных ремесел. С 2008 г. в музее проводится районный музейный фестиваль национальных ремесел «Земля мастеровая». Это комплексное мероприятие включает фестивальную программу, рассчитанную на семь дней, с участием мастеров из числа коренных народов, представлявших разные ремесла (строительное ремесло, обработка дерева, кости, бересты, соломы, кедрового корня) [НА ШРМК. Куртямова М. И. Музейный проект.]. Созданные предметы остаются в фондах музея. Например, комплекс «Мужигорское святилище» был создан именно участниками фестиваля, которые вырубили 21 фигуру деревянных идолов [Перевало-ва, Перевалова, Брусницына 2016].
Еще один ключевой проект, вызревший в рамках фестиваля «Земля мастеровая», - реконструкция средневековой кузницы и возрождение кузнечного ремесла. Идея создания кузницы принадлежит А. Г. Брусницыной. Выложить горн пригласили мастера из Ханты-Мансийска, сотрудника музея «Торум Маа» В. Ю. Кондина15. Особую ценность проекту придает использование в отливке 3-0 моделей подлинников, хранящихся в фондах Шурышкарского районного музея.
Возможность использования обширной природно-культурной среды парка-музея подтолкнула к организации детского этнографического лагеря «Кедровый остров». Он ежегодно собирает до 25 детей 11-14 лет из различных населенных пунктов Шурышкарского района. Участники лагеря проживают в чумах и знакомятся с обычаями, промыслами и ремеслами, фольклором и языком северных хантов в рамках специально разработанной образовательной программы16.
15 Югорские мастера стали участниками фестиваля ремесел «Земля Мастеровая» // Сетевое издание Ханты Манси Мир. URL: https://www.khanty-yasang.ru/news/8231 (дата обращения: 15.09.2023).
16 Шурышкарский музейный комплекс им. Г. С. Пузырева // ВКонтакте. URL: https://vk.com/wall-105814316_6116 (дата обращения: 15.09.2023).
Музей ведет активную работу по популяризации традиционной культуры северных хантов путем организации и проведения массовых мероприятий, в том числе этнических праздников Ворна хатл (Вороний день - 7 апреля) и Лун кутоп хатл (День середины лета - 2 августа) [Курьянова, Золотарёва, Чарышова 2021, 168, 171].
Сами ханты считают опорным для музейной презентации своей культуры знание родного языка и поддержку старшего поколения. В ближайшей перспективе сотрудники музея планируют демонтаж зимней и выставочных изб, возведение новых, а также постройку двух новых юрт. Кроме того, в будущем добавят полноценную круглогодичную мастерскую по пошиву и прикладным ремеслам, включат в экскурсию знакомство со станком и мастер-класс по прядение циновок, уделят больше времени традиционным играм и языковым урокам.
Этнографическую экспозицию ПЭПМ «Живун» отличает от других ансамблевый подход в сочетании с активным и грамотным использованием реконструкций. Все объекты выполнены мастерами из числа коренных народов. Предметы, наполняющие интерьер воссозданных объектов, собраны у местных жителей. Аутентичность экспозиции усиливается благодаря сотрудникам музея, в основном из числа хантов, их экскурсии насыщены семейными легендами, основаны на личном опыте и знаниях.
Рассмотренные в статье этнографические экспозиции четырех музеев ЯНАО имеют ярко выраженный этнографический компонент. Они были созданы в период конца 1990-х — начала 2000-х годов. Концептуальные изменения происходили в этнографической экспозиции МВК (за последние 20 лет экспозиция менялась трижды в связи с переездом в новое здание, необходимостью внедрения современных технологий и т. д.). В остальных музеях менялись отдельные элементы экспозиции. В построении этнографических экспозиций использованы разные концептуальные подходы (тематический, ансамблевый, интерьерный, реконструкция, открытое хранение). Из сильных сторон этнографических экспозиций следует отметить, факт привлечения носителей традиционных культур как к созданию экспозиций, так и к разработке концепций. Главный музей округа - МВК - сохраняет первенство по внедрению в экспозицию современных мультимедийных технологий.
Для сотрудников Дома-музея «Коми изба» и ПЭПМ «Живун» главным в музейном пространстве в культурах являются не предметы, а смыслы и их трансляция. Сотрудниками музеев особо подчеркивается, что язык формирует идентичность народа и способствует выполнению важной задачи сохранения этнокультурного наследия народов. И в этом случае музейный предмет выступает создателем особой атмосферы для диалога и дискуссии.
Аутентичность экспозициям и проводимым в музеях мероприятиям придает участие носителей языка и культуры, коренного населения в качестве экскурсоводов, организаторов мастер-классов. Лидерами по количеству и разнообразию форм музейной работы выступают Дом-музей «Коми-изба» и ПЭПМ «Живун». О плодотворной работе свидетельствуют многочисленные положительные отзывы посетителей. Все представленные музеи регулярно организуют различные районные и региональные мероприятия. Общими для всех районных музеев являются проблемы отсутствия специализированных помещений, нехватка специалистов, приостановка экспедиционных сборов для пополнения фондов и заполнения лакун в экспозициях.
При схожести ряда проблем необходимо отметить принципиальные различия между главным музеем округа и локальными музеями. Помимо общемузейных задач, МВК играет роль музея-перекрестка, музея-лица-символа региона, являясь одновременно и хранителем богатых коллекций, и площадкой представления сегодняшних ценностей в масштабах Российской Арктики. МВК своего рода флагман музейной деятельности Ямала, лидер по количеству и частоте смен экспозиций, внедрению современных технологий в музейное пространство, проведению масштабных мероприятий. Локальные музеи обладают иными преимуществами. При небольших экспозиционных и фондовых пространствах они не только сохраняют предметные (вещевые) собрания, но и сокращают дистанцию между посетителями и экспонатами, создавая ощущение «очага», близости, камерности и включенности. Более того, локальные музеи притягивают сообщества, объединяют вокруг себя, позволяя сохранить главное - культуру и язык. Все представленные музеи являются опорными пунктами презентации культур коренных народов Ямала на региональном, окружном и федеральном уровнях.
ИСТОЧНИКИ
ПМА 2023 - Полевые материалы автора, собранные во время этнографической экспедиции в Приуральский, Шурышкарский районы и г. Салехард ЯНАО Тюменской области).
Этнокультурное наследие в музеях Ямала Информанты:
Г. А. Лаптандер - ненец, зав. отделом по охране памятников истории и культуры в Приуральском районном краеведческом музее.
Л. А. Филиппова - коми, зав. филиалом Шурышкарского районного музейного комплекса им. Г. С. Пузырёва Дом-музей «Коми изба».
B. О. Пасьмаров - ханты, и. о. директора ШРМК им. Г. С. Пузырева, организатор экскурсий в ПЭПМ «Живун».
Н. В. Перцев - зав. отделом археологии и этнографии в МВК им. И. С. Шемановского.
C. М. Баранов - зав. дизайн отделом МВК им. И. С. Шемановского.
ЛИТЕРАТУРА
Золотарева Н. В., Филиппова Л. А. Дом-музей «Коми изба» как центр сохранения этнокультурного наследия народа коми (рукопись статьи).
НА МВК. Арефьева А. А. (хранитель выставки). Топографическая опись выставки «Этнические картины», г. Салехард, 17.12.2010.
НА МВК. Перцев Н. В. «Концепция и тематико-экспозиционный план выставки «Пересечение трех миров», г. Салехард, 2021.
НА МВК. Пресс-релиз выставки «Пересечение трех миров», г. Салехард, 02.07.2021. НА МВК. Приказ № 87 «Об изменении и утверждении нового названия выставки», г. Салехард, 14.07.2021.
НА ШРМК. Золотарёва Н. В. Природно-этнографический парк-музей «Живун» как центр актуализации этнокультурного наследия северных ханты, с. Мужи, 2021 г.
НА ШРМК. Куртямова М. И. Музейный проект «Забытые ремесла народов Ямала», с. Мужи, 2021 г. НА ШРМК. Филиппова Л. А. Экскурсия «Коми-ижемцы (зыряне)».
Головнёв А. В. Арктический этнодизайн // Уральский исторический вестник. 2017. № 2 (55). С. 6-15. Головнёв А. В. Музейное мышление: соблазн открытия и инстинкт хранения // Кунсткамера. 2019. № 3 (5). С. 9-18.
Конаков Н. Д. Древний промысловый календарь и миф о космической охоте // Зырянский мир. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2004. С. 262-268.
Курьянова Т. С., Золотарёва Н. В., ЧарышоваМ. Ю. Музейная педагогика как инструмент актуализации этнокультурного наследия северных ханты и алтайцев // Исторический курьер. 2021. № 2 (16). С. 166-177.
ПереваловаЕ. В. Обские угры и ненцы Западной Сибири: этничность и власть. СПб.: МАЭ РАН, 2019. 350 с.
Перевалова Е. В., Перевалова А. А., Брусницына А. Г. Сибирская одиссея Стефана Соммье // Уральский исторический вестник. 2016. № 2. С. 79-87.
Этническая архитектура и традиционное природопользование в проекте музейной экспозиции под открытым небом. Концепция Природно-этнографического парка-музея «Живун». Мужи: Фотостудия «65-ая параллель»; Екатеринбург: Рекламное агентство «Созвездие», 2008.
Поступила в редакцию 16.10.2023
Комова Елизавета Александровна
Аспирант, младший научный сотрудник Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 3
E-mail: [email protected]
E.A. Komova
ETHNOCULTURAL HERITAGE IN YAMAL MUSEUMS: CONCEPTS AND DISPLAYS
DOI: 10.35634/2224-9443-2023-17-4-587-596
Museum exhibitions are a vibrant and sought-after form of presentation of ethnic resources. The Yamal-Nenets Autonomous Okrug is one of the most museumized regions of the Russian Arctic and has extensive experience in implementing a variety of ethnic projects. The article examines the concepts and ethnographic exhibitions of four museums in the
Yamal-Nenets Autonomous Okrug: the Museum and Exhibition Complex named after Irinarkh Shemanovsky (Salekhard), the Priuralsky Regional Museum of Local Lore (Aksarka village), the House-Museum "Komi Hut (Izba)" (Muzhi village) and the Natural Ethnographic Park-Museum "Zhivun" (Khanty-Muzhi village), whose directions and results of activities are analyzed. Ethnographic exhibitions are built using ensemble, interior, thematic, and open-storage approaches. The leadership in introducing multimedia technologies into the museum space belongs to the MEC. The authenticity and ethnic flavor of museums and their exhibitions is given not only by authentic objects collected in the territories inhabited by the indigenous and old-settlers, but also by the museum teams themselves, since representatives of the Nenets, Komi and Khanty work here, the exhibitions were created on their initiative and with their direct participation. Using various forms of work both with objects and with visitors, Yamal museums carry out the tasks of preserving and popularizing the ethnocultural heritage of the region, serve as a basis for holding regional and international events, and act as initiators of new ethnoprojects. The leaders in the number and variety of forms of museum work with visitors are the "Komi-Izba" and "Zhivun". Among the common problems of museums are the lacks of specialized premises and specialists, as well as the curtailment of fieldwork and collecting activities.
Keywords: Yamal, museum, ethno-cultural heritage, ethnographic exposition, Nenets, Khanty, Komi, Selkups
Citation: Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2023, vol. 17, issue 4, pp. 587-596. In Russian. REFERENCES
Etnicheskaia arkhitektura i traditsionno prirodopol'zovanie v proekte muzeinoi ekspozitsii pod otkrytym nebom. Kontseptsiia Prirodno-etnograficheskogo parka-muzeia «Zhivun» [Ethnic Architecture and Traditional Environmental Management in the Project of an Open-Air Museum Exhibition. Concept of the Natural-Ethnographic Park-Museum "Zhivun"]. Muzhi: Photo studio "65th parallel"; Ekaterinburg: Advertising agency "Constellation", 2008. (In Russian)
Golovnev A. V. Arkticheskii etnodizain [Arctic Ethnodesign]. Ural'skii istoricheskii vestnik, 2017, no. 2, pp. 6-15. (In Russian)
Golovnev A. V. Muzeinoe myshlenie: soblazn otkrytiia i instinkt khraneniia [Museum Thinking: the Temptation of Discovery and the Instinct of Storage]. Kunstkamera, 2019, no. 3, pp. 9-18. (In Russian)
Konakov N. D. Drevnii promyslovyi kalendar' i mif o kosmicheskoi okhote [Ancient Fishing Calendar and the Myth of Cosmic Hunting]. Zyrianskii mir [Zyryansky world]. Syktyvkar: Komi knizhnoe izdatel'stvo, 2004. (In Russian)
Kuryanova T. S., Zolotareva N. V., Charyshova M. Yu. Muzeinaia pedagogika kak instrument aktual-izatsii etnokul'turnogo naslediia severnykh khanty i altaitsev [Museum Pedagogy as a Tool for Updating the Eth-nocultural Heritage of the Northern Khanty and Altaians]. Istoricheskii kur'er [Historical Courier], 2021, no. 2, pp. 166-177. (In Russian)
Lipatova L. F. I. S. Shemanovskii: izbrannye trudy [I. S. Shemanovsky: Selected Works]. Moscow, 2005. (In Russian)
Perevalova E. V. Obskie ugry i nentsy Zapadnoi Sibiri: etnichnost' i vlast' [Ob Ugrians and Nenets of Western Siberia: Ethnicity and Power]. St. Petersburg: MAE RAS, 2019. (In Russian)
Perevalova E. V., Perevalova A. A., Brusnitsyna A. G. Sibirskaia odisseia Stefana Somm'e [A Siberian Odyssey by Stephane Sommier]. Ural'skii istoricheskii vestnik, 2016, no. 2, pp. 79-87. (In Russian)
Recevied 16.10.2023
Komova Elizaveta Aleksandrovna
Postgraduate student, Junior researcher Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera)
of the Russian Academy of Sciences 3 University Emb., Saint Petersburg, 199034, Russia ORCID: 0000-0001-8895-106X E-mail: [email protected]