Б01: 10.24411/9999-010А-2019-10074
Ю.А. ЛЫСЕНКО
Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, Россия
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ МЕСТ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ Г.О. ТОЛЬЯТТИ
Основу правового регулирования обращения с отходами производства и потребления составляют следующие федеральные законы, непосредственно направленные на регулирование общественных отношений по охране здоровья населения и окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Вопрос регулирования обращения с отходами осуществляется также и на областном уровне. Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (Приказом № 193 от 02.07.2018 г.) утверждена территориальная схема обращения с отходами Самарской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Несмотря на значительное количество нормативных актов, практика реализации законодательства, регулирующего обращение с отходами производства и потребления, показывает, что в настоящее время существует ряд проблем обращения с отходами, в том числе проблема образования несанкционированных свалок. Главной проблемой, которую создают несанкционированные свалки, является загрязнение окружающей среды вредными веществами, выделяющимися в процессе разложения мусора. Эти вещества бывают весьма опасны, например, ртуть, содержащаяся в люминесцентных лампах, которые часто выбрасываются в мусорные контейнеры.
Несанкционированные свалки являются местом размножения насекомых и крыс, активных переносчиков инфекции. Важной особенностью этого источника загрязнения окружающей среды является его широкая география и непрогнозируемая изменчивость: как по объему, так и по составу. Наибольшую опасность представляют собой свалки, расположенные в водоохранных зонах вблизи водоемов, в поймах рек, пониженных частях рельефа (овраги, балки), особенно в местах расположения скважин питьевого назначения, а также на сельскохозяйственных полях. Даже небольшая свалка мусора создает опасную экологическую обстановку, поскольку продукты распада проникают глубоко в землю, выделяются в воздух, попадают в воду. Опасен вывоз мусора на такие свалки еще и потому, что в случае возгорания выделяются не просто вредные, а ядовитые вещества в атмосферу.
Актуальность статьи обусловлена тем, что сегодня в г.о. Тольятти незаконно сброшенными отходами занято около 60 га городской территории. Не все жители задумываются о том, куда попадает их мусор, покидая территорию их дома или организации. Нередко отходы предприятий и организаций, на которых не должным образом налажен производственный экологический контроль, попадают на так называемые несанкционированные свалки - территории, как правило, общего пользования: лес, придорожные полосы, земли под линиями электропередач и т.д. Нередко свалки обнаруживаются в водоохранной зоне Куйбышевского и Саратовского водохранилищ.
© 2019 Лысенко Юлия Александровна, [email protected]
Целью статьи является выработка вариантов и эффективных решений, направленных на решение проблемы образования несанкционированных мест размещения отходов.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В рамках возложенных полномочий администрацией г.о. Тольятти ежегодно проводятся мероприятия по ликвидации и повторному предотвращению образования несанкционированных мест размещения отходов, что позволяет хотя бы частично решить проблему.
В целях определения порядка взаимодействия структурных подразделений администрации при решении вопросов, связанных с выявлением и ликвидацией несанкционированных свалок на территории г.о. Тольятти, разработан Регламент взаимодействия органов мэрии г. о. Тольятти по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории городского округа Тольятти, утвержденный постановлением администрации 29.03.2012 г. за № 1016-п/1 (далее Регламент). В границах г.о. Тольятти органы местного самоуправления реализуют полномочия по сбору отходов и ликвидации несанкционированных свалок бытовых и промышленных обходов, если земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, находится в муниципальной собственности и не обременен правами третьих лиц.
В соответствии с Регламентом инвентаризация несанкционированных мест размещения отходов проводится 1 раз в 3 года.
По итогам инвентаризации несанкционированных свалок, проведенной в 2016 г., выявлено 62 несанкционированные свалки, общая площадь размещения отходов производства и потребления составила ориентировочно 54 га.
Ежегодно из бюджета г.о. Тольятти выделяются средства на ликвидацию несанкционированных свалок. Однако ликвидировать весь объем свалок бюджету г.о. Тольятти не под силу. Деньги, выделяемые на ликвидацию свалок, могли бы пойти на озеленение и благоустройство территории нашего города. Усугубляет ситуацию и то, что зачастую на убранной территории вновь появляются горы мусора. Основную массу отходов составляют строительный и бытовой мусор, железобетонные конструкции, древесные отходы, автомобильные шины.
Сотрудниками городской администрации проводятся организационные и разъяснительные работы, направленные на повышение уровня экологического воспитания среди предприятий, организаций, населения в области охраны окружающей среды и природопользования, а также мероприятия по санитарной очистке города с привлечением к участию студентов учебных заведений, работников предприятий, общественных организаций и населения прилегающих микрорайонов.
Решение проблемы образования несанкционированных мест размещения отходов на территории г.о. Тольятти позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду, улучшить экологическую обстановку в городе, обеспечить тольяттинцам благоприятную окружающую среду. Необходимо также предотвращать повторное образование несанкционированных свалок. Решение данных задач затрагивает правовые, финансовые, информационные, программные, социальные, общественные ресурсы.
Для того, чтобы не только выявлять и ликвидировать свалки, но и предупреждать их появление, очень важную роль играет экологическое просвещение
населения. С целью предотвращения образования несанкционированных свалок, в местах наиболее частого их образования было установлено 30 информационных плакатов, 5 плакатов, предупреждающих об ответственности за сброс отходов в несанкционированных местах, изготовлены информационные буклеты.
Осуществляется активное взаимодействие с общественными организациями, привлечение общественных инспекторов к работе по выявлению новых свалок, проведению природоохранных акций, разъяснительной деятельности может значительно повысить эффективность реализуемых мер по борьбе с несанкционированными свалками.
Также с 1 января 2019 г. завершился переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами будет осуществлять региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор также будет участвовать в ликвидации несанкционированных свалок, выявленных с 01.01.2019 г. Так называемая «мусорная» реформа затронула все отрасли обращения с отходами. Цели у проекта весьма большие: за несколько лет планируется избавиться от стихийных свалок в лесополосах, в оврагах и возле рек. В перспективе - перейти к раздельному сбору мусора и увеличить долю его переработки.
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В случае обнаружения региональным оператором места несанкционированной свалки, представителями администрации и регионального оператора на месте составляется акт с приложением фотоматериалов, определяются координаты несанкционированной свалки, и собственнику земельного участка направляется уведомление с требованием ликвидировать несанкционированную свалку. Если собственник земельного участка не ликвидирует свалку самостоятельно, ее убирает региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесенные расходы. Аналогично, если несанкционированная свалка расположена на городской территории, и ее ликвидирует региональный оператор, понесенные расходы взыскиваются в судебном порядке.
Наибольшее количество мест несанкционированного размещения отходов находится на земельных участках, не находящихся в государственной собственности. Согласно положениям Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Недостаточность нормативно-правовой базы по регулированию обращения с отходами существенно снижает эффективность борьбы с образованием несанкционированных свалок. В настоящее время органы местного самоуправления не наделены полномочиями по привлечению виновных лиц к административной ответственности в случае выявления фактов несанкционированного сброса отходов. В связи с этим, необходимо совершенствование нормативной правой базы в области обращения с отходами производства и потребления в части устранения существующих
пробелов в нормативных правовых актах, которые позволяют в текущий момент оставлять экологические нарушения без должного реагирования.
Резюмируя, можно сделать вывод, что для выработки эффективных решений необходимо решать первостепенные задачи и вести планомерную работу, которые позволят получить следующие результаты:
1. Решить проблему санации территории г.о. Тольятти от несанкционированных свалок.
2. Улучшить экологическую обстановку г.о. Тольятти, снизить количество образуемых несанкционированных свалок.
3. Уменьшить финансовые затраты, выделяемые на ликвидацию несанкционированных свалок.
4. Обеспечить экологически безопасное хранение, переработку и обезвреживание отходов производства и потребления.
5. Организовать профилактические мероприятия по недопущению образования несанкционированных свалок.
6. Повысить экологическое воспитание, образование и формирование экологической культуры населения г.о. Тольятти.
7. Получать информацию о состоянии окружающей среды, загрязнении земельных участков.