Научная статья на тему 'Природа нравственного конфликта в повести русскоязычных писателей Мордовии 60—90-х годов xx века'

Природа нравственного конфликта в повести русскоязычных писателей Мордовии 60—90-х годов xx века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
159
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тростина Марина Александровна

В статье анализируется природа нравственного конфликта в повестях Ф. Андрианова, А. Косенкова, Н. Мирской, В. Петрухина и др. В произведениях этих писателей прослеживается тенденция к углубленному исследованию наиболее сложных сторон жизни, к выявлению социально-этического аспекта трудовой деятельности наших современников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Тростина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природа нравственного конфликта в повести русскоязычных писателей Мордовии 60—90-х годов xx века»

ПРИРОДА НРАВСТВЕННОГО КОНФЛИКТА В ПОВЕСТИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ МОРДОВИИ 60—90-х годов XX века

М. А. Тростина

В статье анализируется природа нравственного конфликта в повестях Ф. Андрианова, А. Косенкова, Н. Мирской, В. Петрухина и др. В произведениях этих писателей прослеживается тенденция к углубленному исследованию наиболее сложных сторон жизни, к выявлению социально-этического аспекта трудовой деятельности наших современников.

В мордовской прозе 70 —90-х гг. XX в. наиболее приметным становится не просто внимание к личности, индивидуальности, а напряженный и строгий интерес к тому, какова эта личность, если судить о ней с точки зрения объективной ценности характера. Н. И. Николаенко утверждает: «Современная литература пристальнее, чем это было прежде, вглядывается в человека, в его внутренний мир, причем имеется в виду человек рядовой, обычный, наблюдаемый в ситуациях не кризисных, а, скорее, протяженных во времени» [4, с. 63]. Повесть русскоязычных писателей Мордовии, занимая промежуточное положение между малыми жанрами прозы и романом, выходит далеко за узкие рамки исследования семейно-бытовых и нрав-ственно-этических проблем. В центр внимания авторов все чаще попадает человек с философским пониманием жизни; бытовая, социальная и производственная линии объединены в сюжетно-образную систему. | Пристальным вниманием к сложным соци-\ ально-нравственным вопросам на материа-\ ле производственной деятельности совре-I менников отличаются такие писатели, как | А. Косенков, Ф. Андрианов и А. Цапко. В | их повестях достаточно широко отражены I столкновение разных стилей руководства — бюрократического и подлинно творческого, борьба за технический прогресс, организация современного производственного коллектива. Сюжеты основаны на идейно-нравственном конфликте людей эгоистичных, но прикрывающихся «высокими фразами», и подлинно передовых, творчески мыслящих, ставящих общественные интересы выше личных .

Произведения А. Косенкова, строителя по профессии, наполнены человечностью, лиризмом, романтикой, раздумьями о смысле жизни, о месте человека в современном об-! ществе, о радости творческого труда. Так, в

152

лирико-философской повести «Под парусом» писатель показал жизнь строителей разного возраста с их заботами, профессиональными победами, судьбами.

Жизненный путь главного героя, Сергея Аргунова, описан в нескольких повестях. В начале трудовой деятельности он представлен открывающим для себя мир, чутким к красоте природы, увлекающимся. Постепенно писатель перемещает на первый план изображение мастерства, профессионализма, творческого отношения героя к труду, тем самым показывая его характер в динамике. На фоне Сергея показан и ряд других запоминающихся характеров: расчетливый, корыстный Григорий Моргунов, мечтательная, добродушная Майя Голованова, практичный, невозмутимый начальник участка Ютландов. Автор рисует многогранные натуры, не вымышленные, а словно выхваченные из жизни. Аргунов — творческая находка А. Косенкова. Полнота раскрытия образа достигается прежде всего формой повествования от первого лица. Вскользь, но убедительно герой показывает жизненную позицию. Так, например, без желания отправляясь на помощь к Моргунову, он замечает: «Видимо, когда человек привык делать что-то только хорошо, по-другому у него не получится, даже если бы и захотел. Так вот и я, хоть и не лежала душа к Моргунову, иначе поступить не мог» [2, с. 62]. Справедливостью суждений, прямотой, неравнодушием к халтуре и разгильдяйству Сергей противопоставлен, например, Ютлан-дову, чей необдуманный поступок стал причиной трагедии, приведшей к инвалидности девушки.

Упрямство и категоричность Аргунова часто приводят к ссорам с начальством. Герой не остается один: с ним всегда друзья и работа, которая «...прежде всего творчество; без любви, без задора... и ложку не выре-

© М. А. Тростина, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 1

жешь» [2, с. 75]. Молодой человек думает не только о том, как в срок построить дом, но и о том, как обрести, сохранить и приумножить доверие людей, в чем смысл труда, красоты, жизни. Отзывы о коллегах, характеристика героя другими персонажами повести делают его портрет вполне завершенным и убедительным.

О людях труда писал и А. Цапко. В повести «Заринское дело», посвященной литейщикам Мордовии, он сосредоточивает внимание на психологии рабочего, взаимоотношениях в трудовом коллективе. Характеры персонажей раскрываются в процессе их производственной деятельности. Главный герой Андрей Штурмин — редактор заводской многотиражки. Профессия обязывает его быть в центре всего происходящего на предприятии. Справедливый, правдивый, принципиальный журналист, Андрей не остается равнодушным к бесхозяйственности и нерадивому отношению к труду, пытается разобраться в любой ситуации, следуя принципу, что «человек, взявший в руки перо, становится судьей» [6, с. 94]. Штурмин никогда не делает скоропалительных выводов и умеет помочь и членам коллектива, и производству. Активный сторонник передовых методов хозяйствования, он страстно отстаивает установку автоматической линии на заринском заводе «Центролит». Единомышленник и помощник Андрея — бригадир формовщиков Николай Матвеевич Ко-журин, работающий на заводе чуть ли не со дня его основания. Любовь к профессии литейщика он привил и детям: сын Александр работает рядом с ним на формовке, дочь Нина — технологом. В образе Кожурина, служащего примером в работе и в быту, типизируются нравственные черты рабочего 1970—1980-х гг. Среди молодых литейщиков — наследников лучших традиций старшего поколения примечателен Алексей Пар-чайкин. Его отличают постоянная тяга к знаниям, неизменный интерес к новой технике.

Антиподами Кожуриных в повести являются начальник отдела Лев Молин и его приспешник Валентин Каниськин, которые ставят личные интересы на первый план и стремятся из всех начинаний извлечь выгоду. Истинную сущность они скрывают за демагогическими рассуждениями, показной заботой о выполнении плана. Прозаик четко провел авторскую позицию и сумел дать принципиальную оценку таким «радетелям» за научно-технический прогресс.

Несмотря на некоторые недоработки (например, несколько упрощенно и схема-

тично показано управление заводом), повесть примечательна прежде всего тем, что основана на реальных событиях. В ней повествуется, как возник и постепенно превратился в ведущее республиканское предприятие Саранский литейный завод.

Важные нравственные проблемы ставит в повестях о молодежи Ф. Андрианов. Поэт, прозаик, публицист, он всю жизнь проработал учителем русского языка и литературы, и искания молодого поколения хорошо ему известны. Один из ведущих жанров в прозаическом творчестве Ф. Андрианова — «школьная повесть», представленная многоплановыми, остроконфликтными произведениями «Спроси свою совесть», «Если ты вышел в дорогу», «Вижу зеленый!» и др. Здесь остро ставятся проблемы воспитания, нравственного выбора, долга и чести, добра и зла, любви и дружбы, которые остаются актуальными во все времена. Учитель в данных произведениях — друг, старший товарищ, справедливый, понимающий.

В центре повести «Спроси свою совесть» — судьба десятиклассника Жени Курочкина, не сумевшего противостоять обстоятельствам и оказавшегося на скамье подсудимых. Главный вопрос, волнующий автора: как произошло, кто виноват в том, что Женя, спортсмен, юноша, не лишенный поэтического дарования, оказался на краю пропасти?

Ф. Андрианову удалось объективно оценить ситуацию, увлечь читателя, заставить его «вжиться» в повествование и сделать правильный вывод самостоятельно. Вместе с тем писатель не является моралистом, не винит кого-то одного, но настойчиво ищет и находит причины трагедии главного героя. Родители не приучили его к нравственной ответственности за проступки. Отец считал, что в детстве наработался за сына, мать заботилась лишь о материальном достатке. Одноклассники, равнодушные наблюдатели, не пришли на помощь в трудную минуту. Напыщенные речи завуча не соответствовали действительности. Женя, не смирившийся с ложью и лицемерием, пытался противостоять этому обществу и оказался на неверном пути. Небезучастны к его судьбе лишь учитель Владимир Кириллович и близкий товарищ Иван Сергеев. Именно педагог выносит приговор: «...рядом с Курочкиным на скамье подсудимых незримо сидят и его бывшие друзья, и родители, и мы, учителя, и все те, кто был преступно равнодушен к его судьбе. Пусть не только Курочкин, но и каждый из нас спросит свою совесть: в чем его вина?» [1, с. 218].

«Финно-угроведение. Филологические ггауки*

Произведения Я. Мирской и В. Петру-хина объединяет искреннее желание авторов раскрыть глубину духовного мира героев, их психологию, особенности мировосприятия. Действие повести Н. Мирской «Одуванчики», выдержанной в форме лирических откровений, происходит в послеоперационной палате городской больницы. Судьба свела здесь разных по возрасту и взглядам на жизнь женщин. Особая жизненная ситуация поставила их перед выбором: сдаться обстоятельствам или найти силы, чтобы вновь поверить в себя, в то, что ты нужен и еще многое сможешь сделать. Все они обыкновенные люди, ранимые, предельно откровенные, воспринимающие чужую боль как свою. Так, Антонина Приказчикова обретает надежду на будущее. Проведя на больничной койке несколько месяцев, она едва не поддалась бессилию и отчаянию. Наступающая весна, трогательная забота и внимание соседок по палате, профессионализм врачей возвращают ей желание жить. Переживая тяжелую физическую боль, отгороженные от жизни большого города белыми стенами палаты и наглухо закупоренными окнами, героини ощущают постоянную потребность в духовном общении. Они беседуют, поддерживают друг друга шутками и советами. Несмотря на то что в судьбе каждой есть трагические страницы, повествование не окрашивается в мрачные тона. Солнечные лучи на стенах, запах черемухи и оттаявшей земли словно символизируют возвращение к жизни.

Становлению личности, поиску своего места в жизни, борьбе за торжество справедливости посвящена повесть Н. Мирской «Проходной балл». Действующие лица — выпускники школ, сдающие вступительные экзамены в университет и мечтающие о профессии педагога. Главная героиня просто и откровенно рассказывает о первом серьезном испытании на пороге во взрослую жизнь. В мечтательной, романтичной девушке привлекают оптимизм, вера в себя, готовность прийти на помощь, умение найти замечательное в самом, казалось бы, обыкновенном: «Я люблю дождь. Когда струятся, размываясь в ночи, огни неоновой рекламы. Люблю чистоту, свежесть, обновление, которые приходят вместе с ним. Люблю его музыку, то тихую и убаюкивающую, то неистовую и беспощадную, то звонкую и игривую» [3, с. 176]. Перед героиней два пути: покорно ждать решения приемной комиссии или бороться за мечту.

Устами персонажей произведений автор призывает нас к упорству, труду и честности. Мысль о неизбежном торжестве спра-

ведливости звучит на протяжении всей повести, но для этого нужно приложить усилия, добиться поставленной цели. Отсутствие излишней навязчивости автора в нравоучениях и предоставление читателю возможности самостоятельно давать оценку поступкам героев позволяют назвать рассмотренные нами произведения Н. Мирской психологическими повестями.

Глубокий психологизм наблюдается и в книге В. Петрухина «Избранник», где действующие лица серьезно размышляют об общечеловеческих ценностях, ищут ответ на вечный вопрос о смысле бытия. Главный герой — преподаватель вуза Андрей Алатыр-цев, преуспевающий ученый, красивый внешне мужчина, не обделенный женским вниманием. У него есть все данные, чтобы стать «избранной» личностью, выделиться из серой одноликой толпы. Однако автор доказывает, что для этого недостаточно иметь лишь приятную внешность. Когда человек духовно беден, он во многом ограничен в возможностях, предоставляемых судьбой. Алатырцев не желает менять сложившийся уклад спокойной однообразной жизни, что сближает его с чеховским Беликовым. Герою чуждо, например, стремление коллег восстановить справедливость в отдельных ситуациях. Он твердо убежден, что «правда сама по себе никому не нужна, она просто неудобна» [5, с. 36]. Лишь трагическая гибель сына заставляет серьезно задуматься о прошлом и настоящем, переосмыслить жизненные установки.

Полноте раскрытия психологии «избранной» личности во многом способствует введение в повесть героя-антипода. Библиотекарь Кошкин некрасив, неудачлив в любви, занимает скромную должность и не питает никаких надежд на продвижение по служебной лестнице. Он безмерно богат внутренне, но комплексы мешают гармонично развиваться. Таким образом, место «избранника» так и остается незанятым. Автор не показывает сильную личность, способную противостоять духовной пустоте Алатырцева и сторону Кошкина перед реальностью. Для этой роли не подходит ни жена Андрея Маша, ни случайно встреченный Кошкиным таксист. Писатель тонко подмечает особенности психологии каждого героя. Произведение наполнено философскими высказываниями, именами мыслителей, веяниями различных философских школ. Все это является отличительной особенностью повествования и подчеркивает индивидуальность художественного стиля автора.

В повестях русскоязычных писателей

154

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | М? 1

Мордовии нравственный конфликт, как правило, не показан в «чистом» виде: бытовое связано с производственным, личное с общественным и т. д. Авторы прибегают к использованию различных художественных приемов: повествованию от первого лица, форме дневниковых записей, «рассказа в рассказе», воспоминаний. Сообразно этому выбирается и жанровая форма (повесть-дилогия, описательная, лирическая, художе-

ственно-д оку ментальная, психологическая ), способствующая более глубокому проникновению в психологию героев произведений, острой постановке и художественному решению актуальных проблем. Продолжая традиции предшественников, русскоязычные писатели Мордовии стремятся как можно подробнее осветить сложную правду века, раскрыть многогранный мир современников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андрианов Ф. Спроси свою совесть : повесть / Ф. Андрианов. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1979. - 222 с.

2. Косенков А. Под парусом : повести и рассказы / А. Косенков. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1990. - 320 с.

3. Мирская Н. Проходной балл : повести и рассказы / Н. Мирская. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1990. — 272 с.

4. Николаенко Н. И. С временем сверяя шаг. Нравственные искания в современной советской прозе / Н. И. Николаенко. — Киев : Изд-во Киев. гос. ун-та, 1984. — 104 с.

5. Петрухин В. Избранник : повесть / В. Петрухин. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1987. —

88 с.

6. Цапко А. Заринское дело : повесть / А. Цапко. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. — 200 с.

Поступила 09.12.09.

«МОРДОВСКИЙ ПЛАСТ» В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ С. ЗАВЬЯЛОВА: ПРАКТИКА ИНТЕГРАЦИИ ФИННО-УГОРСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА В ЛИРИЧЕСКИХ ЦИКЛАХ 1990-х годов

С. П. Гудкова

В статье рассматривается специфика творчества С. Завьялова на примере его лирических циклов 1990-х гг. («Берестяные грамоты мордвы-эрзи и мордвы-мокши» и «Фрагменты элегий, сохранившиеся в папирусах»). Путем анализа особенностей поэтического стиля (характера введения «мордовского материала») доказывается особая значимость формальной организации поэтического текста в раскрытии основной поэтической идеи — сохранение и утверждение национальной самобытности мордовской нации.

Творчество Сергея Завьялова традиционно относят к петербургской «филологической школе», заявившей о себе в 90-е гг. XX в. Представленная такими яркими твор-

ческими индивидуальностями, как Л. Лосев, В. Уфлянд, М. Еремин, она во многом стала определять тон современной поэзии. По мнению отечественных литературоведов, ее

«Финно-угроведение. Филологические науки»

© С. П. Гудкова, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.