МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
АКТУАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРТНЫЕ ДИСКУССИИ ПО ТЕМАТИКЕ ШОС
И.Е. Денисов, И.А. Сафранчук
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
ШОС всё время своего существование привлекает пристальное внимание экспертов. С 2006 г. регулярно работает Форум ШОС, который объединяет экспертов государств-членов. Обстоятельные дискуссии состоялись на очередном Форуме в апреле 2016 г. в Душанбе. Эксперты рассмотрели проблемы безопасности, экономического сотрудничества (в том числе, по транспортной и водно-энергетической тематике) и, традиционно, проблемы расширения ШОС. По всем этим темам, особенно по вопросам расширения организации, обозначились новые акценты в оценках экспертов из разных стран, которые отражены в настоящей статье. Работу Форума в этом году сопровождали заявления о том, что ШОС подошла к новому этапу в своём развитии. Это направление обсуждений представляется чрезвычайно важным, так как может вести в следующие годы к ещё более активным дискуссиям о роли ШОС в современном мире. В настоящей статье авторы акцентируют внимание на этом направлении дискуссии и представляют основные обозначившиеся подходы на этот счёт.
Ключевые слова: ШОС, безопасность, Афганистан, экономическое сотрудничество ШОС, расширение ШОС.
Актуальные экспертные дискуссии по тематике ШОС
Форум Шанхайской организации сотрудничества - официальная «вторая дорожка» ШОС, которая становится все более востребованной по мере усложнения региональных вызовов и расширения круга задач, решаемых Организацией. Форум традиционно собирается раз в год, поочередно в каждом из государств-членов, и, согласно Регламенту, является «многосторонним, общественным консультационно-экспертным и механизмом, образованным для содействия и научной поддержки деятельности ШОС, развития взаимодействия научно-исследовательских и политологических центров государств-членов ШОС, проведения совместных исследований по актуальным вопросам круга ведения Организации» [2, с.19].
28-29 апреля 2016 г. в городе Душанбе, Республика Таджикистан, прошло Одиннадцатое заседание Форума ШОС. Его организатором выступил Центр стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Республики Таджикистан. О большом значении, придаваемом Форуму в Таджикистане, говорит то, что на открытии помощником президента по внешней политике А.Шарифи было оглашено послание Э.Рахмона. С приветственным словом выступил заместитель генерального секретаря ШОС Ван Кайвэнь.
В работе Форума приняла участие российская делегация в составе директора Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО А.В. Лукина, старшего научного сотрудника этого Центра И.Е. Денисова, доцента кафедры мировых политических процессов МГИМО И.А. Сафранчука, директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Т.В. Бордачева и исполнительного секретаря Делового Совета ШОС С.В. Канав-ского. Площадка Форума объединила более 120 экспертов, в том числе делегации Национальных исследовательских центров ШОС всех государств-членов Организации, а также делегацию Секретариата ШОС и представителя Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры.
На открытии Форума главы делегаций традиционно отметили высокий авторитет ШОС в мировых делах. Однако помимо обычных указаний на то, что ШОС представляет значительную часть населения планеты и упоминания других количественных параметров, на этот раз некоторые выступающие сделали интересные акценты. Е.А. Пастухов, учёный секретарь Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан, заявил, что ШОС может влиять на мировоззрение по важнейшим мировым вопросам. В этом же духе высказался заместитель генерального секретаря ШОС Ван Кайвэнь. По его словам, ШОС стала весомой моральной силой на Евразийском пространстве.
Центральными темами Форума стали: угрозы терроризма и экстремизма, экономическое
сотрудничество и транспорт, водно-энергетическая проблематика и вопросы расширения организации.
Афганистан и угрозы безопасности
Участники отметили, что наибольших успехов ШОС достигла в решении вопросов безопасности и координации борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом. Все участники согласились с тем, что, не превращая ШОС в антизападный альянс, необходимо наращивать усилия на этом направлении.
Руководитель таджикской делегации, директор Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте РТ Х. Холикназар представил результаты проведенного ЦСИ исследования о факторах роста экстремизма и радикализма в Таджикистане. В значительной степени они имеют внутренние причины. Докладчик отнёс к ним социально-экономическую ситуацию, религиозную безграмотность, слабые светские традиции, правовую неграмотность и слабые моральные установки молодёжи и т.д. Директор ЦСИ рассказал, что за счёт набора мер по работе с молодёжью и духовенством, а также широкой пропаганды против радикальных идей, в Таджикистане удалось остановить процесс распространения радикальных идей в обществе, особенно среди молодёжи.
Вместе с тем, участники дискуссии отмечали, что внешние факторы по-прежнему играют большую роль при распространении радикальных идей в странах Центральной Азии. И в этой связи значительное внимание было уделено ситуации в Афганистане.
Дин Сяосин, постоянный член Правления Китайского центра исследований ШОС, подчеркнул, что террористические угрозы в Центральной Азии возрастают по двум причинам - проникновение ИГИЛ в Афганистан и ухудшение ситуации в северных провинциях этой страны. В этой связи докладчик предложил ряд мер, которые могли бы предпринять страны ШОС: усилить приграничное сотрудничество, повысить роль РАТС и составить на базе этого антитеррористического центра общие для всего ШОС списки террористов, противодействовать экстремистской пропаганде в интернете, расширить сотрудничество ОДКБ и ШОС. Однако в долгосрочной перспективе, по мнению китайского ученого, решить проблему терроризма невозможно без социально-экономического развития. И закончил Дин Сяосин свой доклад «Угроза терроризма в Центральной Азии и роль ШОС» тем, что заявил о большом потенциале ЭПШП для экономического развития Центральной Азии.
Выступавший от российской делегации по афганскому вопросу И.А. Сафранчук напомнил, что в 2009 г. была проведена Московская конференция по Афганистану под эгидой ШОС, на которой были приняты «Заявление государств-членов ШОС и Исламской Республики Афга-
нистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью» и «План действий государств-членов ШОС и Исламской Республики Афганистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью». Российская дипломатия продвигала тогда подход «трёх поясов безопасности» (антинаркотической, антитеррористической и финансовой). По итогам той конференции казалось, что страны ШОС и Афганистан выйдут на новый уровень сотрудничества. Однако документы, представленные в 2009 г. так и не заработали в полной мере, Контактная группа ШОС по Афганистану тоже не очень активно работала. Конечно, на ежегодных саммитах и на встречах по линии различных ведомств афганская тематика в ШОС присутствовала. Но все же сам Афганистан и члены ШОС предпочли работать по афганской проблематике преимущественно вне ШОС, в других международных форматах. Все последние годы Россия наращивала сотрудничество по афганской тематике со своими союзниками в формате ОДКБ, правда, с 2012 г. без участия Узбекистана.
Китай активно работал в Стамбульском процессе и даже взял на себя председательство в нём. Также Китай активно включился в подготовку переговоров с талибами в формате «четвёрки» -Афганистан, Пакистан, США, Китай. А в начале марта 2016 г. начальник Генерального штаба НОАК, генерал-полковник Фан Фэнхуэй во время своего визита в Кабул предложил военное сотрудничество (прежде всего, обмен информацией) в формате уже другой «четвёрки» -КНР, Афганистан, Пакистан, Таджикистан [4].
Таким образом, и по политической и по военной линии члены ШОС работают по афганской тематике вне ШОС. В настоящее время уже вряд ли возможно полноценно скоординировать действия членов и наблюдателей ШОС, которые они осуществляют вне организации. Однако именно внутри Организации страны ШОС могли бы информировать друг друга и обмениваться мнениями о своих действиях по афганской проблематике. На практическом уровне, заключил российский докладчик, это во многом означает увеличение сотрудничества между ШОС и ОДКБ или вернее - между ОДКБ и Китаем именно по афганской тематике на платформе ШОС.
Обращает на себя внимание, что китайские и центральноазитские участники дискуссии были склонны видеть основную угрозу не в талибах, а в ИГИЛ. Как уже было сказано, китайский докладчик выделил именно рост присутствия ИГИЛ в Афганистане как главную угрозу безопасности. Такой же точки зрения придерживался и выступавший от делегации Казахстана Е.А. Пастухов. По его мнению, угроза похода талибов на Центральную Азию ничем не подтверждена и, скорее всего, является мифом, а вот ИГИЛ намного опаснее движения «Талибан».
Экономические вопросы
При обсуждении проблем экономического блока эксперты обратили внимание на необходимость наращивания потенциала многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Было подчёркнуто, что ситуация на мировой арене требует принятия более оперативных решений в сфере взаимодействия национальных экономик, в том числе по развитию инноваций и созданию «зелёной экономики».
По мнению выступивших, для обеспечения устойчивого развития крайне важно формировать общие подходы к рациональному использованию водно-энергетических ресурсов на пространстве ШОС. Об этом, в частности, говорил представитель Таджикистана Султон Рахимзода. По мнению эксперта, новые моменты, связанные с изменением климата, ростом населения, повышением водопотребления в промышленности и сельском хозяйстве, требуют укреплять нормативно-правовую базу сотрудничества в водно-энергетической сфере.
В выступлении Н.Мусаева ( Республика Узбекистан) обращалось внимание на необходимость более тесного сотрудничества стран ШОС в сфере охраны окружающей среды. В частности, эксперт призвал к тесному сотрудничеству между ШОС и Международным фондом спасения Арала.
Россия исходит из того, что в регионе Центральной Азии должна быть выстроена взаимовыгодная и справедливая система водораспре-деления, - подчеркнул в своем выступлении И.Е. Денисов. Российский эксперт перечислил главные составляющие такой системы: необходим учёт интересов всех стран региона, как расположенных в верховьях трансграничных рек, так и в их низовьях; необходим разумный баланс между энергетическим и ирригационным использовании водного потенциала; урегулирование споров должно происходить в строгом соответствии с нормами международного права; следует вести широкий диалог по всем крупным народнохозяйственным проектам, искать скоординированные и прозрачные для всех решения, связанные с минимизацией негативного влияния проектируемых объектов энергетики на водопользование; важно создавать систему интегрированного управления водными ресурсами и механизм согласования региональной и национальной политики водопользования; одним из приоритетов любых экономических проектов, связанных с использованием водных ресурсов, должно стать обеспечение экологической безопасности.
И.Е. Денисов призвал развивать в рамках ШОС инновационное водное партнёрство, которое может стать важной составной частью научно-технического сотрудничества в рамках Организации. Инновационное водное партнёрство, создавая институциональные механизмы сотрудничества, может помочь сторонам сгладить имеющиеся разногласия по вопросам
использования водных ресурсов. Высокотехнологичные разработки позволят уменьшить остроту проблемы нехватки пресной воды, повысят эффективность национальных экономик и качество жизни граждан.
Участники встречи в Душанбе уделили большое внимание вопросам инфраструктурного потенциала ШОС. Страны Центральной Азии продолжают возлагать большие надежды на международное сотрудничество для доступа к мировой транспортной инфраструктуре и рынкам сбыта. Все докладчики на сессии, посвященной сотрудничеству в транспортной сфере, подчеркивали, что нуждаются в расширении своих транспортных возможностей. Впрочем, постепенно в этих дискуссиях начинают выделять две группы стран - те, кто заинтересован в транспортных-транзитных путях, и те, кому нужны транспортные маршруты для экспорта производимой продукции.
Значительный интерес вызвала идея сопряжения китайской инициативы Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Высказывались рекомендации о том, что ШОС могла бы задать институциональные рамки для сопряжения, хотя эксперты из стран, входящих в ЕАЭС, высказывались более скептически. Представители государств ЕАЭС призывали Евразийскую экономическую комиссию в скорейшее время сформулировать конкретную программу сотрудничества с Китаем в рамках сопряжения.
Т.В. Бордачев в докладе «Транспортно-ло-гистические коридоры в центральной Евразии и потенциал совместного развития» особо подчеркнул выгодность для государств ШОС сотрудничества в рамках сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Он отметил, что ШОС, как организация, может сыграть ведущую роль по углублению программы сопряжения.
Единая позиция участников дискуссии заключалась в том, что развитие интеграционных процессов становится всё более значимым фактором экономической, социальной и политической стабильности в регионе. При этом, как отметил в своем докладе директор Национального института стратегических исследований Киргизской Республики А.Ш. Дикамбаев, несмотря на наличие множества интеграционных проектов, на пространствах ШОС степень «четырёх свобод» (перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала) пока еще невысока по сравнению с другими регионами.
Парадоксальный тезис высказал на заседании в Душанбе исполнительный секретарь Делового Совета ШОС С.В. Канавский. По его мнению, развитию взаимовыгодного торгового и инвестиционного сотрудничества в рамках ШОС мешает принцип консенсуса, который хорош с точки зрения политики, но иногда мешает согласованию бизнес-интересов всех участников организации. Поэтому С.В. Канав-ский призвал шире развивать двусторонние и
трехсторонние проекты с информированием и приглашением к кооперации всех остальных государств-членов, наблюдателей и партнеров по диалогу. По мнению эксперта, развитие экономического сотрудничества часто тормозится из-за несостыковки национальных законодательств, разных толкований форматов взаимодействия. Даже «зону свободной торговли» эксперты и чиновники разных стран понимают по-разному, что ставит перед участниками Организации важную задачу - добиваться более тесной координации и вырабатывать общие правила игры, как на уровне правительственных органов, так и с подключением представителей бизнеса. Высказывания С.В. Канавского в целом были встречены позитивно, правда узбекская делегация настаивала на том, что принцип консенсуса незыблем и при принятии экономических решений.
Расширение ШОС
Расширение ШОС - это вопрос, который уже многие годы остается одним из наиболее дискуссионных в организации. Аргументы «за» и «против» расширения ШОС хорошо известны, позиции стран-членов тоже. Но всё же нельзя сказать, что имеют место сплошные повторения. Каждый год в подаче этих аргументов появляются новые акценты, что поддерживает динамику дискуссий.
На душанбинском Форуме ШОС вопросы расширения стали предметом оживленного обмена мнениями, в котором традиционно самое активное участие приняли участники из Китая. Выступавший от российской делегации А.В. Лукин, представил расширение ШОС в исторической перспективе, как нечто естественное и необходимое для развития организации, почти как историческую закономерность её развития. Российский специалист добавил аргументов, которые должны хорошо восприниматься китайской стороной. А.В. Лукин особенно подчёркивал, что расширение ШОС может дать импульс активизации экономической повестки дня ШОС (на чём многие годы настаивает Китай), так как Индия заинтересована в развитии экономических связей с Центральной Азией. Однако китайская делегация не приняла такой «пас» и высказала ряд аргументов против расширения.
Члены китайской делегации говорили о том, что даже сейчас в ШОС много разногласий (конкретно они не назывались, но из контекста можно было заключить, что речь идет о том, насколько ШОС должна поддерживать Россию в её конфронтации с Западом), они мешают развитию организации. А с новыми членами область разногласий в ШОС станет еще более обширной. Гуань Гуйхай (постоянный член правления Китайского Центра исследований ШОС) пояснил, почему именно Китай возражает в настоящее время против расширения ШОС. Китайский эксперт подчеркнул, что расширение важно для любой организации, поскольку это возможность
для обновления. Поэтому теоретически Китай -«за», но когда и на каких условиях - это вопрос открытый, - пояснил Гуань Гуйхай. Формально сейчас нет причин не расширяться, но реально все не так просто, - резюмировал свою позицию докладчик. При этом Гуань Гуйхай акцентировал внимание на том, что вопрос расширения не теоретический для Китая, а связан с национальными интересами. Тему продолжила Чэнь Юйжун (генеральный секретарь Китайского Центра исследований ШОС). Она обратила внимание на то, что по вопросу расширения нет консенсуса, а именно это является основой принятия решений в организации.
В последнее время китайские эксперты всё чаще высказывают идею о создании института постоянного членства, чтобы гарантировать особые права основателей ШОС. Такие разговоры велись и на полях встречи в Душанбе. Получается, что страны, которые только будут вступать, получат меньше прав, чем нынешняя «шестёрка». Вопрос, безусловно, стоит обсуждать, при этом необходимо тщательно взвесить - что важнее интересы развития ШОС, или консервация ее в первозданном виде. Стоит также подумать, нужна ли Организации, которая еще при своём создании заявила о своём открытом характере, такая сложная структура - постоянные члены, обычные члены, наблюдатели и партнёры по диалогу?
Новый этап в развитии ШОС
Многие докладчики подчёркивали в своих выступлениях на Форуме, и это, с нашей точки зрения можно считать лейтмотивом всех дискуссий, что ШОС находится на пороге нового этапа своего развития. Но подавалось это в несколько тревожных тонах.
Е.А. Пастухов (ученый секретарь Института Мировой экономики и политики при Фонде Первого президента РК) начал с заявления о том, что в ближайшие 10 лет могут быть кардинальные изменения в мировой системе. Необходимо экономическое развитие, но кризисные явления могут помешать экономическим перспективам, считает эксперт. Главный вопрос, по его мнению, заключается в том, найдет ли ШОС своё место в меняющемся мире, где складывается новая, кризисная, нормальность. Усложнение ситуации в сфере безопасности в Центральной Азии отметил и член китайской делегации Су Гэ (директор Китайского Центра исследований ШОС), заявивший о необходимости найти решение следующей проблемы - как совместить в ШОС задачи безопасности и экономического развития. Отметим, что в данном случае Су Гэ, с учётом контекста выступления, говорил не о старой проблеме балансировки экономических и военно-политических составляющих повестки дня, а о росте рисков в сфере безопасности, которые могут подорвать перспективы экономического развития в Евразии.
На основе дискуссии на Форуме ШОС можно заключить, что участники ШОС видят
две группы параллельно существующих рисков. Одна, и о ней на Форуме говорили много и открыто, связана с ухудшением ситуации в Афганистане, со смещением нестабильности в северные провинции этой страны, что представляет угрозу для стран Центральной Азии, Китая и России. Другая группа рисков не становилась предметом открытых дискуссий, но подразумевалась во многих выступлениях. Речь идёт об обострении геополитического соперничества в некоторых частях Евразии. Прежде всего, в этом случае участники имели в виду конфликт на Украине и общее обострение отношений одного из членов ШОС, России, с западными странами.
В странах-членах ШОС в политической элите и экспертных кругах превалирует мнение о моральной правоте России в её обострившихся отношениях с западными странами. Но это почти общее мнение не становится частью политического курса. Партнеры России по ШОС предпочитают сохранять геополитический баланс. Наиболее мрачные предостережения о том, что США со своими союзниками будут оказывать давление на Россию в разных частях постсоветского пространства, в том числе и в Центральной Азии, широко распространенные в последние два годы, на практическом уровне не воплотились в полной мере. Возможно, отчасти именно потому, что страны региона проводили очень осторожную внешнюю политику, поддерживали «геополитический баланс» и старались не предоставлять повода для давления на себя. Они ясно давали сигнал всем внешним партнерам, что не заинтересованы в переносе «разборок» в регион Центральной Азии.
Эстафета форумов
Сохранение стабильности стало, пожалуй, главным лейтмотивом встречи. В принятом по итогам заседания протоколе сторонами подтверждена приверженность базовым принципам ШОС, закрепленным при создании Организации. Среди этих принципов - ненаправленность ШОС против третьих стран, внеблоковый и не-конфронтационный характер деятельности. В документе подчеркивается важность сохранения принципа консенсуса и равноправия при принятии решений. Участники дискуссии акцентировали, что ШОС не приемлет идеологизированных подходов к решению актуальных международных и региональных проблем.
С 200б года, когда в рамках ШОС появилась своя «вторая дорожка», каждый Форум не только занимался подведением итогов деятельности за прошедший год, но и работал на перспективу, выделяя и анализируя наиболее актуальные на данный момент проблемы развития Организации. Тем самым, давалась «аналитическая пища» для национальных координаторов и Секретариата ШОС, который неизменно внимательно относился к работе экспертов. В Стратегии развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года отмечается, что
государства-члены считают необходимым повысить практическую отдачу от деятельности Форума ШОС [3].
С точки зрения эффективности этой диалоговой площадки, обращает на себя внимание, что на фоне очень интересных и интенсивных дискуссий о расширении на нынешнем Форуме ШОС было минимальное за последние годы представительство стран-наблюдателей и стран-партнёров. В предыдущие годы на мероприятиях «второй дорожки» ШОС в Душанбе
(2014), в Бишкеке (2014), в Ханты-Мансийске
(2015), наблюдатели и партнеры были представлены намного лучше. Многим участникам запомнились в 2015 г. активные делегации Индии и Пакистана, которые серьёзно участвовали в дискуссиях.
В 2016 году полноценно принял участие в работе только представитель Азербайджана (партнёр по диалогу). Все остальные партнеры и наблюдатели почтили Форум своим присутствием на уровне дипломатов (и далеко не всегда на уровне послов), работающих в диппред-ставительствах в Душанбе. Эти дипломаты по объективным причинам занятости не могли присутствовать на всех пленарных и секционных заседаниях и, наверное, по причине отсутствия инструкций, не выступали ни с докладами, ни в дискуссии. Это было особенно заметно на фоне того, что организаторы, Центра стратегических исследований при Президенте РТ, составили отличную программу, где в каждой сессии,
по всем вопросам повестки дня, предусмотрели слово для наблюдателей и партнеров. Они (за обозначенным исключением в виде полноценного участия представителя Азербайджана) такой возможностью не воспользовались.
Из этого нельзя делать далеко идущие выводы. Но все-таки такой низкий интерес партнёров и наблюдателей в этом году к Форуму выглядит странно. В любом случае увлекательные дискуссии о расширении прошли без участия представителей Индии и Пакистана, а именно им стоило бы высказаться по этим вопросам. Участие Белоруссии заметно обогатило бы обсуждение проблем сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы Экономического пояса Шёлкового пути с использованием возможностей ШОС.
По выражению ректора МГИМО МИД России, академика А.В. Торкунова, стоявшего у истоков создания Форума ШОС, эта структура работает не «при ШОС», а во взаимодействии с ней. «Мы смотрим на проблемы ШОС, с одной стороны, конструктивно, без критиканства, с другой, извне, то есть, порой, более объективно, чем сами структуры ШОС. Иногда можем и выразить несогласие с официальными позициями, наметить альтернативный путь решения проблем» [1]. В этом, видимо, и заключается путь развития Форума Шанхайской организации сотрудничества. Таджикистан передал эстафету Узбекистану, где в 2017 году пройдет двенадцатая встреча в рамках шосовской «второй дорожки».
Список литературы
1. Денисенко, Дмитрий. Анатолий Торкунов: «Важнейший вопрос по укреплению ШОС поднимут на форуме в Ханты-Мансийске» [Электронный ресурс] // Портал ugra-news.ru Режим доступа: http:// ugra-news.ru/article/9162
2. Регламент форума Шанхайской организации сотрудничества // Шанхайская организация сотрудничества и современный мир ( материалы Учредительного заседания Форума Шанхайской организации сотрудничества и международной научной конференции «Шанхайская организация сотрудничества и современный мир» (22-23 мая 2006 г., Москва). - М.: МГИМО -Университет, 2007. - Выпуск 3(18). - С. 19-21
3. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2014-2015 годах. Режим доступа: http://sco-russia.ru/load/1013640805
4. Smaller groups can better tackle terror // Global Times 7-4-2016 URL: http://www.globaltimes.cn/ content/977634.shtml
Об авторах
Денисов Игорь Евгеньевич - старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС
Института международных исследований МГИМО МИД России. E-mail: [email protected].
Сафранчук Иван Алексеевич - к.п.н., доцент, кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД
России. E-mail: [email protected].
CONTEMPORARY EXPERT DEBATES ON THE SCO-RELATED ISSUES
I.E. Denisov, I.A. Safranchuk
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: Since its establishment the SCO has always attracted a lot of expert attention. The SCO Forum was founded in 2006 to bring together for annual debates experts from all member-states. Within this format in-depth discussions took place in April 2016 in Dushanbe, which hosted this year conference of the SCO Forum. Participating experts and officials reviewed problems of security, economic cooperation (including transport and water-energy issues) and SCO enlargement, the latter being one of the most debatable. Experts presented some new thesis on all these problems, in particular on the enlargement issue. These new thesis are summed up in this article. Besides, the SCO Forum this year had many statements on the organization approaching a sort of new phase in its development. This line of discussions may lead in the future to even more active debates on SCO's role in the world. This article puts emphasis on the new elements of these debates and reviews major experts' attitudes within this line of discussion on the SCO being in front of a new stage of development.
Key words: SCO, security, Afghanistan, SCO economic cooperation, SCO enlargement.
References
1. Denisenko D. Anatolii Torkunov: "Vazhneishii vopros po ukrepleniyu ShOS podnimut na forume v Khanty-Mansiiske" [Elektronnyi resurs] Portal ugra-news.ru Rezhim dostupa: http://ugra-news.ru/article/9162
2. Reglament foruma Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva Shankhaiskaya organizatsiya sotrudnichestva i sovremennyi mir ( materialy Uchreditel'nogo zasedaniya Foruma Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva i mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Shankhaiskaya organizatsiya sotrudnichestva i sovremennyi mir» (22-23 maya 2006 g., Moskva). Moscow: MGIMO -Universitet, 2007. 3(18). P. 19-21 (In Russian)
3. Strategiya razvitiya Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva do 2025 goda Ofitsial'nyi sait predsedatel'stva Rossiiskoi Federatsii v Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva v 2014-2015 godakh. Rezhim dostupa: http://sco-russia.ru/load/1013640805 (In Russian)
4. Smaller groups can better tackle terror (Global Times) 7-4-2016 URL: http://www.globaltimes.cn/con-tent/977634.shtml
About the authors
Igor Evgen'evich Denisov - Senior Research Fellow, Center for East Asian and Shanghai Cooperation Organization Studies, Institute for International Studies, MGIMO-University, MFA Russia. E-mail: [email protected]. Ivan Alexeevich Safranchuk - PhD in political sciences, associate professor. E-mail: [email protected].