Научная статья на тему 'Природа в мировосприятии баргузинских эвенков (на материале учебных практик)'

Природа в мировосприятии баргузинских эвенков (на материале учебных практик) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
182
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВЕНКИ / МИРОВОСПРИЯТИЕ / ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Николаева Аяна Сергеевна

Рассматриваются вопросы мировосприятия природы баргузинскими эвенками. Вселенная, Буга, человек в их понимании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of the nature of attitude Barguzin Evenk. Universe, Bug, people in their understanding.

Текст научной работы на тему «Природа в мировосприятии баргузинских эвенков (на материале учебных практик)»

УДК 391=512.212(571.54)

Аяна НИКОЛАЕВА

ПРИРОДА В МИРОВОСПРИЯТИИ БАРГУЗИНСКИХ ЭВЕНКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНЫХ ПРАКТИК)

THE NATURE IN THE ATTITUDE OF BARGUZIN EVENK

Рассматриваются вопросы мировосприятия природы баргузинскими эвенками. Вселенная, Буга, человек - в их понимании.

Ключевые слова: баргузинские эвенки, мировосприятие, природа, информанты.

The questions of the nature of attitude Barguzin Evenk. Universe, Bug, people - in their understanding.

Keywords: Barguzin Evenk, attitude, nature, informants.

Долина реки Баргузин располагается на северо-востоке Бурятии, в самом сердце Центральной Азии. Здесь столетиями, сохраняя свою самобытность, проживают эвенки.

Эвенки до сих пор остаются охотниками, рыболовами и собирателями, поэтому сфера природного для них всегда была и есть на первом плане. Так, природа в эвенкийском языке обозначается словом Буга.

Слово Буга имеет значение «родина», «страна», т.е. место, где эвенк родился и живет. Говорят: «Бугалавар нэнэрэ» - Поехали в свою страну (родину). Буга может означать «небо», «небесный свод»: Бугат коннорин туксулди купуврэн - Небо обложилось темными тучами. Буга - это также «земля», «место»: КуЬикит буга - Место битвы. Буга имеет значение «погода»: «О, эр бугат он оллан?» - Ой, что случилось с погодой? Но основополагающее значение слова Буга в системе мировоззрения эвенков - «вселенная», «мир», «космос».

Эвенки делят Вселенную на три мира: верхний мир, соответствующий истоку (угу буга или угу дуннэ), есть мир душ, предназначенных родиться; средний мир, соответствующий среднему течению (дулин буга или дулин дуннэ), является миром живых людей; и нижний мир, соответствующий устью (Ьэргу буга или Ьэргу дуннэ), является миром мертвых.

Эвенк не выделяет себя из природы как что-то уникальное и особое, он ставит себя в один ряд со всем, что создано природой. От Буга зависит вся жизнь эвенка, все нравственные законы и обычаи. Так, эвенки говорят: «Буга улундиви дуннэвэ токта-ван иргивки. Буга ичэчивки, угинык нямалгивки, бэелвэ бэелвуки. Буга эвки аявра эрувэ. Буга бунэвэн бэеду экэл мулана, нимадыкал. Буга тыгдэрэн - уларан, Буга нендэлэрэн

Информационно-научное издание

- Буга олгиран - Небо Буга теплом своим все соринки земли растит. Буга видит, сверху греет, человека человеком делает. Буга не любит плохого. То, что тебе Буга дает, не жалей для людей, соблюдай обычай равного дележа со всеми. Дождь идет - Буга мочит, небо прояснится - Буга высушило» [1. С. 51-52].

Эвенк постоянно помнит о Буга. Буга - источник всего, из Буга и от Буга все происходит. Согласно представлению баргузинских эвенков, Буга - верховный правитель Вселенной, который поддерживает существование человека и воспитывает его, управляет силами природы, жизнью тайги, животных и человеческого рода.

В ходе учебных практик в местах компактного проживания баргузинских эвенков - в селах Алла, Улюнхан Курумканского района Республики Бурятия нами были произведены записи устных рассказов эвенков по разным темам. В частности, от информанта Делбоновой А.Н. нами было записано следующее: «Баргуган эвэнкил эри дуннэвэ эвкил Буга гунэ. Бугады дуннэ гунэ. Буга дарила, угилэ, бу Бугаду мургэннэрэп. Эва декэя дуннэду оракин, мудан оракин, эвэчин эмэрэкин, баргуган эвэнкил угискаки мургэвкил. Буга мунэвэ авракэл, гунэ. Буга угилэ нян~няду бидерэн, гундерэ - Баргузин-ские эвенки эту землю не называют словом Буга, а говорят: земля, данная Буга. Говорят, Буга живет наверху, и мы молимся ему, смотря туда. Когда что-нибудь на земле плохое случается, наводнение, приходят болезни, баргузинские эвенки обращаются с молитвами туда наверх».

В традиционном мировосприятии эвенков вся природа жива, и ничего нет в ней неживого. Все предметы для эвенка обладают живой силой, силой энергии. Баргузинские эвенки говорят: «Дуннэду, урэлду, биралду, ламуду мэнни Буга, эдентын биhин. Тарилва эденилва Буга буна. hэгды Ламуни эдендутын мургуннуруп. Биденэ, дуннэ эдендутын мургуннуруп - У земли, у гор, у рек, у озер есть свой хозяин-дух. Этих хозяев-духов дал Буга. Мы молимся духам озера Байкал. Молимся хозяевам-духам, живущим на земле». Следовательно, баргузинские эвенки обожествляют всю природу и ее отдельные проявления. Бугады - это Божье, Бугады дуннэ - то, что есть, вся природа.

Природа в представлениях баргузинских эвенков наделена чувствительностью. Именно на этом убеждении основана вера, что люди до определенной степени могут влиять на природу и ее явления: изменить погоду при помощи словесного обращения, приношения духам даров. Существует легенда, что в древние времена на берегу горного озера, где берет начало река Баргузин, жил великий шаман Болон-Тумэр. По преданию, в засушливые годы эвенки древней тропой уходили в Амутскую котловину, где приносили свои дары Болон-Тумэру с мольбой о дожде и полноводности реки Баргузин. Шаман был стар, но имел большую духовную силу и всегда помогал людям. Его волосы были настолько длинны, что касались земли. Приняв дары, он спускался в воды озера, как только его волосы касались водной глади, начинался дождь, река наполнялась. Дождь продолжался до тех пор, пока шаман стоял в озере.

Все, что есть вокруг нас - это создание Буга. Буга создал человека, создал он животный мир и окружающий мир. Все, что есть на Земле, служит Буга, а Буга, в свою очередь, служит людям. Буга их воспитывает, Буга их направляет, поэтому говорят:

«Бугава экэл валарэ - Не ругай Буга, ты сам виноват». «Бугава экэл валарэ, мэнэкэн Ьоктови бакакал - Ищи свою дорогу, хорошую дорогу сам себе найди, за плохую дорогу в жизни Буга не ругай» (информант А.Н. Делбонова).

Небо Буга следит за поведением человека, все поступки человека должны быть угодны небу Буга, он ничего не должен делать против его воли. Если кто-то делает что-то не так, как положено, его останавливают выражением: «Бугаскаки! Цэлумо! -Против неба Буга делаешь! Грех!».

Из принципа единства мира, неотделимости человека от природы вытекает и другой важный момент миропонимания эвенка - миру изначально присуща гармония. Существует такое выражение: Бэе дуннэ токтан - Человек земли соринка. Человек не может безнаказанно менять и переделывать его по своему желанию и усмотрению.

Эвенки не только считают природу живой, населенной духами, обожествляли камни, источники, скалы и отдельные деревья, но и твердо знают меру - не рубят деревьев больше, чем нужно, не убивают без необходимости дичь, не трогают маток с маленькими детенышами, стараются убирать после себя территорию, где стоял охотничий лагерь. Поэтому и воспитывается у человека с раннего возраста уважение ко всему живому.

Информант: Делбонова А.Н., 1940 г.р., уроженка с. Улюнхан Курумканского района Республики Бурятия.

Научный руководитель: к. филол.н., доцент Е.Ф. Афанасьева.

Литература

Варламова Г.И. (Кэптукэ). Мировоззрение эвенков: Отражение в фольклоре. - Новосибирск : Наука, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.