Научная статья на тему 'Природа пасторского призвания'

Природа пасторского призвания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
231
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пасторское призвание / пасторское служение / дар Святого Духа / поместная церковь / рукоположение / Pastoral vocation / pastoral ministry / gift of the Holy Spirit / local church / ordination

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Анатолий Бондаренко

В статье рассматривается природа пасторского призвания. В ней поставлен целый ряд вопросов, с которыми сталкиваются сегодня как кандидаты на пасторское служение, так и члены поместных церквей. От кого исходит призвание? Как призвание к тому или иному служению связано с дарованиями Святого Духа? Есть ли ответственность за уклонение на призвание? Как понять призывает ли меня Бог к пасторскому служению? Как поместной церкви определить призванного от Бога кандидата на пасторское служение? Что означает рукоположение для пастора и поместной церкви? Ответы на эти и другие касающиеся данной тематики вопросы представлены с библейской и пасторологической перспективы. Так же отмечены потенциальные опасности от поспешных решений в деле избрания пастора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nature of the pastoral vocation

The article examines the nature of the pastoral vocation. It raises a number of questions that both candidates for pastoral ministry and members of local churches face today. Who initiates the pastoral calling? How is it related to the gifts of the Holy Spirit? Is there a responsibility for evading the calling? How can I know if God is calling me to pastoral ministry? How can a local church realize that a certain candidate has been called by God to pastoral ministry? What does ordination mean for a pastor and local church? The article attempts to formulate answers to these and other related questions based on a biblical and pastoral perspective. It also highlights some potential dangers that may arise from hasty decisions in the pastoral election process.

Текст научной работы на тему «Природа пасторского призвания»

АНАТОЛИЙ БОНДАРЕНКО

ПРИРОДА

ПАСТОРСКОГО ПРИЗВАНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается природа пасторского призва- ^

ния. В ней поставлен целый ряд вопросов, с которыми сталкиваются о

сегодня как кандидаты на пасторское служение, так и члены помест- >s

ных церквей. От кого исходит призвание? Как призвание к тому ^

или иному служению связано с дарованиями Святого Духа? Есть ли ^

ответственность за уклонение на призвание? Как понять призывает <

ли меня Бог к пасторскому служению? Как поместной церкви опре- © делить призванного от Бога кандидата на пасторское служение? Что означает рукоположение для пастора и поместной церкви? Ответы

на эти и другие касающиеся данной тематики вопросы представлены т_-

с библейской и пасторологической перспективы. Так же отмечены ^ потенциальные опасности от поспешных решений в деле избрания пастора.

Ключевые слова: Пасторское призвание, пасторское служение, дар Святого Духа, поместная церковь, рукоположение

Title: «The nature of the pastoral vocation»

Abstract: The article examines the nature of the pastoral vocation. It raises a number of questions that both candidates for pastoral ministry and members of local churches face today. Who initiates the pastoral calling? How is it related to the gifts of the Holy Spirit? Is there a responsibility for evading the calling? How can I know if God is calling me to pastoral ministry? How can a local church realize that a certain candidate has been called by God to 183

pastoral ministry? What does ordination mean for a pastor and local church? The article attempts to formulate answers to these and other related questions based on a biblical and pastoral perspective. It also highlights some potential dangers that may arise from hasty decisions in the pastoral election process. Keywords: Pastoral vocation, pastoral ministry, gift of the Holy Spirit, local church, ordination

Анатолий Бондаренко, магистр богословия, преподаватель Одесской богословской семинарии, член редколлегии альманаха Богомыслие (Одесса, Украина).

«И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием»

Иеремия 3:15

Введение

♦ В ноябре 2020 года в Киеве проходила ежегодная пасторская конференция ВСЦ ЕХБ. Её основной задачей и целью было обновление осознания ответственности пасторского призвания, а также, — вдохновение служителей продолжать труд на ниве Господней. Тема конференции: «Личность пастора: призвание и ответственность». Данный доклад касался природы пасторского призвания и подчеркивал лишь некоторые грани рукоположения. Эта статья является расширенной версией доклада.

Не секрет, что одна из главных причин бесплодного служения — это отсутствие божественного призвания.[1] По этой причине призвание от Бога — главное условие для любого христианского служения, тем более пасторского. Рассматривая природу призвания к служению нужно ответить на ^ следующий ряд вопросов. От кого исходит призвание? Как призвание к ^ тому или иному служению связано с дарованиями Святого Духа? Есть ли ¡5 ответственность за уклонение на призвание? Как понять, призывает ли с меня Бог к пасторскому служению? Как поместной церкви определить е| призванного от Бога кандидата на пасторское служение? Миф ли то, что ^ рукоположение делает пастора интеллектуально, духовно и эмоционально самодостаточным?[2]

I

© I

о

>s

о

о

184

«Самозванцы», «наемники» и пастор от Бога

♦ Господь еще во времена ветхого завета через Иеремию восклицает: «...Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23:32). Согласно этому тексту, в истории Израиля время от времени появлялись пророки — «самозванцы». В наше время также актуальна угроза появления «самозванцев». Следовательно, нам сегодня также нужно быть внимательным при избрании ответственных служителей и тем более пресвитеров.[3] Первым и основным критерием для любого служения и в особенности пресвитерского, есть призвание свыше. Исходя из этого, мы нуждаемся в библейских критериях и особой проницательности, помогающих нам определиться в своем призвании.

Кто призывает к служению? Мы на основании Писания признаем исключительное и суверенное право Бога на призвание того или иного человека к любому служению. Только Бог раздает дары к служению[4] и только Он призывает к пасторскому служению. Иисус сказал Апостолам: «Не вы Меня

[1] Чарльз Бриджес, Христианское служение. Исследование причин его неэффективности. (Come Over and Help Organization, Inc., USA/Canada, 2007), 91.

[2] Дерек Тидбол, Мудрые пастыри. Исследования в области пасторского богословия. (Одесса: Богомыслие, 2013), 307.

[3] В данной статье слова пресвитер, пастор, пастырь используются как синонимы.

[4] «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11).

[5] Дерек Тидбол, Мудрые пастыри. Исследования в области пасторского богословия. (Одесса: Богомыслие, 2013), 328.

[6] Сперджен, Чарльз Х. Лекции моим студентам. (Одесса. Богомыслие. 1998).

[7] Чарльз Бриджес, Христианское служение. Исследование причин его неэффективности. (Come Over and Help Organization, Inc., USA/Canada, 2007).

[8] Кристофер Билей, Отцы церкви о пасторском служении. (Черкассы: Коллоквиум, 2012), С. 30.

[9] Тимоти З. Уитмер, Пастырь-руководитель, как достичь успеха в пастырском служении вашей церкви. (Чернигов: In Lumine Media, 2016), 17.

[10] Пастырь или наемник. (Братский Вестник №5, 1963).

избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Иоан 15:16). Мы не вправе брать на себя ответственность призвания к служению. Исследуя библейские тексты и историю церкви, мы видим, что, к сожалению, не все, кто служат, призваны Богом именно на это служение. Чем более ответственное место в служении христианина, тем более важен вопрос призвания свыше на это служение. В поместной церкви именно пастор несет ответственность за церковь и оказывает наибольшее влияние на всю общину.[5] С точки зрения призвания можно

условно разделить всех служителей на три категории. ^

с

Первая категория описана у пророка Иеремии: это люди, которые сами ^

себя призвали и уполномочили — «самозванцы». Это те, кто под влиянием ^

самообольщения и субъективизма сам себя призвал. О них говорит Господь ¡э

через пророка «Я их не посылал» (Иер. 23:32). Хорошо о таком роде «навяз- § чивых» пастырей говорит Ч. Сперджен: «Большое несчастье для человека,

если он становится пастырем не по призванию, и для церкви, которой он н

себя навязывает, нанося ей тем огромный вред», «Быть пастырем без при- с

звания — это пустой звук и не более».[6] О категории «самозванцев» можно ^

сказать словами Чарльза Бриджеса: «глупцы рвутся туда, куда бояться сту- 2 пить и ангелы».[7] Иногда, особенно в молодые годы, братья ведомы своими

юношескими мечтами, поэтому существует опасность субъективизма и о

самообольщения.[8] В служении пастора это принесет колоссальный вред, о

как самой жертве обольщения, так и всей общине. Следовательно, в во- | просе пасторского призвания нужно проявить благоразумие,

церкви несет полную ответственность, возложенную на него Господом за !

руководство поместной церковью.[9] Р

Вторая категория получила библейское название «наемники».1101 Это слу- < жители, которых авторитетные люди или община, уговорили взять на себя ответственность служения, но призвания свыше они не имели. Если в процессе избрания допускается спешка и давление на вероятных кандидатов, то есть очень велика вероятность ошибки. Как следствие — пострадает поместная церковь. Появится еще одна проблема неспособного и непосвященного служителя, вместо старой проблемы отсутствия служителя. О наемниках упоминает Христос: «А наемник, не пастырь» (Иоан. 10:12). Православный богослов и священник А.Д. Шмеман относительно этой проблемы справедливо отмечает:

185

«Служитель «самозванец» не сильно отличается от наспех призванного и поставленного людьми «наемника». Множество горя и слез принесет поместной церкви не призванный Богом пастырь... только Господь совершает призвание к пасторству посылая желание в сердце христианина, это можно назвать как «внутренний голос зовущий к священству».[11]

Из этого следует, что более опытным служителям не стоит оказывать давление, а кандидатам проявлять поспешность в принятии решений относительно пасторства. Не имеет смысла в таком важном вопросе проявлять торопливость, в вопросе избрания пастора всегда следует помнить библейский фразеологизм «всему свое время».

х И третья категория «пастор от Бога», то есть призванный свыше и одарен-§ ный соответствующим даром для служения. Каждая поместная церковь £ во все времена нуждалась в пасторе от Бога. Как велики беды от «само© званцев» и «наемников», так, напротив, благословенно служение одарено ного и призванного свыше пастора, обладающего как благочестием, так с; и благоразумием. По словам отцов церкви, наша задача при избрании ^ пастора заключается в том, чтобы найти того, «кто щедро наделен дарами о для служения не только для себя, но и для других...».[12] Отсюда вывод: не

о одаренный — пусть не рвется, а одаренный — пусть не уклоняется.

с

15

5 Пути призвания к пасторскому служению

о ♦ Какие есть вероятные пути призвания к служению? В первую очередь

5 следует отметить, что описать во всей полноте весь процесс, все вероят-

ен о сн

186

ные пути и способы призвания к служению невозможно. Но основные составные части этого процесса важно осознавать. Если мы проанализируем библейские примеры призвания к служению, то можем отметить, что призвание всегда исходит от Бога.

Призвание Моисея: «Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей!Моисей! Он сказал: вот я!» (Исход 3:4).

Бог призывает юношу Самуила: «И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Царств 3:10).

Павел свидетельствует о своем призвании и разговоре с Богом: «Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» (Деяния 26:16).

На основании приведенных примеров можно сказать, что призываемый услышит ясный и понятный ему призыв от Бога. Пусть мы не встретимся с ангелом или горящим кустом, но у Бога есть неисчислимое множество

[11] Шмеман Александр прот, Жизнь в церкви, Пастырское призвание. Из лекций по пастырскому богословию https://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5303/

[12] Григорий Великий (Двоеслов), Правило пастырское. (Москва: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011), 24-31.

вариантов проговорить к человеку. Будет ошибкой пытаться ограничить Бога нашими схемами или умозаключениями относительно способа призвания, который изберет Бог для каждого конкретного случая. В процессе призвания библейских героев мы можем увидеть различный отклик на Божий призыв к служению. Реакция пророка Исаии — отклик и готовность служить. «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Исаия 6:8).

Другой пророк, Иеремия, сомневается в своих способностях. «А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иеремия 1:6). Иеремия был не уверен в себе, но в итоге откликнулся на призвание свыше. 5с

В Библии мы находим не только примеры послушания и отклика на Божий призыв, но и категоричный отказ, и упорство Моисея. «Моисей сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать» (Исход 4:13).

В истории церкви[13] также известны случаи: согласия и готовности, со- о

мнения, промедления, уклонения, робости, упорства и отказа на при- о

зыв Божий. Известный учитель церкви Григорий Великий в своей книге < «Правило пастырское» отмечает, что дарование Святого Духа не является

собственностью обладателя: «И если такие люди, быв призываемы к вы- о

сокому посту служения, отказываются от принятия его; то они сами от §

себя отнимают и губят собственные дарования свои, которые получили ^

не для себя только, но и для других. Помышляя о собственных лишь вы- |

годах спокойствия своего, а не заботясь о пользе ближних, они сами себя «

лишают тех благ, которые думают найти в частной жизни своей».[14] Среди 5

людей бытует ошибочное мнение, что наши таланты и дарования явля- >5

ются нашей собственностью. Но согласно Писанию все, что мы имеем не §

наше по сути своей, но дарованное нам свыше от Даятеля благ (Иак. 1:17). ? Дарования от Бога даны нам не для личного пользования, но скорее для служения своему ближнему. Поэтому каждый призываемый к служению ответственен за свой выбор.

Сумма аргументов убеждающих в призвании

♦ Как понять, Бог призывает ли меня к пасторскому служению или нет? Встречаемся мы с этим вопросом скорее в обстоятельствах острой нужды в пасторе. Или при условии предложения со стороны более опытных служителей. Независимо от каждой конкретной ситуации следует проявить осторожность, мудрость и проницательность. Важно увидеть не одну грань, 187 а сумму аргументов, которые убеждают в своем призвании. Известный и возможно самый распространенный новозаветный текст: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1Тим. 3:1). Данный

[13] См. История уклонения Иоанна Златоуста от избрания его епископом Избранные творения Том 2. Иоанн Златоуст, (Краматорск: Тираж-51, 2009), 26-53. Григорий Богослов о своем промедлении в принятии пресвитерского служения. см. Григорий богослов Собрание творений. Т. 1 (Минск, Москва: Харвест-Акт, 2000), 21.

[14] Григорий Великий (Двоеслов), Правило пастырское. (Москва: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011).

текст указывает на внутреннее побуждение или, как отметил Александр Шмеман, «внутренний голос, зовущий к священству»[15]. Но одного лишь желания не достаточно. Следует подвергнуть критическому анализу свои мотивы к пасторскому служению. В реальности тех, кто желал бы называться пресвитером обычно больше чем тех, кто хотел бы выполнять эту тяжёлую работу.[16] Например, Иоанн Златоуст комментируя данный текст Писания, отмечал пагубность неверных мотивов: «...бедственно, поистине бедственно домогаться этой чести. Говорю это, не противореча блаженному Павлу, но совершенно согласно с его словами. Что же он говорит? «Аще кто епископства хочет, добра дела желает». И я назвал бедственным желание не самого дела, а первенства и власти».[17] Как во времена Иоанна

1 Златоуста, так и сегодня человеку свойственно стремиться к превосходству Л над другими. Современное общество поощряет стремление к геройству, ш успеху, популярности, первенству, силе, власти и, напротив, посмеивается g над такими добродетелями, как скромность, кротость и смирение.

>s Другой богослов и отец церкви Григорий Великий (Двоеслов), комменти-

2 руя вышеупомянутый текст, подчеркивает важность понимания контекста £ написания Первого послания к Тимофею: «Апостол говорил так в то еще о время, когда каждый представитель Церкви своей первый делался жертвою с мучителей. Значит, тогда похвально было желать епископства и потому е| уже, что с ним соединялась и явная опасность подвергнуться тягчайшим § страданиям»[18] Учитывая контекст написания этого отрывка Писания, мы § приходим к иной мотивации. Прочитывая текст с этой перспективы, мы ^ увидим не тщеславие, а стремление посвятить всего себя в жертву Христу. о Также известный учитель церкви блаженный Августин осуждал неверную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мотивацию служения, то есть само стремление к господству: «Стремиться z же к господствованию над равными себе по естеству, т. е. над людьми, есть нестерпимая гордость».[19] Следовательно, если нами движет тщеславие, желание господства над людьми и гордость, то это не наше служение. Хорошо сказал о проблеме геройства и индивидуализма, чуждых христианству и навязываемых нам современной культурой, Генри Ноуэн:[20]

«Глядя на сегодняшнюю церковь, легко заметить преобладание индивидуализма среди служителей и священников. Не многим из нас есть чем гордиться, и все же большинство служителей считают, что если они

[15] Александр Шмеман, прот., Жизнь в церкви: Пастырское призвание. Из лекций по пастырскому богословию https://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5303/ 188 [16] Кристофер Билей, Отцы церкви о пасторском служении. (Черкассы: Коллоквиум, 2012), 27.

[17] Иоанн Златоуст, Избранные творения Том 2. (Краматорск: Тираж-51, 2009), 36.

[18] Григорий Великий (Двоеслов), Правило пастырское. (Москва: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011).

[19] Августин, Христианская наука или основание священной герменевтики и церковного красноречия. (СПб: Библиополис, 2006), 57.

™ Преподавал психологию и пасторское богословие в университете в Нотрдаме, в Йельской богословской семинарии и в Гарвардской семинарии. Ноуэн является автором более 40 книг. С 1986 года по призванию от Бога оставил Гарвард и до дня своей смерти в 1996 году Ноуэн нес служение пастора в приюте для душевнобольных людей в Торонто, в Канаде.

могут проявить себя тем или иным образом, то должны непременно быть первыми. Многие из нас ощущают себя неудачниками: мы оказались не в силах привлечь в церковь тысячи людей и обратить многих в веру, у нас недостает таланта для того, чтобы создать прекрасную литургию, мы не столь популярны среди молодежи или людей старшего поколения, как надеялись, и неспособны так откликнуться на нужды людей, как хотели бы. Но вместе с тем многие считают, что в идеале мы должны были бы суметь во всем достичь успеха. Геройство, стремление стать звездой, столь характерные для нашего общества, исполненного духа соперничества, чужды церкви. Но и в церкви господствует идеал чело-

свитерскому служению. Истинная мотивация к христианскому служению — желание полностью посвятить себя Христу и послужить церкви тем даром, который получил. Дитрих Бонхёффер писал о призвании к Христу:

[21] Генри Ноуэн, Во имя Иисуса, размышления о христианском руководстве. (СПб: Вера и святость. Библия для всех, 2010), 42

[22] Bonhoeffer's the Cost of Discipleship (Shepherd's Notes. Christian Classics). Nashville, Tennessee: Holman. 1998. Greg Ligon (Editor). 99

[23] Кристофер Билей, Отцы церкви о пасторском служении. (Черкассы: Коллоквиум, 2012), 29.

века, достигшего всего собственными силами».[21] <

Исходя из этого, принципиальное значение имеет чистота мотивов к пре- §

о.

«Когда Бог призывает человека, то предлагает ему прийти и умереть (со- о

распяться Христу)»[22]. ^

с

Следующим аргументом, подтверждающим призвание к пасторскому слу- ¡йД жению, есть наличие дарований и способностей для данного служения. ° «Но епископ должен быть непорочен,...» (1 Тимофею 3:2-7). §

Для кандидата на пасторское служение недостаточно быть просто хоро- 2 шим христианином, нужно иметь дарование к данному служению. Еще до избрания, Бог указывает церкви на брата одаренного к пасторскому | служению. Еще со времен ранней церкви большинство епископов изби- ш рались общиной, и процесс избрания имел общественный характер.[23] На что следует обратить внимание в процессе поиска потенциального кандидата | на пресвитерское служение? Одна из основных задач пастора — проповедь < слова. Если проповедь не приносит назидания, ободрения, наставления до избрания, то после ничего не изменится. Способность учить и назидать церковь нужно подкрепить собственным примером. Если до избрания брат не служил примером в христианской жизни, не проявлял благоразумия и мудрости, то после все будет так же. Умение красноречиво говорить не может компенсировать незрелость и недостойное поведение за пределами церковной кафедры. Также, большое значение имеет богословская грамотность, но она не может восполнить собой скудость духовных добродетелей, перечисленных в списке требований к пресвитеру (1 Тим. 3:1-7). «Воля Господня относительно пастырей открывается и в благочестивом 189 суждении о них Его Церкви. Для доказательства вашего призвания необходимо признание назидательности вашей проповеди всей паствой».[24] (Чарльз Сперджен).

I

о

о

Интересно посмотреть современным взглядом на аргументы народа и служителей для избрания пресвитера в 4 веке, описанные Иоанном Златоустом.

«Иди и посмотри на народные празднества, где большею частию и положено производить избрание на церковные должности, и ты увидишь, что на священника сыплется так много порицаний, как велико число подчиненных. Все, имеющие право предоставлять эту честь, разделяются тогда на многия части, и в собрании пресвитеров не увидишь согласия их ни между самими собою, ни с епископом, но каждый стоит сам по себе, избирая один одного, другой другого. Причина в том, что не все смотрят на то, на что единственно нужно бы смотреть, на добродетель души; но бывают и другие побуждения к предоставлению этой чести: например, говорят: такой-то должен быть избран, потому что он происходит из знатного рода; другой — потому, что владеет великим богатством и не будет иметь нужды содержаться на счет церковных доходов; третий — потому, что добровольно перешел к нам от противников наших; и

о

^ стараются предпочесть другим один своего приятеля, другой — родствен-

о ника, а иной — даже льстеца; но никто не хочет смотреть на способного

о и сколько-нибудь узнать душевные качества. Я же так далек от того,

¡2 чтобы упомянутые причины считать достаточными свидетельствами

< достоинства священников, что даже и того, кто отличался бы великим

□э благочестием, не мало полезным для этой власти, и его не осмелюсь

тотчас избрать, если он не окажется имеющим вместе с благочестием и великое благоразумие»[25].

Прошло более полутора тысяч лет, но и сегодня актуальны замечания Златоуста. Незрелость членов церкви в вопросе избрания, приводит к руководству не призванных свыше людей.

И последнее: призываемый к служению получит внешнее подтверждение от более опытных служителей и общины[26]. Дух Святой указывает на призванного, другим служителям и поместной церкви. «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деяния 13:2). В процессе призвания Бог использует более зрелых братьев и сестер для открытия Своей воли. Во многих случаях сомнения и страхи в отклике на призвание к служению, помогают преодолеть более опытные служители. Бог использовал Варнаву для призвания Апостола Павла (Деян. 9:27), а Апостола Павла для призвания Тимофея (Деян. 16:1-3). Хорошо иллюстрирует взаимодействие слу-190 жителя и общины история Августина. Блаженный Августин был призван и рукоположен епископом Валерием в Гиппоне в 391 году «... Взоры всех как бы невольно тогда обратились на Августина; народ силою привлек его к епископу и требовал рукоположить его в пресвитера. Валерий удовлетворил желанию народа и рукоположил избранного, который плакал, но повиновался».[27] Во времена Августина была традиция избрания епископа

[24] Сперджен, Чарльз Х., Лекции моим студентам. (Одесса. Богомыслие. 1998).

[25] Иоанн Златоуст, Избранные творения. Том 2. (Краматорск: Тираж-51, 2009), 43.

[26] Я. К. Духонченко, О служителях церкви. (Братский Вестник №3, 1971).

народом, к тому же непринято было отказываться, воля народа почиталась как воля Спасителя. Также Августин уже до своего избрания был известен как епископу Валерию, так и жителям Гиппона. В городе была острая нужда в приемнике для престарелого епископа Валерия, народ и епископ видели в Августине будущего епископа.

Поместная церковь увидит того, через которого Бог Духом Святым проговаривал к ней, утешая, ободряя и научая общину еще до избрания. Амвросий Медиоланский, обращаясь к служителям, говорит: «покажите свою добродетель в своих детях духовных».[28] Хороший учитель это тот, кто оказал благотворное влияние на своих учеников. 5с

обширна и имеет богатую историю и различную практику в среде евангель- о

Рукоположение как подтверждение призвания

♦ Процесс призвания к пасторскому служению завершается избранием и рукоположением. Сразу следует отметить, что тема рукоположения весьма

ских церквей. В практике баптистских церквей рукоположению предшествует избрание. Нужно отметить, что избрание традиционно баптистами понималось не как власть большинства в светском понимании демократии, о но как управление церковью Христом, через церковь.[29] В данной статье будет отмечено лишь несколько ключевых моментов, что означает и не означает сам факт рукоположения для служителя и поместной общины.

о.

а>

Что означает рукоположение для поместной церкви? Рукоположение ви- §

о ш

димым образом подтверждает признание поместной церкви призвания рукополагаемого к пресвитерскому служению и его соответствие новозаветным требованиям. Также рукоположение подчеркивает согласие общины поддерживать в служении своего пастора и проявлять послушание. Избранный и рукоположенный служитель имеет право и ответственность, организовывать и совершать все необходимые для поместной церкви служения. Со стороны пастора рукоположение подчеркивает принятие особой ответственности перед Богом и людьми за конкретную поместную церковь (Деян. 20:28). Оно дает право представлять избравшую его общину перед властями и обществом.

[27] Августин, Христианская наука или основание священной герменевтики и церковного красноречия. (СПб: Библиополис, 2006), 24.

[28] Кристофер Билей, Отцы церкви о пасторском служении. (Черкассы: Кол- 191 локвиум, 2012), С. 25. |У|

[29] Демократия — слишком узкое и приземленное понятие. Баптисты верят, что Церковь должна управляться не иерархией священников и не к.-л. церковными органами, а голосом Св. Духа в сердцах членов каждой местной общины. Чисто демократическое устройство предполагало бы, что Церковью правит сама Церковь, баптисты же убеждены, что это Христос управляет Церковью через Церковь. Из того, что все члены Церкви равны, но дары их различны, следуют два вывода. Во-первых, каждый верующий имеет право и обязан принимать участие в управлении общиной, а во-вторых, Церковь с радостью подчиняется руководству избранных ею лидеров. См. Е.Е Kevan. Баптизм. Теологический энциклопедический словарь. Под ред. Уолтера Элвелла, ( М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2003).

Рукоположение обязывает к развитию своих дарований

♦ Обретение пасторского рукоположения есть не вершина, а только начало пути. Рукоположение не делает пастора интеллектуально, духовно и эмоционально самодостаточным. Писание предупреждает нас от самомнения и надменности, «не будь мудрецом в глазах своих» (Прит. 3:7). Любое руководство обязывает к развитию (1Тим. 4:13-14), тем более пасторство. Пастор от Бога призван вести церковь, он не должен довольствоваться, обыденностью и прозябаньем.[30] Августин писал, что усердное исследование и развитие — это то, в чем нуждается каждый служитель: «думать, будто правильно понять христианскую истину можно самому наедине с ^ Библией и Богом — ужасная гордыня. Ведь такой человек считал бы, что не нуждается в руководстве других опытных учителей. Считать, что усердное ш исследование каким-то образом противостоит вдохновению Святого Духа, $ — огромное заблуждение».[31] Пастор призван учить церковь, но чтобы учить

о других, необходимо учиться самому. Иоанн Златоуст подчеркивал, что:

s «... ила слова не дается природою, но приобретается образованием, то хотя 2 бы кто довел ее до высшего совершенства, и тогда он может потерять ее, % если постоянным усердием и упражнением не будет развивать этой силы. о Таким образом, образованнейшие должны более трудиться, нежели менее с образованные; ибо нерадение тех и других сопровождается не одинаковым ущербом, но у первых он столько важнее, сколько различие между тем, § чем владеют те и другие».[32] Служение проповеди — одна из основных за-§ дач пресвитера. Получив этот дар, жизненно важно его развивать. Дэвид ^ Браун в своей книге «Трансформирующая проповедь» призывает к этому: о «Несомненно, проповедь — это библейский дар. Если мы не используем его, мы не развиваем его, а использование его без надлежащей подготовки означает почти то же самое, что и закапывание его. А если дар находится под землей, он бесполезен».[33]

Пастырство как призвание служить

♦ Пастырство не делает нас «директором или властелином» и не дает право господствовать над общиной, господство над людьми осуждается Писанием (1 Пет. 5:3). Бесспорно, для каждого руководителя всегда остается искушение злоупотребления властью, которое Ф.М. Достоевский определил как «административный восторг»[34]. Каждому христианскому руководителю следует учиться строить добрые отношения с людьми, не поддаваясь ис-192 кушению властвовать над ними. Использовать административный рычаг в управлении легче, чем строить теплые, основанные на любви, отноше-

[30] Дерек Тидбол, Мудрые пастыри. Исследования в области пасторского богословия. (Одесса: Богомыслие, 2013), 328.

[31] Августин, Христианская наука или основание священной герменевтики и церковного красноречия. (СПб: Библиополис, 2006).

[32] Иоанн Златоуст, Избранные творения Том 2. (Краматорск: Тираж-51, 2009), 73.

[33] Дэвид Браун, Трансформирующая проповедь. (Воронеж: ИПФ, 2003), http:// www.Ht-yaz.ru/mformatika/3881/mdex.html?page=76

[34] Ироническое выражение, означающее упоение своей властью, восходит к роману Ф.М. Достоевского «Бесы» (1871), кн. I, часть 2, гл. 4.

ния. Современное увлечение менеджментом в этом смысле уводит нас в сторону прагматизма и холодного расчёта. Для поместной церкви такая модель руководства приведет к плачевным последствиям, так как вместо атмосферы любви и принятия, она приносит вражду, обиды и огорчения. Генри Ноуэн, в своей книге: «Во имя Иисуса, размышления о христианском руководстве», утверждает: «...Церкви будущего требуется руководство совершенно иного рода — не основанное на власти, подобно руководству в мире, но берущее начало в руководителе-слуге Иисусе, Который пришел положить жизнь ради спасения многих. .Во многих случаях христианскими руководителями являются те, кто не знают, как установить здоровые, ^

близкие отношения с людьми, и предпочитают власть над ними».[35] m

со

Служитель не властью, но по примеру Христа (Иоан. 13:15), своим при- 5l мером смирения и служения приводит других к послушанию (Мрк. 10:44). о Традиционно в братстве ЕХБ на постсоветском пространстве отмечали и о подчеркивали опасность «диотрефства».[36] Пастору от Бога чуждо тщеславие, он строит свое руководство на христианской любви. «Выходящий на н поприще священства в особенности должен презирать славу, преодолевать ^

гнев, быть исполнен великого благоразумия».[37] ^

о

Авторитет пастора основывается не столько на самом факте избрания и §ь рукоположения, сколько на продолжающейся богоугодной и благоразум- с ной христианской жизни, которую заметили еще прежде и подтвердили избранием и рукоположением.

Рукоположение, само по себе, не является гарантией пожизненного соответствия новозаветным критериям для пресвитера. Каждый день своего служения пастор стремится к освящению и преображению в образ своего Пастыреначаль-ника. Пасторское призвание, по словам Пола Дэвида Триппа, — опасное призвание. Все без исключения служители подвергаются нападкам лукавого[38] (ср. «поражу пастыря, и рассеются овцы» — Мк. 14:27). К глубокому сожалению, не все смогли сохранить высокое звание пастыря. От пастыря люди ожидают постоянного соответствия высокому званию и призванию. Ключевое значение имеет состояние сердца пастора и его духовная зрелость. Самые обширные богословские познания, умения и навыки помогут в служении,

[35] Генри Ноуэн, Во имя Иисуса, размышления о христианском руководстве. (СПб: Вера и святость. Библия для всех, 2010), 59.

[36] Термин встречающийся в публикациях официального журнала ВСЕХБ, Братский вестник. Отличительные черты «диотрефства»: высокомерие, превозношение, самовосхваление, тщеславие, честолюбие, единовластие, самоуправство, резкость 193 и т. п. — недопустимы и недостойны служителя церкви. «Диотреф» обычно ставит

себя выше церкви, считает себя непогрешимым в своих рассуждениях, утрачивает критическое отношение к своей работе, выступает .против любых замечаний в отношении его ошибок или недостатков, не умеет по-братски разговаривать с верующими, у него не терпящий возражений высокомерный тон, и если кто-нибудь осмелится не согласиться с каким-либо его мнением, того он старается очернить, поносить и т. д. (3 Иоан. 9, 10). Н. А. Левинданто, О служителях поместной церкви. (Братский Вестник, №6, 1957) О служителях поместной церкви.

[37] Иоанн Златоуст, Избранные творения Том 2. (Краматорск: Тираж-51, 2009), 85.

[38] Чарльз Бриджес, Христианское служение. Исследование причин его неэффективности. (Come Over and Help Organization, Inc., USA/Canada, 2007), 85.

но не смогут заменить собой духовную зрелость.[39] Августин смело заявлял: «...Да, я позволю себе смелость сказать, что не бывает плохих епископов, потому что если они плохие, то они не епископы».[40]

Заключение

♦ Природа пасторского призвания не так проста, как может показаться на первый взгляд. Исследуя Писание, мы видим, что не все кто пытался служить был призван Богом к этому служению. В вопросе избрания пастора следует проявить мудрость и благоразумие как кандидатам на пасторское служение, так и членам поместной церкви. Спешка и неверная мотивация в этом вопросе принесет в перспективе большие переживания и трудности, § как для избранного, так и для всей общины в целом. Есть необходимость i смотреть шире и обратить внимание на сумму аргументов подтверждаюсь щих призвание. Только убедившись в призвании, проходит избрание и § рукоположение. Избрание и рукоположение пастора видимым образом ° подтверждают то, что этот брат призван Богом на пасторское служение. о Рукоположение не дает право господствовать над церковью, но в любви о служить ей. После рукоположения каждый пастор особенно остро нужда-

¡2 ется в развитии своих добродетелей, талантов, навыков и даров.

о

ЕЕ Библиография

Августин. Христианская наука или основание священной герменевтики и церковного 5 красноречия. СПб: Библиополис, 2006.

О Билей Кристофер. Отцы церкви о пасторском служении. Черкассы: Коллоквиум, 2012. Браун Дэвид. Трансформирующая проповедь. Воронеж: ИПФ, 2003. http://www.lit-yaz.

ru/informatika/3881/index.html?page=76 Бриджес Чарльз. Христианское служение. Исследование причин его неэффективности.

Come Over and Help Organization, Inc., USA/Canada, 2007. Григорий Богослов Собрание творений. Т 1. Минск, Москва: Харвест Акт, 2000. Григорий Великий (Двоеслов). Правило пастырское. Москва: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011. Дерек Тидбол. Мудрые пастыри. Исследования в области пасторского богословия. Одесса: Богомыслие, 2013. Духонченко Я.К. О служителях церкви. Братский Вестник №3, 1971. Златоуст Иоанн. Избранные творения Том 2. Краматорск: Тираж-51, 2009. Левинданто Н. А. О служителях поместной церкви. Братский Вестник №6, 1957. Ноуэн Генри. Во имя Иисуса, размышления о христианском руководстве. СПб: Вера и

святость. Библия для всех, 2010. Сперджен, Чарльз Х. Лекции моим студентам. Одесса: Богомыслие, 1998. Трипп Пол Дэвид Опасное призвание. Лицом к лицу с уникальными вызовами пасторского служения.. Чернигов: In Lumine Media, 2015. 194 Шмеман Александр прот. Жизнь в церкви, Пастырское призвание. Из лекций по пастырскому богословию. https://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5303/ Пастырь или наемник. Братский Вестник, №5, 1963.

Ligon Greg (Editor).Bonhoeffer's the Cost of Discipleship (Shepherd's Notes. Christian

Classics). Nashville, Tennessee: Holman. 1998. Kevan E.F. Баптизм. Теологический энциклопедический словарь. Под ред. Уолтера Элве-лла. М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2003.

[39] Пол Дэвид Трипп, Опасное призвание. Лицом к лицу с уникальными вызовами пасторского служения. (Чернигов: In Lumine Media, 2015), 71.

[40] Кристофер Билей, Отцы церкви о пасторском служении. (Черкассы: Коллоквиум, 2012), 26.

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.