РЕЛИГИЯ ш ЭКОЛОГИЯ
УДК
ПРИРОДА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ ИСЛАМА. МУСУЛЬМАНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ О СОЗДАНИИ ПРИРОДЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
© 2006. Абдурахманов Г.М., Алиева П.Д.
Дагестанский государственный университет
Впервые в мусульманской теологии проанализирован Коран с точки зрения поведения человека, отношения человека к природным явлениям, жизни, растениям, животным.
First time in the Muslim theology Koran is analyzed on the point of human behavior, connection with nature, life, plants, and animals.
В своем докладе «Культивирование науки мусульманами» Муамалан Абдул Алим Сидикум говорил: «То влияние, которое Священный Коран оказал на научное изучение Вселенной, - явление уникальное в мировой религиозной литературе. Вновь и вновь Коран увещевает мусульман, что поиски научных знаний есть одна из их религиозных обязанностей. Вновь и вновь он подчеркивает великую истину, неизвестную миру до появления Корана, - что все в природе служит человеку и должно использоваться им в свое благо» (Сидикум, 1997).
Мусульманский писатель Камаль-уд-Дин Хвайа в одной из своих статей пишет: «Коран повествует о разного рода качествах, заключенных в изначальных составных частях вещей, которые постепенно обнаружили себя в ходе эволюции. Коран указывает на различные природные явления, которые отдельно друг от друга проявляются в различных сферах и тем не менее сходятся к единой цели, содействуя благу человека».
Сотворению Богом природы для человека посвящены многие стихи Корана. Достаточно прочитать Коран и узнать, что сура «Муравьи», а также такая длинная сура, как «Скот» почти целиком повествуют об этом.
В мусульманской религии огромное место отводится человеческому фактору.
Внутренняя система человека установлена так, чтобы она согласовывалась с окружающим миром, а окружающий человека внешний мир установлен таким образом, чтобы способствовать его развитию. И это доказательство приводит нас к убеждению, что Вселенная со своими небесами, своей землей, своими животными и растениями установлена на служение человеку. И об этом повествует не один аят Корана:
«Он есть тот, кто сотворил землю во служение вам, посему ходите по тропам и услаждайтесь дарами ее...» (Сура 67, «Власть»; аят 16)
«Тому, Кто сотворил землю ложем для вас, и небо кровлею, и источил воду из облаков, и через это произвел плоды для вашего пропитания...» (Сура 2, Корова; аят 23)
I i^bj L^ij-5 (j&J cs-^J t
«Это Он сотворил землю колыбелью для вас и провел через нее дороги для вас; и Он посылает дождь с неба, и чрез то Мы производим всевозможную растительность» (Сура20, Taxa; аят 54)
чДк-» J* uej^1 ^jJ f
jJ:
«Он - тот, который устроил для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря... » (Сура 6, Скот; аят 97)
«И мы обосновали вас на земле и даровали вам средства пропитания на ней...» (Сура 7, «Преграды»; аят 11)
sjz ^ ¿J® ¿¿ъ
' с
Земля со всем, что находится на ней, а также небеса со всем, что находится на них, подчинены человеку (Мевлян Халид, 1996):
«Разве не видели вы, что Аллах подчинил вам все, что есть на небесах, и все, что есть на земле, и щедро одарил вас благами своими...» (Сура 31, Лукман; аят 21)
4 м^^лл ^ ¿к
¿з^^З
4 9 9
«И Он подчинил вам все, что есть на небесах, и все, что есть на земле...» (Сура 45, «Коленопреклоненная»; аят 14)
Г^Ч ^^ ^-з о) ¿¿л
С точки зрения мусульманской теологии природа, человек, животный мир являются творением бога единого. В Коране утверждается, что Бог сотворил небо и землю, и животных, чтобы они дали пользу людям:
«И Он поставил ночь и день на служение вам, и солнце и луну; и звезды также поставлены на служение, по указу Его.» (Сура 16, «Пчелы»; аят 13)
«И Он подчинил вам море, дабы вы могли питаться свежим мясом из него и доставать из него украшения, которые вы носите. И ты видишь корабли, бороздящие его, дабы вы могли плыть по нему и дабы вы могли добиваться щедрот его и быть благодарным...» (Сура 16, Пчелы; аят 15)
б^к ей
Итак, согласно Корану, Бог создал Вселенную: космос, землю, природу, животный и растительный мир и в конце как вершину своего творения - человека, которому этот мир должен служить. В Коране говорится:
«Он подчинил вам все, что есть на небесах, и все, что есть на земле, все от Него.» (Сура 45, «Коленопреклоненная»; аят 14)
Щг^з 4 5 I сз и^З 5
И долг человека охранять землю и соразмерно использовать ее во благо человека. Человек стоит на земле, и небо посылает ему воду, чтобы земля дала свои плоды:
«Аллах есть тот, Кто сотворил небеса и землю и принудил воду исходить из туч, произвел плоды для пропитания вашего...» (Сура 14, «Ибрахим»; аят 33)
аййЪ йГт
«Он - тот, который низвел с неба воду, и Мы произвели благодаря ей рост всякой вещи; Мы вывели из нее зелень, из которой выведем зерна, сидящие в ряд; и из пальмы, из ее завязей, бывают гроздья, близко спускающиеся; выводим и сады из винограда, и маслину, и гранаты, похожие и не похожие...» (Сура 6, «Скот»; аят 99)
- гй и Г'"»< ♦ » ¿"-и
«Это Он посылает вам воду из туч; она служит питьем вам, и чрез нее произрастают деревья, служащие кормом вашему скоту. При помощи ее Он выращивает злаки для вас, и маслину, и финиковую пальму, и виноград, и всякие плоды.» (Сура 16, «Пчелы»; аяты 11-12)
ib ¿ф CJ » > ; 1Л
сза
«И ниспосылаем Мы с неба воду, полную благодати, чрез нее производим Мы сады и жатвы для сбора урожая. И высокие пальмовые деревья с гроздьями, нагроможденными одна на другую; как пропитание ... наших...» (Сура 50, Каф; аяты 10-12)
^ шш -- * *
^l&^^Mi 15
И тем не менее эта созданная для человека и подогнанная под него природа неподвластна человеку. Он ею пользуется, сознавая щедрость и мудрость Аллаха:
«... В этом - знамение для людей размышляющих!» (Сура16, «Пчелы»; аят 11)
Согласно канонам ислама, с миром нельзя соперничать, он сам по себе, как сам по себе Бог. Это значит, что человек должен с трепетом относиться к природе. В обращении с дарами Бога обязательны сдержанность, умеренность:
«...Вкушайте плоды их, когда они дадут плод, и давайте должное во время жатвы, но не будьте неумеренны. Поистине, Он не любит неумеренных...» (Сура 6, «Скот»; аят 142)
- Г£™ " Г* Г г- *
С^У^ -3 V ^ .о О. Т_Р ( ^
Таким образом, согласно исламу все на земле поставлено на службу одному из величайших творений - человеку. И он не должен нарушать этот строгий порядок, установленный Богом.
«И даровал Он вам все, чего вы хотели от него...» (Сура 14, «Ибрахим»; аят 35)
Окружающая нас природа существует по многочисленным строгим законам Творца, составляющим целый спектр, от локальных до глобальных, каждый из которых гармонизирует со всеми остальными, образуя единую жизненную систему, которая существует и развивается.
В Коране также идет речь о том совершенном порядке, о той идеальной структуре Вселенной, о том гениальном соизмерении и пропорциональном совершенстве всего, что задумано Творцом. Любое вмешательство в эти отлаженные связи, в этот безупречно работающий организм творения Господнего пагубно для всего, пребывающего в нем (Порохова, 1995):
«И если бы Истина последовала за их вожделениями, истинно, небеса и Земля, и все, что есть там, были бы повергнуты в расстройство...» (Сура 23, Мусульмане; аят 72)
9 i l> ,i iip iT^ ' "f ш * м "'•Т. 1
_Li¿¿¿\ ¿^i^j
* Ж Y "
CJj0е-
Аллах дал человеку мощь; проявление этой мощи заключается в возможности подчинить себе и использовать каждую вещь, извлекать из нее пользу.
Как было уже отмечено, что в центре мироздания, по учению ислама, человек и его благо, а животные, творения Бога, служат человеку.
По этому поводу в Коране сказано:
«И создал Он одних животных для вьюка, а других для убоя...» (Сура 6, «Скот»; аят 143)
сш ^;
<9? & *■• >
«И Он создал лошадей, и мулов, и ослов, дабы вы могли ездить на них, и как источник красоты... » (Сура 16, «Пчелы»; аят 9)
ш^ша ш т
«И Мы подчинили их им, так что на некоторых из них они ездят, и некоторых употребляют в пищу» (Сура 36, «Иасин»; аят 73)
«И в скоте также заключается урок для вас. Мы даем вам пить то, что в утробах их, и вы получаете много пользы от них, а также вы едите их. И они так же, как и корабли, возят вас» (Сура 23, «Мусульманин»; аяты 22-23)
(¡Сии 4М Ы
В целом экологическая догматика ислама внушала людям, чтобы они любили животных, которые облегчают их труд и служат транспортным средством.
В одном из хадисов рассказывается, что имам Али, двоюродный брат и зять пророка, когда садился на верблюда, то говорил «Бисмиллах» (во имя Аллаха), а когда удобно устраивался на спине животного, то благославлял Бога за то, что он дарил людям животное для преодоления слабости своей.
И чем тщательнее изучаем Вселенную, все больше убеждаемся, что все подчинено человеку, не исключая ни единого атома.
Человек использовал и использует растения прямо или косвенно: их плоды для питания, стволы для строительства домов; растения являются кормом для домашних животных, мясо, которых употребляет человек, пьет молоко, шкуры использует в виде одежды (Мевлян Халид, 1996):
«И сотворил Аллах вам, в домах ваших, место отдохновения, сотворил для вас из звериных шкур жилища, которые вы находите легкими, когда вы путешествуете и когда вы делаете привал; и из их шерсти, и их меха, и их волос Он наделил вас домашним скарбом и предметами необходимости на время» (Сура 16, «Пчелы»; аят 81)
Вышеуказанные коранические сказания проясняют исламскую позицию относительно живых существ, населяющих нашу землю. Животные являются спутниками и помощниками человека на протяжении всей его жизни и заслуживают уважения и бережного отношения и имеют свои определенные обязанности. Все живое сотворено для человека, без них людям невозможно было бы выжить.
Также в одном из стихов Корана упоминаются различные виды пищи, которые даровал Аллах человеку и его домашним животным для пропитания:
«Теперь пусть человек посмотрит на пищу свою: как изливаем Мы воду в изобилии, затем раскалываем землю. И произрастает в них зерно, и виноград, и овощи, и маслин, финиковые пальмы, и сады, густо засаженные, и плоды, и травяной покров, пропитание для вас и для скота вашего». (Сура 80, «Нахмурился»; аяты 25-33)
Таким образом, исходя из коранических сказаний, Аллах заставил безвозмездно работать на человека все, что на земле, под ней и над ней из созданий его, и служить человеку, чтобы он смог выполнить то, что возложено на него Аллахом. В то же время, согласно законам ислама, окружающий мир также повинуется закону Аллаха, который, будучи ниспослан людям через Пророка, является общим законом для природы и общества (Шауки, 1997):
«Ему же, что в небесах и на земле; все Ему подчиняются!» (Сура 30, Румы; аят 25)
"'и А " Л 41 ОЭ 5 Чн ^ ¿О 2
«Ему принадлежит все, что есть на небесах и на земле...» (Сура 21, «Пророки»; аят 20)
«Ему принадлежит все, что есть на небе, и все, что есть на земле, и все, что есть между ними, и все, что есть под землей» (Сура 20, «Taxa»; аят 7)
Теолог Камаль уд-Дин Хвайа считает, что все «наилучшие учения» предвосхищены в Коране. Коран для мусульман является целительной книгой (Хвайа, 1965):
«И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай в горах дома, и на деревьях, и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением» И выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей... » (Сура 16, «Пчелы»; аяты 70-71)
&Ж ci ô^H
Современные науки подтвердили целебные свойства меда, о котором идет речь в Коране. Мед содержит большой процент глюкозы и лактазы, а также разного рода витамины. Его лечебные свойства признаны и используются в медицине и питании.
М. Яхья в своей книге «Священный Коран и наука» пишет: «В Коране содержатся наилучшие учения (например, сбор меда с различных цветов), потому-то эта книга получила название «целительная для людей». Перед лицом многих проблем современный человек может найти исцеление единственно в Священном Коране» (Яхья, 1966).
В одном из хадисов Пророк сказал: «Кушайте мед, ибо он исцеляет тысячи болезней».
Интересны также приведенные в Коране сведения о составе животного молока, которые точно соответствуют данным современной науки.
«Для вас и в (вашем) скоте - назидание, Мы поим вас из того, что у них в желудках между калом и кровью, молоком чистым, приятным для пьющих». (Сура 16, Пчелы; аят 68)
¡111 (ííj cri
«И извлекают они из них и другую пользу, а также и питье. Итак, не будут они благодарны?» (Сура 36; Иасин; аят 74)
Ш. 9 9 " (Tw-f f < 9. г-"- г^ -, . - 9* ^
Молоко образуется в молочных железах. Здесь оно «питается» переваренной пищей, принесенной туда током крови. Поэтому кровь играет роль собирателя и проводника того, что составляло пищу, и приносит питательные вещества к молочным железам, производителям молока. Точнейшая концепция является результатом исследований, проделанных химиками и физиологами по изучению системы пищеварения, что во времена Пророка было совершенно неизвестно. Интересен тот факт, что открытие циркуляции крови было сделано лишь спустя 10 веков после коранических откровений. (Хамза Мустафа Ниязи).
Таким образом, отличительной чертой Корана является то, что его положения имеют целью, главным образом, благоденствие человека.
Арабский автор Аль-Маудиди отметил, что «Аллах все это прислал в этот мир для того, чтобы человек мог пользоваться ими. Все существующие вещи присланы для пользы человека, а не для ущерба. И правильное употребление этих возможностей отвечает потребностям человека выгодой». (Аль-Маудиди, 1992):
«Разве вы не видели, что Аллах подчинил вам то, что в небесах и на земле..?» (Сура 31, «Лук-ман»; аят 19)
S&feÇS'Mi
1 ? ï Sss
Однако необходимость питаться, одеваться и строить жилища для всё большего числа людей приводит нередко к радикальному преобразованию биологической среды, в которой человек призван жить. Это вызывает нарушение равновесия отдельных экосистем в целостном комплексе биосферы. В результате человек получает все меньше биологических веществ, необходимых для здоровья. Ведь внутренняя система человека установлена таким образом, чтобы она согласовывалась с окружающим миром, а окружающий мир человека установлен таким образом, чтобы способствовать его развитию. Эта система, начиная от солнца и луны, звезд, воды и земли, дня и ночи, периодов года, туч и дождей, установлена на служение человеку. Эту связь можно заметить во всех явлениях жизни человека, считают мусульманские теологи (Абдурахманов, Алилова, 2000).
Таким образом, идея гармонии человека с природой является определяющей. Это значит, что человек должен бережно относиться к природе. И как разумное существо он знает, что истина - это единство человека с миром, Богом. И главное в жизни - сохранить это соотношение благодатного мира и достойного его человечества, не покушающегося на изменения установленных пропорций, а потому нравственного (Мамедов, 1994).
Итак, любовь к природе является главным атрибутом мусульманского воспитания и образования. Мусульманское представление о природе носит сакральный характер, ибо и человек и природа есть великое священное творение Бога. Поэтому человек как самое разумное и сознательное творение Бога несет ответственность перед ним за сохранность чистоты и красоты окружающей среды.
Горы, долины, лесные островки, источники воды в арабских и других мусульманских странах являются священными местами, культами святых. И не случайно описание райского блаженства в Коране вдохновляло мусульманских и немусульманских поэтов.
Природа всегда была понятна мыслителям-поэтам мусульманского Востока. Их поэзия вся пронизана любовью к человеку, к природе, которая олицетворяет жизнь человека. В их стихах человек обязан охранять и беречь данное ему богатство - природу, окружающую человека, помогающую ему в жизни. Этот мотив красной нитью проходит через творчество всех мыслителей Востока: Ибн Сина, Ас-Санаубари, Низами, Абу аль-Аля Маари, Ибн-Халдун и др. Природа в их описаниях - богатая, благодатная, величавая, как будто специально создана для того, чтобы человек жил в ней и наслаждался ею.
И как же может быть иначе, утверждал арабский поэт Ас-Санаубари, если этот чудесный мир создан самим Аллахом!:
«О Аллах всемогущий, создатель всего сущего, творец всякой твари во всемогуществе своем! Кажется, что вся земля течет (во время снегопада) в то время, как звезды свидетельствуют о счастье, а не злополучии» (Ас-Санаубари, 1970).
Мусульманской поэзии не чужды были проблемы сохранения природных богатств, защиты ее первозданности и развитие гармоничного единения природы и человека. Прежде всего, здесь существовало понятие, что природу создал Всевышний, и поэтому к окружающему миру необходимо отнестись с чувством святого долга.
Тем самым арабские поэты желали вызвать у людей интерес к природе, призывая ее защищать, ценить и беречь, что так хрупко.
По мнению известного философа и поэта Низами «Вся природа - цельный неделимый организм. Каждый член этого организма выполняет свою, отведенную ему Творцом, функцию. Повреждение любого звена в цепи принесет вред всему организму, пагубно отразится в конечном счете и на
судьбе человечества. В природе нет ни одной твари, лишенной ценности. И потому человек должен заботиться о животных, растениях, о земле».
Эту мысль Низами приводит в рассказе о том, что нельзя уничтожать бессловесную тварь, ибо, истребляя ее, человек истребляет природу, частью которой является сам. Обедняя себя, он уничтожает в себе чувство «красоты», свое духовное богатство.
Другой поэт Абу аль-Аля Маари противопоставляет человеку величественную, чистую, свободную от зла природу. Он постоянно говорит, что животные живут более разумно, чем люди, они не знают ненависти, убивают только тогда, когда голодны, чтобы насытиться; живут по естественным законам, не мешая друг другу:
«Стая зверей не может принести столько вреда как человеческое общество, разрушая природу».
На высшей ступени животного мира находятся так называемые художественные животные, всем своим существом обнаруживающие глубокую мудрость, например, пчела или паук со своими геометрически правильными конструкциями сот или паутины. Именами этих насекомых названы даже суры Корана.
Любовь к животным у мусульман в самой яркой форме проявилась в отношении к верблюдам. Верблюд значил многое для кочевника, географическое положение поставило его в полную зависимость от верблюда. В пустыне, где нет железнодорожных и шоссейных дорог, верблюд не имеет себе равных и остается единственным средством передвижения. Недаром это животное называют «корабль пустыни». От них арабы-кочевники получают самое необходимое - мясо, шерсть, молоко, кожу верблюда. Даже из-за недостатка воды бедуины поили своих лошадей верблюжьим молоком. Но и этим не исчерпывается использование верблюда. Помет верблюда служил топливом, а моча употреблялась как косметическое средство или как лекарство. При отсутствии воды бедуинки подмывали своих младенцев этой жидкостью. Она служила испытанным средством для борьбы с паразитами. Согласно рецептам арабской народной медицины, верблюжья моча - лучшее лекарство против лихорадки, она же употреблялась и как тонизирующее средство; желудочный сок, извлеченный из молодого верблюда, считается очень хорошим средством при болезни желудка.
Арабы считают верблюда самым красивым и умным животным. Нет ни одного поэта-араба, который бы не воспевал и не восхищался бы красотой верблюда - кормильца бедуина. С этим животным он даже сравнивал свою возлюбленную.
Мусульманские ученые и философы высоко ценили верблюда, его выносливость и трудолюбие. В известном мусульманском философском трактате XI века «Расаил ихван ас-Сафа» (Послание Братьев чистоты) написано: «Среди животных имеются такие, которые являются более совершенными по чувствительной силе и ориентировочным способностям.
Например, верблюд, несмотря на длину ног, шеи и удаленность головы от земли, хорошо видит в темноте место и расстояние своих шагов от пропасти во время трудного пути. Он видит то, что люди не могут видеть и при свете лампы».
Таким образом, верблюд для арабов является самым ценным из всех животных ввиду его высокой значимости для пустынной Аравии.
В Коране не раз упоминается это универсальное во всех отношениях животное. В Священной Книге мусульман рассказывается, что в качестве знамения от Аллаха к людям была послана верблюдица:
«И среди священных знамений Аллаха Мы установили для вас жертвенных верблюдов. В них много доброго для вас...» (Сура 22, Хадж; аят 35)
«Салих сказал: «Вот верблюдица: у нее своя очередь у водопоя, а у вас своя очередь у водопоя в назначенный день. И не причиняйте ей зла, дабы не постигло вас наказание в страшный день» (Сура 26, «Поэты»; аяты 156-157)
«Но они искалечили ее (подрезав ей подколенную жилу). Но наказание настигло их. Истинно в этом есть знамение...» (Сура 26, «Поэты»; аяты 158-159)
"Z i • Г* 9 ' Г
WjjJLxi
ЖСу^Щ-Cj it
И, как отметил М.Б. Пиотровский, что самудяне, убив верблюдицу, этим нарушили важнейшие запреты и обычаи скотоводческого общества. С точки зрения кочевника-верблюдовода это было вопиющим преступлением» (Пиотровский, 1991).
Эти вышеуказанные коранические сказания проясняют исламскую позицию относительно живых существ, населяющих нашу землю. Эти живые существа являются спутниками и помощниками человека на протяжении всей его жизни, заслуживают уважения и бережного отношения и имеют свои определенные обязанности. Все живое сотворено для человека. Без них людям невозможно было бы выжить, например, всем общеизвестен факт, что растения являются основным производителем кислорода, которым дышит человек.
Таким образом, исходя из исламской догматики, Творец призвал человека участвовать в продолжении осуществления плана Бога, стимулируя те способности, дары и качества человеческой личности, которые отличают ее от других творений. В то же самое время Бог установил отношения между людьми и всем сотворенным. Люди должны выполнить свою миссию владычества над землей мудро и с любовью.
Однако человек своим непослушанием, своим грехом нарушил созданную Творцом гармонию.
В общем, мировая история в Коране предстает как цепь катастроф, происходивших с разными народами. Пользуясь благами, дарованными Аллахом, каждый народ забывал, что за это он должен быть благодарен Богу. Гордыня сменяла веру. Людям давалась последняя возможность исправиться. Человек из их среды выбирался пророком Аллаха. Словами Бога он пытался вернуть людей на путь истинный, но лишь немногие его слушали. Тогда Аллах посылал им наказания в виде потопа, землетрясения, урагана, засухи. Как это было с народами Ада и Самуда, с городами Содом и Гоморра; людьми Нуха, Лута; так же, как произошло с огромной каменной плотиной около Мариба, которая обрушилась после землетрясения, уничтожив наводнением главный город Сабейского царства:
«...Тогда послали Мы на них наводнения чрезвычайной ярости. И дали Мы им, взамен их садов два сада с горькими плодами, и тамариском, и несколькими крапивными деревьями. Так Мы воздали им за неблагодарность их; и никому не воздаем Мы таким образом, кроме неблагодарных» (Сура 34, «Саба»; аяты 17-18)
¿413 ovS Sz- да^ %
'J-??. % ~ V**'t'^ifiv "til
JJAJ 1bSjc. Jkbj u Ц.^г^зч- Щj
Известный переводчик Корана В. Порохова пишет: «За накопленные годами грехи и беззакония Бог посылает людям кару как предупреждающее знамение, и срок ее продолжительности строго определен. Если же люди этого не осознают, к ним приходят посланники с увещеваниями, предупреж-
111
дениями и разъяснениями. Если же и это отвергается невежеством и гордыней, приходят другие кары в виде стихийных бедствий и эпидемий до тех пор, пока терпению Бога приходит конец, и все заканчивается всеобщим катаклизмом и полным уничтожением нечестивого люда, бесповоротно предпочитавшего зло» (Порохова, 1995):
«Тогда послали Мы им бурю, и саранчу, и вшей, и лягушек, и кровь - ясные знамения; но они держали себя высокомерно и остались грешным народом. Итак, поразило их мщение наше, и Мы утопили их в море, ибо они считали знамения Наши обманом и пренебрегли ими» (Сура 7, «Преграды»; аяты 134;137)
«И превратили Мы все, что есть на ней, в бесплодную пустыню» (Сура 18, «Пещера»; аят 9)
Согласно мусульманской идеологии, человек занимает особое положение в этом мире. Он является осью и центром космической среды, одновременно будучи хозяином и опекуном природы. Узнав имена всех вещей от Бога, он добивается власти над ними, но эта власть дается лишь ему по той причине, что он представитель Бога на земле и инструмент Его воли. Человеку дается право властвовать над природой только в силу его теоморфической природы, а не как бунтарю против небес. В соответствии с исламом, человек как теоморфическое существо ответственен за равновесие в природе (Мамедов, 1994).
УДК_
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ОСНОВНЫХ РЕЛИГИЙ К ГЛОБАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ И МЕСТО ИСЛАМА В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
© 2006. Алилова К.М., Абдурахманов Г.М., Алиева П.Д.
Дагестанский государственный университет
В статье анализируются основные религии по отношению к проблемам экологии и подробно охарактеризован ислам и его место в устойчивом развитии общества.
The main religions connecting the problems of ecology are analyzed. And also Islamic religion is characterized and its place in stable development of community.
Одна из основных причин развивающейся катастрофы коренится в исторически сложившихся в обществе ценностных установках, стимулирующих все возрастающее потребление ресурсов в ущерб природе, духовно-нравственному развитию человека.
Необходимость модели и концепции устойчивого развития вызываются противоречиями техноген-но-индустриальной цивилизации, породившей мировое хозяйство, которое было и остается природораз-рушительным, которое привело к существенному превышению допустимых пределов воздействия со-