I
ш
*
CI
Ш I Ш
o; s
I Ш
c;
CO <
0.
c
>
<
<
Q. С
Приоритеты государственной поддержки и ключевые проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
Priorities of Government Support and Key Problems in the Development of Small and Medium Enterprises in Russia
УДК 334.021
Воробьева Вера Георгиевна
старший преподаватель Смоленского института экономики — филиала Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики (г. Смоленск) 214031, г. Смоленск, ул. Смольянинова, д. 5
Vera G. Vorob'eva
Smolensk Institute of Economics Technologies and Economics
Smol'yaninova Str. 5, Smolensk, Russian Federation, 214031
Branch of St. Petersburg University of Management
CK
s 0. o
Ш
Настоящее исследование связано с изучением основных направлений развития малого и среднего бизнеса в России и его будущего. В ближайшей перспективе рост данного сектора экономики рассматривается как значимый элемент стабилизации социально-экономического развития страны и ее регионов в новых экономических условиях. Вопросы сочетания конкурентных преимуществ и государственной поддержки являются краеугольными в динамичном развитии малого и среднего бизнеса в ближайшем будущем. Значительное внимание в статье уделяется приоритетным инструментам государственной поддержки развития малых и средних предприятий на основе «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России». Цель. Определение приоритетов государственной поддержки малого и среднего бизнеса, ключевых проблем их дальнейшего развития на уровне государства, региональных властей и входящих в инфраструктуру поддержки организаций.
Задачи. Рассмотрение инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, осуществления финансирования мероприятий в рамках действующих программ и подпрограмм. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в России, и определены основные направления их совершенствования.
В процессе систематизации материала использовались обобщения, анализ и синтез, которые позволяют производить логическое исследование собранных фактов, способствуют выработке суждений и формулированию выводов.
Результаты. Основными инструментами перспективного развития малого и среднего предпринимательства являются финансовая под-
держка, уменьшение уровня налоговой нагрузки, расширение рынков сбыта, содействие инновациям и снижение административных барьеров. Весь комплекс перечисленных мероприятий позволит освоить новые виды деятельности и будет способствовать увеличению количества малых предприятий во всех отраслях экономики.
Выводы. Изучение инструментов государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса позволило выделить основные механизмы, использование которых позволяет добиться благоприятных изменений в развитии данного сектора экономики, выявить специфику проблем регулирования финансовых вложений и сформировать представление о факторах, обеспечивающих благоприятные результаты.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственная поддержка, программы развития, инфраструктура поддержки, стратегия, конкурентные преимущества
This study is dedicated to examining the topical issue of the major directions and prospects in the development of small and medium enterprises in Russia. In the coming years, the development of this economic sector is viewed as an important stabilizing element for the soico-economic development of the country and its regions under the new economic conditions. The issue of combining competitive advantages with government support is the cornerstone of the dynamic development of small and medium enterprises in the near future. This study devotes considerable attention to the priority tools of government support for small and medium enterprises (based on the Concept of long-term socio-economic development of Russia, the adopted strategy, and the advantages of these subjects of market economy). Aim. This study aims to identify the existing advantages of small and medium enterprises and support their further development at the
level of government, regional authorities and organizations included in the support infrastructure.
Tasks. This study examines the tools for supporting small and medium enterprises, funding activities within the framework of the existing programs and subprograms. Methods. This study uses general methods of scientific cognition in various aspects to identify trends in the current state and development of government regulation and support of small and medium enterprises in Russia and determines major directions for improvement. The following methods are also used in the systematization of the study material: generalization, analysis and synthesis, which enable logical examination of the collected facts and facilitate formulation of estimations and conclusions.
Results. The main activities to ensure prospective development of small and medium enterprises are as follows: financial support, reduction of tax burden, expansion of market outlets, promotion of innovation and reduction of administrative barriers. The entire complex of the above-listed activities allows for the development of new types of activity and contributes to the increase in the number of small enterprises operating across all economic sectors. Conclusion. Examination of approaches government regulation and support of small enterprises makes it possible to identify major tools that show promise in the development of this economic sector, which helps determine specific problems in the regulation of financial investments in the sector as well as factors that lead to beneficial outcomes. Keywords: small and medium enterprises, government support, development program, support infrastructure, strategy, competitive advantages
Малое и среднее предпринимательство является одним из ключевых элементов развития российской экономики, стратегически значимым фактором, способствующим обеспечению социально-экономической стабилизации в развитии государства. Исследование приоритетов государственной поддержки в решении проблем и перспектив развития малого и среднего бизнеса остается актуальным процессом, а его результаты рассматриваются на всех экономических форумах.
Целью данной статьи является акцентирование внимания на использование основных преимуществ малого и среднего предпринимательства (МСП) как наиболее мобильного сектора экономики и на поддержание его дальнейшего развития — как со стороны государства, так и на региональном уровне. В статье предпринята попытка систематизации различных инструментов государственной поддержки, запланированных показателей и определенных достижений.
Потенциальные возможности малого бизнеса позволяют ему быть более мобильным в из-
меняющихся условиях рыночной экономики. ^ Государство заинтересовано в использовании 5 конкурентных преимуществ данного сектора, х развитие которого способствует самозанятости ш населения за счет увеличения численности ин- ^ дивидуальных предпринимателей, формирова- ^ нию добросовестной конкурентной среды, бы- 1 строму насыщению рынка товарами и услугами, ш увеличению многообразия форм и повышению ™ степени активности предпринимательской дея- ^ тельности, в том числе и инновационной, а так- < же значительному ослаблению отрицательного ^ влияния экономических кризисов и сырьевой < зависимости [1]. >=
На современном этапе развития российские ^ предпринимательские структуры находятся ^ под влиянием введенных санкций, утраченных 2 хозяйственных связей и спада производства. Поэтому положительная динамика развития и увеличение вклада в экономику в значительной степени зависят от государственной поддержки данного сектора, а также принципиально новых подходов к его регулированию [2].
Значимость вопросов развития и государственной поддержки, регулирования данного сектора экономики отражена прежде всего в федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в последней его редакции [3]. В соответствии с решением Государственного совета по вопросам развития МСП была создана Федеральная корпорация по развитию МСП, а также разработана Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, в соответствии с которой доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте должна увеличиться с 20 до 40% [4].
Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства в качестве основных видов поддержки рассматривает финансовую и правовую поддержку, осуществляет мероприятия по увеличению доли закупок у субъектов МСП, проводит маркетинговую, информационную и имущественную поддержку.
Значительным достижением является формирование в 2016 г. единого реестра МСП. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития, разработанной Министерством экономического развития России, к 2020 г. предполагается достижение следующих показателей: удельный вес малого бизнеса в ВВП России должен вырасти до 30%, суммарный удельный вес малого и среднего бизнеса — до 50% ВВП, доля малых предприятий в общем количестве субъектов предпринимательской деятельности — до 80%, а численность занятых в сфере малого бизнеса — до 60% населения. Качественному изменению структуры отрасли будет способствовать развитие
^ промышленного МСП, которому отводится роль
ш приоритетного направления [5].
х На проходившем 19-20 января 2016 г. фо-
ш руме «Малый бизнес — национальная идея?»,
^ организованном «Опорой России», были внесе-
х ны предложения об использовании в качестве
1 первой меры ответственности предпринимате-ш лей следующее: предупреждения, обязательная ™ идентификация заявителей, обратившихся с жа-
^ лобами, увеличение порогов экономических пре-
>
ступлений, система кредитования МСП и др. [6]. Правительство России предполагает осу-< ществление следующих мер, которые будут с= способствовать развитию предприятий малого ^ бизнеса:
с^ • содействие в формировании инфраструктуры
2 рынка, его совершенствовании путем создания новых субъектов малого предпринимательства (формирование с этой целью в регионах гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн руб.);
• поддержание перспективных предприятий малого и среднего бизнеса на основе внедрения в практику соответствующих программ;
• использование наиболее эффективных финансовых инструментов развития бизнеса;
• оптимизация кредитной политики в части субсидирования процентных ставок банковских кредитов;
• создание благоприятных условий для институтов микрофинансирования;
• инфраструктурная поддержка в части оптимизации системы организации услуг для малого бизнеса;
• приоритетное развитие инновационных малых предприятий, системы бизнес-инкубаторов (создание около 500 новых бизнес-инкубаторов);
• совершенствование системы нормативно-законодательного регулирования для упорядочения и упрощения используемых подходов и создание благоприятной информационной коммуникативной среды;
• реализация законодательства в части возможности участия малых и средних предприятий в государственных тендерах и др. [7].
В создании механизмов динамичного развития малых и средних предприятий в России наблюдается положительный эффект. Правительство РФ использует специальные инструменты субсидирования и опирается на выдвигаемые бизнес-сообществами инициативы.
К основным достижениям развития малого и среднего бизнеса в 2014-2016 гг. относятся:
• принятые на законодательном уровне двухлетние налоговые каникулы для вновь созданных индивидуальных предприятий, осуществляющих деятельность в промышленности, социальной и научной сферах, а также в сфере услуг;
• установление моратория на рост налогов до
2019 г., а также на плановые проверки предприятий МСП.
Российские регионы имеют право снижения ставок налогов для малых и средних предприятий по единому налогу на вмененный доход (с 15 до 7,5%) и упрощенной системе налогообложения (УСН «доходы») (с 6 до 1%). В настоящее время его используют 33 субъекта РФ. Право регионов снижать налоговую ставку при применении системы «доходы минус расходы» с 15 до 5% используется в 73 субъектах Федерации. Кроме того, расширение действия патента до 47 видов деятельности будет способствовать увеличению количества малых предприятий во всех отраслях экономики.
Большой проблемой остается самозанятость населения. В настоящее время в России в сфере малого бизнеса заняты 17,8 млн человек, но 20 млн человек трудоспособного возраста не числятся ни в каких реестрах. Введение патента для самозанятых позволит легализовать их доходы [5].
В последнее время субъекты МСП Смоленской области стали активнее обращаться за государственной поддержкой. По итогам 2015 г. количество обращений за господдержкой выросло в регионе на 30%. Во многом это обусловлено удорожанием коммерческих кредитов и неизменностью процентной ставки государственных займов для бизнеса (8% для сельскохозяйственных предприятий, 10% для других видов деятельности). Предприятия региона активно обращаются за микрокредитами, которые выдает Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства. Только в 2015 г. фондом было выдано 433 микрозайма на сумму более 322,5 млн руб., что позволило сохранить более 4000 рабочих мест и создать 976 новых.
В 2016 г. государственной поддержкой по всем направлениям воспользовались 657 субъектов МСП Смоленской области. С учетом популярности этой меры поддержки региональные власти увеличили срок выдачи микрозаймов для МСП, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства и производства, с одного года до трех.
Поддержка малого предпринимательства Смоленской области осуществляется в рамках федеральных и региональных программ. В инфраструктуру входят органы региональной и муниципальной власти, коммерческие и некоммерческие организации, которым оказывается поддержка для расширения спектра услуг и звеньев предпринимательской системы. Например, некоммерческая организация «Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства» в 2014-2016 гг. предоставила субсидии из федерального и областного бюджета
Таблица 1
Средства федерального бюджета и бюджета Смоленской области, выделенные на государственную поддержку МСП (финансовая поддержка) в 2014-2016 гг.
№ п/п Наименование субсидий Источник финансирования (бюджет) Объем средств на реализацию подпрограммы, тыс. руб.
Всего 2014 г. 2015 г. 2016 г.
1 На возмещение затрат по уплате первого взноса по договору лизинга на приобретение оборудования Областной 49 500,0 16 000,0 16 500,0 17 000,0
Федеральный 64 000,0 64 000,0 — —
2 На возмещение части затрат по приобретению оборудования для создания, развития, модернизации производства Областной 64 700,0 18 700,0 23 000,0 23 000,0
Федеральный 74 800,0 74 800,0 — —
3 На возмещение части затрат по уплате процентной ставки по кредитам Областной 6200,0 200,0 3000,0 3000,0
Федеральный 797,5 797,5 — —
4 На возмещение части затрат на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства Областной 7800,0 3000,0 2400,0 2400,0
Федеральный — — — —
5 На возмещение затрат по участию в международных и межрегиональных выставочно-ярма-рочных мероприятиях Областной 16 400,0 400,0 8000,0 8000,0
Федеральный 1600,0 1600,0 — —
6 По осуществлению образовательной деятельности (программы дошкольного образования) Областной 5000,0 2000,0 1500,0 1500,0
Федеральный 8000,0 8000,0 — —
7 По осуществлению деятельности в области ремесел, народных промыслов, сельского и экологического туризма Областной 3000,0 1000,0 1000,0 1000,0
Федеральный 4000,0 4000,0 — —
8 Итого Областной 152 600,0 41 300,0 55 400,0 55 900,0
Федеральный 153 197,5 153 197,5 — —
9 Всего средств Областной 185 600,0 60 300,0 62 400,0 55 900,0
Федеральный 221 197,5 221 197,5 — —
Источник: [8].
в размере 16 млн руб. на обеспечение деятельности гарантийного фонда содействия кредитованию региональных МСП. На осуществление микрофинансирования за этот же период было выделено 12 млн руб. из областного бюджета и 48 млн руб из федерального.
Осуществление подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Смоленской области» на 2014-2020 гг. позволяет создать более благоприятные условия для развития предпринимательства и устойчивого развития МСП и повышения его вклада в социально-экономическое развитие региона [8].
Данные о предоставлении средств на развитие, в разрезе бюджетов — источников финансирования и по направлениям оказанной поддержки, приведены в табл. 1. Наиболее значимыми являются субсидии на возмещение части затрат по приобретению оборудования для создания, развития и модернизации производства.
Перечисленные выше направления развития малого предпринимательства в Смоленской области были отображены в «Плане мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства» на 2015-2017 гг. [Там же]. К основным мерам перспективного развития МСП в регионе относятся финансовая поддержка, уменьшение уровня налоговой нагрузки, расширение рынков сбыта, содействие развитию инноваций
и снижение административных барьеров. Весь комплекс перечисленных мер позволит вести освоение новых видов деятельности и будет способствовать расширению присутствия малых предприятий, функционирующих во всех отраслях экономики региона [Там же]. Наибольшее количество малых предприятий ведут деятельность в торговле и общественном питании. Очевидно, что МСП в производственном секторе и строительстве нуждаются в дополнительной поддержке. Цели, достижение которых предусматривается рассматриваемым планом мероприятий, перечислены в табл. 2.
Мы рассмотрели ключевые проблемы государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса. Важнейшими из них остаются «дорогие» кредиты и другие барьеры, препятствующие получению финансовой поддержки. Для успешного развития МСП необходимо активизировать внутренние резервы предприятий в части оптимизации применяемых подходов к процессу предпринимательской деятельности в широком смысле, с учетом специфических особенностей [9].
Основными инструментами перспективного развития малого и среднего предпринимательства являются финансовая поддержка, уменьшение уровня налоговой нагрузки, расширение рынков сбыта, содействие развитию инноваций,
Таблица 2
Целевые показатели развития малого и среднего предпринимательства в Смоленской области
в 2015-2017 гг.
№ п/п Наименование показателя Значение показателя
2015 г. 2016 г. 2017 г.
1 Количество субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1000 человек населения Смоленской области, ед. 38 38 38
2 Количество созданных рабочих мест субъектами — получателями государственной поддержки, ед. 1500 1600 1800
3 Государственные преференции в виде передачи в аренду объектов государственной собственности Смоленской области без проведения торгов предоставлены, да/нет Да Да Да
4 Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % 102,5 104,5 103,2
5 Прирост крестьянских (фермерских) хозяйств малых форм хозяйствования, ед. 4 9 2
6 Уровень трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы, % 55 59 59
7 Количество микрозаймов для субъектов МСП, ед. 350 360 370
8 Количество поручительств, предоставленных субъектам МСП по кредитам и договорам банковской гарантии, ед. 15 20 25
снижение административных барьеров. Весь комплекс перечисленных мероприятий позволит освоить новые виды деятельности и будет способствовать росту количества МСП во всех отраслях экономики России.
Литература
1. Воробьева В. Г. Конкурентные преимущества малого бизнеса в условиях нестабильной экономики // Социально-экономическое развитие региона: опыт, перспективы, инновации: Мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. (1 апреля 2015 г.). Смоленск, 2015. С.5-9.
2. Пидоря И. А., Петрова Я. В. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 25-27.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Фед. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (последняя редакция): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
4. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р (ред. от 8 декабря 2016 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_199462/.
5. Официальный сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.opora.ru/.
6. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства (Минэконом развития РФ): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smb.gov.ru/.
7. Актуальные проблемы экономической теории и практики: Сб. науч. тр. / Под ред. В. А. Сидорова. Вып. 18. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. 167 с.
8. Инвестиционный портал Смоленской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://smol-invest.com/.
9. Воробьева В. Г., Петух Т. В., Черненкова И. Ю. Основные инструменты внутрифирменного управления. Смоленск: ООО «Маджента», 2012. 396 с.
References
1. Vorob'eva V. G. Konkurentnye preimushchestva ma-logo biznesa v usloviyakh nestabil'noy ekonomiki [Competitive advantages of small businesses in an unstable economy]. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regi-ona: opyt, perspektivy, innovatsii. Mat. III mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf., Smolensk, 01 aprelya 2015 g. [Socio-economic development of the region: Experience, prospects, innovations. Proc. 3 rd int. sci.-pract. conf., Smolensk, April 01, 2015]. St. Petersburg, SPb. Univ. Manag. and Econ. Publ., 2015, pp. 5-9.
2. Pidorya I. A., Petrova Ya. V. Gosudarstvennoe regu-lirovanie malogo i srednego biznesa v Rossiyskoy Fe-deratsii: problemy i perspektivy [State regulation of small and medium business in the Russian Federation: Problems and prospects]. Molodoy uchenyy, 2016, no. 8-8 (112), pp. 25-27.
3. Federal Law "On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation" of July 24, 2007 № 209-FZ (last version). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_52144/. (in Russ.).
4. Order of the Government of the Russian Federation of 02.06.2016 № 1083-r (revised as of 08.12.2016) "On the approval of the Strategy for the development of small and medium-sized entrepreneurship in the Russian Federation for the period up to 2030". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_199462/. (in Ruiss.).
5. The official website of the All-Russian Public Organization of Small and Medium-sized Entrepreneurship "Support of Russia". Available at: http://www.opora. ru/. (in Russ.).
6. Federal web portal for small and medium sized enterprises (Ministry of Economic Development of the RF). Available at: http://smb.gov.ru/. (in Russ.).
7. Aktual'nyeproblemy ekonomicheskoy teorii ipraktiki: sbornik nauchnykh trudov [Actual problems of economic theory and practice: A collection of scientific papers], 2015, no. 18, 167 p.
8. Investment portal of Smolensk region. Available at: https://smolinvest.com/. (in Russ.).
9. Vorob'eva V. G., Petukh T. V., Chernenkova I. Yu. Osnov-nye instrumenty vnutrifirmennogo upravleniya [The main instruments of intrafirm management]. Smolensk: Madzhenta Ltd. Publ., 2012. 396 p.