Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ЗАКУПОК В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕС-ПРОСТРАНСТВА'

ПРИОРИТЕТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ЗАКУПОК В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕС-ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОСТРАНСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ / ЗАКУПКИ / КОММЕРЦИЯ / СКВОЗНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткач Владимир Владимирович, Борщёв Виталий Геннадьевич, Кожевникова Светлана Юрьевна

В статье аргументируется необходимость интенсификации цифровизации коммерческих закупок в сфере оптовой торговли. Обосновываются ее индикаторы. Приводятся результаты аналитической оценки тенденции такой цифровизации. Определяются приоритеты цифровизации коммерческих закупок в условиях формирования единого информационного бизнес-пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF DIGITALIZATION OF COMMERCIAL PROCUREMENT IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF A SINGLE INFORMATION BUSINESS SPACE

The article argues for the need to intensify the digitalization of commercial purchases in the wholesale trade. Its indicators are justified. The results of an analytical assessment of the trend of such digitalization are presented. The priorities of digitalization of commercial procurement are determined in the context of the formation of a single information business space.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ЗАКУПОК В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕС-ПРОСТРАНСТВА»

Ткач В.В., Борщёв В.Г., Кожевникова С.Ю.

ПРИОРИТЕТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ЗАКУПОК

В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕС-ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье аргументируется необходимость интенсификации цифровизации коммерческих закупок в сфере оптовой торговли. Обосновываются ее индикаторы. Приводятся результаты аналитической оценки тенденции такой цифровизации. Определяются приоритеты цифровизации коммерческих закупок в условиях формирования единого информационного бизнес-пространства.

Ключевые слова. Бизнес-пространство, государственное хозяйствование, закупки, коммерция, сквозное планирование, цифровизация

Tkach V.V., Borschev V.G., Kozhevnikova S.Y.

PRIORITIES OF DIGITALIZATION OF COMMERCIAL PROCUREMENT IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF A SINGLE INFORMATION BUSINESS SPACE

Abstract. The article argues for the need to intensify the digitalization of commercial purchases in the wholesale trade. Its indicators are justified. The results of an analytical assessment of the trend of such digitalization are presented. The priorities of digitalization of commercial procurement are determined in the context of the formation of a single information business space.

Keywords. Business space, public administration, procurement, commerce, end-to-end planning, digitalization.

Введение

Цифровизация экономики России требует повсеместного перевода механизмов коммерческой деятельности в электронный формат. Достижение этой цели предполагает усиление внимания ко всем аспектам с учетом сложности и многозвенности движения товарных потоков. В научных публикациях основное внимание уделяется лишь последней его стадии, т.е. этапу перемещения товаров физическим индивидуумам. Активизации этой исследовательской направленности способствуют ожидания скорого замещения классической розничной торговли ее альтернативным электронным вариантом.

Они основаны на модели поведения индивидуальных потребителей в эпоху Интернета, отличительными характеристиками которого являются: относительная простота налаживания с электронных ком-

ГРНТИ 06.71.17

© Ткач В.В., Борщёв В.Г., Кожевникова С.Ю., 2022

Владимир Владимирович Ткач - доцент кафедры торгового дела и товароведения Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Виталий Геннадьевич Борщёв - доцент кафедры торгового дела и товароведения Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Светлана Юрьевна Кожевникова - заведующая кафедрой торгового дела и товароведения Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Ткач В.В.): 192007, Санкт-Петербург, ул. Прилукская, 3 (Russia, St. Petersburg, Prilukskaya str., 3). Тел.: +7 921 893 31 89. Е-mail: vvt@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 03.05.2022.

муникаций, в т.ч. с использованием различных разрозненных каналов обмена информации, т.е. на основе принципа омниканальности; более высокая предрасположенность к доверию к электронным коммерческим предложениям по сравнению с представителями сферы B2B (это обусловлено, в т.ч. высокой уязвимостью системы предпочтений индивидуальных потребителей к приемам когнитивного / цифрового маркетинга); быстрая концентрация индивидуальных потребителей в цифровом пространстве (в т.ч. с целью выбора «контрагентов» в рамках вертикальных и горизонтальных связей), которая существенно расширяет континуум моделей электронной торговли, выводя их дальше за пределы сферы B2C [1]. Все это, безусловно, придает цифровизации розничной торговли в РФ особое значение.

Однако шансы приобретения ею статуса ведущей отраслевой компоненты в ближайший период расцениваются как низкие. В РФ в 2021 году удельный вес электронных розничных продаж в общем их обороте, несмотря на пандемию, по различным оценкам составил от 5% [2] до 9% [3]. Учитывая пессимистический вариант темпов ее прироста, России, чтобы приблизиться к современному достижению КНР понадобится от 10 до 20 лет [4]. Уместно отметить, что оборот розничной торговли в РФ почти в 2 раза меньше, чем оборот оптовой торговли [2]. Однако удельный вес электронной составляющей в РФ в сфере B2B, согласно [5], составляет менее 3%. Эта оценка, по нашему мнению, свидетельствует о том, что степень проникновения цифровых технологий в оптовой торговле гораздо ниже, чем в розничной.

Здесь уместно заметить, что снабжение и сбыт на производственных предприятиях осуществляются главным образом путем оптовой торговли. Согласно данным официальной статистики, многие многозвенные цепи поставок в РФ представлены тремя и более предприятиями оптовой торговли, т.е. в товародвижении просматривается чрезмерное количество промежуточных посреднических звеньев между производителями и предприятиями розничной торговли [2]. По нашему мнению, это - косвенный признак низкой цифровой интеграции в рамках информационного бизнес-пространства, необходимость формирования которого декларирована в [6]. Таким образом, существуют все основания полагать, что цифровизация оптовой торговли в РФ нуждается в интенсификации.

Коммерческие предприятия в рамках ведения оптовой торговли выполняют обширный спектр функций (основными для них являются закупки и продажи), в т.ч. логистических. Более высокая цифровая активность в целом, как свидетельствует мировая и отечественная практика, наблюдается в сфере закупок [4, 7]. Эта категория является многомерной и насчитывает несколько измерений: использование сети Интернет для решения коммерческих задач в сфере закупок / продаж; масштабы приобретения / реализации товаров в электронной форме, т.е. через интернет-магазин (оптовой торговли) / электронную торговую площадку; использование специальных программных средств (СПС) для перевода бизнес-процессов в электронный формат; сотрудничество с платформами электронной торговли (ПЭТ); использование облачных сервисов, EDI, RFID и др.

Цифровой прогресс в сфере закупок объясняется рядом причин. Во-первых, в закупках существует гораздо больше объективных предпосылок для размещения заказов на поставки на цифровой основе, чем для их принятия в электронном формате в сфере продаж. К их числу относится: приобретение нестратегических товаров (например, малоценного оборудования, закупка которого не предполагает установление с поставщиком партнерских отношений / длительных хозяйственных связей); отсутствие необходимости в проявлении лояльности / эмпатии к поставщику при совершении разовых сделок, особенно тех, которые не относятся к основной деятельности заказчика; размещение одноименного заказа у разных поставщиков на бесконфликтной основе; возможность избежать длительных / непроизводительных коммерческих переговоров и др.

В продажах в сфере B2B ситуация несколько иная: политика ориентации на клиента требует от предприятия персонализированного внимания к каждому заказу на поставки потенциального клиента (сугубо формальный, т.е. полностью цифровизированный, ответ на его заявку может создать прецедент отказа клиента от своих прежних намерений); диверсификация каналов продаж в условиях цифрового сопротивления отдельных потенциальных потребителей, отсутствия должной электронной инфраструктуры товарного рынка, дефрагментированности единого информационного бизнес-пространства и действия др. деструктивных факторов является одним из способов обеспечения непрерывности коммерческой деятельности, т.е. ставка исключительно на одни только цифровые продажи практически неприемлема.

Во-вторых, в рамках подготовки к размещению заказов на поставки, т.е. на начальном этапе организации оптовых закупок, обработке подвергаются достаточно большие массивы исходной информации о потенциальных поставщиках и их товарах, которым свойственны высокая неопределенность и неструктурированность. Затраты на их обработку и, соответственно, риск ошибок при выполнении этого процесса, очень высоки. В оптовых продажах управление заказами априори сводится, прежде всего, к оперативному отклику на обращение (заявку на поставку) потенциального институционального потребителя [8]. В ходе его выполнения первостепенное значение приобретает работа с воронкой продаж, т.е. сопровождение и поддержка потенциального потребителя до точки принятия им решения о совершении сделки. Алгоритмы ее выполнения регламентированы достаточно детально [9, с. 397]. Задачи перевода оптовых закупок в электронный формат по сравнению с оптовыми продажами вследствие этого являются более объемными.

В-третьих, высокая потребность в цифровизации закупок предопределяется, прежде всего, необходимостью бесшовного сопряжения их плана с планом продаж, структура и состав задач которого, как показывает практика оптовой торговли, являются динамическими переменными. Принимая во внимание приведенные нам положения, рассмотрим приоритеты цифровизации закупок на коммерческих предприятиях более детально.

Аналитическая оценка тенденций в области цифровизации закупок на коммерческих предприятиях Данные [2] свидетельствуют о сохранении в 2020 году дисбаланса цифровизации закупок в сфере государственного хозяйствования и коммерции. Удельный вес заказов на поставки с использованием электронных торговых площадок (ЭТП) в рамках государственных и муниципальных закупок, в частности, достиг почти 95%. Стоимость заключенных контрактов при этом не превысила 60% от общего объема бюджетных средств, затраченных на размещение заказов на поставки для государственных / муниципальных нужд. Электронные коммерческие закупки в сфере В2В в РФ не являются полноценным объектом официального статистического наблюдения (не все сведения о них регистрируются). Совокупный объем закупок и продаж в этой сфере в РФ, как нами уже упоминалось выше, не превышает 3%, т.е. доля размещения заказов на поставки в электронном формате априори незначительна. Однако на основании данных [2] можно сделать ряд выводов.

Во-первых, сеть Интернет для связи с поставщиками в РФ задействуют менее 2/3 коммерческих предприятий от общего их числа. Для взаимодействия с потребителями она используется гораздо меньше. Это диссонанс объясняется, прежде всего, масштабностью сбора сведений о поставщиках и направления им запросов коммерческих предложений.

Во-вторых, СПС для управления закупками применяет только 1/4 часть всех предприятий. Масштабы использования ими этих средств в продажах почти на 10% меньше [7, с. 471]. Эта ситуация во многом предопределяется достаточно сильной направленностью на цифровизацию управления взаимоотношениями с клиентами на базе СЯМ-систем. Заметим, что применение таких систем в сфере коммерческих закупок официальная статистика не фиксирует.

В-третьих, число предприятий оптовой торговли, которые используют облачные сервисы и технологии ЯТЮ, составляет около 10% от всех участников этой отрасли. Это означает, что они не готовы в полной мере: интегрироваться в электронную инфраструктуру товарного рынка; осуществлять виртуальную привязку процессов перемещения товара в географическом и экономическом пространстве с помощью датчиков съема информации и устройств для ее передачи к моделям цифровых двойников, в т.ч. закупочной деятельности [10]. Основные результаты и их обсуждение

Объективные макроэкономические предпосылки для тотальной ускоренной цифровизации коммерческих закупок в РФ окончательно пока не сложились. Это обусловлено, по крайней мере, двумя положениями. Во-первых, информационное бизнес-пространство в РФ является гетерогенным, т.е. степень его единства крайне мала. Кроме того, оно не обеспечивает равную доступность цифровых коммерческих отношений для всех предпринимательских структур, в т.ч. для малых. Во-вторых, факторные условия для повышения эффективности электронной инфраструктуры внутреннего товарного рынка РФ еще только создаются. Совокупность ее объектов (коммерческих ЭТП и ПЭТ) пока не достигла критической массы. Это не позволяет им соответствовать новым инфраструктурным реалиям. Заметим, что величина

такой массы соотносится с обретением ЭТП и ПЭТ самодостаточности в плане формирования комфортной среды для перевода коммерческих закупок в электронный формат на основе их услуг.

В РФ работают около 150 коммерческих ЭТП. Это количество не соответствует зарубежным нормам (не более 2 ЭТП на одну отрасль). Национальных коммерческих ПЭТ в стране нет (понятие этой категории на законодательном уровне не определено). В сфере государственных и муниципальных закупок ситуация совершенно иная. Функции ПЭТ, по сути, выполняет ЕИС [11, с. 63]. Около 90% таких закупок, в частности, в 2020 году осуществлялось всего через 3 ЭТП. Электронные инфраструктурные ограничения, с которыми сталкиваются коммерческие предприятия, объективно актуализируют дилемму «владеть программно-аппаратными комплексами, позволяющими вступать в цифровое взаимодействие, в частности, с поставщиками / пользоваться услугами ЭТП». Одно из ее решений предложено в [12].

Отдавая ему должное, надо отметить, что в нем не учтен ряд существенных факторов: электронный обмен информационными данными (по сути, это EDI) и коммуникативное взаимодействие с ЭТП -это совершенно разные виды процессов воздействия одних хозяйствующих субъектов на другие (в 1-м случае превалирует техническая составляющая, во 2-м коммерческая); приобретение серверов (NAS-узлов), СПС и т.п. основных средств требует масштабных инвестиций (т.е. обоснование их закупок не может ограничиваться простым учетом отпускных цен на них и эксплуатационных расходов).

В научных публикациях, посвященных цифровизации закупок, основное внимание уделяется размещению электронных заказов на поставки для государственных / муниципальных нужд (например, в [13]). Заметим, что этот процесс строго регламентирован законодательством. Предложения по его совершенствованию, вследствие этого, сводятся к повышению: эффективности механизмов противостояния коррупции; качества сервисного функционала ЕИС. Стороной, в то же время, обходятся вопросы, в частности планирования закупок и обоснования соотношения их централизации / децентрализации. Например, совместные закупки (государственные / муниципальные) позволяют получить дополнительный экономический эффект (это один из трендов циркулярной экономики). Однако в 2020 году удельная доля извещений об их проведении не превысила 1,5% от их общего числа.

Вопросы цифровизации коммерческих закупок в научных публикациях обсуждаются крайне редко и фрагментарно. В их числе надо выделить, прежде всего, те, в которых обосновывается необходимость широкого использования в закупочной деятельности системы SRM. Здесь обращает на себя внимание работа [14, с. 64], в которой в качестве главного необходимого условия для внедрения SRM рассматривается формирование требований к системе закупок. Эта задача, т.е. разработка облика (архитектуры) закупочной деятельности, по нашему мнению, играет системообразующую роль в ее цифровизации, в т.ч. в построении ее электронного двойника, т.е. в ее цифровом клонировании [15].

В рамках обоснования этой архитектуры специальное внимание следует уделять описанию системы закупок на структурном, функциональном, информационном и параметрическом уровне, учитывая: особенности сквозного планирования закупок и продаж; специфику жизненного цикла закупок (от обоснования потребности в материальных ресурсах или услугах до закрытия сделки); функциональные связи отдела закупок с другими подразделениями предприятия; необходимость отображения в режиме реального времени процесса составления их плана, его трансформации в план поставок, выполнения этого плана, включая внесение в него изменений после его утверждения; охват планом поставок различных периодов; потенциал роботизации циклических операций на стадиях разработки планов поставок и контроля за их выполнением; потребности и возможности в обеспечении целенаправленной миграцию информационных данных между планами поставок в закупках и продажах [10].

В рамках цифровизации коммерческих закупок необходимо: гарантировать обеспечение производственных / торговых нужд предприятий в ресурсах, которые обладают требуемыми свойствами, т.е. ценностью для потребителей [16]; учитывать не только коммерческие перспективы размещения заказов на поставки в электронном формате, но и пределы допустимости масштабного перехода на использование закупочных процедур с помощью ЭТП. Последний шаг влечет за собой практически полный отказ от проведения коммерческих переговоров на преддоговорной стадии взаимодействия с потенциальными контрагентами, т.е. исключает налаживание между ними неформальных отношений, которые в будущем возможно могут перерасти в отношения сотрудничества / партнерства.

Вклад в цифровизацию коммерческих закупок вносят специализированные СПС. Многие из них: являются дополнительным сервисом системы ERP (априори не предназначенной для закупок); выполняют пассивную функцию обеспечения баланса поставок в системе закупки / продажи, т.е. отвечают на

запрос - можно их осуществить или нет с учетом существующей базы поставщиков; требуют значительных затрат на эксплуатацию (50% от всех расходов, включая приобретение основных средств и оплату услуг связи для использования цифровых технологий приходится на закупки / продажи). Отдельно в этом контексте выделяются СПС, которые предназначены для управления цепями поставок, в т.ч. в сфере закупок / поставок [17]. Однако их функциональность представляется неоднозначной: они ориентированы на финальную стадию коммерческих закупок (после совершения сделки); стоимость владения ими для малых и микропредприятий нередко превышает их финансовые возможности. Заключение

Траектория цифровизации коммерческих закупок определяется достаточно широким перечнем факторов. Однако среди них целесообразно выделить несколько системообразующих групп влияния.

1-я из них соотносится со скоростью формирования: национального информационного бизнес-пространства, способного в т.ч. включать максимально связное множество потенциальных электронных коммерческих отношений между всеми предпринимательскими структурами (субъектами закупок / продаж); электронной инфраструктуры товарного рынка. Неотъемлемыми объектами последней следует считать систему ЭТП и ПЭТ, которые должны создать нормальные условия для осуществления коммерческой деятельности на всей территории страны с учетом норм антимонопольного регулирования, отвечающих современным цифровым вызовам.

В качестве 2-й группы следует отметить стремительность прогресса в области: формирования цифровой культуры на коммерческих предприятиях (в частности, она характеризуется преодолением организационного сопротивления перевода закупок в электронный формат); построения в этих организациях цифровой архитектуры закупочной деятельности, которая должна обеспечить минимизацию затрат и рисков, связанных с ее осуществлением, равновесие между ее потенциалом и масштабом коммерческих взаимодействий с поставщиками, бесшовное ее сопряжение с другими ключевыми бизнес-процессами в коммерческой деятельности предприятий на принципе интероперабельности, внесение ей вклада в достижение этими предприятиями устойчивых конкурентных преимуществ.

3-я группа влияния нами соотносится с разработкой СПС для управления коммерческими закупками, которые отвечают критериям: приемлемости стоимости владения ими, прежде всего, для малых предприятий; пригодности для визуализации ключевых направлений повышения эффективности закупок, структуризации закупочной деятельности (в т.ч. для построения ее цифрового двойника, базы данных) и роботизации ее циклических процессов; функциональной совместимости с программными средствами информационной поддержки управления др. бизнес-процессами коммерческого предприятия; системности в менеджменте риска в закупках.

Общая направленность цифровизации коммерческих закупок на конкретных предприятиях определяется актуальностью мобилизации потенциала этой области коммерческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонов Д. С. Новая цифровая солидарность и «реабилитация» толпы // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19. № 2. С. 124-129.

2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат): официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 30.04.2022).

3. Ассоциация компаний интернет-торговли: официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://akit.ru (дата обращения 30.04.2022).

4. Национальное бюро статистики КНР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stats.gov.cn (дата обращения 30.04.2022).

5. Share of e-commerce in the retail trade of Russia from 2018 to 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.statista.com (дата обращения 30.04.2022).

6. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 года № 203.

7. Российский статистический ежегодник. 2021: Стат. сб. М.: Росстат, 2021. 692 с.

8. Коммерция и товарный менеджмент в условиях цифровой трансформации общества и бизнеса / под ред. С.Ю. Кожевниковой, В.В. Ткача. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. 213 с.

9. Винкельманн П. Маркетинг и сбыт. М.: Изд. Дом Гребенникова, 2006. 668 с.

10. Ткач В.В. Направленность создания цифровых двойников процессов в цепях поставок в сфере коммерческой деятельности // Логистика - евразийский мост: мат-лы XVII Международ. науч.-практ. конф. (27-30 апреля 2022 г., Красноярск). Ч. 1. Красноярск, РИЦ КрасГАУ, 2022. С. 289-293.

11. Стырин Е.М., Родионова Ю.Д. Единая информационная система в сфере закупок как государственная цифровая платформа: современное состояние и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 49-70.

12. Шульженко Т.Г., Яковлева Д. О. Экономическое обоснование стратегий развития цифровой логистической инфраструктуры в цепях поставок // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 2 (134). С. 85-93.

13. Гладилина И.П., Акжигитова Н.В. Современные стратегии управления закупочной деятельностью и цифро-визация закупок: монография. М.: Изд-во «КноРус», 2019. 72 с.

14. ПроценкоИ.О., ЛайковД.В. Эффективность внедрения 8ЯМ в закупочной деятельности предприятия // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2015. № 1 (3). С. 59-74.

15. Прохоров А., Лысачев М. Цифровой двойник. анализ, тренды, мировой опыт. М.: АльянсПринт, 2020. 401 с.

16. Р 50-601-46-2004. Рекомендации. Методика менеджмента процессов в системе качества: Утверждена Госстандартом РФ 31.03.2004 года.

17. Сергеев В.И., Сергеев И.В. Цифровой фреймворк: к методологии цифровой трансформации цепей поставок // Логистика и управление цепями поставок. 2020. № 1 (96). С. 3-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.