Научная статья на тему 'Эколого-патриотическое воспитание студентов вуза'

Эколого-патриотическое воспитание студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1598
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ / ГЕОКЭШИНГ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / БИОРЕГИОНАЛИЗМ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECO-PATRIOTIC UPBRINGING / GEOCACHING / ECOLOGICAL ACTIONS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / BIOREGIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукушкина А.Г.

Обоснована необходимость организации эколого-патриотической работы с молодым поколением, связанная с переходом от военно-патриотического воспитания к эко-патриотизму. Отмечены основные принципы (социальная ориентированность деятельности, природосообразность и культуросообразность и др.), а также современные формы эколого-патриотического воспитания (экологические фестивали, создание эко-троп, арт-объектов из вторичного сырья, исследовательско-краеведческая работа и др.). Автором описан опыт организации эколого-патриотических мероприятий, проведенных в Великом Новгороде при участии студентов НовГУ: ежегодная экологическая акция «Яблочное воскресенье», разработка геокэшинг-путеводителя, организация фримаркетов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кукушкина А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECO-PATRIOTIC EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

Tthe author states the necessity of eco-patriotic upbringing work with the youth, writing about steps from military-patriotic education to environmental patriotism. The article reveals the basic principle of eco-patriotic education (social orientation of activities, natural and cultural conformity, etc.) and modern forms of educational work in this field (eco-festivals, creative work of making ecological trail and crafting with recyclable items, etc.). The author describes experience of environmental and patriotic activities with the students of Novgorod State university, including annual environmental campaign “Apple Sunday”, compiling a guide to Geocaching, organization of free markets, etc.

Текст научной работы на тему «Эколого-патриотическое воспитание студентов вуза»

УДК 371.8

ЭКОЛОГО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

А.Г.Кукушкина ECO-PATRIOTIC EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS A.G.Kukushkina

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, anna_kukushkina@yahoo.com

Обоснована необходимость организации эколого-патриотической работы с молодым поколением, связанная с переходом от военно-патриотического воспитания к эко-патриотизму. Отмечены основные принципы (социальная ориентированность деятельности, природосообразность и культуросообразность и др.), а также современные формы эколого-патриотического воспитания (экологические фестивали, создание эко-троп, арт-объектов из вторичного сырья, исследовательско-краеведческая работа и др.). Автором описан опыт организации эколого-патриотических мероприятий, проведенных в Великом Новгороде при участии студентов НовГУ: ежегодная экологическая акция «Яблочное воскресенье», разработка геокэшинг-путеводителя, организация фримаркетов и др.

Ключевые слова: экологическое воспитание, эколого-патриотическое воспитание, экологические акции, геокэшинг, устойчивое развитие, биорегионализм

Tthe author states the necessity of eco-patriotic upbringing work with the youth, writing about steps from military-patriotic education to environmental patriotism. The article reveals the basic principle of eco-patriotic education (social orientation of activities, natural and cultural conformity, etc.) and modern forms of educational work in this field (eco-festivals, creative work of making ecological trail and crafting with recyclable items, etc.). The author describes experience of environmental and patriotic activities with the students of Novgorod State university, including annual environmental campaign "Apple Sunday", compiling a guide to Geocaching, organization of free markets, etc.

Keywords: environmental education, eco-patriotic upbringing, geocaching, ecological actions, sustainable development, bioregionalism

С древних времен воспитание человека основывалось на любви и уважении к окружающей его природе, составляющей фон для духовно-нравственного и физического развития личности. Именно родные места, дом закладывали основу любви к Отечеству. Как писал К.Д.Ушинский: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [1]. Однако на данный момент множество социальных и экономических факторов способствует тому, что человек отдаляется от природы. Современный ребенок может быть и вовсе не знаком с миром леса или деревенским окружением. Это во многом обусловливает безразличие подрастающего поколения к окружающей среде, ее состоянию и растущим проблемам. Современной реальностью становится потребительское отношение к природе, безразличие к ухудшению экологической обстановки в стране и в мире.

Данную ситуацию прокомментировал глава Талдомского района Московской области В.Ю.Юлдин в интервью на Радио «Эхо Москвы»: «Мы все живем в эпоху экологического нигилизма. Вот и новый термин родился, это когда экология есть, а нам до неё все равно. Только поймите, что олимпиада закончится, экономический кризис пройдет, политика изменится. А вот когда мы все вдруг останемся без чистого воздуха, то забеги в марлевых по-

вязках вряд ли соберут своего зрителя» [2].

По мнению ученых, Россия «относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией» [3]. В то время, когда Европейские страны отказываются от вредных источников энергии и повсеместно вводят раздельный сбор мусора, в нашей стране растут свалки и строятся заводы по сжиганию мусора. Обширная территории Российского государства способствует тому, что проблема кажется надуманной, ведь полигоны с мусором не бросаются в глаза, создавая реальные неудобства.

Ситуация усугубляется отсутствием базовой культуры отдыха и труда, что выливается в стихийно возникающие свалки в местах рекреации, в лесах, по берегам рек. Вот почему сегодня необходимо бороться с ухудшением экологической обстановки в стране не только на уровне государства, но начиная с семьи и школы, где молодое поколение усваивает нормы отношения к окружающему пространству, формирует личную экологическую культуру.

Важность экологизации сознания и поведения граждан страны определяется необходимостью перехода к стратегии устойчивого развития, которую наша страна номинально выбрала несколько десятилетий назад. О необходимости экологизации образования и формировании экологической культуры в целях устойчивого развития пишут Г.А.Монахова, В.В.Воробьева, В.М.Захаров и др. [4-6]

Г.Л.Рытов заявляет о необходимости «всеобщего и безоговорочного экологического ликбеза»,

сопоставляя экологическую культуру с культурой человека вообще. Авторы отмечают широкие возможности экологизации мировоззрения через совершенствование системы и содержания воспитания и образования [7].

В сложившихся реалиях представляется важным поиск нравственной основы для решения экологических проблем, которой, на наш взгляд, может выступить воспитание любви к родной природе — как неотъемлемой части патриотизма. В нашем понимании именно любовь к родной природе является одним из важнейших компонентов патриотизма. Решение экологических проблем малой Родины и страны в целом является практическим, деятельным воплощением патриотизма, имеет реальные, видимые результаты и способно объединять людей различного возраста и социального статуса.

Идея любви к родной природе понятна даже самым маленьким гражданам, именно с нее во многом и начинается растущее чувство патриотизма. Но даже в старшем возрасте россияне ценят родную природу. Так, по данным исследования А.С.Чебуркова, на вопрос «Есть ли что-то такое, чем Вы как истинный гражданин России могли бы гордиться?» вторым по популярности ответом среди молодежи (после варианта «Победа в Великой Отечественной войне») стал вариант «природа России» [8].

В данном случае патриотизм становится нравственной базой для реализации программ устойчивого развития российского общества, приобретающим все большую актуальность в различных социальных сферах.

Значимость объединения педагогических усилий в формировании уважительного отношения к своей Родине в целом и к ее природе в частности отражается в научном обосновании эколого-патриотического воспитания.

К сожалению, современная политика в области патриотического воспитания далека от экологических тем. В многообразии задач государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» присутствует скорее военизированное понимание патриотизма. На 60 страницах текста программы не встречается ни одного слова с корнем «эко» и ни одного упоминания о природе, как части Родины [9].

Проведенное нами исследование среди студентов первого курса НовГУ позволяет констатировать отсутствие связи патриотического и экологического воспитания и у представителей молодого поколения. Так, из 60 респондентов на вопрос «Какие мероприятия можно отнести к патриотическим?» только 4 (7%) назвало «экологические акции, благоустройство территории, поддержание чистоты вокруг памятников». Остальные участники опроса называли митинги, шествия, поздравления ветеранов и др. Таким образом, можно констатировать ситуацию ретроспективного патриотизма, когда чувство гордости за страну связано с ушедшими героями и событиями прошлого.

Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции патриотического воспитания, — это систематическая и целенаправ-

ленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Однако в современной ситуации приходится констатировать, что Россия порой нуждается в защите не от внешних врагов, но от невоспитанных, бездуховных граждан [10].

При этом именно эколого-патриотическое воспитание, по нашему мнению, в полной мере отражает деятельностный подход в воспитании, опираясь на понимание патриотизма как стремления беречь Родину, заботится о своей стране, конкретными действиями укреплять ее благополучие. На наш взгляд, эколо-го-патриотическое воспитание является некой альтернативой военно-патриотическому воспитанию, отличаясь созидательной нравственной основой, стремлением к сохранению природного и культурного наследия. Это своего рода «мирный» патриотизм, свободный от конфликтов деления территории и далекий от «вооруженной защиты» Родины.

Основными принципами организации эколого-патриотического воспитания, на наш взгляд, должны быть: субъектность, сознательность и активность; природосообразность и культуросообразность; социальная ориентированность деятельности; гуманистическая направленность воспитания; деятельностно-аксиологической направленность воспитания; учет этнокультурных традиций и региональных особенностей среды; интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий.

Объединение патриотического и экологического направлений воспитательной работы позволяет находить новые формы и методы такой деятельности, способствующие не только охране и уборке территории, но также ознакомлению студентов и школьников с историей и культурой страны и города, реализации их творческого потенциала, осознанию важности личного вклада в решение экологических проблем для своего и будущих поколений. Подобная интегра-тивность эколого-патриотического воспитания позволяет уйти от традиционных мероприятий, вызывающих у школьников и студентов пассивность и скуку.

На наш взгляд, мероприятия эколого-патриотического воспитания должны носить деятель-ностный характер и быть нацелены на конкретный, зримый результат. Даже дошкольники, вместо участия в конкурсе рисунков на асфальте или создании плакатов на экологическую тематику, способны помочь в уборке территории или принять участие в мастер-классе по раздельному сбору отходов. Подобный серьезный подход позволяет нацелить детей и подростков на то, что решение экологических проблем под силу каждому и вполне реально.

Одним из перспективных экологических проектов, способствующих развитию патриотических чувств и стремления заботится о своем родном каре, можно считать проект Дмитрия Иоффе «Чистые игры» — проведение уборки территории в формате экологической игры-соревнования, с использованием

электронного приложения и сайта (cleangames.ru). В рамках игры участники так же проходят викторину на знание флоры и фауны, учатся работать в команде, развивают стратегическое мышление. За несколько лет работы проекта было убрано более 108 тонн мусора в различных городах России — от Краснодара до Вологда и Казани.

Среди множества интегративных мероприятий эколого-патриотического воспитания отметим следующие проекты и формы воспитательной работы:

— фестивали по благоустройству придворовых и пришкольных участков: посадка деревьев, создание клумб, арт-объектов из вторичного сырья;

— организация раздельного сбора отходов в школе / дворе / микрорайоне;

— создание информационно-просветительских стендов;

— разработка проектов озеленения школы, микрорайона;

— занятия подростков на станциях юных натуралистов — создание эко-троп, изучение народного экологического календаря [11];

— создание виртуальных путешествий по родному краю, фото-архивов и др.;

— экологические марафоны — соревнования между школами;

— создание эко-кафе на базе школ / вузов, с местными продуктами;

— акции по уборке территории с последующим проведением пленэров (или наоборот) / созданием арт-объектов/ благоустройством территории / установкой инфо-стендов;

— разработка и проведение экскурсий и кве-стов для сверстников и взрослых.

Все эти мероприятия нацелены на развитие чувства ответственности за окружающую детей среду и на осознание способности менять её к лучшему. Они сочетают различные виды практической, исследовательской и творческой деятельности участников. Некоторые из представленных выше форм работы были апробированы в Великом Новгороде с привлечением студентов Новгородского государственного университета:

1. Создание Геокэшинг-путеводителя по объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО в Великом Новгороде. Проект был нацелен на развитие уважения молодежи к своей малой Родине, а также на популяризацию Великого Новгорода как туристического маршрута. В течение двух с половиной месяцев студенты и школьники, работая в малых группах сначала искали уже существующие тайники, учились работать с вР8-навигаторами, а затем — создавали собственные тайники, посвященные объектам ЮНЕСКО в Великом Новгороде (Рюриково городище, Детинец, Антониев монастырь и др.). Каждой группе было необходимо не только создать и заложить тайник, но также подготовить информационный блок, содержащий интересные факты, связанные с местом закладки тайника.

В ходе проекта участники также приняли участие в эко-акциях по уборке объектов ЮНЕСКО — территории Юрьева монастыря и вала Окольного го-

рода. Экологическая составляющая была введена организаторами проекта в связи с тем, что игроки Гео-кэшинг сообщества во всем мире регулярно устраивают подобные акции под девизом «Cache In Trash Out» — «Тайникам — да! Мусору — нет!» (www. geocaching. com/cito).

В результате работы при поддержке НовГУ был издан Геокэшинг-путеводитель, содержащий описание более 30 исторических мест города и указания для начинающих игроков. В настоящее время путеводитель в электронном виде размещен на туристическом портале города, а печатные экземпляры отданы в гостиницы и хостелы Великого Новгорода с целью популяризации активного отдыха.

2. Акция «НЕсубботник». Идеей мероприятия было обеспечить чистоту территории вокруг Свято-Юрьева монастыря и при этом отойти от концепции традиционных субботников. Команды участников собирали мусор по раздельным категориям, получая баллы за каждый мешок мусора. По итогам победители получили призы от спонсоров — новгородской сети «8&ее^:10о&» После уборки территории участники провели мастер-класс для детей из центра «Юрьево» по изготовлению елочных игрушек из пластиковых бутылок. А для самих участников организаторы «НЕсубботника» провели мастер-класс по созданию магнитов из пробок, тем самым продвигая идею вторичного использования сырья и возможности творческого применения «мусора».

3. Ежегодная акция «Яблочное воскресенье». Акция проводится в пустующему яблоневом саду вблизи от Церкви Петра и Павла на синичьей горе. Два раза в год участники акции проводят уборку сада, белят яблони, убирают сухие ветки. Анимационная составляющая акции меняется. Это создание охранных табличек, проведение семейного эко-квеста, пикник, фотосессия и др. Задача организаторов — показать студентам, что экологическая акция может быть интересным, творческим событием, полезным и привлекательным способом провести свободное время.

4. В мае 2017 года в Кремлевском парке был проведен первый городской экологический фестиваль «Доброе воскресенье». На Летней эстраде парка проводились мастер-классы из вторсырья, раздельный сбор отходов, семейный квест по экологическим проблемам и концертная программа. Средства, собранные на ярмарке, были переданы Фонду помощи бездомным животным «Спасение».

Студенты, участвующие в организации акции смогли на собственном опыте убедиться в возможности значимой помощи родному городу и некоммерческим организациям совместными усилиями.

К мероприятиям, направленным на повышение экологической сознательности студентов можно также отнести проведение фримаркетов (мероприятий по раздаче полезных, но неиспользуемых владельцами вещей) и создание на базе институтов точек бук-кроссинга (книговорота), когда студенты делятся прочитанными книгами и берут почитать выставленные другими издания. В перспективе планируется организация на базе институтов раздельного сбора бумаги и пластика.

В нашем представлении именно деятельность вузов в рамках эколого-патриотического воспитания может стать примером для других образовательных организаций, подхватывающих новые направления воспитательной работы.

В заключение необходимо отметить, что в со- 1.

временном обществе эколого-патриотическое воспитание — это перспективный вектор в решении различных социальных и духовно-нравственных про- 2. блем российского общества. Именно с познания родной природы, любви и заботы о ней начинается глубокое чувство патриотизма, которое должно выливаться в ответственные, осознанные действия по защите своей семьи, дома, малой и большой Родины. Бережное отношение к окружающее среде становится 3 базой для объединения всех граждан государства и жителей планеты, а привнесение в экологическую деятельность патриотических чувств способно сде- 4. лать эту деятельность более духовной и созидательной.

1. Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. Материалы биографические и библиографические. М.-Л., 1952. С. 52.

2. Олимпиада на помойке, или экологический нигилизм (интервью главы Талдомского района Московской области В.Ю.Юлдина). [Электр. ресурс]. URL: http://echo.msk. ru/blog/ydin/708944-echo (дата обращения: 01.05.2017).

3. Мосин О.В. Экологическая ситуация в России [Электр. ресурс]. URL: http://ecologysite.ru/public/item/418-экологическая-ситуация (дата обращения: 01.05.2017).

4. Воробьева В.В. Эколого-патриотическое воспитание курсантов в социально-природных условиях Дальневосточного региона // Высшее образование сегодня. 2010. № 4. С. 62-66.

5. Монахова Г.А., Агаларова П.И. Концепция устойчивого развития и задачи экологчисекого воспитания учащихся в школе и вузе // Юг России: экология, развитие. 2007. № 1. С. 113-116.

6. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М.Захарова. М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. 340 с.

7. Рытов Г.Л. Устойчивое развитие цивилизации возможно только в условиях реальной экологизации образования и воспитания населения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 10. С. 74-77.

8. Чебурков А.С. Социокультурные проблемы патриотизма, формирование патриотизма у современной молодежи // Актуальные проблемы социальной коммуникации: Материалы Первой междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород: Нижегородский гос. технический университет им. Р.Е.Алексеева, 2010. С. 175-178.

9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» [Электр. ресурс] URL: http://edu53.ru/np-includes/upload/ 2016/04/25/9962.pdf (дата обращения: 01.05.2017).

10. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

11. Зайкина О.И. Эколого-патриотическое воспитание учащихся в условиях станции юных натуралистов [Электр.

ресурс]. URL: http://www.prodlenka.org/ metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/administrativnaja-rabota/195178-jekologo-patrioticheskoe-vospitanie-uchaschih.html (дата обращения: 01.05.2017). References

Ushinskiy K.D. Sobr. soch.: V 11 t. T. 11. Materialy biograficheskie i bib-liograficheskie [Coll. of works in 11 vols, vol. 11: Biographical and bibliographic materials]. Moscow-Leningrad, 1952, p. 52.

Olimpiada na pomoyke, ili ekologicheskiy nigilizm (interv'yu glavy Tal-domskogo rayona Moskovskoy oblasti V.Yu.Yuldina). [Olympics in the garbage dump or ecological nihilism (interview of the head of the Taldomsky district of the Moscow region V.Yu.Yuldin]. Available at: http://echo.msk. ru/blog/ydin/708944-echo (accessed: 01.05.2017).

Mosin O.V. Ekologicheskaya situatsiya v Rossii [Ecological situation in Russia]. Available at:

http://ecologysite.ru/public/item/418-ekologicheskaya-situatsiya (accessed: 01.05.2017).

Vorob'eva V.V. Ekologo-patrioticheskoe vospitanie kursantov v sotsial'no-prirodnykh usloviyakh Dal'nevostochnogo regiona [Ecological and patriotic education of cadets in the social and natural conditions of the Far Eastern region]. Vysshee obrazovanie segodnya, 2010, no. 4, pp. 62-66.

Monakhova G.A., Agalarova P.I. Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya i zadachi ekologchisekogo vospitaniya uchashchikhsya v shkole i vuze [The concept of sustainable development and the tasks of ecologic education of pupils in school and university]. Yug Rossii: ekologiya, razvitie, 2007, no. 1, pp. 113-116.

Zakharov V.M., ed. Formirovanie ekologicheskoy kul'tury i razvitie molodezhnogo dvizheniya [Formation of ecological culture and development of youth movement]. Moscow, 2008. 340 p.

Rytov G.L. Ustoychivoe razvitie tsivilizatsii vozmozhno tol'ko v usloviyakh real'noy ekologizatsii obrazovaniya i vospitaniya naseleniya [Sustainable development of civilization is possible only in conditions of a real ecologization of education and education of the population]. Proc. of the SIC Sociosphere, 2013, no. 10, pp. 74-77. Cheburkov A.S. Sotsiokul'turnye problemy patriotizma, formirovanie patriotizma u sovremennoy molodezhi [Sociocultural problems of patriotism, the formation of patriotism in modern youth]. Proc. of "Aktual'nye problemy sotsial'noy kommunikatsii-I". Nizhniy Novgorod, 2010, pp. 175-178.

Gosudarstvennaya programma "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiy-skoy Federatsii na 2016—2020 gody" [Russian State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation in 2016—2020"]. Available at: http://edu53.ru/np-includes/upload/ 2016/04/25/9962.pdf (accessed: 01.05.2017).

Danilyuk A.Ya. i dr. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii: Standarty vtorogo pokoleniya [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia: Standards of the second generation]. Moscow, 2009. 24 p.

Zaykina O.I. Ekologo-patrioticheskoe vospitanie uchashchikhsya v usloviyakh stantsii yunykh naturalistov [Ecological and patriotic education of students in the conditions of the station of young naturalists]. Available at: http://www.prodlenka.org/ metodicheskie-

razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/administrativnaja-rabota/195178-jekologo-patrioticheskoe-vospitanie-uchaschih.html (accessed: 01.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.