Научная статья на тему 'Информационные платформы в системе государственных и корпоративных закупок'

Информационные платформы в системе государственных и корпоративных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОСРЕДНИКИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛОЩАДКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАКУПКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПОСОБЫ ЗАКУПОК / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрианова Н.В.

В статье представлены ключевые аспекты развития цифровой экономики тренды развития цифровых технологий применительно к сфере обращения, а именно для сферы закупок как государственных, так и корпоративных. Изменения под их влиянием условий бизнеса, цифровизация государственного управления и сферы корпоративных закупок. Рассмотрены виды информационных посредников, дана характеристика и технология работы электронных площадок, раскрыты особенности электронных посредников в системе государственных закупок. Приведены статистические материалы, характеризующие активность электронных площадок в сфере госзакупок и корпоративной среде, их результативность и рейтинг. Отмечена положительная динамика функционирования электронных площадок, определены факторы, сдерживающие их развитие и обозначены направления дальнейшего совершенствования информационных услуг в сфере закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные платформы в системе государственных и корпоративных закупок»

Информационные платформы в системе государственных и корпоративных закупок

Андрианова Наталья Викторовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики и коммерции, завкафедрой логистики и коммерции «Хабаровский государственный университет экономики и права», andri.nv@mail.ru

В статье представлены ключевые аспекты развития цифровой экономики - тренды развития цифровых технологий применительно к сфере обращения, а именно для сферы закупок как государственных, так и корпоративных. Изменения под их влиянием условий бизнеса, цифровизация государственного управления и сферы корпоративных закупок. Рассмотрены виды информационных посредников, дана характеристика и технология работы электронных площадок, раскрыты особенности электронных посредников в системе государственных закупок. Приведены статистические материалы, характеризующие активность электронных площадок в сфере госзакупок и корпоративной среде, их результативность и рейтинг. Отмечена положительная динамика функционирования электронных площадок, определены факторы, сдерживающие их развитие и обозначены направления дальнейшего совершенствования информационных услуг в сфере закупок. Ключевые слова: цифровая экономика, информация, информационные услуги, информационная логистика, информационные посредники, электронные площадки, государственные закупки, корпоративные закупки, информационные технологии, способы закупок, контрактная система.

Цифровая экономика представляет собой деятельность по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг.

Становление цифровой экономики - одно из приоритетных направлений для большинства стран. Распространение цифровых технологий определяет траекторию развития экономики и является следствием прорыва в области телекоммуникаций и систем обработки данных. Теперь, как частные лица, так и компании во всем мире связаны друг с другом по электронным каналам и это приводит к изменению принципов ведения бизнеса, к изменению основных характеристик делового бизнеса.

В эру цифровых технологий коммерческие и государственные предприятия все больше используют электронные системы для более эффективного и предсказуемого управления цепочкой своих закупок и продаж [1]. С каждым годом электронные закупки набирают популярность. Они дают возможность увеличить прибыль компаниям за счет продаж большему кругу покупателей, а также расширить географию поставок товаров и предоставления услуг.

В настоящее время произошло возрастание значимости информации не только в решении задач научно-технического прогресса и управления, но и во всех других сферах деятельности. Успех в работе любой компании в первую очередь основывается на наличии своевременной, достоверной и полной информации. Информация становится экономически важным фактором, таким же важным, как и традиционные - материальные, природные, трудовые, финансовые и энергетические ресурсы.

В связи с этим возрастает необходимость в получении информации о закупках в оперативном режиме. Данную задачу готовы взять на себя информационные посредники, предлагающие услуги поиска интересующих закупок, помощь в подготовке заявки и документации к тендеру, а также сопровождение в процессе электронного аукциона, конкурса или другого способа закупки. Они стараются привлечь поставщиков и заказчиков лояльной ценовой политикой на информационные услуги, акциями и дополнительным сервисом. Обработка и обмен информацией стали более

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

М О

а>

о

см

№ О!

О Ш

т х

<

т о х

X

мощным и эффективным средством ведения бизнеса, чем перемещение физических товаров.

Стоимость компаний все в большей степени определяется не ее материальными активами (здания, оборудование), а такими нематериальными активами, как люди, идеи, технологии, стратегии объединения и использования главных информационных ресурсов компании.

Расстояния исчезают. Любой человек может мгновенно связаться со своим клиентом в любой точке планеты. Теперь весь мир становится потенциальным клиентом. Перед бизнесом открываются огромные возможности.

Теперь мир не ограничен рамками регионов, но за счет этой свободы динамично развивается именно региональная экономика, которая получает огромные возможности для ведения бизнеса в соседних и дальних регионах.

Интерактивность становится важнейшим фактором успеха, и она ведет к существенным изменениям в ведении бизнеса. Преимущества в бизнесе получают те, кто может быстро реагировать на изменения на рынке и адаптироваться к новым условиям в реальном времени.

Обычного посредника заменяет информационный посредник (инфопосредник). С ростом объемов информации, появляется необходимость в таких инфопосредниках, способных переработать этот поток данных в полезную информацию [2].

Субъекты информационного рынка технологий отличаются тем, что в их составе, как правило, отсутствует оптовый посредник и потребитель должен иметь дело непосредственно с производителем, хотя контакт может (и это желательно) устанавливаться через рыночного информационного посредника, который из-за природы товара в меньшей степени тяготеет к формированию биржевых структур, нежели в иных компонентах рынка (рисунок 1).

Производитель Информационный посредник Потребитель

наличия определенного опыта и знаний, умения находить оптимальное решение среди множества возможных вариантов.

Таблица 1

Рисунок 1 - Простейшая цепочка взаимодействия на рынке

Исследование информационно-

посреднической деятельности в сфере корпоративных и государственных закупок приобретает все большую актуальность.

Практически в каждом случае у лиц, принимающих решения в сфере государственных и муниципальных закупок, возникает необходимость выбора между различными вариантами закупки, учете собственных возможностей и средств, оценки надежности контрагента, понимания возникающих при этом рисков, а также путей возможной защиты своих интересов в случае развития событий по неблагоприятному сценарию. Все это требует

Государственные тендеры Коммерческие тендеры Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон 44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион) ГК РФ (только конкурс и аукцион) 223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок Установлены законом, неизменны Установлены заказчиком Установлены положением заказчика, у всех разные

Порядок проведения закупок Установлены законом, неизменны Установлены заказчиком Установлены положением заказчика, у всех разные

Свобода конкуренции Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу) Участник обязан предложить требуемый товар Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам Закрытый перечень требований У каждого заказчика свой перечень требований У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников Установлен законодательно Установлен заказчиком Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме Аукцион Любой способ закупок, установленный заказчиком Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки 5 утвержденных электронных площадок Любая электронная площадка, например OTC.RU Любая электронная площадка, например OTC.RU

Вместе с тем существуют и коммерческие тендеры, где правила устанавливают сами заказчики - любые коммерческие структуры. Их действия не регламентируются, но и не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» [3], что обуславливается специфичностью и многообразием сфер бизнеса.

Оптимизация и совершенствование закупочных процедур позволяет повысить эффективность закупки. Заинтересованность компании может быть также в продукции неспецифичной для ее деятельности, что создает трудности для самостоятельного изучения и анализа неизвестного сегмента рынка и выбора партнера.

Реальная практика электронного бизнеса позволяет говорить о расширении посреднической деятельности. Например, сделки между отдельными видами бизнеса, ранее заключаемые напрямую, теперь происходят на on-line рынках (электронных торговых площадках), кроме трансформированных форм посреднической деятельности появились новые формы посредничества.

Сравнительная характеристика государственных и коммерческих тендеров представлена в таблице 1.

Электронная торговая площадка (ЭТП) — это сайт в сети интернет, на котором проводятся электронные аукционы (закупки). Электронная площадка сочетает в себе комплекс организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика (покупателя) и поставщика (продавца) (рисунок 2). Такое взаимодействие осуществляется посредством электронного документооборота [1].

По сути, в настоящее время, электронной торговой площадкой можно назвать любой Интернет-ресурс, с помощью которого заключаются сделки купли-продажи между покупателями и продавцами.

судить об образовании и развитии информационно-посреднической деятельности.

£

(ГГ

плоиДОЧ

Чгг

Электронные Торговые Площадки

Электрой мая Торговая Площадка (ЭТП, ЭП, ТП| - сайт в сети Интернет, обеспечивающий вэа им еде йствие покупателя с продавцом

—г~

Ж] ______ 1 Для реализации

■■£591 имущества

Рисунок 2 - Схема взаимодействия участников на ЭТП

Посредником между заказчиком (покупателем) и поставщиком (продавцом) является оператор электронной площадки (владелец Интернет-ресурса).

Отчасти, работы, выполняемые информационными посредниками, соответствуют основным целям информационной логистики как таковой, а именно: обеспечить необходимой информацией в нужном месте, в нужное время, необходимого содержания.

По сути, посредник сферы обращения заменяется информационным посредником, который принимает информацию для размещения, либо передает от одного субъекта другому.

Рассматривая данные изменения, подтолкнувшие к образованию и развитию информационного рынка и электронного бизнеса, можно также

елит-зт

Рисунок 3 - Характеристика электронной торговой площадки

В настоящее время функционируют разнообразные электронные площадки:

1. Для системы государственных и корпоративных закупок Правительством Российской Федерации аккредитованы: ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «РТС-тендер», АО «Единая электронная торговая площадка», Российский аукционный дом, ЭТП Национальная Электронная Площадка, Агентство по Государственному заказу Республики Татарстан, Национальная электронная площадка АГЗ РТ.

2. Группы площадок (например, ОТС RU, В2В, Норбит и другие).

3. Коммерческие торгово - закупочные системы (например, «АМС-Сервис», Аукционный Конкурсный Дом, ЭТП «KARTOTEKA

4. ЭТП по реализации имущества.

5. Международные торговые системы.

Статистика относительно информационных

посредников приведена в разрезе электронных площадок за 2018 год. На рисунке 4 видно, что происходит увеличение количества зарегистрированных участников на электронных площадках, наиболее значительный рост характерен для предприятий различных организационно - правовых форм.

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

М О

Динамика рост» количеств» зарегистрированных участников ЭТП, ед,

" по состоян ию на 01.04.2015 ■ по состоянию на 1$ 04.2018

11

_ 0

тм

Гкдак»"'™« КЩрммнн лпфЛ!

Как видно из статистики, лидирующие позиции по всем трем показателям занимают ЗАО «Сбер-банк-АСТ» и ООО «РТС-тендер», суммарно замещая около 70% соотношения показателей.

Наибольшим спросом на услуги электронных площадок пользуется такой способ закупки, как электронный аукцион. Это можно объяснить тем, что в системе государственных и муниципальных закупок внедрение цифровизации началось именно с этого способа закупки. Регламент регулирует понятие отобранных электронных площадок, операторы которых предложили лучшие проекты функционирования электронной площадки (предложение о проекте) для проведения открытых аукционов в электронной форме.

Рисунок 4 - Динамика роста количества зарегистрированных участников на электронных площадках

Процентное соотношение объемов размещения электронным аукционов на ЭТП

О)

О

см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ О!

О Ш

т х

<

т о х

X

На рисунке 5 дана характеристика электронных торговых площадок по количеству размещаемых на них лотов. Показатель размещаемых лотов отражает степень удовлетворения спроса клиентов по конкретной электронной площадке.

Информационный посредник при организации своей деятельности может осуществлять ее в нескольких видах. Вид, отражает технологию организации деятельности информационного посредника в сети Интернет. В зависимости от видов различают: предприятия связи, операторы связи, сайты, страницы, домены, электронные и неторговые площадки.

р Я

дяЙГ

■ «Элплрвинн торгоиа шниш плоции о

«РОД.

' Единая >. 1гк I ронн ах торто»ая о.гоним

■ ЭТП ГШ, ВХВ-ССМСГ

• ЭТП «ТЭК торг»

■ НСкилр

■ <1м&риь»шт

• ЧАО «СбсрвМк' ЛСТ»

• >. гс к I |М) и и аи торт <>■■■ шовика ОТС (тйгг

Рисунок 5 - Доли электронных площадок по критерию количества лотов

: * нгшчпни! кйатритСа В рхзрс К ШШ '(К ПЫ 1 1

ЗАО ■< лет.

Стакуйт. ж|н| В МОК громит

ЗАО "СБсрбши-

ЛГЬ

^ кп рон п и гигогиклха * АГЗ РТ

Ч^ДИНАЯ9Л*КТрОННаЯТОрпгИП ПЛОИЩНв

РТС ■Э.1^кТрОмчвйПЛОиЙДкаР&ССии

^^ ■ С и стгпа тор гс Б СберЁ ан н-ДГТ

Рисунок 7 - Структура размещения заказов на проведение электронных аукционов

Таким образом, информационный посредник осуществляет управление информационными и финансовыми потоками между участниками информационного обмена для повышения его эффективности. Каждая электронная площадка стремится привлечь как можно больше заказчиков и поставщиков. Информация по количеству размещенных извещений и стоимости закупок представлена на рисунке 8.

Кагичктьо раишлг-нны* гг ггитгки их № Г*'" 1*1.' 4 и

■ )'0< » ЛСТ.

■ РТС-иидср АО-ЕЭШ-

хтсприг гьм и ■АГЭРТ

■ АО «РАД*

■ ММВБ

<' г п н ни г I ря 5чс гиен и ыя и аы пш г н м И рчре 1Г ■ рОииы11С.Н1ШЦ1ИК. Ч. III руГн.

■ ММВБ

Рисунок 6 - Доли электронных площадок по критерию количества заключенных договоров и контрактов

Важным представляется соотношение электронных площадок в разрезе количества и стоимости заключенных контрактов. Это отражает степень удовлетворения спроса клиентов конкретной торговой площадкой.

Рисунок 8 - Количество и стоимость заключенных контрактов в разрезе электронных площадок

Статистика подтверждает, что информация становиться ценнейшим ресурсом в современной экономике. Ее перемещение и оказание информационных услуг становиться более эффективным и востребованным, нежели работа в сфере добычи, производства и обращения товаров. В структуре активов компаний все больше растет доля немате-

риальных активов, таких как люди, идеи технологии, стратегии, объединения, несмотря на то, что данные активы тяжело поддаются оценке.

Таким образом, в настоящее время не только существуют специализированные инфопосредники (информационные «узлы», биржи, аукционы), но и начинается интеграция некоторых из них в так называемые «бизнес-узлы». Последние объединяют как производителей и потребителей товаров и услуг, так и компании, обеспечивающие многосторонний информационный обмен между участниками, при этом, каждый из этих элементов является неотъемлемой частью логистической цепи.

Посредник сферы обращения заменяется информационным посредником, который принимает информацию для размещения, либо передает от одного субъекта другому. Другими словами, ролью информационного посредника уже не является сводить стороны в одном месте. Роль информационного посредника заключается в налаживании взаимовыгодного для трех или для трех или более сторон информационного обмена, который стимулирует компании быстро и мгновенно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям информационного рынка.

Рассматривая данные изменения, подтолкнувшие к образованию и развитию информационного рынка и электронного бизнеса, можно также судить об образовании и развитии информационно-посреднической среды, которая требует готовности бизнеса к цифровой трансформации. При этом должен сложиться зрелый сектор технологический сектор, а также должен постоянно расти спрос на цифровые технологии со стороны организаций.

Information platforms in the system of state and corporate procurement

Andrianova N.V.

Khabarovsk state University of Economics and law

The article presents the key aspects of the development of the digital economy - trends in the development of digital technologies in relation to the sphere of circulation, namely for the procurement of both public and corporate. Changes under their influence business conditions, digitalization of public administration and corporate procurement. Types of information intermediaries are considered, the characteristic and technology of work of electronic platforms is given, features of electronic intermediaries in public procurement system are opened. The statistical materials characterizing the activity of electronic platforms in the sphere of public procurement and corporate environment, their effectiveness and rating are presented. Positive dynamics of functioning of electronic platforms is noted and the factors constraining their development and directions of further improvement of information services in the sphere of purchases are defined.

Keywords: digital economy, information logistics, information intermediaries, electronic platforms, public procurement, corporate procurement, information technology, procurement methods, contract system.

References

1. The official portal "Purchasing Help" [Site]. Access mode: http://zakupkihelp.ru/ (accessed September 18, 2019).

2. Semenikhin, V.V. "Intermediary services", 3rd edition, revised

and supplemented, M: "GrossMedia", "ROSBUH", 2018

3. The federal law of July 26, 2006 No. 135-03 (as amended on

July 18, 2019) "On the Protection of Competition".

4. What is the digital economy? Trends, competencies, measurements. Report of the HSE Research Institute for the XX April International Scientific Conference on the Problems of Economic and Social Development. Moscow, April 9-12, 2019 M .: HSE Publishing House, 2019

Литература

1. Официальный портал «ЗакупкиНе1р» [Сайт]. Режим доступа: http://zakupkihelp.ru/ (дата обращения 18.09.2019г.).

2. Семенихин, В.В. «Посреднические услуги», 3-е издание, переработанное и дополненное, М: «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2018 г.

3. Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-Ф3 (ред. от 18.07.2019г.) «О защите конкуренции».

4. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерения. Доклад НИИ ВШЭ к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 9-12 апреля 2019 г. М.: Издательский дом ВШЭ, 2019 г.

х

X

о

го А с.

X

го m

о

ю

М О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.