Научная статья на тему 'Приоритеты развития налоговой системы России'

Приоритеты развития налоговой системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
983
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайбель Н. Ю., Дира Д. В.

Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития. В статье рассмотрены наиболее важные направления реформирования российской налоговой системы, среди которых повышение эффективности налогового администрирования, реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя. Цель предлагаемых мер ускорить экономическое развитие, повысить благосостояние граждан, остановить рост инфляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты развития налоговой системы России»

САЙБЕЛЬ Н.Ю., ДИРА Д.В.

Четвертый раздел методики учетно-аналитического обеспечения управления рисками направлен на обеспечение взаимосвязи показателей отчетности и основных хозяйственных рисков: внеоборотные активы; оборотные активы; капитал и резервы; долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства; доходы и расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы и доходы; прибыли и убытки; забалансовые счета.

Пятый раздел методики учетно-аналитического обеспечения управления рисками представлен видами учета, на основании которых может быть получено учетное обеспечение: финансовый учет (финансовые риски); управленческий учет (операционные риски); стратегический учет (стратегические риски).

Шестой раздел представлен системами анализа: финансовый анализ; управленческий анализ; стратегический анализ.

Седьмой раздел методики учетно-аналитического обеспечения управления рисками представлен базовыми показателями, на которые оказывают влияние рисковые ситуации: агрегированный показатель собственности в виде чистых активов в рыночной, справедливой и залоговой оценке; дезагригированный показатель стоимости капитала в виде стоимости чистых пассивов в рыночной и справедливой оценке.

Восьмой раздел методики обобщает степень привлекательности предприятия для целей инвестирования в виде трёх позиций: привлекательное (пассивная зона финансового риска); нейтральное (нейтральная зона финансового риска); непривлекательное (активная зона финансового риска).

Разработанная и апробированная методика учетно-аналитического обеспечения управления рисками систематизирует риски в три группы (финансовые, операционные и стратегические), характеризуемые 8-ю разделами (принципы, идентификация ситуаций и рисков; взаимосвязь показателей и рисков; используемые системы учета и анализа; базовые показатели оценки влияния рисков, оценка инвестиционной привлекательности) на базе использования пассивной, активной и нейтральной зон финансового риска в целях создания эффективной, транспорентной и релевантной системы управления рисками.

ЛИТЕРАТУРА ¡5

1. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф; Пер. с англ.; Науч. ред. Л.И. Евенко. - М.: Экономика, О 1989. j

2. Бланк И.А. Управление активами. Киев: «Ника - Центр», 2000.

3. Дамодаран Асват, Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов./ Пер. с англ. □ М.: Альпина Бизнес букс, 2004. ^

4. Максименко А.Н. Организация сетевого ситуационного (событийного) учета в коммерческих организаци- ^ ях. Монография. Ростов н/Д: РГСУ, 2008. g

5. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2005. -VI. Ь

6. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: пер. с англ. / под ред. и с предисл. А. М. Петрачкова. М.: 00 Финансы и статистика, 1993. ^

7. Шевелев А.Е. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие / А. Е. Шевелев, Е. В. Шевелева. М.: КНОРУС, 2007. О

8. Хорин А.Н. Стратегический анализ: учебное пособие / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. М.: Эксмо, 2006. о

9. RaffournierB. Comtabilite international // Encyclopédie de Comtabilite, Controle de Audit. - Paris: Economica, ш 2000. - 1318 p. s

10. Evraert Serge. Comptabilite d'activite. Encyclopedie de Comtabilite, Controle de Gestion et Audit». - Paris: a

Economica, 2000 - 1317 p. ®

r s

i

>

0

ПРИОРИТЕТЫ РАЗБИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ о

1 ш

со i—

О

_ а

Кубанский государственный университет, доцент кафедры теоретической экономики кандидат экономических наук, ^

e-mail: Saybel-Natali@yandex.ru; >■ Кубанский государственный университет, соискатель кафедры теоретической экономики, О

г Краснодар, ул. Ставропольская, 149 0

■_

О

Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии ô

общества имеет свои приоритеты экономического развития. В статье рассмотрены наиболее важные §

направления реформирования российской налоговой системы, среди которых повышение эффек- q

тивности налогового администрирования, реформирование единого социального налога и введение О

страховых взносов для работодателя. Цель предлагаемых мер - ускорить экономическое развитие, ^

повысить благосостояние граждан, остановить рост инфляции.

i—

Ключевые слова: бюджетная политика; налоговая система; налоговая политика; налоги; налоговая на- О

грузка; социальная политика; экономический рост m

Коды классификатора JEL: H 21, H 26, H 71 s

О

Налоговая система России постоянно находится в состоянии трансформации. Меняются ставки налогов, ® условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивает практически всех субъектов экономики. § Реформирование налоговой системы влияет не только на экономические условия производства товаров и ° услуг, но и на доходы граждан, поэтому вопросы налоговой политики всегда остаются актуальными. Q

За последние годы в России был проведен целый ряд налоговых реформ. К позитивному результату необходимо отнести снижение налогового бремени за счет уменьшения налоговых ставок по основным налогам: налога на прибыль до 24%, налога на добавленную стоимость до 18%, налога на доходы физических лиц до 13%, единого социального налога до 26% [4, с. 6]. Но снижение ставок ключевых налогов не привело к сокращению бюджетных доходов благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового сектора. В целом уровень налоговой нагрузки в российской экономике остается на уровне 3537% [2].

Следует отметить, что в результате отмены налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, достигнуто определенное упрощение налоговой системы России.

Однако до сих пор в налоговой системе существуют и сдерживающие факторы, которые не позволяют в необходимых объемах обеспечивать устойчивые темпы экономического роста. Так, российская налоговая система по-прежнему характеризуется фискальной направленностью, крайней нестабильностью и наличием ряда административных барьеров.

В настоящее время налоговая политика России строится, исходя из принципа - «чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики». В итоге - недобор налогов (как минимум, на 2030% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятий в развитии производства.

К основным недостаткам российской налоговой системы, на наш взгляд, можно отнести:

1) нестабильность налоговой политики;

2) чрезмерное налоговое бремя;

3) уклонение от уплаты налогов юридическими лицами, вызванное, в том числе, отменой инвестиционно ной льготы;

¡5 4) чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета (правда, в

О последние годы многие из них были отменены);

® 5) отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики;

6) чрезмерный объем начислений на заработную плату;

У 7) единая ставка налога на доходы физических лиц.

И К сожалению, при проведении реформы в налоговой сфере ощутимых позитивных сдвигов пока добиться

Ш не удалось. Эффективность вновь введенных форм налогов оказалась намного ниже, чем предполагалось:

]> - не происходит ожидаемого прироста поступлений налога на прибыль;

- переход на «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц не привел к выводу из «тени» значительных объемов заработной платы;

□ - введение инвестиционной составляющей в составе сборов по пенсионному страхованию создало не-

□ разрешимую проблему с подбором надежных объектов инвестирования. Наличие всех этих проблем позволяет сделать вывод о том, что реформа налоговой системы должна рассматриваться государством как первоочередная задача. Основной целью современной налоговой системы должны стать формирование стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и обновления основных фондов предприятий, снижение общей налоговой нагрузки на экономику и бизнес [1]. При этом снижение налогово-

ф го бремени должно сопровождаться снижением затрат на функционирование административной налоговой системы, а также развитием «социальной» и «регулирующей» функций налогов.

> Таким образом, для всестороннего рассмотрения налоговой системы России на современном этапе следует уделить особое внимание основным направлениям ее развития. На основании изложенного выше можно выделить следующие приоритетные направления реформирования налоговой системы:

00 □

Ш

О о

I—

ф

I— ^

0 а ф

со ^

1

О.

0

1

ф - активное налоговое стимулирование экономического и промышленного развития России;

£ - достижение стабильности и сбалансированности налоговой системы;

о. - обеспечение социальной справедливости налоговой системы;

< - ослабление общей налоговой нагрузки путем постепенного снижения ставок, введения дополнитель-

о ных льгот по отдельным федеральным налогам (налогу на добавленную стоимость, налогу на при-

£5 быль);

£5 - дальнейшее совершенствование налога на добычу полезных ископаемых, реформирование единого

9 социального налога;

^ - создание благоприятных налоговых условий для развития малого и среднего предпринимательства;

- усиление налогового стимулирования инновационных предприятий; о - облегчение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

- улучшение налогового администрирования и снижение издержек налогоплательщиков на обслуживание налоговых органов, включая упрощение процедур обжалования решений налоговых органов;

о - упрощение бухгалтерской и налоговой отчетности предприятий;

$ - совершенствование юридической техники и понятийного аппарата Налогового кодекса РФ [3].

>§ Реальная налоговая реформа должна удовлетворять следующим требованиям:

^ 1) предельное упрощение налоговой системы и максимальное использование экономически нейтраль-

ф ных налогов;

ц 2) подведение под налогообложение льготного и теневого секторов;

о 3) перенос базы обложения с результатов труда на потребление, ресурсы и материальную собственность

о не только юридических, но и физических лиц;

(Т) 4) выведение вопросов социальной и структурной политики за пределы налоговой системы;

5) предоставление субъектам Федерации самостоятельных налоговых источников;

6) сведение к минимуму необходимости в текущем налоговом контроле над деятельностью предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для решения этих задач имеются следующие резервы:

- повышение собираемости налогов;

- равномерное распределение налогового бремени;

- налогообложение «теневой экономики».

Особо отметим, что с точки зрения инструментария экономической политики главным направлением налоговой реформы является перенос тяжести с налогов, взимаемых по собственной отчетности плательщиков, на обложение объектов, которые, во-первых, трудно или невозможно укрыть от контроля, а, во-вторых, обладающих собственной ценностью, что служит своего рода обеспечением правильной уплаты налогов.

Подчеркнем, что реализация в налоговой системе принципов федерализма достигается путем последовательного разделения налогов между Федерацией и ее субъектами, отказа от практики разделения одного и того же налога между уровнями власти, передачи субъектам Федерации права устанавливать и взимать ряд налогов, существенных по объему поступлений и важных для регулирования социально-экономического развития регионов. Такое перераспределение налоговых полномочий между центром и регионами обеспечивает субъекты Федерации реальными финансовыми ресурсами и необходимой самостоятельностью в управлении ими для реализации региональных программ социально-экономического развития.

Итак, можно сделать вывод, что реформы, проводимые в налоговой сфере, не всегда приводят к ожидаемым макроэкономическим результатам из-за отсутствия четкого представления о последствиях принятия тех или иных налоговых решений. Любые просчеты и недоработки при принятии налоговых изменений приводят не только к падению уровня доходов государства, но и болезненно отражаются на благосостоянии всех граждан. Поэтому политика в области налогообложения должна отличаться продуманностью и глубоким по- П ниманием последствий проводимых преобразований. ^

В связи с этим несомненный интерес представляет Бюджетная стратегия Российской Федерации на пери- о од до 2023 года, в которой освещены наиболее значимые направления налоговой политики [2].

Выделим основные направления дальнейшего совершенствования налоговой политики:

1. Повышение эффективности налогового администрирования. Собираемость основных налогов может □ быть обеспечена за счет сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов. При этом необходимо ^ обеспечить снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательс- ^ тва и создающих препятствия для развития инновационного сектора экономики, активизации инвестицион- ^ ных процессов. I-

2. Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя. В на- (д стоящее время единый социальный налог взимается по регрессивной шкале ставок, причем действующие □ пороги регрессии не индексировались с момента их введения. В связи с этим эффективная ставка единого ^ социального налога, начиная с 2006 года, снижается темпами, составляющими около 1% в год. При принятии решения о переходе к регрессивной шкале ставок ЕСН не предполагалось, что эффективная налоговая ставка будет снижаться. Поэтому для предотвращения дальнейшего ее падения необходимо принять решение о восстановлении эффективной ставки ЕСН на уровне 2005 года, уже начиная с 1 января 2010 года, недопущении ее снижения в будущем, а также принять иные меры, направленные на обеспечение полной уплаты ЕСН все- ^ ми налогоплательщиками, выплачивающими доходы по трудовым и гражданско-правовым договорам. ®

При этом предлагается, начиная с 2010 года, ЕСН заменить страховыми взносами, уплачиваемыми рабо- ^ тодателями, в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и фонд социального страхования. ^

3. Совершенствование налогообложения добычи нефти. Необходимо постепенное изменение системы о налогообложения добычи нефти, которое подразумевает изменение критериев предоставления налоговых каникул либо применение территориального понижающего коэффициента к ставке налога на добычу полез- ш ных ископаемых. В частности, для учета существенных различий в условиях добычи нефти, а также повыше ния эффективности системы предоставления подобных льгот возможно принятие новых мер, стимулирующих ^ разработку выработанных месторождений и месторождений, разработка которых связана с повышенными ^ затратами (мелкие месторождения). Однако при этом необходимо учитывать, что специальная система нало- о гообложения добычи нефти, обеспечивающая существенную часть доходов бюджетной системы, позволяет поддерживать относительно низкий уровень налоговой нагрузки на прочие сектора экономики. Поэтому количественные характеристики существующей системы изъятия рентных доходов у нефтяной отрасли (объем поступающих в бюджет доходов) в среднесрочной перспективе будет являться важным фактором бюджетной ^ стабильности и обеспечения стабильности налогового бремени в прочих секторах.

4. Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, которые будут направлены

на выравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и налоговой нагрузки при добыче нефти ^ с одновременной дифференциацией налоговых ставок в зависимости от условий добычи. 1

5. Введение налога на недвижимость. В долгосрочной перспективе планируется создание эффективной о системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов. Для этого необходимо создание кадастра объектов недвижимости в сжатые сроки, а также разработка и принятие методики массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра. о

Среди прочих мер, которые будут направлены на повышение эффективности налоговой системы в долго- ^ срочной перспективе, можно отметить:

1. Создание эффективной системы контроля над трансфертным ценообразованием с целью недопущения о использования этого инструмента для минимизации налоговых обязательств, а также внедрение системы консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций. О)

О о

I—

ш

2. Повышение нейтральности налога на добавленную стоимость: совершенствование процедур исчисления и возмещения налога.

3. Повышение эффективности налога на прибыль организаций, для чего следует построить систему налогового администрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса и документально подтвержденные расходы должны приниматься к вычету за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет. Также необходимо добиться унификации налоговых ставок для различных категорий налогоплательщиков, а также принять решения, направленные на совершенствование амортизационной политики.

4. Постепенное повышение ставок акцизов с целью придания большей значимости этому виду налоговых доходов в составе доходов бюджетов. Одновременно необходимо внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса и унификацию ставок на бензины с различным октановым числом. При проведении акцизной политики также необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами.

5. Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.

6. Сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения.

Итак, можно сделать вывод, что перечисленные направления налоговой политики основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который не создает препятствий для устойчивого экономического роста.

Все вышеназванные меры направлены на достижение целей налоговой реформы, которые в обобщенном ^ виде могут быть сформулированы как создание конкурентоспособной налоговой системы. Ь Эффективная налоговая система должна:

^ - быть чувствительной к платежеспособному спросу предприятий на рынках факторов производства, X конъюнктуре рынка выпускаемой продукции;

- обеспечить необходимые темпы роста объемов производства и обновления выпускаемой продукции; быть простой, легко доступной для восприятия налогоплательщиком;

представлять собой целостную систему, элементы которой должны быть взаимоувязанными, согласо-

И

^ ванными между собой;

^ - быть нейтральной по отношению ко всем налогоплательщикам независимо от форм собственности: I- - быть справедливой, т.е. учитывать состояние научно-технического и производственного потенциала 00 предприятий;

О - быть стабильной и гибкой;

¡=у - быть совместимой с моделями налоговой системы государств, интегрированных в единое экономичес-«а, кое пространство;

0 - способствовать притоку иностранного капитала в экономику страны, а также способствовать переливу ф капитала внутри страны в приоритетные отрасли;

ё - исключать двойное налогообложение;

о. - одновременно обеспечивать рост богатства налогоплательщиков и максимизацию поступлений в госу-$ дарственный бюджет;

х - предусматривать четкое распределение прав и обязанностей между государственными органами, осу-ф ществляющими взимание и распоряжение налогами;

о - следовать логике циклического характера экономического развития;

- способствовать содействию и развитию зарождающейся предпринимательской деятельности, созданию ® новых предприятий, не разрушать их на «корню».

о Построение налоговой системы, удовлетворяющей указанным требованиям, позволит, с одной стороны, з обеспечить рост промышленного производства, и, соответственно, повышение деловой активности, а с дру-^ гой стороны, решение социальных проблем.

Остается лишь надеяться, что предложенные в работе рекомендации по совершенствованию налоговой системы России приведут к устранению недостатков существующей налоговой системы и к позитивным сдвигам в экономике и социальной сфере, так как налоговая политика в конечном итоге направлена на использование налогообложения в интересах решения задач социально-экономического развития общества. Вместе с § тем не подлежит сомнению тот факт, что налоговое реформирование должно сопровождаться переориента-£ цией отечественной налоговой системы с фискальной функции на регулирующую и социальную функции.

0

* ЛИТЕРАТУРА

1

о 1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации

т (от 23 июня 2008 г.) // http://kremlin.ru.

'1 2. Бюджетная стратегия Российской Федерации на период до 2023 года / Проект // http://minfin.ru.

о 3. Основные направления налоговой политики в России на 2009-2011 годы // http://www.economy.gov.ru.

■т 4. Цапков В.Е. Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе // Финансовое право. 2007. № 6. С. 6-9.

0

1

о О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.