Научная статья на тему 'Приоритеты государственной политики привлечения иностранной рабочей силы в экономику Дальнего Востока России'

Приоритеты государственной политики привлечения иностранной рабочей силы в экономику Дальнего Востока России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбенкова Елена Викторовна

Данная статья посвящена проблемам государственного регулирования процессов внешней трудовой миграции. В настоящее время вопросы, связанные с международным движением рабочей силы, являются одними из наиболее значимых и сложных для российской экономики. Российский экономический кризис 1990-х гг. спровоцировал целый ряд негативных экономических и демографических тенденций, разрушая и без того незначительный трудовой потенциал Дальнего Востока России. В связи с этим привлечение иностранной рабочей силы должно восприниматься в современной России как необходимый шаг на пути развития экономики. Государственное регулирование привлечения иностранной рабочей силы представляет большой научный и практический интерес. От приоритетов и методов государственной политики регулирования международных миграционных процессов зависит общая эффективность управления трудовыми ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF THE STATE POLICY OF THE ATTRACTION FOREIGN WORKER FORCE INTO THE ECONOMY OF THE FAR EAST OF RUSSIA

The article is devoted to management in foreign labor force migration processes. These processes are one of the most complex aspects of the Government policy in modern Russia. The labor force, without any doubts, is an important factor of the regional strategic development. However, the system crisis in Russia in 1990th made many negative tendencies in forming labor resources in Russian Far East. Demographic tendencies not always are under the territorial proportions of the national economic structure. So using foreign labor force as an economic development factor makes change stereotypes of labor resources. The stated basis of forming and developing state regional policy of foreign labor force migration has great scientific and practical interest. The instruments of state regional policy of foreign labor force migration let value the level of foreign labor force effectiveness. The system of State monitoring has the most value in practice because it was written under the State priorities system.

Текст научной работы на тему «Приоритеты государственной политики привлечения иностранной рабочей силы в экономику Дальнего Востока России»

УДК 330

Е.В. Горбенкова1

Приоритеты государственной политики привлечения иностранной рабочей силы в экономику Дальнего

Востока России

Данная статья посвящена проблемам государственного регулирования процессов внешней трудовой миграции. В настоящее время вопросы, связанные с международным движением рабочей силы, являются одними из наиболее значимых и сложных для российской экономики.

Российский экономический кризис 1990-х гг. спровоцировал целый ряд негативных экономических и демографических тенденций, разрушая и без того незначительный трудовой потенциал Дальнего Востока России. В связи с этим привлечение иностранной рабочей силы должно восприниматься в современной России как необходимый шаг на пути развития экономики.

Государственное регулирование привлечения иностранной рабочей силы представляет большой научный и практический интерес. От приоритетов и методов государственной политики регулирования международных миграционных процессов зависит общая эффективность управления трудовыми ресурсами.

Развитие Дальнего Востока России на основе интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион предусматривает структурные преобразования региональной экономики. В свою очередь, это предполагает формирование устойчивой базы ресурсов труда как одного из важнейших факторов экономического роста. В сложившихся демографических условиях рассматриваются все возможные варианты восполнения трудового потенциала региона, однако, в силу объективных причин все более актуальным становится иностранный (главным образом, азиатский) фактор, уже долгое время приковывающий внимание специалистов разных областей. Значимым практическим результатом исследований внешней трудовой миграции на ДВР явилась разработка миграционной политики и политики на рынке труда Приморского края в рамках «Стратегии социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 гг.», предусматривающей привлечение иностранной рабочей силы в объемах, обеспечивающих стабильный экономический рост. В настоящее время актуальным является создание единой концепции развития внешних миграционных процессов и разработка стратегии использования иностранной рабочей силы в экономике региона.

Привлечение иностранной рабочей силы (ИРС) представляет собой импорт трудовых ресурсов и использование их для процветания экономики, общества и среды обитания региона. ИРС следует рассматривать в качестве средства для решения стратегических задач ДВР и исследовать на уровне региональной экономической системы и ее воспроизводственной структуры, объективно предполагающей рост и качественное совершенствование ресурсной базы экономики. В частности, это обуславливает переход к азиатской трудовой миграции как к источнику дополнительной рабочей силы, т.е. как фактору расширения трудового потенциала ДВР.

Качественная трансформация взаимодействия со странами-поставщиками рабочей силы возможна лишь при смене характера иностранной миграции со стихийного, нацеленного на интересы самих мигрантов, на регулируемый, соответствующий приоритетам устойчивого развития ДВР. Регулируемое привлечение и использование иностранной

1 Г орбенкова Елена Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС; Специальность 08.01.02 «Мировая экономика» elena_gor@inbox.ru

рабочей силы возможно только на основе усиления экономической, административной и правовой мощи государства. При этом, функции государства в отношение международной трудовой миграции не могут быть ограничены жестким контролем, а должны включать полную управляемость ситуацией, четкое представление стратегических ориентиров развития трудового обмена между ДВР и странами АТР. Экономическая востребованность иностранной рабочей силы способствует оптимальному использованию совокупной рабочей силы и получению максимальной экономической выгоды от трудовой миграции.

Очевидно, что развитие миграционных процессов, решение проблем, связанных с ИРС, возможно только через определение приоритетов государственной политики. На их основе разрабатываются и обосновываются конкретные мероприятия по регулированию привлечения и использования ИРС.

Система приоритетов выделяет стратегическую линию, главную перспективу государственной политики, определяет критерии отбора миграционных проектов и мероприятий по привлечению ИРС. Научная концепция политики привлечения и использования ИРС предполагает такую систему приоритетных направлений, которая бы, с одной стороны, создавала благоприятные условия для привлечения иностранных работников, способствовала оптимальной адаптации иностранных граждан в российской среде и соблюдению их прав и свобод, а с другой стороны предусматривала приоритет интересов российской стороны, обеспечивала экономическую неуязвимость экономики региона в отношениях с иностранным трудовым контингентом. Как показал анализ миграционной ситуации, в настоящее время мигранты, во многом, паразитируют на экономике ДВР, что может отрицательно сказаться на экономическом будущем региона. В связи с этим на современном этапе приоритетными являются следующие направления (рисунок 1).

Как отражено на рисунке 1, критерием приоритетности в осуществлении государственной политики привлечения и использования ИРС в краткосрочной перспективе является стабилизация положения в сфере внешней трудовой миграции, достижение управляемости миграцией путем смены ее характера со стихийного на регулируемый. Одним из первоочередных направлений в этой области является замена существующего приоритета миграционной политики, направленного на борьбу с нелегальной миграцией, на процессы легализации деятельности мигрантов, чей труд способен принести пользу, выгоду российской стороне. Фактически, необходим отказ от «карательной» миграционной политики в пользу стимулирующей трудовую деятельность на территории ДВР. По словам д-ра экон. наук А.Топилина, каждый человек за свою жизнь производит больше, чем потребляет, и из этого принципа надо исходить, решая проблему трудовых мигрантов. Силовые методы решения миграционных проблем заведомо неэффективны, поскольку действуют вопреки экономическим интересам хозяйствующих субъектов.

Реализация таких приоритетных направлений, как осуществление мониторинга, выбор конкретных направлений использования ИРС и селективная политика позволит придать миграционным процессам обоснованность, целенаправленность и избирательность, что, в итоге, обусловит повышение эффективности использования ИРС.

Критерием приоритетности в осуществлении политики привлечения и использования ИРС в долгосрочном периоде является расширенное воспроизводство трудовых ресурсов, обеспечение нужд экономики рабочей силой. В рамках реализации указанных приоритетных направлений (устранение дефицита труда и формирование оптимальной структуры предложения на рынке труда региона) необходимо решить следующие вопросы:

1) каковы оптимальные параметры привлечения и использования ИРС в экономике региона в перспективе до 2010-2015 г.;

2) каково оптимальное соотношение в использовании различных источников рабочей силы для обеспечения экономики региона ресурсами труда;

3) каковы приоритетные меры защиты местного рынка труда от влияния присутствия иностранной рабочей силы;

4) какова оптимальная национальная структура привлекаемой ИРС по странам происхождения;

5) каковы основные меры по соблюдению санитарного контроля в процессе привлечения ИРС;

6) каковы основные меры по адаптации российского общества к приему иностранной рабочей силы.

Система приоритетов региональной государственной политики

привлечения и использования ИРС

Приоритет на краткосрочную и среднесрочную перспективы -

Приоритет на долгосрочную перспективу - обеспечение экономики региона ресурсами труда

Устранение дефицита трудовых ресурсов

Формирование оптимальной профессионально-квалификационной и социально-демографической структур предложения на региональном рынке труда

Сохранение

социальной

стабильности

Обеспечение

национальной

безопасности

Обеспечение расширенного воспроизводства в регионе

Рис. 1. Система приоритетов региональной государственной политики привлечения и использования ИРС Реализация основных направлений государственной политики привлечения и использования ИРС предусматривает создание в регионе рычагов, с помощью которых достигается поставленная в процессе разработки политики цель. Каждое направление представляет собой сложную комплексную задачу, решаемую в контексте выдвинутых приоритетов миграционной политики. Основные направления политики включают в себя: совершенствование системы иммиграционного контроля в регионе; развитие миграционной инфраструктуры в регионе (от контрольно-пропускных пунктов при пересечении государственной границы до зарубежных представительств по делам миграции); совершенствование административных процедур привлечения ИРС; рационализация территориального распределения ИРС; повышение эффективности использования иностранной рабочей силы.

Естественно, что перечисленные направления не исчерпывают всего комплекса проблем, связанных с разработкой государственной политики привлечения и использования ИРС, однако, являются необходимыми условиями для развития внешней трудовой миграции в соответствии со стратегией развития ДВР.

Особое внимание необходимо уделить созданию информационно-аналитической основы миграционных процессов. Анализ сложившегося положения в области статистического учета и диагностики миграционной ситуации в регионе позволил сделать вывод

об отсутствии в настоящее время системы полноценного учета и объективной оценки процессов привлечения ИРС. Имеющееся сегодня информационно-аналитическое обеспечение не в состоянии адекватно отражать реальную картину на рынке ИРС и выступать основой для принятия стратегических управленческих решений. В связи с этим предлагаем рассмотреть вопросы создания системы регионального мониторинга процессов внешней трудовой миграции.

Мониторинг - базовое условие осуществления государственной политики и в то же время одна из самых комплексных ее задач. В настоящее время общенациональной (общерегиональной) службы мониторинга как целостной институциональноорганизационной системы в России не существует. Региональный мониторинг - специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития и остроты общерегиональных ситуаций и конкретных региональных проблем.

Процессы привлечения и использования ИРС являются объектом проблемноориентированного мониторинга, концентрирующего внимание и средства на комплексном логическом анализе ситуаций (проблем) в рамках выбранного направления. Цель осуществления такого мониторинга - создание информационно-аналитической основы разработки государственной политики привлечения и использования ИРС, определения ее приоритетов и основных направлений. Результатом мониторинга является выработка критериев принятия управленческих решений. Основными функциями мониторинга являются:

^ сбор и анализ исходной информации;

^ оценка (диагностика) ситуации.

Под исходной информацией понимаются первичные данные, удовлетворяющие критериям объективности и достаточности. Главным источником данных является государственная статистика. Следует отметить, что в настоящее время при исследовании процессов привлечения ИРС существуют определенные проблемы использования статистических данных: прежде всего, это отсутствие ряда необходимых показателей, характеризующих процессы привлечения и использования ИРС и неполный учет данных, снижающий степень объективности информации. Так, сегодня практически невозможно узнать объем и долю продукции, произведенной иностранными работниками, в общем объеме продукции предприятия (отрасли, региона, т.д.), объем затрат предприятий региона на привлечение и обустройство ИРС, объем бюджетного финансирования миграционной инфраструктуры. Является далеко не полной и не исчерпывающей классификация привлекаемой ИРС в разрезе субъектов Федерации по таким признакам, как страна происхождения, квалификационный уровень, отрасли и сферы деятельности, формы собственности предприятий, использующих ИРС, и т.д. Основной представляемый статистикой показатель - численность ИРС в регионе - учитывает только официально регистрируемых работников, поэтому вряд ли может быть признан объективным.

Причинами такого положения являются

во-первых, присущие всей нынешней российской системе статучета недостатки, негативно отражающиеся на полноте, качестве и оперативности предоставляемой информации,

во-вторых, сравнительно «молодой» возраст существования в России и ее регионах такого явления, как привлечение иностранной рабочей силы,

в-третьих, незаинтересованность предприятий в нынешних условиях отражать в формах статистической отчетности фактические масштабы использования ИРС,

в-четвертых, слабость методического обеспечения расчета ряда показателей.

Качество проведения мониторинга зависит не только от полноты и качества собираемой (обрабатываемой) информации, но и от методов оценки ситуации. Как известно, только правильно поставленный диагноз может привести к успешному лечению. В сфере исследования внешней трудовой миграции в связи с отсутствием единой методики применяются достаточно разнообразные приемы и методы оценки параметров рынка ино-

странной рабочей силы, что ведет к совершенно разным результатам и выводам. Классическим примером такого разнообразия могут служить попытки определения в 1990-2000-х гг. численности присутствующего на ДВР китайского трудового контингента, оценки которой варьировались от 20 тыс. чел. до 2 млн. чел., а также определения роли азиатской рабочей силы на рынке труда региона (от скромной ниши, занимаемой азиатами, до активного «захвата» ими местных рабочих мест). Более того, зачастую одно и то же явление оценивается разными показателями, что также ведет к необоснованным сравнениям (как между регионами, так и в рамках одного региона в динамике) и предложению заведомо необъективных управленческих решений.

Сложившаяся ситуация указывает на отсутствие системы полноценного учета и объективной оценки процессов привлечения и использования ИРС. На сегодняшний день имеющееся информационно-аналитическое обеспечение не в состоянии адекватно отражать реальную картину на рынке ИРС и выступать основой для принятия стратегических управленческих решений. В связи с этим основными направлениями в создании системы современного мониторинга процессов привлечения и использования ИРС являются следующие.

1. Расширение круга официального статистического учета в регионе, в частности, включение в него таких сфер учета, как «инвестиции в человеческий капитал» в общий раздел «Инвестиции» и «рынок иностранной рабочей силы» в раздел «Рынок труда». Новые разделы в статистическом учете будут представлены рядом показателей, в том числе и теми, которые в настоящее время органами статистики не отражаются.

2. Достижение полноты учета информации, прежде всего, за счет учета теневого (неформального) сектора занятости иностранцев. Реализация данного направления достаточно сложна в методическом плане, однако, во многом, решить проблему позволит активизация информационного обмена органов статистики с Федеральной миграционной службой МВД, Тихоокеанским региональным управлением Пограничной службы РФ, Администрациями субъектов Федерации, территориальными центрами занятости и другими заинтересованными учреждениями.

3. Совершенствование методического обеспечения расчета ряда показателей. Речь идет, главным образом, о показателях развития человеческого капитала, масштабов инвестиций в человеческий капитал, одним из видов которых является привлечение иностранной рабочей силы. Система таких показателей имеет огромное научное и практическое значение для региона, поскольку учитывает многоаспектность регионального воспроизводства трудовых ресурсов и, следовательно, воспроизводства в ближайшем и отдаленном будущем широкого круга социально-экономических процессов. В то время как отечественными и зарубежными учеными ведется поиск универсальных методов расчета величины человеческого капитала и ее составляющих, региональным органам статистики целесообразно отражать комплекс показателей, косвенно характеризующих состояние человеческого капитала в регионе:

объем государственных расходов на развитие миграционной инфраструктуры региона и его доля в общем объеме ВРП (руб., %);

объем государственных расходов на образование и его доля в общем объеме ВРП (руб., %);

средний уровень заработной платы работников предприятий и организаций с высшим образованием (руб.);

средний уровень заработной платы работников предприятий и организаций со средним образованием (руб.);

средний уровень оплаты труда (включая все сопутствующие выплаты) иностранных работников, занятых на предприятиях и организациях региона (руб.);

объем валового регионального продукта, произведенного иностранными работниками (руб.);

численность иностранных работников, неформально занятых на предприятиях, организациях, у частных лиц региона (чел.);

структура общей численности иностранных работников, занятых в регионе, по следующим признакам: стране происхождения, полу, возрасту, профессии, квалификаци-

онному уровню, сфере деятельности, региону пребывания, форме собственности предприятия — работодателя, сроку пребывания в России.

4. Разработка единой методики оценки ситуации в сфере привлечения и использования ИРС. Назначение данной методики состоит в том, чтобы на основе анализа определенного ряда показателей выявить, с одной стороны, «проблемные точки», с другой стороны, «очаги стабилизации» в сфере привлечения и использования ИРС. В первом случае речь идет о контроле за соблюдением экономических, социальных, демографических границ в развитии ситуации (так называемых «порогов безопасности»), нарушение которых может негативно отразиться на развитии региона. Примерами таких «болевых точек» могут служить существенный дисбаланс между реальными потребностями в ИРС и ее фактическим присутствием, возникновение конкуренции между местными и иностранными работниками, неравномерное распределение выгод от миграции не в пользу субъектов региональной экономики, неэффективное использование ИРС и т.д. Во втором случае выявляются позитивные тенденции в развитии ситуации, поддержка и стимулирование которых будут способствовать стабилизации всей экономической системы. «Точками» стабилизации и роста могут стать достижение оптимальной профессиональноквалификационной структуры на рынке труда, обеспечивающей взаимодополняемость рабочих мест местного и иностранного контингентов, четкая тенденция к устранению дефицита труда, снижение доли неформального сектора занятости мигрантов и т.д.

Учитывая сезонность привлечения значительной части иностранных работников, оценка ситуации в сфере привлечения и использования ИРС должна производиться не реже одного раза в месяц. На основе выявленных негативных и благоприятных тенденций и формируется система приоритетов политики в сфере привлечения и использования ИРС.

В целом, при формировании стратегии развития Дальнего Востока России следует помнить, что экономические потребности региона могут широко открыть границы для иностранной рабочей силы, а взвешенная миграционная политика государства способна направить этот в самое выгодное для России русло. Основой миграционной политики российского государства должно стать использование экономических возможностей, которые дает иностранная рабочая сила.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.