Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ПРИОРИТЕТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПОЛИТИКА / СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВО / СЛУЖБА / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салиева Нигора Шодибоевна

В статье "Приоритеты правовой политики Республики Таджикистан" обосновывается необходимость определения приоритетов правовой политики в Республике Таджикистан в качестве стратегии правового развития государства. Проводится историко-правовой анализ правовой политики республики. Исследуется процесс поэтапной институционализации правовой политики республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF LEGAL POLITICS OF REPUBLIC OF TAJIKISTAN

In article "Priorities of legal politics of Republic of Tajikistan" is motivated need of definition of priorities of legal politics for Republic of Tajikistan is proved as strategy of legal development of the state. The historical-legal analysis of legal politics of republic is spent. The process phased the institutionalition of legal politics of republic is investigated.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Самостоятельность судебной власти играет определяющую роль в построении правовой государственности, эффективном взаимодействии других органов государства. Сущность судебной власти состоит в проверке судом законности и обоснованности действий тех или иных органов по применению права в отношении граждан. В данной статье анализируется сущность и содержание судебной власти в Таджикистане.

Ключевые слова: судебная власть, семейные судьи, экономические судьи, административные судьи.

THE JUDICIARY POWER IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: SUBSTANCE AND CONTENT

The independence of the judiciary power plays the defining role in the building of legal state and effective interaction for other state institutions. The substance of the judiciary power is checking by the court the legality and validity of the action of other state institutions and the use of the law towards to the citizens. This article analyzes the substance and content of the judiciary power.

Keywords: judiciary power, family judges, economical judges, administrative judges.

Сведения об авторе: Шодиев И. Р., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Таджикского национального университета, е-mail: shodievismatullo@yahoo.com

About author: Shodiev I. R., PhD in Law, Associate Professor of the chair of Theory and History of State and Law, Tajik National University

ПРИОРИТЕТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Салиева Н. Ш.

Таджикский национальный университет

Несмотря на то, что в последние годы словосочетание «правовая политика» достаточно часто встречается в нормативных правовых актах, в работах ученых, в средствах массовой информации, единое восприятие данного явления с точки зрения его категориального статуса, ценностных приоритетов и механизма реализации до сих пор отсутствует. В научной литературе справедливо отмечается недостаточность общетеоретической разработки указанной проблематики и преимущественно отраслевая направленность имеющихся работ.

Вместе с тем не вызывает сомнения то, что разработка эффективной правовой политики государства, обоснование концепции правового развития на ближайшее время и на перспективу представляют собой одну из важнейших задач современной отечественной юридической науки. Особое значение названная проблема приобретает в свете проводимой реформы исполнительной власти, совершенствования системы управления. Для обеспечения поступательного развития таджикского общества важно, чтобы все эти изменения протекали в правовом русле, чтобы при этом использовались не волевые и тем более не силовые, а исключительно легитимные методы, средства и формы. Особенно актуальна проблема выбора методов, средств и форм для такого направления правовой политики государства [6, с. 75].

В литературе при раскрытии сущности правовой политики обращают внимание и на ее признаки. К примеру, В.А. Хвалеев считает, что правовая политика обладает следующими признаками:

-включает стратегическое направление государственной деятельности в сфере правового регулирования;

-обладает возможностью выражать наиболее общие интересы общества; -предназначена для реализации национальных интересов в целях конструктивного управления государством и распределения влияния социальных регуляторов в политико-правовом пространстве государства;

-реализуется в сфере права и посредством права;

-представляет собой систему определенных ценностей; является формой активности субъектов политики;

-имеет особые сферы осуществления и формы реализации [15].

По определению Н.В. Минюк, «правовая политика в сфере законотворчества представляет собой деятельность государственной власти по подготовке и принятию законодательных актов, обладающих высшей юридической силой, принятых в строго определенном порядке и регулирующих наиболее важные общественные отношения в государстве» [7, с. 9].

Правовая политика трактуется также как наука и самостоятельная учебная дисциплина одновременно мировоззренческого, общетеоретического и прикладного профиля [1, с. 5-6]. Правовая политика является объектом изучения отраслевых юридических наук. Так, в науке уголовного права давно сложилось понятие уголовной политики.

В литературе обращают внимание также на иные социально- культурные характеристики правовой политики. К примеру, правовая политика трактуется как стратегия правового развития народа в соответствии с национальной политико-правовой культурой [10, с. 29]. Подчеркивается также значение правовой политики как деятельности государственной власти в формировании национальной правовой системы на принципах социокультурной преемственности, консерватизма и державности [8, с. 29].

Правовая система Таджикистана входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней вместе с правовыми системами России и других республик СНГ самостоятельную, "евразийскую", группу.

В плоть до 1920-х гг. на территории современного Таджикистана господствовали системы обычного (адат) и мусульманского права.

В Таджикистане к тому моменту отсутствовала необходимая законодательная база (Конституция, законы и т.д.). В стране господствовала мусульманская правовая система, функционировали шариатские суды, на местах органы советской власти применяли нормы обычая и мусульманского права. Правовое регулирование в 1920 -начале 1930-х гг. осуществлялось на основе норм советского социалистического права, мусульманского права и обычаев. Создается синтезированный механизм правового регулирования. Он был сформирован целенаправленно, в целях обеспечения мирного, постепенного перехода населения от традиционных и мусульманских норм и правил к светским нормативам жизнедеятельности. Необходимо было постепенно изменить традиционное сознание мусульман Таджикистана во избежание его деформации с возможными ее негативными последствиями.

В советский период здесь была фактически осуществлена рецепция социалистического господствовали системы обычного (адат) и мусульманского права. В советский ССР просто копировала право других союзных республик.

В любом случае в Таджикистане была создана уникальная по тем временам синтезированная система правового регулирования на основе сочетания норм мусульманского, обычного и советского права. Поэтому правовая политика, выстроенная в Советском Таджикистане, была преимущественно синтезированной, интегративной. В этом и заключается специфика правовой политики Советского Таджикистана.

На территории исторического Таджикистана были образованы специфические, пригодные к условиям страны модели советской республики. Такой своеобразной моделью была Бухарская Народная Республика, впоследствии преобразованную в Советскую социалистическую республику. Она была установлена в Бухарском государстве, в результате победы не социалистической, а народной революции, при полном отсутствии властных структур, способных к социалистическим преобразованиям, тотального господства мусульманской правовой системы, традиционных механизмов правового регулирования. Это не могло не отразиться на правовой политике Бухарского государства. Она была бухарской моделью советской правовой политики, реализованной в феодальной Бухаре. Спецификой обладала также Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. В частности, правовая система Таджикской АССР была переходной к социалистической. Она включала нормативные акты Союза ССР, Узбекской ССР и самой Таджикской АССР. Помимо этого, в ее рамках допускалось действие норм мусульманского и обычного права, которые применялись мусульманскими и байскими судами.

Правовая система Таджикской АССР была переходной, сочетающей нормы советского, мусульманского и обычного права. Это обусловило также специфику правовой политики в Таджикской АССР, которая была нацелена на правовое регулирование как традиционных, так и социалистических общественных отношений на основе синтезированного механизма правового воздействия.

Историко-правовой анализ правовой политики как феномена социальной жизни представляет большой научный интерес. Историко-правовой подход к правовой политике позволяет выявить особенности формирования и конкретно-исторического воплощения правовой политики в различные периоды развития Таджикистана. Такой подход позволяет выявить преемственность в развитии правовой политики, проанализировать особые исторические условия и комплекс социокультурных факторов, повлиявших на выработку и реализацию правовой политики. Как справедливо подчеркивает С.В. Кодан, «именно история государства и права России и зарубежных стран позволяет исследовать формирование и развитие юридической политики в качестве одной из составляющих государственной деятельности, проследить на конкретном историко-юридическом материале тенденции ее развития, институционализации и воздействия на различные процессы жизнедеятельности общества» [4, с. 324].

Развитие правовой политики происходит в общем русле общественного и государственно-правового развития. Протекающий в особых исторических условиях процесс становления и развития государственно-правовой системы, модель государственного правления и устройства, политический (государственный) режим, национальные традиции, уровень правосознания, его психологические, мировоззренческие, идеологические составляющие, психология и менталитет местного населения отражаются на формировании и реализации правовой политики. Историко-правовой анализ правовой политики позволяет выявить прошлый опыт в сфере выработки и осуществления правовой политики, который должен быть оценен с точки зрения современных реалий общественного развития, чтобы не повторять допускавшихся в прошлом ошибок.

Формирование правовой политики в Таджикистане охватывает ряд исторических этапов. На первом этапе, связанном со становлением и развитием советского типа государственно-правовой системы, Таджикистан приобщается к советской концепции правовой политики. На данном этапе правовая политика Советского Таджикистана всецело отражала особенностисоветской правовой политики, в частности, стратегию партии и государства вобласти правового регулирования [5, с. 10]. Советская правовая политикаосновывалась на верховенстве партийных директив, зависимости государственной политики от политики правящей партии [9, с. 17]. Советские авторы исходили из идеи взаимосвязи Советского государства и КПСС, получившей обоснование в политических документах партии, в выступлениях государственных и партийных деятелей, в философской, социологической, экономической, исторической и юридической литературе [2, с. 246]. Выстраивание конституционно-правовой политики связано с этапамиразвитии советского государства на территории историческогоТаджикистана: 1) с провозглашения Бухарской Народной СоветскойРеспублики (сентябрь 1920 г.) до образования Бухарской СоветскойСоциалистической Республики (1924 г.) и Таджикской АССР; 2) собразования Таджикской АССР до преобразования ее в Союзнуюреспублику; 3) с момента образования Таджикской ССР до победысоциализма [14, с. 7]. Правовая политика в Советской Бухаре имела свои особенности. Онабыла выстроена под влиянием революционных событий в Туркестане, [12, с. 138].

Второй Всебухарский курултай народных представителей, проходивший с18 по 23 ноября 1921 г., впервые в истории народов Бухары принял Конституцию Бухарской Народной Советской Республики, в рамках которой была выстроена конституционная правовая политика с целью реализации революционно-демократической диктатуры народа, [16, с. 221]., либо диктатурыпролетариата и крестьянства [17, с. 54].

Как и в других бывших советских республиках, правовая система Таджикистана переживает коренную трансформацию с начала 1990-х гг. (несмотря на гражданскую войну). В соответствии с Конституцией 1994 г. парламент Таджикистана принял все предусмотренные ею конституционные законы, а также новые: Водный (1993), Хозяйственно-процессуальный (1995), Таможенный (1995), Земельный (1996), Трудовой

(1997), Семейный (1998), Уголовный (1998) кодексы, первую часть Гражданского кодекса (1999).

Основным источником права в Таджикистане являются законодательные и другие нормативные правовые акты. Во главе иерархии стоит Конституция, нормы которой имеют прямое действие. За ней следуют конституционные и обычные законы. Правительство принимает постановления и распоряжения в соответствии с Конституцией и законами Республики.

В отличие от большинства других государств мира Таджикистан провозгласил (в ст.10 Конституции) составной частью своей правовой системы не только международные договоры, но и "международно-правовые акты" в целом. В случае несоответствия законов Таджикистана признанным международно-правовым актам применяются нормы последних [13].

Становление государственной службы в ее современном понимании тесно связано с новейшей историей государственности таджиков.

Приобретение независимости наряду с другими задачами обусловило необходимость реформирования государственного управления в стране и развития государственной службы. Следует отметить, что в Таджикистане в период социализма статус служащих гражданской части государственного аппарата регламентировался специальными законами. Функции этой части государственного аппарата, по существу, выполняли партийные и советские органы различных уровней. После распада СССР эта система была разрушена, однако новая, отвечающая современным реалиям, в полной мере пока еще не построена.

Необходимость укрепления таджикского государства требует, чтобы его управленческий аппарат действовал четко, слаженно и эффективно. Мировая практика показывает, что именно высококвалифицированный и ответственный корпус государственных служащих способен обеспечить мягкое преодоление кризисных явлений во всех сферах общественной жизни на переходных этапах развития страны.

Закон Республики Таджикистан от 13 ноября 1998 г. «О государственной службе» заложил юридическую основу государственной службы как особого государственно-правового института. Однако он, как показала практика, не смог в полной мере регламентировать все аспекты этого сложного социально-правового института. Политическое руководство страны сочло необходимым принятие нового закона в данной сфере, который соответствовал бы современным реалиям. Вышеназванный закон стал началом нового этапа реформирования государственной службы.

Президент Республики Таджикистан в посланиях Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2007 и 2008 гг. подчеркивал, что низкая эффективность работы государственного аппарата сводит на нет результаты осуществляемых в стране глубоких реформ в других областях. В связи с этим в «Стратегии реформирования системы государственного управления Республики Таджикистан», утвержденной Указом Президента Таджикистана от 15 марта 2006 г., в числе основных приоритетов начатой, но еще не завершенной административной реформы были названы: упорядочение и организационное разделение функций в системе исполнительной власти, исключение их дублирования, четкое разграничение полномочий между центральными и местными исполнительными органами власти.

Характерными признаками социально-политической ситуации, сложившейся в Республике Таджикистан в последние десятилетия, являются последствия гражданской войны, недостаточная стабильность политической системы, обострение внутренних конфликтов, ослабление внимания к вопросам обороны и безопасности, проникновение коррупции не только в судебную и правоохранительную сферы, но и в другие области государственного управления.

В таких условиях особую актуальность приобретает вопрос реформирования всей системы государственной службы и в том числе юридическое и организационное обособление ее отдельных видов - государственной правоохранительной службы и государственной гражданской службы. Это позволит упорядочить деятельность правоохранительных органов, которые призваны осуществлять действия по предотвращению угроз личности, обществу, государству, улучшить качество государственного регулирования экономики и социальной сферы [3].

В создании будущей социально-политической системы, нового экономического уклада, утверждение ценностей и принципов устойчивого развития Таджикистана играют:

- построение и развитие унитарного демократического социального правового государства;

- формирование современного гражданского общества;

- построение социально ориентированной рыночной экономики;

- эффективное хозяйствование, рационального потребления и бережного использования природных ресурсов.

Таджикистану как молодому суверенному государству предстоит поступательно двигаться по пути построения подлинно демократического правового светского государства. Признавая и гарантируя своим гражданам, право на сохранение и развитие их самобытной культуры и национального языка, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, Таджикистан создает реальные предпосылки для реализации конституционных основ и построения правового государства. Для чего твердо и последовательно проводится курс на дальнейшую демократизацию общества.

Важнейшим критерием развития Таджикистана является создание сильной и эффективной государственной власти, обеспечивающей политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок и возможности развития каждого гражданина в здоровой экологической, экономической и физической среде.

Укрепление таджикской государственности послужит основой для перехода к зрелому гражданскому обществу (составляющими которого являются общественные объединения, политические партии, органы местного самоуправления) и успешному формированию его интересов.

Важным этапом в становлении гражданского общества явится создание эффективных механизмов его поддержки государством, выработка правовых процедур сотрудничества с неправительственными, профсоюзными, молодежными организациями, научными и деловыми кругами [11].

В этом контексте необходимо определить приоритеты правовой политики Республики Таджикистан, включающее :

-формирование унитарного демократического социального правового государства;

-формирование современного гражданского общества; -совершенствование законодательства и практики его применения; -построение и развитие социально ориентированной рыночной экономики; -эффективное хозяйствование, рационального потребления и бережного использования природных ресурсов.

Для утверждения приоритетов правовой политики необходимо разработать и принять в установленном порядке «Концепцию правовой политики в Республике Таджикистан».

Литература:

1. Алексеев С.С. Основы правовой политики в России. - М., 1995.

2. Денисов А.И., Раджабов С.А. Теория советского государства. - Душанбе, 1978.

3. Закон Республики Таджикистан от 5 марта 2007г. «О государственной службе».

4. Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства // Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / Сост. В.Г. Графский. М.: Норма, 2006.

5. Кудрявцев В.Н., Ратинов А.Р. Вступительная статья к книге А. Подгурецкого «Очерк социологииправа». - М., 1974.

6. Матузов Н.И. Правовая политика, сущность, концепция, реальность // Российская правовая политика: Курс лекций. - М., 2003.

7. Минюк Н.В. Правовая политика как фактор повышения качества законодательства в современной России: дис. ... канд. юрид. наук. - Тамбов, 2009.

8. Монастырный А.В. Правовая политика в национально-культурном пространстве России: дис. . канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2007.

9. Муромцев Г.И. Правовая политика: вопросы методологии // Правоведение. - 2005. - № 6.

10. Овчинников А.И., Овчинников С.П. Евразийское правовое мышление Н.Н. Алексеева. -Ростов-на-Дону, 2007.

11. Постановление ПравительстваРеспубликиТаджикистанот 01 октября 2007 года, №500 «Концепция перехода Республики Таджикистан к Устойчивому Развитию».

12. Тахиров Ф. Т. История государства и права Таджикистана (1917-1929 гг.). - Душанбе, 2001. - Т.2. - Ч.1.

13. Тахиров Ф. Т. Толкование "адата" в дореволюционном Таджикистане: основные понятия и значение. Из истории развития политико-правовых идей. - М., 1984.

14. Фаньян Д. К истории советского строительства в Таджикистане. - Душанбе, 1940.

15. Хвалеев В.А. Правовая политика России в условиях глобализации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Хвалеев Владимир Александрович. -Ростов-на-Дону, 2008.

16. Чиркин В.Е. Переходные государственные формы. - Свердловск, 1963. - Т. VII.

17. Шаропов Я.К. К истории развития Бухарской Народной Советской Республики. -Сталинабад.

ПРИОРИТЕТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

В статье "Приоритеты правовой политики Республики Таджикистан" обосновывается необходимость определения приоритетов правовой политики в Республике Таджикистан в качестве стратегии правового развития государства. Проводится историко-правовой анализ правовой политики республики. Исследуется процесс поэтапной институционализации правовой политики республики.

Ключевые слова: право, политика, система, государство, служба, концепция, программа.

PRIORITIES OF LEGAL POLITICS OF REPUBLIC OF TAJIKISTAN

In article "Priorities of legal politics of Republic of Tajikistan" is motivated need of definition of priorities of legal politics for Republic of Tajikistan is proved as strategy of legal development of the state. The historical-legal analysis of legal politics of republic is spent. The process phased the institutionalition of legal politics of republic is investigated.

Keywords: right, policy, system, state, service, concept, program.

Сведения об авторе: Салиева Нигора Шодибоевна, соискатель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета, e-mail: shilola.86@mail.ru

About author: Salieva Nigora, researcher of the chair of theory and history of state and law, Faculty of Law, Tajik National University

ВЫЯВЛЕНИЕ НОРМ ПРАВА В ТРУДАХ МУХАММАДА ГАЗАЛИ

Шоев Ф. М.

Таджикский национальный университет

Мухаммад Газали как выдающийся знаток права в своих трудах уделял немало внимания нормам права. Его учение о нормах права касается вопросов разрешенного, запретного и сомнительного в исламе [6, с. 99-128, 265-293]. Мусульманские ученые-правоведы уделяют особое внимание этим видам норм права [20], потому что «поиск разрешенного является обязательным предписанием для каждого мусульманина» [6, с. 99].

В ходе изучения и исследования трудов Мухаммада Газали выявляется, что мыслитель в нескольких своих произведениях касался вопроса норм права. В частности это: «Ихйа улум-ад-дин» («Возрождение религиозных наук»), «Кимийа-йи саадат» («Эликсир счастья»), «Исследование сокровенных тайн сердца», «Мизан ул-амал» («Весы деяний»), «Бидаят-ул-хйдаят» («Начало праведного пути»), «ал-Мустафи мин илми усул» («ал-Мустасфи о науке принципов») и т.п.

«Ихйа улум-ад-дин» («Возрождение религиозных наук») [1, 3, 8, 10, 11] является самым объемным и известным трудом Мухаммада Газали, который состоит из четырех четвертей, и каждая из них включает в себя по десять книг. Мыслитель в «Ихйе улум-ад-дин» рассматривает свое учение о нормах права во второй четверти «О религиозных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.