Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ НОРМ ПРАВА В ТРУДАХ МУХАММАДА ГАЗАЛИ'

ВЫЯВЛЕНИЕ НОРМ ПРАВА В ТРУДАХ МУХАММАДА ГАЗАЛИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУХАММАД ГАЗАЛИ / ТРУДЫ МЫСЛИТЕЛЯ / ВЫЯВЛЕНИЕ НОРМ ПРАВА / РАЗРЕШЕННОЕ / ЗАПРЕТНОЕ И СОМНИТЕЛЬНОЕ В ИСЛАМЕ / МУСУЛЬМАНСКИЕ УЧЕНЫЕ-ПРАВОВЕДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шоев Фируз Махмадаминович

Мухаммад Газали как выдающийся знаток права в своих трудах уделял немало внимания нормам права. Его учение о нормах права касается вопросов разрешенного, запретного и сомнительного в исламе. В ходе изучения и исследования трудов Мухаммада Газали выявляется, что мыслитель в нескольких своих произведениях касался вопроса норм права. В частности это: «Ихйа улум-ад-дин» («Возрождение религиозных наук»), «Кимийа-йи саадат» («Эликсир счастья»), «Исследование сокровенных тайн сердца», «Мизан ул-амал» («Весы деяний»), «Бидаят-ул-хйдаят» («Начало праведного пути»), «ал-Мустафи мин илми усул» («ал-Мустасфи о науке принципов») и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF THE RULES OF LAW IN THE WORKS OF MUHAMMAD GHAZALI

Muhammad Ghazali as an outstanding connoisseur of law in his writings has paid much attention to the rules of law. His teachings on the law concerning the questions allowed, forbidden and questionable in Islam. In the course of study and research works of Muhammad Ghazali taped that thinker within his writings addressed the issue of the rules of law. In particular, this: "Ihja ulum al-din (" Revival of religious sciences ")," Kimija-yi sa'adat ("Elixir of happiness"), "A study of the sacred mysteries of the heart", "Mizan-ul-amal» («Scales’ acts"), "Bidaât-ul-hjdaât" ("The beginning of the righteous path"), "Al-Mustasfi min ilmi usul" ("Al-Mustasfi of science principles"), etc.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ НОРМ ПРАВА В ТРУДАХ МУХАММАДА ГАЗАЛИ»

10. Овчинников А.И., Овчинников С.П. Евразийское правовое мышление Н.Н. Алексеева. -Ростов-на-Дону, 2007.

11. Постановление ПравительстваРеспубликиТаджикистанот 01 октября 2007 года, №500 «Концепция перехода Республики Таджикистан к Устойчивому Развитию».

12. Тахиров Ф. Т. История государства и права Таджикистана (1917-1929 гг.). - Душанбе, 2001. - Т.2. - Ч.1.

13. Тахиров Ф. Т. Толкование "адата" в дореволюционном Таджикистане: основные понятия и значение. Из истории развития политико-правовых идей. - М., 1984.

14. Фаньян Д. К истории советского строительства в Таджикистане. - Душанбе, 1940.

15. Хвалеев В.А. Правовая политика России в условиях глобализации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Хвалеев Владимир Александрович. -Ростов-на-Дону, 2008.

16. Чиркин В.Е. Переходные государственные формы. - Свердловск, 1963. - Т. VII.

17. Шаропов Я.К. К истории развития Бухарской Народной Советской Республики. -Сталинабад.

ПРИОРИТЕТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

В статье "Приоритеты правовой политики Республики Таджикистан" обосновывается необходимость определения приоритетов правовой политики в Республике Таджикистан в качестве стратегии правового развития государства. Проводится историко-правовой анализ правовой политики республики. Исследуется процесс поэтапной институционализации правовой политики республики.

Ключевые слова: право, политика, система, государство, служба, концепция, программа.

PRIORITIES OF LEGAL POLITICS OF REPUBLIC OF TAJIKISTAN

In article "Priorities of legal politics of Republic of Tajikistan" is motivated need of definition of priorities of legal politics for Republic of Tajikistan is proved as strategy of legal development of the state. The historical-legal analysis of legal politics of republic is spent. The process phased the institutionalition of legal politics of republic is investigated.

Keywords: right, policy, system, state, service, concept, program.

Сведения об авторе: Салиева Нигора Шодибоевна, соискатель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета, e-mail: shilola.86@mail.ru

About author: Salieva Nigora, researcher of the chair of theory and history of state and law, Faculty of Law, Tajik National University

ВЫЯВЛЕНИЕ НОРМ ПРАВА В ТРУДАХ МУХАММАДА ГАЗАЛИ

Шоев Ф. М.

Таджикский национальный университет

Мухаммад Газали как выдающийся знаток права в своих трудах уделял немало внимания нормам права. Его учение о нормах права касается вопросов разрешенного, запретного и сомнительного в исламе [6, с. 99-128, 265-293]. Мусульманские ученые-правоведы уделяют особое внимание этим видам норм права [20], потому что «поиск разрешенного является обязательным предписанием для каждого мусульманина» [6, с. 99].

В ходе изучения и исследования трудов Мухаммада Газали выявляется, что мыслитель в нескольких своих произведениях касался вопроса норм права. В частности это: «Ихйа улум-ад-дин» («Возрождение религиозных наук»), «Кимийа-йи саадат» («Эликсир счастья»), «Исследование сокровенных тайн сердца», «Мизан ул-амал» («Весы деяний»), «Бидаят-ул-хйдаят» («Начало праведного пути»), «ал-Мустафи мин илми усул» («ал-Мустасфи о науке принципов») и т.п.

«Ихйа улум-ад-дин» («Возрождение религиозных наук») [1, 3, 8, 10, 11] является самым объемным и известным трудом Мухаммада Газали, который состоит из четырех четвертей, и каждая из них включает в себя по десять книг. Мыслитель в «Ихйе улум-ад-дин» рассматривает свое учение о нормах права во второй четверти «О религиозных

нормах поведения» в двух книгах под названиями «Книга о разрешенном и запретном» и «Книга о повелении запрещении осуждаемого» [8, с. 40-41]. В этих книгах мыслитель рассматривает нормы права соответственно законам шариата.

«Кимийа-йи саадат» («Эликсир счастья») [5, 6, 7, 12, 13] является сокращенной версией «Ихйа улум-ад-дин» («Возрождение религиозных наук»). З.М. Диноршоева в ходе разъяснения «Кимийа-йи саадат» справедливо отмечает: «Это самое значительное произведение ал-Газали на персидском языке» [17, с. 48]. «Кимийа-йи саадат», явившись персидским вариантом «Ихйа улум-ад-дин», состоит из двух частей, которые в свою очередь включают в себя по десять основ из столпа поведения. Мыслитель свое учение о нормах права рассматривал во второй части «Кимийа-йи саадат». Вторая часть сочинения целиком и полностью посвящена обычаям или, как их порой называет сам автор книги - Мухаммад Газали, «Нормам поведения, сложившимся в мусульманской общине к VП-ХП векам, с точки зрения шафиитского мазхаба» [6, с. IV]. Нормы поведения, по сути, сами являются нормами права в Исламе, то есть можно говорить, что данная часть «Кимийа-йи саадат» полностью охватывает учение Мухаммада Газали о нормах права. Еще нужно отметить, что во второй части данного трактата имеется две основы из столпа поведения, которые посвящены рассмотрению учения Мухаммада Газали о нормах права. Такое мнение приходит от их названия и содержания. Первая именуется «Основа четвертая из столпа поведения: распознавание разрешенного, запретного и сомнительного» [6, с. 99-128], а вторая приводится под названием «Основа девятая из столпа поведения: повеление исповедимого и запрещение отвергаемого» [6, с. 265-293]. Здесь нормы права в учении Мухаммада Газали рассматриваются досконально и подробно на основе предписаний мусульманского права, как и в «Ихйа улум-ад-дин». Особенность учения Мухаммада Газали о нормах права в «Кимийа-йи саадат» от «Ихйа улум-ад-дин» заключается в том, что «Кимийа-йи саадат» написано позже чем «Ихйа улум-ад-дин» и является упрощенный вариантом последнего. В «Кимийа-йи саадат» мыслитель дает выводы четыре частей «Ихйа улум-ад-дин» в двух частях. Соответственно в «Кимийа-йи саадат» нормы права в учение Мухаммада Газали более усовершенствованы, проанализированы и упрощены, чем в «Ихйа улум-ад-дин». Нужно отметить, что такое мнение нисколько не умаляет достоинство «Ихйа улум-ад-дин», а наоборот повышает его, так как «Кимийа-йи саадат» разъясняет «Ихйа улум-ад-дин».

Мухаммад Газали значительную часть своих учений о нормах права приводит в своей книге «Исследование сокровенных тайн сердца» [4]. В ней его учение о нормах права более упрощено и популяризовано, чем в «Ихйа улум-ад-дин» и «Кимийа-йи саадат». Мухаммад Газали в «Исследовании сокровенных тайн сердца» развивает свои взгляды о нормах права, «исследуя тонкие духовные мотивы поведения личности» [4, с. 2]. Данная цитата еще раз напоминает нам, что великий мыслитель средневекового Востока - Мухаммад Газали в своем наследии имеет такие труды, которые полностью или частично посвящены его учениям о нормах права. «Исследование сокровенных тайн сердца» является тем произведением, которое частично посвящено учению Мухаммада Газали о нормах права. В нем на основе норм права шариата рассматриваются актуальные вопросы и проблемы мусульманского общества. «Исследование сокровенных тайн сердца» имеет в себе сто одиннадцать глав, причем не менее чем в одиннадцати из них рассматривается содержание и сущность учения Мухаммада Газали о нормах права. В эту группу входят следующие главы «Исследования сокровенных тайн сердца»: глава 15. О велении совершать одобряемое и о запрете делать предосудительное; глава 54. О запрете на несправедливость; глава 55. О запрете на несправедливость по отношению к сироте; глава 68. О поедании запретного; глава 69. О запрете на лихву (ростовщичество); глава 78. О запрете на злословие и сплетню; глава 91. О наказании, полагающемся за употребление спиртного; глава 94. Об обязанностях мужа по отношению к жене; глава 95. Об обязанностях жены по отношению к мужу; глава 98. О слушании (стихов, музыки, пения); глава 99. О запрете на нововведения и на следование за своими желаниями [4, с. 467-470]. Мухаммад Газали в этих главах «Исследования сокровенных тайн сердца» в ходе рассмотрения норм права шариата по вопросам поведения мусульман выдвигает также своё учение о нормах права. Его учение о нормах права является неотъемлемой частью учения ислама о нормах права, так как он является мусульманским богословом и факихом шафиитского мазхаба. В ходе изучения и исследования глав касательно учения Мухаммада Газали о нормах права в «Исследовании сокровенных тайн сердца»

выявляется, что данное учение мыслителя является продолжением его учения о нормах права из «Ихйа улум-ад-дин» и «Кимийа-йи саадат». К такому мнению также можно прийти после сопоставления и сравнения «книг», «основ» и «глав», посвященных правовым нормам в «Ихйа улум-ад-дин», «Кимийа-йи саадат» и «Исследовании сокровенных тайн сердца». Еще нужно отметить, что учение Мухаммада Газали о нормах права в «Ихйа улум-ад-дин» обобщено в две книги, и в «Кимийа-йи саадат» также в две основы, а в «Исследовании сокровенных тайн сердца» оно усовершенствовано и разделено по конкретным правовым вопросам. В них регулируются правовые отношения мусульманской общины с помощью норм права шариата.

В другом произведении Мухаммада Газали «Мизан ул-амал» («Весы деяний») [2] также можно выявить учение мыслителя о нормах права. Из названия произведения можно понять, что «Мизан ул-амал» является мерилом поведения. Из тридцати положений «Мизан ул-амал» не менее десяти из них конкретно посвящены учению Мухаммада Газали о нормах права. К этой группе относятся следующие положения: о том, какое мнение правильнее; о том, на что похожа душа с этими противоборствующими силами; о различии душ в том, что касается борьбы с плотскими желаниями, и о том, чем отличается указание желания от указания разума; о возможности изменения характера; общее направление в изменении характера и борьбе с похотью; о группах добродетелей, с получением которых достигается счастье; более подробно о пути улучшения характера; о самых главных добродетелях; о мотивах, побуждающих совершать благие дела, и о том, что этому мешает; о видах благ и счастья; о цели счастья и о его ступенях; о тех проявлениях аппетита и полового влечения, что приветствуются, и тех, что порицаются; об обязанностях ученика и учителя в науках, ведущих к счастью; о получении богатства и о том, на что при этом нужно обратить внимание; о пути избавления от печали в земной жизни и т.п. [2, с. 212213]. Из вышесказанного можно прийти к мнению, что, по крайней мере, одна из трех частей данного произведения содержит учение Мухаммада Газали о нормах права, что весьма повышает роль данной книги среди его произведений относительно науки юриспруденции. В данной книге со стороны Мухаммада Газали поведение человека взвешивается на весах, в ней подробно рассматривается, какие деяния и поступки человека правильные, а какие противоречат правилам поведения, то есть нормам права. Мухаммад Газали все эти взвешивания деяний и поступков человека осуществляет на основе норм права шариата, и соответственно сам пытается разобраться в том, что толкает человека на совершение противозаконных поступков. Мыслитель в «Мизан ул-амал» высказывает свои взгляды о путях и способах приобретения правомерного поведения, и этим обогащает свое учение о нормах права. Также в ней рассматриваются обстоятельства, которые приводят к правомерному поведению, отвечающему требованиям правовых норм, в частности: самовоспитание, изменение характера и борьба с похотью. Кроме этого, Мухаммад Газали в «Мизан ул-амал», анализируя «потаенные мотивы поступков верующего» [2, с. 2], рассматривает внутренний мир человека в общем.

«Бидаят-ул-хйдаят» («Начало праведного пути») [9, 19] является другим трудом Мухаммада Газали, в котором рассматривается учение мыслителя о нормах права. В аннотации к данной книге говорится следующее: «В «Бидаят-ул-хйдаят» Мухаммад Газали упоминает все то, что необходимо подрастающему поколению и учащимся в их служении Аллаху и изучении обычаев. Тема книги связана с сутью истинного пути студента и простых мусульман, стремящихся обрести счастье на этом и на том свете. Она содержит в себе основы религии, правила выстраивания отношений между человеком, его Создателем и людьми и другие важные вопросы» [19, с. 2]. Данное произведение мыслителя состоит из трех разделов, два из них по существу содержат в себе учение Мухаммада Газали о нормах права, в частности: «Раздел II. Слово об избегании греховности и болезнях сердца» и «Раздел III. Слово о нормах поведения с Создателем и Его творениями» [19, с. 95]. Первый раздел называется «О послушании» [19, с. 95], в котором рассматривается учение ислама «о религиозном праве» [15, с. 31-71] в разделе очищения, молитвы и поста. На основе того, что первый раздел содержит нормы религиозного права, можно считать «Бидаят-ул-хйдаят» полностью посвященным учению Мухаммада Газали о нормах права. Есть и другое основание для такого вывода, которое содержится в предисловие данной книги. На основе его можно

сказать, что в этом трактате учение Мухаммада Газали о нормах правах связано с богобоязненностью. Здесь мыслитель даёт понятие богобоязненности, говоря следующее: «Богобоязненность представляет собой повиновение приказам Аллаха Всевышнего и сторонение его запретов» [9, с. 7]. Далее он говорит: «Итого - две составляющие, два раздела. И вот, я укажу тебе краткими словами на часть явного знания богобоязненности в обоих разделах, а также добавлю третий, чтобы эта книга была полной и достаточной. Да поможет нам Аллах!» [9, с. 7]. Отсюда можно предложить содержание трех разделов данной книги следующим образом: первый раздел - повиновение приказам Аллаха Всевышнего, второй раздел - сторонение от его запретов и третий раздел - нормы поведения с Создателем и Его творениями. Такая картина вполне доказывает, что данная книга полностью посвящена учению Мухаммада Газали о нормах права. Внутренняя структура данного сочинения построена в соответствии со словами «культура», «этика», «правила», «правила общения с людьми», «правила и порядок», «норма поведения», «обязанности детей в отношении родителей», что вполне типично для произведений в области юриспруденции.

Великий мыслитель средневекового Востока Мухаммад Газали сочинил такие правовые произведения, которые посвящены сугубо нормотворческой деятельности и ставят его в один ряд с самыми выдающимися учеными фикха (права) в Исламе. «Аль-Мустасфа мин илми усул» («Аль-Мустасфа о науке принципов») является одним из правовых трудов Мухаммада Газали, сугубо посвященных его нормотворческой деятельности. Об этом свидетельствует следующая цитата: «Последние годы своей жизни аль-Газали прожил в Тусе. Здесь он основал медресе и суфийскую обитель. Здесь он написал правовое сочинение «Аль-Мустасфа»...» [14, 16]. Мухаммад Газали в «Аль-Мустасфа фи илми-л-усул» рассматривает основы теории и методологии фикха (права) - Ильм Усуль аль-Фикх» [18, с. 20-25]. Из приведенного вытекает, что «Аль-Мустасфа» является тем произведением, которое содержит в себе нормотворчество Мухаммада Газали по способу «аль-мутакаллимун», который широко использовался в ходе нормотворчества мусульманскими факихами (правоведами) в средние века.

Итак, учение Мухаммада Газали о нормах права представляет собой одно целое, несмотря на то, что во многих произведениях мыслителя они рассматриваются по отдельности. Учение Мухаммада Газали о нормах права служат одной из основ дальнейшего развития мусульманского права в современных исламских государствах. Учения мыслителя о нормах права могут быть использованы в качестве основы для правотворчества и в светских государствах. Они также имеют большое значение для развития науки теории государства и права, истории политико-правовых учений и служат гарантом их процветания.

Литература:

1. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. («Ихйа улум ад-дин») / Пер. с араб., исслед. и коммент. В.В. Наумкина.- М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1980. - 376 с.

2. Абу Хамид аль-Газали. Весы деяний и другие сочинения / Пер. с араб. - М.: Ансар, 2007. -216 с.

3. Абу Хамид аль-Газали. Возрождение наук о вере (избранные главы) / Пер. И. Насыров // Абу Хамид аль-Газали. «Наставление правителям» и другие сочинения / Пер. с араб., перс. - М.: Изд. дом «Ансар», 2005. - С. 253-310.

4. Абу Хамид Аль-Газали. Исследование сокровенных тайн сердца / Пер. с араб. - М.: Изд. дом «Ансар», 2006. - 472 с.

5. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси. «Кимийа-йи саадат» («Эликсир счастья»). Часть 1: Унваны 1-4. Рукн 1. - Пер. с перс., вступ. ст., коммент. и указ. А.А. Хисматулина. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. - LII+332 с.

6. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ал-Туси. Кимийа-йи саадат («Эликсир счастья»). Часть 2, Рукн 2: Обычаи (с Прилож. А и В). / Пер. с перс, вступ. ст., коммент. и указ. А.А. Хисматулина. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. - ХХХ+466 с.

7. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси. Классическое суфийское сочинение «Кимийа-йи саадат» («Эликсир счастья»). - Казань : Академия познания, 2007. - 175 с.

8. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. «Ихйа улум ад-дин» («Возрождение религиозных наук»). Т. 1. Ч. I. / Пер. с араб.: Насыров И.Р., Ацаев А.С. - М.: Нуруль Иршад, 2007. - 584 с.

9. Абу Хамид Мухаммад Бну Мухаммад Бну Мухаммад Аль-Газали. Начало праведного

пути / Перевод с арабского Р.С. Саяхов. - Уфа, 2006. - 96 с.

10. Абухамид Мухаммад Газали. Ихйа улум ад-дин («Возрождение наук о вере»). Первая четверть (первая книга) (на тадж. яз.). - Душанбе: ЭР-граф, 2008. - 628 с.

11. Абухамид Мухаммад Газали. О благом поведении, ведущем к спасению: Четвертая четверть / Мунджият (первая часть) (на тадж. яз.). - Душанбе: ЭР-граф, 2008. - 624 с.

12. Абухамид Мухаммад Газзали. Кимияи саадат (на таджикском языке) : В 2-х т. / Подготовили Дустмухаммади Дуст и Кудратбек Элчибеков. - Душанбе: ЭР-граф, 2008. -Т. 1. - 672 с.

13. Абухамид Мухаммад Газзали. Кимияи саадат (на тадж. яз.): В 2-х т. / Подготовили Дустмухаммади Дуст и Кудратбек Элчибеков. - Душанбе: ЭР-граф, 2008. - Т. 2. - 668 с.

14. Али-заде А.А. Исламский энциклопедический словарь. - М.: Изд. дом «Ансар», 2007. -400 с.

15. Ван ден Берг Л.В.С. Основы начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии / Пер. с голл., предисл. Л.Р. Сюкияйнена. - М.: Наталис; Рипол Классик, 2006. - 400 с.

16. Газали Мухаммад - Исламский энциклопедический словарь / islamicencyclopedia.narod.ru>articles/198.html

17. Диноршоева З.М. Мухаммад ал-Газзали и его отношение к философии. Монография. / Отв. ред.: д.ф.н., проф. К.О. Олимов. - Душанбе : Дониш, 2002. - 160 с.

18. Ильм Усуль аль-Фикх. Подготовлено по материалам книги «FIKIH USULU» Doc. Dr. Fahrettin ATTAR, ISTANBUL, 1988. / Пер. с тур. Т. Хабибуллина. - М.: Сад, 2005. - 202 с.

19. Имам ал-Газали. Бидайат ал-Хидайат. Начало наставления на истинный путь / Пер. с араб. - СПб.: Диля, 2009. - 160 с.

20. Шейх Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в Исламе / Пер.: Саляхетдинов. - М.: Умма, 2007. - 156 с.

ВЫЯВЛЕНИЕ НОРМ ПРАВА В ТРУДАХ МУХАММАДА ГАЗАЛИ

Мухаммад Газали как выдающийся знаток права в своих трудах уделял немало внимания нормам права. Его учение о нормах права касается вопросов разрешенного, запретного и сомнительного в исламе. В ходе изучения и исследования трудов Мухаммада Газали выявляется, что мыслитель в нескольких своих произведениях касался вопроса норм права. В частности это: «Ихйа улум-ад-дин» («Возрождение религиозных наук»), «Кимийа-йи саадат» («Эликсир счастья»), «Исследование сокровенных тайн сердца», «Мизан ул-амал» («Весы деяний»), «Бидаят-ул-хйдаят» («Начало праведного пути»), «ал-Мустафи мин илми усул» («ал-Мустасфи о науке принципов») и т.п.

Ключевые слова: Мухаммад Газали, труды мыслителя, выявление норм права, разрешенное, запретное и сомнительное в исламе, мусульманские ученые-правоведы.

IDENTIFICATION OF THE RULES OF LAW IN THE WORKS OF MUHAMMAD GHAZALI

Muhammad Ghazali as an outstanding connoisseur of law in his writings has paid much attention to the rules of law. His teachings on the law concerning the questions allowed, forbidden and questionable in Islam. In the course of study and research works of Muhammad Ghazali taped that thinker within his writings addressed the issue of the rules of law. In particular, this: "Ihja ulum al-din (" Revival of religious sciences ")," Kimija-yi sa'adat ("Elixir of happiness"), "A study of the sacred mysteries of the heart", "Mizan-ul-amal» («Scales' acts"), "Bidaat-ul-hjdaat" ("The beginning of the righteous path"), "Al-Mustasfi min ilmi usul" ("Al-Mustasfi of science principles"), etc.

Keywords: Muhammad Ghazali, works of the thinker, the identification of rules law, allowed, forbidden and questionable in Islam, Muslim legal scholars.

Сведения об авторе: Шоев Фируз Махмадаминович, старший преподаватель кафедры права человека и сравнительного права юридического факультета Таджикского национального университета, e-mail: f.m.shoev@mail.ru

Аbout author: Shoev Firuz Mahmadaminovich, senior lecturer in human rights and comparative law of the law faculty of the Tajik National University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.