Научная статья на тему 'Отношение ислама к природе как к объекту интересов и потребностей человека'

Отношение ислама к природе как к объекту интересов и потребностей человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3065
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕСЫ / ПОТРЕБНОСТИ / ПРИРОДОПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ТЕХНОСФЕРА / ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО / БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусейнова Ж. О.

В статье предпринята попытка показать значение интересов и потребностей человека в его природопреобразующей деятельности. При этом отмечается роль ислама в сохранении природы и преодолении потребительского, хищнического к ней отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение ислама к природе как к объекту интересов и потребностей человека»

Гусейнова Ж. О.

Отношение ислама к природе как к объекту интересов и потребностей

человека

Ж. О. Гусейнова

В статье предпринята попытка показать значение интересов и потребностей человека в его природопреобразующей деятельности. При этом отмечается роль ислама в сохранении природы и преодолении потребительского, хищнического к ней отношения.

Ключевые слова: интересы, потребности, природопреобразующая деятельность, исламская философия, техносфера, потребительство, бережное отношение к природе.

The author makes an attempt to show the value of interests and needs of person in the nature managing activity. Besides, the author points out the role of Islam in preservation of nature and the process of overcoming the consumer, injurious relation to it.

Keywords: interests, needs, nature, transforming activity, islam philosophy, technosphere, consumership, care of nature.

В основе отношения человека к природе лежат его определенные интересы, которые внешне проявляются как те или иные потребности индивида, объективные по своему характеру и содержанию, возникающие у людей в процессе общения.

Удовлетворяя свои потребности, люди в процессе производства заимствуют у природы материальные блага, отчуждая их у нее. Нетрудно заметить, что прогресс общества неизбежно происходит за счет природы, за счет эксплуатации человеком её ресурсов. Цель и смысл человеческого существования заключается не в том, чтобы просто приспособиться к природе, что характерно для животных, а в том, чтобы преобразовать ее применительно к своим интересам и потребностям. Таким образом, развитие цивилизации происходит в тесной связи человека с окружающей его средой, которую он преобразует в процессе своей жизнедеятельности в соответствии со своими интересами и потребностями.

При этом человек не может не оказывать на природу определенного негативного воздействия. Но если вплоть до ХХ века это воздействие было локальным и не сопровождалось крупными и необратимыми изменениями природы, то сегодня экологическая проблема стала глобальной, затрагивающей интересы всего человечества и требующей для своего решения совместных усилий всех стран и народов.

По мнению мусульманских теологов, одна из причин резко усилившегося сегодня давления общества на природу - это узко прагматический, потребительский подход людей к жизни и окружающему миру, что связано с падением духовной и нравственной культуры человека, отходом его от ре-

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

9

Гусейнова Ж. О.

лигии, отдаляясь от которой, отмечают они, человек теряет нравственные, гуманистические ориентиры. Все это, естественно, приводит к непоправимому разрушению природной среды, чем и обусловлена сегодня актуальность задачи сохранения окружающей среды, гармонизации интересов и потребностей человека с природными условиями его существования.

Отсюда и задача повышения духовно-нравственной культуры личности, её ответственного отношения к миру, в решении которой ислам наряду с другими социальными институтами должен сыграть не последнюю роль. Но проблема выявления места и роли ислама в духовно-нравственном просвещении человека, в гармонизации его взаимоотношений с природой исследована в нашей литературе недостаточно. Как отмечает проф. Г.М. Керимов, «экологические вопросы в мусульманской теологии очень слабо изучены. Эта важная проблема нуждается в глубоком исследовании» [1, с. 146].

При этом следует оговориться, что идеология ислама выступает предметом нашего изучения не с точки зрения выяснения «истинности и ложности тех или иных положений вероучения, религиозных догм (существует ли Бог, загробный мир, божественное провидение, предопределение и т. п.)», а в плане того, что ислам выступает «как одна из реально существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей» [2, с. 491], призванных регулировать социальное поведение личности, группы, больших масс людей.

Действительно, мировоззрение ислама, будучи его важнейшим стерж-

ф

ической формой культуры со своей системой ценностей, может во многом определять те или иные эталоны поведения, те или иные формы удовлетворения интересов и потребностей человека в его взаимодействии с природной средой.

Что же собой представляют интересы и потребности человека и какова их роль в природопреобразующей деятельности?

К проблеме интереса первыми в истории философской мысли обратились французские материалисты ХУШ в. К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро. «На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» [3, с. 34], - писал К. Гельвеций. Говоря о роли человеческих интересов и потребностей в развитии общества, Гегель вслед за Кантом подчеркивал, что основой человеческих действий всегда являются те или иные интересы и потребности. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, - писал Гегель, - что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль» [4, с. 20]. Люди «добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения» [4, c. 20].

Экономические, материальные интересы являются реальной причиной и главным стимулом экономической, производственной деятельности людей,

10

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

Гусейнова Ж. О.

движущей силой общественного развития, побудительными мотивами хозяйственной деятельности людей, протекающей в процессе их взаимодействия с природой.

Основой, фундаментом социальных интересов людей выступают их потребности. Они в конечном итоге определяют непосредственные причины социальных действий людей, в результате которых и происходят изменения и преобразования природной среды. Поэтому анализ данной категории неотделим от исследования практики взаимодействия человека со средой его обитания.

В то же время без человеческой деятельности нет и потребностей, так как генетическим источником потребности является деятельность общественного человека. Возникнув из деятельности, потребности, в свою очередь, выступают причиной и источником дальнейшего развертывания самой же деятельности. Таким образом, реализация потребностей происходит в деятельности и через деятельность людей, а эта последняя в ходе своей реализации выступает причиной появления новых потребностей. Значит, деятельность человека выступает не только следствием определенной потребности, но и её причиной.

Что же такое потребности и какую роль они играют во взаимоотношениях человека с окружающей его природной средой?

Проблеме изучения потребностей посвящена обширная литература. Методологические подходы к их исследованию разработаны в трудах таких видных ученых, как Л.И. Абалкин, А.И. Амосов, Р.С. Гринберг, А.Г. Здра-вомыслов, Т.И. Заславская, В.В. Радаев, Р.В. Рывкина, В.А. Ядов и др. В их работах раскрываются многие важные стороны и теоретические проблемы сущности и содержания потребностей. Однако при освещении проблемы потребностей в литературе не всегда учитывается их сложный и многогранный характер, а именно то, что они представляют собой противоречивое единство объективного и субъективного, необходимого и желаемого. В истолковании потребностей еще не преодолен однобокий подход, связанный с абсолютизацией в них какой-то одной стороны противоречия, - это отождествление потребностей индивида с субъективными формами их проявления, с определенными стремлениями, побуждениями человека или, напротив, акцентирование внимания на внешней обусловленности потребностей и игнорирование в них субъективного момента.

Потребность - это не внешняя по отношению к субъекту необходимость и не гипертрофированные желания и прихоти человека, а отношение индивида к условиям своей жизни, проявляющееся в противоречии между имеющимся и необходимым, между возможным и действительным. Противоречие это реализуется в развертывании деятельности людей по удовлетворению той или иной потребности. Но потребности потребностям рознь. Есть потребности необходимые, без удовлетворения которых человек не может существовать и успешно развиваться. Но есть и не необходимые, неразумные потребности, которые, по мнению мусульманских богословов, не

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

11

Гусейнова Ж. О.

только не возвышают человека, а, наоборот, губят, разрушают человеческую личность, не способствуют ощущению человеком полноты жизни и не ведут его к счастью.

Человек не может жить и творить, не удовлетворяя в первую очередь свои изначальные биотические (витальные) потребности. Как отмечал один из крупнейших мыслителей арабо-мусульманской культуры Средневековья Ибн-Хальдун, «Всевышний создал человека в такой форме, что тот может жить и существовать только благодаря пропитанию... Но способность одного человека недостаточна для удовлетворения его потребности в пропитании и не может дать ему полностью материю его жизни. человек не в состоянии в одиночку удовлетворить свои нужды в средствах существования. И все люди сотрудничают друг с другом с этой целью, осваивая мир» [4, с. 127, 148]. Но осваивать мир, производить пропитание человек может, лишь взаимодействуя с природой, перерабатывая ее предметы в необходимые для себя продукты.

Ислам исходит из того, что Аллах создал человека и окружающий его мир, чтобы он пользовался природными дарами. В Коране сказано: «Он -тот, который сделал вам землю покорной, ходите же по её раменам и питайтесь от Его удела, и к Нему воскресение» (67:1s)1.

Деятельность человека по созданию орудий труда и их использованию при воздействии на природу с целью производства материальных благ и составляет качественное отличие человека от животных, которые в известном смысле вроде бы тоже «относятся» к природе, но только собирая и потребляя лишь то готовое, что имеется в природе.

Переход человечества к земледелию и животноводству привел, с одной стороны, к ускоренному социально-экономическому развитию общества за счет природы, а с другой - к усилившемуся давлению человека на окружающую среду и её экологическому регрессу. Об этом, в частности, говорят такие примеры, как разрушение огромных территорий во всем мире и особенно в районах Средиземноморья и Ближнего Востока многочисленными стадами, широкомасштабная эрозия почвы в результате уничтожения лесов под пашни в связи с переходом к земледелию [7, с. 130]. В последующем, в ходе индустриальной революции, качество окружающей среды стало ухудшаться в еще больших масштабах.

Известно, что взаимодействие человека и природы осуществляется в процессе трудовой деятельности человека, целью которой является удовлетворение его разнообразных потребностей и запросов. Смысл создаваемых человеком орудий труда состоит как раз в том, чтобы воздействовать ими на природу с целью подчинить ее своим интересам. Ну а возникающие при этом противоречия между условиями человеческого существования и его потребностями разрешаются благодаря развитию производительных сил. При этом каждый шаг в их совершенствовании служит одновременно и новым этапом развития человеческих потребностей. Поэтому разделение тру-

1 В текстах первая цифра обозначает суру (глава Корана), вторая - аяты.

12

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

Гусейнова Ж. О.

да, возникновение промышленности, городов, превращение науки в особую отрасль деятельности - это не только важнейшие вехи в развитии человеческой цивилизации, но одновременно и причина, и следствие появления новых форм взаимодействия человека с природой и новых форм удовлетворения человеком своих потребностей.

Исламская философия учит, что природа кормит человека, он живет и прогрессирует за счет эксплуатации природных ресурсов. Осознает ли это обстоятельство современный человек со всей ясностью? Факты часто свидетельствуют об обратном. Так, если в период доиндустриальной революции человек, изымая у природы сырье и материалы, своей преобразовательной деятельностью не наносил природе особого ущерба, то ныне человеческое вмешательство в природу приобрело глобальный характер, ныне индустрия сильно загрязняет естественную среду обитания человека, вызывая серьезные деградационные изменения в биосфере, в животном и растительном мире. Добывая полезные ископаемые, развивая индустрию, человек выливает в природу сточные промышленные воды, загрязняет воздух, выбрасывая в атмосферу десятки миллионов тон таких вредных веществ, как фреон, автомобильные выхлопные газы, разного рода канцерогены и т. д. Интенсивная вырубка человеком лесов приводит к эрозии почвы, высыханию рек и родников, изменению климата Земли. Под угрозой исчезновения оказались сегодня многие виды животных и птиц.

Экологическая ситуация в мире на нынешнем этапе его развития такова, что сегодня, как никогда ранее, остро стоит проблема формирования разумного отношения человека к среде своего обитания, чему, наряду с другими религиями мира, большое внимание уделяет и ислам. Взгляды исламских теологов, в определенной мере, отражают озабоченность более 1 млрд мусульман, живущих в азиатских, африканских, отчасти европейских и американских странах, которые с тревогой воспринимают нынешнее безжалостное отношение многих стран и народов к окружающей среде.

Мусульманская философия природы зиждется на основополагающем принципе единства природы с человеком. Принцип таухида (араб. «единение, единобожие, монотеизм»), лежащий в основе ислама, по мнению некоторых мусульманских теологов, следует понимать шире, чем обычно его толкуют, а именно как единство всего: единство человека с природой, Бога с человеком и как единство всего человечества. Из этого принципа вытекает важный вывод о том, что благодаря Аллаху все в мире едино и взаимосвязано. «Речь идет, - отмечают Г.Г. Зейналов и Р.О.Курбанов, - о парадигме вселенской гармонии, коей подчиняются социум и природа» [8, с. 141].

Доктрина о единстве и взаимосвязи всего существующего означает, что нет и не может быть реальности двух порядков, божественного и земного, не зависящих друг от друга. Как отмечал один из ярких представителей ислама С.Х. Наср, «путем отказа разделить человека и природу ислам сохранил целостное воззрение на мир... Фактически человек является источником изящества для природы, через его активное участие в духовном мире

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

13

Гусейнова Ж. О.

он проливает свет в природный мир. Его устами природа дышит и живет. Благодаря тесной связи между человеком и природой внутреннее состояние человека отражается во внешнем порядке» [9, с. 230].

Природа, согласно Корану, создается Аллахом для человека, для удовлетворения им своих интересов и потребностей. «Он - тот, - отмечается в Коране, - который сотворил вам все, что на Земле» (2:27(29). Однако человек при этом должен понимать и четко осознавать ту непреложную истину, что к этой созданной для него Богом природе он должен относиться бережно, заботливо, иначе он может не только разрушить окружающую среду, но и погубить самого себя. Природа в исламе, утверждает С.Х. Наср, «рассматривается в качестве «собственного дома», в котором предстоит жить, а не как чуждая страна, которую следует разорять» [10, с. 230].

Но человек, к сожалению, во многих случаях подходит к природе узкопрагматически. Для него часто собственное благополучие, желание удовлетворить все растущие материальные потребности, поддержание своего физического существования на более высоком, чем вчера, уровне оказываются более важными, чем забота о природе, сохранение и охрана окружающей среды. Между тем человек, по Корану, должен жить с природой в согласии и гармонии. Коран не позволяет человеку активно вмешиваться в природные процессы. Согласно Корану, человек занимает в этом мире особое место, и власть над природой, как отмечает проф. Н.М. Мамедов, «ему дается лишь по той простой причине, что он представитель Бога на Земле и инструмент его воли. Человеку дается право властвовать над природой только в силу его теоморфической природы, а не как бунтарю против небес... Человек как тео-морфическое существо ответственен за равновесие в природе» [11, с. 136].

Особое место в исламе занимает ценностное отношение человека к природе и ее дарам. Коран учит, что высшей целью Творца является создание совершенного человека, который бы охранял и ценил природу как высшее благо. В Коране сказано: «Разве хотел бы кто-нибудь из вас, чтобы был у него сад из пальм и виноградника, где внизу текут реки, где для него - всякие плоды, и постигла бы его старость, в то время как у него слабое потомство, и сад постиг бы ураган, в котором огонь, и сгорел бы он?» (2:268 (266).

Идея гармонии человека с окружающим миром, которая лежит в основе мусульманской философии природы, требует от него любви к природе, заботы о ней и отказа от действий, причиняющих ей зло. «И Мы осенили вас облаком и низвели для вас манну и перепелов, - говорится в Коране. - Не Нам они причинили несправедливость, а самих себя обидели» (2:54 (57). Еще нагляднее сказано об этом в другом аяте Корана: «И вот попросил Муса питья для своего народа, и Мы сказали: «Ударь своей палкой о скалу!» И выбились из нее двенадцать источников, так что все люди знали место своего водопоя. Ешьте и пейте из удела Аллаха! И не творите зла на земле, распространяя нечестие» (2:57 (60).

Ислам призывает человека относиться к дарам природы как к святыне и не нарушать естественной гармонии окружающего мира. Как отмечает

14

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

Гусейнова Ж. О.

проф. Г.М. Керимов, «ислам зародился в регионе с чрезвычайно жарким климатом Аравийского полуострова, где более 80-85 % территории составляют пустыни. Г оры, долины, лесные островки, источники воды в арабских и других мусульманских странах являются священными местами, культами святых» [12, с. 146].

С точки зрения мусульманской теологии, человек как творение бога находится в центре мироздания, а земля, небо, животные сотворены для того, чтобы служили человеку и облегчили его труд, приносили ему пользу. Коран, обращаясь к людям, призывает их поклониться Господу, «который землю сделал для вас ковром, а небо - зданием, и низвел с неба воду, и вывел ею плоды пропитанием для вас» (2:20 (22); «И скот он создал: для вас в нем - согревание и польза, и от них вы питаетесь»; «И переносят они ваши грузы в страну, которой вы бы не достигли без утомления самих себя»; «И коней, и мулов, и ослов, чтобы вы на них ездили»; «Он подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом и извлекали оттуда украшения, которые надеваете» (16:5-14).

Долг человека - охранять все творения Аллаха: и землю, и воду, и воздух, и растительность, и всех живых тварей, и быть благодарным Всевышнему за заботу о людях. В Коране сказано: «И знамением для вас - земля мертвая; Мы оживили ее и вывели из нее зерно, которое вы едите.

Мы устроили на ней сады из пальм и виноградника и извели в ней источники, чтобы они ели плоды их и то, что сделали их руки. Разве же они не возблагодарят?» (36:33-35).

Пророк Мухаммед и его сподвижники внушали людям мысль о том, чтобы они гуманно относились к природе, ощущали себя ее частью и смотрели на нее как на живое существо, нуждающееся в защите. «А те, которые уверовали и творили благое, - говорится в Коране, - для них сады - пристанища, как пребывание за то, что они делали. А те, которые распутствовали, их пристанище - огонь» (32:19-20).

Мусульманская философия учит, что человек в своем отношении к природе, к ее флоре и фауне должен руководствоваться основополагающими принципами духовности и морали, заботиться о природе, а не считать себя ее властелином. В одном из хадисов пророка говорится: «Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, рассказывает, что однажды он вместе с посланником Аллаха путешествовал. Благословенный пророк удалился, чтобы совершить ритуальное омовение. В это время мы увидели маленькую горную птичку с двумя птенцами. Мы взяли птенцов. Когда птичка не обнаружила своих детей, она стала горестно хлопать крылышками. В это время пророк вернулся и, заметив то, что произошло, повелел нам положить на место птенцов. Он также нас постыдил за то, что мы подожгли гнездо муравьев. Пророк говорил, что наказание огнем - дело только Аллаха» [13, с. 181].

Потребности человека не остаются раз и навсегда данными. Они совершенствуются, усложняются, меняют свою структуру по мере развития материального производства и роста человеческой культуры. Так, если арабы,

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

15

Гусейнова Ж. О.

как отмечает Ибн-Хальдун, на раннем этапе имели возможность потреблять лишь только необходимое, что могло поддерживать их биологическое существование, часто даже ели скорпионов и навозных жуков и славились тем, что ели альхаз - приготовленную на огне предварительно размельченную и смешанную с кровью шерсть верблюда, то с развитием цивилизации предметом потребления в дополнение к необходимому становится забота о роскоши и совершенстве своих условий и привычек [5, с. 67, 134].

Деятельность человека по «покорению» природы и созданию для себя комфортных условий жизни приводит к появлению техногенной, искусственной среды, называемой техносферой. Она открывает перед людьми небывалые возможности в деле удовлетворения их материальных, социальных и информационных потребностей. Однако, став глобальной искусственной средой, сравнимой по мощности с естественной, техносфера превращается в особую среду обитания человека, для которой, по словам В.М. Розина, характерны «и полная зависимость человека от технических систем обеспечения (начиная от квартиры), и технические ритмы, которым должен подчиняться человек (производственные, транспортные, коммуникационные), и потребности, которые исподволь или явно (реклама) формируют технические новации» [5, с. 111].

Техногенная среда, естественно, требует от человечества соответствующих изменений его материальных и духовных форм жизнедеятельности, адаптации индивида к темпам развития техносферизации всех сторон функционирования общества. Все это приводит к тому, что человеку все труднее и труднее становится поспевать за растущим техносферным ростом, что, в конечном счете, ведет к дисгармонии между обществом и природой и разрушению биосферы. Как подчеркивает Э.С. Демиденко, человек, создавая себе новое материальное окружение (техносферу), отрицательно воздействующую на жизнь биосферную, тем самым разрушает и основу собственного биологического существования, свои природные качества. На этом пути он сам может превратиться в иное, постчеловеческое существо [16, с. 30-36]. Кроме того, развитие техногенной среды влечет за собой и ряд таких последствий, как ослабление иммунной системы человеческого организма, рост генетических аномалий, появление различного рода психических заболеваний. Еще Н. Бердяев отмечал, что психика человека уже не выдерживает той скорости, которой от нее требует техногенная цивилизация [16, с. 149].

Однако неверно представлять себе дело таким образом, что будто бы техносфера оказывает на биосферу только негативное влияние. Создавая комфортную искусственную среду, человек получает возможность наиболее полно удовлетворять свои материальные и духовные потребности и тем самым увеличить продолжительность своей жизни, расширить и разнообразить формы и способы своей самореализации как личности, реализовать всю растущую долю потребностей социальных и информационных.

Поэтому при всех своих негативах техническое развитие есть законо-

16

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

Гусейнова Ж. О.

мерный процесс. Ислам не только не отвергает техносферизацию жизни современного общества, а исходит из того, что человечество должно изменить свою жизнедеятельность таким образом, чтобы извлечь из технического прогресса максимальную для себя выгоду и при этом нейтрализовать негативные аспекты техногенной среды. Для этого ему нужно не только искать наиболее эффективные технологии, но и стремиться наилучшим образом адаптироваться к ним, вписываться в техногенную среду и рационально использовать предоставляемые техникой возможности.

Решающим фактором возникновения тех или иных форм взаимодействия человека и природы является уровень развития производительных сил. Но поскольку производительные силы непрерывно развиваются, постольку происходит и постоянное изменение характера и форм взаимоотношений человека и природы. При этом, естественно, развиваются и усложняются и потребности человека. Важно, чтобы они менялись в правильном направлении. Ведь не секрет, что одной из важнейших причин нынешнего экологического кризиса является потребительская ориентация современной цивилизации, которая, ставя превыше всего материальное благополучие, материальные потребности, совершенно не учитывает возможности их удовлетворения биосферой. Поэтому на смену потребительству и насилию над природой должна прийти идеология разумного подхода к удовлетворению своих потребностей как со стороны общества, так и со стороны каждого отдельного его члена. Важно воспитать в людях высокую культуру потребления, чувство личной ответственности за состояние природной среды, умение быть благодарными природе за то, что она дает человеку. В Коране сказано: «Не могут сравняться два моря: это - сладкое, пресное, приятное для питья, а это - соленое, горькое; из каждого вы питаетесь свежим мясом и извлекаете украшения, в которые облекаетесь. И ты видишь там суда рассекающие, чтобы вы могли искать Его милости, - может быть, вы будете благодарны!» (35:13 (12).

Разумное отношение к природе может проявиться и в том, насколько проводимые человеком изменения в естественной природе согласуются, гармонируют со становлением и развитием создаваемой им «второй природы», с миром артефактов. Важно, чтобы человек, беря из природы необходимые ему средства к существованию, не нарушал установившееся в природе в результате многих миллионов лет эволюции «естественное равновесие». Ведь природа, по словам К. Маркса, «есть неорганическое тело человека... Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть» [17, с. 92].

Утилитарный, чисто прагматический подход к природе, неумение человека думать о последствиях своей расточительности приводит к дальнейшему оскудению природы, когда загрязнение отдельных промышленных районов, городов Земли достигло предельно опасного уровня. В этих условиях очень важно, чтобы человек осознал, что он не должен быть врагом не только природе, но и самому себе. Поэтому очень актуально звучит и сегодня предостережение Ф. Энгельса: «.на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

17

Гусейнова Ж. О.

властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, - что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от других существ, умеем познать ее законы и правильно их применять» [18, с. 496].

Грамотные, научно обоснованные формы взаимоотношений человека и природы исключают всякую стихийность освоения природных богатств, которая может привести человечество в его природопреобразовательной деятельности к весьма печальным последствиям. К. Маркс в свое время, оценивая книгу немецкого ученого К. Фрааса «Климат и растительный мир во времени, их история», писал: «... культура, - если она развивается стихийно, а не направляется сознательно. - оставляет после себя пустыню: Персия, Месопотамия и т. д., Греция» [19, с. 45]. Поэтому дело огромной жизненной важности - воспитывать человека в духе уважительного, ответственного отношения к природе и ее богатствам. Здесь, как подчеркивают

Э.М. Андреев и А.В. Миронов, важную роль «играет степень субъективности, т. е. осознания, рефлексии субъектом собственных интересов и возможностей, четкости их выделения» [20, с. 25].

Достижения науки и техники предоставляют человеку неограниченные возможности в использовании естественных ресурсов природы. Но человек при этом не может, считая себя высшей точкой природной эволюции, относиться к ней как к некоему внешнему объекту технического использования. Природа для него должна быть величайшей самоценностью, сохранение и воспроизведение которой обеспечивает прогресс человечества в условиях роста и развития его всесторонних потребностей. Однако природа не только может наделять человека своими дарами, но и способна иногда приносить людям и различные сюрпризы, невзгоды. Землетрясения, наводнения, сильные ветры, ураганы, обильные дожди, сходы снежных лавин с гор и другие стихийные бедствия могут наносить людям неизмеримый ущерб. Исламская религия учит, что человек при этом не должен сидеть сложа руки и уповать на Всевышнего, а обязан делать все от него зависящее, чтобы увести от бедствия людей, уберечь имущество и другие материальные ценности. В то же время ислам считает, что ругать природу, а тем более проклинать её - это большой грех. На этих же принципах формируется и природоохранная культура народов Дагестана, основанная на богатейших уникальных традициях необходимости налаживания постоянного диалога человека и природы, связанного с особенностями почитания родной земли.

Адаптация народов Дагестана к природе построена на том, чтобы соизмерять свое воздействие на окружающую среду с суровыми условиями гор. Поэтому, добывая дичь, охотясь на горных баранов, зайцев и лис, человек должен сам ограничивать себя, понимая, что ресурсы его природы небесконечны. Люди селятся, строят свои жилища на непригодной для пахоты земле, пасут скот и овец по определенным пастбищам, не нанося вреда живой природе, по схеме, не нарушающей экосистему, что аккуратно передается от поколения к поколению. Считается греховным охотиться в неположен-

18

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

Гусейнова Ж. О.

ное (весеннее и летнее) время года, бить слишком большое количество дичи, превышающее разумные потребности человека. Общественное мнение дагестанцев сурово осуждает такие действия людей, как вырубка и выкорчевывание одиноких деревьев и кустарников, осквернение источников воды, непочтительное отношение к священным для народа объектам. Все это, несомненно, способствует установлению гармонии и порядка во взаимоотношениях человека с природой.

Многие мусульманские теологи полагают, что главная причина сегодняшнего экологического кризиса заключается в том, что современный человек слишком уж много возомнил о себе и, противопоставляя себя обществу, всей остальной природе, использует научные и технические достижения для дальнейшего резкого усиления своего давления на природу в своих узко корыстных целях, желая удовлетворить свои ненасытные потребительские вожделения. Этот процесс сопровождается стремительным падением нравственности, отходом людей от религиозно-духовных ценностей. Только осознанием необходимости разумной бережливости, ответственности перед Богом, другими людьми можно выйти человечеству из современного экологического кризиса и вести нормальный диалог с природой и себе подобными. «И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику и не расточай безрассудно, - говорится в Коране, - ведь расточители - братья сатаны, а сатана своему Господу не благодарен» (17:28-29).

В бережном отношении со стороны человека нуждаются как возобновимые, так и невозобновимые природные ресурсы. Поэтому, извлекая из природы необходимый для социальных нужд продукт, делать это нужно бережно. По этому поводу в Коране сказано: «О сыны Адама!.. ешьте и пейте, но не излишествуйте: ведь Он не любит излишествующих!» (7:29 (31). Кроме того, человек при этом должен думать и о том, как помочь природе сохраниться. Речь в данном случае идет о том, чтобы учитывать не только силу, величие и могущество природы, но и ее слабость перед человечеством. А человек, напротив, нередко даже без какой-либо хозяйственной надобности наносит ей непоправимый ущерб. Ведь уничтоженные естественные фауна и флора, отравленные внутренние водоемы трудно восстановить. Вот почему общественность проявляет недовольство, когда отдельные компании и фирмы, добывая нефть и уголь, заготавливая лес, в погоне за прибылями совершенно не думают о последствиях своей природоразрушительной деятельности, не заботятся о том, чтобы сберечь природу для настоящих и будущих поколений.

Природопреобразующая деятельность человека, особенно когда она осуществляется с использованием достижений науки и техники, не только способствует прогрессу общества, развитию цивилизации, но может иметь и негативные последствия. Наша задача, с точки зрения ислама, заключается в том, чтобы предельно минимизировать отрицательные последствия взаимодействия человека с природой и при сравнительно малых усилиях, без ущерба для природы, получить от нее ресурсы, способные удовлетворить многообразные запросы и потребности человека.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19

Гусейнова Ж. О.

Литература

1. Керимов Г.М. Экологические вопросы в мусульманской теологии // Экология и религия. Ч. I. - М., 1994.

2. Тощенко Ж. Т. Социология. - М., 2007.

3. Гельвеций К.А. Об уме. - М., 1938.

4. Гегель. Соч. Т. 8. - М. - Л., 1935.

5. Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. - М.: Мысль, 1980.

6. Коран / Пер. Крачковского И.Ю. - Минск - Ростов-на-Дону, 1990.

7. Дорст Ж. Влияние человека на природу // Смит Р.Л. Наш дом планета Земля. Полемические очерки об экологии человека. - М., 1982.

8. Зейналов Г.Г., Курбанов Р.О. Природа в системе ценностей ислама // Экология и религия. Ч. I. - М., 1994.

9. Nasr S.H. Man ad Nature. The Spiritual Crisis of Modem Man. - London, 1976.

10. Nasr S.H. Islamic Science. - London, 1976.

11. Мамедов Н.М. Ислам и экология // Экология и религия. Ч. I. - М., 1994.

12. Керимов Г.М. Экологические вопросы в мусульманской теологии // Экология и религия. Ч. I. - М., 1994.

13. Хадисы посланника Аллаха Мухаммеда. - Анкара, 1979.

14. Розин В.М. Диалог технаря и гуманитария о кризисе техники и путях его преодоления // Философские науки. 2004. № 9.

15. Демиденко Э.С. О ноосферном подходе к формированию современной экологической концепции // Проблемы современного антропосоциального познания. - Брянск, 2003.

16. Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2.

17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

18. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

19. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 32.

20. Андреев Э.М., Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование и масс-медиа как факторы изменения социальной структуры // Социальногуманитарные знания. 1999. № 5.

20

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.