Научная статья на тему 'Приоритеты регулирования информационной экономики'

Приоритеты регулирования информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мхитарян Ю. И.

Мировая практика свидетельствует, что в информационной экономике развитие связи, ИКТ приобретает ведущую роль, ускоряет экономические процессы, становится составной частью технологических процессов, изменяет способы организации и управления деятельностью. Одновременно это заставляет изменить подходы и предпринимать меры по снижению рисков аварий, катастроф в высокотехнологичный век. Иными словами основополагающими условиями создания эффективных процессов регулирования информационной экономики становятся обеспечение приоритетного развития сегмента связи и ИКТ, а также своевременная разработка и реализация предупредительных мер по обеспечению безопасности. Опыт работы саморегулируемой организации (СРО) «СтройСвязьТелеком» и деятельность Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий НОСТРОЙ легли в основу статьи, в которой рассказывается о вкладе, вносимом саморегулируемыми организациями в дело развития российской экономики и обеспечение безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты регулирования информационной экономики»

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

ВВВ САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Приоритеты регулирования информационной экономики

Ю.И. МХИТАРЯН,

председатель Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий Национального объединения строителей,

генеральный директор НПСРО «СтройСвязьТелеком», д.э.н, академик МАИ и МАКТ

Мировая практика свидетельствует, что в информационной экономике развитие связи, ИКТ приобретает ведущую роль, ускоряет экономические процессы, становится составной частью технологических процессов, изменяет способы организации и управления деятельностью. Одновременно это заставляет изменить подходы и предпринимать меры по снижению рисков аварий, катастроф в высокотехнологичный век. Иными словами основополагающими условиями создания эффективных процессов регулирования информационной экономики становятся обеспечение приоритетного развития сегмента связи и ИКТ, а также своевременная разработка и реализация предупредительных мер по обеспечению безопасности. Опыт работы саморегулируемой организации (СРО) «СтройСвязьТелеком» и деятельность Комитета по строительству объектов связи,телекоммуникаций и информационных технологий НОСТРОЙ легли в основу статьи, в которой рассказывается о вкладе, вносимом саморегулируемыми организациями в дело развития российской экономики и обеспечение безопасности.

а

Кя

ак уже неоднократно было отмечено в публикаци-х и выступлениях экспертов и аналитиков, эффективность национальных экономик в XXI веке во многом не только зависит, но и определяется развитием связи и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Этот тезис нашел свое подтверждение в соответствующей Декларации экономик АТЭС, которая была принята в сентябре 2012 г. во Владивостоке [1].

Место ИКТ в развитии национальной экономики

Приведем некоторые данные, которые свидетельствуют о месте ИКТ в промышленно развитых странах и

в России. К примеру, объем информационных технологий в ВВП этих стран занимает более 3%, тогда как в России - 1,5%. Образно говоря, ИКТ - это локомотив развития экономики любого государства, и от того, как он будет двигаться, зависит и состояние экономики.

Следуя этим данным, можно сказать, что развитие ИКТ должно стать приоритетом государственного регулирования в любой стране. В 2011 г. мировой рынок ИКТ выглядел следующим образом: доля ИКТ США составляла почти 30%, Евросоюза - 27%, Китая - 8,1%, Японии - 9,3%, а России - 1,8% (рис. 1). Данные, характеризующие развитие Интернет-экономики в различных странах мира, приведены на рис. 2. Из них следует, что в отдельных промышленно развитых странах объем Интернет-экономики достигает 7-9%, а в нашей стране - 1,9%.

Для обеспечения максимального влияния ИКТ на национальную экономику необходима развитая инфраструктура, так как известно, что чем более развита связь, тем выше эффективность национальной экономики. Мировой опыт свидетельствует, что для придания отрасли связи и ИКТ особого места в экономике и технологических процессах страны большое значение имеет система государственного регулирования.

Задачи по реализации госполитики в области связи возложены на Федеральный орган исполнительный власти, который:

^ осуществляет функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовое регулирование в сфере информационных технологий и связи; ^ устанавливает требования к организационнотехническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи;

^ устанавливает требования к проектированию, строительству и эксплуатации сетей связи.

Основой информационной экономики нашей страны является Единая сеть электросвязи Российской Федерации (ЕСЭ РФ) - объект капитального строительства федерального значения, важнейшая задача которого - обеспечение безопасности функционирования ЕСЭ РФ [2].

Институт саморегулирования для обеспечения безопасности

Успешная реализация задачи обеспечения безопасности, повышения качества, конкурентоспособности, создания новых условий ведения бизнеса возлагается сегодня на

..*• СП

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

СП

институт саморегулирования. В цивилизованном мире главная цель государства - обеспечение безопасности. Требования по ее обеспечению и устойчивого функционирования сети электросвязи, разработанные исполнительными и законодательными органами власти, реализуются отраслевыми СРО «СтройСвязьТелеком» и «ПроектСвязьТелеком».

Важным условием организации и успешного функционирования института саморегулирования является реализация принципов, которые нашли свое системное отражение в Федеральном законе «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 [3]. К ним относятся:

=> соблюдение защиты прав человека;

=> системность и комплексность применения мер обеспечения безопасности;

=> приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

=> взаимодействие органов госуправления с общественными объединениями, международными организациями в целях обеспечения безопасности;

=> прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности;

=> разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности;

=> применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности и т.д.

Все это увязывается с современной концепцией регулирования национальной экономики, в которой предупредительные меры по обеспечению безопасности должны быть отнесены к одним из основных положений. Для того, чтобы СРО могли успешно оценивать угрозы без-

Источник: РБК daily

опасности, разрабатывать предупредительные меры по их применению, необходим соответствующий подход к этой деятельности с учетом анализа причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, нарушения безопасности объектов и создания условий для предупреждения чрезвычайных ситуаций, аварий и происшествий.

Максимально эффективно реализовывать эти цели можно лишь при условии, если СРО будет придан определенный статус. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством СРО являются некоммерческими партнерствами [4, 5]. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку. Для этого они должны рассматриваться как социально ориентированные организации, деятельность которых принципиально отличается от деятельности структур, являющихся хозяйствующими субъектами, главная цель которых - извлечение прибыли. Следовательно, после придания СРО соответствующего статуса, они смогут выполнять свои функ-

Рис. 1. Мировой рынок ИКТ, 2011 г.

Internet economy as a percentage of 2010 GDP

U.K. sc M

South Korra 1.0

China Ж S.9

Japan • S.S

U.S. 5£ 14.5

6 20 S43

India zzz 17

EU-27 Ш 16.2

Australia L2

Gormory U

Canada l*[ 1.6

France 1 к 2.6

Mevico ■•I 10

Brazil HX 2.1

Saudi Arabta H 04

Italy ■ к 2.1

Argentina 04

South Africa ІЕ 0.4

Russia LS

Turhty □X 0.7

Indonesia 0.7

ill

Источник: Ассоциация предприятий компьютерных и ифрормационных технологий

ШЖЙ

Developed market average

Южная Корея — 7,3% США-4,7% Германия—3,0 Мексика-2,2% РОССИЯ -1,9%

Рис. 2. Доля Интернет-экономики в ВВП разных стран

Ы«1 ч

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА Ив САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

□ С

Выявленные нарушения 2011 год 2012 год

> Отсутствие повышения квалификации

и аттестации заявленных работников 76% 37,8%

^ Отсутствие системы менеджмента

качества или ее низкая 57% 21%

результативность

> Отсутствие документированной 30% 10%

процедуры строительного контроля

> Отсутствие программы мер повышения безопасности и качества 82% 10%

работ

Рис. 3. Результаты деятельности организаций I

НП СРО «СтройСвязьТелеком»

ции и вносить больший вклад в повышение эффективности национальной экономики.

Главными факторами, препятствующими сегодня эффективному функционированию института саморегулирования, являются, с одной стороны, отсутствие практики признания этих некоммерческих организациях как социально ориентированных и соответствующей государственной поддержки, а с другой - отсутствие критериев, в соответствии с которыми законодательно должен определяться перечень видов работ, влияющих на безопасность, на выполнение которых СРО выдается допуск к работам. Таким критерием должно стать законодательно установленное требование - виды работ, при выполнении которых возможен риск причинения вреда, должны быть включены в перечень видов работ, влияющих на безопасность.

Реализация двух приведенных принципов, то есть признание СРО в качестве некоммерческих организаций социально ориентированного типа и законодательное закрепление критерия определения перечня видов работ, влияющих на безопасность, является сегодня ключевой. Прежде всего, это необходимо для того, чтобы потенциал СРО мог быть в полной мере использован в системе регулирования национальной экономики.

На рис. 3 приведены сравнительные результаты деятельности НП СРО «СтройСвязьТелеком» за 2011-2012 годы. За это время значительно увеличилось число членов Партнерства, разработавших и реализовавших программу мер по обеспечению безопасности и повышению качества. Причем, до вхождения упомянутых организаций в СРО этих программ у них, как правило, не было. Обеспечено также повышение квалификации персонала членов Партнерства, реализована система строительного контроля, повышена результативность систем менеджмента качества организаций.

Это лишь небольшая часть того положительного вклада, который СРО, вносят в дело развития российской экономики и обеспечения безопасности.

Наконец, многое зависит от того, по каким критериям оценивать деятельность СРО. В этом плане определенно-

сти пока нет. А между тем оценка регулирующего воздействия - это тоже часть системы регулирования, которая должна проводиться по строгим правилам. От этого зависит подбор системы мер регулирования экономики, оценка результата и т.д. Критериями оценки деятельности СРО должно стать обеспечение реализации положений ФЗ «О безопасности», а также ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» [3, 6].

Выводы

1. Эффективность регулирования национальной экономики в XXI веке во многом определяется: удельным весом сегмента связи и ИКТ в экономике, условиями, обеспечивающими его приоритетное развитие; обеспечением безопасности и развитием саморегулирования.

2. Для решения задач по повышению конкурентоспособности экономики страны и созданию информационной экономики отрасль связи и ИКТ должна получить приоритетное развитие.

3. Основой информационной экономики в нашей стране выступает ЕСЭ РФ - объект капитального строительства федерального значения.

4. Вероятность техногенных катастроф и аварий в современной экономике может быть значительно снижена, если своевременно предпринимать предупредительные меры. Условием успешной реализации задач обеспечения безопасности Единой сети электросвязи Российской Федерации является совместная работа законодательных, исполнительных органов власти и отраслевых СРО НП «СтройСвязьТелеком», НП «ПроектСвязьТелеком».

5. Обеспечение безопасности - главная задача цивилизованного государства. Безопасность ЕСЭ РФ зависит от полноты определения перечня видов работ, влияющих на безопасность, придания СРО статуса социально ориентированных и оказания государственной поддержки в выполнении возложенных на них задач.

6. Критериями оценки деятельности саморегулируемых организаций является реализация принципов обеспечения безопасности, определенных ФЗ «О безопасности» и ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации». ■

Литература

1. Декларация экономик АТЭС-2012.

2. Федеральный закон «О связи» от 02.07.2003 № 126-ФЗ.

3. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ.

4.Федеральный закон «О коммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № Э15-ФЗ.

6. Федеральный закон «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 г. №190-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.