УДК 327,7 Е. С. Белукова
аспирантка кафедры теории и истории международных отношений ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]
ПРИОРИТЕТЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В 2014-2015 гг.
В статье рассматриваются приоритеты председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2014-2015 гг. На основании выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина и статьи Министра иностранных дел В. В. Лаврова, посвященных председательству России в организации, выделяется три приоритетных направления: сотрудничество в сфере региональной безопасности, экономическое и финансовое сотрудничество и разработка Стратегии развития организации до 2025 г.
Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества; Российская Федерация; Центральная Азия; Китай; Афганистан.
Belukova Е. С.
Post-Graduate of the Department of Theory and History of Intenational Relations of IIR and SPS; e-mail: [email protected]
PRIORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION'S CHAIRMANSHIP
OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANISATION IN 2014-2015
The article focuses on the priorities of the chairmanship of the Russian Federation of the Shanghai Cooperation Organisation (SCO) for the period 2014-2015. Based on address of President Putin on the Russian chairmanship of the SCO, as well as an article of Minister of Foreign Affairs, Sergey Lavrov, one can highlight the following three priorities: cooperation on the regional security issues, economic and finance cooperation; development of the SCO strategy for the period till 2025.
Key words: Shanghai cooperation organisation; Russian Federation; Central Asia; China; Afghanistan.
Саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который состоялся в Душанбе 11-12 сентября 2014 г., ознаменовал старт председательства Российской Федерации в Организации. Принимая эстафету от Таджикистана, Российская Федерация обозначила основные направления своего председательства в ШОС в 2014-2015 гг.
В статье рассматриваются приоритетные задачи, поставленные РФ в рамках своего председательства. Анализ основных направлений российского председательства проводится в контексте актуальных международных вопросов.
В своем обращении, посвященном председательству России в ШОС на саммите в Душанбе, Президент РФ В. В. Путин подчеркнул ряд задач, которые Россия ставит перед собой и своими партнерами по ШОС на следующий год [1]. Примерно в то же время в «Российской газете» вышла статья Министра иностранных дел России Сергея Лаврова, приуроченная к российскому председательству в ШОС [2]. Проведя анализ этих источников, а также ознакомившись с планом мероприятий ШОС на текущий и следующий год, представляется возможным выделить три основных направления председательства РФ в ШОС в 2014-2015 гг.
Вопросы сотрудничества в сфере региональной безопасности остаются актуальными для стран ШОС уже не первый год. Борьба с терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков является далеко не новой темой для Организации. Сотрудничество в области противодействия вызовам безопасности в регионе лежит в основе деятельности Организации с момента ее основания.
Вызовы безопасности, которые в первую очередь стоят перед партнерами по ШОС, так или иначе связаны с Афганистаном. Мандант Международных сил содействия безопасности заканчивается в конце 2014 г. Основная задача двенадцатилетнего присутствия международных войск - борьба с терроризмом. Однако следует отметить, что серьезных успехов до сих пор не было достигнуто -в Афганистане сегодня нет мира и стабильности. Более того, ситуация в Афганистане, к сожалению, развивается не по благополучному сценарию и имеет очевидную тенденцию к обострению.
Кроме того, что власти страны не полностью контролируют свою территорию, часть которой по-прежнему находится под контролем террористических групп, трафик наркотиков из Афганистана не снижается. Согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в 2012 г. примерно 154 тыс. гектаров на территории Афганистана было отведено под выращивание опиума; было произведено 3,700 т наркотиков [1].
Северные провинции Афганистана граничат с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Через центрально-азиатские
государства угрозы терроризма и наркотики из Афганистана проникают дальше в Казахстан, Киргизстан, Китай и Россию. Соответственно афганская проблема продолжает затрагивать национальную безопасность каждой из стран ШОС напрямую.
Кроме того, не следует отодвигать на второй план экономический аспект. Страны ШОС заинтересованы в реализации своих бизнес-проектов в Афганистане. Так, Киргизстан и Таджикистан воплощают проект CASA 1000 по транспортировке электроэнергии в Афганистан. Туркменистан занимается проектом ТАРПИ по поставке газа через Афганистан дальше в Индию и Пакистан. Узбекистан, в свою очередь, задействован в строительстве железной дороги внутри страны. Китай получил тендер на освоение медного рудника Айнак, который является вторым по мощности в мире. Успешное воплощение этих инициатив возможно только в том случае, если ситуация в Афганистане не будет стремительно и радикально ухудшаться.
Таким образом, другого выхода, как сотрудничать по афганской проблеме в рамках ШОС, для стран-участников организации нет. В России это очень хорошо понимают. То, что сотрудничество по вопросам безопасности ставится Россией во главу угла своего председательства в ШОС, является тому подтверждением.
Конкретными действиями по сотрудничеству в сфере региональной безопасности в этом направлении могут стать, как это было в прошлые годы, активный обмен информацией, обсуждения инициатив в рамках встреч должностных лиц разного уровня и антитеррористические учения. Еще в 2005 г. была создана Контактная группа «ШОС - Афганистан». Представляется целесообразной интенсификация работы по этой линии и поддержка афганского правительства в борьбе с терроризмом и оборотом наркотиков в рамках ШОС напрямую.
Экономическое и финансовое сотрудничество - еще одно приоритетное направление российского председательства в ШОС, которое едва ли можно считать новым. Экономическое сотрудничество было интересно для участников Организации всегда и сегодня, как никогда ранее, приобретает еще большую актуальность.
Самыми важными сферами экономической кооперации в рамках ШОС являются транспорт, инфраструктурное строительство, инновации, высокие технологии и сельское хозяйство. Особое место для
стран ШОС занимает и энергетика. Среди стран - участников Организации есть государства-производители углеводородов и электроэнергии и страны-потребители такой продукции. Энергетическое сотрудничество актуально и для транзитных стран, через которые проходят или могут проходить в будущем маршруты трубопроводов или железнодорожные ветки для поставки ресурсов.
Экономическое сотрудничество на платформе ШОС идет полным ходом. Это подтверждается подписанием новых договоров между странами ШОС и обсуждением потенциала акселерации экономической кооперации на самом высоком уровне.
Не является секретом то, что Китай выражает наибольшую заинтересованность именно в экономическом сотрудничестве, ставя этот аспект на первое место в ряду своих ожиданий от деятельности ШОС. Речь идет о сбыте китайской продукции на российские и центрально азиатские рынки. Однако в свете последних политических событий экономическое партнерство со странами ШОС как никогда актуально и для Российской Федерации.
Россия успешно реализует экономические проекты в рамках Таможенного союза, тем не менее, последний включает на сегодняшний день гораздо меньшее количество государств, чем ШОС. Таким образом, если отталкиваться от настоящей ситуации механизм ШОС дает возможность сотрудничества с большим количеством партнеров.
Совершенно по-новому можно смотреть на выгоду механизмов экономического партнерства в рамках ШОС для РФ ввиду недавно введенных экономических санкций в отношении России со стороны Европейского Союза, США и ряда других стран. Именно сегодня логичным представляется усиление взаимодействия в области экономики со странами ШОС. В рамках своего председательства в ШОС Российская Федерация планирует уделить особое внимание разработке совместных действий по обеспечению финансовой, продовольственной, энергетической и транспортной безопасности. Кроме того, Россия планирует налаживать сотрудничество ШОС с Евразийским экономическим союзом.
В финансовой сфере в рамках российского председательства планируется налаживание механизма финансового сопровождения проектной деятельности, а также работа в рамках Делового совета и Межбанковского объединения ШОС.
Стратегически важной задачей, которую ставит перед ШОС Российская Федерация, станет разработка Стратегии развития организации до 2025 г., которую планируется завершить в период российского председательства. На сегодняшний день Организация развивается положительным образом. Безусловно, есть много аспектов, по которым должна еще быть проделана колоссальная работа. Именно по этой причине необходимо разработать всеобъемлющую и эффективную концепцию развития организации.
Председательство Российской Федерации в ШОС будет сконцентрировано на работе по трем направлениям: сотрудничество в сфере региональной безопасности; экономическое и финансовое сотрудничество; и разработка Стратегии развития организации до 2025 г. Подведение итогов российского председательства в ШОС произойдет в рамках заседания Совета глав государств - членов ШОС в Уфе 9-10 июля 2015 г. В силу благоприятной обстановки, желания государств ШОС работать по этим трем направлениям и положительным опытом в прошлом, есть основания полагать, что поставленные Российской Федерацией задачи будут выполнены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доклад Управления ООН по наркотикам и преступности. Афганистан. Производство наркотиков в 2012 году [Электронный ресурс]. - Режим до ступа : http : //www.unodc. org/documents/crop -monitoring/Afghanistan/ Summary_Findings_FINAL.pdf
2. Лавров С. В. Секрет ШОС, Шанхайская организация сотрудничества: через безопасность и стабильность к миру и процветанию // Российская газета, 10.09.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2014/09/10/lavrov.html
3. Путин В. В. Обращение Президента РФ В. Путина в свази с председательством Российской Федерации в ШОС в 2014-2015 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sco-russia.ru/commentaries/2014 0915/1013188512.html