а также различные архитектурные памятники.
В январе 2009 г. были выпущены монеты номиналом 10 и 50 тыйнов, 1; 3 и 5 сом, а в декабре этого же года выпущена монета 10 сом.
В марте 2009 г в обращение введена банкнота номиналом 5000 сом с изображением всемирно известного художника и киноактера Суйменкула Чокморова. И с 1 июля 2009 г. вводятся в обращение банкноты четвертой серии номиналом - 20; 50 и 100 сом.
Таким образом, история налично-денеж-ного обращения Кыргызстана с древнейших времен и по сегодняшний день занимает свое неповторимое и достойное место в богатейшем
культурном наследии других народов и стран мира.
Список литературы
1. Байбосунов Р., Аширалиева М. История денег // Слово Кыргызстана. 2003. № 55.
2. Койчуев Т.К., Плоских В.В. В мире денег. Бишкек, 1993.
3. Койчуев Т.К., Плоских В.В. Сом - проблемы и надежды. Бишкек, 1993.
4. Пашкус Ю. Деньги: прошлое и современность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
5. Сабитова С. Сом - юбиляр //Слово Кыргызстана. 2003. № 48.
ТАШБАЕВА Салтанат Абдыкалыевна — старший преподаватель. Иссык-Кульский кооперативный институт им. академика Ж. Алышбаева. Кыргызстан. Каракол. E-mail: [email protected] АЛЫБАЕВА Аэлита Курманакуновна - преподаватель. Иссык-Кульский кооперативный институт им. академика Ж. Алышбаева. Кыргызстан. Каракол. E-mail: [email protected]
TASHBAEVA, Saltanat Abdykalyevna - Senior Lecturer. Issyk-Kul Cooperative Institute Academician Zh. Alyshbaeva. Kyrgyzstan. Karakol. E-mail: [email protected]
ALYBAEVA, Aelita Kurmanakunovna - Teacher. Issyk-Kul Cooperative Institute Academician Zh. Alyshbaeva. Kyrgyzstan. Karakol. E-mail: [email protected]
УДК 130.2
ПРИОРИТЕТЫ духовного РАЗБИТИЯ российского ОБЩЕСТВА
И.А. Треушников
Рассмотрены проблемы духовно-нравственного развития российского общества на современном этапе. Отмечена необходимость ориентации на традиционные ценности, наиболее значимой из которых является патриотизм. Предложено философское обоснование российского патриотизма на основе философии Л.П. Карсавина.
Ключевые слова: традиционные ценности; патриотизм; философия всеединства; евразийство; христианская культура; проблема «Запад - Восток»; общество.
I.A. Treushnikov. PRIORITY OF THE SPIRITUAL DEVELOPMENT OF RUSSIAN SOCIETY
The problems of the spiritual and moral development of Russian society at the present stage. The necessity to focus on traditional values, the most significant of which is patriotism. Asked the philosophical foundation of Russian patriotism based on the philosophy LP Karsavina.
Keywords: traditional values; patriotism; philosophy of unity; Eurasianism; Christian culture; the problem of «East - West»; society.
В настоящее время перед Россией особенно остро стоит вопрос о выборе приоритетов дальнейшего духовного развития. Перенос западноевропейского образа жизни на российскую почву не вызывает однозначного одобрения. После весьма длительного периода почти безоговорочного преклонения перед Западом, забвения национальных интересов, нигилистического отношения к отечественной истории, наконец, возвращается понимание рос-
сийских приоритетов, необходимости собственного пути развития, утверждения национального достоинства, самоуважения. Формируется убеждение в необходимости для нашей страны самобытного пути развития, учитывающего опыт западной цивилизации, но сохраняющего исконно российские черты. Это не должно вести к изоляционистским и шовинистским настроениям, что предполагает выработку ясного и определенного представ-
ления о специфике нашей Родины и ее месте в мировой истории.
Центральной темой, в процессе обсуждения которой во многом строится отечественная философия истории, выступает проблема «Запад - Восток». Актуальность ее для русской мысли не снижается на протяжении столетий. Причиной этому выступают особенности исторического, социально-культурного, религиозно-духовного развития нашей страны, ее геополитического положения. Находящаяся одновременно и в Европе, и в Азии, открытая для влияний различных народов и культур как с той, так и с другой стороны, Россия до настоящего времени представляет собой загадку не только для иностранных, но и для собственных мыслителей. Для Европы она - Восток, для Азии - Запад. Как страна, особенности культуры которой во многом определялись христианством, Россия тяготела к Европе, но православие отталкивало ее от Запада. На протяжении всей истории как материальная, так и духовная культура русского народа претерпевала существенные трансформации под воздействием противоположных тенденций. В ходе реформ XVIII в. в России сформировался слой людей - носителей европейской культуры. Представляя явное меньшинство населения, они занимали ведущее положение во всех сферах жизни общества. Раскол между ними и русским народом, сохранившим верность православной традиции, трагически переживался лучшими представителями отечественной интеллигенции. Именно они, стремясь определить место России и русского народа в мире, вывели проблему «Запад -Восток» на концептуальный уровень. О значимости данной проблемы для русской духовной культуры хорошо сказал Н.А. Бердяев: «Русское национальное самосознание родилось в постановке проблемы Востока и Запада. И на протяжении всего XIX века бьется русская мысль над этой проблемой. Уже один факт борьбы славянофильства и западничества, которой заполнена русская литература, русская философия, русская общественность, свидетельствует о центральности этой проблемы» [1, с. 108]. Фактически страна длительное время находилась в состоянии выбора приоритетов духовного развития. Этот выбор сохраняет актуальность и в настоящее время.
Изучение русской философии является необходимым условием выработки вдумчивого и ответственного отношения к истории и будущему нашей страны, что позволит выработать представления о продуктивных моделях общественного развития. В настоящее время по-
прежнему значимым представляется изучение творческого наследия философов, принадлежащих к направлению, которое традиционно называют «философией всеединства», являющейся генетической частью русской религиозно-философской мысли, в рамках которой осуществляется дискурс проблемы «Запад - Восток». Историософия представителей философии всеединства выступает весомым компонентом отечественной философии истории. Философы, входящие в это направление, создают оригинальные философские системы, в рамках которых своеобразное решение находят вопросы и темы, выступающие основными аспектами проблемы «Запад - Восток».
Социальные потрясения начала ХХ столетия, которые затронули как Россию, так и Европу, настоятельно требовали осмысления. Корни социальных потрясений представители философии всеединства, в силу метафизических оснований своих историософских воззрений, видели в ослаблении религиозного энтузиазма, размывании нравственных ценностей. Отдельные из них, признав влияние западной светской культуры на миросозерцание русского народа разрушительным, обратились к идее самобытности исторического развития России. Другие, ориентируясь на универсалистские христианские принципы, не желали противопоставлять Россию Европе. Разрешение проблемы «Запад - Восток» в данных ракурсах определило их конкретно-исторические и политические предпочтения. Однако, в конечном счете все представители философии всеединства выступают за возрастание интенсивности духовно-нравственной жизни народа. Именно снижение уровня напряжения духовной жизни, крах сакрального идеала в сознании широких масс привели к масштабному социальному кризису начала ХХ столетия, мировой войне, пролетарским революциям, которые разрушили традиционные ценности и их квинтессенцию - чувство патриотизма. В результате кризиса патриотизма рухнула Российская империя. Анализ причин этих потрясений, на наш взгляд, актуален и в настоящее время.
В период масштабных социальных преобразований закономерно происходит размывание традиционных ценностей, одной из которых является патриотизм. На современном этапе российское общество переживает негативные последствия разрушения более или менее устойчивой системы духовно-нравственной культуры, происходившее на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Кризис патриотизма выступает следствием данного процесса. Официальная власть, пред-
ставители общественных организаций, специалисты-обществоведы признают наличие этого кризиса и рассматривают пути и способы борьбы с данным явлением. На наш взгляд, не следует преуменьшать значение собственно философского осмысления и обоснования феномена патриотизма, так же как и обоснования необходимости его формирования. В этой связи возрастает роль философских концепций, позволяющих без серьезных противоречий утверждать ценность патриотизма для современного многонационального и многоконфессионального российского общества. Очевидно то, что в данной работе мы должны опираться на достижения не только мировой, но, прежде всего, отечественной философской мысли.
Марксистская философия, долгое время служившая основой для формирования идеологии в нашей стране, в значительной степени утратила актуальность. Кроме того, последовательное обоснование патриотизма в контексте данной философской доктрины затруднительно, поскольку в ней содержится очень мощный интернациональный и классовый заряд. В последнее время все большее число исследователей обращаются к самобытной русской философии, в частности, к философии славянофилов. Этот шаг вне сомнения оправдан, однако при обосновании патриотизма философские построения славянофилов также создают определенные противоречия, поскольку корни их достаточно четко конфессионально и этнически ориентированы, что в реалиях современной России служит основанием для дополнительных трудностей.
Полагаем, неплохой ресурс для обоснования патриотической идеи дает евразийская концепция (в той ее собственно философской части, которая была сформулирована представителем значимого направления в истории русской философии, называемого философией всеединства, - Л.П. Карсавиным). Исторические условия рубежа Х1Х-ХХ вв., масштабные социальные катастрофы первой четверти ХХ в., в которые была втянута наша страна, актуализировали в очередной раз проблему культурно-цивилизационного выбора России, по сути - проблему «Запад - Восток». Пожалуй, одним из последних оригинальных вариантов решения проблемы «Запад - Восток» в философском контексте представляется историософия евразийства. У истоков евразийства стояли Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, Г.В. Фло-ровский. Последний достаточно быстро покинул ряды приверженцев движения и стал суровым критиком его доктрины. В разработке
евразийской идеологии принимали творческое участие Н.Н. Алексеев, Г.В. Вернадский и др. Что особенно для нас важно, в качестве идеолога в движении принимал участие Л.П. Карсавин.
Оценки факта евразийского увлечения Л.П. Карсавина часто весьма негативны. «С сожалением, приходится констатировать, что евразийство как политическое направление мысли увело в сторону и фактически подвело к 1926 году черту под учением всеединства Л.П. Карсавина» [7, с. 311], - утверждает современный исследователь Д.А. Крылов. С.С. Хоружий, анализируя творческую эволюцию мыслителя, отметил «дурной плод парижского евразийства». Само присоединение Л.П. Карсавина к евразийскому движению, конечно, не было обусловлено исключительно случайными обстоятельствами. Особенности личности мыслителя теснейшим образом связаны с его философией и его судьбой.
Следует заметить, что Л.П. Карсавин первоначально был в числе скептически настроенных по отношению к евразийской концепции авторов. В рецензии 1923 г. на первые сборники евразийцев мыслитель указывает на несомненную слабость философского обоснования выдвигаемых идей. Впрочем, следует обратить внимание на отсутствие существенной критики самого содержания евразийской концепции. Позднейшее присоединение Л.П. Карсавина к движению в качестве его теоретика «нисколько не удивительно». Значимо для нас фиксируемое в данном случае обратное влияние обосновываемых положений на философию мыслителя. Именно в евразийский период его творчества раскрывается концепция симфонической личности, формирующаяся на стыке интуиций Кузанского с «духом Шпенглера», предполагающего рассмотрение «каждой культуры или народа как особой личности» [9, с. 157, 161-163]. Следует согласиться с исследователями, утверждающими логичность и непротиворечивость увлечения мыслителя евразийством.
Впрочем, оно было весьма кратковременным. Мыслитель начал вести семинары в Париже с 1926 г., а в 1929 г. отходит от движения. В статье «Европа и Россия (Наброски евразийской идеологии)», опубликованной в Литве в 1929 г., Л.П. Карсавин дает, пожалуй, последний вариант своего видения евразийского учения. В этот период он продолжал развивать основные положения своей философской системы. «Основная философская интуиция Л.П. Карсавина состоит в том, что полученное в индивидуальном опыте
переживание и познание единства должно быть превращено в онтологический принцип. Эта позиция обеспечивает ему наличие точек пересечения с учением евразийства...» [8, с. 234], - полагает современный исследователь творчества мыслителя - Ю.Б. Мелих.
Исходя из принципов всеединства, мыслитель постулирует в качестве идеала и модели развития всеединого человечества личность Иисуса Христа. В связи с этим следует согласиться с мнением С.С. Хоружего, что «история - в центре его [Л.П. Карсавина - И.Т.] картины реальности», а в своем стремлении выстраивать «метафизику истории» мыслитель полагает в центр своей конструкции «мир личного бытия». «Историзм Карсавина существенно личностен» [9, с. 143-146]. «Мы признаем единственным центральным моментом исторического развития Боговоплощение», - утверждает Л.П. Карсавин. Однако связь Иисуса со всеми другими человеческими личностями также имеет несомненное значение, ибо все люди - «братья Христу». «Во всяком другом человеке Христос должен индивидуализироваться по-иному, потому что другой человек - иная личность, иной (по возможности свой) момент Всеединого Христа» [5, с. 250-251]. Отсюда история понимается Л.П. Карсавиным преимущественно как «эмпирическое становление и погибание (раз Христос умер) земной Христовой Церкви» [5, с. 207]. В этом тезисе мыслитель также сближается с построениями других представителей философии всеединства, таких как В.С. Соловьев (ее идейный основатель), Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский.
Особенности метафизики Л.П. Карсавина приводят его к построению специфической модели исторического прогресса, основанной на нелинейном понимании взаимосвязи между моментами исторического бытия. «История направлена к идеалу., - отмечает мыслитель, -так, что он всю ее объемлет и содержит, и всякий ее момент направлен к своей усовершенности в идеале». Особое видение исторической действительности приводит к формированию модели в виде замкнутой окружности с бесконечным диаметром, где центр - идеал, а точки (моменты) приближаются от перифирии («абсолютного своего небытия») к центру («совершенному своему бытию»), причем одни больше, другие меньше. Каждая из них уникальна и значима, ибо «истинное бытие центра есть единство его с раскрытием в круг и стяжением круга в него» [5, с. 247]. Подводя итог, Л.П. Карсавин отметил: «Наша теория
существенно отличается от теории прогресса, но сохраняет и обосновывает неустранимый из исторического познания ее основной мотив. Отрицая начальный и конечный моменты развития, мы признаем его центральный момент, благодаря чему получаем возможность перио-дизировать и познавать исторический процесс. Сохраняем мы и неустранимый момент оценки» [5, с. 273].
В рамках модели Л.П. Карсавина переход в сверхэмпирическое бытие не связывается с каким-то линейно понимаемым промежутком времени. «Не постепенным нарастанием создается Царство Божие на земле, не в конце оно долгого пути человечества, - а сразу во всей человеческой жизни, во всевременном единстве ее» [6, с. 189]. Подход к проблеме исторического прогресса у других обозначенных нами выше «последователей» В.С. Соловьева, несомненно, ближе к ортодоксальной религиозной трактовке. Оптимистический прорыв в Царство Божие, который жаждал видеть основатель философии всеединства, представляется им делом метаистории, что продиктовано, вероятно, не только стремлением к богословской корректности, но и непосредственным наблюдением катастрофических событий, потрясших Россию и весь мир в начале ХХ в.
Метафизические основания философской системы Л.П. Карсавина, а в еще большей степени развернутые в евразийской концепции положения позволяют, на наш взгляд, достаточно продуктивно осуществлять обоснование патриотизма в современной России. Идеи, высказанные в статьях евразийского периода, в целом повторяли либо развивали уже выдвинутые философом тезисы. В очерке «Восток, Запад и русская идея», опубликованном в 1922 г., мыслитель сформулировал тезис, лежащий в основе евразийской историософской концепции: «Христианская культура утверждает абсолютную ценность личности, всякой личности - индивидуума, народа, человечества, и всех ее проявлений -нравственности, права, науки, искусства»; в той мере, в которой абсолютное осуществляется в конкретном, - уточняет мыслитель [2, с. 182]. В контексте данного положения формируется положение мыслителя о ценности, самодостаточности и самобытности русской культуры. «Россия наконец поняла, что является отдельным миром со своей культурой, отличной как от европейской, так и от азиатской, хотя и весьма родственной последней», - заявляет мыслитель. При этом он указывает: «Мы, защищая перед Европой и
русской Европой оригинальность России, не выделяем ее из человечества» [3]. Таким образом, в представлении о соотношении отечественной и мировой истории реализуется основополагающий принцип философии Л.П. Карсавина - принцип всеединства.
Мыслитель принимал и обосновывал основной тезис евразийцев о России - Евразии. «Действительно, Россия - Евразия, -писал он, - но единство Евразии не исчерпывается общими географическими и этнологическими условиями». Общим является и экономический мир. Евразия отрезана от Океана и должна обрести «океан в себе», - считал философ. История евразийской цивилизации рассматривается им как единый процесс. Культурное влияние на евразийские народы, по мнению философа, оказала Византия и монго-ло-татары. Л.П. Карсавин обращал специальное внимание на духовное единство евразийских народов. Даже татары, по его мнению, чувствовали, что все народы Евразии в глубине своего сердца носили общую религиозную идею и общее понимание культуры, обусловленное религией. «Русская ортодоксия была наиболее законченной и единственно действительной формой этой религии, а все остальные были лишь переходными формами»,
- указывал мыслитель. После того как политический центр переместился в Москву, она «присвоила монопольную традицию», тем самым продолжая свойственную евразийскому объединению политическую практику. В этой политике «Московия» противостояла влиянию Запада и, в сущности, воссоздавала единую евразийскую государственность - «рах rossica» [3, с. 151-152].
В воззрениях мыслителя о специфике русской культуры большое значение имеет концепция симфонической личности. «Для нас Россия - Евразия не случайный продукт взаимной борьбы между нациями, социальными группами, индивидуумами, а живое, органически раскрывающееся целое. Как же может оно не обладать единой волей и единым миросозерцанием, не отвлеченно единым, не лично, а соборно-единым? Отрицать это - значит, отрицать истину...» [4, с. 157],
- утверждал мыслитель. Культура, таким образом, - личное иерархическое многоедин-ство. Однако в силу принципа совпадения противоположностей часть должна проявлять через себя черты целого. «Так, евразийская русская культура может обладать личным бытием своего субъекта только потому, что она своеобразно осуществляет человечество, «сама осуществляется в ряде своеобразных личностей
или наций»» [4, с. 120]. Данную особенность представлений Л.П. Карсавина справедливо отметил С.С. Хоружий: «...Морфологизм был чужд его философии, в которой истинным субъектом мировой истории была всегда единая тварь, а не собрание взаимозамкнутых народов-личностей, и, в противоположность эмпиризму исторической морфологии, за тканью событий виделась единая онтологическая динамика, построенная на диалектических парадигмах Кузанского» [9, с. 165].
«Проблема «Россия - Европа» через проблему «Россия - Азия» расширяется в идею России - Евразии, как особого культурного мира и особого континента. А в связи с этим само национальное сознание получает новый смысл, уже не позволяющий сопоставлять это сознание с ограниченным и местным национализмом Европы». Данный тезис увязывается с проблемой осмысления «небывалого революционного процесса» и «ставит проблему новой России как ее общечеловеческую историческую миссию». Именно оценки революции и социалистических преобразований мыслителем вызывали и вызывают наибольшее количество критических отзывов, но данная сторона его творческого наследия -тема для отдельного разговора.
В целом анализ выражения проблемы «Запад - Восток» в философии Л.П. Карсавина показывает то, что, несмотря на особенности его системы, рассмотрение основных аспектов обозначенной проблемы мыслителем приближается к авторам, придерживающимся представлений о самобытном, отличном от Европы историческом пути России. Изменение диспозиции «Запад - Россия» на антиномию «Запад - Евразия» мало что, на наш взгляд, меняет в главном. Несмотря на утопизм политической программы евразийства, в его историософской концепции можно обнаружить значимые и актуальные для настоящего момента положения. Идеологи евразийства выступали с идеей духовного единения народов России, при сохранении их культурного своеобразия, общего повышения духовно-нравственного потенциала личности, укрепления государственности. При этом можно обнаружить в учении евразийцев положения, свойственные русской религиозно-философской мысли в целом, в частности, весьма характерное убеждение в неуниверсальности европейской культуры и стремление противостоять внешней и насильственной европеизации, приверженность православным идеалам и защиту «подлинной национальной культуры». Эти положения позволяют без существенных противоречий утверж-
дать идеал патриотического служения в многонациональной и многоконфессиональной России на современном этапе.
Историософия всеединства не только в лице Л.П. Карсавина, но и других ее представителей, развиваясь, как во многом вся русская философия, в контексте решения проблемы «Запад -Восток», демонстрирует различные попытки снять крайности указанной дилеммы. Интенция всеединства, заложенная в основания построений рассматриваемых мыслителей, приводит к стремлению утверждать универсальные общечеловеческие идеалы в качестве высшей ценности, но при этом понимать возможность их актуализации только через реализацию особенностей национальной духовной культуры. Данная тенденция, сформированная в рамках историософии всеединства, делает воззрения представителей этого направления актуальными и в настоящее время. Несмотря на различие в решении тех или иных вопросов, мыслители в конечном итоге стремились показать пути духовного совершенствования общества, без которого невозможно дальнейшее развитие нашей страны. Глубокий положительный смысл их историософских воззрений заключается в том, что призвание русского народа состоит не в подавлении других народов и самовозвеличивании, но в актуализации идеала гармоничного единства во множестве, идеала соборности, идеала любви, идеала бого-человечества.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева // Сб. первый. О Владимире Соловьеве. М.: Тип. Императорского Московского Университета, 1911.
2. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Сочинения / сост., вступ. ст. и прим. С.С. Хоружего. М.: Раритет, 1993.
3. Карсавин Л.П. Европа и Россия (наброски евразийской идеологии) // Логос. Санкт-Петербургские чтения по философии культуры. Кн. 2. Российский духовный опыт. СПБ.: Изд-во СПбГУ, 1992.
4. Карсавин Л.П. Основы политики // Мир России - Евразия: Антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Высш. шк., 1995.
5. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: АО Комплект, 1993.
6. Карсавин Л.П. Noctes Petropolitanae // Путь православия / сост. и вступ. ст. П.О. Нико-лова. М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003.
7. Крылов Д.А. Евхаристическая чаша. Со-фийные начала. М.: КомКнига, 2006.
8. Мелих Ю.Б. Персонализм Л.П. Карсавина и европейская философия. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
9. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.
ТРЕУШНИКОВ Илья Анатольевич - доктор философских наук, начальник кафедры философии. Нижегородская академия МВД России. Россия. Нижний Новгород. E-mail: treushnikovilya@ mail.ru
TREUSHNIKOV, Ilya Anatolyevich - Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy. Nizhny Novgorod Academy Ministry Internal Affairs of Russia. Russia. Nizhny Novgorod. E-mail: [email protected]