Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налог / налоговая система / налоговая система / реформа налоговой системы / модернизация налоговой системы / налогообложение / принципы налогообложения. / tax / tax system / tax system / tax system reform / tax system modernization / taxation / principles of taxation.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Номазов Б.Б.

В статье содержание, необходимость и значение модернизации налоговой системы на современном этапе либерализации экономики в Республике Узбекистан, описание направлений, особенности и проблемы современности рассматриваются с точки зрения взгляд на оперативные меры концептуальных основ налоговой политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY TASKS OF TAX SYSTEM MODERNIZATION RESEARCH

The content, necessity and importance of modernization of the tax system at the current stage of economic liberalization in the Republic of Uzbekistan, description of directions, current features and problems are considered from the point of view of rapid measures of the conceptual foundations of the state's tax policy.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ»

УДК: 33532.6

Номазов Б. Б. старший преподаватель кафедра «Инновационная экономика» Каршинский инженерно-экономический институт

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье содержание, необходимость и значение модернизации налоговой системы на современном этапе либерализации экономики в Республике Узбекистан, описание направлений, особенности и проблемы современности рассматриваются с точки зрения взгляд на оперативные меры концептуальных основ налоговой политики государства.

Ключевые слова: налог, налоговая система, налоговая система, реформа налоговой системы, модернизация налоговой системы, налогообложение, принципы налогообложения.

Nomazov B.B. independent researcher Innovative Economy department Karshi Institute of Engineering and Economics

PRIORITY TASKS OF TAX SYSTEM MODERNIZATION

RESEARCH

Abstract. The content, necessity and importance of modernization of the tax system at the current stage of economic liberalization in the Republic of Uzbekistan, description of directions, current features and problems are consideredfrom the point ofview of rapid measures of the conceptual foundations of the state's tax policy.

Key words: tax, tax system, tax system, tax system reform, tax system modernization, taxation, principles of taxation.

Введение.

Процесс либерализации экономики, обеспечение активного участия налоговой системы в обеспечении стабильности экономического роста, усугубления проблем финансовой политики и увеличения налогового потенциала налогоплательщиков, использование эффективных инструментов налоговой администрирования в соответствии с Состояние напрямую связано с улучшением концептуальной основы модернизации налоговой системы во многих отношениях. Этот вопрос особо подчеркнут

в Указе Президента Узбекистана №ПФ-5468 от 29 июня 2018 года «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан». Вместе с тем, Указ Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года № ПФ-5116 «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей», Постановление Президента Республики Узбекистан PQ-3802 от 26 июня 2018 года «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 апреля 2019 года № 320 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы», Постановление Президента Республики Узбекистан PQ-4389 от 10 июля 2019 года «О дополнительных мерах по совершенствованию налогового администрирования» и на ее основе такие нормативные документы, как «Стратегия совершенствования налогового администрирования в Республике Узбекистан на 2019-2021 годы» ставят на повестку дня вопрос совершенствования концептуальных основ модернизации налоговой системы. Поэтому важно всесторонне изучить концептуальные основы реформирования и модернизации налоговой системы, которые являются сегодня причиной многих дискуссий, а также практические вопросы эффективных моделей налогообложения и ведущих брендов мировой налоговой практики.

В «Стратегии действий по пяти направлениям приоритетного развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы» [1] «продолжение политики снижения налогового бремени и упрощения системы налогообложения, совершенствования налогового администрирования и расширения соответствующих мер стимулирования» определяется как главный приоритет. Более жестко и комплексно эти задачи были поставлены в «Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы»: В качестве важного направления определено «...продолжение политики снижения налогового бремени и упрощения системы налогообложения, совершенствования налогового администрирования и расширения соответствующих мер стимулирования» [2].

В заключение можно сказать, что теоретические, методологические и практические аспекты совершенствования концептуальных основ налоговой системы в Узбекистане недостаточно изучены как особый, самостоятельный объект исследования, что и определяет актуальность и научно-практическое значение данного исследования. научная тема.

Анализ литературы.

В Налоговом кодексе и других правовых документах в целом дается определение понятия «налоговая система», но не определяются содержание, новые требования, проблемы и порядок их совершенствования. В то же

время мы видим, что в экономической литературе нет единого подхода к выражению понятия «модернизация налоговой системы».

В целом в экономической литературе по практике налогообложения и в научных докладах авторов различные понятия трактуются как содержание «модернизации налоговой системы» (Таблица 1).

Таблица 1

Понятия, трактуемые как содержание «модернизации налоговой

системы» в экономической литературе*

№ Понятия трактуются как необходимость и содержание «модернизации налоговой системы». Авторы Источник литературы

1 Трансформация налоговой системы - это концепция, включающая в себя модернизацию налоговой системы. Модернизация налоговой системы означает совершенствование практики налогообложения в соответствии с требованиями времени. При этом важной необходимостью являются критерии существования эффективных видов налогов, условия механизма налогообложения, вопросы реализации интересов участников налоговых отношений. Кириенко А.П. Трансформация налоговой системы в условиях усиления взаимодействия с предпринимательской средой:теория и практика. Авт. дисс.на соиск.уч. степ. д.э.н., Иркутск, 2015,-36 с.

2 Модернизация налоговой системы - это адаптация налоговой системы страны к требованиям времени. Система налогового планирования занимает важное место в своих компонентах. Писарева А.С. Модернизация системы налогового планирования в Российской экономике. Авт.дисс.на соиск.уч.степ.к.э.н., Орел,2010,-24 с.

3 Модернизация налоговой системы требует радикальной реформы налогового администрирования. Гойгереев К.К. Модернизация налогового администрирования в посткризисной экономике РФ. Авт.дисс.на соиск. уч. степ. к.э.н., Орел, 2011,-24 с.

4 Модернизация налоговой системы предполагает постепенную реализацию социально ориентированных мер Скакунова А.А. Модернизация государственной налоговой политики в социально-

государственной налоговой политики. ориентированной налоговой системе. Авт. дисс.на соиск. уч.степ.к.э.н., Орел,2012,-24 с.

5 Модернизация налоговой системы - налоговое администрирование по всем видам налогов требует радикального реформирования работы налоговой службы за счет использования эффективных инструментов и методов. Артиков Н.А. Обеспечение эффективной работы налогового администрирования в Республике Узбекистан. Диссертация на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по экономике. абстрактный. Т.: 2022. - 57 с.

6 Модернизация налоговой системы означает «продолжение политики снижения налогового бремени и упрощения системы налогообложения, совершенствования налогового администрирования и расширения соответствующих мер стимулирования» для достижения стабильного формирования темпов экономического роста и доходов бюджета в нашей стране. Ибрагимов Б.Б. Налоговое администрирование: проблемы и решения. Моногр.Т.: «Издательские доходы», 2022. 226 с.

^Составлено автором на основе обзора литературы.

Известно, что модернизация, модернизация (франц. моёегпе -новейший, современный) означает обновление чего-либо, придание ему современного вида, изменение в соответствии с современными требованиями. В научной литературе даются различные определения понятия «модернизация», выделяются ее имманентные особенности и роль в общественном развитии. Европейские ученые и специалисты акцентируют внимание на раскрытии аспектов модернизации, связанных с научно-техническим и экономическим развитием. Поскольку развитие Европы происходит посредством научно-технических открытий и инноваций, этой стороне проблемы уделяют большое внимание. В последнее время такой подход заметен в странах, которые вступили на путь развития и сделали модернизацию стратегической целью. Итак, модернизация и инновации становятся глобальной реальностью. Будущая судьба человечества, экономическая и международная интеграция основаны на этих реалиях.

На основе обобщения этих соображений содержание понятия «модернизация налоговой системы» можно трактовать как совокупность государственных мер, связанных с налогами, налогообложением, улучшением существующих или фактических условий и ситуаций, связанных с налоговой системой, на основе требования времени.

Анализ и результаты.

Одно из основных институциональных понятий налогообложения в финансовой науке - единого признака понятия «налоговая система» до сих пор не существует. При этом в научной литературе часто используются такие термины, как «налоговая система», «налоговая система», «налогообложение».Налоговый кодекс Республики Узбекистан - основной законодательный документ, регулирующий вопросы налогообложения в Республике Узбекистан, не раскрывает значения понятия «налоговая система».

При этом налоги рассматриваются как составная часть финансово-экономической системы воздействия на экономику, они являются одним из важных элементов государственного регулирования экономики. Стоит сказать, что, создавая налоговую систему страны, государство пытается использовать ее в определенных финансовых и политических целях. В результате появилось относительно самостоятельное направление -налоговая политика.

Налоговая политика воплощает собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства и отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовые ресурсы. В этой деятельности государство опирается на задачи, специфичные для налогов, и использует эти задачи для проведения активной налоговой политики.

Как специфическая сфера человеческой деятельности налоговая политика относится к категории системы социального управления. Между ним и экономической базой общества существует неотъемлемая связь. С одной стороны, налоговая политика возникает в связи с экономическими отношениями, как составная часть финансовой политики общества, она не свободна от разработки и реализации политики, а политика определяется экономикой. С другой стороны, налоговая политика, которая создавалась и развивалась на основе экономической базы, как составная часть финансовой политики обладает определенной самостоятельностью: действуют свои законы и логика развития. Благодаря этому это может повлиять на экономику и финансовое положение в разных направлениях: в одних случаях за счет осуществления политической деятельности создаются благоприятные условия для экономического развития, а в других оно прекращается.

На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы:

- общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся ростом (снижением) темпов производства;

- уровень инфляции;

- денежно-кредитная политика государства.

Цель налоговой политики формируется под влиянием ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, состояние общественно-политических сил в обществе. В современных условиях страны с развитой рыночной экономикой реализуют налоговую политику для достижения следующих важных целей:

- участие государства в регулировании экономики и общественного воспроизводства, направленное на стимулирование или ограничение экономической деятельности;

- удовлетворение потребностей в достаточных финансовых ресурсах для проведения экономической и социальной политики на всех уровнях государственного управления и выполнения задач, возложенных на соответствующие органы и органы управления;

- реализация государственной политики по регулированию доходов.

Формирование налоговой политики базируется на двух

взаимосвязанных методологических условиях:

- использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов разных уровней и решения задач государственного бюджета;

- использование налога как метода косвенного регулирования экономической деятельности.

Практическая деятельность по реализации этих принципов в конечном итоге направлена на обеспечение экономического роста, что является главной проблемой страны.

Методы реализации налоговой политики зависят от целей, которых государство пытается достичь, проводя эту политику. В современной мировой практике более распространены следующие методы:

а) изменить налоговую нагрузку на налогоплательщиков;

б) замена одной формы или метода налогообложения другой;

в) изменение территории распространения того или иного налога или всей системы налогообложения;

г) солик имтиёзлари ва преференцияларини киритиш ёки бекор килиш;

д) введение стратифицированной системы налоговых ставок.

Участие государства в регулировании экономики посредством

налоговой политики осуществляется с помощью налоговой ставки, налоговых льгот, налоговой базы и т. д. При этом государство использует как прямые, так и косвенные налоговые средства.

Типичным примером прямого влияния на процессы стимулирования и регулирования является использование налоговых льгот и преференций, полное или частичное освобождение от налогов. Полное освобождение от индивидуальных налоговых платежей обычно используется государством для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в слаборазвитые или неблагополучные регионы страны, а их основой служит прибыль или доход. Как правило, освобождение от таких налогов предоставляется на срок от трех до пяти лет.

В отличие от полного освобождения от налогов, частичное освобождение от налогов представляет собой систему налоговых льгот для определенной части доходов от предпринимательской деятельности. Это обеспечивает избирательность и гибкость государственного регулирования экономики. В частности, в такой ситуации применяются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как создание конкретных видов ускоренной амортизации, снижение или дифференциация ставок налога во времени относительно общих правил, продление и отсрочка уплаты налогов, различные резервные, инвестиционные и другие используются средства, свободные от налогообложения и других налоговых льгот и преференций.

Налоговая ставка является важным инструментом реализации государственной политики в сфере регулирования доходов. Изменяя ее, государство может осуществлять налоговое регулирование, корректируя только фиксированную ставку, не меняя при этом всего налогового законодательства. В отдельных регионах, отдельных отраслях и предприятиях налоговая политика для отдельных категорий налогоплательщиков большой эффект достигается за счет дифференциации налоговых ставок. Налоговая ставка обеспечивает мобильность финансового законодательства, дает государству возможность быстро и эффективно менять приоритеты в политике регулирования доходов.

Краткое содержание.

1. Основным вопросом модернизации налоговой системы является системное исследование концептуальных основ модернизации налоговой системы в рамках концептуальных основ государственной налоговой политики в Республике Узбекистан с учетом перспективных задач социально-экономического развития страны, а также сосредоточение внимания на «государственных фискальных целях» и стимулирующей функции налогов заключается в разработке усовершенствованного механизма путем координации и гармонизации соотношения эффективного механизма реализации.

2. Среди приоритетных задач исследования модернизации налоговой системы следует выделить следующие:

- модернизация налоговой системы: исследование ее необходимости, содержания, генезиса и трансформации в современных условиях;

- уточнение концептуальных основ и условий модернизации налоговой системы;

- в современных условиях провести анализ закономерностей развития модернизации налоговой системы Республики Узбекистан, ее системных проблем и государственных мер по их решению;

-методические подходы к оценке эффективности налоговой системы, анализ показателей оценки эффективности;

- обоснование научно-методических аспектов концепции модернизации налоговой системы Нового Узбекистана;

-научное обоснование перспектив формирования эффективной модели налоговой системы.

Использованные источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № ПФ-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». //Народное слово, 8 февраля 2017.

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № ПФ-60 «Об утверждении Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы».

3. Кириенко А.П. Трансформация налоговой системы в условиях усиления взаимодействия с предпринимательской средой: теория и практика. Авт.дисс.на соиск.уч.степ.д.э.н., Иркутск, 2015,-36с.

4. Писарева А.С. Модернизация системы налогового планирования в Российской экономике. Авт. дисс. на соиск. уч.степ.к.э.н., Орел, 2010,-24с.

5. Гойгереев К.К. Модернизация налогового администрирования в посткризисной экономике РФ. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. к.э.н., Орел, 2011,-24с.

6.Скакунова А.А. Модернизация государственной налоговой политики в социально-ориентированной налоговой системе. Авт. дисс. на соиск. уч.степ.к.э.н., Орел, 2012,-24с.

7. Номазов Б.Б. О задачах модернизации налоговой системы Узбекистана //Экономика и социум. 2023. №5-1 (108).

8. Nomazov B.B. On the issues of improving the conceptual basis of the modernization of the tax system //Экономика и социум. 2023. №5-1 (108).

9. Номазов Б.Б. Меры по совершенствованию концептуальной основы модернизации налоговой системы //Экономика и социум. 2024 №2 (117)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.