Научная статья на тему 'Природа в информационном пространстве школьников: экологический опыт и экокультурные ценности'

Природа в информационном пространстве школьников: экологический опыт и экокультурные ценности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
227
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вагнер Ирина Владимировна

В контексте исследований культурологических основ экологии человека изучается проблема развития экологической культуры личности в информационном обществе. На основе исследований экологического опыта школьников рассматриваются позитивные и негативные эффекты информатизации пространства воспитания медиа-поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природа в информационном пространстве школьников: экологический опыт и экокультурные ценности»



SCIENCE TIME

ПРИРОДА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЬНИКОВ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ЭКОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Вагнер Ирина Владимировна, Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования, г. Москва

E-mail: wagner.mail@mail.ru

Аннотация. В контексте исследований культурологических основ экологии человека изучается проблема развития экологической культуры личности в информационном обществе. На основе исследований экологического опыта школьников рассматриваются позитивные и негативные эффекты информатизации пространства воспитания медиа-поколений.

Ключевые слова: экологическая культура, информационное общество, информационные технологии, экологический опыт школьников.

Статья подготовлена в рамках проекта РЕНФ «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» №13-06-00479 8130600004794 2013 - 2015 гг.

Проведенные нами экспертные опросы [1] с первых шагов нашего исследования показали противоречивость тенденций развития экологической культуры личности в условиях информационного общества, противоречивость в оценке влияния информатизации пространства воспитания школьников на формирование у них ценностного отношения к природе.

С одной стороны, очевиден значительный потенциал информационных технологий в экологическом образовании: благодаря информационной сети, электронным учебникам, другим медиа- средствам современные дети получают возможность побывать в глубинах океана, совершать путешествия в природные оазисы разных частей света, наблюдать нашу планету из космоса, наслаждаться красотой летней природы в зимнее время, закатом солнца - в утренние часы, наблюдать крупным планом насекомых, которых они вряд ли увидят в живой природе, и другие возможности.

С другой стороны, информатизация пространства детства несет в себе множество известных социальных рисков, может оказывать негативное влияние

на процессы воспитания, социализации медиа-поколений, как сегодня все чаще называют школьников, вступающих в информационный мир уже с первых лет жизни. Экспертные опросы показали доминирование тревожного отношения педагогического сообщества к информатизации, преобладание представлений о негативном влиянии информационного пространства на личностное становление подростков, включая негативное влияние на развитие экологической культуры личности.

Особую тревогу вызывают не только проблемы информационной и экологической безопасности, информационной экологии, но и возможное стирание граней между живой и виртуальной природой в сознании медиа-поколений, отчуждение детей от живой природы, формирование пассивной и пессимистической позиций у детей, которые занимают созерцательную позицию за экраном монитора; провоцирование жестокого отношения к природе и культивирование потребительской культуры за счет транслируемых современными масс-медиа образцами и ценностями и т.д.

С целью выявления тенденций влияния информатизации на развитие экологической культуры школьников мы обобщили результаты проведенных нами эмпирических исследований экологического опыта школьников. Представления о сущности феномена «личный экологический опыт» сформированы нами на основе психолого-педагогических работ, в которых изучается социальный опыт ребенка и его значение в процессе личностного становления. Это, прежде всего, работы Л.И. Божович, в которых убедительно доказано, что личный социальный (жизненный) опыт ребенка уже в младшем школьном возрасте определяет характер формирующейся у него субъектной позиции личности. В трудах Л.С. Выготского, К.А. Абульха-новой-Славской, А.Г. Асмолова, Д.И. Фельдштейна и др.) социальный опыт ребенка характеризуется как определенность самого субъекта, обусловливающая его внутреннюю позицию. Психология рассматривает социальный опыт ребенка как образ реально пережитой ситуации, который складывается из собственных действий ребенка в той или иной жизненной ситуации, эмоциональной окраски этих действий, сопутствующих переживаний, из наблюдений поведения других людей в данных ситуациях. О значении личного опыта ребенка говорит характеристика его как «мотивирующего фона» А.Г. Здравомысловым, В.Н. Мясищевым и др.: именно из реально пережитых ситуаций вытекают как объективные, так и персонифицированные побуждения, ценностные ориентации и позиция личности.

Специфика экологического опыта состоит в том, что он находится в плоскости отношений двух основных субъектов социоприродного развития: Человека и Природы. Развитие экологического опыта мы рассматриваем как цель и результат экологического воспитания, базовый компонент экологической

культуры личности, отражение реально пережитых ребенком ситуаций взаимодействия человека и природы, экологических ситуаций: опыт ценностного отношения к природе, эмоциональный опыт, опыт экологически ориентированной деятельности (природоохранной, творческой, познавательной, информационной и др.), опыт непосредственного диалога с природой, в котором природа выступает значимым Другим; опыт наблюдения взаимоотношений человека и природы, экологических ситуаций и др.; проявления эмпатии по отношению к объектам животного и растительного мира; опыт реализации активной созидательной нравственно-экологической позиции в реальной социально-экологической практике, опыт реализации собственных социально-экологических инициатив; опыт эстетического отношения к природе, постижения ее как эстетической ценности; опыт нормативного поведения в природе и другие виды опыта.

В рамках исследований экологического опыта школьников на протяжении последних десятилетий мы фиксируем устойчивую тенденцию доминирования негативного опыта, который щедро пополняют СМИ сюжетами экологических катастроф, информацией о негативных последствиях антропогенного воздействия на природу, об экологических угрозах здоровью человека, часто - о жестоком обращении с животными, о хищническом отношении человека к природе. Телевидение катастроф наряду с другими деструктивными компонентами экологического опыта современных детей и подростков, создает общий негативный фон процесса развития экологической культуры личности, провоцирующий известные пессимистические настроения молодежи и подростков, их уверенность в невозможности преодоления экологического кризиса, предотвращения глобальной катастрофы, что влияет на их жизненные стратегии, провоцирует пассивный характер социально-экологической позиции, рассмотрение проблем экологической безопасности исключительно с позиций защиты своей частной жизни, здоровья, быта от угрожающего экологического загрязнения, желание защититься от больной природы, а не защитить ее от губительного антропогенного воздействия. К тому же реклама, транслирующая ценности «красивой жизни», призывающая получать удовольствия от жизни, призывающая «брать от жизни все», провоцирует потребительское отношение к природе. Доминирование негативной информации о взаимоотношении человека и природы, расширение негативного экологического опыта вызывает привыкание детей и молодежи к сюжетам экологических катастроф, искажает понятие экологической нормы, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо относительно состояния окружающей среды и норм взаимодействия человека и природы.

О качестве личного экологического опыта говорят, в частности, проведенные нами исследования представлений сельских школьников об

экологическом состоянии местности и экологической культуры населения [2].

Подавляющее большинство - 82% сельских школьников убеждены в том, что люди не ценят красоты окружающей природы, не берегут ее, загрязняют и экологическая ситуация постепенно ухудшается. Остальные 12% учащихся выбрали еще более пессимистичный вариант ответа: «Природа вокруг села, возможно, и была когда-то красивой, но из-за деятельности человека картина так испорчена, что радоваться ей невозможно. Люди безразличны к природе, загрязняют и постепенно уничтожают ее». Таким образом, в личном экологическом опыте детей доминируют образцы негативного отношения к природе. Наиболее ярко это демонстрируют уточнения, сделанные школьниками согласно заданию анкеты. Им была предоставлена возможность привести примеры позитивного или негативного отношения людей к природе. Большинство, согласно заявленной негативной оценке, привели примеры негативного содержания. Среди них очень ярко представлена все та же проблема мусора только в ракурсе экологической культуры населения: «Люди засоряют пруд, леса. Пруд в некоторых местах заболачивается. А лес вырубается». «Люди везде выбрасывают мусор и не всегда прибираются»; «Люди, живущие в своем селе, не заботятся о своем здоровье и будущем окружающей среды. Они не думают, что приносят большой вред, когда мусорят»; «Люди, которые живут в селе, не следят за природой. У нас в четырех местах такие большие свалки. Люди, проезжающие мимо, выкидывают к нам мусор прямо из окон». «Люди не берегут природу, потому что думают, что за них уберут другие, и таким образом природа становится грязной». «Они выбрасывают мусор в лесах, вырубают деревья на отопление, жгут костры, которые переходят в лесные пожары». «Мусор вываливают в лесах, на полях, у дороги. В жилых зонах контейнеры всегда полные и люди вываливают мусор рядом». «Например, отдыхая на озере, люди не убирают за собой мусор, думая, что всё перегниет. Да, природа у нас красивая, но люди постепенно ее уничтожают, делают свалки на видных местах, да и не на видных тоже. Проезжающие выбрасывают мусор на дорогу». «Очень много мусора на берегах озер». «У нас к природе относятся негативно, даже возле дома не хотят убрать мусор, потому что им не жалко природу». «Люди мусорят около своих домов». «Мусорные свалки не убирают. Каждый год люди убираются около своих домов, наводя чистоту и красоту, но не надолго, они забывают и опять мусорят». «Люди выбрасывают мусор не в мусорные баки, а куда-нибудь на поляну, или другие экологические зоны». «Разбрасывают мусор в местах отдыха, выкидывают мусор, где попало». Среди других примеров экологического неблагополучия из личного опыта наблюдений школьниками названы: пожары на мусорных свалках, вырубка леса, загрязнение водоемов, последствия активного транспортного движения: «Рядом находится трасса «Москва - Минск» - это главный фактор загрязнения и воздуха, и почв, и воды».

«Произошла вырубка леса, и она погубила множество красивых мест». «Несколько свалок мусора на улицах, происходят пожары». «У нас в селе есть парк, речка, озеро. Озеро буквально лет 5 назад было чистым, и мы в нем купались, а сейчас оно считается болотом». «В поселке очень сильно загрязнен воздух, много деревьев просто срубили». «В поселке сильно загрязнен воздух из-за расположения его возле трассы. На улицах свалки и мусор из-за небрежного отношения жителей».

Школьники дают исключительно негативную оценку поведению туристов и дачников: «Я считаю, что туристы или дачники плохо влияют на состояние природы нашего поселка, например, туристы не всегда убирают мусор после себя, находясь на каком-либо озере, а дачники используют ядохимикаты». «Они после себя оставляют мусор, жгут траву и др.». «Они загрязняют природу не только какими-либо предметами, но и разнообразными химикатами!. «Туристы же также действуют очень пагубно, не задумываясь о завтрашнем дне, выбирая каждый раз новый чистый уголок природы». «Туристы, после своего отдыха оставляют большое количество мусора, которое не убирают». «Дачники, туристы часто выезжают на природу, оставляя после себя мусор, забыв убрать за собой -уезжают. Или просто не убрать за собой для них в порядке вещей». «Дачники вывозят мусор за пределы со своих участков, поддерживают красоту только на своих участках». «Дачники только свою территорию убирают, а рядом, даже если возле них мусор, не убирают».

О деятельности промышленных предприятий подавляющее большинство школьников высказываются тоже в негативном плане: «Я думаю, что в любой местности природе наносят ущерб, т.к. фермерские хозяйства и промышленные предприятия должны куда-либо девать промышленные отходы, и поэтому влияют на природу». «Промышленные предприятия сильно влияют на состояние природы, выделяя вредные отходы». «Промышленные предприятия выбрасывают в окружающую среду очень много ядовитых химикатов, которые очень сильно разрушают и загрязняют окружающую среду». «Многие предприятия сбрасывают химические отходы в водоемы и этим они загрязняют окружающую среду. Им жалко денег, чтобы заплатить за уничтожение отходов». «На состояние природы влияют конечно же промышленные предприятия, вот например, у нас в селе это Сосновскагропромтехника (особенно продукция из пластика) вечером если посмотреть в ее сторону, но увидишь в небе облако химикатов». «Промышленные предприятия выбрасывают в окружающую среду вредные химические вещества, от которых страдают люди, животные, растения, много мусора. Так же после стройки промышленных предприятий». «На состояние природы влияют горнопромышленные работы в нашем селе. ...нарушается почва, изменяется рельеф и русла рек. ... изменилось русло реки, вырубается лес, ...изменяются ландшафты при добыче полезных ископаемых, загрязняется воздух, вырубаются

леса». «Наше Аятское озеро раньше было чистым, а сейчас оно загрязняется». «Я считаю, что более влияют на природу строящиеся промышленные предприятия, потому что на их строительстве используются разные вещества, вредящие окружающей природе». «...после строительства остается много мусора». «Например, фермеры, улучшая свои владения, загрязняют то, что им не принадлежит. ...многие предприятия не хотят строить очистные сооружения». «Промышленные предприятия загрязняют окружающую среду, т.к. выбрасывают в атмосферу загрязняющие вещества (сернистый газ)». «Промышленные предприятия тоже оказывают большое влияние. Отходы, масла, выхлопные газы загрязняют атмосферу, воды озер, рек, морей. Пыль оседает на растения и им невозможно выделять кислород. Нередко всё это влияет на здоровье человека. Я считаю, что влияют, все промышленные предприятия выпускают в атмосферу вредные вещества».

Изложенные размышления школьников, их личный опыт наблюдений изменения экологической ситуации окружающей местности закономерно приводит к тому, что главные причины большинство учащихся видят в низком уровне экологической культуры населения. «Главная причина в том, что хотя все и знают об экологических не думают о будущем, село живет сегодняшним днем и люди, хотят только денег любой ценой, им не важно, что будет с природой, землей, что они оставят после себя детям», - так отвечает 51% учащихся. Еще 28% видят главную причину экологических проблем в том, что «люди просто не понимают всей серьезности экологических проблем, они думают, что мусорные свалки, грязные реки, химикаты в овощах - это нормально; у них недостаточно знаний и культуры». Только 13% видят главную причину ухудшения экологической ситуации в том, что «наука очень медленно разрабатывает новые экологические технологии, которые не отравляли бы среду, а государство принимает мало экологических законов и не наказывает тех, кто разоряет и загрязняет природу». Доминирование пессимистического отношения к экологическим проблемам, представление о неизбежности и неотвратимости экологической катастрофы продемонстрировали 11% школьников, разделяющих мнение о том, что «человек живет за счет природы, он обречен на то, чтобы пользоваться природными ресурсами и приносить природе вред, пока он не исчерпает и не испортит все».

Характерно, что довольно часто учащиеся «пропускают через себя» размышления об экологической культуре населения, высказываясь о массовой экологической культуре, оценивают и свое поведение, отношение к экологическим проблемам, не исключают себя из оцениваемой ситуации, что свидетельствует о готовности их к участию в решении экологических проблем, экологически ориентированной деятельности: «От людей многое зависит, ведь мы загрязняем сами свою природу»; «...ведь мы, люди, не задумываемся, когда покупаем на

рынке овощи, накаченные химикатами, что всё это нам вредно употреблять в пищу». «Загрязняя реки, делая всё больше свалок, мы наносим всё больший вред природе, за счет которой мы живем». «Если люди и живут за счет природы и пользуются ее природными ресурсами, то они должны стараться делать так, чтобы не приносить ей ущерб, а беречь ее». «Природа - наш второй дом. Мы дышим воздухом, пьем воду, используем землю, деревья. И только от нас зависит, в каком состоянии будет наша земля, природа».

Доминирование негативного опыта представляется нам особенно серьезной проблемой. Подчеркнем еще раз, что негативный экологический опыт, который дети выносят из повседневных реальных ситуаций подкрепляется негативным характером информационных потоках об ухудшении экологической ситуации, экологических катастрофах. Доминирование негатива усугубляется другими тревожными факторами информатизации.

На протяжении последних двадцати лет большинство специалистов в области медиа-образования, информатизации, педагогов и психологов особую опасность увлечения детей компьютером связывают с компьютерными играми, не только с их количеством, но и с их содержанием. Драки, перестрелки, убийства, которые входят в сюжет многих игр, вызывают негативные эмоции, отрицательно влияют на развитие ребенка. По данным Ирины Челышевой [3] на совершение насилия в играх уходит 80-90% времени, 55% компьютерных игр на российском рынке включают сцены насилия и убийств, в 39% игр содержатся эпизоды драк разной степени жестокости, в 35% игр изображены катастрофы. В целом, 9 из 10 детей играют в жестокие игры. Наиболее агрессивными признаны «стрелялки» и игры военной тематики. Агрессивные действия участников в играх, как правило, поощряются: ребенок получает призовые очки за выполнение миссий, связанных с убийством жертвы, угоном машин, взрывом выбранного объекта. В исследованиях приводятся данные о том, жестокость и вседозволенность, которая позволена игрокам в виртуальном мире, уже «выплескивается через край» и перерастает в различные формы детской, подростковой и молодёжной преступности в реальном мире. Специалистами доказано, что ребенок часто повторяет действия героев компьютерных игр в жизни. По данным Ирины Челышевой [3] более 30% преступлений, совершаемых несовершеннолетними гражданами в России, происходит под влиянием кинофильмов и телевизионных передач. Филиппова О. В., систематизируя негативные воздействия СМИ, отмечает, что из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей; «многократное повторение сцен садизма, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения. Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Убивая, в

компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности. Искажаются представления об эстетической норме, эстетические ценности и понятие красоты...» [4].

Вряд ли требует специальных доказательств, что культ насилия и жестокости, порождаемый боевиками и компьютерными играми- «стрелялками» провоцирует деструктивное поведение детей в природе, жестокое обращение, равнодушие по отношению к объектам животного и растительного мира. Возможность многократного воспроизводства в виртуальном мире понравившихся объектов природы, восстановления уничтоженных героев компьютерной игры снижают ценность Жизни, понимание уникальности каждой жизни, природных объектов, природы в целом.

Еще один негативный эффект информатизации, который обозначен в начале статьи, мы связываем с ее содействием отчуждению детей от природы. В результате многолетних исследований процесса развития экологической культуры школьников, мы располагаем данными, которые подтверждают закономерность: чем ярче, привлекательнее, ближе для ребенка виртуальный мир, тем менее интересна живая природа, тем она менее значима, остается незамеченной детьми. Порядка 60% подростков в качестве первой ассоциации со словами «гриб», «лес», «береза», «восход», «радуга», «бабочка», «божья коровка» называют одно из запомнившихся виртуальных изображений несмотря на то, что к школе ведет аллея берез, а из школьного окна виден горизонт, окаймленный лесополосой. Красота «виртуальной природы» часто превосходит привлекательность реальных объектов окружающей природы, которые испытывают на себе всю мощь антропогенного воздействия, эстетическая ценность живой природы снижается, как и потребность в непосредственном контакте с ней, в общении с животным и растительным миром. При этом мы должны осознавать, что виртуальная природа - как правило - объект наблюдения, ее доминирование укрепляет пассивную созерцательную позицию по отношению к экологическим проблемам, к природе.

Литература:

1.Вагнер И.В., Глазачев С.Н., Глазаев О.С. Фактор культуры в проблемном поле экологии человека: информационное общество и экологическая культура // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. -

SCIENCE TIME

№2. - 2013. - С.21-37.

2. Вагнер И.В., Дежникова Н.С. Экологические ценности сельского социума в системе социокультурного развития образования. - М.: Российская академия образования. Институт социальной педагогики, 2009.

3. Челышева И.В. Влияние современных масс-медиа на здоровье и развитие подрастающего поколения // Образование. Медиа. Общество. 2008. № 3. С. 14-18. (edu.of.ru/attach/ 17/ 39236.doc).

4.Филиппова О.В. Образовательный портал «Слово». [Электронный ресурс]. Режим доступа: portal-slovo.ru/pedagogy/3810

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.