Научная статья на тему 'Приоритеты государственного регулирования деятельности агропромышленных корпораций'

Приоритеты государственного регулирования деятельности агропромышленных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / MARKET / COMPETITIVENESS / STATE-OPERATED FOOD CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кендюх Евгений Иванович

Эффективность ведения хозяйственной деятельности в условиях конкурентного рынка в значительной степени определяется методами, направленными на достижение высокой степени конкурентоспособности продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты государственного регулирования деятельности агропромышленных корпораций»

скороспелых отраслей животноводства, свиноводства и птицеводства;

— создание разного рода объединений, охвативших всю цепочку движения зерна и продуктов его переработки от производителя к потребителю.

Библиографический список

1. Алтухов А.И. Развитие зернового хозяйства в России / А.И. Алтухов. — М.:

ВО Минсельхоза России, 2006. — 848 с.

+ +

2. Алтухов А.И. Зерно России /

А.И. Алтухов, А.С. Васютин. — М.:

ЭКОНДС-К, 2002. — 432 с.

3. Стадник А.Т. Государственное и ры-

ночно-индикативное регулирование сельского хозяйства: монография /

А.Т. Стадник, С.А. Шелковников, С.Г. Чернова. — Новосибирск: Изд-во

НГАУ, 2006. — 264 с.

+

УДК 338.431:631.15/.16 Е.И. Кендюх

ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

Ключевые слова: рынок, конкурентоспособность, государственная продовольственная корпорация.

Укрепление конкурентоспособного потенциала хозяйствующих субъектов перерабатывающей сферы АПК возможно при условии проведения активной государственной политики. В период развития рыночных отношений, выполняя функции важнейшего субъекта рынка, государство призвано использовать комплекс правовых, экономических, организационных мер с целью активизации воспроизводственных процессов в агропромышленном производстве, создания благоприятного климата хозяйствования и развития участников аграрного рынка. В качестве механизмов стимулирования предполагается использование «мягких» рычагов воздействия на сферу деятельности предприятий, среди которых основное значение отводится льготному финансированию.

Необходимость оказания государственной поддержки предприятиям мукомольно-крупяной промышленности обусловлена ее стратегическим значением. Во-первых, с отраслью связано одно из направлений выхода на внешний рынок. Перспективы экспортных поставок казахстанской муки на мировые рынки по некоторым оценкам достигают 600 тыс. т [1]. Во-вторых, этой отрасли отводится важное место в обеспечении продовольственной безопасности Казахстана, что подтверждается прогнозом уровня по-

требления продуктов питания. Зарубежный опыт показывает, что развитию мукомольно-крупяной промышленности способствует эффективная промышленная политика [2].

В Казахстане представителем государства на рынке как полноправного его участника, способного воздействовать на ход экономических процессов в аграрных и сопряженных перерабатывающих сферах, выступает Государственная продовольственная контрактная корпорация.

Промышленная политика в перерабатывающем секторе национальной экономики должна предусматривать ряд экономических рычагов, способствующих прибыльному ведению хозяйствования по переработке зерна. В условиях затянувшегося спада сельского хозяйства, низких темпов реорганизации селекционных хозяйств, товарного дефицита высокосортных партий зерна производство широкого ассортимента и высококачественных сортов муки, соответствующих общепризнанным мировым стандартам, становится затруднительным.

В этой связи представляется необходимым создание организационной структуры, обладающей достаточными средствами и реальными рычагами для содействия и координации производственной и сбытовой стратегии хозяйствующих субъектов мукомольно-крупяной отрасли.

Таким подразделением может стать Фонд развития и поддержки сбыта продукции, главными задачами которого

должны стать: определение приоритетных направлений развития предприятий, представление интересов товаропроизводителей в республике и за ее пределами, содействие сбыту продуктов переработки зерна, а также финансирование мер, направленных на улучшение сбыта.

Укрепление конкурентоспособного потенциала мукомольно-крупяной отрасли во многом зависит от уровня платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию.

Формирование конкурентных преимуществ мукомольно-крупяной промышленности во многом определяется способностью поставщиков данной отрасли производить продукцию, соответствующую нормативным показателям национальных и международных стандартов качества.

Развитие лизинговых операций должно способствовать формированию и развитию рынка средств производственного назначения для мельничного оборудования, запасных частей к ним, комплектующих, что имеет большое значение для отечественных предприятий, оснащенных в основном мельничными конструкциями зарубежного производства.

Создание благоприятного инвестиционного климата посредством налогового стимулирования развития лизинговых операций существенно ускоряет процесс создания и укрепления конкурентного потенциала мукомольно-крупяной промышленности.

Располагая основными факторами конкурентных преимуществ и значительно подкрепляя их развитыми, отечественные предприятия имеют потенциальные шансы достижения лидирующих позиций на внешних рынках муки и крупы.

Государственное финансовое содействие в сочетании с активизацией деятельности лизинговых компаний будет способствовать ускоренной модернизации основных фондов агропромышленных отраслей и освоению новых технологий. Основным приоритетом при закупках производственного оборудования должна являться высокотехнологичная, наукоемкая техника, способная обеспечить качественное наращивание сортовых видов продуктов переработки зерна.

Формирование конкурентных преимуществ за счет технического перевооружения действующих предприятий и создания новых производств, как известно, требует масштабного привлечения инвестиций. Государственное регулирование инвестиционных потоков в сферу произ-

водства осуществляется при помощи инвестиционной политики.

Важной составной частью инвестиционной политики государства, как показывает зарубежная практика, является формирование системы льгот и преференций, направленных на стимулирование инвестиций в производство, техническое переоснащение и совершенствование действующих технологических процессов.

Одним из наиболее эффективных средств активизации инвестиционных процессов выступает применение метода ускоренной амортизации. Система ускоренной амортизации является одним из инструментов государственного регулирования уровня инвестиционных капиталовложений в отраслевые сферы, стимулирования проведения технической переоснащенности и модернизации основного капитала на основе наукоемких производств и технологий. Экономическая целесообразность использования данного метода заключается в снижении величины налогооблагаемого дохода за счет увеличения нормы амортизационных отчислений по объектам основных средств. Для начисления амортизации по основным средствам предприятие может применить один из методов ускоренного списания: уменьшающегося остатка и кумулятивный метод.

Целесообразным представляется введение налоговых льгот в пользу интегрированных агропромышленных объединений, работающих с низкорентабельными сельскохозяйственными предприятиями. Приоритетной формой льготного налогообложения могли бы стать налоговые скидки на сумму, вложенную в улучшение агротехнических приемов, возделывания сельскохозяйственных культур, закуп элитных сортов семян, средств защиты растений, участие в семинарах, проводимых международными организациями в целях обмена опытом ведения хозяйственной деятельности. Необходимость применения этой формы льгот обусловлена низким уровнем дотаций сельскому хозяйству, его малой привлекательностью для частных инвестиций.

Как правило, хозяйственная деятельность предприятия направлена на достижение высоких показателей рентабельности, расширение рыночных ниш, поиск новых каналов реализации выпускаемой продукции. Выход предприятия на внешние рынки способствует повышению уровня конкурентоспособности. В связи с этим представляет интерес зарубежная практика

стимулирования экспортных торговых потоков, где используется новая форма налогового кредита. Целью внедрения данного налогового кредита является стимулирование и поддержание на начальном периоде производственно-хозяйственной деятельности предприятий на внешних рынках. Сущность льготы состоит в предоставлении права для увеличения расходной части баланса на сумму, равнозначную понесенным затратам на организацию внешнего структурного подразделения. Срок предоставления льготы определен от 3 до 5 лет. Как правило, налоговый кредит не является безвозмездным и предусматривает его возврат государству в последующие годы. Применение подобной практики является целесообразным для отечественных предприятий.

Следует отметить, что повышению эффективности интегрированных предприятий, функционирующих в единой производственно-хозяйственной структуре

должно способствовать внедрение упрощенных форм отчетности предоставляемых в налоговые структуры.

Создание отлаженной системы взаимодействия между участниками корпоративного объединения требует правовой основы их функционирования. Актуальность данного вопроса вызвана тем, что на сегодняшний день в Казахстане нет законодательного акта, направленного на координацию и регулирование интеграционных процессов в агропромышленном секторе. Правовой основой выступают заключенные договоры, предусматривающие форму договорных отношений, обязательства и ответственность за оперативную деятельность каждого партнера.

Одним из важных факторов обеспечения конкурентного уровня предприятий на рынке является наличие оперативной информации о рыночной конъюнктуре. Знание конъюнктуры рынка имеет большое значение для принятия решений по ведению тактики конкурентной борьбы. Система информации о рынке является важной составной частью рыночной инфраструктуры.

Без государственного регулирования рынок зерна и хлебопродуктов будет оставаться неорганизованным и нестабильным, что затормозит его развитие. Необходимым становится решение комплекса вопросов поддержки со стороны государства интегрированных консолидированных структур, разработки и реализации целевых отраслевых программ и применения экономических рычагов и стимулов.

Эффективность ведения хозяйственной деятельности в условиях конкурентного рынка в значительной степени определяется методами, направленными на достижение высокой степени конкурентоспособности продукции. Одним из важных направлений реализации конкурентных преимуществ интегрированного объединения является диверсификация производства.

Диверсификация производства позволяет решать следующие задачи повышения конкурентоспособности:

- снижение зависимости общего состояния производства от выпуска отдельного продукта, особенно находящегося на конечных фазах жизненного цикла;

- преимущественное использование эффекта «экономии на масштабах»;

- возможность выхода на перспективные рынки;

- обеспечение внешней устойчивости от ценовых конъюнктурных изменений рынка.

Диверсификация производства обеспечивается путем освоения, инновационных продуктов.

Экономическая эффективность диверсификации производственного процесса во многом зависит от комплексного, научно обоснованного подхода к ее разработке и анализу перспективной области расширения производственной деятельности корпорации. Основу выработки программы диверсификации производства составляют экспертные данные, полученные в ходе проведения экономического анализа и прогнозирования маркетинговыми подразделениями интегрированной компании. Показателями, характеризующими правильность выбранного направления диверсификации, являются возможный объем реализации нового вида продукции и уровень ее рентабельности.

Немаловажным условием развития ди-версификационных направлений производства должно стать усиление требований отраслей, потребляющих продукты переработки зерна, к мельничным и крупоперерабатывающим предприятиям. Совершенствование технологических норм, освоение новых видов изделий на хлебобулочных, кондитерских, макаронных и других предприятиях невозможно без диверсификации переработки зерна.

Реализация стратегических программ развития крупяной промышленности должна сопровождаться одновременной разработкой инновационных проектов по утилизации отходов переработки зерна [3-5].

Развитие диверсификационных процессов и, прежде всего, их качественное со-

стояние должно сопровождаться нормативно-правовыми требованиями к выпуску нового продукта.

Насыщение рынка качественными продуктами зависит не только от сертификации производимой продукции, но и от лицензирования деятельности предприятий. Лицензирование деятельности направлено на обеспечение соответствия производства полной схеме технологического процесса, требованиям квалификации специалистов, соблюдение санитарных и гигиенических норм.

Достижение высокого уровня качества, связанное с созданием определенных технических, организационных и социальных условий, обусловливает необходимость разработки и внедрения эффективной комплексной системы управления качеством, способной регулировать и контролировать все сферы структурных производственных подразделений.

Библиографический список

1. Молдашев Б.А. Формирование агрорынка Казахстана / Б.А. Молдашев, А.Е. Ковалев, Г.А. Никитина и др. — Алматы: КазНИИЭОАПК, 1995. — 135 с.

2. Развитие основных продуктовых подкомплексов в некоторых зарубежных странах // Сб. научн. трудов. — М.: ВНИИЭСХ, 1988. — Вып. 124. — 135 с.

3. Лысенкова Т.М. Зерновой рынок

России: межгосударственные и межре-

гиональные связи / Т.М. Лысенкова. — М., 1996. — 90 с.

4. Молдашев Б.А. Формирование агрорынка Казахстана / Б.А. Молдашев, А.Е. Ковалев, Г.А. Никитина и др. — Алматы: КазНИИЭОАПК, 1995. — 135 с.

5. Тагашев Н. Совершенствование регулирования финансового лизинга в сельскохозяйственном производстве / Н. Тагашев // Транзитная экономика. — 2002.

— № 6. — С. 106-112.

+ + +

УДК 338.94 Е.А. Якименко

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, факторы инвестиционной привлекательности, методы оценки.

Введение

Аграрный сектор относится к сфере экономики, которая связана с производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы. Предприятия агропромышленного комплекса производят сырьё для многих видов потребительских товаров и продукции производственного назначения. Одной из важнейших составляющих АПК является перерабатывающая промышленность. Состояние отраслей переработки определяет продовольственную безопасность и социальный климат в обществе, обеспечивает подъём смежных отраслей повышение занятости населения. Поэтому исследование проблем привлечения инвестиций и повышения привлекательности отраслей сельскохозяйственной переработки является весьма актуальной в настоящий момент. Роль перерабатывающих

предприятий в развитии экономики края и страны в целом очевидна, но требует значительных инвестиционных вложений. Изыскать их в нужные сроки и в достаточном объёме за счёт собственных финансовых источников многие предприятия не могут. Возникает проблема поиска инвестора. Для этого предприятие должно быть инвестиционно привлекательным, а инвестор должен располагать необходимыми инструментами для определения привлекательности того или иного объекта предстоящего инвестирования.

Объекты и методы

Анализ профильной литературы выявил возрастающий интерес к проблемам привлекательности предприятий, но преимущественно с точки зрения оценки финансового состояния, стоимости предприятия и определения интегральных показателей оценки инвестиционной привлекательности, агрегированных на основе множества показателей деятельности предприятия. Недостаточно уделено внимания исследо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.