Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЯ / РЕГИОН / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРИОРИТЕТЫ / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / КЛАСТЕР / ПОДДЕРЖКА / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / STRATEGY / REGION / AGRICULTURE / PRIORITIES / SAMARA REGION / CLUSTER / GRANTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыкова И.Н., Шкодинский С.В.

Значительное количество российских регионов активно включились в осуществление задач, направленных на под- держку сельского хозяйства, реализацию перспективных направлений развитие регионального агропромышленного комплекса (далее - АПК), реализуя, таким образом, стратегические социально-экономические цели территорий. В представленной научной статье анализируются приоритетные направления развития АПК Самарской области, обобщаются особенности региональной агропромышленной политики, дается характеристика элементам стра- тегического планирования агропромышленного комплекса Самарской области, приводятся примеры внедрения новых драйверов экономического роста в аграрной экономике региона. Отдельное внимание уделено обобщению и оценке стратегических проектов в сфере АПК, имеющих существенное значение для экономики Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE SAMARA REGION

A significant number of Russian regions are actively involved in the implementation of tasks aimed at granting agriculture, the realization of promising directions of development of the regional Agro-Industrial Complex (hereinafter AIC), thus realizing the strategic socio-economic goals of the territories. The presented scientific article analyzes the priority directions of develop- ment of AIC of the Samara region, summarizes the features of the regional agro-industrial policy, describes the elements of the strategic planning of AIC of the Samara region, and gives examples of the introduction of new drivers of economic growth in the agricultural economy of the region. Special attention is paid to the synthesis and evaluation of strategic projects in the field of AIC, which are essential for the economy of the Samara region.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 338.43

Рыкова И.Н.,

доктор экономических наук, руководитель Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации

Шкодинский С.В.,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Московского государственного областного университета, главный научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института

Министерства финансов Российской Федерации

ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Значительное количество российских регионов активно включились в осуществление задач, направленных на поддержку сельского хозяйства, реализацию перспективных направлений развитие регионального агропромышленного комплекса (далее - АПК), реализуя, таким образом, стратегические социально-экономические цели территорий. В представленной научной статье анализируются приоритетные направления развития АПК Самарской области, обобщаются особенности региональной агропромышленной политики, дается характеристика элементам стратегического планирования агропромышленного комплекса Самарской области, приводятся примеры внедрения новых драйверов экономического роста в аграрной экономике региона. Отдельное внимание уделено обобщению и оценке стратегических проектов в сфере АПК, имеющих существенное значение для экономики Самарской области. Ключевые слова: агропромышленный комплекс, стратегия, регион, сельское хозяйство, приоритеты, Самарская область, кластер, поддержка

Rykova I.,

Doctor of Economics, Director of the Center of Branch Economy of Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation

Shkodinskiy S.,

Doctor of Economics, Head of Chair of Economic Theory of Moscow State Regional University, Chief Researcher of the Center of Branch Economy of Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation

PRIORITIES OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL

COMPLEX OF THE SAMARA REGION

A significant number of Russian regions are actively involved in the implementation of tasks aimed at granting agriculture, the realization of promising directions of development of the regional Agro-Industrial Complex (hereinafter AIC), thus realizing the strategic socio-economic goals of the territories. The presented scientific article analyzes the priority directions of development of AIC of the Samara region, summarizes the features of the regional agro-industrial policy, describes the elements of the strategic planning of AIC of the Samara region, and gives examples of the introduction of new drivers of economic growth in the agricultural economy of the region. Special attention is paid to the synthesis and evaluation of strategic projects in the field of AIC, which are essential for the economy of the Samara region.

Keywords: Agro-Industrial Complex, strategy, region, agriculture, priorities, Samara region, cluster, granting

Несмотря на то, что становление системы стратегического планирования в Самарской области пришлось на начало 2000-х годов, а областное Правительство в целом следует в русле тенденций,

складывающихся на общероссийском уровне, Закон «О стратегическом планировании в Самарской области» был принят только в феврале 2018 года [3], то есть почти через четыре года после вступления в силу Фе-

Какцитировать статью: Рыкова И.Н., Шкодинский С.В. Приоритеты стратегического развития агропромышленного комплекса Самарской области // Вестник Академии права и управления. 2018. № 4(53). с. 117-123

дерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» №172-ФЗ от 28 июня 2014 года [14]. Указанный закон закрепляет уже сложившиеся и показавшие свою жизнеспособность традиции стратегического планирования в регионе и в значительной мере опирается на вышеупомянутый ФЗ-172.

С 2006 года в Самарской области реализовыва-лась Стратегия социально-экономического развития на период до 2020 года [12] (далее - Стратегия-2020). В рамках Стратегии-2020 в разделе 2.2.2 «Развитие сформировавшихся на территории области кластеров и производств» предусматривалось создание агроин-дустриального кластера (подраздел 2.2.2.6) и отмечалось, что данный тип кластера - наиболее перспективный среди прочих базовых кластеров экономики Самарской области. Вместе с тем в Стратегии отмечалась проблема формирования эффективной системы бизнес отношений в кластере, которая в ее действующем виде замедляла развитие производства.

В качестве основной формы развития интеграции и кооперации по видам экономической деятельности в кластере предлагалось поглощение слабых бизнес-единиц более успешными и формирование крупных аграрных компаний, что должно было повысить эффективность использования ресурсов, привлечение инвестиций, технологическое и техническое перевооружение и расширение масштабов производства.

В июле 2017 года была утверждена новая Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года [13] (далее -Стратегия-2030). В указанном документе отдельный раздел посвящен агропищевому кластеру. В рамках Стратегии-2030 предполагается три горизонта (этапа) развития агропищевого кластера с принципиально различающимися точками роста и ключевыми направлениями развития.

Если для первого этапа (до 2020 год) ставка вполне оправданно сделана на импортозамещение, повышение производительности, развитие селекции и рост объемов переработки сырья (и отсюда ключевые направления - агропромышленный парк, кластерная ассоциация, эффективное землепользование, селекционные центры, животноводческие комплексы, материально-техническая часть, кадры и перерабатывающие производства), то для второго и третьего этапа выбранные приоритеты и точки роста представляются весьма дискуссионными: до 2025 года - продвижение экспорта, производство сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции с высокой добавленной стоимостью; а до 2030 года - развитие специализированных сегментов рынка и лидерство в специфических технологиях.

За базу для определения целевого индикатора развития агропищевого кластера принимается

Индекс производства в 2015 году. К 2030 году индекс производства по кластерообразующим видам деятельности должен вырасти практически вдвое (на 196,3%), а среднегодовой темп роста за период 20162030 годы должен составить 104,6%.

В Самарской области реализуется программно-целевой принцип управления социально-экономическим развитием. Основным элементом реализации данного принципа являются региональные государственные программы. Так, в 2016 году в Самарской области в статусе утвержденных имелось 47 государственных программ, однако три из них в силу отсутствия или прекращения финансирования не ре-ализовывались.

Нормативную базу разработки и реализации областных государственных программ составляют: Распоряжение Правительства Самарской области №756-р от 04.10.2016 г. «Об утверждении перечня государственных программ Самарской области» (далее распоряжение №756-р) и Постановление Правительства Самарской области №498 от 20.09.2013 г. «О разработке и реализации государственных программ в Самарской области».

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в качестве ответственного исполнителя курирует четыре государственные программы: «Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области на 2013-2020 годы», «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области на период до 2020 года», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Самарской области» на 2014-2020 годы, «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 годы».

В действующей на настоящий момент редакции Распоряжения №756-р количество государственных программ сокращено до двух (остались соответственно третья и четвертая в списке).

В последние годы в регионе происходило последовательное наращивание бюджетных расходов, распределяемых в соответствии с программно-целевым принципом. С 2013 по 2017 год доля программных расходов в бюджете Самарской области увеличилась более чем вдвое: с 35% до 81%, что свидетельствует о последовательной и успешной политике по модернизации бюджетного процесса.

В целом в структуре программных расходов (за 2016 год) расходы на поддержку сельхозтоваропроизводителей составили всего 3,7%, что на порядок меньше расходов по другим направлениям: социальная сфера (более 57%), транспортная инфраструктура (12,5%), жилищное строительство и ЖКХ (7,6%), подготовка к Чемпионату мира по футболу (6,9%). При-

чем у ведомств Правительства Самарской области, отвечающих за сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и природопользование доля расходов, осуществляемых по программно-целевому принципу, превышает 80%, в частности у Министерства сельского хозяйства и продовольствия - 93,4%, у Департамента охоты и рыболовства - 93,1% и у Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования - 82,2%.

Институциональное обеспечение разработки, исполнения и оценки Государственной аграрной политики Самарской области осуществляется в соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 14.04.2008 г. №100 (в ред. от 14.02.2018 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области» [5]. Данное Постановление ориентирует регион на формирование цивилизованного рынка оборота сырья, продовольствия и сельскохозяйственных товаров, а также на интеграцию рыночных отношений сферы АПК с внешними контрагентами (соседними регионами, иностранными партнерами, интеграционными объединениями, кластерами).

Стратегическое планирование агропромышленного комплекса Самарской области должно учитывать требования Постановления Правительства Самарской области от 12.07.2017 г. №441 «О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года». В соответствии с данным нормативно-правовым актом Самарская область

развивает кластерную инициативу в качестве нового вектора экономического развития на период до 2020 года [6].

Внедрение новых драйверов экономического роста в аграрном сегменте экономики Самарской области наряду с кластеризацией должно опираться на рациональную систему выбора приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса. Согласно официальных данных, именно сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и предоставление услуг в этих областях, а также рыболовство, рыбоводство относятся к приоритетным направлениям развития Самарской области [7].

Вместе с тем, Стратегия развития региона до 2030 года не включает АПК в стратегическое направление (см. рисунок 1), а в качестве стратегических ориентиров косвенно можно учесть лишь один: «Развитие приоритетных кластеров и новых сегментов».

В Стратегии региона-2030 указано, что рост конкурентоспособности экономики опирается на «необходимые предпосылки... для формирования и развития в регионе агропищевого кластера (включающего сельское хозяйство и пищевую промышленность)» [6], реализующего следующие направления: повышение эффективности производства, повышение глубины переработки сельскохозяйственного сырья и развитие пищевой промышленности, развитие агробиотехнологий.

В 2021-2025 годы Стратегия предусматривает производство сельскохозяйственного сырья и пище-

Рис. 1. Стратегические направления развития Самарской области [8]

С119]

вой продукции с высокой добавленной стоимостью, расширение экспортного потенциала. В 2026-2030 годы планируется развивать специфические технологии в АПК Самарской области.

Задачами стратегического управления сельским хозяйством и агропромышленным комплексом исследуемой области являются: оценка регионального землепользования и землеустройства, инвентаризация сельскохозяйственных земель и мониторинг состояния почвы; интеграция сельхозпредприятий по убою скота и хранению продукции АПК с учетом лучших практик организации логистического бизнеса; формирование и модернизация агропромышленного парка на территории городского округа Самара; финансовая, грантовая, инвестиционная поддержка предприятий агропищевого кластера, в том числе с привлечением представителей государственно-частного партнёрства.

Среди перспектив аграрной политики региона - создание кластерной ассоциации, обеспечивающей, как распределительную функцию, так и регулирующую с позиции кругооборота сельскохозяйственных ресурсов и денежных потоков.

Развитие агропромышленного комплекса Самарской области предусматривает: расширенное воспроизводство ресурсного потенциала агропромышленного комплекса с учетом требований научно-технического прогресса; внедрение ресурсосберегающих технологий в земледелии и животноводстве; формирование системы продвижения и сбыта сельскохозяйственной продукции за счет повышения эффективности транспортно-логистической состав-

ляющей в АПК; построение механизма координации взаимодействия региональных органов власти и управления с сельхозтоваропроизводителями, включающего, в том числе, финансовую поддержку их инфраструктурного развития.

В результате мер по развитию АПК Самарской области будут достигнуты показатели эффективности работающей инвестпроводящей системы: увеличение прироста положительного чистого дисконтированного дохода инвестиционных проектов АПК в регионе, снижение срока окупаемости инвестиций до 1,5 лет, повышение коэффициента платежеспособности сельскохозяйственных организаций.

Отметим, что стратегические приоритеты развития экономики региона в части АПК Самарской области изменились, начиная с 2016 года, так как индекс производства продукции сельского хозяйства составил 113,2%, что на 13,2 п.п. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из трех видов сценариев: трансформации, базового и целевого сценария в 2020 году темп роста производства продукции АПК только по целевому сценарию составит максимальную величину прироста - на 31,2% (см. таблицу 1).

В целях развития агропищевого кластера предусмотрен рост инвестиций в период с 2016 года в объеме 1333 млрд. руб. и до 7279 млрд. руб. в 2030 году. Структура цепочки создания стоимости товаров (работ, услуг) агропищевого кластера включает в себя шесть блоков: селекция, выращивание и разведение, базовая переработка, логистика и сбыт сельскохозяйственной продукции, переработка и дальнейшая логистика и дистрибуция (см. рисунок 2).

Таблица 1.

2015 г. 2016 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.

Индекс производства продукции сельского хозяйства к уровню 2015 г., %%

сценарий «Трансформация» 100,0 113,2 119,0 126,5 136,3

сценарий «Базовый» 100,0 113,2 124,6 138,8 158,7

целевой сценарий 100,0 113,2 131,2 154,0 188,8

Индекс производства агропищевого кластера к уровню 2015 года, % 100,0 107,7 127,7 153,6 196,3

2016 - 2020 2021 - 2025 2026 - 2030 Итого за 2016 - 2030 годы

годы годы годы

Общий объем инвестиций в основной капитал 1 333 2 217 3 729 7 279

(без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности), всего, млрд. руб.

В том числе по кластерам и секторам экономики и социальной сферы:

агропищевой кластер 66 78 115 259

Источник: Постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 №441 «О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года»

Стратегические приоритеты развития экономики региона в части АПК Самарской области

Рис. 2. Структура цепочки создания стоимости в агропищевом кластере

Анализ показателей импортозамещения показал, что объем производства молока к 2020 году возрастет до 241,4 тыс. тонн, что на 22,9 тыс. тонн или на 10,48% больше, чем в 2015 году (таблица 2).

Объем производства скота и птицы на убой в живом весе (в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах) за 2015-2020 гг. возрастет на 10 тыс. тонн, или на 10,34%.

Также следует отметить о тенденции роста физического объема производства овощей защищенного грунта (в сельскохозяйственных организациях), который в 2020 году составит 20,1 тыс. тонн, что на 7,2 тыс. тонн больше, чем в 2015 году.

Среди приоритетов развития АПК Самарской области - реализация перспективных инвестиционных проектов. Так, стратегические инвестиционные проекты экономики исследуемого региона в части АПК характеризуются следующими параметрами:

- производство перспективных компонентов для сберегающих и интенсивных технологий в растениеводстве должно быть завершено к 2019 году;

- проектирование и строительство агропромышленного парка «Самара» на срок 3 года (с 2016 по 2019 гг.) и объемом инвестиций - 1,030 млрд. руб.;

- строительство современного производственного комплекса по выращиванию и переработке мяса птицы (бройлер), рассчитанного на производство 75 тыс. тонн в год (муниципальный район Сергиевский) [6.7,8].

Вместе с тем, по ряду инвестиционных проектов, реализуемых в АПК Самарской области, существуют проблемы несоответствия фактических и плановых сроков организации животноводческих комплексов. Так, по проекту строительства животноводческого комплекса в районе Борский выбран земельный участок, разрабатываются технико-экономическое обоснование и бизнес-план, однако уже ис-

Таблица 2.

Показатели импортозамещения в части АПК Самарской области

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Объем производства молока (в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах), тыс. тонн 218,5 223 227,5 232,0 236,6 241,4

Объем производства скота и птицы на убой в живом весе (в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах), тыс. тонн 96,7 98,6 100,6 102,6 104,6 106,7

Объем производства овощей защищенного грунта (в сельскохозяйственных организациях), тыс. тонн 12,9 16,5 17,3 18,2 19,1 20,1

Источник: Распоряжение Правительства Самарской области от 28.01.2015 №31-р (ред. от 27.05.2016) «Об утверждении Плана мероприятий по содействию импортозамещению в Самарской области на 2015 - 2020 годы»

текло 2 года с момента плановых мероприятий по реализации идеи, но эффектов в виде прибыли и иных финансовых результатов нет.

Органам исполнительной власти Самарской области целесообразно усилить контроль за предин-вестиционной стадией проектов, в рамках которой финансирования инвестиций осуществляется из бюджетных и внебюджетных источников, как например, по проекту ОАО «Корпорация развития Самарской области» в сфере строительства животноводческих комплексов с объемом инвестиций 4,830 млрд. руб.

В заключение заметим, что выбор приоритетов стратегического развития агропромышленного комплекса региона, в нашем случае - Самарской области - это не только возможность использования конкурентных преимуществ в аграрной сфере с опорой на имеющийся ресурсный потенциал, но и, по сути, вызов для аграриев в стремлении добиться значительных успехов в достижении целей и задач продовольственной безопасности региона в условиях влияния геополитических реалий и усиления санкционного давления на экономику России.

Список литературы

1. Боговиз А.В., Рагулина Ю.В., Шкодинский С.В., Продченко И.А. Оценка действующих мер государственной поддержки сельского хозяйства в условиях импортозамещения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. №4. С.13-18.

2. Губанов А.Г. Проблемы развития экономики регионального АПК // Terra Economicus. 2012. Том 10. №1. Часть

3. С. 188-192.

3. Закон Самарской области «О стратегическом планировании в Самарской области» №12-ГД от 12 марта 2018 года (принят Самарской Губернской Думой 27 февраля 2018 года). // Консультант Плюс. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW256;n=103551#0612621808970685

4. Литвиненко И.Л., КияноваЛД. Обеспечение инновационного развития региональных АПК: проблемы и пути решения // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. №2(50). Электронный ресурс. https://eee-region.ru/article/5012/

5. Постановление Правительства Самарской области от 14.04.2008 №100 «Об утверждении Положения о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW256&n=16867#02862768713386752] (дата обращения: 02.06.2018).

6. Постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 №441 «О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года» // Сайт Правительства РФ [Электронный ресурс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/450278243] (дата обращения: 02.06.2018).

7. Постановление Правительства Самарской области от 25.12.2014 №823 «Об определении приоритетных видов экономической деятельности» // Официальный сайт Правительства самарской области: Электронный ресурс. Режим доступа: https://pravo.samregion.ru/postanovleniya-pravitelstva/postanovlenie-pravitelstva-samarskoj-oblasti-ot-25-12-2014-823-ob-opredelenii-prioritetnyh-vidov-ekonomicheskoj-deyatelnosti/

8. Постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 №441 «О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года» // Сайт Правительства РФ [Электронный ресурс: http://docs.cntd.ru/document/450278243] (дата обращения: 02.06.2018).

9. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года. Утверждена Постановлением Правительства Самарской области №129 от 09 октября 2006 года // КонсультантПлюс. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&ts=890753281065199717 2234716&cacheid=F9AADB1B28F74B34D13E1066196049C8&mode=splus&base=RLAW256&n=13063&rnd=03912B E3274320CF0BAC71D7C2BBBFA6#05953634816034294

10. Распоряжение Правительства Самарской области от 09.04.2014 №221-р (ред. от 29.09.2017) «Об утверждении Перечня стратегических инвестиционных проектов Самарской области».

11. Постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 №624 (в ред. от 26.03.2018) «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области» на 2014 - 2020 годы.

12. Рыкова И.Н., Шкодинский С.В. Эффективность реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // Вестник Академии права и управления. 2018. №2(51). С. 140-145.

13. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года. Утверждена Постановлением Правительства Самарской области №441 от 12 июля 2017 года // СПС ГАРАНТ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/44471204/#block_2

14. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 №172-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_164841/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Reference list

1. BogovizA, Ragulina Yu., Shkodinskiy S., Prodchenko I. Evaluation of existing measures of state granting of agriculture in conditions of import substitution // Economy of agricultural and processing enterprises. 2017. №4. P. 13-18.

2. GubanovA. Issues of regional Agro-Industrial Complex Economy development // Terra Economicus. 2012. Volume 10. №1. Part 3. P. 188-192.

3. The Law of the Samara region "On strategic planning in the Samara region" №12-DG of March 12, 2018 (adopted by the Samara Provincial Duma on February 27, 2018). // ConsultantPlus. Electronic resource. Access mode: http://www. consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW256;n=103551#0612621808970685

4. Litvinenko I., Kiyanova L. Providing innovative development of regional Agro-Industrial Complex: Issues and solutions // Regional economy and management: Electronic scientific journal. 2017. №2(50). Electronic resource. https://eee-region.ru/article/5012/

5. Resolution of the Government of the Samara region of 14.04.2008 №100 "On approval of the Ministry of Agriculture and Food of the Samara region"// Legal Reference System ConsultantPlus [Electronic resource: http://www.consultant. ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW256&n=16867#02862768713386752] (date of access: 02.06.2018).

6. Resolution of the Government of the Samara region of 12.07.2017 №441 "On the strategy of socio-economic development of the Samara region for the period up to 2030" // Website of the Government of the Russian Federation [Electronic resource. Access mode: http://docs.cntd.ru/document/450278243] (date of access: 02.06.2018).

7. Resolution of the Government of the Samara region of 25.12.2014 №823 "On the definition of priority economic activities" // Official website of the Government of the Samara region: Electronic resource. Access mode: https:// pravo.samregion.ru/postanovleniya-pravitelstva/postanovlenie-pravitelstva-samarskoj-oblasti-ot-25-12-2014-823-ob-opredelenii-prioritetnyh-vidov-ekonomicheskoj-deyatelnosti/

8. Resolution of the Government of the Samara region from 12.07.2017 №441 "On the strategy of socio-economic development of Samara region for the period up to 2030" // Website of the Government of the Russian Federation [Electronic resource: http://docs.cntd.ru/document/450278243] (date of access: 02.06.2018).

9. Strategy of socio-economic development of the Samara region for the period up to 2020. Approved b the Government of the Samara region №129 of October 09, 2006 // ConsultantPlus. Electronic resource. Access mode: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&ts=8907532810651997172234716&cacheid=F9AADB 1B28F74B34D13E1066196049C8&mode=splus&base=RLAW256&n=13063&rnd=03912BE3274320CF0BAC71D7C 2BBBFA6#05953634816034294

10. The Order of the Government of Samara region dated 09.04.2014 №221-O (edition of 29.09.2017) "On approval of the List of strategic investment projects of the Samara region".

11. Resolution of the Government of the Samara region of 14.11.2013 №624 (as amended on 26.03.2018) "On approval of the state program of the Samara region "development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food of the Samara region" for 2014-2020.

12. Rykova I., Shkodinskiy S. Efficiency of implementation of the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 // Bulletin of the Academy of Law and Management. 2018. №2(51). P. 140-145.

13. Strategy of socio-economic development of the Samara region for the period up to 2030. Approved by the Government of the Samara region №441 of July 12, 2017 // Legal Reference System GUARANT. Electronic resource. Access mode: http://base.garant.ru/44471204/#block_2

14. Federal Law "On strategic planning in the Russian Federation" dated 28.06.2014 №172-FL (last edition) // ConsultantPlus. Electronic resource. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.