Научная статья на тему 'Влияние Таможенного союза на экономическое развитие Казахстана. Основные проблемы и перспективы (окончание)'

Влияние Таможенного союза на экономическое развитие Казахстана. Основные проблемы и перспективы (окончание) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / КАЗАХСТАН / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / БАРЬЕР / ТАРИФ / ТРУДНОСТЬ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / COMMERCE EXTèRIEUR / BARRIèRE / DIFFICULTé / COMMUNAUTé D''ENTREPRENEURS / AUßENHANDEL / CUSTOMS UNION / KAZAKHSTAN / FOREIGN TRADE / BARRIER / TARIFF / PROBLEM / BUSINESS COMMUNITY / CONSEIL DOUANIER / KASAKHSTAN / TARIF / ZOLLAMTSRAT / KASACHSTAN / BARRIERE / SCHWIERIGKEIT / BUSINESSGESELLSCHAFT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахматулина Г. Г.

Рассмотрение итогов функционирования экономики Казахстана в первый год существования Таможенного Союза показывает, что, наряду с устранением ряда барьеров в торговле между вступившими в ТС странами, появились трудности из-за несогласованности тарифной политики, (в особенности по железнодорожным перевозкам), необходимости подготовки новых документов и т.п., что отрицательно влияет на деятельность казахстанских компаний. Для устранения этих трудностей необходима серьезная совместная работа правительственных органов всех стран-участников ТС с обязательным учетом мнения соответствующих бизнес-сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE CUSTOMS UNION ON ECONOMIC DEVELOPMENT OF KAZAKHSTAN. BASIC PROBLEMS AND PROSPECTS

Examination of the Kazakhstan economy functioning results for the first year of the Customs Union existence proves that along with elimination of some barriers in the trade between the alliance participating countries, difficulties arose owing to disaccord in the tariff policy (particularly related to railway transportation of goods), necessity to prepare new documents, etc., that negatively influence activities of Kazakhstan companies. In order to remove these difficulties, intensive mutual efforts should be taken by governmental authorities of all TC participating countries, opinion of respective business communities having to be compulsorily taken into account.

Текст научной работы на тему «Влияние Таможенного союза на экономическое развитие Казахстана. Основные проблемы и перспективы (окончание)»

с

РАЗВИТИЕ

ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

INFLUENCE OF THE CUSTOMS UNION ON ECONOMIC DEVELOPMENT OF KAZAKHSTAN. BASIC PROBLEMS AND PROSPECTS

Окончание. Начало в номере 9

Г. Г. Рахматулина,

кандидат экономических наук

Рассмотрение итогов функционирования экономики Казахстана в первый год существования Таможенного Союза показывает, что, наряду с устранением ряда барьеров в торговле между вступившими в ТС странами, появились трудности из-за несогласованности тарифной политики, (в особенности по железнодорожным перевозкам), необходимости подготовки новых документов и т.п., что отрицательно влияет на деятельность казахстанских компаний. Для устранения этих трудностей необходима серьезная совместная работа правительственных органов всех стран-участников ТС с обязательным учетом мнения соответствующих бизнес-сообществ. Examination of the Kazakhstan economy functioning results for the first year of the Customs Union existence proves that along with elimination of some barriers in the trade between the alliance participating countries, difficulties arose owing to disaccord in the tariff policy (particularly related to railway transportation of goods), necessity to prepare new documents, etc., that negatively influence activities of Kazakhstan companies. In order to remove these difficulties, intensive mutual efforts should be taken by governmental authorities of all TC participating countries, opinion of respective business communities having to be compulsorily taken into account.

L'analyse des résultats du fonctionnement d'économie de Kasakhstan pendent la première année d'existance du Conseil Douanier montre que malgré l'élinination des quelques barrières commerciales parmis les Etats participantrises quelques problèmes ont surgi liées au disaccord relativement aux tarifs (particulièrement sur la transportation ferroviaire des cargaisones), à la nécessité de préparer beaucup de documents nouveaux, etc., qui négativement réfletent sur l'activité des companies kasakhes. Afin de écarter ces barriérs efforts considerables mutuels doit être entreprises par organs gouvernementals des touts les pays participantrises, avec cela on doit sans faute prendre en considération les opinions des communautées d'entrepreneurs. Die Analyse der Wirtschaftsfunktionierungsergebnisse des Kasachstans im ersten Existenzjahr der Zollamtsrat zeigt dass ungeachtet der Beseitigung vielen kommerziellen Barrieren unter Teilnehmerstaaten, einige wegen nicht abgestimmten Tarifen (insbesondere Eisenbahnlastbef örderungstarife), die Notwendigkeit viele neuen Dokumente ausstellen, usw., entstandene Schwierigkeiten negativ auf die Tätigkeit kasachischen Businessbetriebe beeinflussen. Um diese Schwierigkeiten zu beseitigen, Regierungsorgane aller teilnehmenden Staaten müssen zusammen wesentliche Bemühungen unternehmen, damit die Meinung entsprechenden Businessgesellschaften sollen unbedingt berücksichtigt werden. Ключевые слова: Таможенный Союз, Казахстан, внешняя торговля, барьер, тариф, трудность, бизнес-сообщество. Key words: Customs Union, Kazakhstan, foreign trade, barrier, tariff, problem, business community. Mots clefs: Conseil Douanier, Kasakhstan, commerce extèrieur, barrière, tarif, difficulté, communauté d'entrepreneurs. Schlüsselwörter: Zollamtsrat, Kasachstan, Außenhandel, Barriere, Tarif, Schwierigkeit, Businessgesellschaft.

Другой проблемой для казахстанского товаропроизводителя на сегодня является несогласованность в транспортных тарифах на грузовые перевозки в рамках Таможенного союза. В частности, международные транзитные железнодорожные тарифы в Российской Федерации гораздо выше, чем в Казахстане. В связи с этим, казахстанские товаропроизводители за транзит своей продукции по территории России платят в 2,5 раза больше, чем российские товаропроизводители. Очень сложно решается вопрос по установлению понижающего коэффициента для тарифа на железнодорожные перевозки продукции горно-металлургического комплекса Казахстана по территории России. О наличии данной проблемы было отмечено представителями Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана на заседании Круглого стола «Таможенный

союз: от теории к практике», который состоялся 1 ноября 2010 года в Астане. Наш товаропроизводитель на деле пока не ощутил реальных выгод от интеграции. Понятно, что вопрос формирования согласованных транспортных тарифов - это в большей степени задача Единого экономического пространства, но проблема тарифов в рамках ЕврАзЭС решается довольно давно. Нашим ведомствам, наверное, следовало бы поторопиться с согласованием принципов экономической и транспортной политики, так как главной целью Таможенного союза и в целом Евразийского экономического сообщества является создание условий для свободного движения товаров, капитала и услуг. Это, в свою очередь будет способствовать устойчивому развитию наших стран и наращиванию их экономического потенциала.

Г. Г. Рахматулина

Влияние Таможенного союза на экономическое развитие Казахстана. Основные проблемы и перспективы

Говоря о развитии транспортного сотрудничества в рамках Таможенного союза, нельзя не отметить проблему налогообложения железнодорожных перевозок. В частности, как известно, с 1 июля 2010 года Российские железные дороги (РЖД) облагают налогом на добавленную стоимость в размере 18% международные перевозки в направлении Казахстана. Существует решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года, согласно которому российская Сторона должна внести изменения в соответствующее законодательство, отменяющее такую практику. Но в решении предусмотрены все виды перевозок, кроме железнодорожных [6]. В результате получается, что долгожданного снижения расходов для казахстанских бизнесменов при перевозках по российским железным дорогам не происходит. «Для нас, казахстанцев, невозможно представить, что железная дорога может вести себя как «государство в государстве», находясь вне общей государственной политики» [6, С. 21].

В связи с этим, важное значение на современном этапе приобретает решение задач по гармонизации национальных законодательств стран ТС и созданию реальных условий для свободного движения товаров, капитала и услуг. Правительствам государств-участников Таможенного союза следует более скоординировано работать с соответствующими министерствами, ведомствами и бизнес-ассоциациями с тем, чтобы максимально устранить всякого рода шероховатости нового механизма сотрудничества и в полном объеме создать климат, благоприятствующий взаимодействию наших стран.

Кроме того, считаем весьма актуальным создание в Казахстане отдельной структуры (например, при Минэкономразвития РК), которая бы осуществляла мониторинг и анализ принимаемых мер в рамках Таможенного союза и оценку их влияния на деятельность казахстанских компаний.

В условиях функционирования Таможенного союза, для Казахстана важное значение приобретает проведение адекватной экономической политики. К примеру, если сравнить российскую торговую политику с казахстанской, то можно сделать вывод о том, что в России государственная политика всегда была направлена на поддержку отечественного товаропроизводителя. Это можно видеть, например, по ставкам среднего таможенного тарифа, действовавшего в Казахстане и России до создания Таможенного союза. С формированием Единого таможенного тарифа (ЕТТ) казахстанская Сторона вынуждена была пойти на повышение таможенных ставок по многим товарам. В частности, величина ЕТТ для Казахстана в среднем увеличилась на 4,4% (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение среднеарифметического уровня импортных пошлин, действовавших в Казахстане и России, и Единого таможенного тарифа (ЕТТ)

Казахстан Россия ЕТТ

Средний уровень 6,2% 10,6% 10,6%

По промышленным товарам 4,6% 9,4% 8,5%

По сельскохозяйственным товарам 12,1% 15,1% 16,7%

Источник: информация Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан

Весьма активной в России является государственная поддержка отраслей АПК. В частности, государство помогало российским сельхозпроизводителям погашать до половины стоимости кредитов, что дало мощный толчок для развития в РФ пищевой промышленности.

Например, в сфере переработки рыбы наблюдается следующая тенденция. Российские производители закупают в Казахстане рыбу по довольно выгодным ценам. Большинство казахстанских компаний идут на это, поскольку для экспорта в дальнее зарубежье (США, Канаду, Германию) только 7 компаний имеют Евросертификаты (для сравнения, в России таких компаний 70). При этом для казахстанских компаний существуют квоты на вылов рыбы. В результате, казахстанские предприятия остаются без сырья, а основной объем переработки рыбы сосредоточен в России.

То же самое происходит и в молочной отрасли. В приграничных территориях российские компании скупают молочные продукты, а ведь в Казахстане около 90% сыра - это продукт импортный, так же как и творог [3].

В связи с этим, важнейшим приоритетом экономической политики Казахстана на современном этапе должно стать осуществление реальной поддержки отечественного товаропроизводителя, создание условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ).

Следует отметить, что в республике сегодня предпринимаются конкретные меры для развития предпринимательства. В частности, Правительством Казахстана 10 марта текущего года представлен на рассмотрение Парламента республики законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разрешительной системы», который предусматривает сокращение 331 разрешительного документа из 1015 действующих.

Научно-практический журнал

март-май 2012

Кроме того, предполагается сократить круг субъектов, деятельность которых подлежит лицензированию в рамках деятельности в области охраны окружающей среды и сельского хозяйства.

В целях сокращения временных затрат, предусматривается упрощение разрешительных процедур. Распространение принципа «одного окна» на все государственные органы позволит существенно ускорить прохождение всех документов. В новом законопроекте также вводятся такие нормы, как обязательность проверки документов на полноту в течение 2-х дней, исключение обязательности нотариального заверения предоставляемых документов. На все разрешительные процедуры распространяется принцип: «молчание - знак согласия», то есть в случаях непредставления госорганом в установленные сроки мотивированного отказа разрешительный документ считается выданным.

Реализация указанных норм, безусловно, будет способствовать активизации бизнеса в стране, развитию предпринимательства.

Вместе с тем, в связи с введением в последнее время различных новшеств по упрощению процедур в сфере бизнеса, возникает справедливый вопрос: какой смысл изначально было плодить более 1000 разрешительных документов? Ничего кроме препятствий и ухудшения бизнес-климата эти документы предпринимательству в республике не дали. Согласно исследованию Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) «Doing Business 2010», Казахстан занимает 63-е место по итоговому индексу благоприятности условий для ведения бизнеса, то есть потенциал для улучшения ситуации имеется. Введение указанных норм в определенной степени позволит решить эту задачу.

Сегодня необходимо максимально помочь малому и среднему бизнесу в активизации его деятельности. Создание различных барьеров, препятствий для бизнеса стало основной причиной того, что вклад МСБ в общий объем ВВП республики не превышает 20%. Как известно, в развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится более половины ВВП. Доля экономически активного населения, занятого в малом бизнесе, в Казахстане составляет 25%. Для сравнения, в развитых государствах на долю малого бизнеса приходится до 50-80% всех занятых. Это является определенным сигналом для улучшения ситуации в данном секторе экономики.

В настоящее время в Казахстане имеется большое количество организаций, оказывающих поддерж-

ку МСБ. Это и государственные, и общественные организации. Однако при этом отсутствует единый орган, непосредственно ответственный за координацию их работы и качественную реализацию программ поддержки МСБ.

Количество разрабатываемых и принимаемых мер в сфере предпринимательства также велико, но информация о них своевременно не доходит до предпринимателей. На сегодня нет единой информационной системы, которая предоставляла бы самую актуальную информацию о мероприятиях в сфере малого и среднего бизнеса. Это - еще один сдерживающий фактор для развития предпринимательского сектора в республике.

Сегодня в Казахстане реализуются Программа форсированного индустриально-инновационного развития РК на 2010-2014 годы и Карта индустриализации РК на 2010-2014 годы. Очень важно, на наш взгляд, чтобы в эти документы вошло как можно больше проектов по малому и среднему бизнесу. В настоящее время необходимо создать условия для повышения конкурентоспособности субъектов МСБ, разработать наиболее гибкий механизм их кредитования. Решение этих задач приобретает особо актуальное значение в условиях функционирования Таможенного союза и в перспективе - Единого экономического пространства (ЕЭП).

В настоящее время страны ТС сформировали нормативно-правовую базу ЕЭП. На прошедшем 9 декабря 2010 года Межгоссовете ЕврАзЭС на уровне глав государств приняты основные соглашения по созданию Единого экономического пространства. Это - соглашения по проведению согласованной экономической политики, свободному движению капитала, рабочей силы, взаимодействию в инфраструктурных отраслях (энергетика, транспорт, связь), техническому регулированию. Указанные документы являются основой для реализации четырех принципов ЕЭП (известные четыре свободы: свобода перемещения товаров, услуг, капитала, рабочей силы).

В рамках ЕЭП создаются единые условия конкуренции, что позволяет бизнесу взаимодействовать на равных условиях. Снимаются любые барьеры по доступу к инфраструктуре (трубопроводному, железнодорожному транспорту), внедряются принципы единой тарифной политики. Казахстанский товаропроизводитель получает доступ к рынкам России, Беларуси, расширяются возможности участия в капитале смежных предприятий в странах-партнерах. На наш взгляд, создание ЕЭП во многом будет способствовать активизации деятельности бизнеса РК как на внутреннем рынке, так и в государствах ТС. Однако при этом главной

Г. Г. Рахматулина

Влияние Таможенного союза на экономическое развитие Казахстана. Основные проблемы и перспективы

задачей, которая стоит перед товаропроизводителем Казахстана, становится повышение его конкурентоспособности. Если казахстанские товары будут конкурентоспособны, то они будут пользоваться спросом и в других странах ТС. Иными словами, ЕЭП - это своего рода генеральная репетиция перед вступлением в ВТО. Если Казахстан выдержит конкуренцию в рамках ЕЭП, то будет иметь возможность стать равноправным членом ВТО и функционировать в рамках этой международной организации.

Следует подчеркнуть, что принятые 9 декабря 2010 г. Межгоссоветом ЕврАзЭС решения станут важным фактором углубления интеграционного взаимодействия стран таможенного союза в реальном секторе экономики. В частности, достигнутые договоренности по формированию общего рынка нефти и нефтепродуктов в рамках ЕЭП будут способствовать развитию экспортного потенциала Казахстана, увеличению объемов транспортировки нефти на мировые рынки, насыщению внутреннего рынка качественными нефтепродуктами. Так, в соответствии со статьей 2 Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов РК, РБ и РФ, основными принципами формирования общего рынка являются неприменение Сторонами во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин, приоритетное обеспечение потребностей государств ЕЭП нефтью и нефтепродуктами. Согласно статье 5 Соглашения, Стороны устанавливают единые тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов по территории стран ТС. В соответствии со статьей 6 Соглашения, Стороны ежегодно до 1 октября согласовывают индикативные балансы добычи, потребления, поставки, импорта и экспорта нефти и нефтепродуктов. Важным вкладом в увеличении экспортных поставок нефти Казахстаном также станет принятое 15 декабря 2010 г. на межправительственном уровне решение по расширению мощности Каспийского трубопроводного консорциума до 67 млн. т.

Соглашения, принятые в рамках ЕЭП, могут дать дополнительный импульс для развития горно-металлургического комплекса (ГМК) республики. Формирование единой тарифной политики на транспорте и снижение в перспективе тарифов на железнодорожные перевозки в рамках ЕЭП могут существенно расширить конкурентные преимущества отраслей ГМК в Казахстане. Вместе с тем, для отрасли серьезной остается проблема дефицита вагонов, поэтому эксперты в сфере ГМК подчеркивают необходимость разработки в рамках ЕЭП Соглашения по созданию и использованию единого вагонного парка, что может решить проблему

увеличения поставок казахстанской продукции на мировые рынки.

9 декабря 2010 г. на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС также было подписано Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, что создает условия для формирования общего электроэнергетического рынка в рамках ТС. Наши страны получают возможность свободно торговать электроэнергией в пределах Таможенного союза. Для Казахстана именно этот принцип особенно актуален в связи с тем, что энергодефицитные западные области республики не связаны с электросетями других регионов РК. В настоящее время в Западно-Казахстанской области пользуются электроэнергией из России, которая значительно дороже казахстанской. Теперь, с заключением Соглашения, западные регионы смогут получать электроэнергию из северных регионов РК через российские сети. Передача электроэнергии по территории РФ для потребителей Западного Казахстана будет осуществляться путем взаимосвязанной и одновременной поставки равных объемов электрической энергии из северной части ЕЭС Казахстана в ЕЭС России и из ЕЭС России в западную зону ЕЭС Казахстана через разные точки поставок, расположенных на границе РК-РФ. Таким образом, ввод транзитно-замещающей схемы позволит избежать поставок дорогостоящей электроэнергии от российского поставщика. Это большая выгода, ведь за 2006-2010 годы тарифы на российскую электроэнергию повышались семь раз, рост составил 250%. В этом году ТОО «Акжайыкэнергосау-да» снова получило уведомление от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» о повышении цены электроэнергии с 1 января 2011 года до 13,2 тенге на кВт/час (рост на 160%) [8].

Вступление в силу указанного Соглашения позволит оздоровить финансово-экономическую ситуацию энергоснабжающей компании и получить экономию от разницы в цене около 390 млн. тенге. Доходы же ТОО «Экибастузская ГРЭС-1», которое будет поставлять электроэнергию в Западный Казахстан в объемах, замещающих объемы поставки от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», увеличатся ориентировочно на 1 млрд. 680 млн. тенге, при этом объем чистой прибыли увеличится приблизительно на 673 млн. тенге [8].

Таким образом, развитие региональной интеграции, взаимовыгодного сотрудничества имеет неоспоримые выгоды для Казахстана. Появляются возможности для активизации бизнеса, взаимодействия в инфраструктурных отраслях, свободного движения товаров, капитала, услуг, развития экспортного потенциала страны.

Научно-практический журнал

март-май 2012

Однако успешная реализация указанных направлений предполагает кардинальное решение проблемы повышения конкурентоспособности казахстанской экономики. В связи с этим, модернизация промышленного производства, его индустриально-инновационное развитие, создание благоприятного бизнес-климата в республике, формирование мощного предпринимательского класса должны стать приоритетами государственной политики Казахстана. Тогда плюсов от формирования Таможенного союза, Единого экономического пространства для нашей страны будет гораздо больше, чем минусов.

Следует подчеркнуть, что развитие региональной интеграции, углубление взаимодействия государств на евразийском пространстве являются одними из основных направлений внешней политики Казахстана. Об актуальности реализации указанных направлений подчеркивалось Президентом РК Н.А. Назарбаевым во многих выступлениях [9, 10].

Эти вопросы активно обсуждались и на прошедшем 1-2 декабря 2010 года Саммите ОБСЕ в Астане. В частности, Президентом нашей страны Н.А. Назарбаевым было подчеркнуто, что на повестке дня стоят вопросы формирования Евро-Атлантического и Евразийского сообщества единой и неделимой безопасности [10]. Главной задачей ОБСЕ на предстоящие десятилетия является планомерное решение противоречий, укрепление экономической безопасности государств-участников ОБСЕ, дальнейшее развитие интеграции в рамках существующих межгосударственных объединений. Актуальное значение приобретает взаимодействие стран ОБСЕ по линии «Восток-Запад» между Европейским союзом и НАТО, с одной стороны, и ЕврАзЭС и ОДКБ - с другой. По линии «Север-Юг» представляется актуальным установить тесные взаимоотношения ОБСЕ с рядом азиатских интеграционных структур. Таким образом, в перспективе вполне возможна трансформация транс-атлантической интеграции в транс-евразийскую, что станет важным фактором

устойчивого развития государств ОБСЕ, успешного преодоления глобального финансового кризиса, решения назревших энергетических и экологических проблем [10].

Формирование Таможенного союза стало, а Единого экономического пространства станет важным этапом в решении этих крупнейших задач. Самое главное, чтобы механизм интеграционного сотрудничества наших стран учитывал, прежде всего, интересы предпринимательского сектора, ради кого и стартовал проект ТС. Важное значение приобретает углубление взаимодействия министерств и ведомств государств-участников Таможенного союза как друг с другом, так и с бизнес-сообществом наших стран.

Библиографический список

1. Таможенный союз приносит первые положительные результаты // www.kazinform.kz.

2. По поступлениям НДС Таможенный союз принес в РК 95 млрд. тенге // www.zakon.kz.

3. Нурбекова Г. Таможенный союз - разочарование даже для оптимистов // Silk Way. Торговля без границ. Информационно-аналитический бюллетень. - 2011. - № 2.

4. Пресс-релиз Национального банка Республики Казахстан № 8 от 6 апреля 2011 года. О ситуации на финансовом рынке // www.nationalbank.kz.

5. Каримова Д. Галоп, еще галоп // Бизнес и власть. - 4 марта 2011 г.

6. Разумов Я. Беспримерные требования детализации импортируемых товаров могут привести к удорожанию импорта// Silk Way. Торговля без границ. Информационно-аналитический бюллетень. - 2011. - № 2.

7. Россия и Казахстан не считают необходимым унифицировать экспортные таможенные пошлины в рамках ЕЭП // Панорама - 5 ноября 2010 г.

Рахматулина Г. Г. - кандидат экономических наук, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций

Rahmatulina G. G. - Candidate of Economic Sciences, Senior Analyst, Investment Profitability Research Agency e-mail: komkov_ni@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.