УДК 379.822
Е.С. Кулакова, аспирант Алтайского государственного университета, г. Новокузнецк, Кемеровская область
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ОБРАЗУ Н.К. РЕРИХА, В СОБРАНИЯХ МУЗЕЕВ СИБИРИ
В статье рассматриваются произведения, посвященные образу русского художника Н.К.Рериха из сибирских музейных собраний. В трактовке одних авторов Рерих предстает как человек аристократической утонченности (Д. Тарабилдиене), в трактовке других, — как усталый путешественник (В. Мосиелев), но более распространена трактовка его образа как символической личности (И. Васильев, К. Басаргин, Л. Цесюлевич, С. Янсон, С. Саая).
Ключевые слова: Рерих, личность, портрет, Сибирь.
В 1926 году маршрут Центрально-Азиатской экспедиции русского художника, философа и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха прошел через Сибирь и Алтай. Был собран богатый археологический, этнографический, лингвистический материал, изучались исторические и культурные проблемы, связанные с миграцией народов, традиционные и современные мировоззрения.
Это историческое событие привлекало внимание мастеров искусства и нашло отражение в изобразительном искусстве Сибирского региона. Об этом факте можно судить по музейным собраниям Барнаула, Горно-Алтайска, Новокузнецка, Кызыла, Минусинска, Красноярска, где хранятся скульптурные и живописные произведения 1970-х — 1990-х годов, посвященные образу Н.К.Рериха. Импульсом для их создания послужил 100-летний юбилей художника, который широко праздновался в 1974 году.
Так 28 августа 1974 года в память о пребывании Н.К.Рериха в алтайском селе Верхний Уймон состоялось открытие мемориальной доски на Доме-музее. Авторы доски — барнаульский скульптор В.Ф.Рублев и рижский скульптор И.В.Васильев. Доска включает барельеф в бронзе с портретом Н.К.Рериха, выполненным И.В.Васильевым. В том же году скульптор создал портрет художника в дереве, приобретенный по инициативе алтайского живописца Л.Р. Цесюлевича Государственным художественным музеем Алтайского края (г. Барнаул). Н.К. Рерих изображен с кистью в руке, внутренне собран и погружен в размышления, фигура исполнена торжественности и покоя. Легкий поворот головы, свободно спадающий плащ сообщают образу живость, естественную убедительность. Этому впечатлению способствует и контраст фактур — гладкая моделировка лица и рук модели в сопоставлении с волнующейся поверхностью плаща. Глубокий тон красного дерева усиливает ощущение благородства образа художника, посвятившего жизнь служению искусству.
Еще один скульптурный портрет Н.К. Рериха, выполненный этим же автором, принадлежит Новокузнецкому художественному музею, он поступил в 1989 году. Скульптура выполнена в форме полуфигуры в красном дереве после поездки автора в Индию к выставке «Художники миру» (Москва, 1985) [1, с. 186]. «Только после поездки в Индию я понял, что в моих портретах Рериха не хватало главного — непосредственного соприкосновения со страной, в которой он жил и с которой был тесно связан. <...> Голова художника словно выступает из массивной глыбы, напоминающей по форме скалу», — так комментировал сам автор образное решение портрета [2, с. 26]. Точно найденная мера пластической обобщенности сохраняет иконографию облика и сообщает образу символическую монументальность, характеризуя Рериха как «человека-глыбу».
Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина (г. Горно-Алтайск) располагает несколькими произведениями, посвященными Рериху.
Скульптор по дереву К.И. Басаргин еще в юности решил создать галерею образов великих, прославленных людей, к числу которых он относит Рериха. Первая работа выполнена им в дереве к шестой зональной выставке «Сибирь социалистическая» (Кемерово, 1985). Портрет решен в форме головы в полторы натуры. В нем автор исходил из самой природы материала. Образ трактован так, что лик Рериха словно проступает сквозь фактуру — шероховатости, неровности и трещины дерева, составляя с ним единое целое. Такое решение более тяготеет к условно-символическому, поэтическому пониманию образа.
«Звезда Н.Рериха» (1989-1991)— вторая работа скульптора этого же собрания, в которой автор стремится передать не столько внешнее сходство, сколько воплощение значимости деятельности Рериха в качестве яркого и непреходящего по значению символа. В его трактовке мыслитель спокоен и уравновешен, поскольку знает свой путь, а его ясный, немного задумчивый взгляд устремлен в будущее. Автор включает «говорящие детали» — символические атрибуты: на лбу художника изображена путеводная звезда, которая провела Николая Константиновича через все трудности жизни. На достигнутые вершины жизненного пути художника указывает, как и в первой работе, ветка лавра, обрамляющая его голову. В третьей работе — «Познавший. (Н. Рерих)», над которой скульптор работал в течение шестнадцати лет (1982-1998), Рерих предстает мудрым старцем, мыслителем.
Для всех трех работ К.И. Басаргина свойственно тяготение к философскому прочтению образа мыслителя и художника Н.К. Рериха.
Красноярский скульптор Виктор Васильевич Моси-елев обратился к теме Центрально-Азиатской экспедиции Рериха в 1990-е годы. Его привлек участок маршрута, связанный с Индией. И это не случайно, поскольку сам скульптор побывал в Индии в 1996 году с группой российских художников. Творческая экспедиция длилась два месяца и оставила неизгладимые впечатления. «Рерих. Перевал Рахтанг-Пас» — так назвал свою работу В.В. Мосиелев, которую он выполнил в двух вариантах. Рассмотрим второй вариант из собрания Дальне-Восточного Сибирского отделения РАХ (г. Красноярск).
По объему — это круглая композиционная станковая скульптура исторического жанра, выполненная в пластилине, а затем отлитая в гипсе, рассчитана на восприятие с близкого расстояния. В ней Рерих изображен сидящим верхом на лошади с ружьем в руках, в состоянии раздумья, по всей вероятности, на самой вершине достигнутого им перевала Рахтанг-Пас. Пластически фигу-
ра всадника и лошади воспринимается зрителем как единое целое. Весь композиционный строй и живописно-экспрессивная лепка формы подчинены стремлению автора передать состояние динамики и чувство преодоления трудного пути. Идея произведения прочитывается достаточно ясно: Рерих взошел на перевал, достиг цели, образно говоря, — «вершины мира» — и остановился в размышлении перед открывшимся ему огромным, первозданно прекрасным пространством, словно перед вечностью. Но именно момент спуска, на который указывает положение ног лошади и поза седока, и стал смысловой кульминацией работы. В интерпретации этого скульптора Рерих-путешественник предстает немолодым, уставшим и очень человечным.
Рассмотренные нами портреты — плод воображения авторов, изучения фото и других источников. В «галерее портретов» сибирских музейных собраний исключение составляет прижизненное изображение Н.К. Рериха 1936 года, выполненное в бронзе литовским художником Домицеле Тарабилдайте-Тарабилдиене. В настоящее время работа хранится в Центре-Музее имени Н.К. Рериха в Москве, а ее гипсовый отлив экспонируется в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (г. Барнаул). Композиция портрета погрудная. Высокий ворот одежды, обрамляющий лицо, усиливает в зрительском восприятии ощущение внутренней сдержанности, достоинства и аристократической утонченности облика портретируемого. Художник отрешен от суеты внешнего мира и глубоко погружен в себя. Этот эффект образного решения и небольшой формат скульптуры придают портрету камерный характер.
Теме пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Рериха на Алтае посвятил три живописных работы алтайский художник Л.Р. Цесюлевич. В 1978 году он исполнил в историческом жанре портрет-картину «Н.К. Рерих на Алтае» для мемориального дома-музея художника в с. Верхний Уймон. Но поскольку музей как мемориальный в то время не состоялся (был открыт краеведческий музей), то автор передал картину в Национальный музей республики Алтай имени А.В. Анохина (г. Горно-Алтайск).
Цель Л.Р. Цесюлевича — запечатлеть исторический момент пребывания Рериха на Алтае в 1926 году. Однако в ней обнаруживается несовпадение с подлинными событиями. Рерих посетил Алтай летом, когда художник специально ездил верхом на лошади в район горы Белухи на этюды, а Цесюлевич изобразил его в зимней шубе и шапке. Такая трактовка была вызвана стремлением автора придать символический характер созданному образу. В шубе, по мнению автора, художник больше похож на мудреца, народного былинного героя, и это роднит его с окружающей природой. Автор избрал вертикальный формат холста, в центр которого поместил в полный рост фигуру Рериха, за ним — легко узнаваемый силуэт Белухи, очерченный твердой линией контура. Цельный и лаконичный образ художника тяготеет к монументальности и органично воспринимается в пространстве.
В 1982 году Л.Р. Цесюлевич создает картину «Николай Рерих на Алтае», а в 1983 году ее авторский вариант. (Первую работу он подарил директору музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке Д. Энтину во время выставки алтайских художников в Новосибирске). Второй вариант был приобретен Государственным художественным музеем Алтайского края. В ней автор стремится как можно точнее запечатлеть на холсте событие, связанное с пребыванием Рериха на Алтае. Действие происходит в местечке Громатуха, расположенном недалеко от одноименной реки, где Николай Константинович писал этюды Белухи. «Приветлива Катунь. Звонки синие горы.
Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты? 17 августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород», — записал художник в своем путевом дневнике [3, с. 291].
Цесюлевич пишет фигуру Рериха крупным планом в трехчетвертном развороте, выдвигая ее вперед, к самому краю холста. Увлеченный работой художник сосредоточенно пишет этюд Белухи на картоне, прикрепленном к легкому складному мольберту. Алтайский пейзаж, на фоне которого решен образ Рериха, создает умиротворяющее настроение благодаря спокойному ритму перетекающих друг в друга плавных линий холмов на горизонте, их венчает белоснежный силуэт Белухи. Изображение трех раскидистых кедров за спиной художника уравновешивают его несколько грузную фигуру, завершая организацию всего полотна. В сюжет картины автор вводит и других участников экспедиции: Вахрамея Семеновича Атаманова — проводника алтайского участка маршрута; Юрия Рериха — старшего сына художника, известного ученого-востоковеда; Елену Ивановну — жену и верную спутницу, и Зинаиду Григорьевну Фосдик — сотрудницу, в будущем директора Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Фигура В. Атаманова масштабно вдвое меньше фигуры художника и дана обобщенно, остальные участники экспедиции, удалившиеся от них на значительное расстояние, изображены силуэтно. Диагональное расположение фигур Атаманова и Рериха по направлению к зрителю, а остальных путешественников в направлении Белухи подчеркивает динамику и сообщает размеренный ритм образному решению картины. Высокий горизонт панорамы алтайских гор привносит чувство торжественности, возвышенной чистоты. Фигура Рериха и самая высокая точка горизонта — гора Белуха, становятся смысловыми центрами картины, связывая сюжет произведения в единое целое.
Другой алтайский художник — Сергей Карлович Ян-сон, посвятивший 25 лет своей творческой жизни Горному Алтаю, также неоднократно обращался к идее воплощения образа Рериха. В 1993-1996 гг. он работал над триптихом «Н.К. Рерих». Центральная часть триптиха называется «Творчество» и принадлежит Национальному музею Республики Алтай имени А.В. Анохина. Это портрет — картина, в ней отчетливо звучит тема Востока, к которому Рерих непосредственно прикоснулся во время Центрально-Азиатской экспедиции. Художник изображен стоящим на балконе лицом к зрителю, в восточном костюме с палитрой и кистью в руках. Он на мгновение задумался, устремив свой взгляд вдаль, а за пределами холста остался мольберт с картиной, над которой он только что работал. И здесь мы вновь встречаемся со стремлением автора к передаче монументальности, сообщающей символическую значимость фигуре Рериха в истории культуры. Для Николая Константиновича мир духовной культуры тесно связан с Востоком. Об этом говорят окружающие его предметы в картине, а также пейзаж, на фоне которого решен портрет. Слева от фигуры Рериха изображена буддийская ступа, а справа — монастырь Ламаюру. В этих местах художник побывал во время экспедиции и запечатлел их на своих полотнах. Изображение симметрично расположенных архитектурных построек и пологих горных склонов уравновешивает массу фигуры художника, дополняя и обогащая сюжет композиции. В целом этот композиционный портрет отличается глубиной и продуманностью замысла.
Многие годы тема Центрально-Азиатской экспедиции Рериха привлекала тувинского художника Саая Са-рыг-оол Шожут-ооловича. Первую работу «Экспедиция
Н.К. Рериха в Центральной Азии» он создал в 1978 году, она экспонировалась на пятой зональной выставке «Сибирь социалистическая» (Барнаул, 1980). «Изображая караван всадников на горной дороге, художник проявляет отличное знание и географического маршрута, и всех обстоятельств, связанных с научной программой и гуманными, мирными целями экспедиции Рериха. Вместе с тем вся картина одухотворена эмоциональным волнением прикосновения к памяти о Рерихе, человеке, увлеченном благородной, творческой целью, сохранившем и в глубокой старости мужество отважного путешественника, любознательность, восприимчивость к красоте. Разворачивая перед глазами зрителей панораму величественных синевато-фиолетовых, припорошенных серебристым снегом гор, высокой стеной поднимающихся над светлыми водами реки, художник как бы приглашает разделить с участниками экспедиции, с самим Рерихом восхищение дикой и прекрасной природой Центральной Азии» [4, с. 76]. Вариант картины 1979 года принадлежит Национальному музею имени Алдан-Маадыр Республики Тува (г. Кызыл).
В 1978 году Саая Сарыг-оол выполнил картину «Рерих в Тибете». Ее авторский вариант 1983-1984 годов хранится в собрании Минусинской городской картинной галереи.
У произведений, хранящихся в сибирских музейных собраниях, не смотря на различия видов искусства, форм и жанров, в которых они выполнены, есть общие качества: стремление к поэтизации, к символической приподнятости, передаче монументальной значимости образа Рериха — мыслителя, ученого, путешественника, художника и человека. И, тем не менее, каждый автор по-своему акцентирует качества личности Рериха. В одном случае он представлен как человек большой духовной силы и высокого интеллекта (Д. Тарабилдайте-Тарабилдиене), в другом, — как человек вполне обычный, усталый путешественник (В.Мосиелев), но более распространена трактовка его личности как знаковой фигуры и символически значимой личности (И. Васильев, К. Басаргин, Л. Цесюлевич, С. Янсон, С. Саая).
Публичная жизнь этих произведений складывается по-разному. В постоянной экспозиции Национального музея республики Алтай представлены центральная часть триптиха «Н. Рерих» художника С.К. Янсона и две работы К.И. Басаргина — «Звезда Н. Рериха» и «Познавший». Третья работа Басаргина «Н. Рерих» экспонируется в Национальной библиотеке имени М.В. Че-валкова. В государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая г. Барнаула, где есть зал, посвященный Н.К. Рериху и писателю Г.Д. Гребенщикову, выставлен гипсовый бюст работы Д. Тарабилдиене. В постоянной экспозиции Народного музея семьи Рерихов библиотеки имени Д.С. Лихачева в Новокузнецке находится скульптурный портрет Н.К. Рериха, исполненный И.В. Васильевым, переданный на временное хранение Новокузнецким художественный музеем. Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тува также предоставляет для постоянного экспонирования работу Саая Сарыг-оол Шожут-ооловича «Экспедиция Н.К. Рериха в Центральной Азии».
Остальные работы, рассмотренные нами, экспонируются в связи со знаменательными датами, связанными с именем Рериха, представлялись на городских или краевых выставках.
В связи с неослабевающим общественным интересом к жизни и творчеству художника сохраняется и интерес к посвященным ему произведениям. Они востребованы в Сибири и в связи с периодическим экспонированием передвижных выставок серии «Гималаи» из собрания московского Центра-Музея имени Н.К. Рериха, когда скульптурные работы из сибирских собраний включаются в экспозиции. Таким образом, произведения, посвященные образу Н.К. Рериха, оказались наиболее востребованными в Горно-Алтайске, Барнауле, Новокузнецке и Кызыле. Во многом это объясняется историко-культурным фактором, местным краеведческим интересом к пребыванию Центрально-Азиатской экспедиции художника на Алтае, а также подвижнической деятельностью Рерихов-ских обществ, инициирующих проведение выставок его произведений в Сибири.
Библиографический список
1. Карклиня, И. Капли живой воды / И. Карклиня. — Самара: Агни, 1997.
2. Карклинь, Г.Н. Игорь Васильев / Г.Н. Карклинь. — М.: Советский художник, 1990.
3. Рерих, Н.К. Алтай— Гималаи / Н.К. Рерих.— Рига: Виеда, 1992.
4. Червонная, С.М. Художники Республики Тыва / С.М. Червонная. — СПб.: Художник России, 1995. Статья поступила в редакцию 24.11.08.