Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования региональной политики привлечения иностранной рабочей силы'

Концептуальные основы формирования региональной политики привлечения иностранной рабочей силы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / FOREIGN LABOUR / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOUR MIGRATION / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / MANPOWER / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красова Е. В.

Данная статья посвящена концептуальным основам формирования государственной политики привлечения иностранной рабочей силы (ИРС) в экономику региона. Статья отражает сущность, цели и задачи региональной политики привлечения иностранной рабочей силы, а также систему приоритетов, направления, необходимые условия и инструментарий ее реализации. Формирование такой политики исходит из объективности и необходимости привлечения ИРС для устойчивого экономического развития региона при условии эффективного государственного регулирования миграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual bases of foreign labor policy in the region

This article is devoted to conceptual bases of a state policy formation, aimed at attraction of foreign labour (FL) to a regional economy. The article reflects the purposes, problems, essence and urgency of this aspect of regional policy, as well as the system of priorities, directions, necessary conditions and methods of the policy realization. All this is determined by an objective necessity of foreign labor use for a steady economic development of the region under the condition of effective migratory processes regulation by the state.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования региональной политики привлечения иностранной рабочей силы»

Региональные проблемы. 2015. Т. 18, № 3. С. 100-108.

УДК 332.1:331.55:325.14

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Е.В. Красова

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, ул. Гоголя д. 41, г. Владивосток, 690990, e-mail: [email protected]

Данная статья посвящена концептуальным основам формирования государственной политики привлечения иностранной рабочей силы (ИРС) в экономику региона. Статья отражает сущность, цели и задачи региональной политики привлечения иностранной рабочей силы, а также систему приоритетов, направления, необходимые условия и инструментарий ее реализации. Формирование такой политики исходит из объективности и необходимости привлечения ИРС для устойчивого экономического развития региона при условии эффективного государственного регулирования миграционных процессов.

Ключевые слова: иностранная рабочая сила, трудовая миграция, трудовые ресурсы, государственное регулирование, региональная экономика, региональная экономическая политика.

Введение

В рамках происходящих изменений в инвестиционной политике Дальневосточного федерального округа (ДФО), направленных на развитие региона как органичной составляющей экономического сообщества Азиатско-Тихоокеанского региона, на повестке дня не снижается острота вопросов, связанных с формированием трудового потенциала Дальнего Востока России. Устойчивое развитие самого большого и богатого природными ресурсами российского региона предполагает формирование базы ресурсов труда, адекватной имеющемуся потенциалу экономического роста. В условиях инерционности социально-демографических процессов в Дальневосточном округе нехватка собственных трудовых резервов заставляет искать и использовать другие способы восполнения трудового потенциала. Здесь главным образом речь идет о процессах привлечения иностранной рабочей силы (далее - ИРС), которые вызывают множество споров в отношении методов и характера их регулирования. В связи с этим большую научно-практическую значимость обретают вопросы совершенствования государственного регулирования привлечения ИРС в целях эффективного и безопасного ее включения в экономику региона и страны в целом.

Объект и метод исследования

Объектом исследования является государственная политика привлечения иностранной рабочей силы, а предметом - ее концептуальные основы. Под государственной политикой понимает-

ся система методов и инструментов государственного воздействия на социально-экономические процессы посредством привлечения и использования ИРС. Настоящее исследование базируется на фундаменте стратегии «Тихоокеанская Россия - 2050», предусматривающей качественный технологический скачок в развитии Приморского края и других субъектов ДФО за счет наращивания человеческого потенциала и реализации «человеческого» фактора регионального развития [1, с. 28] и концепций демографического развития и миграционной политики Российской Федерации [4, 5]. Сама иностранная рабочая сила рассматривается как элемент воспроизводства трудовых ресурсов, как источник уже готового, сформированного человеческого капитала, который может быть использован для решения ключевых задач экономического развития восточных территорий России [6, с. 12].

Смысл совершенствования государственного регулирования состоит в том, чтобы в современных условиях ограниченности и стихийности привлечения ИРС создать единую стратегическую модель осуществления внешней трудовой миграции, которая способствовала бы развитию региона посредством особых инструментов государственного воздействия. Фактически такая модель должна содержать в себе, с одной стороны, идеи и приоритеты региональной политики, с другой стороны, адекватный этим приоритетам организационно-экономический механизм привлечения и использования ИРС.

Результаты исследования

Общей целью привлечения ИРС является обеспечение экономики региона трудовыми ресурсами и использование их с максимальной эффективностью. Цель государственной политики можно обозначить как создание условий для эффективной реализации иностранного трудового потенциала, обеспечивающих устранение дефицита рабочей силы и формирование оптимальной структуры предложения на региональном рынке труда.

В рамках поставленной цели формулируются ключевые задачи политики, которые различаются по своему внутреннему содержанию (табл.) [3, с. 146-150].

Государственная политика привлечения и использования ИРС должна основываться на ряде принципов.

1. Принцип системного подхода. Рассмотрение региональной экономики как устойчивой системы взаимосвязанных элементов ориентирует исследование на выявление многообразных типов связи в ней, важнейшей из которых является взаимосвязь между ресурсным обеспечением и экономическим развитием региона, и сведение этих связей в единый воспроизводственный процесс. Суть применения данного подхода здесь состоит в построении обобщенной модели заведомо сложной по своему внутреннему содержанию государственной региональной политики привлечения и использования ИРС, взятой в неразрывном единстве со всей экономической системой региона.

2. Принцип динамического подхода. Рассмотрение региональной экономики с множеством ее элементов как динамической системы, т.е. находящейся в постоянном движении и развитии, позволяет найти оптимальную траекторию экономического развития. Динамизм системы - необходимое условие для эффективного использования всех видов ресурсов, в том числе иностранной рабочей силы, при котором в экономике достигается максимальный воспроизводственный эффект.

3. Принцип соответствия политики привлечения и использования ИРС стратегии социально-экономического развития региона. Политика привлечения ИРС должна рассматриваться как неотъемлемая часть региональной экономической политики, поскольку главные элементы этой политики - мигранты - выступают носителями важнейшего фактора производства - рабочей силы. Наряду с другими составляющими региональной экономики, привлечение и использование ИРС является средством, обеспечивающим реализацию стратегии развития региона, а именно - элемен-

том регионального воспроизводства трудовых ресурсов. Такая политика объективно исходит из приоритетов регионального развития и предполагает рост и качественное совершенствование ресурсной базы экономики.

4. Принцип учета региональных особенностей ДФО и составляющих его субъектов Федерации. Несоответствие между потенциалом экономического развития региона и имеющимися в скромном количестве трудовыми ресурсами определяет необходимость проведения в округе либеральной миграционной политики, в отличие, например, от центральных регионов страны, где в силу наплыва мигрантов более приемлем консервативный вариант привлечения ИРС. В то же время для южных регионов Дальнего Востока -Приморского и Хабаровского краев, Амурской области, Еврейской автономной области - необходима более жесткая проработка вопросов государственного регулирования привлечения иностранной рабочей силы, нежели для северных регионов, поскольку именно южные территории сосредотачивают основную часть трудовых мигрантов.

5. Принцип ведущей роли государства в управлении процессами привлечения и использования ИРС. Регулируемое привлечение иностранной рабочей силы возможно только на основе усиления экономической, административной, правовой, силовой мощи российского государства. При этом функции государства в отношении внешней трудовой миграции не могут быть ограничены жестким контролем, а должны включать полную управляемость ситуацией, в основе которой лежит целеполагание, т.е. четкое представление стратегических ориентиров развития миграционных процессов. При разработке политики привлечения ИРС на первый план должны выходить геополитические и экономические интересы государства с обязательным учетом социально-личностных потребностей человека. В советский период в целом была разработана система косвенного регулирования миграции при помощи факторов, параметры которых определялись государством. Такая система способствовала упорядочению и предсказуемости миграционных процессов на территории России с ее значительным территориальным разбросом производительных сил. Миграция выполняла роль стабилизатора численности населения в Дальневосточном регионе и являлась базовым источником формирования численности и состава населения [9, с. 32]. Раздающаяся в настоящее время в адрес такого подхода критика безосновательна: приоритет интересов частных лиц в 1990-е гг., фактический

Таблица

Ключевые задачи государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы в регионе

Задачи

Экономиче ские 1. Определение оптимальных экономических параметров привлечения дополнительной рабочей силы (численности, профессионально-квалификационной структуры). 2. Определение источников привлечения трудовых ресурсов. 3. Разработка схемы территориально-производственного размещения привлекаемой ИРС в соответствии с разрабатываемыми схемами комплексного развития производительных сил, расселения и градостроительства в регионе. 4. Создание системы социально-экономического мониторинга и комплексного прогнозирования процессов внешней трудовой миграции. 5. Разработка мер по совершенствованию организационно-экономического механизма регулирования процессов привлечения и использования ИРС. 6. Определение объемов и источников финансирования проектов по привлечению ИРС.

Правовые, административно -правовые 1. Создание действенного механизма правового регулирования экономических отношений, возникающих в процессе привлечения и использования ИРС. 2. Совершенствование системы миграционного контроля, обеспечивающего законность пребывания и деятельности на территории региона иностранных граждан. 3. Совершенствование процедуры привлечения ИРС, включающей в себя установление сроков рассмотрения документов, необходимых для привлечения ИРС, размеров государственных пошлин и тарифов, порядка выдачи разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, разрешения на работу и т.д. 4. Обеспечение правовых гарантий субъектам отношений в процессе привлечения и использования ИРС.

Социальные 1. Разработка мероприятий, обеспечивающих защиту прав и приоритет интересов местных (национальных) работников на рынке труда региона. 2. Выработка мер по социальной адаптации российского общества к приему иностранной рабочей силы. 3. Обеспечение административного контроля за пребыванием иностранного контингента внутри российского социума.

Политические 1. Разработка стратегии межрегионального политического взаимодействия в области миграции населения и трудовой политики с целью решения острых социально-демографических проблем региона (нелегальная миграция, транзитная миграция, отток национального населения из северных и восточных районов страны и т.д.). 2. Разработка стратегии международного политического взаимодействия в области внешней миграции, экспорта и импорта рабочей силы.

Организационно -управленческие 1. Создание организационной структуры управления миграционными процессами в регионе. 2. Четкое разграничение предметов ведения региона и федерального центра с целью эффективного решения ключевых проблем региона. 3. Обоснование применяемых административных и экономических методов управления процессами привлечения и использования ИРС на современном этапе развития региона.

Институциональные 1. Развитие системы государственных институтов, формирующих иммиграционную инфраструктуру региона, начиная от пунктов иммиграционного контроля при пересечении государственной границы и заканчивая зарубежными представительствами по делам миграции.

Этно- демографические 1. Обеспечение равных прав на сохранение национальной самобытности всем национально-этническим группам населения региона. 2. Обеспечение сохранности и порядка на территории региона, недопущение возникновения конфликтов на национальной почве.

уход государства от управления миграционными процессами привели к разрушению способной к воспроизводству системы производительных сил на Дальнем Востоке и уничтожению плодов труда целых поколений. Именно государственность способна придать внешней трудовой миграции такую черту, как управляемость. По замечанию А.Г. Ларина, иностранная миграция - «фактор слишком важный для России, чтобы его можно было отдавать на откуп частным интересам» [7].

Обозначенные цели и принципы позволяют выделить основные условия формирования целостной государственной политики привлечения ИРС в экономику региона:

1. Наличие базовой стратегии социально-экономического развития региона. В случае отсутствия единой стратегической линии в развитии всей экономической системы теряется целевая направленность развития отдельных ее элементов, и государственная политика будет представлять собой набор импульсивных реакций государственных служб на появление в обществе различных стихийных процессов. В области привлечения ИРС это может вылиться в большой разброс осуществления миграционных процессов - от вынужденной миграции до нелегальной миграции, т.е. из одной крайности в другую.

Утвержденная 15.04.1996 г. Правительством РФ и имеющая статус Президентской Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», претерпевшая до настоящего времени 14 изменений и дополнений [11], создала определенные предпосылки для устойчивого долговременного развития региона. Согласно программе, достижение стратегических целей развития региона предусматривало «интеграцию Дальнего Востока и Забайкалья в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона», что означает органичное включение в международное разделение труда и относительно свободное распределение ресурсов между Дальним Востоком России и АТР. В Приморском крае указанную программу дополнила целевая программа «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе на 2009-2012 годы». Данная программа рассматривала один из самых крупных городов ДФО - Владивосток - как «контактную зону» России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, транспортно-логистический, инновационно-образовательный, туристический и промышленный центр Азии, создание которого немыслимо без активного движения трудовых ресурсов между рос-

сийским и зарубежным Дальним Востоком. Более того, привлечение и использование иностранной рабочей силы в рамках организации форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 г. было одобрено на самом высшем уровне: согласно федеральному закону № 93-Ф3 от 8 мая 2009 г. правительством был установлен ускоренный и упрощенный порядок выдачи разрешений на временное проживание, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, приглашений на въезд в Российскую Федерацию и разрешений на работу иностранным гражданам, занятым на строительстве объектов саммита АТЭС. В связи с этим участие Дальневосточного округа в развитии международной трудовой миграции полностью соответствует стратегии развития региона.

2. Наличие общенациональной концепции миграционной политики, на которую могли бы ориентироваться регионы. В июне 2012 г. президент утвердил концепцию государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., которая рассматривает миграцию как ресурс для развития страны. Согласно программе, «Привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития» (п. 7, раздел II) [4].

3. Наличие определенной экономической самостоятельности региона в решении своих ключевых проблем. Особенности экономического развития ДФО предусматривают определенную независимость от федерального центра в вопросах управления миграционными процессами при формальном подчинении центру и соблюдении основных принципов миграционной политики России. Связано это с тем, что интересы государства не всегда совпадают с интересами регионов и прямое подчинение местных органов исполнительной власти центральным (развитие исполнительной вертикали) может привести к конфликтам разных уровней власти, что существенно затормозит разработку и реализацию политики. В настоящее время такая ситуация проявляется достаточно ярко, когда многие регионы в условиях неотработанности федеральной миграционной политики пытаются самостоятельно решать проблемы с ИРС путем принятия собственных нормативно-правовых актов. Наделение региона относительной экономической свободой вовсе не противоречит принципу социально-экономического единства России, однако позволит более эффективно решать внутрирегиональные проблемы.

4. Мониторинг и комплексное прогнозирование социально-экономических процессов в регионе. Динамизм, изменчивость и нестабильность региональной экономической системы в условиях переходного периода требуют постоянного отслеживания ситуации, определения тенденций и направлений развития, своевременного выявления неблагоприятных явлений, различных диспропорций и противоречий. Только с учетом всего комплекса факторов, отражающих важнейшие стороны развития народнохозяйственного комплекса региона, возможно построение адекватной происходящим преобразованиям модели государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы.

5. Конструктивное взаимодействие государственных служб и научных институтов в процессе разработки политики привлечения и использования ИРС. Целесообразность применения самых передовых методов, использования результатов научного анализа в процессе разработки программных документов обуславливает ведущую роль науки в стратегическом прогнозировании развития региона.

Указанные принципы и условия формирования политики привлечения ИРС в целом согласуются с мнением других ученых, которые в качестве принципов успешной миграционной политики обозначили: надежное управление данными о миграции, наличие сбалансированной стратегии миграционной политики, скоординированное взаимодействие органов власти и общественных структур, наличие соответствующих институциональных условий, правовую основу регулирования трудовых отношений [8, с. 50]. Естественно, что научная концепция политики в отношении ИРС базируется на анализе объективных факторов развития региона и стратегических ориентирах предстоящих преобразований.

Развитие миграционных процессов, решение проблем, связанных с ИРС, возможно через определение системы приоритетов и основных направлений государственной политики, выступающих в качестве условий, необходимых для ее реализации. На их основе разрабатываются и обосновываются конкретные мероприятия по регулированию привлечения и использования ИРС.

Система приоритетов выделяет стратегическую линию, главную перспективу государственной политики, определяет критерии отбора миграционных проектов и мероприятий по привлечению ИРС. Современная политика привлечения ИРС предполагает такую систему приоритетных направлений, которая бы, с одной стороны, соз-

давала благоприятные условия для привлечения иностранных работников, способствовала оптимальной адаптации иностранных граждан в российской среде и соблюдению их прав и свобод, с другой стороны, предусматривала приоритет интересов российской стороны, обеспечивала экономическую неуязвимость экономики региона в отношениях с иностранным трудовым контингентом. Как показал анализ миграционной ситуации, в настоящее время мигранты во многом паразитируют на экономике ДФО, что отрицательно сказывается на экономическом состоянии региона. В связи с этим на современном этапе приоритетными являются следующие направления (рис. 1).

Как отражено на рис. 1, критерием приоритетности в осуществлении государственной политики привлечения и использования ИРС в краткосрочной перспективе является стабилизация положения в сфере внешней трудовой миграции, достижение высокого уровня управляемости миграцией. Одним из первоочередных направлений в этой области является замена существующего приоритета миграционной политики, направленного на борьбу с нелегальной миграцией, на процессы легализации деятельности мигрантов, чей труд способен принести пользу, выгоду российской стороне. По словам д-ра экон. наук А. Топи-лина, «каждый человек за свою жизнь производит больше, чем потребляет, и из этого принципа надо исходить, решая проблему трудовых мигрантов» [10]. Силовые методы решения миграционных проблем заведомо неэффективны, поскольку действуют вопреки экономическим интересам хозяйствующих субъектов.

Реализация таких приоритетных направлений, как осуществление мониторинга, выбор конкретных направлений использования ИРС и селективная политика позволит придать миграционным процессам обоснованность, целенаправленность и избирательность, что в итоге обусловит повышение эффективности использования ИРС.

Критерием приоритетности в осуществлении политики привлечения и использования ИРС в долгосрочном периоде является расширенное воспроизводство трудовых ресурсов, полное обеспечение нужд экономики рабочей силой. В рамках реализации указанных приоритетных направлений (устранение дефицита трудовых ресурсов и формирование оптимальной структуры предложения на рынке труда региона) необходимо решить следующие вопросы:

1) каковы оптимальные параметры привлечения и использования ИРС в экономике региона в перспективе до 2020-2050 гг.;

Рис. 1. Система приоритетов региональной государственной политики привлечения и использования ИРС

2) каково оптимальное соотношение в использовании различных источников рабочей силы для обеспечения экономики региона ресурсами труда;

3) каковы меры защиты местного рынка труда от влияния присутствия ИРС;

4) какова оптимальная национальная структура привлекаемой ИРС;

5) каковы меры по соблюдению санитарного контроля в процессе привлечения ИРС;

6) каковы меры по адаптации российского общества к приему ИРС.

Реализация основных направлений государственной политики привлечения и использования ИРС предусматривает создание в регионе рычагов, с помощью которых достигается поставленная в процессе разработки политики цель. Каждое направление представляет собой сложную комплексную задачу, решаемую в контексте выдвину-

тых приоритетов миграционной политики. Основные направления политики включают в себя:

- совершенствование системы иммиграционного контроля в регионе;

- развитие миграционной инфраструктуры в регионе (от контрольно-пропускных пунктов при пересечении государственной границы до зарубежных представительств по делам миграции);

- совершенствование административных процедур привлечения ИРС;

- рационализация территориального распределения ИРС;

- повышение эффективности использования иностранной рабочей силы.

Перечисленные направления не исчерпывают всего комплекса проблем, связанных с ИРС, однако являются необходимыми условиями осуществления внешней трудовой миграции в соответствии со стратегией развития ДФО. Реализа-

Механизм реализации региональной государственной политики привлечения и использовании ИРС

Методы управления процессами привлечения и использования ИРС

Инструменты регулирования процессов привлечения и использования ИРС

-ПРАВОВЫЕ

Инструменты правового регулирования:

разработка и принятие законодательных, нормативно-правовых актов в области внешней миграции; разработка государственных целевых программ по привлечению и использованию ИРС; система реализации миграционного законодательства и контроль за его соблюдением.

- АДМИНИСТРАТИВНЫЕ

Инструменты административного регулирования:

классификация категорий ИРС;

квотирование привлечения ИРС (общее, региональное, отраслевое);

система ограничений в отношение ИРС на рынке груда региона;

система критериев профессионального и личностного отбора ИРС;

фиксирование прав и обязанностей ИРС; дифференциация правил и процедур привлечения ИРС для предприятий различных отраслей и сфер деятельности; система санкций и ограничений по отношению к предприятиям, использующим ИРС.

-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Инструменты экономического регулирования: государственное финансирование миграционных проектов; особый налоговый режим для предприятий, использующих ИРС (увеличение налогового бремени либо установление льгот в зависимости от сферы деятельности и других факторов);

система пошлин за использование ИРС; параметры инвестиционной иммиграционной политики; система кредитования мигрантов и другие меры, направленные на их обустройство; внешнеэкономическое регулирование.

Рис. 2. Инструменты региональной государственной политики привлечения и использования ИРС

ция указанных направлений позволит эффективно подойти к вопросу продуктивного использования совокупных ресурсов труда, что положительно отразится на конкурентоспособности региона и общем уровне его благополучия [2, с. 72-75].

Механизм реализации государственной политики представляет собой совокупность конкретных методов воздействия на процессы привлечения и использования ИРС. Содержание такого механизма отражено на рис. 2. Методы регулирования по способу воздействия управленческих

решений подразделяются на прямые и косвенные. Через инструменты правового и административного регулирования реализуются, как правило, методы прямого воздействия, а посредством экономического регулирования - как прямые, так и косвенные.

Одним из наиболее действенных и эффективных инструментов правового регулирования процессов привлечения и использования ИРС может стать разработка государственных целевых программ. В стране существует определенный

опыт применения программно-целевого подхода в различных отраслях и сферах деятельности. Такой подход хорошо зарекомендовал себя в части эффективности осуществления мероприятий по управлению сложными социально-экономическими процессами. Разработка целевых программ в области внешней трудовой миграции позволит согласовать основные направления политики по привлечению и использованию ИРС с приоритетами регулирования миграционных процессов в масштабе страны [4] и направлениями общего демографического развития государства, в частности, в области миграции и расселения [5].

В сфере развития и совершенствования механизмов административного регулирования процессов привлечения и использования ИРС наиболее актуальным видится изучение и заимствование зарубежного опыта регулирования внешней трудовой миграции. Возможность применения технологий административного регулирования, которые используют в отношении ИРС развитые страны, обусловлена развитостью и детальной проработанностью иммиграционной политики западных стран, успешностью и эффективностью ее осуществления. Естественно, что приложение зарубежного опыта государственного регулирования к российским реалиям должно происходить через призму специфики функционирования отечественной экономики, однако объективное, детальное исследование особенностей миграционной политики США, Канады, стран ЕЭС и других развитых государств может оказаться для России очень ценным.

Среди инструментов экономического регулирования в настоящее время в России и ее регионах фактически действуют только два: система пошлин, взимаемых за привлечение и использования ИРС, и государственное финансирование, выражающееся, главным образом, в поддержании функционирования и развитии объектов миграционной инфраструктуры (система приграничных переходов, подразделения Федеральной миграционной службы Министерства внутренних дел). Применение других экономических инструментов, например, таких как развитие кредитования мигрантов, продажа им земель и собственности в условиях отсутствия продуманной долгосрочной миграционной политики является неактуальным. Для активного вовлечения в экономический инструментарий новых эффективных методов воздействия на миграционные процессы необходима качественная структурная перестройка всей экономической системы региона.

Вывод

Государственная политика привлечения иностранной рабочей силы в экономику региона должна основываться на прочном концептуальном фундаменте, включающем в себя: цель, систему приоритетов, принципы, ключевые задачи, условия и инструменты осуществления задач. При наличии такого научного фундамента региональная политика привлечения ИРС со своими особенностями должна найти достойное место в общей миграционной политике страны. Дальнейшие исследования в области методологического и научно-практического обеспечения внешней трудовой миграции, разработка стратегий и программ по указанным направлениям способны существенно повысить скорость и качество государственного регулирования миграционных процессов как на региональном уровне, так на общенациональном.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бакланов П.Я., Романов М.Т. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2050 г. // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2013. № 2 (63). С. 19-38.

2. Ворожбит О.Ю., Осипов В.А., Тонких А.И. Конкурентоспособность экономических систем. Владивосток: ВГУЭС, 2011. 124 с.

3. Горбенкова Е.В. Совершенствование механизмов регулирования использования иностранной рабочей силы в экономике Дальнего Востока России: автореф. дис... канд. экон. наук. Владивосток: ВГУЭС, 2005. 24 с.

4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена Президентом РФ 13.06.2012 г.) // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/15635 (дата обращения: 01.06.2015).

5. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 г. № 1270-р): электронная версия бюллетеня «Население и общество» Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. URL: http://demoscope.ru/weekly/ knigi/koncepciya/koncepciya.html (дата обращения: 01.06.2015).

6. Красова Е.В. Иностранная рабочая сила в мировой и региональной экономике: современные аспекты государственного регулирования. Владивосток: ВГУЭС, 2012. 212 с.

7. Ларин А.Г. К вопросу о китайской «демографической экспансии» // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 6. С. 56-70.

8. Мищук С.Н. Мигранты и принимающее сообщество: региональный аспект (на примере Дальнего Востока России). Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2014. 218 с.

9. Мотрич Е.Л. Народонаселение Дальнего Востока России: настоящее и будущее // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2013. № 1. С. 29-36.

10. Топилин А. Фактор миграции и демографический кризис в России // Экономист. 2000. № 11. С. 67-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года и далее» (ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года») (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 480, с ред. и доп.) // Официальный сайт «Федеральные целевые программы России» Министерства экономического развития РФ. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/ViewFcp/View/2015/136/ (дата обращения: 01.06.2015).

This article is devoted to conceptual bases of a state policy formation, aimed at attraction offoreign labour (FL) to a regional economy.

The article reflects the purposes, problems, essence and urgency of this aspect of regional policy, as well as the system ofpriorities, directions, necessary conditions and methods of the policy realization. All this is determined by an objective necessity offoreign labor use for a steady economic development of the region - under the condition of effective migratory processes regulation by the state.

Keywords: foreign labour, labour migration, manpower, state regulation, regional economy, regional economic policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.