Научная статья на тему 'Время в мифологическом цикле творения мира эвенков и эвенов'

Время в мифологическом цикле творения мира эвенков и эвенов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
376
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭВЕНКИ / ЭВЕНЫ / МИФЫ ТВОРЕНИЯ / МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / ЦИКЛ ТВОРЕНИЯ МИРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьяконова Мария Петровна

В статье рассмотрена специфика традиционного мировосприятия и оценка древней эпохи творения в мифах эвенков и эвенов. Мифологическую пра-эпоху эвенки обозначают термином нимңакан биңэhин (‘время нимнгакана’), эвены өсиди тэлэң (‘время древнего повествования, время древнего рассказа’). В эти общие понятия включаются временные периоды до начала созиданий творцами, а также период непосредственного творения божеств и период усовершенствования мира. Мифологический цикл творения мира у эвенков и эвенов заканчивается формированием трехчастной его модели: верхний мир это владение Сэвэки и Хэвки, обитателями среднего мира являются люди и все живое, в нижнем мире обитают антиподы творца Харги и Арингка. Эвенки и эвены имели общие национальные временные определения мифологической пра-эпохи, а также уточняющие названия периодов, связанных с этапами творения земли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evenks and Evens: Time in the Mythological Cycle of the World’s Creation

The article examines specific features of traditional attitudes and evaluation of the ancient era of the world’s creation. The mythological pre-era is referred to by the Evenks as ‘nimngakan bingahin’ (‘time of nimngakan), while the Evens denote it as ‘osidi talang’ (‘time of the ancient narrative’, ‘time of ancient history’). The time periods prior to the beginning of the creation are included in these general concepts, as well as the period of direct creation of deities and the period of improvement of the world. The time period prior to the beginning of the creation by deities is described in the formulas ‘Dunne acin biche, dunne acin bingkin’ (Evk.) / ‘Erely yak-ta achcha bisin, eidu mo’ (Evn.) ‘when there was no earth’; ‘when there was no middle world’. The available texts briefly describe the period prior to the beginning of events as one when there existed deities like Seveki (Evk.) / Havki (Evn.) with their antipodes Khargi (Evk.) / Aringka (Evn.), and they lived in the top world named ‘ugu’ (Evk.) / ‘oin’ (Evn.) over the water ‘mu’ (Evk.) / ‘mo’ (Evn.). The next stage is reflected in the formula ‘Elekes dunne ovdyarakin’ (Evk.) / ‘Tor elekes baldaddakan’ (Evn.) ‘when the earth appeared’ with its subsequent stages of development, when there was growth and blossoming of the earth. Texts of the myth well report about how creators decide to create the earth. The final stage is the time of blossoming and improvement of the world when the earth’s firmament begins to expand and flourish which is determined by the formula ‘Doolin Dunne (buga) oskechan’ (Evk.) ‘when the middle earth revived, appeared/evolved and blossomed finally’ / ‘Titel osidu mut torengnet yak-ta hognari achcha bisin’ (Evn.) ‘in olden times nothing was alive in our land’. After the emergence of the earth’s firmament its landscape takes shape, there appear various animals, birds, insects, and the first people. Then mountains and rivers are created. The Creator begins to create vegetation, trees and herbs. To this period the motive is ‘to improve or complete the world’, for example, birds and animals obtain real appearances and qualities. This group of texts begins with a description of the motive-situation what was the original of a certain ‘earthly creature’ as created by the Creator. The myths end with the formula ‘Ever since NN became different (gained different, improved appearances)’. A mythological era comes to its end with the improvement of the external and qualitative characteristics of inhabitants of the earth. At the final stage of the mythological era of the creation cycle separate norms of social life in the world of humans and animals are established. The mythological creation cycle of the Evenks and Evens comes to an end with the formation of a three-part model of the world: the top world is Seveki’s and Havki’s possessions, the middle world gets inhabited by people and other living beings, the antipodes of the Creator Khargi and Aringka occupy the lower world. The Evenks and Evens once had common national ideas and beliefs concerning the time of the mythological pre-era, as well as names of periods related to the stages of the earth’s creation.

Текст научной работы на тему «Время в мифологическом цикле творения мира эвенков и эвенов»

FOLKLORE & LITERARY STUDIES

Copyright © 2018 by the Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Published in the Russian Federation

Oriental Studies (Previous Name: Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences) Has been issued as a journal since 2008 ISSN: 2619-0990; E-ISSN: 2619-1008 Vol. 37, Is. 3, pp. 101-108, 2018 DOI 10.22162/2619-0990-2018-37-3-101-108 Journal homepage: https://kigiran.elpub.ru

UDC 398.221 (=512.212)(=512.211)

The Evenks and Evens: Time in the Mythological Cycle of the World's Creation

Maria P. Dyakonova 1

'Junior Research Associate, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the RAS (Yakutsk, Russian Federation). E-mail: dmp76@bk.ru

Abstract. The article examines specific features of traditional attitudes and evaluation of the ancient era of the world's creation. The mythological pre-era is referred to by the Evenks as 'nimngakan bingahin' ('time of nimngakan), while the Evens denote it as 'osidi talang' ('time of the ancient narrative', 'time of ancient history'). The time periods prior to the beginning of the creation are included in these general concepts, as well as the period of direct creation of deities and the period of improvement of the world.

The time period prior to the beginning of the creation by deities is described in the formulas 'Dunne acin biche, dunne acin bingkiri (Evk.) / 'Erely yak-ta achcha bisin, eidu mo'' (Evn.) — 'when there was no earth'; 'when there was no middle world'. The available texts briefly describe the period prior to the beginning of events as one when there existed deities like Seveki (Evk.) / Havki (Evn.) with their antipodes Khargi (Evk.) / Aringka (Evn.), and they lived in the top world named 'ugu' (Evk.) / 'oin' (Evn.) over the water 'mu' (Evk.) / 'mo' (Evn.).

The next stage is reflected in the formula 'Elekes dunne ovdyarakiri (Evk.) / ' Tor elekes baldaddakari (Evn.) — 'when the earth appeared' with its subsequent stages of development, when there was growth and blossoming of the earth. Texts of the myth well report about how creators decide to create the earth.

The final stage is the time of blossoming and improvement of the world when the earth's firmament begins to expand and flourish which is determined by the formula 'Doolin Dunne (buga) oskechari (Evk.) — 'when the middle earth revived, appeared/evolved and blossomed finally' / 'Titel osidu mut torengnet yak-ta hognari achcha bisin' (Evn.) — 'in olden times nothing was alive in our land'. After the emergence of the earth's firmament its landscape takes shape, there appear various animals, birds, insects, and the first people. Then mountains and rivers are created. The Creator begins to create vegetation, trees and herbs. To this period the motive is 'to improve or complete the world', for example, birds and animals obtain real appearances and qualities. This group of texts begins with a description of the motive-situation — what was the original of a certain 'earthly creature' as created by the Creator. The myths end with the formula 'Ever since NN became different (gained different, improved appearances)'. A mythological era comes to its end with the improvement of the external and qualitative characteristics of inhabitants of the earth. At the final stage of the mythological era of the creation cycle separate norms of social life in the world of humans and animals are established.

The mythological creation cycle of the Evenks and Evens comes to an end with the formation of a three-part model of the world: the top world is Sevekfs and Havkfs possessions, the middle world

Oriental Studies, 2018, Vol. 37, Is. 3

gets inhabited by people and other living beings, the antipodes of the Creator — Khargi and Aringka — occupy the lower world.

The Evenks and Evens once had common national ideas and beliefs concerning the time of the mythological pre-era, as well as names of periods related to the stages of the earth's creation.

Keywords: Evenks, Evens, myths of creation, mythological time, cycle of the world's creation

Мифы занимают значительное место в фольклорной традиции эвенков и эвенов. Среди них особо выделяются тексты мифов, объединенных темой творения мира. Среди сюжетов о творении мира в культуре этих народов особо представлены мифы о создании земли.

Мифам соответствует мифологическое сознание, а также мифологическое понятие времени, когда это время ассоциируется со временем первосоздания мира, его упорядочивания и завершения. Действия, происходившие в далеком мифическом прошлом, — это особая эпоха первотворения, пра-время (иг-2ей), «начальные», «первые» времена, предшествующие началу отсчета эмпирического времени. Е. М. Мелетинский относил действующие события творения к мифологическому времени, что является важнейшей чертой мифа как жанра, и определял категорию мифологической эпохи как «эпоху первопредметов и перводействий» [Мелетинский 2012: 155-157].

Представление об эпохе раннего времени характерно для фольклора многих народов. У чукчей эпоха первотворения и происходящие в то время события воспринимаются как «вести времени творения», это время, когда действовал демиург и культурный герой Ворон [Мелетинский 1979: 22]. У юкагиров — это «времена древних людей» [Прокопьева 2009: 17]. У хантов и манси есть мифы, объединенные идеей времени, когда Нуми-Торум сотворил мир [Мифы финно-угров 2003: 236].

У эвенков и эвенов также имеется свое представление о далеком пра-времени, когда современного мира еще не было. По определению эвенков, мифическое время (включающее также понятие «эмбрионального состояния» мира) — это древний период нимцакана. Время нимцашна — Нимцакан бицэ^н (досл.: Когда был нимцакан) [Варламова 2002: 26]. Период нимцакана — это народное определение эвенками понятия мифологического времени. В эвен-

кийских мифах творения события относятся к далеким временам, когда все было не так, как сейчас. Наименование праэпохи нимцакан бицэхин соответствует понятию время нимцакана. В свою очередь, время нимцакана (нимцакан бицэ^н) имеет свою определенную градацию [Варламова 2002: 27]. Эвены определяют мифологическую эпоху термином всиди тэлэц, что следует понимать как «время древнего повествования», «время древнего рассказа» [Дуткин 1996: 14].

Таким образом, у северных тунгусов имелось самое общее представление о ранней эпохе древнего мифологического времени — у эвенков нимцакан бицэхин, у эвенов всиди тэлэц. Это общее понятие включало в себя конкретные отрезки времени: временной период до начала творения божеством Сэвэки у эвенков и Хэвки у эвенов, время творений этих божеств, время усовершенствования мира.

Временной период до начала творений Сэвэки и Хэвки в представлениях эвенков и эвенов

Все мифы творения творцами-божествами у эвенков и эвенов в начале повествования определяют время так: «когда не было земли»; «когда не было среднего мира». В мифах кратко описывается то, как было до деяний Сэвэки и Хэвки («эмбриональное состояние» по С. Ю. Неклюдову) [Неклюдов 2005]. Время «эмбрионального состояния», т. е. время до творений Сэвэки и Хэвки, подразумевает период, когда были лишь творцы с их антиподами, обитающие в верхнем мире, над необъятной водой. Эвенкийский Сэвэки обитает в пространстве, называемом угу (досл.: 'Верх, Верхнее пространство'). И под этим Верхним пространством, называемым угу, до деяний Сэвэки сплошь простиралась вода му (в поздних сюжетах эвенкийских мифов творения — море, океан Лам Булдяр). Иногда верхнее пространство угу именуется как верхнее небо угу Буга: ЭЫлэ тар Угу Бугаду дюр нэкунэчэн бичэл

Сэвэки тадук Харги. 'На этом Верхнем небе двое братьев жило, Сэвэки и Харги' [ДХ: 9].

По представлениям эвенков, в раннюю эпоху нимцакана — нимцакан бицэхин — был самый ранний период времени, когда были только верхнее пространство угу и вода му, Сэвэки и Харги. В эвенкийских мифах творения обязательно оговаривается, что в это время земли не было — дуннэ ачин бичэ ('земля отсутствовала'), дуннэ ачин бицкин 'когда земли еще не было' (досл.: 'земли еще не было'), что подтверждается примером: Билирги билир, ноноё нонон Дулин Дуннэцит, Дулин Бугат ачин бичэ. 'Давно-давно нашей средней земли, нашего среднего мира Дулин Буга вначале не было' [ДХ: 9].

У эвенов также существует понятие о верхнем мире, где обитает Хэвки, его именуют вин 'верх, верхнее пространство' [Роббек 2004: 227]. В верхнем пространстве вин обитают Хэвки и Арингка, внизу же одна вода мв: Хэвки, вйгич кверэкэн, як-та делгэнкэ хираринюн ачча 'Хэвки сверху смотрит — ничего-то, ни одной живой твари нет' [ФЭБ: 207]. Другой пример: Хэвки бисин, Арицка бисин 'Хэвки был, Арингка был' [ФЭБ 2005: 205].

В эвенских мифах эпоха самого раннего времени всиди тэлэц также обозначает время, когда была одна вода: Эрэли як-та ачча бисин, эйду мв. 'Вокруг ничего не было, везде была одна вода' [ФЭБ 2005: 207].

Время до начала творения земли определим как пра-время, оно отражено фиксацией мотива-ситуации «существование неба и воды»:

■ эвенки: Дулин Бугат ачин бичэ, эр Дулин Буга оннудун hэгдинде лам, Булдяр гэрбивуври бичэ [ДХ: 31]. 'Среднего мира не было, вместо этого среднего мира огромное море было, называемое Булдяр' [ДХ: 9];

■ эвены: Титэл твр бумцундян мв бисин. 'Раньше везде была вода' [ФЭБ 2005: 205].

В сюжетах эвенков и эвенов в пра-время наряду с будущими творцами существуют и водоплавающие птицы (гагара, кряква, гоголь), которые становятся помощниками творцов Сэвэки и Хэвки:

■ эвенки: Дуннэвэ одави, дюр дэктлкэн дэгилвэ бэлэттэтын эричэ [ДХ: 31]. 'В помощники себе он взял небесных птиц гоголя и гагару' [ДХ: 9];

■ эвены: Муднаникэн твр бисчин, бэй тикэннэн эйду мв. <...> Тармудукут гвбэнукэнни хэссэки. Хэвки кветтин: тэн-

дун ачча. Хо гору бисиди эмрэн. Хо квчукэм эмун. 'Однажды Хэвки подумал, спросил: «Глину сможете ли найти?» <...> Хэвки просит гагару, чтобы она глину где-нибудь взяла, хотя бы маленький кусочек, из чего можно было бы сотворить землю' [ФЭБ 2005: 205-206].

Таким образом, представление о времени и состоянии мира до начала творений Сэвэки и Хэвки было у эвенков и эвенов общим.

Время творений Сэвэки и Хэвки

Следующую ступень временного развития мира (после обозначенного нами пра-временем) эвенки именуют «Временем дел Сэвэки» (временем творений Сэвэки) — Сэвэки одярин.

Время начала событий первотворения в мифах эвенков и эвенов сконцентрировано на формулировке «появление земли» с ее последующими этапами развития. Так, в эвенкийском и эвенском мифах повествуется о том, как творцы решают создать землю. В одном из вариантов эвенкийского мифа это выглядит следующим образом:

...Тар Лам Булдяр бэгиннын Сэвэки бичэ. Умнэкэн тар Сэвэки гунчэчэ: Он-ка тар му сома кэтэ, дуннэ-дэ ачима ачин, Дуннэе окта. Тыкэн дялдакса, тыкэн гун-чэксэ, эхилэ дуннэвэ олдави некэлчэ. <...> Мудук юнэ, укэн тукалава-дуннэвэ му оё-лон туминча. Тадук Сэвэки тар туминна-дукин, он-ка она, он-ка гуннэ, тар тукала-ва ^эвулдэн оча [ДХ: 31]. '.Море океана господин Сэвэки был, однажды тот Сэвэки подумал: «Как же воды много очень, земли же совершенно нет, землю сделаю-ка я». Так задумав, так сказав, затем землю делать начал. <...> Из воды вынырнув, гагара глину-землю на поверхность воды выплюнула. Как плюнула, Сэвэки же каким-то образом, что-то сказав, ту землю, ту глину расти заставил...' [ДХ: 9].

В эвенском варианте подобного сюжета повествуется:

Титэл твр бумцундян мв бисин. (Ибдири бэй икэрэкэн) Хэвки бисин, Арицка бисин. Муднаникэн тер бисчин, бэй тикэннэн эйду мв. Тадук Хэвки мэргэттин, улгимин:

— Оницу акамнасан? Эрбэч гвнни:

— Эмнэт бакра, ицэнич квкэмнэт. Некичэндук улгимин:

— Идук теру бакамнат?

— Эмнэт-э, ицэнич квкэмнэт, мвекэнду квкэмнэт, мвекэнду тагамнат.

Тадук вкэцэ эмрэн. Гвнни Хэвки вкэуэтки:

Ошеотаь 8тцл1е8, 2018, Уо1. 37, 18. 3

— Хи твру, онщу яла-да эмнэс бакра? Кечукэм-дэ бакми теру омчилти.

<...>. Хо гору бисиди эмрэн. Хо квчукэм эмун [ФЭБ 2005: 206].

'— Раньше везде была вода. Был Хэвки, был Ариука. Однажды Хэвки подумал и спросил:

— Сможете ли вы найти глину?

<...> Затем пришла гагара. Спросил Хэвки гагару:

— Ты не могла бы где-нибудь найти глину? Найти бы хоть маленький кусочек, тогда мы смогли бы сотворить Землю.

<.> Много времени прошло, и наконец показалась гагара. Принесла маленький кусочек глины' [ФЭБ 2005: 205-206].

По представлениям эвенков и эвенов, земля, как только появляется, начинает постепенно разрастаться и расцветать. Период, когда «земля только появлялась, рождалась», эвенки определяют как элэкэс дуннэ овдяракин ('когда только что сотворя-лась'), а эвены — тер элэкэс балдаддакан ('когда только что земля рождалась').

Далее, после возникновения земной тверди, появляются ее обитатели — различные звери, птицы, насекомые и первые люди. Так, в эвенкийском мифе об этом времени повествуется следующим образом: Элэкэс овдяна, дуннэт сома маца эчэ бирэ, дуюкун бичэ. Тар дуюкун бинэ, иhэвдевки бичэ. Нонон дёкекан бинэ, ара-кукан иhэвдевки бичэ. Эhилэ иhэвчэ дуннэт, иhэвчэ, hэгдынде овки, хэгдынде она, син ду-юкин бивки [ДХ: 31] 'Впервые сотворяясь, земля наша не была очень крепкой, мягкой была. Такой мягкой будучи, росла она. Ранее мягкой будучи, потихоньку выраставшей была. И вот выросла земля, выросла, большущей стала, но и большущей став, все равно мягкой была' [ДХ: 9].

О создании ландшафта земли далее повествуется: Сэвэки Дябдарва эричэ, тадук hэливэ. Дябдарду дуннэ долин игэНиндэн гунчэ. Дябдариндя дуннэ hэрэлин игэНинчэ, дуннэ долин цэнэчэ, тадук тар урэкэчэр, урэл очал. Билир Дябдариндя бэюн иечи бичэ, тадук дуннэ hэрэлин цэнэдерэкин тар иелдукин кадариндяр очал hэлиду Сэвэки бирал Ноктоётын одан гунчэ hэлинде бира-ял Ноктоёлтын дуннэдут оча. Дуннэ элэкэс оскдерэкин, Сэвэкиду Дябдариндя тадук Нэлинде бэлэтчэчэл, Дябдариндя урэлбэ, ка-дариндялва оча, Нэли бирал Ноктолботын оча. Тыкэн тар урэл, кадарил, бирал Ноктолтын дуннэдут овчал. Сэвки нян

тыгдэвэ эричэ, бирал мучил очал, эли-тали эеНинчэл. Биралва, урэлвэ, кадарилва окса... [ДХ: 9] 'Сэвэки призвал на помощь змея Джабдара1 и мамонта Хэли. Джабдар поднырнул под землю и проплыл под ней. Плыл он, извиваясь, и от этого получились горы и холмы на земле. У небесного змея Джабдара были лосиные рога, поэтому во многих местах получились высочайшие скалы и хребты. А мамонту Хэли Сэвэки велел бивнями сделать русло для рек, больших и маленьких. Так были созданы холмы, горы и реки' [ДХ: 31].

Когда были созданы горы и реки, творец начал создавать растительность, деревья и травы. Далее Сэвэки задумывает создавать зверей и птиц, насекомых и всякую другую «земную тварь»:

Сэвэки гунчэвки: Он-ка эр дуннэ екуна-кат ачин бидингэн? Ирэктэлэн, моян окта. Дулин Дуннэду моян, ирэктэен, дуннэ ток-таян окта. Эр дуннэду бэе бидингэн, бэе оскедингэн, тадук би бэе оскенэдун бутунну аява окта. Нонон ирэктэвэ окта, тар ирэк-тэ эвэнкиду кутучи монгин бидингэн. <... > Ирэктэ-мова окса, тадук Сэвэки Нуутул молва оча, хууту авданналва, дуннэ токтал-ван оча. Сэвэки онан бутунну ая, эруе ачин [ДХ: 32] 'Сэвэки думает: «Как же это земля без ничего будет? Лиственниц для нее, деревья для нее сделаю-ка я. На Дулин Дуннэ деревья, лиственницы, всякие соринки земли сделаю-ка я. На этой земле человек жить будет, человек сотворится, поэтому в связи с его появлением все хорошее для него сотворю. Вначале сделаю лиственницу, эта лиственница для эвенков священной (букв.: 'имеющей душу'. — коммент. переводчика) будет». Сотворив дерево-лиственницу, Сэвэки сделал другие деревья, различную растительность, земли соринки сделал. Всё, сотворенное Сэвэки, всё — благо [для человека], плохого [начала] не имеет' [ДХ: 33].

В эвенских мифах временные этапы развития земли мы находим в нескольких текстах. Эвенский текст мифа передается во многом формулами времени, через которые описаны появление, рост и расцвет земли:

1) созданная земля пуста: Титэл, есиду мут терэцнэт як-та хогнари ачча бисин. Терли гиркаватти, мели тяматти, хят хякита-да ачча бисин 'Давно, в старину, на [нашей] земле ничего живого не было.

1 Джабдар — с эвенкийского языка переводится как «питон, удав», более мелкие змеи именуются сулама.

На земле ни пешего, ни водоплавающего, ни кустарника, ни дерева не было'. Хэвки, вгинук кветникэн, тврлэ як-та ачча би-сивэн, бэилбу одай мулган. 'Хэвки, посмотрев сверху, от того, что на земле ничего не было, людей задумал создать' [ФЭБ 2005: 207-208];

2) Арингка начинает расселять по земле своих людей, но Хэвки его выгоняет в нижний мир:

Арицка хэргич тврлэ мэн бэицэлби дюгу-дай некэддывэн иттин. Тадук Хэвки, тврлэ иссиди, Арицкав тврдук илбэснин:

— Хи элэ тврлэ эннэс бис, хин тврэцэс хэргилэ бисни. Арицка, тарав долдариди, цэлэлрин, мэн тврэцнэй гвбвн.

'Увидел [как] Арингка на нижней земле своих людей расселяет по всей земле. Тогда Хэвки, спустившись на землю, Арингку с земли выгнал:

— Ты на этой земле не должен жить, твоя земля внизу находится. Арингка, это услышав, испугался, в свою землю спустился' [ФЭБ 2005: 207-208];

3) Хэвки творит людей и животных, создает для них пищу:

Хэвки оницач вмэм асив, вмэм бэю орин. Тадук оницалдук бэил одытан. Хэвки мэр-гэттин: «Эрэк бэил нвмэндулэвур исчир, яч-та уличивми, яв-ут-та хевкэчивми ай бим-чи». Тадук Хэвки хякиталбу, хяталбу, тэв-тэлбу, гэрбэтэцу хевкэчилрин. Двмцэлэ уям-карбу, эгдетэлбу, буюрбу, гякитацу хогна-рив балдавканин. Окаталдули, твцрэлдули, мвсигли гэрбэтэц олрав тямачилуканин. 'Хэвки из глины одну женщину и одного мужчину сделал. Из [этой] глины люди появились. Хэвки подумал: «Чтобы люди не умерли с голоду, чем-то накормить, что-то посадить хорошо было бы». И тогда Хэвки деревья, кусты, ягоды, растения создал. В лесу баранов, лосей, оленей [диких] и всякую дичь создал. На речках, озерах, в воде плавающих рыб создал' [ФЭБ 2005: 208].

В другом эвенском мифе повествуется о появлении земельного ландшафта:

1) земля пуста: Хэвки, вйгич кверэкэн, як-та делгэнкэ хираринюн ачча. Тер мэнкэн биддыгчин бисни. 'Раньше на этой земле ничего не было, ни одного животного, ни одной живой души. Посмотрел сверху Хэвки на Землю, а она как была пустынная, так и осталась';

2) образование озер: на пустынную землю Хэвки сбрасывает великанов — хэ-вуйкэров; чтобы они не умерли с голоду, сбрасывает им мамонтов. Хэвуйкэры и ма-

монты были такие тяжелые, огромные, что по земле ходили как по снегу. От их следов появляются озера: Твчэлэтэн эйду твуэр одни. Халин тврли гиркаракатан удитан окат одни. 'От их следов образовались озера. И в других местах образовались реки' [ФЭБ 2005: 214].

Таким образом, из вышеприведенного материала видно, что время элэкэс дуннэ ов-дяракин у эвенков, твр элэкэс балдаддакан у эвенов есть время роста и расцвета земли, т. е. является определенным временным отрезком, когда «земля только появлялась, рождалась».

Время усовершенствования мира творцами

После описанного выше периода наступает период «усовершенствования или доделывания мира». Об этом времени повествуют различные мифы, где рассказывается, каким образом птицы и звери стали иметь настоящий внешний облик и качества. Как правило, данная группа текстов начинаются с обозначения (описания) мотива-ситуации, каковыми вначале создал творец ту или иную «тварь земную». Заканчиваются мифы формулировкой «С тех пор стал (такой-то, т. е. стал иметь другой, усовершенствованный вид)».

Приведем эвенкийский миф, повествующий о том, почему рыбы-камбалы плоские:

Тар билир Кристос-Сэвэки бичэ. Тар олдово обеттуви дебувки. Калтакаван де-буксэ, калтариван тиниксоран. Тарит кал-тари оча [ФЭЯ 1971 324]. 'Давно когда-то Христос был Сэвэки. Он ел эту рыбу на обед. Половину съел, половину бросив, притопнул. Поэтому и плоской стала' [ФЭЯ 1971: 327].

В мифе, записанном от момских эвенов, повествуется о том, почему собака не ест утиные кости. Один мужчина не соблюдал нормы и правила поведения, из-за этого постоянно возникали пожары, в которых гибло очень много зверей и птиц. Его жена попросила у бога крылья, чтобы убежать от горящего места: «Хэвки, Дух Матери земли, посмотри на нас, помоги нам, в огне горим, помоги, бог, нас троих преврати в уток! Помоги, дай нам крылья!» — «Хэвки, Энин Буг Муранни, муттэки ичислилрэ, мунду бэллилрэ, тогла дурэдилрэп, айли, Хэвки, илнивут некичэр олбамкали (овкали)! Айли, мутту дэтлэлгэт бесчили-е!». Узнав про то, что члены его семьи превратились в уток, мужчина просит Хэвки тоже превратить его

Ошеотаь Зтобиз, 2018, Уо1. 37, 18. 3

в утку, так как он хотел бы быть со своими родными, на это Хэвки ему ответил: «Нет, не превращу тебя в утку, ты много зла сделал! Не слушал запреты жены. Ты никого не слушал, моих детей сжег! Много плохого, злого сделавший человек пусть мучается! Совершающим зло хорошо не будет! Сейчас превратишься в собаку!». С тех пор эвенская собака не ест утиные кости, так как боится, что это могут быть кости жены [МПЛЭ: 73-75].

В эвенском мифе объясняется, почему комар погибает, напившись крови:

Нъан геевэттэ, тацара дьуллэ куличам Нооч эгдъэн ооча — эр чекчэцэ дидъин.

Арицка-дамар тарав айцутча: НууНинидъи геенчэ: кечукэн били, нъаан Нойа бини-кэн ач мукэтлэ били. Те^еми тиэк куличан дъалуридъи кекэвэттэн [ЭФ: 39]. 'Вначале комаров бог очень большими создал, величиной с кулика. Арингка дунул на него со словами, чтобы он стал маленьким и был многочисленным, и без заднего отверстия. Поэтому теперь комар, насытясь, погибает' [ЭФ: 231].

Время в общей мифологической эпохе в мифах северных тунгусов подразделяется на временные отрезки, уточняющие общее понятие о времени мифологической эпохи. Представим это следующей схемой.

Время мифологической эпохи по мифам творения эвенков и эвенов

Нимуакан биуэхин (эвенки) Осиди тэлэнг (эвены)

Пра-время

Есть верхнее пространство и вода (земли нет)

Время творения

Сэвэки и Хэвки

Верхнее пространство, появление земли с обитателями

Время расцвета и усовершенствования мира

Верхний мир

Средний мир (земля)

Нижний мир

Завершается мифологическая эпоха усовершенствованием, «доделыванием» внешних и качественных характеристик обитателей земли — человека и т. д. Окончательным этапом мифологической эпохи цикла творения является установление отдельных норм общественной жизни в мире людей и животных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим, что мифологический цикл творения эвенков и эвенов заканчивается формированием трехчастной модели мира: верхний мир — владение Сэвэки и Хэвки, жители среднего мира — люди и все живое на ней, в нижнем мире обитают Харги и Арингка.

По мировоззренческим представлениям эвенков за древней мифологической эпохой времен нимцакана идут периоды, связанные с конкретными этапами их истории. Это время войн — булэмэкит, эвенки называют его еще периодом чацитов (чацитыл бицэхитын 'когда были чанги-ты'). Г. М. Василевич определяет его как период войн и расселения оленеводов.

Период формирования современных групп эвенков обозначается как эвэски [Василевич 1969: 191]. Современное историческое время эвенки именуют как эткэн. У эвенов за мифологической эпохой есиди тэлэц следует горап тэлэц — это историческое время отражено в исторических сказаниях и преданиях о происхождении родов и племен. Современный период своей истории они обозначают как текэрэп тэлэц (букв.: 'современные вести') [Дуткин 1996: 14].

Таким образом, мифологическую праэ-поху эвенки обозначают термином нимцакан бицэНин ('время нимцакана'), эвены — есиди тэлэц ('время древнего повествования, время древнего рассказа'). В эти общие понятия включены временные периоды: до начала творений творцами; период непосредственного творения божеств; период усовершенствования мира. Итак, эвенки и эвены имели как самые общие этнические представления о времени определения мифологической праэпохи, так и уточняющие названия периодов, связанных с этапами творения земли.

ИСТОЧНИКИ / SOURCES

ДХ — Кэптукэ Г. И. Двуногий да поперечно-глазый, черноголовый человек-эвенк и его земля Дулин Буга // Дэги 1юктон. Якутск: Розовая чайка, 1991. № 1 (Спецвыпуск). 50 с. [Captuke G. I. The two-legged and crosseyed, black-headed man Evenk and his land Dulin Buga. Degi Yokton. Yakutsk: Rozovaya Chayka, 1991. No. 1. 50 p.].

МПЛЭ — Мифы, предания, легенды эвенов. Научный отчет / исп. В. А. Роббек, Р. П. Кузьмина, С. Н. Саввинова, Е. В. Нестерова. Научный архив Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. № 247. [Mify, predaniya, legendy evenov. Nauchnyy otchet [Myths, tales and legends of the Evens. A scientific report]. V. A. Robbek, R. P. Kuzmina, S. N. Savvinova, E. V. Nesterovа (auths.). Scientific Archive of the Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of SB of RAS. No. 247.]

ФЭБ 2005 — Фольклор эвенов Березовки: образцы шедевров / сост. В. А. Роббек. Якутск: Северовед, 2005. 362 с. [Fol'klor evenov Berezovki: obraztsy shedevrov [Folklore of Berezovka Evens: outstanding patterns]. V. A. Robbek (comp.). Yakutsk: Severoved, 2005. 362 p.]

ФЭЯ 1971 — Фольклор эвенков Якутии / Сост. А. В. Романова, А. Н. Мыреева. Л.: Наука, 1971. 330 с. [Fol'klor evenkov Yakutii [Folklore of Yakutia's Evenks]. A. V. Romanova, A. N. Mireyeva (comp.). Leningrad.: Nauka, 1971. 330 p.]

ЭФ — Эвенский фольклор. Научный отчет / Исп. А. А. Данилова, Ж. К. Лебедева. Якутск, 1989. Фонд № 5. Оп. № 14. Ед.хр. № 174. [Evenskiy fol'klor. Nauchnyy otchet [Even folklore. A scientific report]. A. A. Danilova, Zh. K. Lebedevа (auths.). Yakutsk, 1989. F. 5. Op. 14. Item 174.]

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

Варламова 2002 — Варламова Г. И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. Новосибирск: Наука, 2002. 376 с. [Varlamova G. I. Epicheskie i obryadovye zhanry evenkiysk-ogofol'klora [Epic and ritual genres of Evenki folklore]. Novosibirsk: Nauka, 2002. 376 p.]

Василевич 1969 — Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки

(XVIII - начало ХХ в.). Л.: Наука, 1969. 304 с. [Vasilevich G. M. Evenki. Istoriko-etnograficheskie ocherki (XVIII - nachalo XX v.). [The Evenks: historical and ethnographic essays (18th-early 20th cc.). Leningrad: Nauka, 1969. 304 p.]

Дуткин 1996 — Дуткин Х. И. Эвенский фольклор. Спецкурс для студентов эвенов ЯГУ. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. 66 с. [Dutkin H. I. Evenskiy fol'klor. Spetskurs dlya studentov evenov YaGU [Even folklore. A course for university students of Even origin]. Yakutsk: Yakutsk State Univ., 1996. 66 p.] Мелетинский 1979 — Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. М.: Вост. лит., 1979. 229 с. [Meletinsky Ye. M. Paleoaziatskiy mifologicheskiy epos [Paleo-Asiatic mythological epic]. Moscow: Vost. Lit., 1979. 229 p.] Мелетинский 2012 — Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Академический проект: Мир, 2012. Сер. «Технологии и культуры». 336 с. [Meletinsky Ye. M. Poetika mifa [Poetics of myth]. Moscow: Akademicheskiy Proekt - Mir, 2012. 336 p.] Мифы финно-угров 2003 — Мифы финно-угров / Сост. В. Я. Петрухин. М.: Астрель; АСТ, 2003. 464 с. [Mify finno-ugrov [Myths of the Finno-Ugrians]. V.Ya. Petrukhin (comp.). Moscow: Astrel; AST, 2003. 464 p.] Неклюдов 2005 — Неклюдов С. Ю. Мифологическая семантика в зачинах монгольского эпоса [электронный ресурс] // Сайт объединен. гуманит. изд-ва и кафедры рус. лит-ры Тартуского университета «Рутения» (раздел «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика»). URL: http:// www.ruthenia.ru/folklore/neckludov23.htm (дата обращения: 01.03.2018). [Neklyudov S. Yu. Mifologicheskaya semantika v zachi-nakh mongol'skogo eposa [Mythological semantics in opening verses of the Mongolian epic]. University of Tartu.] Available at: http:// www.ruthenia.ru/folklore/neckludov23.htm (accessed: 01 March 2018). Прокопьева 2009—Прокопьева П. Е. Отражение мифологического мышления в юкагирском фольклоре. Новосибирск: Наука, 2009. 143 с. [Prokopieva P. E. Otrazhenie mifologicheskogo myshleniya v yukagirskom fol'klore [Reflection of mythological thinking in Yukaghir folklore]. Novosibirsk: Nauka, 2009. 143 p.] Роббек 2004 — Роббек В. А., Роббек М. Е. Эвенско-русский словарь (Эвэды-нючиды торэрук). Новосибирск: Наука, 2004. 356 с. (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т. 6). [Robbek V. A, Robbek M. E. Evensko-russkiy slovar' (Evedy-nyuchidy toreruk) [Even-Russian dictionary]. Novosibirsk: Nauka, 2004. 356 p. (Indigenous Minorities of the North, Siberia and Far East: Monuments of Ethnic Culture, vol. 6).]

Oriental Studies, 2018, Vol. 37, Is. 3

УДК 398.221(=512.212)(=512.211)

Время в мифологическом цикле творения мира эвенков и эвенов

Мария Петровна Дьяконова1

1 младший научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (Якутск, Российская Федерация). E-mail: dmp76@bk.ru

Аннотация. В статье рассмотрена специфика традиционного мировосприятия и оценка древней эпохи творения в мифах эвенков и эвенов. Мифологическую пра-эпоху эвенки обозначают термином нимцакан бщэЫн ('время нимнгакана'), эвены — всиди тэлэц ('время древнего повествования, время древнего рассказа'). В эти общие понятия включаются временные периоды до начала созиданий творцами, а также период непосредственного творения божеств и период усовершенствования мира.

Мифологический цикл творения мира у эвенков и эвенов заканчивается формированием трехчастной его модели: верхний мир — это владение Сэвэки и Хэвки, обитателями среднего мира являются люди и все живое, в нижнем мире обитают антиподы творца Харги и Арингка.

Эвенки и эвены имели общие национальные временные определения мифологической пра-эпохи, а также уточняющие названия периодов, связанных с этапами творения земли.

Ключевые слова: эвенки, эвены, мифы творения, мифологическое время, цикл творения мира

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.