Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЛОГИСТИКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ'

К ВОПРОСУ О ЛОГИСТИКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / СОВМЕСТНЫЕ ЗАКУПКИ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА / ШЕРИНГ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ван Цзинян

В статье аргументируется необходимость тотального перехода к крупнооптовым поставкам в рамках электронной трансграничной оптовой торговли. Анализируются особенности концепции логистики в этой сфере услуг. Рассматриваются принципы логистической консолидации в сфере оптовых закупок. Характеризуется взаимосвязь между циркулярной экономикой и актуализацией совместных закупок. Определяются задачи проектирования международных цепей поставок малоценного оборудования китайского производства на российский внутренний рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF LOGISTICS ELECTRONIC CROSS-BORDER WHOLESALE TRADE

The article argues for the need for a total transition to large-scale wholesale supplies within the framework of electronic cross-border wholesale trade. The features of the logistics concept in this service sector are analyzed. The principles of logistics consolidation in the field of wholesale purchases are considered. The relationship between the circular economy and the actualization of joint purchases is characterized. The tasks of designing international supply chains of low-value Chinese-made equipment to the russian domestic market are determined.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЛОГИСТИКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ»

К ВОПРОСУ О ЛОГИСТИКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ

ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация. В статье аргументируется необходимость тотального перехода к крупнооптовым поставкам в рамках электронной трансграничной оптовой торговли. Анализируются особенности концепции логистики в этой сфере услуг. Рассматриваются принципы логистической консолидации в сфере оптовых закупок. Характеризуется взаимосвязь между циркулярной экономикой и актуализацией совместных закупок. Определяются задачи проектирования международных цепей поставок малоценного оборудования китайского производства на российский внутренний рынок.

Ключевые слова. Логистика, совместные закупки, трансграничная оптовая торговля, международные цепи поставок, трансакционные издержки, циркулярная экономика, шеринг, цифровизация.

Wang Jingyang

TO THE QUESTION OF LOGISTICS ELECTRONIC CROSS-BORDER WHOLESALE TRADE

Abstract. The article argues for the need for a total transition to large-scale wholesale supplies within the framework of electronic cross-border wholesale trade. The features of the logistics concept in this service sector are analyzed. The principles of logistics consolidation in the field of wholesale purchases are considered. The relationship between the circular economy and the actualization of joint purchases is characterized. The tasks of designing international supply chains of low-value Chinese-made equipment to the russian domestic market are determined.

Keywords. Logistics, joint purchases, cross-border wholesale trade, international supply chains, transaction costs, circular economy, sharing, digitalization.

Введение

Тотальная цифровизация мировой экономики объективно обусловливает развитие электронной трансграничной торговли достаточно быстрыми темпами. Она имеет две составляющие: розничную и оптовую. В центре научного внимания находится только первая из них. В качестве основных причин подобного феномена можно считать пандемию, которая, несомненно, дала новый импульс к ее бурному развитию, а также формирование высоких ожиданий от нее. Однако масштабы товарооборота в сфере электронной трансграничной розничной торговли несравнимо малы по сравнению с оптовой торговлей. Этот факт следует расценивать как свидетельство недооценки научной значимости исследования особенностей электронной трансграничной оптовой торговли (ЭТОТ) в целом и специфики ее логистики в частности. Одним из аргументов в пользу такого мнения выступает структура электронной трансграничной торговли в КНР, оптовая компонента которой по стоимостным объемам превосходит розничную почти в 7 раз.

ГРНТИ 81.88.51 © Ван Цзинян, 2022

Ван Цзинян - аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 192007, Санкт-Петербург, ул. Прилукская, 3 (Russia, St. Petersburg, Prilukskaya str., 3). Тел.: +7 905 251 9578. Е-mail: 423432644@qq.com. Статья поступила в редакцию 01.03.2022.

Постановка проблемы

Активность участия предприятий РФ в ЭТОТ с предприятиями КНР очень низка. Эта ситуация объясняется наличием ряда объективных препятствий на пути интенсификации экономического сотрудничества этих предприятий в рамках ЭТОТ. Во-первых, КНР является одной из стран, которая наиболее удалена от европейской территории РФ. Цепи поставок в оптовой торговле между предприятиями этих стран вследствие этого, характеризуются значительной протяженностью. Логистические издержки в них, соответственно, велики. Во-вторых, формированию таких цепей априори свойственны высокие трансакционные издержки (ТИ). Это обусловлено сложностью посредничества в международной торговле между предприятиями КНР и РФ, в том числе из-за существенных различий в этих странах деловых и логистических культур. В-третьих, прогресс в развитии коммерческих коммуникаций между такими предприятиями, несмотря на определенные успехи в их цифровизации, крайне мал.

Перспективы преодоления таких преград в условиях цифровизации мировой экономики соотносятся, прежде всего, с установлением между предприятиями КНР и РФ прямых электронных хозяйственных связей. Очевидными положительными последствиями этого шага являются: снижение отпускной оптовой цены на товар за счет отказа от услуг международных торговых посредников; сокращение издержек на преодоление предприятиями большого рыночного пространства и упрощение выполнения в его пределах трансакций. Однако эти экономические эффекты не могут гарантировать полную компенсацию диспропорции между логистическими издержками и выгодами от прямого торгового сотрудничества предприятий КНР и РФ. Этому препятствует наличие прямой зависимости между величиной транспортных затрат и дальностью расстояния. Обойти этот деструктивный фактор позволяет переход от штучных оптовых поставок к крупнооптовым поставкам. В этом случае появляются дополнительные перспективы снижения отпускной цены (за счет оптовых скидок) и транспортных затрат (за счет консолидации грузовых отправок).

Использование этого подхода в логистической практике в ЭТОТ между предприятиями КНР и РФ имеет свои пределы. Во-первых, он мало применим, прежде всего, к товарам, которые обладают следующим набором признаков: срок их пользования является длительным; их поставки осуществляются в формате «товар плюс дополнительные услуги (например, по вводу оборудования в эксплуатацию)»; их продажи нуждаются в эксклюзивном гарантийном и послегарантийным ремонте [1, 2]. Иначе говоря, он не может быть использован в отношении товаров длительного пользования: возврат которых поставщику (в случае обнаружения у них дефектов) нерентабелен из-за высоких транспортных издержек и др. причинам; которым зарубежный поставщик за пределами своей страны не предоставляет обязательной сервисной поддержки (потребители вследствие этого сталкиваются с риском признания этих товаров непригодными к использованию по назначению до истечения гарантийного срока их эксплуатации).

Во-вторых, задействование рассматриваемого подхода предполагает наличие различных видов готовности потенциальных контрагентов к логистическому взаимодействию на его основе. От потребителей ожидается согласие на объединение заказов на поставки одноименных заказов из-за рубежа. Поставщики должны подкреплять стремление к их выполнению инициативами в области консолидации грузовых отправок, в том числе в тех случаях, когда они являются сборными. В-третьих, рассматриваемому нами подходу должна соответствовать структура спроса на товары китайского и российского производства, соответственно, в КНР и РФ.

Выполненные нами исследования свидетельствуют о том, что перспективы массового перехода к крупнооптовым поставкам в рамках ЭТОТ между предприятиями КНР и РФ связаны, прежде всего, с закупками в КНР малоценного оборудования. Аргументами в пользу этого положения служат следующие положения. Во-первых, в товарной структуре поставок между РФ и КНР существует высокий дисбаланс. Он проявляется в виде высокого удельного веса несырьевой продукции в перечне российских товаров, ввоз которых осуществляется в КНР и, соответственно, значительного спроса в РФ на товары производственно-технического значения, выпускаемых в КНР. Во-вторых, среди последних по ряду причин особое место занимает малоценное оборудование: их приобретение мало связано с необходимостью предоставления сервисного обслуживания, так как этот вид оборудования подлежит упрощенному бухгалтерскому учету, а стоимостной лимит для него в РФ предприятие определяет самостоятельно; приобретение малоценного оборудования китайского производства допускается в РФ в государственных и муниципальных закупках (этот фактор делает его поставки для китайских предприятий привлекательными). В-третьих, мировая экономика демонстрирует устойчивую тенденцию перехода в циркулярное состояние, одним из признаков которого является рост востребованности шеринг-моделей

совместных закупок и продаж. Однако логистические аспекты таких моделей, включая свойственные им риски реализации, пока исследованы недостаточно, что сдерживает их применение в ЭТОТ.

Таким образом, в современных условиях актуализируется проблема уточнения концепции логистики совместных закупок и распределения малоценного оборудования в рамках ЭТОТ между предприятиями КНР и РФ. Основные результаты и их обсуждение

Концепция логистики ЭТОТ еще только формируется. Эта ситуация обусловлена в первую очередь тем, что научные исследования сконцентрированы только на логистических проблемах трансграничной розничной торговли, которая ведется в цифровом формате. Ограниченность релевантной статистической информации, которая характеризует логистические нововведения и затраты в ЭТОТ в свою очередь создает препятствия на пути научных исследований этой сферы материальных услуг. Не меньшее значение играет также недооценка масштабов отказа предприятий от услуг классических международных торговых посредников в условиях цифровизации мировой экономики. Хотя эта тенденция обусловливает постепенный демонтаж традиционных международных хозяйственных связей в пользу их установления: на основе прямых контрактов в результате непосредственного взаимодействия контрагентов, которые базируются в различных странах; с помощью цифровых организаторов торгового оборота.

Отдельно необходимо выделить недостаточное внимание логистике совместных закупок и распределения малоценного оборудования в рамках ЭТОТ между предприятиями КНР и РФ. Последние представляют собой инновационные логистические модели межфирменного экономического сотрудничества на принципах Ь2Ь-шеринга в циркулярной экономике. Исследование логистической природы подобных взаимодействий, таким образом, приобретает особое научное значение. В последнем контексте актуализируется оценка перспектив снижения трансакционных и логистических издержек, которые возникают на этапе формирования и реализации прямых электронных хозяйственных связей между предприятиями РФ и КНР [3]. В число первых из них входят, прежде всего, те, которые размещены далеко от государственной границы между этими странами, т.е. удалены от приграничных с КНР территорий.

Цифровизация международной торговли, бесспорно, способствует снижению ТИ. Однако нет оснований полагать, что в ближайшей перспективе они будут сведены к минимуму [3]. Это обусловлено рядом обстоятельств:

1. Общее цифровое информационное бизнес-пространство в КНР и РФ еще только формируется. Процессы построения общей для этих стран подобной конструкции носят точечный характер. Они ограничиваются, например, обеспечением экономических интересов предприятий по линии торговых представительств.

2. Межстрановые различия в культуре, в том числе логистического менеджмента остаются.

3. Возрастают затраты на обеспечение безопасности совершения электронных сделок с зарубежными партнерами.

4. Цифровизация торговли между предприятиями РФ и КНР позволяет исключить только классических посредников. Потребность в услугах консалтинговых компаний, прежде всего тех, которые специализируются на проверке потенциальных контрагентов в КНР, остается очень высокой.

5. Российские электронные торговые площадки (ЭТИ) еще очень слабо ориентированы на КНР. Китайские платформы электронной коммерции в свою очередь ориентированы преимущественно на ведение трансграничной розничной торговли в цифровом формате с физическими лицами РФ.

6. Существует феномен «цифрового сопротивления». Это означает, что хотя природа ТИ в современных условиях меняется, предполагать их стремительное снижение преждевременно. Перспективы снижения логистических издержек в протяженных международных цепях поставок (МЦП) традиционно соотносятся с улучшением качества их проектирования и опорой на прогрессивные решения в области логистического менеджмента. Достижение этой цели в первую очередь соотносится с: гармонизацией в этих цепях поставок логистических функциональных циклов, т.е. с их координацией; циф-ровизацией управления этими множественными организационными структурами; тотальным внедрением стандартов ISO, регламентирующих построение и функционирование цепей поставок; реализацией принципов бережливого производства в логистической практике.

Востребованность последнего шага определяется высокими потерями (материальных и временных ресурсов) в международной логистике, которые обусловливают: риски утраты/хищений или

повреждения товаров в процессе поставки (их величина имеет прямо пропорциональную зависимость от числа перевалок грузов и протяженности транспортного маршрута); вероятность возникновения аварийных ситуаций в процессе международных перевозок грузов; риск разрыва «холодильных» цепей поставок пищевой и др. видов продукции; вероятность необеспечения непрерывности операционной логистической деятельности (например, незапланированного простоя транспорта); риск прекращения или приостановления договорных взаимодействий между контрагентами разных стран, в том числе по институциональным причинам (например, из-за резких изменений в законодательстве отдельной страны или курса валюты); сложность предвидения непроизводительных перемещений материальных ресурсов в МЦП в условиях пандемии и др.

Однако реализация направлений снижения логистических издержек в МЦП, которые нами перечислены выше, неспособна привести к кардинальному экономическому эффекту. В этом случае невозможно также выполнение ряда логистических ожиданий оптовых заказчиков. Например, в части обеспечения максимальной доступности логистического сервиса, т.е. выполнения поставок широкого перечня товаров в размере одной единицы. Это ограничение обусловлено: невыгодой приобретения подобных партий для институциональных потребителей из-за высоких транспортных издержек и отсутствия оптовых скидок; определение политикой продаж на предприятиях КНР минимальной партии отгрузки готовой продукции. Приоритет вследствие этого отдается, прежде всего, крупнооптовым поставкам из-за рубежа. Мелкооптовые закупки никуда не исчезают. Однако их объектом являются главным образом высокомаржинальные товары.

Решение проблемы снижения глобальных логистических издержек связано главным образом с консолидацией закупок/продаж и грузовых отправок [4, с. 168; 5]. Именно она создает объективные предпосылки для серьезной экономии на масштабах выполнения логистической, маркетинговой и др. видов деятельности. Анализ особенностей такой консолидации позволяет сделать ряд выводов:

1. Официальное статистическое наблюдение в отношении совместных коммерческих, государственных, муниципальных и корпоративных закупок одноименных товаров не ведется. Оценка развития тенденций в этой логистической области вследствие этого затруднена.

2. Контрактная система в сфере государственных и муниципальных закупок допускает практику совместных закупок [6]. Однако приоритеты их осуществления не декларируются.

3. В сфере совместных коммерческих закупок в РФ просматривается, по крайней мере, две очевидные тенденции: широкое использование этой практики потребительскими кооперативами (приобретаемый товар они реализуют через свои магазины, при этом пайщикам предоставляются скидки); возрастание числа цифровых организаторов закупок, которые собирают заказы на «оптовые» поставки товаров физическим индивидуумам. Схема поставок в этом случае достаточно проста: сбор заказов через сайт (до объема, на который предоставляются оптовые скидки) ^ размещение заказа у российского/китайского поставщика ^ организация получения физическими индивидуумами заказов. Организатор подобных совместных закупок использует, по крайней мере, 3 варианта их финансирования: сбор авансовых платежей в полном объеме; использование собственных средств; приобретение товаров на основе их предоставления поставщиками в рассрочку. Последние заинтересованы в предоставлении им пула заказов, поэтому поиск торговых посредников, способных выполнять такие логистические операции, является одной из стратегий организации ими, в том числе трансграничной торговли.

Организаторы совместных закупок, которые работают на основе приведенной выше схеме, по нашему мнению, имеют статус «квазипредприятия» оптово-розничной торговли. В пользу этого вывода свидетельствуют следующие положения: сайт, который осуществляет агрегирование заказов физических индивидуумов, не имеет прямых признаков классического интернет-магазина; организация совместных закупок с его помощью предполагает нетипичное для оптовой торговли разделение рисков между ее организатором и этими индивидуумами.

В теории логистики и управления цепями поставок (особенности использования этой сферы знаний в области государственного хозяйствования мы не рассматриваем) консолидация операций рассматривается преимущественно в двух аспектах: формирование закупочных консорциумов (временных объединений предприятий вокруг проекта закупок); объединение грузовых отправок [4, с. 426; 5, с. 87; 7-9]. Рассматриваемая нами консолидация допустима, в том числе в другой функциональной области. Это -логистика распределения. Вариант взаимодействий в ней может предполагать, например,

переадресацию предприятиями-производителями одноименной продукции полученных неактуальных заказов в пользу одного из них.

Целесообразно отметить, что ЭТИ РФ пока не готовы к реализации стратегии совместных закупок за рубежом (в КНР). Объективные предпосылки для осуществления совместных логистических операций в рамках ЭТОТ создает становление циркулярной экономики [10-12]. Одной из ведущих ее компонент является «совместное» потребление, т.е. «шеринг» [13-15]. Внимание ее логистическим аспектам в научных публикациях носит единичный характер, например, в [16]. Однако в ней: не отражается связь между циркулярной экономикой и совместным потреблением (шерингом); не уделяется должного внимания логистике осуществления совместных логистических операций в оптовой торговле; авторская типология логистических моделей в экономике совместного потребления является дискуссионной; связь «совместного использования» с проблемой централизации логистического менеджмента просто обозначается; категория «логистика корпораций», которая фигурирует в названии [16], не характеризуется. Все это свидетельствует о том, что вопрос о логистических аспектах в шеринг-экономике в частности и циркулярной экономике в целом остается открытым.

Заключение

Одним из ключевых вопросов логистики ЭТОТ между предприятиями КНР и РФ следует считать уточнение концептуального представления о проектировании МЦП малоценного оборудования китайского производства на российский внутренний рынок товаров производственно-технического назначения. Достижение этой цели, по нашему мнению, должно предусматривать решение ряда задач: осуществить функциональное разграничение зон логистики ЭТОТ и аргументировать логистические приоритеты ее развития; выполнить аналитическую оценку современного состояния этого сектора международной торговли; установить логистические ограничения в ЭТОТ малоценным оборудованием; обосновать логистические модели совместных закупок и распределения (шеринг-моделей) и особенности их использования в МЦП в ЭТОТ с учетом специфики становления циркулярной экономики. Особое значение в последнем контексте приобретает исследование роли и потенциала ЭТП (организаторов торгового оборота) в создании необходимых условий для установления прямых электронных хозяйственных связей между предприятиями КНР и РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГригорьевМ.Н., Ткач В.В., Уваров С.А. Коммерческая логистика: теория и практика. М.: Юрайт, 2021. 507 с.

2. Коммерция и товарный менеджмент в условиях цифровой трансформации общества и бизнеса / под ред. С.Ю. Кожевниковой, В.В. Ткача. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. 193 с.

3. Ткач В.В., Ню Цзяхуэй. Детерминанты государственного регулирования цепей поставок с участием торговых посредников в РФ и КНР // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2020. Т. 17. № 11. С. 34-42.

4. БауэрсоксД.Дж., КлоссД.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-Бизнес, 2001. 640 с.

5. ЛиндерсМ.Р., ФиронХ.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. СПб.: Виктория плюс, 2002. 768 с.

6. О совместных конкурсах и аукционах: Письмо Минфина Росси от 26.06.2020 г. № 24-06-08/55289.

7. Ткач В.В. Планирование закупок на производственных предприятиях // Логистика - евразийский мост: мат-лы XIII Международ. науч.-практ. конф. (25-29 апреля 2018 г., Красноярск) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Ч. 1. Красноярск, 2018. С. 228-234.

8. Ткач В.В. Контрактная стратегия управления цепями поставок // Журнал правовых и экономических исследований. 2017. № 3. С. 142-145.

9. Ткач В.В., Клунко А.Н. Логистические приоритеты управления снабженческо-сбытовой деятельностью // Аудит и финансовый анализ. 2016. № 6. С. 295-298.

10. Михаленко Е., Климова Д., Маньковский И. Циркулярная экономика как модель экономики будущего // Банковский вестник. 2020. № 12 (689). С. 42-51.

11. Амирова Н.Р., Саргина Л.В., Кондратьева Я.Э. Циркулярная экономика: возможности и барьеры // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 3 (59). С. 187-201.

13. Земскова Е. С. Шеринг как отражение ценностных ориентиров потребителя в цифровой экономике // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: экономика и экологический менеджмент. 2019. № 3. С. 17-27.

14. Адактилос А.Д., ЧаусМ.С., Молдован А.А. Шеринговая экономика // Economics. 2018. № 4 (36). С. 95-100.

15. Белова Л.Г. Шеринговая экономика: бизнес-модель цифровой экономики в период Covid-19 // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 5. С. 87-94.

16. Гвилия Н.А. Модели организации логистики корпораций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 2 (122). С. 152-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.