Научная статья на тему 'Растения в культуре баргузинских эвенков (на материале учебных практик)'

Растения в культуре баргузинских эвенков (на материале учебных практик) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
313
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВЕНКИ / БАРГУЗИНСКИЕ ЭВЕНКИ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Дырчикова Мария Игориевна

Исследуется роль растений в традиционной культуре баргузинских эвенков. В результате учебных практик в местах компактного проживания баргузинских эвенков изучены некоторые лекарственные растения и их наименования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We investigate the role of plants in traditional culture Barguzin Evenki. As a result of training practices in places of compact residence Barguzin Evenki some medicinal plants and their names.

Текст научной работы на тему «Растения в культуре баргузинских эвенков (на материале учебных практик)»

УДК 394 (= 512.212)

Мария ДЫРЧИКОВА

РАСТЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ БАРГУЗИНСКИХ ЭВЕНКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНЫХ ПРАКТИК)

PLANTS IN THE CULTURE OF THE BARGUZIN EVENKIES (BASED ON THE CPT)

Исследуется роль растений в традиционной культуре баргузинских эвенков. В результате учебных практик в местах компактного проживания баргузинских эвенков изучены некоторые лекарственные растения и их наименования.

Ключевые слова: эвенки, баргузинские эвенки, лекарственные растения, информанты.

We investigate the role of plants in traditional culture Barguzin Evenki. As a result of training practices in places of compact residence Barguzin Evenki some medicinal plants and their names.

Keywords: Evenk, Evenk Barguzin, medicinal plants, informants.

Необходимость выживания на лоне природы выработала у эвенков восприятие самих себя как части этой природы. Олицетворение сил природы стало источником формирования образов духов-хозяев природы - гор, озер, рек, матери-земли, неба, планет, созвездий, грозы, молнии, ветра и других предметов и явлений. Разнообразие растений давало и дает возможность эвенкам использовать в своем рационе почти все природные витамины.

В каждой семье имеются необходимые современные лекарства, но все же эвенки предпочитают местные целебные травы. Например, до сих пор широко используются ими кедровый стланик в лечебных целях в виде отвара хвои, ванн при ревматизме, смолу применяют как средство для заживления ран.

Целебные травы лучше воспринимаются организмом, действуют мягко и не дают побочных осложнений. Информант М.К. Елбонова говорит: «Мы, эвенки, живем в тайге среди лечебных трав, и наши предки передали нам опыт - какие травы те или иные болезни человека лечат. Раньше наши предки наблюдали за поведением больных животных, какие травы они поедали, какую воду пили, и этот опыт дает нам знания о целебных свойствах растений и минеральных вод. Поэтому эвенки хорошо знают свойства растений». Вот что Мария Куркановна рассказала о целебных свойствах растений: «Учэлэ сагдыл туги кэккитын: кактэт мэнми hymyeKU, дюви

АРКТИКА. XXI век. Гуманитарные науки. 2014. № 1(2)

hутувки, н~ан~тэвэ кэрчиксэ, уловкил, умиммен. Доду hукитэду ая» (Раньше старики делали так: брали кору кедра, об которую медведь поцарапал свои когти, и ставили как дымокур. Еще она полезна для желудка, ее нарезали и варили, потом пили как настой). Про чабрец рассказала следующее: «Гангава hутувун дюду овканинкитын, hутувунонкитын, бунил дюдук юдатын. Ганга со ая бэе додун, улокса умми (Богородскую траву ставили как дымокур в дом, чтобы изгнать чертей из него, также использовали при кашле, она была хорошим отхаркивающим средством)». Полынь также полезна в повседневной жизни: «Гочи эрмэhун со аят hукитэду, учэлми тар уминки. Гочи эрмэhундит унюкучардук, болоскэдук ая сэктэми, увэй овкил» (Полынь хорошо помогает от диареи. Полынь - хорошее средство против мышей и блох).

Если глубокая рана не затягивается, то кедровая или еловая живица, перемешанная с медвежьим салом и толченой хвоей, - незаменимая мазь. Успокоит нервы кедровый орех. Если охотник не мог достать рукой больное место - на помощь приходила собака. Каждый эвенк знает, что раны или ожог, зализанные собакой, быстрее заживают и не гноятся.

До сих пор эвенки используют мумие (инани mоhун - каменное масло). Оно очень хорошо помогает при переломах, быстрее сращиваются кости. Каменное масло добывается высоко в горах, в труднодоступных местах. При болезни в суставах применяют березовые листья (чалбан авданналин). Раньше эвенки вместо чая применяли чагу - березовый нарост (силтэ) или иван-чай (аникта). Чага также используется как мочегонное средство, а иван-чай содержит много витаминов, в основном его давали пить детям. Чай из листьев брусники (тыкули авданналин) обладает мочегонными и вяжущими свойствами. Настой из них используют при мочекаменной болезни, ревматизме, при недержании мочи у детей.

Растения широко применялись и до сих пор применяются при различных обрядах (рождении ребенка, похоронах, очищении и др.), в традиционной эвенкийской кухне.

Эвенки не имели своей письменности, поэтому духовная жизнь их удовлетворялась устной передачей преданий, сказок, загадок, умной шутки, веселого анекдота или тут же на ходу сочиненной песней. В устном народном творчестве у эвенков в основном были темы об окружающей природе, то, что они видели, слышали и чувствовали, и все это было передано из уст в уста.

Эвенки давали названия периодам года по определенным признакам развития животного и растительного мира в течение года. Например, период илага соответствует концу мая и началу июня, получил название, когда можно с любого дерева снять кору. Ирин у баргузинских эвенков соответствует августу, когда созревали ягоды и различные растения. Это слово означает «зреть, созревать, поспевать».

Также эвенки использовали тему растения в пословицах, загадках, поговорках и приметах. Например, в приметах: «В мороз верхушки деревьев поднимаются - будет тепло, в тайге много рябины - осень дождливой будет, деревья трескаются, будто они пуговицы расстегивают, - скоро тепло наступит».

Из принципа единства мира, неотделимости человека от природы вытекал и другой важный момент миропонимания эвенка - миру изначально присуща гармония. Мир устроен не нами, и человек не может безнаказанно менять и переделывать его по своему желанию и усмотрению. У эвенка с раннего возраста воспитывалось уважение ко всему живому, отношение к каждой букашке и былинке как к самому себе. Поэтому в традиционном мировосприятии эвенков вся природа жива, а все предметы, воспринимаемые нами как неживые, для эвенка обладают силой мусун - живой силой,силой энергией.

Информант Елбонова М.К., 1930 г.р., жительница с. Алла Курумканского района Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.