Научная статья на тему 'О проблеме гуманизма в исламе'

О проблеме гуманизма в исламе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1153
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акбашева Дилара

"Ядкяр". Уфа, 2004, № 4, с. 42−49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме гуманизма в исламе»

вербуются женщинами, получившими специальную психологическую подготовку. Но все тот же недостаток эмпирического материала мешает подтвердить или опровергнуть и эту концепцию. Не будем также забывать, что, когда СМИ распространяют различные цифры и факты, одни из них достоверны, другие — всего лишь предположения...

Джон Бартон, чье имя связано с теорией человеческих нужд как объяснения причин конфликта, подчеркивал: если политическая система и международный порядок не создадут условий для хотя бы частичного удовлетворения нужд конфликтующих стран, никакая сила не заставит их отказаться от оружия. Терроризм, тем более терроризм женщин-смертниц, не искоренить с помощью оружия, так как порожден он не оружием, а маргинальной и маргинализирующей культурой фанатизма, обездоленности, политического сумасшествия, несправедливости и безысходности. Ничто не может оправдать терроризм, даже когда его оружие — тело женщины; но не всякий вопрос в этом мире — по крайней мере, в нашем все более глобализирующемся мире — может быть поставлен как вопрос о наказании. Глобальный ответ на терроризм связан с глобальным развитием, глобальным преодолением бедности, глобальным доступом к справедливости и правосудию для всех, в том числе и для женщин. В глобальном мире нельзя полагаться на частичные решения.

«Вестник Евразии», М., 2005 г., № 1, с. 154-175.

Дилара Акбашева,

кандидат философских наук (Уфа)

О ПРОБЛЕМЕ ГУМАНИЗМА В ИСЛАМЕ

В современном техногенном обществе вера в Бога воспринимается неоднозначно и часто понимается как беспомощный фатализм и отрицание свободного самовыражения человека. Впрочем, такая же ситуация наблюдалась и в истории. Несостоятельность такого мнения об исламе проявляется в его взгляде на природу человека, его назначение, смысл жизни. Конечно, ислам не одобряет одностороннюю гуманистическую философию, «обожествляющую» человека; не согласен также с мнением о том, что природа человека от рождения греховна, порочна, что жизнь - это сплошное страдание, а конечная цель состоит исключительно в искуплении греха. Ислам отвергает идею о

том, что жизнь ведет к абсурдному и никчемному концу. Придает жизни человека положительное значение. Он, считая целью жизнь в раю, не пренебрегает жизнью человека и на земле, обращает внимание на условия жизни человека здесь и сейчас. Это отношение пропорционально; он оценивает каждый миг существования, согласно относительного влияния на общее благосостояние человека и гармонию в природе и обществе.

Ислам — воплощение гуманизма и теизма. Кроме того, возвеличивает человека перед другими созданиями Творца, основывается на вере, которая составляет ценностно-смысловую основу бытия верующего человека. По мнению ряда исследователей, человек без верования не имеет реального стабильного источника вдохновения. Вера обеспечивает его надежное, гарантированное и устойчивое бытие и несет в себе человеколюбивые ценности. А.И.Ионова отмечает: «Вера в Бога гуманна уже тем, что наполняет смыслом человеческое существование». «Человеческая вера в продолжающуюся жизнь является одним из главных даров религии, которая избирает лучшую, с точки зрения самосохранения, из двух возможностей — надежды на продолжение жизни или ужаса уничтожения. Вера в Аллаха есть результат веры в бессмертие; религия спасает человека от капитуляции перед смертью». Ислам утверждает, что созданию человека есть причина, его бытию — цель, а жизни рода человеческого — высший умысел. Вера в высшую цель задает надежный ориентир всей жизнедеятельности человека в исламе. Как пишет А.А.Гусейнов: «Вера есть именно то, что связывает человека с истинной жизнью; только веруя в Бога, человек уверен и в своей собственной жизни, которая сама по себе, без этой веры, есть игралище всяких случайностей и жертва всяких враждебных сил. Для религиозного сознания это имеет не только теоретический, но главным образом практический смысл».

Суть ислама составляет догмат единобожия (таухид), который выражается формулой: «Ля иляха илляллах» — «Нет бога, кроме Аллаха». Принцип таухид несет в себе гуманистические ценности, поскольку ограждает человека от обожествления отдельных личностей и поклонения им. Даже пророки, заслуживающие почитания и уважения, по исламу не должны быть объектами поклонения, так как они являются нуждающимися созданиями, как и все люди. Таухид ограждает от поклонения идолам, которые, как известно, могут быть хуже убийства, поскольку языческий культ находится в теснейшей связи с делами худшими, чем простое убийство: принесение людей, а иногда

даже детей в жертву. В этом отношении следует сказать, что ислам во все времена своего исторического существования выступал системой ценностей, ориентирующей на гуманное отношение к людям. В частности, для башкирского народа он со своей идеей единобожия явился религиозной системой, сменившей тотемистические и фетишистские верования и вместе с тем вытеснившей из сознания представления о культовых обрядах. Ислам соответствовал идейным исканиям башкир, которые отразились в эпическом сказании «Урал батыр», а именно осуждение человеческих жертвоприношений в честь бога — Тенгри. Запрещение этого языческого культа обязывает человека позитивно относиться не только к миру, но, прежде всего, к другим людям. Утверждение единобожия среди башкир имело, но нашему мнению, не только религиозное, но и гуманистическое основание. Поклонение единому Богу как единственной причине всего существующего и вера в него приводят к выводу, что весь мир — единое и живое целое. Вера в единство мира вызывает, тем самым, необходимость относиться ко всем людям как к созданиям единого Творца. Равенство и социальная справедливость — фундаментальный принцип ислама. Этот принцип подразумевает необходимость единства и равенства всех людей, наций и народов. А.А.Гусейнов пишет по этому поводу: «Так как Бог един, то из этого с неприложностью следует, что единым должно быть и человеческое сообщество, поскольку оно связано с Богом. И это единство человеческого сообщества может и призвана обеспечить истинная вера, вера в Единого Бога, которая исходит из того, что единство людей в Боге важнее их социоприродных различий в территории, языке, богатстве и т.д.».

Объединение разных народов на основе осмысления единой религии, а также представления о человечестве как сообществе равных между собой людей не единожды можно найти в Коране. В нем говорится: «Из Его знамений — творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом — знамение для знающих»; «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — самый благочестивый. Поистине, Аллах — знающий, сведущий!». Такая идея порождает ценностное отношение к себе подобным, независимо от их принадлежности к определенной расе или национальности. Национализм по исламу считается бесчеловечным явлением. Один из хадисов повествует, что пророк ислама говорил: «Аллах удалил от вас надменность джахилии

(доисламская эпоха, период язычества) и возвеличивание ее предков». Представление о том, что все люди независимо от цвета кожи и национальности равны, следует и из описанного в Коране акта сотворения человека, в котором указывается, что все люди являются потомками первого человека — Адама. Акцентируя внимание верующего на существовании загробного мира, ислам заявляет, что спасение человека в грядущем обусловливается не этноплеменной или социальной его принадлежностью, а верой в Единого Бога. В Коране говорится: «Не помогут вам ни ваши родственники, ни ваши дети в день воскресения».

Таким образом, основной принцип ислама — таухид, исходит из идеи равенства всех людей, независимо от их национальной принадлежности. Ислам порождает и регулирует в мусульманском обществе взаимоотношения равенства, братства. Убеждения людей в принадлежности всего существующего одному Аллаху способствуют осознанию их равенства перед Богом. В этом соблюдаются призывы к человечности, справедливости. Строгий монотеизм ислама не допускает существования нескольких богов. Допущение политеизма может привнести беспорядок в жизнь людей и привести к хаосу весь космический мир. «Бог один и нельзя никого давать ему в сотоварищи... Это положение является принципиальным и специфичным для ислама, монотеизм которого можно считать самым акцентированным и последовательным», имеющим целью установление порядка, а также обеспечение и сохранение человеческого общежития. Идея единства Бога гарантирует стабильную жизнь общества. «Единство Бога — гарантия гармонии мира, и наоборот, гармония мира — свидетельство единства Бога».

Гуманистическая сущность ислама обнаруживается в отношении Аллаха к своим созданиям. С точки зрения моральной теологии, мусульманский Бог — «Милостивый», «Милосердный», «Милосерднейший из Милосердных». В Коране говорится, что «Аллах обладатель милости к людям»; «Поистине, Аллах не обидит и на вес пылинки, и если будет хорошее, Он удвоит это и дарует от себя великую награду!», Аллах «лучший из прощающих». Так, согласно исламу, Всемогущий Аллах не проклял свое творение. Он простил сбившегося с прямого пути Адама и не стал возлагать грех первых людей тяжким бременем на все следующие поколения. «И Адам принял от Господа своего слова, и обратился Он к нему: ведь Он — Обращающийся, Милосердный», - говорится в Священном писании. Коран рассмат-

ривает идею о том, что Божественная милость вездесуща и охватывает абсолютно все. Милость и Милосердие Аллаха в отношении рода человеческого, Его забота о земной жизни человека, о блаженстве вечной жизни проявляется в посланиях, направленных через пророков. Аллах, создав людей, не бросил их. В Коране говорится: «Господь наш тот, кто дал каждой вещи ее строй, а потом вел по пути». Создатель дал людям знания, которых у него больше, чем у ангелов. «И научил Он Адама всем именам, а потом предложил их ангелам и сказал: «Сообщите Мне имена этих, если вы правдивы».

Гуманистические принципы ислама выявляются из определенного назначения человека, его сущности, природы, качеств. Одним из фундаментальных вопросов, затронутых исламом, был вопрос о месте, которое человек занимает во Вселенной. Человек, по исламу, является высшим существом, высшим творением Аллаха из всех созданий природы и окружающего мира. Он стоит выше всех земных и сверхъестественных существ. В Священном писании говорится: «Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и оказали им преимущество пред многими, которых создали»; «И вот, сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму!». Человеку в системе мироздания принадлежит особо важное место. В Коране указывается, что человек был создан как наместник Бога на Земле: «И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника».

Учение ислама в определенной мере антропоцентрично, поскольку по Корану все существующее на земле предназначено для жизни человека и для удовлетворения его нужд. Аллах создал все необходимое для безбедного, благоустроенного существования человека. Коран повествует: «Разве вы не видели, что Аллах подчинил вам то, что в небесах и на земле, и пролил вам милость явную и тайную?». «Разве не видели они, что Мы сотворили для них из того, что создано Нашими руками, скот, и они им владеют? Мы покорили его им: на одних они сидят, других едят»; «И скот Он создал; для вас в нем — согревание и польза, и от них вы питаетесь. Для вас в них — красота, когда вы их гоните на покой и когда выпускаете. И переносят они ваши грузы в страну, которой вы бы не достигли без утомления самих себя. Поистине, Господь ваш — кроткий, милостивый! И коней, и мулов, и ослов, чтобы вы на них ездили, и для украшения. И творит Он то, чего вы не знаете»; «Для вас и в вашем скоте — назидание. Мы поим вас из того, что у них в желудках между калом и кровью, молоком чистым, приятным для пьющих»; «Для вас в животных назида-

ние: Мы поим вас тем, что у них в животах, для вас в них обильная польза, и от них вы питаетесь»; «И внушил Господь той пчеле: «Устраивай в горах дома, и на деревьях, и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением». Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом — знамение для людей, которые размышляют». Коран повествует, что явления природы, растения созданы для поддержания жизни человека: «Он — тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете. Он выращивает ею для вас посевы, маслины, пальмы, лозу и все плоды; поистине, в этом — знамение для людей размышляющих!»; «Мы низвели с неба воду по мере и поместили ее в земле, и мы в состоянии ее удалить. И Мы вырастили ею для вас сады из пальм и винограда; для вас там многие плоды, и их вы едите, — и дерево, которое исходит с горы Синая; оно выращивает масло и подкраску для едящих»; «Он — тот, кто создал для вас ночь, чтобы вы покоились в ней, и день, чтобы он помогал видеть»; «Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с неба и оживил ею землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей, — знамения людям разумным!».

Таким образом, ислам возвышает человека и отводит ему центральное место среди творений. Весь мир сотворен для человека. Но, тем не менее, это не означает, что человек — это абсолютно привилегированное существо в мироздании и, конечно же, это не означает, что действия человека не ограничены по отношению к другим творениям. Гуманистическое основание ислама распространяет сферу своего влияния не только на человека и человеческое общество. Гуманизм, по исламу, должен проявляться в отношении ко всему созданному животному и растительному миру. По отношению ко всему миру можно судить о гуманистическом мировоззрении человека, основанием которого является не только сохранение и развитие жизни человека, но и сохранение чести и достоинства человека. По исламу, как отмечает З.Я.Рахматуллина, «делом, недостойным человека, считается проявление жестокости и негуманного отношения к животным, обитающим рядом, истребление их ради удовлетворения тщеславия или развлечения, травля, облава на животных, забой недозволенным способом (харам) и т.д. Табу на причинение бессмысленного

вреда относится не только к животным, но и растительному миру, ко всем видам ресурсов (минеральным, водным и т.д.)». Существуют ая-ты и хадисы, призывающие бережно, мудро, гуманно относиться к окружающей среде. Но боготворить, поклоняться, связывать успех своего дела или неудачу с проявлениями природы, с растениями, животными означает умаление достоинства человека и пренебрежение цели сотворения человека.

Следующий принцип ислама состоит в том, что человек был создан невинным. Ислам провозглашает, что человек рождается безупречным. Ислам не признает в человеке никакого изначального порока, он не видит в нем никакой первородной скверны. Идея гуманизма присутствует в принципе власти Бога. В некоторых религиях поступки человека непосредственно определяют его будущую жизнь. Так, например, зороастризм — религия Древнего Ирана, огнепоклонничество — учит, что зло и страдания зависят непосредственно от поведения самих людей. В «Упанишадах» — литературном памятнике Древней Индии, заложена идея, что социальный статус человека в обществе является результатом его действий, которые он совершил в прошлых жизнях. В буддизме поступки человека предопределяют его карму без снисхождения. В исламе же возможно, что если человек и совершит плохой поступок, Бог по своей мудрой воле может простить и даровать человеку лучшее. В одной из историй, описываемых в Коране, говорится: «И простили Мы ему это, и для него у Нас — близость и хорошее пристанище». Бог в исламе многократно представлен как прощающий: «А те, которые совершили мерзость или обидели самих себя, вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам, — а кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и не упорствовали в том, что они совершили, будучи знающими, — у этих наградой — прощение от Господа их...»; «А если кто сделает зло или обидит свою душу, а потом попросит у Аллаха прощения, он найдет Аллаха прощающим, милостивым»; «А кто обратится после своей несправедливости и исправит, то Аллах обратится к нему. Поистине, Аллах — прощающий, милосердный!». Наказание, согласно исламу, происходит по мудрости и справедливости Создателя, который один знает все искренние мысли, желания и намерения человека.

Гуманизм ислама проявляется в его справедливости. В Священном писании говорится, что Аллах справедлив и не любит несправедливых: «Поистине, Аллах ни в чем не несправедлив к людям, но люди несправедливы сами к себе!». Ислам настолько строго отно-

сится к соблюдению справедливости, что в случае несправедливости сурово наказывает. Например, «тех, которые не веруют в знамения Аллаха и избивают пророков без права, и избивают тех из людей, которые приказывают справедливость, обрадуй мучительным наказанием!». Гуманизм и справедливость ислама проявляется в предоставлении человеку свободы выбора. «Вопросы о гуманизме — о ценности человеческой личности совмещали принцип свободы и необходимости, детерминизма и индетерминизма». Согласно исламу, каждый человек имеет право использовать свободу выбора верования, свободу совести — это суть его человечности. Свобода выбора, дарованная человеку, далека от утеснения и принуждения даже в принятии или отвержении религии. В Коране сказано: «Нет принуждения в религии». Ислам проповедует такую точку зрения потому, что она зиждется на веровании, желании и обязательстве. Все это было бы лишено смысла, если бы насаждалось силой. Каждому предоставлено право выбора собственного пути. «И скажи: «Истина от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». Утверждая могущество Бога, ислам также возлагает ответственность на человека за его жизнь на земле. Человек — личность, наделенная правом свободного выбора. Во власти человека совершать добрые или злые дела; для этого он обладает таким качеством, как воля. Воля человека свободна, а значит, он свободен в своем выборе. И от человека зависит, что он выбирает, - добро или зло. «Не меняется слово у Меня, и не тиран Я для рабов».

В исламе существует свобода совести и мысли. В одной из сур Корана говорится: «А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ты вынудишь людей к тому, что они станут верующими?». Аллах дал возможность человеку самому устраивать свою жизнь. «Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними». От выбора человеком пути жизни и зависит его дальнейшая жизнь. Но, как уже было сказано, Творец не бросил свои создания на произвол судьбы, не оставил их без руководства, Он дал различие добра и зла. Каждый человек одновременно со свободой выбора получил ясное указание, каким путем идти, какой путь лучше для него. Проблема выбора в религии сводится к способности самоопределения. Существование в мире добра и зла, по исламу, является необходимостью, так как это представляет для человека возможность самоопределиться, самоутвердиться. В борьбе за добро и в преодолении зла человек проявляет

свою человечность и способность сознательно и твердо следовать добру. По исламу, ниспослание Творцом добра и зла является испытанием для человека, выявлением подлинной его добродетели, своей истинной сущности. Говорится: «Целомудрие ничего не стоит, если отсутствует искушение пороком». «Лишения и невзгоды — предварительный этап на пути к более совершенному состоянию бытия; они подготавливают человека к будущей награде, и о том, какая это награда будет, можно судить по тому, насколько возвышен и искренен человек в своих поступках, в какой степени сумел он выбраться из трясины разложения и порчи». «Вне всякого сомнения, если бы Бог создал мир без страданий, боли и лишений, то это означало бы, что Он лишил человека свободы и выбора». Однако человек, конечно же, подвержен ошибкам. С точки зрения ислама, подверженность человека ошибкам не является грехом. «Но грехом является то, — отмечает Х.Абдалати, — что человек, имея в своем распоряжении пути и средства совершенствования, не стремится к нему».

Итак, по исламу, дано право выбора, используя которое, человек может действовать. Но если он случайно отступился и совершил грех, ему открыта дорога к очищению. И при этом человек не должен отчаиваться. И вместе с тем, как выясняет В.Соловьев: «Бог обещает милосердие свое и славную награду тем, кто с верой соединяет заслугу добрых дел». Человеку дается возможность добровольно и сознательно делать выбор добра как это свойственно человеку. Гуманизм человеческого общества проявляется, когда в нем присутствует дух взаимопомощи, сопереживания. В исламе этот дух выражается в готовности людей оказать бескорыстную помощь нуждающимся членам общества, выплате богатыми людьми закята (узаконенный налог с имущества человека), подаче добровольной милостыни. Такой способ оказания помощи укрепляется принципами ислама, основанными на признании того, что все богатство принадлежит Аллаху и люди подвластны ему. Существование социального неравенства и разного уровня материального достатка, по исламу, — это естественное состояние общества, которое предоставляет человеку возможность воплотить идеи гуманизма в конкретные человеческие дела.

К гуманному решению экономических проблем относится запрещение ссудного процента (риба). Ислам считает аморальной частную собственность, которая позволяет наживаться на труде других, получая огромные прибыли, при этом, оставляя производителя в нищете. Исламские законы осуждают извлечение прибыли путем, за-

ставляющим забывать о человеке. Риба приносит вред духу человека, являющемуся его сущностью, поскольку риба заставляет расти у человека материальным потребностям в ущерб моральным ориентирам ислама, призывающим к духу взаимопомощи и сотрудничества. В Коране говорится: «Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню. Поистине, Аллах не любит всякого неверного грешника!». Мусульмане убеждены, что экономическая система, запрещающая рибу, является самой гуманной, так как спасает человека от жадности, аморальности, вражды между имущими и неимущими.

Большое внимание в исламе уделяется толерантности, свидетельствующей в пользу гуманизации характера отношений к людям с другой верой и с иными убеждениями. Коран как источник человекоутверждающей направленности деятельности людей не предписывает истребление инакомыслящих. Современники пророка ислама говорили: «Поистине, мы видим, как пророк обращается даже с лицемерами и наставляет их! В Священном писании говорится: «Не поносите тех, кого они призывают помимо Аллаха, а то они станут поносить Аллаха из вражды без всякого знания. Потом к Господу их будет их возвращение, и возвестит Он им то, что они делали»; «А если они с тобой препираются, то скажи: «Аллах лучше знает то, что вы делаете! Аллах рассудит вас в день воскресения в том, в чем вы часто разногласили»; «И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы». Миссия пророка Мухаммеда заключалась в передаче божественных заповедей, а не в завоеваниях и распространении ислама насильственным путем. В Коране говорится: «Повинуйтесь же Аллаху и повинуйтесь посланнику и берегитесь! А если вы отвернетесь, то знайте, что на нашем посланнике только ясная передача». «В свое время, — как пишет один из исследователей ислама XX в. Давлет-Кильдеев, — Магомет после 50-ти лет своей жизни принужден был взяться за оружие вследствие нападения на город Медину, где он жил со своими учениками». Борьба пророка ислама была направлена на утверждение нравственных принципов. Он убеждал и побеждал во имя одного и того же закона нравственной жизни. «Этим законом, а не каким-нибудь отвлеченным догматом, увлекался он в своих первых проповедях, и этот же закон жизни, интерес его утверждался и распространялся, а не какие-нибудь внешние мирские выгоды и соображения... Мухаммед был бы виновен в злоупотреблении своим религиозным авторитетом только в том случае, если какие-нибудь из его узаконе-

ний были несомненно безнравственны». Действительно, если обстоятельства и принудили пророка ислама браться за меч, чтобы защищать свою личность и личность своих учеников от враждебных нападений воинственных племен аравийских степей, но он не злоупотреблял своей властью. Он не провозгласил себя наследственным царем и владыкою покоренных им земель и народов и не оставил после себя никаких богатств, употребив их во время своей жизни на дела милосердия.

Жизнеутверждающая направленность принципов ислама выражается в порицании аскетизма. Осуждаются люди, которые в погоне за непрерывными благочестивыми делами запускают свои мирские дела. От мусульманина его закон требует, чтобы он среди своих дел не забывал ни Аллаха, ни ближнего, совершал в положенное время молитвенный обряд и отдавал часть своего имущества в пользу бедных. Жизнь человека, по исламу, должна заключаться в работе, в участии в делах земных, в проявлении скромности, справедливости, благонравия, достоинства, честности, надежности во всех видах деятельности мирской жизни. Также ислам не призывает к отказу от удовлетворения чувственных желаний и провозглашает богоугодность материального благосостояния. Идеи ислама основаны на моральной солидарности в мировоззрении, в защите общества, в поддержке добрых нравов в обществе, во взаимопомощи по обеспечению всем членам общества приличного уровня жизни. Гуманистической идеей проникнуты многие принципы ислама. Они составили основу жизни многих поколений людей. И до сих пор, несмотря на смену различных общественных систем, ислам служит человечеству, удовлетворяя духовные и материальные потребности людей. Думается, что, познавая истину Корана, соответствие ислама человеческой натуре, человек может облегчить жизнь себе. «Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас».

“Ядкяр». Уфа, 2004, № 4, с. 42-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.