Том 14 Выпуск 2 2011 ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ
Г" X
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Гульнур РАХМАТУЛИНА
кандидат экономических наук, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (Алматы, Казахстан)
Введение
Уже более года экономика Казахстана функционирует в условиях Таможенного союза (ТС). В связи с этим в обществе широко обсуждаются перспективы данного интеграционного объединения, его плюсы и возможные угрозы для экономического развития страны.
По итогам первого года работы Таможенный союз принес определенные положительные результаты для экономики Казахстана. Какова реальная выгода казахстанского бизнеса от ТС? Это, прежде всего, устранение барьеров во взаимной торговле между странами. С 1 июля 2010 года отменены процедуры таможенного оформления на внутренних границах ТС. Кроме того, между налоговыми органами государств ТС в настоящее время отработан и согласован формат электронного
взаимодействия, осуществляется регулярный обмен сведениями из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налогоплательщиками.
Участникам внешнеторговых операций предоставлена возможность отсрочки до 50 дней уплаты НДС и акцизов. Все это, безусловно, стимулирует расширение торгово-экономических связей между государствами — участниками ТС и положительно отражается на увеличении их взаимного товарооборота.
Так, объем торговли Казахстана со странами ТС в 2010 году вырос на 28,1% и составил почти 20% от общего товарооборота республики1. Общая сумма поступле-
1 См.: Таможенный союз приносит первые по-
ложительные результаты [www.kazinform.kz].
ний налога на добавленную стоимость (НДС) на импорт из Российской Федерации с 1 июля по 31 декабря 2010 года составила 91,2 млн тенге, что в 1,2 раза больше, чем за соответствующий период 2009-го. НДС на импорт из Республики Беларусь за период с 1 июля 2010-го по 31 декабря того же года составил 3,7 млн тенге, что в 1,3 раза больше, чем за соответствующий
период 2009-го2. С 1 июля 2011 года таможенный контроль с внутренних границ ТС перенесен на внешний контур государств-участников, что также будет способствовать дальнейшему развитию взаимной торговли между ними.
2 См.: По поступлениям НДС Таможенный союз принес в РК 95 млн тенге [www.zakon.kz].
Вопросы без ответов
В условиях функционирования Таможенного союза казахстанский бизнес испытывает определенные проблемы. Безусловно, переход к новому — это всегда нелегкий процесс. Сохраняются различные нестыковки в действующем законодательстве, возникают сложности при реализации уже давно заключенных бизнес-договоров. В частности, в одном из своих интервью вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана Т. Наз-ханов отметил: «Даже для оптимистов Таможенный союз принес разочарование. На наш вопрос «Лучше или хуже стало работать?» — ни один предприниматель еще не ответил, что стало выгоднее или легче, наоборот, респонденты сходятся во мнении, что ситуация изменилась только в худшую сторону. Ожидания бизнесменов не оправдались. Зачастую уже налаженные и отработанные предпринимателями схемы поставок перестают работать в связи с недоработками госорганов по введению новых правил. .. .Даже положительные начинания оборачиваются в конечном счете проблемами для бизнесменов»3.
В чем же основные причины сложившейся ситуации?
Во-первых, как отмечают многие предприниматели, нет пока активной связи между государством и бизнесом. Формирование договорно-правовой базы ТС осуществлялось в очень сжатые сроки, в отличие от Европейского союза, в котором таможенный союз, как известно, создавался на протяжении 9 лет (с 1959-го по 1968 г.). В связи с этим казахстанский бизнес не успел отреагировать и дать свои предложения по готовящимся документам. Нормативно-правовая база ТС создавалась как бы «сверху».
Как отмечает представитель Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана, до начала функционирования ТС никакой работы с предпринимателями со стороны соответствующих министерств и ведомств не велось. Некоторые ассоциации, которые были представлены в рабочих группах и имели возможность участвовать в разработке мер по защите производителей, либо не сумели сформулировать свои позиции, либо не смогли добиться адекватной защиты интересов и обеспечения выгодных условий для своей отрасли4.
Во-вторых, в условиях ТС значительно усилился рост цен. Так, цены на товары, закупаемые в России, выросли в среднем минимум на 10—20%. Поднялся и уровень внешнего таможенного тарифа. Если до вступления Казахстана в ТС средний уровень импортных пошлин составлял 6,2%, то с формированием Единого таможенного тарифа (ЕТТ) средний уровень ввозных пошлин на товары из третьих стран стал равен 10,6%.
Все это, безусловно, отразилось на росте инфляции в Казахстане. Так, за I квартал 2011 года инфляция в республике составила 3,7% (в январе — марте 2010 г. — 2,9%). Уско-
3 Нурбекова Г. Таможенный союз — разочарование даже для оптимистов // Silk Way. Торговля без границ. Информационно-аналитический бюллетень, 2011, № 2. С. 13.
4 См.: Там же. С. 16.
рение темпов инфляции за 3 месяца 2011 года было обусловлено удорожанием продовольственных товаров, которые за этот период выросли в цене на 6,0% (в январе — марте
2010 г. — на 3,7%).
Непродовольственные товары стали дороже на 0,9% (в январе — марте 2010 года — на 1,1%), платные услуги — на 3,6% (в I квартале 2010 года — на 3,7%) (см. рис. 1)5. Одним из факторов роста цен, по мнению многих экспертов, стало вступление Казахстана в ТС. Если раньше цены держались за счет дешевой продукции из Китая, то вступление в ТС увеличило импортные пошлины. Это стало одной из причин развития инфляционных процессов в республике6.
Рисунок 1
Инфляция в Казахстане и ее составляющие в I квартале 2010 и 2011 годов (в %)
ҐГ
3,7 3,6
1,1
0,9
---------------1-----------------1-----------------1-------------
Инфляция Прод. товары Непрод. товары Услуги
И с т о ч н и к: Данные Национального банка Республики Казахстан.
В частности, пошлины, взимаемые при импорте из Китая, повысились в среднем на 20%. И это очень невыгодно для казахстанских товаропроизводителей, многие из которых получают из КНР комплектующие изделия и сырье. Рост цен на китайский импорт закономерно отражается на стоимости товара, скорости оборота и объемах оборотных средств, на финансовом благополучии компании.
Кроме того, в условиях ТС с ускорением товародвижения и увеличением предложения российских и белорусских товаров (более дорогих, чем казахстанские товары) наблюдается рост цен на продукцию отечественных производителей. «Мы не можем держать цены ниже, чем в России и Беларуси, поэтому я думаю, что цены уже не снизятся, их рост можно только остановить», — утверждает председатель Союза женщин-предприни-мателей Казахстана М. Казбекова7.
5 См.: Пресс-релиз Национального банка Республики Казахстан № 8 от 6 апреля 2011 года. О ситуации на финансовом рынке [www.nationalbank.kz].
6 См.: Каримова Д. Галоп, еще галоп // Бизнес и власть, 4 марта 2011.
7 См.: Там же.
Одним из факторов роста потребительских цен стало увеличение затрат на администрирование экспортно-импортных операций с государствами ТС и третьими странами.
«А увеличение издержек при оформлении товаров, естественно, в итоге ведет к росту цен на эти товары»8. С начала 2011 года были введены требования по оформлению дополнительных документов, которые необходимо предоставлять при операциях внешнеэкономический деятельности. Так, при ввозе товаров из третьих стран с 1 января 2011 года необходимо производить экспертизу и регистрацию товаров, что является платной услугой и приводит к увеличению затрат предпринимателя. Кроме того, при перемещении товаров из одной страны ТС в другую вместо двух официальных документов, как это было раньше, сейчас суммарно нужно предоставлять в госорганы по шесть документов: два заявления и статистическая форма (аналог таможенной декларации) в налоговые органы страны ввоза и страны вывоза.
Все это лишь усложняет документооборот между государствами ТС. Представляется целесообразным значительно упростить его (например, путем использования штрихкода продукции в электронных формах налоговых деклараций). Ускорению товародвижения между странами ТС мешает и введенная излишняя детализация информации на импортируемые товары. «Если раньше при ввозе, например, карандашей мы вносили их в одну товарную группу с одним кодом, теперь надо детализировать их в несколько групп, расписывая по длине, цвету. В связи с этим необходимо заполнять дополнительные поля. Это приводит к серьезному удорожанию импорта, особенно в отношении медикаментов, комплектующих изделий. Ведь каждую товарную группу необходимо фиксировать на добавочном листе к таможенной декларации, а на одном листе вмещаются только три товарные группы. Цена 1 добавочного листа — 20 евро»9.
Об увеличении затрат на администрирование экспортно-импортных операций в рамках ТС и с третьими странами свидетельствует и тот факт, что если раньше таможенный брокер за один рабочий день был в состоянии подать 5—8 деклараций, то теперь это становится физически невозможно. Набор декларации, который занимал 15 минут, сейчас занимает не менее часа.
Трансграничная бюрократия
Актуальной проблемой в рамках Таможенного союза является использование сертификатов происхождения товаров. Между Казахстаном и Россией подписано соглашение о взаимном признании таможенными органами Сторон сертификатов происхождения товара. Тем не менее, когда товар движется из Казахстана в Россию, перевозчику необходимо заменять казахстанский сертификат на российский. А когда товар прибывает из России, российскому перевозчику выписывается казахстанский сертификат. При этом оплата за сертификаты осуществляется дважды: сначала в одном государстве, затем — в другом.
Необходимо создать унифицированную форму сертификата, которая будет признаваться на всей территории ТС и позволит грузоперевозчикам свободно пересекать границы. При этом в настоящее время в рамках ТС утвержден единый перечень продукции, для которой действует единый сертификат происхождения. Но в данный перечень вошли пока 205 товаров из номенклатуры внешнеэкономической деятельности государств ТС; странам-участницам следует продолжить работу в этом направлении, чтобы охватить
8 Разумов Я. Беспримерные требования детализации импортируемых товаров могут привести к удорожанию импорта // Silk Way. Торговля без границ. Информационно-аналитический бюллетень, 2011, № 2. С. 17.
9 Там же. С. 18.
полную номенклатуру товаров. Это поможет сформировать единые принципы взаимной торговли и расширить торгово-экономические связи в рамках ТС.
Серьезной проблемой является также необходимость для товаропроизводителя в странах ТС при экспортных операциях оформлять отдельный сертификат происхождения на каждую партию товара. Это приводит к временным и финансовым затратам. Необходимо решить этот вопрос и сформировать более гибкий механизм развития взаимной торговли между странами ТС. В настоящее время в Комиссии Таможенного союза рассматривается проект Стратегии развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер на 2011—2015 годы в части технического регулирования. Разработка и принятие данного документа станут важным шагом в развитии интеграционного сотрудничества между странами ТС и увеличении объема взаимного товарооборота.
Невозможно не отметить еще одну важную проблему, которая возникла вследствие нерасторопности уполномоченных органов Казахстана. Речь идет о реестре поставщиков из третьих стран. Многие казахстанские предприниматели уже давно наработали деловые связи с поставщиками из третьих стран, совместный бизнес стал набирать темпы. Но ввиду того, что многие партнеры-поставщики не были своевременно включены в упомянутый реестр, казахстанским бизнесменам предстоит искать и нарабатывать новые контакты среди списка партнеров-поставщиков, включенных в реестр российской стороной. В результате возникают перебои с доставкой сырья из третьих стран, рушатся годами создаваемые партнерские связи. Приходится проходить заново уже пройденный путь проб и ошибок по наработке новых партнеров, что негативно сказывается на казахстанском бизнесе в целом и качестве производимой продукции в частности10.
Все это свидетельствует о необходимости углубления связей между государством и бизнесом. Министерствам и ведомствам нужно активнее работать с представителями предпринимателей — ассоциациями и объединениями, предоставлять больше информации, собирать отзывы и учитывать собранные оценки в своей работе.
Необходимость активизировать участие бизнеса в работе ТС неоднократно отмечалась, в частности, представителями Казахстанской Ассоциации производителей и продавцов алкогольной продукции «КазАлко»11. На повестке дня стоят вопросы гармонизации национальных законодательств стран ТС. Так, для импорта алкогольной продукции в Казахстане созданы довольно комфортные условия. В частности, российские товаропроизводители «заходят» на внутренний рынок Казахстана по казахстанским ставкам акцизов, которые гораздо ниже российских и составляют 400 тенге за 1 литр абсолютного алкоголя (с учетом повышения акцизов на алкогольную продукцию на 60% с 1 января
2011 г.). Для сравнения: в РФ ставка акциза в переводе на казахстанский тенге составляет около 1 200 тенге за абсолютный алкоголь.
Кроме того, несоизмеримы ставки лицензионных сборов в России и Казахстане. Так, лицензионный сбор для импортеров в Казахстане составляет 10 месячных расчетных показателей (МРП) (1 МРП = 1 273 тенге, 10 МРП = 12 730 тенге). В РФ разовая лицензия составляет 1 000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) (1 МРОТ = 4 330 руб., 1 000 МРОТ = 4 330 000 руб. = 902 083 тенге), а стоимость генеральной лицензии составляет 15 000 МРОТ. Кроме того, лицензия на импорт в Казахстане разовая и выдается на 1 год без ограничения объема импортируемой алкогольной продукции. В России разовая лицензия выдается только на 2 месяца и с ограничением объемов импортируемой продук-
10 См.: Нурбекова Г. Указ. соч. С. 14.
11 См.: Россия и Казахстан не считают необходимым унифицировать экспортные таможенные пошлины в рамках ЕЭП // Панорама, 5 ноября 2010.
ции. Доля импорта алкогольной продукции ограничивается до 10% от общего годового объема реализуемой продукции на территории страны.
Кроме того, с 1 июля 2010 года Роспотребнадзором принято решение, в соответствии с которым импортируемая продукция подлежит госрегистрации и должна быть введена в реестр импортеров. А с 1 января 2011 года алкогольная продукция должна ввозиться на территорию России только посредством специальных автомашин, то есть транспортных средств, имеющих лицензию на данный вид деятельности.
Указанные факторы существенно сдерживают развитие взаимовыгодного сотрудничества между Казахстаном и Россией и ограничивают доступ казахстанских товаропроизводителей на внутренний рынок РФ.
Поэтому важное значение приобретают более высокий уровень согласованности в работе министерств и ведомств стран ТС и их тесное взаимодействие с бизнес-сообществом. Необходимо, чтобы принимаемые на межгосударственном уровне решения по углублению региональной интеграции учитывали интересы малого и среднего бизнеса (МСБ). И это весьма актуально для Казахстана, так как развитие МСБ — это важнейший фактор экономического роста страны, формирования среднего класса и укрепления социальной стабильности в обществе.
Тарификация торговых потоков
Другой проблемой для казахстанского товаропроизводителя на сегодня является несогласованность в транспортных тарифах на грузовые перевозки в рамках ТС. В частности, международные транзитные железнодорожные тарифы в РФ гораздо выше, чем в Казахстане. В связи с этим казахстанские товаропроизводители за транзит своей продукции по территории России платят в 2,5 раза больше, чем российские товаропроизводители. Очень сложно решается вопрос по установлению понижающего коэффициента для тарифа на железнодорожные перевозки продукции горно-металлургического комплекса Казахстана по территории России. Данная проблема отмечалась представителями Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана на заседании круглого стола «Таможенный союз: от теории к практике» 1 ноября 2010 года в Астане. Иными словами, казахстанский товаропроизводитель на деле пока не ощутил реальных выгод от интеграции. Понятно, что вопрос формирования согласованных транспортных тарифов — это в большей степени задача Единого экономического пространства. Но проблема тарифов в рамках ЕврАзЭС решается довольно давно. И ведомствам стран-участниц, наверное, следовало бы поторопиться в согласовании принципов экономической, транспортной политики, так как главной целью ТС и в целом Евразийского экономического сообщества является создание условий для свободного движения товаров, капитала и услуг. А это, в свою очередь, будет способствовать устойчивому развитию участвующих стран и наращиванию их экономического потенциала.
Говоря о развитии транспортного сотрудничества в рамках ТС, нельзя не отметить проблему налогообложения железнодорожных перевозок. В частности, как известно, с 1 июля 2010 года ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) облагают налогом на добавленную стоимость в размере 18% международные перевозки в направлении Казахстана. Существует решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года, согласно которому российская сторона должна внести изменения в соответствующее законодательство, отменяющие такую практику. Но в решении предусмотрены все виды пере-
возок, кроме железнодорожных12. В результате получается, что долгожданного снижения расходов для казахстанских бизнесменов при перевозках по российским железным дорогам не происходит. «Для нас, казахстанцев, невозможно представить, что железная дорога может вести себя как «государство в государстве», находясь вне общей государственной политики»13.
Поэтому важную роль приобретает решение задач по гармонизации национальных законодательств стран ТС и созданию реальных условий для свободного движения товаров, капитала и услуг. В связи с этим правительствам государств — участников ТС следует более скоординировано работать с соответствующими министерствами, ведомствами, бизнес-ассоциациями, с тем чтобы максимально устранить всякого рода шероховатости нового механизма сотрудничества и в полном объеме создать климат, благоприятствующий взаимодействию наших стран.
Кроме того, для Казахстана весьма актуально создание отдельной структуры (например, при Минэкономразвития РК), которая осуществляла бы мониторинг и анализ принимаемых мер в рамках ТС и оценку их влияния на деятельность казахстанских компаний.
В условиях функционирования ТС важное значение для Казахстана приобретает проведение адекватной экономической политики. К примеру, если сравнить российскую торговую политику с казахстанской, то можно сделать вывод о том, что в России государственная политика всегда была направлена на поддержку отечественного товаропроизводителя. Это можно видеть, например, по ставкам среднего таможенного тарифа, действовавшего в Казахстане и России до создания ТС. При формировании Единого таможенного тарифа (ЕТТ) казахстанская сторона вынуждена была пойти на повышение таможенных ставок по многим товарам. В частности, величина ЕТТ для Казахстана в среднем увеличилась на 4,4% (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнение среднеарифметического уровня действовавших в Казахстане и России импортных пошлин и Единого таможенного тарифа (в %)
от Казахстан Россия
Средний уровень 6,2 10,6 10,6
По промышленным товарам 4,6 9,4 8,5
По сельскохозяйственным товарам 12,1 15,1 16,7
Г > 1 И с т о ч н и к: Информация Министерства экономического развития и торговли ^ Республики Казахстан. у
Весьма активной в России является государственная поддержка отраслей АПК. В частности, государство помогало российским сельхозпроизводителям погашать до половины стоимости кредитов, что дало мощный толчок для развития в РФ пищевой промышленности.
В сфере переработки рыбы наблюдается следующая тенденция. Российские производители закупают в Казахстане рыбу по довольно выгодным ценам. Большинство казах-
12 См.: Разумов Я. Железная дорога — «государство в государстве»: проблемы налогообложения в Таможенном союзе // Silk Way. Торговля без границ. Информационно-аналитический бюллетень, 2011, № 2. С. 20.
13 Там же. С. 21.
станских компаний идут на это, поскольку только 7 из них имеют евросертификаты, необходимые для экспорта в дальнее зарубежье (США, Канаду, Германию) (для сравнения: в России таких компаний 70). При этом для казахстанских компаний существуют квоты на вылов рыбы. В результате казахстанские предприятия остаются без сырья. А основной объем переработки рыбы сосредоточен в России.
То же самое происходит и в молочной отрасли. В приграничных территориях российские компании скупают молочные продукты, в Казахстане около 90% сыра — это продукт импортный, так же как и творог14.
В связи с этим важнейшим приоритетом экономической политики Казахстана должна стать реальная поддержка отечественного товаропроизводителя, создание условий для развития малого и среднего бизнеса.
Сегодня в республике предлагаются определенные меры для развития предпринимательства. В частности, правительство Казахстана 10 марта 2011 года представило на рассмотрение парламента законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разрешительной системы», который предусматривает отмену 331 разрешительного документа из 1 015 действующих. Кроме того, предполагается сократить круг субъектов, деятельность которых подлежит лицензированию в рамках сельского хозяйства и деятельности в области охраны окружающей среды.
Для сокращения затрат времени предусматривается упрощение разрешительных процедур. Распространение принципа «одного окна» на все государственные органы позволит существенно ускорить прохождение всех документов. В новом законопроекте вводятся такие нормы, как обязательность проверки документов на полноту в течение двух дней, исключение обязательности нотариального заверения предоставляемых документов. На все разрешительные процедуры распространяется принцип «молчание — знак согласия»: если госорган не представил в установленные сроки мотивированный отказ, разрешительный документ считается выданным.
Реализация указанных норм, безусловно, будет способствовать активизации бизнеса в стране, развитию предпринимательства.
ТС: ожидания лучшего
Вместе с тем в связи с введением в последнее время различных новшеств по упрощению процедур в сфере бизнеса возникает справедливый вопрос: зачем было изначально плодить более 1 000 разрешительных документов? Ведь ничего, кроме препятствий и ухудшения бизнес-климата в республике, введение этих документов принести не могло. Согласно исследованию Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) «Doing Business 2010», Казахстан занимает 63 место по итоговому индексу благоприятности условий для ведения бизнеса, то есть имеется немалый потенциал для улучшения ситуации. И введение указанных норм в определенной степени позволит решить эту задачу.
Сегодня необходимо максимально помочь малому и среднему бизнесу в активизации их деятельности. Различные искусственные барьеры, препятствия для бизнеса стали основной причиной того, что вклад МСБ в общий объем ВВП республики не превышает 20%. Как известно, в развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится более половины ВВП. Доля экономически активного населения, занятого в малом бизнесе, в Казахстане составляет 25%. Для сравнения: в развитых государствах на долю малого
14 См.: Нурбекова Г. Таможенный союз — разочарование даже для оптимистов // Silk Way. Торговля без границ. Информационно-аналитический бюллетень, 2011, № 2. С. 15.
бизнеса приходится до 50—80% всех занятых. Все это — сигнал о необходимости улучшить ситуацию в данном секторе экономики.
В настоящее время в Казахстане действует довольно много организаций, оказывающих поддержку МСБ. Это и государственные, и общественные организации. Однако отсутствует единый орган, непосредственно ответственный за координацию их работы и качественную реализацию программ поддержки МСБ.
Велико также число разрабатываемых и принимаемых мер в сфере предпринимательства. Но информация о них своевременно не доходит до самих предпринимателей. Нет единой информационной системы, которая предоставляла бы самую актуальную информацию о мероприятиях в сфере малого и среднего бизнеса. И это также сдерживает развитие предпринимательского сектора в республике.
Сегодня в Казахстане реализуются Программа форсированного индустриально-инновационного развития РК на 2010—2014 годы, Карта индустриализации РК на 2010— 2014 годы. И очень важно, чтобы в эти документы вошло как можно больше проектов по малому и среднему бизнесу. Необходимо создать условия для повышения конкурентоспособности субъектов МСБ, в частности более гибкий механизм их кредитования. Решение этих задач приобретает особое значение в условиях функционирования ТС и формирования, в перспективе, Единого экономического пространства (ЕЭП).
В настоящее время страны ТС сформировали нормативно-правовую базу ЕЭП. На прошедшем 9 декабря 2010 года Межгоссовете ЕврАзЭС на уровне глав государств приняты основные соглашения по созданию Единого экономического пространства. Это соглашения по проведению согласованной экономической политики, свободному движению капитала, рабочей силы, взаимодействию в инфраструктурных отраслях (энергетика, транспорт, связь), техническому регулированию. Указанные документы являются основой для реализации четырех принципов ЕЭП (известные четыре свободы: свобода перемещения товаров, услуг, капитала, рабочей силы).
В рамках ЕЭП создаются единые условия для конкуренции, что позволяет бизнесу взаимодействовать на равных условиях. Снимаются любые барьеры по доступу к инфраструктуре (трубопроводному, железнодорожному транспорту), внедряются принципы единой тарифной политики. Казахстанский товаропроизводитель получает доступ к рынкам России, Беларуси, расширяются возможности участия в капитале смежных предприятий в странах-партнерах. И, на наш взгляд, создание ЕЭП во многом будет способствовать активизации деятельности бизнеса РК как на внутреннем рынке, так и в государствах ТС. Но при этом главной задачей становится повышение конкурентоспособности товаропроизводителей Казахстана. Если казахстанские товары будут конкурентоспособны внутри страны, то они будут пользоваться спросом и в других странах ТС. То есть ЕЭП — это своего рода генеральная репетиция перед вступлением в ВТО. Если Казахстан выдержит конкуренцию в рамках ЕЭП, то он сможет стать равноправным членом ВТО и функционировать в рамках этой международной организации.
Принятые 9 декабря 2010 года Межгоссоветом ЕврАзЭС решения станут важным фактором углубления интеграционного взаимодействия стран ТС в реальном секторе экономики. В частности, достигнутые договоренности по формированию общего рынка нефти и нефтепродуктов в рамках ЕЭП помогут развитию экспортного потенциала Казахстана, увеличению объемов транспортировки нефти на мировые рынки, насыщению внутреннего рынка качественными нефтепродуктами. Так, в соответствии со статьей 2 Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов РК, РБ и РФ, основными принципами формирования общего рынка являются неприменение Сторонами во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин, приоритетное обеспечение потребностей государств ЕЭП нефтью и нефтепродуктами. Согласно статье 5 Соглашения, Стороны устанавливают еди-
ные тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов по территории стран ТС. В соответствии со статьей 6 Соглашения, Стороны ежегодно до 1 октября согласовывают индикативные балансы добычи, потребления, поставки, импорта и экспорта нефти и нефтепродуктов. Важным вкладом в увеличении экспортных поставок нефти Казахстаном также станет принятое 15 декабря 2010 года на межправительственном уровне решение по расширению мощности Каспийского трубопроводного консорциума до 67 млн т.
Принятые соглашения в рамках ЕЭП могут дать дополнительный импульс развитию горно-металлургического комплекса (ГМК) республики. Формирование единой тарифной политики на транспорте и снижение в перспективе тарифов на железнодорожные перевозки в рамках ЕЭП могут существенно расширить конкурентные преимущества отраслей ГМК в Казахстане. Вместе с тем серьезной проблемой для отрасли остается дефицит вагонов. Поэтому эксперты в сфере ГМК подчеркивают необходимость разработки в рамках ЕЭП Соглашения по созданию и использованию единого вагонного парка, что может решить проблему увеличения поставок казахстанской продукции на мировые рынки.
9 декабря 2010 года на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС было также подписано Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, что создает условия для формирования общего электроэнергетического рынка в рамках ТС. Участвующие страны получают возможность свободно торговать электроэнергией в пределах ТС. Для Казахстана именно этот принцип особенно актуален, поскольку энергодефицитные западные области республики не связаны с электросетями других регионов РК. В настоящее время в Западно-Казахстанской области пользуются электроэнергией из России, которая значительно дороже казахстанской. Теперь, с заключением Соглашения, западные регионы смогут получать электроэнергию из северных регионов РК через российские сети. Передача электроэнергии по территории РФ для потребителей Западного Казахстана будет осуществляться путем взаимосвязанной и одновременной поставки равных объемов электрической энергии из северной части ЕЭС Казахстана в ЕЭС России и из ЕЭС России в западную зону ЕЭС Казахстана через точки поставок, расположенные на границе РК — РФ. Ввод транзитно-замещающей схемы позволит избежать поставок дорогостоящей электроэнергии от российского поставщика. Это большая выгода: ведь за 2006—2010 годы тарифы на российскую электроэнергию повышались семь раз, рост составил 250%. И в этом году ТОО «Акжайыкэнергосауда» получило уведомление от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» о повышении цены электроэнергии с 1 января 2011 года до 13,2 тенге на кВт-ч с ростом на 160%15.
Вступление в силу указанного Соглашения позволит оздоровить финансово-экономическую ситуацию энергоснабжающей компании и получить экономию от разницы в цене около 390 млн тенге. Доходы же ТОО «Экибастузская ГРЭС-1», которое будет поставлять электроэнергию в Западный Казахстан в объемах, замещающих объемы поставки от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», увеличатся ориентировочно на 1 млрд 680 млн тенге, при этом объем чистой прибыли увеличится приблизительно на 673 млн тенге16.
Заключение
Развитие региональной интеграции, взаимовыгодного сотрудничества имеет неоспоримые выгоды для Казахстана. Появляются возможности для активизации бизнеса,
15 См.: Макулбеков М. В правовой базе ЕЭП полностью учтены национальные интересы Казахстана [www.kazinform.kz].
16 См.: Там же.
взаимодействия в инфраструктурных отраслях, свободного движения товаров, капитала, услуг, развития экспортного потенциала страны.
Но успешная реализация указанных направлений предполагает кардинальное решение проблемы повышения конкурентоспособности казахстанской экономики. В связи с этим модернизация промышленного производства, его индустриально-инновационное развитие, создание благоприятного бизнес-климата в республике, формирование мощного предпринимательского класса должны стать важнейшими приоритетами государственной политики Казахстана. Тогда плюсов от формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства для него будет гораздо больше, чем минусов.
В целом, механизм интеграционного сотрудничества стран — участниц ТС должен быть ориентирован прежде всего на интересы предпринимательского сектора, ради которого и стартовал этот проект. Важное значение приобретает и углубление взаимодействия министерств и ведомств государств-участников как друг с другом, так и с бизнес-сообществом этих стран.