Литература
1. Пупышев В Н. Зеркало мудрости: основы тибетской медицины, - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1992,- 128 с.
2. Агаджанян Н.А., Марачев А.Г., Бобков Г, А. Экологическая физиология человека. - М.: Крук, 1998.-415 с.
3. Алексеева Т.И., Волков-Дубровин В.П., Павловский О.М., и др. Антропологические исследования в Забайкалье в связи с проблемами адаптации человека (морфология, физиология, популяционная генетика) Н Вопросы антропологии. - Вып. 37. - 1971. - С. 33-62,
4. Гичев Ю,П. Загрязнение окружающей среды и экологическая обусловленность патологии человека - Новосибирск, 2003.-136 с.
5. Казначеев В,П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, 1980. - 192 с.
6. Цыдыпов ЦД Детская смертность в Агинском Бурятском национальном округе за 1963 - 1967 гг. // Вопросы медицинской географии и курортологии. - Вып. 2, - Чита: Изд-воЗаб. фил-ла географ, об-ва СССР. 1969.-С, 32-36.
Т. В. Истомина, ЮМ. Ханхуное
г. Улан-Удэ
Некоторые вопросы управления бытовыми отходами на территории Байкальского региона
The article äeals with the probUms ofthe determimtion of the morphologicäl composition and Standard of the formatiert of waste produets on regional ievel. A scheme of matiaging of waste producis on the territory of the Baikal region has been offered.
В основе управления отходами на территории Российской Федерации лежат два основополагающих закона - ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления» [1,2].
Согласно законодательству, к полномочиям РФ в области охраны окружающей среды относятся обеспечение федеральной политики экологического развития, разработка и принятие нормативно-правовых актов и федеральных законов, утверждение и реализация федеральных целевых программ. В частности, основными направлениями государственного регулирования в области охраны Байкальской природной территории являются:
• формирование системы управления охраной окружающей среды;
• экологическое зонирование;
• экологическое нормирование.
Природоохранная деятельность на территории Байкальского региона предполагает разработку мероприятий по сокращению антропогенного загрязнения и улучшению экологической обстановки территории. Одним из аспектов снижения антропогенной деятельности является разработка системы управления твердыми бытовыми отходами.
Объемы образования бытовых отходов складываются из двух потоков: от жилого фонда и от общественных, коммерческих организаций и учреждений. В процентном соотношении потоки отходов от жилого фонда составляют 60% всех собираемых ТБО, на долю отходов от организаций и учреждений приходится около 40% отходов. Из всего объема отходов только 10% подвергается промышленной переработке, остальная часть вывозится на свалки либо полигоны для захоронения [3], хотя мировой опыт показал, что при правильной постановке управления отходами переработке может быть подвергнуто до 80% отходов. Управление отходами должно координироваться с работой в других отраслях, к примеру в производственной и экономической деятельности, в области охраны здоровья населения и др.
Объективным сдерживающим фактором в развитии системы сбора и переработки отходов производства и потребления является отсутствие нормативно-правовой базы, адекватной современным требованиям и состоянию окружающей среды, транспортировки отходов, их хранения, переработки, сбыта перерабатываемого сырья, захоронения и сжигания отходов.
Взаимоотношения между природопользователями и органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в том числе и на территории Байкальского региона, регулируются на сегодняшний день на основе множества слабо взаимосвязанных федеральных законов, ориентированных, как правило, на достижение узких секторальных задач природопользования. В частности, до сих пор не ясно обращение с отходами на Байкальской природной территории, Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется ФЗ «Об ох-
295
ране озера Байкал» [4], согласно которому на Байкальской природной территории запрещены или ограничены виды деятельности, связанные с размещением отходов производства и потребления (ст. 6). Таким образом, размещение рекреационных объектов, деятельность которых обязательно связана с образованием и размещением отходов потребления, а также расположение населенных пунктов в центральной экологической зоне противоречат федеральному законодательству. Наиболее рациональным выходом из сложившейся ситуации может быть внедрение системы комплексного управления отходами.
Сбор и вывоз ТБО для захоронения производят предприятия жилищно-коммунальной сферы (ЖКХ). В целом на территории Республики Бурятия организовано около 120 предприятий ЖКХ, которые занимаются сбором мусора от жилого массива, от организаций и предприятий. Часть предприятий ЖКХ осуществляет сбор и вывоз сточных вод на рельеф местности либо передачу их на очистные сооружения при наличии таковых на балансе предприятия. Отходы потребления поступают для захоронения на свалки, хотя часть их могла бы быть отправлена на переработку. Для проведения переработки бытовых отходов необходимо произвести их предварительную сортировку. Вместе с тем сортировка отходов, собранных в общий контейнер, не приведет к желаемым результатам извлечения вторичного сырья, к примеру, если бумага в контейнере смешивается с органическими остатками (пищевыми отходами), то она не сможет быть пущена на переработку. В связи с этим целесообразно создание пунктов сбора вторичного сырья, организовать которые можно на базе существующих коммунальных служб районов республики, однако предварительно необходимо произвести анализ компонентного состава ТБО, образующихся на территории Байкальского региона.
Практика показала, что на морфологический состав ТБО могут влиять многочисленные факторы: повышение уровня благосостояния населения, рост благоустроенного жилищного фонда и другие. Немаловажным фактором являются региональные особенности, в том числе и климатические, той или иной территории. В настоящее время на Байкальской природной территории (в частности, на территории Республики Бурятия) не проведен анализ морфологического состава, образующихся бытовых отходов, следовательно, говорить об экономическом обосновании организации пунктов приема вторичного сырья нецелесообразно.
Помимо анализа морфологического состава ТБО для проектирования пунктов сбора вторичного сырья необходимо определить среднегодовое количество образующихся отходов - установить норматив образования отходов. Согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления» [2], норматив образования отходов - это установленное количество отходов при производстве единицы продукции. Норма накопления бытовых отходов определяется на одного жителя, работника, сотрудника, либо на одно место (для театров, спортивных залов и т.д.), либо на 1 м2 площади (для магазинов, рынков, складов).
В настоящее время при установлении норматива образования бытовых отходов, образующихся на Байкальской природной территории, используют общероссийские нормы накопления (табл. 1), разработанные Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова [5].
Таблица 1
Нормативы образования твердых бытовых отходов (АКХ им. К.Д. Памфилова)
Объект образования отходов Нормы накопления отходов Средняя плотность, кг/м1
среднегодовая среднесуточная
кг мэ кг м5
Больницы (на 1 койку) 230,000 0,700 0,630 1,900 330
Гостиницы (на 1 место) 120,000 0,700 0,330 1,920 170
Детсады, ясли (на 1 место) 70,000 0,240 0,190 0,780 300
Школы, институты (на 1 учащегося, студента) 26,000 0,120 0,090 0,400 220
Учреждения (на I сотрудника) 20,000 0,250 0,140 0,700 200
Благоустроенные жилые дома (без отбора пищевых отходов) 225,000 1,070 0,620 2,930 210
Неблагоустроенные дома (без отбора пищевых отходов) 700,000 2,000 1,920 5,480 350
296
Вместе с тем образование количества бытовых отходов зависит от степени благоустройства зданий (наличие мусоропроводов, системы отопления, канализации, водопровода), вида топлива (при местном отоплении), уровня и культуры производства товаров массового потребления. Учитывая многообразие факторов, влияющих на состав ТБО, следует, что удельные нормативы образования отходов, представленные в таблице 1, можно использовать только на начальных этапах планирования и проектирования в вопросах управления бытовыми отходами, в дальнейшем же необходимо установление местных региональных норм.
Нормы накопления твердых бытовых отходов были откорректированы для г. Улан-Удэ -столицы республики решением городского совета депутатов в 2001 г. [6] (табл. 2).
Таблица 2
Нормативы образования твердых бытовых отходов (г. Улан-Удэ)
Объект образования отходов Нормы накопления отходов Средняя плотность, кг/м3
среднегодовая среднесуточная
кг м' кг
Больницы (на 1 койку) 650,100 1,970 0,838 0,003 330
Гостиницы (на 1 место) 192,100 1,130 0,525 0,003 170
Детсады, ясли (на 1 место) 129,000 0,430 0,513 0,002 300
Школы, институты (на 1 учащегося, студента) 55,000 0,250 0,180 0,001 220
Учреждения (на 1 сотрудника) 332,000 1,660 1,322 0,007 200
Благоустроенные жилые дома (без отбора пищевых отходов) 225,000 1,070 0,620 0,003 210
Неблагоустроенные дома (без отбора пищевых отходов) 700,000 2,000 1,920 0,005 350
Анализ таблиц 1 и 2 показывает, что региональные нормативы, утвержденные для г. Улан-Удэ, превышают нормативы, разработанные АКХ им К.Д. Памфилова. Так, в частности, возросли среднегодовые нормы накопления отходов для детских садов с 0,24 до 0,43 м3/год, для школ и институтов с 0,12 до 0,25 м3/год, для административных учреждений - с 0,25 до 1,66 м3/год. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что корректировка вышеуказанных норм в сторону увеличения была проведена по представлению МУП «Комбинат по благоустройству г, Улан-Удэ», осуществляющему сбор и вывоз ТБО для захоронения. Основанием для увеличения норм накопления явились фактические сведения о количестве вывозимых контейнеров с мусором с территории предприятий, организаций, учреждений, при этом не учитывался ряд субъективных факторов, к примеру, степень наполнения контейнера, насыпная плотность различных компонентов бытовых отходов и др. Следует отметить, что увеличение удельных нормативов образования отходов, даже при неизменности тарифов на обслуживание, ведет к повышению экономической прибыли работы предприятия, осуществляющего сбор и вывоз отходов для захоронения, и в то же время приводит к более высоким затратам на вывоз мусора обслуживаемых предприятий и организаций.
Представленная ситуация свидетельствует о необходимости пересмотра удельных нормативов образования бытовых отходов на территории Республики Бурятия. Согласно «Рекомендациям по определению норм накопления отходов» АКХ им. К.Д. Памфилова [5], работы по уточнению норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет, К сожалению, по республике в цепом подобные нормы накопления отходов для предприятий, организаций и жилого массива на сегодняшний день не разработаны.
Таким образом, система управления отходами на территории Байкальского региона, в частности на территории Республики Бурятия, часть которой относится к Участку всемирного природного наследия, должна быть организована таким образом, чтобы максимальное количество отходов подлежало использованию в качестве вторичного сырья. Проект принципиальной схемы построения региональной системы управления отходами представлен на рисунке.
Реализация указанной схемы возможна только при проведении предварительного анализа компонентного состава бытовых отходов, а также при корректировке региональных нормативов образования отходов потребления на Байкальской природной территории.
297
Рис. Схема построения региональной системы управления отходами
Литература
1. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. http ://www,gdezakon.ru.
2. Федеральный закон РФ «Об отходах производства и потреблениям № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. http:// www.gdezakon. ru.
3. Проблема утилизации отходов //Менеджер эколог. 2006 г. №3.
4. Федеральный закон РФ «Об охране озера Байкал» №94-ФЗ от 01.05.1999 г. http ;//w ww.gdezakon.ru,
5. Рекомендации по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР // АКХ им. К.Д. Памфилова. - М., 1982.
6. Постановление Администрации г, Улан-Удэ от 21 09.2001 г, № 398 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов.
Е.В. Мадеева, Л.В. Макарова г. Улан-Удэ
Анализ заболеваемости населения п. Каменск Республики Бурятия
A worsening state of health of the population ofRepublic Buryaiiya and separate settlements is the basis for definition of prime actions in the field of health protection and well-being, revealing ecologically caused risks to health and allocation among them priority. In given clause the analysis ofdesease of the population of Kamensk on the basic classes is lead.
Анализ заболеваемости населения Кабанского района за 10 лет выявляет рост общей заболеваемости в 1,46 раза. Что касается п. Каменск с численностью населения 7282 человек, из них взрослое население - 3104 чел., детское население - 1779 чел. (по состоянию на 2005 г.), то здесь наблюдается увеличение уровня общей заболеваемости с 1998г. в 4,24 раза.
Среднегодовой уровень заболеваемости населения поселка составил 76457 сл. на 100000 (по Кабанскому району - 66 688 и Бурятии - 67562), в том числе среди взрослого населения - 62913 и детского населения - 127470 сл. на 100000. Таким образом, относительный показатель общей заболеваемости населения п. Каменск в 2005 г. выше данного показателя по району в 2,52 раза и по республике в 2,48 раза (табл. 1). Заболеваемость взрослого населения в поселке имеет выраженную тенденцию к увеличению с 1998 г. по 2005 г. в 5,33 раза, а у детей отмечается тенденция к росту с 2003 г. по 2005 г. в 2,8 раза.
Наибольшую долю заболеваемости населения Кабанского района и п. Каменск составляют болезни органов дыхания (34,96 и 44,14% соответственно). В структуре заболеваемости населения п. Каменск первое место занимают болезни органов дыхания (44,14 %), второе место -травмы и отравления (8,23%), третье место - инфекционные заболевания (6,66%) (рис. I).
Заболеваемость населения п. Каменск за период с 1998 по 2005 г. значительно увеличилась почти по всем показателям: болезни органов дыхания (в 4,27 раза), болезни системы кровооб-
298