Научная статья на тему 'Общественный контроль за обращением промышленных и бытовых отходов (на материалах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»)'

Общественный контроль за обращением промышленных и бытовых отходов (на материалах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАЩЕНИЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ И БЫТОВЫХ ОТХОДОВ / САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ГОРОДА / ENVIRONMENTAL THREATS / PUBLIC CONTROL OVER THE MANAGEMENT OF INDUSTRIAL AND HOUSEHOLD WASTE / THE SANITARY CONDITIONS OF THE CITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Будаева Ц.Б., Цыренов С.Д.

Статья посвящена актуальной проблеме гражданского общества проблеме становления общественного контроля за обеспечением экологической безопасности среды обитания граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Будаева Ц.Б., Цыренов С.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC CONTROL OVER THE MANAGEMENT OF INDUSTRIAL AND HOUSEHOLD WASTE (on materials of the municipal formation Borough "Ulan-Ude")

The article is devoted to the problem of civil society the problem of the formation of public control over environmental security habitat citizens.

Текст научной работы на тему «Общественный контроль за обращением промышленных и бытовых отходов (на материалах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»)»

УДК 332.142

© Ц.Б. Будаева, С.Д. Цыренов

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАЩЕНИЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ И БЫТОВЫХ ОТХОДОВ (на материалах муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ»)

Статья посвящена актуальной проблеме гражданского общества -проблеме становления общественного контроля за обеспечением экологической безопас-ности среды обитания граждан.

Ключевые слова: экологические угрозы,общественный контроль за обраще-нием промышленных и бытовых отходов, санитарно-гигиеническое состояние города.

Ts.B. Budaeva, S.D. Tsyrenov

PUBLIC CONTROL OVER THE MANAGEMENT OF INDUSTRIAL AND HOUSEHOLD WASTE (on materials of the municipal formation Borough "Ulan-Ude")

The article is devoted to the problem of civil society - the problem of the formation of public control over environmental security habitat citizens.

Keywords: environmental threats, public control over the management of industrial and household waste, the sanitary conditions of the city.

В начале XXI в. человечество вступило в такой период своего развития, когда сбывается предсказание великого русского естествоиспытателя В.И. Вернадского о том, что хозяйственная деятельность человека становится геологической силой, способной изменить мир, поставив его на грань глобальной экологической катастрофы.

К числу экологических угроз, вызванных хозяйственной деятельностью человека, относятся истощение «легких планеты» из-за чрезмерной вырубки лесов1; ускоренная эрозия, представляющая собой сейчас самое серьезное и самое тяжелое последствие вторжения человека в естественную природу ; заметное потепление климата ; неуклонный рост промышленных и бытовых отходов. Так, общий объем промышленных и бытовых отходов составляет примерно в 40-50 млрд тонн в год. В целом среднедушевые отходы особенно велики в США. С заметным разрывом от нее идут Япония, Россия и многие другие страны мира. По показателю твердых бытовых отходов лидерство принадлежит США, где на каждого жителя за один год приходится 500-600 кг мусора . Поэтому наше время стали называть «цивилизацией отходов» или эрой одноразовых вещей.

*По оценкам продовольственной и сельскохозяйственной комиссии ООН суммарные (мировые) потери леса за первые 5 лет XXI в. составили 7,3 млн га леса ежегодно. По оценкам Всемирного банка в Перу и Боливии нелегальными являются 80% лесозаготовок, в Колумбии - 42 %. Процесс исчезновения лесов Амазонии в Бразилии также происходит гораздо быстрее, чем полагали учёные. URL: https://www.facebook.com/MyProtivVyrubkiLesov/posts/338012569611581? stream_ref=10 (дата обращения 16 мая 2014 г.).

2Из-за уничтожения лесов, выжигания растительности, чрезмерного (неразумного) выпаса скота, расширения пашни и т.д. почвенная эрозия ныне приобрела всеобщий характер. URL: grunov.ru/vin/vchk-vin-discipl/ecology/books/vchk-vin-discipl-ecol-dorst-ch_4.html (дата обращения 16 мая 2014 г.).

3Начавшееся во второй половине ХХ в. резкое потепление климата является достоверным фактом. Средняя температура приземного слоя воздуха по сравнению с 1956-1957 гг., когда проводился Первый международный геофизический год, возросла на 0,7 °С. На экваторе потепления нет, но чем ближе к полюсам, тем оно заметнее. За Полярным кругом оно достигает 2 °С. URL: http://mrmarker.ru/ecol/379.html (дата обращения 16 мая 2014 г.).

Далее, согласно существующим прогнозам, к 2025 г. средняя глобальная температура на нашей планете увеличится на 1-1,5 °С, а к концу XXI в. она повысится еще на 3,5-4 °С при условии, что выбросы СО2 так же будут расти. URL: http://planeta-terra.ucoz.ru/index/globalnoe_ poteplenie_prichiny_i_ posledstvija/0-9 (дата обращения 16 мая 2014 г.).

4 URL: http://moodle.intuit.kg/mod/page/view.php?id=6639 (дата обращения 16 мая 2014 г.).

Многие промышленные и бытовые отходы содержат токсичные вещества - свинец, ртуть и другие ядовитые химические соединения. Поэтому свалки мусора у крупнейших городов представляют собой серьезную экологическую угрозу - угрозу загрязнения грунтовых вод, воздушного бассейна и т.д., в конечном счете, угрозу здоровью населения.

Необходимо отметить то, что мусороперерабатывающие заводы не обеспечивают радикальное решение проблем промышленных и бытовых отходов, ибо в атмосферу выбрасываются окиси серы, азота и углерода, а в золе содержатся токсичные вещества. Зола попадает на те же свалки, которые негативно влияют на окружающую среду.

Неуклонный рост объема промышленных и бытовых отходов требует осуществления административного и общественного контроля за их оборотом, главная цель которого - это обеспечение надлежащего санитарно-гигиенического состояния природного окружения. Без постоянно действующего и эффективного административного и общественного контроля, продуманной системы организации проверок, законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие оборот промышленных и бытовых отходов, могут оказаться лишь благим пожеланием. Поэтому на стадии реализации любого управленческого решения важным звеном остается эффективный контроль, где воедино слиты разные его формы: проверка на местах, широкая гласность ее итогов, вдумчивый анализ представленных справок и информаций, строгий спрос с должностных лиц и нарушителей экологических правил и нормативов.

В соответствии с федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятым 6 октября 2003 г. №131-Ф3 к компетенции муниципальных образований относятся не только вопросы организации сбора, вывоза, утилизации промышленных и бытовых отходов, но и административный контроль за санитарно-гигиеническим состоянием. Отнесение этих вопросов к прерогативе муниципальных образований обусловлено тем, что производство промышленных и бытовых отходов, организация их сбора, вывоза и контроля осуществляются по-разному, решаются разнообразными способами с учетом различных факторов, в том числе экологического образования и экологического воспитания.

В Улан-Удэ проблема контроля за санитарно-гигиеническим состоянием города (равнозначно и за экологической безопасностью среды обитания горожан) относится к числу насущных, ибо он относится к числу экологически неблагополучных городов России.

Сейчас, если судить по количеству граждан, обслуживающихся в медицинских учреждениях города, в Улан-Удэ проживает примерно 442 тыс. чел. А по данным МВД, эта цифра еще больше - около 511 тыс. чел. По результатам Всероссийской переписи 2010 г., в Улан-Удэ проживало 359,4 тыс. чел. Примерно каждый четвертый житель города проживает в частном секторе, где не развита система сбора и вывоза бытовых отходов.

По нашему расчету, за год в частном секторе Улан-Удэ производится примерно 200 тыс. м3 твердых бытовых отходов. Если же перенести этот объем в тонны, то жители частного сектора города за год производят 1015 тыс. т отходов5, значительная часть которых оседает на несанкционированных свалках. Число таких свалок, по самым скромным подсчетам, приближается к 4006.

Решение проблем, связанных с несанкционированными свалками, немыслимо без организации как административного, так и общественного контроля. Оба вида контроля способствуют укреплению исполнительской дисциплины в системе муниципальной службы и упорядочению деятельности самих жителей.

В настоящей статье основное внимание будет уделено проблемам становления общественного контроля за оборотом бытовых отходов и за размещением несанкционированных свалок.

В условиях становления гражданского общества в регулировании многих процессов, в том числе в создании благоприятной среды обитания граждан большую роль призван играть общественный контроль, соответствующий пункту «г» 84 ст. Конституции Российской Федерации.

Общественный контроль предусматривает не только организацию наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, но и контроль за общественно-политическими, социально-экономическими и социально-экологическими и другими процессами.

Становление и развитие общественного контроля в значительной мере было обусловлено политикой государства, осознающего, что:

- управляемость общества просто невыгодно обеспечивать только за счет усиления вертикали власти и, соответственно, за счет укрепления административного контроля;

- большую роль в деле повышения эффективности управления современным, сложным и развивающимся обществом призваны играть институты гражданского общества.

Общественный контроль ведется не только в виде проверок и экспертиз, общественных обсуждений, публичных слушаний, но и в форме мониторинга общественно-политических, социально-экономических и социально-экологических и других процессов. К числу важных методов мониторинга процессов, происходящих в современном обществе, относится опрос общественного мнения населения, результаты которого дают возможность диагностировать ситуацию.

5По имеющимся расчетам, 2 м3 отходов в среднем весит примерно 100 кг.

6 Подсчет произведен студентами и магистрантами кафедры государственного и муниципального управления института экономики и управления Бурятского государственного университета

Диагностика состояния несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов, размещенных на территории г. Улан-Удэ, нами определена с помощью пилотажного исследования, проведенного среди жителей микрорайона «Левый берег», отличающегося наличием большого количества несанкционированных свалок. Наиболее загрязненными микрорайонами города по числу несанкционированных свалок являются: «Левый берег», «Мелькомбинат» и «Шишковка», на территории которых доминирует частный сектор.

Данные опроса говорят о том, что проблема «стихийных» свалок волнует значительную часть жителей микрорайона. 86,6% респондентов ответили, что на их территории существуют несанкционированные свалки. На наличие несанкционированных свалок обратили внимание 33% молодых респондентов (до 29 лет). В других возрастных группах значительно ниже доля осведомленных о наличии несанкционированных свалок. Данная дифференциация ответов во многом обусловлена большей мобильностью молодежи и, соответственно, большей их осведомленностью. С другой стороны, данная дифференциация ответов объясняется заинтересованностью молодежи в решении экологических проблем города.

По мнению наших респондентов, основной причиной образования стихийных свалок является отсутствие контейнеров для бытовых отходов. 54,3% опрошенных указали именно эту причину. На втором месте был ответ - «экологическая культура населения оставляет желать лучшего» (30,4%).

На низкий уровень развития экологической культуры горожан чаще других указывают учащиеся (57,1%) и работающие люди, имеющие высшее образование (35,7%). Значит, с повышением уровня образования растет понимание важности формирования экологической культуры.

Пенсионеры в первую очередь указывают на отсутствие контейнеров (50 %) и на недостаток работы мусоровывозящих организаций (33,3%). Следовательно, среди лиц пожилого возраста более распространены потребительская психология и недовольство работой органов власти.

В ходе опроса выяснилось, что большинство жителей микрорайона «Левый берег» свой бытовой мусор вывозят на личной машине (42%) и выбрасывают в мусорные контейнеры, многие из которых расположены около благоустроенных домов или в соответствующем микрорайоне, где они проживают (42%). Практически не встретился ответ о том, что приезжает специальная машина и вывозит мусор. Только 16,0% жителей указали на наличие организованного вывоза мусора.

Наиболее организованной была бы работа вывозящих предприятий, если большинство жителей заключало бы договоры с этими организациями. Однако 71,4% опрошенных не делали этого. Значит, практика заключения договоров о вывозе бытового мусора не развита в частном секторе. Между тем известно, что в соответствии с решением №642-65 Администрации г. Улан-Удэ собственники домовладений, в том числе используемых для сезонного и временного проживания, обязаны складировать бы-

товые отходы и мусор в специально оборудованных местах; собственники домовладений обязаны заключать договоры на вывоз бытовых отходов или обеспечивать самостоятельный своевременный их вывоз. Но, как уже сказано, многие жители частного сектора самостоятельно вывозят бытовой мусор, потому что им так удобно и выгодно. Но так как не у всех есть такая возможность, появляются несанкционированные свалки.

Среди лиц, заключивших договор, только треть осуществляет оплату за вывоз мусора.

Основная масса жителей частного сектора не заключила договор на вывоз бытового мусора по следующим причинам:

• плохая организация работы по охвату населения договорами (57,1% заявили, что им никто не предлагал, поэтому не знают с кем заключать договор);

• нерегулярный вывоз (2,9%),

• неудобный график вывоза мусора (14,3%) и т.д.

Как видим, население, проживающее в частном секторе, недостаточно информировано о возможности заключения договоров (более 57%). А среди тех, кто уже заключил договор, высоко недовольство графиком вывоза мусора (чаще других не удовлетворены работающие люди).

Многие сетуют на нерегулярность вывоза бытового мусора и переполнение имеющихся контейнеров. Между тем в решении Улан-Удэнского городского Совета депутатов № 642-65 в п. 3.4 говорится, что запрещается переполнение и перегруз контейнеров. Видимо, этот пункт решения достаточно часто нарушается и вследствие чего образуются груды мусора. Для предотвращения данной проблемы вывозящие организации должны повысить эффективность своей работы.

По мнению жителей микрорайона «Левый берег» для ликвидации несанкционированных свалок необходимо реализовать следующие организационные решения:

- поставить достаточное количество контейнеров (53,1%);

- наказывать людей (4,1%), которые выбрасывают бытовые отходы на несанкционированные свалки;

- проводить агитационно-просветительскую работу (4,1%);

- заключать договоры (4,1%) и т.д.

Эти и другие меры будут эффективными лишь в том случае, если их использовать в комплексе.

Итак, наиболее эффективными способами разрешения проблемы несанкционированных свалок являются установка контейнеров и упорядочение вывоза их содержимого, усиление административного контроля со стороны органов местного самоуправления, совершенствование методов общественного контроля и самое главное - повышение экологической культуры граждан.

Известно, что экологическая культура - это часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, ка-

сающихся взаимоотношения человека и природы. Поэтому в использовании окружающей среды надо отойти от идеологии безудержной эксплуатации всех природных ресурсов, целесообразно познание законов развития природы, учет ближайших и отдельных последствий изменения природной среды под влиянием человеческой деятельности. Иными словами, при природопользовании надо учитывать экологический предел и последствия экологической перегрузки.

В нашем случае необходимо обратить внимание на последствия несанкционированных свалок, к числу которых относится ухудшение санитарно-гигиенического состояния среды обитания и, в конечном счете, негативное влияние на здоровье людей.

Известно, что основы экологической культуры - разумного отношения к окружающей природной среде - формируются на этапе первичной социализации личности. Поэтому, для того чтобы сохранить благоприятную экологическую нишу, необходимо уделить внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения. У молодежи экологические ценности должны превратиться в социальные нормы.

Во многих регионах нашей страны общественный контроль за экологической ситуацией, в том числе и за состоянием несанкционированных свалок, осуществляют общественные организации экологической направленности. Однако в Бурятии не уделяется серьезного внимания экологическим бедствиям, связанным с хаотичным размещением промышленных и бытовых отходов, размещенных на территории Улан-Удэ.

В Бурятии самоуправляемые экологические организации, занятые в основном вопросами охраны объектов природного окружения, проблемами защиты исчезающих видов диких животных, организацией общественного контроля за деятельностью промышленных предприятий и т.д. начали появляться в 90-х гг. ХХ в. Этому процессу способствовала обеспокоенность прогрессивного человечества нарастающей экологической опасностью, что нашло выражение в появлении по всему миру экологических движений.

Бурятское региональное отделение по Байкалу (БРО по Байкалу), организованное С.Г. Шапхаевым является первой экологической организацией, работающей на грантовых ресурсах и внесшей большой вклад в становление прогрессивно мыслящих экологов республики.

К числу известных экологических организаций относятся:

1. Региональная общественная организация «Байкальский информационный центр "Грань"», оператор проекта «Каждая капля имеет значение». Проект реализуется в Байкальском регионе в рамках Программы развития ООН в России и компании Кока-Кола. В 2013 г. «Гранью» разработан учебно-методический комплект «Байкальский сундучок», организованы фестиваль фильмов об окружающей среде «Вода для жизни», экологическая акция по уборке берега Байкала.

2. Некоммерческое партнерство «Большая байкальская тропа - Бурятия» специализируется на разработке туристических маршрутов по уни-

кальным природным местам Бурятии для разных категорий путешественников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Так, в 2013 г. партнерство продолжило работу по созданию доступной туристической тропы в пригороде Улан-Удэ, городском парке «Юбилейный» и на Верхней Березовке, организовало фотовыставку, посвященную 10-летию Большой Байкальской тропы, восхождение на гору Мунко-Сардык с участием Арюны Соктоевой, не видящей с 6 лет. Для воспитанников Мало-Куналейского детского дома была организована экспедиция на гору Шу-мак и проведен сплав по р. Селенга от устья р. Чикой до г. Спящий лев.

3. Фонд содействия сохранению озера Байкал организует разноплановую деятельность по изучению, восстановлению и сохранению уникальной флоры и фауны озера. Наиболее значимыми мероприятиями фонда в 2013 г. стали: зимняя научно-студенческая экспедиция по изучению проблем сохранения популяции байкальской нерпы с участием преподавателей кафедры рационального природопользования географического факультета МГУ, благотворительная акция «Подари тепло детям» по сбору новогодних подарков для детей-сирот из Каменского детского дома, Клю-евского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (Кабанский район) и Новобрянской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната (Заиграевский район), зимняя рыбалка «Северный Байкал-2013» на р. Кичера вблизи пос. Нижнеангарск Северобайкальского района; волонтерский лагерь «Байкальская береговая служба» на мысе Безымянный в Прибайкальском районе и его просветительская акция по уборке мусора со льда и побережья озера «Чистый лед Байкала», народное голосование «Замечательные люди Байкала».

Сегодня в Республике Бурятия насчитывается около 30 экологических организаций. Они, к сожалению, не уделяют серьезное внимание проблеме несанкционированных свалок, размещенных на территории г. Улан-Удэ. Значит, не осуществляют общественный контроль за санитарно-гигиеническим состоянием города.

В заключение надо отметить, что в Улан-Удэ не проводится мониторинг общественного мнения, посвященный выявлению восприятия гражданами санитарно-гигиенического состояния города. Следовательно, отсутствует обратная связь в системе муниципального управления по проблеме управления санитарно-гигиеническим состоянием города и, в конечном счете, по вопросу экологической безопасности.

Вышеописанное пилотажное исследование микрорайона «Левый берег» относится к категории единичных.

Общественные организации экологической направленности не повернулись лицом к проблемам санитарно-гигиенического состояния города. Значит, на современном этапе не развито второе направление общественного контроля - контроль самоуправляемыми общественными организациями санитарно-гигиенической ситуации г. Улан-Удэ.

Между тем общественный контроль за состоянием несанкционированных свалок, не подменяя и не заменяя административный контроль муниципальных органов власти, способен оказать неоценимую помощь в обеспечении экологической безопасности Улан-Удэ, относящегося к группе экологически неблагополучных.

Более того, общественный контроль за состоянием несанкционированных свалок должен быть направлен на мобилизацию общественности на диалог с властью и на становление гражданского общества «снизу». Между тем в Бурятии, как впрочем и во всей стране, формирование гражданского общества «снизу» еще не стало важной составной частью общего дела граждан.

Вместе с тем необходимо отметить, что многие виды самоуправления граждан (например, общественные организации, ТОСы, ТСЖ и т.д.) не соотносятся с понятием «гражданское общество». Тем не менее они начинают играть определенную роль в изменении менталитета широких слоев населения.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. - URL: www.consultant.ru

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 27.05.2014). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163557/

3. Волков Ю.Г. Общественная палата и общественный контроль в России. -М.: Социально-гуманитарные знания, 2011.

4. Горшков М.К. Российская социология и вызовы современного общества // Россия реформирующаяся: ежегодник - 2010. - Москва, 2010.

5. URL: https://www.facebook.com/MyProtivVyrubkiLesov/posts/ 338012569611581? stream_ref=10 (дата обращения 16 мая 2014 г.).

6. URL: grunov. ru/vin/vchk-vin-discipl/ecology/books/vchk-vin-discipl-ecol-dorst-ch_4.html (дата обращения 16 мая 2014 г.).

7. URL: http://mrmarker.ru/ecol/379.html (дата обращения 16 мая 2014 г.).

8. URL: http://planeta-terra.ucoz.ru/index/globalnoe_poteplenie_prichiny_i_ posledstvija/ 0-9 (дата обращения 16 мая 2014 г.).

9. URL: http://moodle.intuit.kg/mod/page/view.php?id=6639 (дата обращения 16 мая 2014 г.).

Будаева Цыцык Батоевна, доктор политических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института экономики и управления Бурятского государственного университета, е-mail: darb@rambler.ru

Цыренов Согто Дынзынович, магистрант кафедры государственного и муниципального управления Института экономики и управления Бурятского государственного университета

Budaeva Tsytsyk Batoevna, doctor of political sciences, of state and municipal management chair of Buryat State University. E-mail: darb@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.