Научная статья на тему 'Богословский нарратив призвания в послании Павла к Ефесянам 4:1-16'

Богословский нарратив призвания в послании Павла к Ефесянам 4:1-16 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
призвание / община призванных / единство / этика / дары Христа / calling / community of the called / unity / ethics / gifts of Christ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Виталий Станкевич

Статья посвящена богословскому осмыслению призвания в отрывке Послания Павла к ефесянам 4:1-16. Целью статьи было рассмотреть призвания как сущность церкви. Данное утверждение строится на грамматическом аргументе, исходящим из того, что слово «κλῆσις» является корнем слова «εκκλησία». Была выделена зеркальность или хиазмичность исследуемого отрывка. Павел пишет, что церковь должна жить согласно призвания. Объясняя это, он начинает с этики, идет к единству, раскрывает сущность даров и возвращаясь через этику к единству Церкви. В контексте исследования богословского нарратива призвания было выделено следующее: онтологически все дары, о которых пишет Павел в Еф. 4:11, присутствуют в Теле Христа. Церковь по своей природе есть апостольская, пророческая, благовествующая и пастырско-учительская. Что касается каждого призванного, следует отметить, что каждый призванный в Теле Христа сохраняет идентичность общины, то есть, каждый призванный есть посланный, возвещающий, благовествующий и воспитывающий учеников. В исследуемом отрывке представлена и роль общины, и роль каждого призванного. Призвание – сущность церкви, сущность призвания – имплементация даров Христа, что выражается в этике и ведет к единству Церкви, которая есть Тело Его, полнота, наполняющая все во всем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theological Narrative of Calling in Paul’s Epistle to Ephesians 4:1-16

The article is devoted to the theological understanding of calling in Paul’s Epistle to Ephesians 4:1-16. The purpose of the article is to show the importance of calling as the ontology of the church in the context of its unity and function. The article examines the idea of calling as the ontology of the church. This statement is based on a grammatical argument that focuses on “κλῆσις” as the root of the word “εκκλησία”. The mirror-like or chiastic character of the passage in question is highlighted. Paul writes that the church must live according to its calling. In explaining this idea he begins with ethics, goes to unity, discusses the the nature of the gifts, and then switches back to to the unity of the Church. In the context of the study of the theological narrative of calling, it is clear that all the gifts about which Paul writes in Eph. 4:11 are present in the Body of Christ. The Church by its nature is apostolic, prophetic, evangelistic, pastoral and discipling. All the called in the Body of Christ preserve the identity of the community, that is, each of them is a sent one, proclaiming, evangelizing and making disciples. The passage presents both the role of the community, the role of the called, and the ethics and theology of calling. The calling is the essence of the church, the essence of the calling is the implementation of the gifts of Christ, which is expressed in ethics and which leads to the unity of the Church, the Body of Christ, the fullness that fills all in all.

Текст научной работы на тему «Богословский нарратив призвания в послании Павла к Ефесянам 4:1-16»

ВИТАЛИЙ СТАНКЕВИЧ

БОГОСЛОВСКИМ НАРРАТИВ

ПРИЗВАНИЯ

В ПОСЛАНИИ ПАВЛА К ЕФЕСЯНАМ 4:1-16

о

Аннотация: Статья посвящена богословскому осмыслению призвания ^

в отрывке Послания Павла к ефесянам 4:1-16. Целью статьи было ¡<

рассмотреть призвания как сущность церкви. Данное утверждение ^ строится на грамматическом аргументе, исходящим из того, что слово

«кй^ак;» является корнем слова «еккХ^а». Была выделена зеркальность <

ш

©

о

или хиазмичность исследуемого отрывка. Павел пишет, что церковь должна жить согласно призвания. Объясняя это, он начинает с этики, идет к единству, раскрывает сущность даров и возвращаясь через этику к единству Церкви. В контексте исследования богословского нарратива призвания было выделено следующее: онтологически все дары, о которых пишет Павел в Еф. 4:11, присутствуют в Теле Христа. Церковь по своей природе есть апостольская, пророческая, благовествующая и пастырско-учительская. Что касается каждого призванного, следует отметить, что каждый призванный в Теле Христа сохраняет идентичность общины, то есть, каждый призванный есть посланный, возвещающий, благовествующий и воспитывающий учеников. В исследуемом отрывке представлена и роль общины, и роль каждого призванного. Призвание — сущность церкви, сущность призвания — имплементация даров Христа, что выражается в этике и ведет к единству Церкви, которая есть Тело Его, полнота, наполняющая все во всем. Ключевые слова: призвание, община призванных, единство, этика, дары Христа.

Titul: Theological Narrative of Calling in Paul's Epistle to Ephesians 4: 1-16

Abstract: The article is devoted to the theological understanding of calling in Paul's Epistle to Ephesians 4:1-16. The purpose of the article is to show the importance of calling as the ontology of the church in the context of its unity and function. The article examines the idea of calling as the ontology of the church. This statement is based on a grammatical argument that focuses on "k^gk;" as the root of the word "eKK^noia". The mirror-like or chiastic character of the passage in question is highlighted. Paul writes that the church

Виталий Станкевич, кандидат философских наук, преподаватель Одесской богословской семинарии, пастор церкви «Возрождение» (г.Одесса, Украина).

о ш

о

must live according to its calling. In explaining this idea he begins with ethics, goes to unity, discusses the the nature of the gifts, and then switches back to to the unity of the Church. In the context of the study of the theological narrative of calling, it is clear that all the gifts about which Paul writes in Eph. 4:11 are present in the Body of Christ. The Church by its nature is apostolic, prophetic, evangelistic, pastoral and discipling. All the called in the Body of Christ preserve the identity of the community, that is, each of them is a sent one, proclaiming, evangelizing and making disciples. The passage presents both the role of the community, the role of the called, and the ethics and theology of calling. The calling is the essence of the church, the essence of the calling is the implementation of the gifts of Christ, which is expressed in ethics and which leads to the unity of the Church, the Body of Christ, the fullness that fills all in all.

Key words: calling, community of the called, unity, ethics, gifts of Christ.

Введение

§ ♦ В последнее время, учитывая новую реальность, среди богословского § сообщества в евангельском контексте возобновился интерес к богословию 5 церкви. Онлайн богослужения и карантинные ограничения массовых собра-^ ний были мотивом для богословских рефлексий в контексте двух важных I вопросов: что есть церковь и в чем ее онтология? Возникают и ряд других вопросов, такие как: может ли церковь существовать и функционировать

!о виртуально? Что такое домашняя церковь, и какая ее связь с современным « представлением малых домашних групп и др. Нужно заметить, что последующие вопросы сводятся к вопросу онтологии церкви. В этом вопросе

в доковидное время далеко продвинулись евангельский богослов Роман Соловий[1] и православный богослов Кирилл Говорун[2]. Постковидная реальность мотивирует продолжить попытки осмысления онтологии церкви в различных отраслях богословия. В данной статье представлена попытка осмысления онтологии церкви в дискурсе диалога между библеистикой и практическим богословием. Цель статьи состоит в том, чтобы показать на примере Еф. 4:1-16 важность призвания как онтологии церкви в контексте ее единства и функционирования.

Краткие исагогические данные

♦ Послание к ефесянам — одно из самых выдающихся в корпусе эпистолярных текстов апостола Павла. Том Райт называет его «Лондонским 70 глазом» по аналогии с колесом обозрения, из которого видна вся панорама Лондона. Послание к ефесянам хорошо подходит под это сравнение. В нем раскрывается вся панорама мысли Павла об имплементации евангелия в церкви[3]. Говоря о самом тексте, стоит отметить, что письмо состоит из введения и 8 предложений. А отрывок 3-14, является одним из крупнейших

[1] См. Роман Соловш, Виникаюча церква (Черкассы: Коллоквиум, 2012).

[2] См. К. Говорун, Мета-еклезiологiя: хрошки самоусвiдомлення (Кив: Дух i лггера, 2018).

[3] Н.Т. Райт, Павел. Послания из тюрьмы. Популярный комментарий, Читая Библию (Москва: ББИ, 2009), 1-2.

©

m

предложений не только в Новом Завете, но и, возможно, во всей греческой литературе[4].

Автор — скорее всего, апостол Павел. Существует определенная текстологическая дискуссия, связанная с адресатом. Во многих ранних авторитетных манускриптах отсутствует вставка «¿V 'Ефеаф»[5]. Складывается впечатление, что автор не знаком с адресатом. В доказательство этому он не упоминает других людей. Скорее всего, послание является циркулярным. Некоторые в истории церкви, например, Маркион, считали, что речь идет о Послании к лаодикийцам, которое упоминается в Послании к коллосянам 4:16[6]. Даже £ существовало мнение, что из-за позора лаодикийской церкви в Откровении ^ это было сделано специально. Но, по мнению большинства авторитетных исследователей, принято считать, что автором является Павел, а адреса- § том — церкви, которые находились в Ефесе и в окрестностях пригорода. ш Церковь в Ефесе была основана Павлом во время Второго миссионерского !< путешествия (Деян. 18:18-21)[7].

В различных комментариях можно встретить огромное количество яр высказываний об уникальности Послания к ефесянам. Его любил Жан

Кальвин. Армитидж Робинсон называет его «венцом всех произведений о

Павла»[8]. Уильям Баркли, называет послание «самым божественным со- о

чинением человека»[9]. о

Послание раскрывает, как небесное соединилось с земным в церкви, которая |

есть Тело Христа. Джон Стотт пишет, что это послание есть благовестие ^ о церкви, цель которого — создание нового общества, которое будет ярко выделяться на мрачном фоне ветхого мира[10].

о

Богословский нарратив послания

♦ После приветствия (Еф. 1:1-2), в котором Павел утверждает, что он посланник Иисуса Христа волею Божией, он начинает основную часть гимном хвалы Богу за то, что верующий имеет во Христе (Еф. 1:3-14). Речь идет о духовных благословениях, которые, данные по благодати, реализуются во Христе, и которые служат неким основанием и отправной точкой последователя Христа в его служении. После гимна Павел молится

[4] См. введение к комментарию на Еф. 1:3-14 «Толкование Далласской семинарии. Послание к Ефесянам», Библия онлайн, просмотрено 26 ноябрь 2021 г., https://bible. by/dallas/56/1/. 71

[5] Kurt Aland, Barbara Aland, и Barclay M. Newman, ред., The Greek New Testament, 4. rev. ed., 15. printing including rev. dictionary (Stuttgart: Deutsche Bibelges. [u.a.], 2010), 654.

[6] Джон Стотт, Послание к Ефесянам, Библия говорит сегодня (СПб.: Мирт, 1999), 18-19.

[7] Новый библейский словарь. Часть 2 Библейские реалии, Энциклопедия христианства (СПб.: Мирт, 2001), 973-74.

[8] Уильям Макдональд, Библейский комментарий для христиан. Новый Завет (CLV, 2000), 1014.

[9] Стотт, Послание к Ефесянам, 9.

[10] Стотт, 7.

о том, чтобы адресат понял свое призвание и научился имплементировать Божий потенциал в служении. Этот текст представляет собой некую заявку или аннотацию того, о чем пойдет речь в послании (Еф. 1:15-23). После молитвы автор объясняет природу до и после оживотворения со Христом (Еф. 2:1-10). В следующем отрывке Павел открывает первую тайну. Она состоит в том, что во Христе Бог в одном теле примирил посредством креста все народы в один народ, который Духом возрастает в святой храм (Еф. 2:11-22). В Еф. 3:1-13 Павел объясняет свою участь в реализации тайны единства посредством благовествования язычникам по дару Божьей благодати. Дальше Павел, используя риторику молитвы, показывает, что Бог приглашает к участию в Своей миссии, суть которой есть процесс наполне-^ ния всей Его полнотой, благодаря чему Бог действует в Своих посланниках ^ силою, целью которой есть вечная слава в Церкви (Еф. 3:14-21). Текст Еф. ^ 4:1-16 показывает безальтернативную реальность существования церкви § как единого и цельного тела, и эта реальность связана с жизнью согласно ° призванию. Последнее утверждение стало краеугольным камнем в после-ё; дующих этических текстах. Жизнь согласно призванию — это подлинная

з: жизнь нового человека, которая зиждится на познании Христа и сопровож-

СЕ

з

го

дается обновлением духа и ума (Еф. 4:17-24). Новая жизнь подразумевает высокие этические изменения и преображения как в духовной, так и в практической жизни (Еф. 4:25-5:5). Павел обращает внимание на то, что новая жизнь — это постоянный поиск воли Божьей (Еф. 5:10; 17). В этом □Е и кроется мудрость, ведь жизнь последователя Христа — это поиск воли ^ Божьей, который сопровождается изменением жизни, конечный результат ° которой — благодарение Бога. Нужно отметить, что Павел отождествляет ^ в этом послании призвание с поиском воли Божьей. Павел показывает, г что поиск воли Божьей связан не только с высокопарным служением, но и актуален в простых семейных отношениях (Еф. 5:21-33). Отношения между мужем и женой есть отображение тайны отношения Христа и церкви. Как нужно молодым отлепиться, чтобы стать одной плотью, так и церковь должна оставить все прошлое и жить новой жизнью согласно призванию. Последнее преображает и другие социальные отношения (Еф. 6:1-9). В последующем отрывке Павел демонстрирует жизнь согласно призванию, прибегая к военной метафоре. На войне один — не воин, поэтому апостол и учитель язычников ожидает серьезного отношения в вопросе поиска призвания, что выражается в тайне провозглашения евангелия (Еф. 72 6:10-21). Павел заканчивает послание тем, что сообщает, что не только он посвящен служению, но и Тихик, который будет мотивировать и дальше приобщаться к жизни согласно призванию.

Экзегетическая сложность отрывка

♦ Отрывок Еф. 4:1-16 является одним из ключевых текстов Нового Завета о роли духовных даров в контексте церковного служения, хотя сам отрывок достаточно специфичен. Последнее связано с наименьшим списком духовных даров. Существует в этом тексте и экзегетическая труд-

о. с

со

ность. Она связана с разной интерпретацией 8, 9 и 10 стихов. Со времен отцов Церкви считалось, что этот отрывок повествует о схождении Христа в преисподнюю[11]. Однако, не все разделяют такую позицию. По этому случаю Даниел Уоллас пишет: «Хотя обычно этот текст воспринимают как пример разделительного родительного падежа (и относят, таким образом, к сошествию Господа в ад), здесь это нельзя назвать единственно возможным т решением»[12]. Скорее всего, учитывая грамматические особенности[13], способ цитирования[14], а также и ближний контекст, речь идет о посланно- ¡§ сти Духа Иисусом Христом, что затрагивает другой богословский вопрос, ™ связанный уже с филиокве (лат. Filioque). Подобного мнения придержи- 1 вается и Клеон Роджерс[15]. В поддержку данной позиции Стотт апеллирует т к цитированию Павлом Псалма 67 отмечая, что «литургическая традиция в синагогах соотносит этот Псалом с Днем Пятидесятницы, еврейским праздником, посвященным получению Закона. Тогда эти слова Павла | как ссылка на христианскую Пятидесятницу представляют собой приме- & чательную аналогию: — как Моисей получил Закон и дал его Израилю, ^ так и Христос принял Духа и дал Его Своему народу»[16] Таким образом, в § Еф. 4:8-10 открывается процесс дарования даров, что есть очень важным ш явлением в контексте богословского нарратива призвания. 8

е

Лексика богословского нарратива призвания 2

и онтология церкви I

ш

♦ Павел начинает отрывок с просьбы жить, поступать и действовать | согласно призванию. Как утверждает Клеон Роджерс, слово «ларакаАею» о выражает теплое и личное, но в то же время срочное пожелание[17]. В свою | очередь, слово «призвание» (греч. кА^ац) здесь представляется как некий ё абсолют и эталон, как то, что определяет жизнь призванного. Само слово можно перевести как призыв, приглашение или как призвание[18]. Глагол «каАею», соответственно, также имеет схожий спектр значений: звать, призывать или приглашать[19]. Из логики построения предложения стано-

[11] См. Амвросиаст и Иероним Стридонский. Марк Дж. Эдвардс, ред., Библейский комментарий отцов Церкви и других авторов I-VIIIвеков, т. Том VIII: Послания к Га-латам, Ефесянам, Филиппийцам., Новый Завет (Тверь: Герменевтика, 2005), 187—88.

[12] Даниел Б. Уоллас, Углубленный курс грамматики греческого языка. Экзегетический синтаксис Нового Завета (Новосибирск: Новосибирская библейская богословская семинария, 2010), 107. 73

[13] См. грамматические особенности в Уоллас, 122—23; 135 и 263.

[14] См. Г.К. Бил и Д.А. Карсон, ред., Ветхий Завет на страницах Нового. Послания апостола Павла, т. 4 (Черкассы: Коллоквиум, 2015), 367—71.

[15] Клеон Л. Роджерс III, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета (СПб.: Библия для всех, 2001), 687.

[16] Стотт, Послание к Ефесянам, 155.

[17] Роджерс III, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, 686.

[18] Краткий греческо-русский словарь Нового Завета (СПб.: Библия для всех, 1995), 73.

[19] А.Д. Вейсман, Греческо-русский словарь, 5-е изд. (СПб.: Издание Автора, 1899), 654.

вится понятно, что для Павла нет иной екклезиологической реальности, как только жить согласно призванию[20].

В контексте вышесказанного можно сделать предположение, что призвание может выступать онтологией церкви[21]. Данное утверждение строится на грамматическом аргументе, суть которого состоит в том, что корень слова «еккА^Ыа» есть слово кА^ац. Это достаточно неновый взгляд в академическом богословии, похожего мнения придерживался отец Церкви ХХ века Карл Барт. Он считал, что призвание (кА^ац) является действительностью церкви[22]. Интересно, что некоторые современные популярные христианские мыслители в популярном изложении представляют схожую пози-^ цию[23]. Но проблематика состоит в том, что теме призвания как сущности 5 церкви уделяется недостаточное внимание. Справедливости ради нужно о отметить, что само слово «призвание» популярно, но воспринимается в ^ романтической окраске на уровни личностного развития. Часто о при-§ звании говорится в общем, оно представляется как цель, которую нужно ^ достичь[24]. Предложенный отрывок показывает не только значимость ^ призвания на антропологическом уровне, но и показывает его сущность и ■Е экклезиологическую ценность, ведь церковь — это община призванных[25].

В этом дискурсе следует отметить следующее: большинство библейских | справочников, энциклопедий и словарей определяют слово «екк^п^а» ^ именно как «собрание»[26], подобную тенденцию можно наблюдать и в < классических учебниках по систематическому богословию в евангельском сообществе восточноевропейского контекста[27]; и только в редком случае g упоминается, что церковь — это не только собрание, но и «созыв» или ™ «призыв» к определённой цели[28], что есть важным фактором в понимании g сущности церкви.

[20] Н.Т. Райт, Апостол Павел и верность Бога, т. II, Четвертая часть труда «Истоки христианства и вопрос о Боге» (Черкассы: Коллоквиум, 2018), 498—99; Howard Marshall, New Testament Theology (n.: IVP Academic, 2004), 443, 458.

[21] Слово «онтология» нужно понимать, как сущность, суть или природу. Онтология Церкви — это сущность или природа Церкви.

[22] Карл Барт, Церковная догматика, т. 3, Современное богословие (Москва: ББИ, 2014), 313.

[23] Например см. Юрий Пущаев, «Как произошло слово Церковь?», Журнал Фома (blog), 2019 г., https://foma.ru/kak-proizoshlo-slovo-tserkov.html.

[24] См. для примера Оз Пннесс, Поклик. Знайти i виконати Божий задум для вашо-го життя (Одесса: Бондаренко М.А., 2021).

[25] Ксавье Леон-Дюфура, ред., Словарь библейского богословия (Киев-Москва: Кай-рос, 1998), 898.

[26] См. Краткий греческо-русский словарь Нового Завета, 44; Леон-Дюфура, Словарь библейского богословия, 1232; Новый библейский словарь. Часть 2 Библейские реалии, 934; Фритц Ринкер и Герхард Майер, ред., Библейская энциклопедия Брокгауза (Кременчуг: Христианская заря, 1999), 1051.

[27] См. Миллард Эриксон, Христианское богословие (СПб.: Библия для всех, 1999), 874—76; Уэйн Грудем, Систематическое богословие. Введение в библейское учение (СПб.: Мирт, 2004), 964.

[28] Лиланд Райкен, Джеймс Уилхойт, и Тремпер Лонгман III, ред., Словарь библей-

74

Богословский нарратив призвания

♦ Призыв поступать или жить достойно или согласно призванию нужно понимать в общем нарративе послания. Павел представляет тайну единства всех народов в один народ во Христе. Макс Тарнер по этому поводу пишет, что призвание последователей Христа — «жить в соответствии с 2 принципами вселенского примирения»[29]. Сохранение единства — это и 5 отправная точка, и цель призвания. Бог уже соединил по благодати через 4 веру народы в один народ. Продолжение осуществления единства через ш благовестие — цель призвания. Призвание есть сохранение единства в

Этика призвания и единство

кротостью, долготерпением и снисхождением любовью.

Смиренномудрие (греч. талеггофроойуп) можно также перевести как смирение или как скромность. Иоанн Златоуст считал, что смиренномудрие есть основание всякой добродетели. Он пишет: «Если ты имеешь смирение и помнишь, кто ты и как спасен, то воспоминание об этом служит для тебя побуждением к добродетели. Ты не станешь гордиться не узами..., но зная, что у тебя есть дар благодати, будешь смиряться»[30]. В общине призванных смирение призванию — это один из основных компонентов. Смирение, по мнению Жана Кальвина, — это первая ступень к единству церкви и что смирение есть источником других добродетелей[31].

Следующая добродетель в общине призванных — это кротость. Греческое слово «лратп9> имеет следующий спектр значений: кротость, мягкость, ласковость, сдержанность, спокойствие. Согласно У. Макдональду, кротость — это положение, в котором христианин подчиняется воле Божьей[32]. Кротость есть неотъемлемая добродетель в общине призванных. Кротость залог уверенности в Боге и Его призыву. Кротость как ласковость и сдержанность — важная часть единства.

ее

I

процессе «уже да, но еще нет». Речь идет об осуществлении единства в ^ церкви на пути к цели — «полного возраста Христова». И в этом дискурсе нужно выделить следующие аспекты осуществления единства в церкви как общине призванных: этика и духовные дары.

го ^

о. с

со

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о.

о. <

I

♦ Призвание, как уже говорилось выше, подразумевает достойное пове- ^ дение. Павел в присущей ему манере объясняет свою просьбу. Для автора §

послания достойное поведение призванного связано со смиренномудрием, §

о

о ш

о

75

ских образов (СПб.: Библия для всех, 2005), 1302—3.

[29] Макс Тарнер, «Послание к Ефесянам», в Новый библейский комментарий, Энциклопедия христианства (СПб.: Мирт, 2001), 547.

[30] См. Эдвардс, Библейский комментарий отцов Церкви и других авторов I-VIII веков, Том VIII: Послания к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам.:181.

[31] Жан Кальвин, Толкование на Послания апостола Павла к Ефесянам и Филипий-цам (Минск: УП «Минская фабрика цветной печати»", 2008), 71—72.

[32] Макдональд, Библейский комментарий для христиан. Новый Завет, 1050.

В процессе жизни согласно призванию неотъемлемой добродетелью есть долготерпение (цакро©иц!а). Долготерпение как выдержка и стойкость очень важны в контексте столкновения с чем-то враждебным, когда нужно страдать за убеждение в божественном призвании[33].

Последняя добродетель в общине призванных, ведущая к единству, есть снисхождение любовью в контексте отношений призванных. Любовь, согласно Л. Франку — венец всех добродетелей[34]. Снисхождение в понимании «переносить» или «понимать» также является неотъемлемой частью этики призвания.

Павел показывает, что сущность призвания — это состояние призванного, | а не его дары. Интересно, что в отрывке Еф. 4:1-16 путь к дарам и их сущности проходит через сердце призванного, его характер и этику. Единство 2 общины призванных зиждется на достойном поведении, на понимании

о того, что единство — это сущность самого Бога. ш

0

3

1

к

I

го с о.

о

Этика призвания, согласно Павлу, ведет к единству духа. Доказательством этого есть гимн единству Еф. 4:4-6. Иоанн Златоуст пишет, что дух дан, чтобы объединять не одинаковое в один образ жизни[35], словами Павла «Одно тело и один дух». Кальвин обращает на это особенное внимание, для него единство — это вызов и цель церкви. Он пишет: «Павел подтверждает это убедительным аргументом: ведь мы все призваны к одному наследию и одной жизни»[36].

Единство общины призванных есть отображение единства самого Бога. Этика — это условие единства. Этот отрывок, как и все послание, показывает участие Троицы в искупительной истории. Так же полагали Августин и Иероним Стридонский[37], основываясь на текст Еф. 4:4-7. Один Господь (Иисус), в Которого призванный верит и погружается. Один Бог (Отец), Который над всеми, через всех и у всех. И один Дух, Который, в силу экзегетических сложностей, возможно, и не очевиден в лексическом прецеденте, но чувствуется Его сила и проявление среди общины призванных.

Приступая к вопросу о роли так называемых духовных даров в богословском нарративе призвания, следует отметить следующее: Павел, учитывая опыт церкви в Коринфе, много пишет об этике и единстве, делая их основой в контексте размышлений о жизни общины согласно призванию. Этика — это отправная точка реализации духовных даров, сущность 76 которых — единство.

[33] См. Эдвардс, Библейский комментарий отцов Церкви и других авторов 1-УШ веков, Том VIII: Послания к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам.:182.

[34] Л. Франк, «Послание к ефесянам», в Славянский библейский комментарий (Киев: Книгоноша, 2016), 1665.

[35] См. Эдвардс, Библейский комментарий отцов Церкви и других авторов 1-УШ веков, Том VIII: Послания к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам.:182.

[36] Кальвин, Толкование на Послания апостола Павла к Ефесянам и Филипийцам, 72.

[37] См. Эдвардс, Том VIII: Послания к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам.:184, 189.

[38] Джордж Лэдд, Богословие Нового Завета (СПб.: Библия для всех, 2003), 615.

[39] Лэдд, 616.

[40] Например, в баптистском богословии принято считать, что время апостолов закончилось новозаветными апостолами и их текстами, которые вошли в канон новозаветных писаний.

Призвание и духовные дары

♦ Павел тему даров начинает с утверждения о том, что каждый в Теле Христа имеет дар (Еф. 4:7). Мера дара зависит от Христа. Жизнь согласно призванию — это не только этический вызов, но и поиск, развитие и приумножение духовного потенциала. Призванный имеет дар, согласно которому Бог ставит его на служение в церкви. ^

Павел в начале главы представляет себя плененным или скованным во ® Христе. Подобное он пишет, когда речь идет о духовных дарах: «Восшед ™

на высоту, пленил плен и дал дары людям» (Еф. 4:9). х

<

Обычно текст Еф. 4:11 связывают с вопросом церковного управления. По ™ этому поводу Джордж Лэдд пишет следующее: §

«Некоторые ученые вообще считают, что управление Павловыми церквя- §

ми было харизматическим, а не официальным. Однако при тщательном §;

о.

исследовании этих нескольких даров становится ясно, что одни из них <

действительно харизматичны, а другие явно являются природными дарованиями, которые использует Святой Дух»[38].

ш

Дальше Лэдд обращает внимание на то, что старейшины-епископы, учи- ° теля и дьяконы — это функции, а не формальные должности в церкви[39]. о Последнее наталкивает на мысль, что духовные дары можно разделить на о сущность (природа) и функции. х

со

Как уже говорилось выше, перечень даров Павла в Еф. 4:11 отличается от | других списков духовных даров (см. 1 Кор. 12-14; Рим. 12 и др.). В дискурсе нарратива призвания очень важно понимать роль апостолов, пророков, евангелистов и пастырей-учителей в общине призванных.

Нужно обратить внимание, что есть исторически сложившаяся опасная тенденция прочитывать Еф. 4:11 через призму церковной иерархии. С другой стороны, есть тенденция прочитывать эти тексты сквозь призму исторической исключительности. Речь идет о том, что некоторые дары не функционируют или заменены.[40] В этом дискурсе важно обратить внимание на природу духовных даров.

Здесь уместно напомнить, что Павел помещает тему духовных даров в дискурс единства. Жан Кальвин обращает внимание на то, что призванные не самодостаточны, а значит, нуждаются друг в друге. Поэтому, например, он поставил пастырей для научения остальных. Он пишет: 77

«Ведь если бы каждый сам по себе имел все необходимое, не испытывая нужды в других людях, то в силу нашей склонной к гордыне природы он презирал бы ближних и был бы призираем ими. Поэтому Бог укрепил Свою Церковь связью, лучше всего пригодной к поддержанию единства:

о

Он решил подавать учение о спасении и вечной жизни таким образом, чтобы одни люди получали его от других»[41].

Дальше Кальвин обращает внимание на то, что дары в Еф. 4:11 даны для служения управления церковью. С другой стороны, без даров, согласно Кальвину, Церковь не может сохраниться как единое целое[42]. В этом контексте становится очевидным допущение, что онтология призвания связана с природой духовных даров.

Павел в Еф. 4:11 выделяет четыре дара: апостол, пророк, евангелист, пастырь-учитель. Важно отметить, что Павел начинает этот отрывок с утверждения, что Он (Христос) «поставил» одних апостолами и т.д. Гре-| ческое слово «515юц1», которое в синодальном тексте переведено как «по-^ ставил», лучше перевести как давать, дарить или предоставлять[43]. Иными 2 словами, Христос подарил или предоставил Церкви апостолов, пророков, о евангелистов, пастырей и учителей[44].

78

Следуя логике Павла, которая соответствует последовательности развития даров в ранней церкви, первых, кого Иисус подарил общине призванных,

I были апостолы. Греческое слово «апоатоАод» также можно перевести как «посланники»[45]. Обычно, современным читателем апостольство воспри-^ нимается как чин, иными словами, как некая церковная должность, и в | этом есть определенная логика. В греческом языке межзаветного периода встречается только несколько случаев употребления этого слова в значении □Е «посланный» или «отправленный» человек. Обычно это слово использо-^ валось в морской терминологии и обозначало «адмирал»[46]. В первом веке ° это слово имело иную коннотацию. В текстах Нового Завета, например, в ^ Лк. 6:13, можно наблюдать интересную деталь. Лука пишет, что из числа г учеников Иисус избрал двенадцать и назвал их апостолами. В Деяниях Лука дает характеристики апостольства в ранней церкви. К этим характеристикам относилось непосредственное избрание Иисусом, свидетели явление воскресшего Христа, свидетели многих доказательств и те, кто получил повеление быть свидетелем до края земли (Деян. 1:2-8).

В этом дискурсе важно отметить, что апостольство как функция реали-зовывалась через конкретных людей и в определенное время. Но Павел представляет апостолов как дар Христа церкви, что в нарративе послания означает, что дары как благословения, данные Христом, существуют неотделимо от церкви, в церкви и для церкви. Апостолы были официальными представителями Христа[47]. Сущность апостольства — это представитель-

[41] Жан Кальвин, Наставление в христианской вере, т. 3. Книга 4 (Москва: РГГУ, 1999), 49-50.

142> Кальвин, 3. Книга 4:50.

[43] Краткий греческо-русский словарь Нового Завета, 37.

[44] См. «Жровчення», Всеукрашский союз церков евангельських християн-баптистав (Ь^), просмотрено 14 декабрь 2021 г., https://www.baptyst.com/virovchennya/.

[45] Краткий греческо-русский словарь Нового Завета, 23.

[46] Новый библейский словарь. Часть 2 Библейские реалии, 50.

ство Христа в мире, которое есть частью призвания общины и каждого отдельно взятого призванного.

Следующий дар Христа Церкви — пророки. Греческое слово «лроф^тп?» имеет широкий спектр значений. Его можно перевести как «пророк», «прорицатель», «пророк оракула» и даже «толкователь»[48]. Согласно Сло- ^ варю библейских образов, пророк — это человек, обладающий особым ^ призванием видеть или слышать, что говорит Бог, переживать это и про- ^ возглашать это другим[49]. Важно, что пророк и пророчество присутствует ^ во всех списках даров. Лэдд пишет следующее о функциональной стороне g пророков и пророчества: «Все апостолы были пророками, но не все пророки ^ — апостолами. Апостолы были облечены властью над церковью, которой m пророки не обладали. Пророки говорили под прямым воздействием Святого Духа»[50]. Пророчество, согласно Лэдду, было не должностью, а даром g Духа, который мог быть данный любому члену общины призванных. В этом <t смысле пророчество отличалось от апостольства. Цель пророчества — со- < зидание Церкви (1 Кор. 14:3)[51]. Пророчество, в отличии от апостольства, >s функционально остается актуальным в евангельских церквях. Справед- g ливости ради нужно обратить внимание на то, что пророческое служение § неправильно понимается некоторыми современными лидерами. Об этом о много пишет Джошуа Сьорл в книге «Богослов'я в постхристианському ^ свш». Сьорл пишет: ш

«Тому справжшм пророком е той, хто усвщомлюе, що в кторп дють |

духовт сили, i знае вс1 можливосл, що мктяться в нескшченнш царит S

Божо! дл, бо для Бога можливо все. Отже, пророцтво — це не пасивне очжування, а творча реайзащя найкращих можливостей, яю збшьшують процвггання благого Божого творшня у всгх людей»[52].

Дальше он обращает внимание на то, что для пророков намного важнее то, что Бог делает в этом мире[53]. Пророчество — особенный дар Христа Церкви. Община призванных должна быть способной понимать Бога и Его действия. В таком контексте сущность пророчества призванных — быть голосом Бога в изменяющемся мире.

С пророческим служением связан дар евангелиста. Слово «еиаууеАлотад» переводится как «евангелист» или как «проповедник благой вести»[54]. Клеон Роджерс обращает внимание на то, что евангелист провозглашает

--79

[47] Роджерс III, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, 687.

[48] Вейсман, Греческо-русский словарь, 1095.

[49] Райкен, Уилхойт, и Лонгман III, Словарь библейских образов, 926.

[50] Лэдд, Богословие Нового Завета, 616.

[51] Лэдд, 616.

[52] Джошуа Серль, Богослов'я у постхристиянському свМ, Сучасна протистанська теологгя (Кшв: Дух i лггера, 2020), 58.

[53] Серль, 58.

[54] Краткий греческо-русский словарь Нового Завета, 57.

о

благую весть, полученную от апостолов[55]. Евангелистов еще с времен Отцов церкви сравнивали с теми, кто призван рассказывать о деяниях Христа. В свою очередь в понимании Отцов церкви они не были священниками[56], хотя в текстах Нового Завета именно по отношению к евангелизму употребляется слово «{ероирувю», которое обычно переводят как «совершать священнодействие». Возможно, речь идет о том, что служение евангелиста не связано с церковным богослужением. Многие исследователи считают, что служение евангелиста можно сравнить с современным словом «миссио-нер»[57]. Согласно Кальвину, апостолы, пророки и евангелисты функционально дарованы церкви на определенное время[58]. Но в сущности этого ^ дара Христа Церкви есть то, что община призванных должна возвещать о ^ деяниях Христа во всех обстоятельствах и во все времена.

0 Последним даром Христа Церкви в тексте послания Еф. 4:11 приводится 2 пасторство и учительство. Слово «логц^» по отношению к пастырям в т современном понимании употребляется всего два раза, второй раз в 1 Пет. § 2:25. К. Роджерс пишет, что образ пастуха, который заботится о стаде, 5 был символом духовного вождя, заботящегося о вверенной ему пастве[59]. ^ Учитель (греч. 5г5аакаАод) — слово, достаточно часто употребляющееся в

1 Новом Завете. В Евангелиях обычно оно относится к Иисусу. С Деяний | 13:1, оно начинает относиться и к другим служителям Нового Завета.

До сих пор ведется дискуссия о том, идет ли в данном случае речь об одном

со

о

< или двух дарах. Иероним Стридонский считал, что, несмотря на святость -- человека, он не может быть пастырем, если он не способен учить[60]. Кальвин, например, считал, что это два разных дара[61]. Об этом он пишет и в «Наставлении в христианской вере»[62]. Питер Пеннер по поводу данной дискуссии отмечает, что сущность этих даров очень близка, хоть и есть определенные отличия[63]. С другой стороны, Л. Франк обращает внимание на то, что не каждый учитель может быть пастырем[64], что указывает на тенденцию разномыслия в евангельском контексте. Дерек Тидбол замечает, что при всей пастырской заботе Павла о своих общинах он только один раз

[55] Роджерс III, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, 687.

[56] Эдвардс, Библейский комментарий отцов Церкви и других авторов I-VIII веков, Том VIII: Послания к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам.:188—89.

[57] См. Роджерс III, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому 8Q тексту Нового Завета, 687; Франк, «Послание к ефесянам», 1666.

[58] Кальвин, Толкование на Послания апостола Павла к Ефесянам и Филипийцам, 82.

[59] Роджерс III, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, 687.

[60] См. Эдвардс, Библейский комментарий отцов Церкви и других авторов I-VIII веков, Том VIII: Послания к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам.:189.

[61] Кальвин, Толкование на Послания апостола Павла к Ефесянам и Филипийцам, 82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[62] Кальвин, Наставление в христианской вере, 3. Книга 4:52.

[63] П. Пеннер, Научите все народы. Миссия богословского образования. (СПб.: Библия для всех, 1999), 86.

[64] Франк, Послание к ефесянам, 1666.

употребляет слово «пастор», к тому же, пишет он, прочно соединяя труд пастора с трудом учителя»[65]. Подобное пишет и Дерек Прайм: «Пасторство и учительство — это два аспекта одного и того же служения»[66]. В других текстах Павла можно заметить идею, что каждый последователь должен быть учителем в процессе ученичества[67]. Следует отметить, что практически все согласны с тем, что пастырство и ученичество сохранило свою роль в современной церкви как функционально, так и онтологически.

Выводы

♦ В контексте исследования богословского нарратива призвания нужно <

ш

отметить следующее. Несмотря на богословскую дискуссию, относительно

временности некоторых даров Христа Церкви, онтологически все дары при- ^

сутствуют в Теле Христа. Церковь по своей природе есть апостольская, про- Ц

роческая, благовествующая и пастырско-учительская. Каждый призванный §

в Теле Христа сохраняет идентичность общины, то есть, конкретно взятый < призванный есть посланный, возвещающий дела Бога и благовествующий

о Христе, который должен воспитывать учеников. Каждая грань природы £3

даров Христа в каждом призванном выражается по-разному, но каждый §

способен под воздействием Духа Святого проявлять в нужное время то, о

что актуально для Церкви, которая есть полнота Христа. о

ш

В дискурсе даров Христа в общине призванных важно выделить сущность | всех даров. Дары Христа, согласно Еф. 4:12-13, ведут к совершенствованию § святых на дело служения, сущность которого — созидание тела Христа в единство веры и познания Сына Божьего, а окончательная цель — совершенство в меру полного возраста Христова[68]. Павел пытается нарисовать алгоритм духовного возрастания. Ведь без даров Христа, согласно Павлу, община не способна стать зрелой[69].

Рассматривая текст Послания к Ефесянам 4:1-16 в богословском наррати-ве, можно заметить некую зеркальность или хиазмичность. Павел пишет, что церковь должна жить согласно призванию. Объясняя это, он начинает с этики, идет к единству, раскрывает сущность даров и их призвания, возвращаясь через этику опять к единству Тела Христа. Этот отрывок заканчивается одним из самых удивительных текстов в Новом Завете: «из

о

[65] Дерек Тидбол, Мудрые пастыри. Исследование в пасторском богословия (Одесса: Богомыслие, 2013), 97. о^

[66] Дерек Прайм, Пасторы и учители. Призвание и труд служителей Христа (Харьков: Бiблос-Альфа, 2008), 26.

[67] Детально об этом написано автором в «Новозавггна теолопя учшвства та И актуалiзацiя в сучасних евангельських практиках» (Дисертащя кандидата фшософських наук, Кшв, НПУ iм. М.П. Драгоманова, 2019), 112.

[68] Кристофер Билей, Отцы Церкви о пасторском служении (Черкассы: Коллоквиум, 2012), 24.

[69] Намного больше о формировании в контексте пасторского служения можно прочитать в книге James Thompson, Pastoral ministry according to Paul: a biblical vision (Grand Rapids, Mich: Baker Academic, 2006).

Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16). В этом отрывке глубоко представлена и роль общины, и роль каждого призванного, и этика, и богословие призвания. Призвание — сущность церкви, сущность призвания — имплементация даров Христа, что имеет этическое выражение и ведет к единству Церкви, которая есть Тело Его, полнота, наполняющая все во всем.

Библиография

^ Барт, Карл. Церковная догматика. Т. 3. Современное богословие. Москва: ББИ, 2014. ^ Бил, Г.К., и Д.А. Карсон, ред. Ветхий Завет на страницах Нового. Послания ^ апостола Павла. Т. 4. Черкассы: Коллоквиум, 2015.

из Билей, Кристофер. Отцы Церкви о пасторском служении. Черкассы: Коллоквиум, | 2012.

§ Вейсман, А.Д. Греческо-русский словарь. 5-е изд. СПб.: Издание Автора, 1899. § Всеукрашский союз церков евангельських християн-баптиспв. «Жровчення». ^ Просмотрено 14 декабрь 2021 г. https://www.baptyst.com/virovchennya/.

^ Гшнесс, Оз. Поклик. Знайти i виконати Божий задум для вашого життя. Одесса: § Бондаренко М.А., 2021.

ш Говорун, К. Мета-еклезюлопя: хрошки самоусвщомлення. Кшв: Дух i лггера, 2018. 3 Грудем, Уэйн. Систематическое богословие. Введение в библейское учение. СПб.: | Мирт, 2004.

" Кальвин, Жан. Наставление в христианской вере. Т. 3. Книга 4. Москва: РГГУ, 1999.

---. Толкование на Послания апостола Павла к Ефесянам и Филипийцам.

,_ Минск: УП «Минская фабрика цветной печати»", 2008.

о Краткий греческо-русский словарь Нового Завета. СПб.: Библия для всех, 1995. т.- Леон-Дюфура, Ксавье, ред. Словарь библейского богословия. Киев-Москва: | Кайрос, 1998.

Лэдд, Джордж. Богословие Нового Завета. СПб.: Библия для всех, 2003. Макдональд, Уильям. Библейский комментарий для христиан. Новый Завет. ^У, 2000.

Новый библейский словарь. Часть 2 Библейские реалии. Энциклопедия

христианства. СПб.: Мирт, 2001. Пеннер, П. Научите все народы. Миссия богословского образования. СПб.: Библия для всех, 1999.

Прайм, Дерек. Пасторы и учители. Призвание и труд служителей Христа. Харьков:

Бiблос-Альфа, 2008. Пущаев, Юрий. «Как произошло слово Церковь?» Журнал Фома (Ь^), 2019 г. https://foma.ru/kak-proizoshlo-slovo-tserkov.html. 82 Райкен, Лиланд, Джеймс Уилхойт, и Тремпер Лонгман III, ред. Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех, 2005. Райт, Н.Т. Апостол Павел и верность Бога. Т. II. Четвертая часть труда «Истоки христианства и вопрос о Боге». Черкассы: Коллоквиум, 2018.

---. Павел. Послания из тюрьмы. Популярный комментарий. Читая Библию.

Москва: ББИ, 2009. Ринкер, Фритц, и Герхард Майер, ред. Библейская энциклопедия Брокгауза.

Кременчуг: Христианская заря, 1999. Роджерс III, Клеон Л. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. СПб.: Библия для всех, 2001.

Серль, Джошуа. Богослов'я у постхристиянському свт. Сучасна протистанська

теологiя. Ки!в: Дух i лiтера, 2020. Соловiй, Роман. Виникаюча церква. Черкассы: Коллоквиум, 2012. Станкевич, ВпалШ. «Новозавггаа теологiя учшвства та и актуалiзацiя в сучасних евангельських практиках». Дисертацiя кандидата фтософських наук, НПУ iм. М.П. Драгоманова, 2019. ю

Стотт, Джон. Послание к Ефесянам. Библия говорит сегодня. СПб.: Мирт, 1999. ^

Тарнер, Макс. «Послание к Ефесянам». В Новый библейский комментарий, 751.

Энциклопедия христианства. СПб.: Мирт, 2001. ©

Тидбол, Дерек. Мудрые пастыри. Исследование в пасторском богословия. Одесса: т

Богомыслие, 2013. §

Библия онлайн. «Толкование Далласской семинарии. Послание к Ефесянам». ^

Просмотрено 26 ноябрь 2021 г. https://ЫЫe.by/daИas/56/1/. п

Уоллас, Даниел Б. Углубленный курс грамматики греческого языка. Экзегетический § синтаксис Нового Завета. Новосибирск: Новосибирская библейская щ

богословская семинария, 2010. Франк, Л. «Послание к ефесянам». В Славянский библейский комментарий,

1657—76. Киев: Книгоноша, 2016. <

Эдвардс, Марк Дж., ред. Библейский комментарий отцов Церкви и других авторов s

I-VIII веков. Т. Том VIII: Послания к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам. Новый §

Завет. Тверь: Герменевтика, 2005. m

Эриксон, Миллард. Христианское богословие. СПб.: Библия для всех, 1999. 8

Aland, Kurt, Barbara Aland, и Barclay M. Newman, ред. The Greek New Testament. 4. о

rev. ed., 15. printing including rev. dictionary. Stuttgart: Deutsche Bibelges. [u.a.], 2010. о

Marshall, Howard. New Testament Theology. N.: IVP Academic, 2004. ^

Thompson, James. Pastoral ministry according to Paul: a biblical vision. Grand Rapids, m Mich: Baker Academic, 2006.

я

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.