Научная статья на тему 'Природа и национальный миф в творчестве русских и канадских художников (Николай Рерих, константин Васильев, Эмили Карр, Лоурен Харрис)'

Природа и национальный миф в творчестве русских и канадских художников (Николай Рерих, константин Васильев, Эмили Карр, Лоурен Харрис) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / "СЕВЕРНОСТЬ" / ФОЛЬКЛОР / "NORTHERNESS" / NATIONAL IDENTITY / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Романов Константин Сергеевич

Российские и канадские художники обращаются к проблеме взаимосвязи между национальным мифом и территорией, природой и ландшафтом. Часто в этой связи используются понятия северность и восточность. Основы народного самосознания они часто видят и в фольклорном прошлом, неразрывно связанном с темой природы. Такое творческое видение природы и мифологии может дать ключ к основам национальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nature and the National Myth in the Works of Russian and Canadian Artists (Nicholai Roerich, Konstantin Vasilyev, Emily Carr, Lawren Harris)

Russian and Canadian painters referred to the problem of connection between the national myth and local space, nature and landscape. In this regard the concepts of northerness and easterness may be applied. Some ancient folklore images connected to nature are widely used in relation to the national roots. This kind of artistic representation to some extent might serve as a clue of the national identity of both Russia and Canada.

Текст научной работы на тему «Природа и национальный миф в творчестве русских и канадских художников (Николай Рерих, константин Васильев, Эмили Карр, Лоурен Харрис)»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 3

К.С. Романов

ПРИРОДА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИФ В ТВОРЧЕСТВЕ

РУССКИХ И КАНАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ

(Николай Рерих, Константин Васильев, Эмили Карр,

Лоурен Харрис)

Российские и канадские художники обращаются к проблеме взаимосвязи между национальным мифом и территорией, природой и ландшафтом. Часто в этой связи используются понятия "северность" и "восточность". Основы народного самосознания они часто видят и в фольклорном прошлом, неразрывно связанном с темой природы. Такое творческое видение природы и мифологии может дать ключ к основам национальной идентичности.

Ключевые слова: национальная идентичность, "северность", фольклор.

Russian and Canadian painters referred to the problem of connection between the national myth and local space, nature and landscape. In this regard the concepts of "northerness" and "easterness" may be applied. Some ancient folklore images connected to nature are widely used in relation to the national roots. This kind of artistic representation to some extent might serve as a clue of the national identity of both Russia and Canada.

Key words: national identity, "northerness", folklore.

Характерной особенностью художников, творчество которых рассматривается в исследовании, является их особая роль в формировании национального самосознания россиян и канадцев. Их творчество затрагивает вопросы национальной самобытности. Вот как, например, о советском художнике К. Васильеве отзывался И. Глазунов: "Васильев — безвременно погибший молодой художник, душа которого тосковала по древним корням и истокам славянства"1. Л. Харрис в свою очередь считается в Канаде прежде всего именно национальным художником, вместе с другими участниками "Группы семи" провозгласившим своей задачей не только выражение канадского своеобразия, но и вообще создание национальной школы живописи. Художественные взгляды Э. Карр, художницы с западного побережья Канады, во многом были близки "Группе семи". Известно, что она постоянно поддерживала с ними

Романов Константин Сергеевич — канд. культурологии, преподаватель кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-926-532-69-18, e-mail: romanov.konst@gmail.com

1 Цит. по: Доронин А.И. Константин Васильев. М., 2002. С. 69.

творческий диалог, часто принимала участие в их выставках. При этом в центре ее внимания преимущественно были и природа, и аборигенный аспект канадской культуры. Русский художник Н. Рерих в своих художественных и философских поисках выходил за пределы изобразительного искусства. Испытывая удивительно почтительное отношение к природе, он сформулировал концепцию "несравненно самобытной былой природы", русского исторического прошлого. Особенно остро он ставил вопрос о "прямой противоположности" природы и города. Несмотря на существенные различия в творчестве названных художников, их объединяют темы, которые помогают им реализовать свой замысел.

Канада и Россия по природно-климатическим условиям близки. Однако в художественной интерпретации четырех авторов видны как сходство, так и различия в изображении темы природы. Л. Хар-риса привлекала идея "географического детерминизма". Он, разделяя взгляды скандинавских символистов, считал климатические особенности суровой природы основными компонентами идентичности северных народов. Следуя теософии, особенно популярной в начале ХХ в., он полагал, что эстетическое и духовное рождение канадской нации и обновление всей цивилизации должно зарождаться на севере. В этой связи "северность" страны, по его мнению, исключительно положительная черта, большая удача для канадцев, в которой изначально заложены основы будущего преуспевания. К. Васильев в своих работах также весьма важное место отводил отображению природы: в основном это были волжские пейзажи, в том числе зимние.

В большинстве своих пейзажных работ Харрис намеренно уделял мало внимания деталям. Он считал, что детали могли лишь исказить основную идею, заложенную автором. Только целостное отражение масштабности северных пейзажей могло передать идею силы и мощи — главных атрибутов севера. Это можно увидеть в таких картинах, как, например, "На Верхнем озере" ("Above lake Superior", 1919) или "Остров, Верхнее озеро" ("Island, lake Superior", 1921). В более поздний период творчества Харриса количество цветов на его полотнах уменьшалось, их насыщенность также становилась меньше. «Алгома (речь идет об округе в провинции Онтарио, излюбленном месте пейзажистов. — К.Р.) была слишком пышна для Харриса, — отмечал его коллега по "Группе семи" Джексон, — ему нужен застывший голый пейзаж»2. Схожие черты можно увидеть в произведении Васильева "Русский Север" — незыблемый пейзаж, тусклые цвета, отсутствие деталей и какого-либо движения.

2 ^t. no: Adamson J. Lawren Stewart Harris: Towards an Art of the Spiritual // Canadian Art, the Tomson Collection. Toronto, 2008. P. 76.

Значительным отличием творчества К. Васильева от творчества Л. Харриса, отказавшегося от сюжетности в пейзажах, является наличие сюжета и героев. Пытаясь воссоздать культурное пространство России, он изначально стал искать сюжеты в истории (например, создал цикл работ, посвященных Великой Отечественной войне). Позднее он отошел от написания исторических картин: «В беседах с друзьями Константин [Васильев] делился мыслями о том, что "голая" история, взятая сама по себе, в отличие от народных сказаний, дает нам не всегда достаточный материал для понимания внутренних движущих сил <...>. Только сам народ издревле обладал неподражаемой способностью постигать свою собственную сущность и отчетливо выражать ее через мифотворчество, фольклор, прикладное искусство»3. Поэтому средством отображения народной духовности, идентичности для Васильева стало обращение к мифологическим сюжетам: ".нужно вернуться к истокам родного языка и родной поэзии, освобождая былую силу и былой возвышенный дух, который дремлет в памятниках национальной древности."

Так, цикл "Русь былинная" стал одним из центральных в творчестве К. Васильева. Фольклорные образы и сюжеты присутствуют в большинстве его картин. «Внутреннюю силу всего живого, силу духа — вот что должен выражать художник! <...> Я сделаю картину и назову ее "Северный орел"»4, — вспоминает один из друзей Васильева. Таким образом, скрытая, "внутренняя" сила в картинах Васильева заключена и в окружающей природе, и в мифологии народа. Здесь уместно упомянуть о неразрывной связи мира природы и мира человека в мифологическом пространстве любой культуры.

Среди канадских художников, обратившихся к мифологическому прошлому страны, прежде всего следует упомянуть Э. Карр. Своей задачей она ставила воспроизведение мира коренных жителей страны, как их фольклорно-легендарного прошлого, так и современной действительности. Хотя этнически сама Карр не относилась к аборигенам, она видела истоки национального самосознания канадцев в аборигенном "примитивном" прошлом. В центре внимания ее творчества был запад страны. Она совершила несколько продолжительных поездок на север, на Аляску, на острова Королевы Шарлотты, где находила множество сюжетов для своих работ. К наиболее известным картинам, передающим эти сюжеты, относятся "Гитвангак, острова Королевы Шарлотты" ("Gitwangak, Queen Charlotte Islands", 1912), "Тотемы Хайда, Ча-Алт" ("Haida Totems, Cha-Atl", 1912), "Тану" ("Tanoo", 1912).

3 Доронин А.И. Указ. соч. С. 82.

4 Там же. С. 92.

Следует отметить, что помимо художественного таланта она, бесспорно, обладала талантом публициста и оратора — писала эссе на тему коренных народов и даже выступала с докладами. Коренные народности, как и дошедшие до рубежа XIX и ХХ вв. их артефакты, согласно ее мнению, должны были служить фундаментом национальной идентичности канадцев: "Мощь первобытного примитивного величия должна остаться в истории. Такие вещи должны быть для нас, канадцев, реликвиями, как для древних британцев реликвией является сам английский язык"5. Нередко она показывала и современное влияние европейской христианской культуры на мир природы и аборигенов, динамику соотношения "природа—человек" в Канаде. В качестве примера можно привести ее картину "Индейская церковь" ("Indian Church", 1929), где изображена небольшая церковь, окруженная массивными кронами деревьев.

Тема канадской природы в ее творчестве неразрывно связана с мифологией аборигенов. Аборигенному сознанию не было свойственно разделять мир человека и мир природы. Одной из картин, показывающих глубинную связь индейской культуры и природы, можно считать "Тотемную тропу в Ситке" ("Totem Walk а! Sitka", 1917). Глубоким уважением к природе проникнуты и публичные высказывания художницы. "Деревья намного разумнее, чем люди, они более устойчивы и прочны", — неоднократно заявляла она.

О необходимом балансе мира природы и мира человека писал и Н. Рерих в своих философских работах. Некоторые произведения Рериха имеют даже внешнее сходство с картинами Э. Карр. В качестве яркого примера можно привести картину "Идолы".

Задачей цикла "Начало Руси. Славяне" ("Славяне и варяги") он ставил демонстрацию гармонического слияния древнего человека с природой, а также истоков цивилизации. Одним из истоков Руси Рерих считал культуру Севера, идущую от варягов. В статье "Радость искусству" Рерих отмечал: "Глубины северной культуры хватило, чтобы напитать всю Европу своим влиянием на весь X век. Никто не будет спорить, что скандинавский вопрос — один из самых красивых среди задач художественных. Памятники скандинавов особенно строги и благородны. Долго мы привыкали ждать все лучшее, все крепкое с Севера. <...> Культура северных побережий, богатые находки Гнездова, Чернигова, Волховские и Верхне-По-волжские — все говорит нам не о проходной культуре Севера, а о полной ее оседлости. Весь народ принял ее, весь народ верил в нее"6.

5 Парашутов В. Эмили Карр, прошлое Канады и новые художественные стили. (ЖЗЛ). URL: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post133687473/ (дата обращения: 27.03.2012).

6 РерихН.К. Радость искусству // Глаз добрый. М., 1991. С. 98—99.

Несмотря на значимость "северности" в творчестве Рериха, его особенно интересовал Восток, в более поздний период занявший центральное место в его творчестве. О "восточности" России он говорил как о положительном факторе: "Во многих уже ранних произведениях на темы Востока Н.К. Рерих осознает символическую встречу Востока и Запада не как трагедию, а как спасательный круг для зашедшей в тупик современной европоцентрической цивилизации"7. Примером воплощения идеи синтеза культур Востока и Запада можно считать картину "Сокровище Ангелов" (1905), содержащую как западную, так и восточную символику. К другим полотнам, где показано становление России как страны, синтезирующей Восток и Запад, относятся "Сеча при Керженце" (1911) и "Взятие Казани" (1913). Автор не только показывает важность ключевых моментов истории, но и мифологизирует эти исторические события, используя, например, образы былинных богатырей. Таким образом, наиболее важной задачей для русских Рерих, подобно большинству своих современников, считал установление баланса между западными, северными и восточными основами своей цивилизации. В этой дихотомии восточный фактор представлялся ему более значимым и сильным.

Итак, выражение национальной аксиологии и картины мира свойственно многим российским и канадским художникам. Продуктивным и обоснованным представляется сопоставление работ К. Васильева, Н. Рериха, Э. Карр, Л. Харриса, выделение особенностей восприятия и отображения ими фольклорного прошлого их стран, а также выделение темы пространства как центрального идентифицирующего фактора. В этом видна попытка установить культурную преемственность (России и позднее СССР от Древней Руси, англо- и франкоговорящей Канады ХХ в. — от доколониза-ционного мира аборигенов), а также обозначить географическое пространство, "закрепленное" в культурах.

Проявляются характерные сходство и различия в выражении этих идей: в российском контексте наравне с противопоставлением "север—юг" присутствует "запад—восток", исторически более важная культурно-пространственная оппозиция, хотя "северности" также уделяется должное внимание. Историко-культурным обоснованием здесь является наличие так называемых "вызовов" Запада и Востока, с которыми русским приходилось сталкиваться на протяжении исторического развития страны. В канадской художественной среде "северность" представляется более выраженным

7 Мельников В.Л. Тема Востока в художественном творчестве Н.К. Рериха // Грани Эпохи. Этико-философский журнал. 2012. № 49. URL: http://grani.agni-age. net/articles11/4610.htm (дата обращения: 27.03.2012).

фактором. Вероятной причиной можно назвать угрозу изначально военной, а затем политической и культурной экспансии со стороны южного соседа — США, проявлявшейся в разные периоды исторического развития Канады. В этой связи северное положение может представляться как основной идентифицирующий фактор, который можно противопоставить Югу.

Список литературы

Доронин А.И. Константин Васильев. М., 2002.

Мельников В.Л. Тема Востока в художественном творчестве Н.К. Рериха // Грани Эпохи. Этико-философский журнал. 2012. № 49. URL: http:// grani.agni-age.net/articles11/4610.htm (дата обращения: 27.03.2012). Парашутов В. Эмили Карр, прошлое Канады и новые художественные стили. (ЖЗЛ). URL: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/ post133687473/ (дата обращения: 27.03.2012). Рерих Н.К. Радость искусству // Глаз добрый. М., 1991. Adamson J. Lawren Stewart Harris: Towards an Art of the Spiritual // Canadian Art, the Tomson Collection. Toronto, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.