Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ'

О НЕОБХОДИМОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налог / налоговая система / модернизация налоговой системы / реформа налоговой системы / принципы налогообложения / функции налогообложения / tax / tax system / tax system modernization / tax system reform / taxation principles / taxation functions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Номазов Б. Б.

В статье рассматриваются необходимость и важность совершенствования концептуальных основ модернизации налоговой системы, особенности и проблемы современности с точки зрения современного налогового менеджмента государства. В целях укрепления финансовой основы обеспечения устойчивости экономического роста приоритет эффективной реализации государственных фискальных задач, в частности, налоговых доходов государственного бюджета, требует создания концептуальной основы совершенствования концептуальной базы. модернизации налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUES OF IMPROVING THE CONCEPTUAL BASIS OF THE MODERNIZATION OF THE TAX SYSTEM

The article examines the necessity and importance of improving the conceptual foundations of the modernization of the tax system, the features and problems of the present time from the point of view of the state's modern tax management. In order to strengthen the financial foundations of ensuring the stability of economic growth, the priority of the effective implementation of state fiscal tasks, in particular, the tax revenues of the state budget, requires the creation of conceptual foundations for improving the conceptual foundations of the modernization of the tax system.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ»

Номазов Б. Б. старший преподаватель кафедра «Инновационная экономика» Каршинский инженерно-экономический институт

Узбекистан

О НЕОБХОДИМОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ

СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье рассматриваются необходимость и важность совершенствования концептуальных основ модернизации налоговой системы, особенности и проблемы современности с точки зрения современного налогового менеджмента государства. В целях укрепления финансовой основы обеспечения устойчивости экономического роста приоритет эффективной реализации государственных фискальных задач, в частности, налоговых доходов государственного бюджета, требует создания концептуальной основы совершенствования концептуальной базы. модернизации налоговой системы.

Ключевые слова: налог, налоговая система, модернизация налоговой системы, реформа налоговой системы, принципы налогообложения, функции налогообложения.

Nomazov B.B. independent researcher "Innovative Economy" department Karshi Institute of Engineering and Economics

Uzbekistan

ON THE ISSUES OF IMPROVING THE CONCEPTUAL BASIS OF THE MODERNIZATION OF THE TAX SYSTEM

Abstract. The article examines the necessity and importance of improving the conceptual foundations of the modernization of the tax system, the features and problems of the present time from the point of view of the state's modern tax management. In order to strengthen the financial foundations of ensuring the stability of economic growth, the priority of the effective implementation of state fiscal tasks, in particular, the tax revenues of the state budget, requires the creation of conceptual foundations for improving the conceptual foundations of the modernization of the tax system.

Keywords: tax, tax system, tax system modernization, tax system reform, taxation principles, taxation functions.

Введение.

В настоящее время в условиях нарастания процессов интернационализации и интеграции мирового хозяйства, с одной стороны, усиливаются изменения в национальных экономиках, этот процесс приводит к снижению уровня государственного вмешательства в экономику, а с другой стороны, появляются новые формы организации мирового хозяйства, регулирование которых со стороны государства должно адаптироваться к новым условиям. В связи с этим на современном этапе экономической глобализации и роста интеграционных процессов вопросы модернизации налоговой системы становятся все более актуальными.

Поэтому важно всесторонне изучить концептуальные основы реформирования и модернизации налоговой системы, которые сегодня являются причиной многих дискуссий, а также концептуальные основы эффективных моделей налогообложения и ведущих брендов мировой налоговой практики как отдельное направление.

В таких условиях государство должно быть заинтересовано в привлечении иностранных инвестиций и создании благоприятной налоговой среды. Поскольку налоговая система является основой финансового механизма государственного регулирования экономики и одним из важнейших инструментов экономического регулирования, ее модернизация представляет собой весьма сложный и многогранный процесс. В настоящее время наблюдается первый этап процесса модернизации налоговой системы Республики Узбекистан, и поскольку государственный бюджет является основным механизмом формирования доходной части, необходимо изучить и оценить ресурсы и масштабы его модернизации более глубокие.

Результат модернизации налоговой системы во многом зависит от того, насколько государственная налоговая политика соответствует требованиям международных финансово-кредитных организаций, финансирующих проект модернизации налоговой системы страны, и насколько эти требования учитывают особенности модернизации. налоговой системы и национальной экономики. Важность проблемы модернизации налоговой системы проявляется и в том, что теперь в мировую рыночную экономику интегрируются не только крупные предприятия, но и малый и средний бизнес. Поэтому тема данной научной статьи посвящена очень важному и актуальному вопросу - исследованию теоретических аспектов формирования налоговой системы Нового Узбекистана на современном этапе с учетом вышеизложенных причин ее модернизации.

В Налоговом кодексе и других правовых документах не определено понятие «налоговая система», а также не определены необходимость модернизации налоговой системы и порядок ее реализации. В то же время

мы видим, что в экономической литературе нет единого подхода к описанию налоговой системы.

В зарубежной литературе под этой категорией в большинстве случаев понимают компонент финансовой системы и важный оценочный показатель стратегической налоговой политики государства. В частности, в исследованиях Кароллы Пессино и Рикардо Фенокьетто отмечается, что под налоговой системой понимается совокупность мер, связанных с фактической реализацией налоговых поступлений на основе налоговых платежей, льгот и эффективного использования действующего налогового режима на основе о финансовом законодательстве, действующем в стране, а также определении перспектив финансовых возможностей государства на основе налоговых поступлений.

Джордж Чун-Ян Куо рассматривает назначение налоговой системы как важное направление обеспечения налоговой безопасности государства в современных условиях и подчеркивает, что баланс возможностей налогоплательщиков платить налоги или Должна быть принята во внимание способность государства получать доходы.

Анализ показывает, что в экономической литературе существует несколько научных подходов в теоретическом обосновании результатов модернизации налоговой системы:

Некоторые авторы понимают это как «результат модернизации налоговой системы - показатель эффективности использования фискальной функции налога». Это понятие можно убедительно определить как полноту исполнения налоговых обязательств, определяемую на основе действующего законодательства и выражаемую как отношение суммы налоговых платежей к сумме налоговых обязательств в определенном периоде.

Другая группа авторов обосновала «суть результата модернизации налоговой системы как рейтингового показателя деятельности налоговых органов». Данный показатель рассчитывается путем деления фактической суммы налоговых платежей на максимальную сумму исследуемого периода. Само понятие «100% реализация налогооблагаемого дохода» в определенной степени условно. В полной мере реализовать это условие не представляется возможным, поскольку на практике невозможно правильно определить общую сумму налогооблагаемого дохода и других объектов в течение года из-за статистических ошибок при планировании налоговой базы, уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, а также введения налоговых льгот. Данные обстоятельства обосновывают необходимость определения уровня обеспечения налоговых доходов только на макроуровне, то есть в пределах республики, области и района, поскольку логически неприемлемо определять уровень обеспечения налоговых доходов на микроуровне, на уровне уровень предприятия. Поэтому предпочтительнее определять сумму уплаченных налогов или сумму

налога, причитающегося к уплате, что является противоположным понятием по сравнению с определением уровня исполнения налоговых поступлений на уровне предприятия.

Некоторые экономисты подчеркивают, что «основным количественно-бюджетным критерием результата модернизации налоговой системы является показатель уровня исполнения налоговых поступлений, рассчитываемый путем деления суммы фактически уплаченных налогов на план налоговых поступлений соответствующей бюджеты». По сути, рассчитанный таким образом показатель представляет собой реализацию налоговых поступлений в бюджет.

Анализ и результаты.

В настоящее время налоговая система любой страны является не только составной частью государственной финансовой системы, но и важнейшим звеном общей системы экономического регулирования. Термин «налоговая система», хотя данное словосочетание и присутствует в Налоговом кодексе, строго не определен в законодательстве Республики Узбекистан. Для нас это важно, поскольку нормативно утвержденного понятия не существует, разные авторы трактуют этот термин по-разному.

В связи с этим считаем целесообразным предложить следующее определение данного понятия, обобщающее взгляды авторов в экономической литературе:

Налоговая система представляет собой совокупность основных элементов, которые описывают характер взаимоотношений государства и общества в процессе сбора налоговых платежей в бюджет. К основным элементам относятся виды налоговых платежей, доступные в стране, налоговое законодательство и система налогового администрирования.

Термин «модернизация» обычно употребляется в смысле усовершенствования, совершенствования, усовершенствования, производимого в соответствии с новейшими требованиями, нормами или стандартами.

Поскольку данная научная статья посвящена модернизации налоговой системы, мы сочли необходимым определить понятие «модернизация налоговой системы» следующим образом, чтобы ее содержание соответствовало заявленным целям.

Модернизация налоговой системы - это совершенствование ее элементов в соответствии с требованиями внешней и внутренней налоговой политики государства.

Таким образом, чтобы сформулировать концепцию модернизации налоговой системы, необходимо рассмотреть все элементы налоговой системы Республики Узбекистан, а также выявить основные проблемы их функционирования.

Модернизация налоговой системы должна соответствовать налоговой политике государства, которая, в свою очередь, является неотъемлемой

частью его финансовой политики. На наш взгляд, необходимо выделить следующие направления, по которым следует проводить модернизацию.

Для этого необходимы следующие действия:

1. Гармонизация налогового законодательства с законодательством стран-партнеров с целью устранения препятствий в движении товаров, капитала, рабочей силы, интеллектуальной собственности и т.д.

2. Создание привлекательного налогового пространства для инвестиций на территории государства.

3. Гармонизация отечественного налогового законодательства с обязательствами, вытекающими из заключенных международных соглашений.

4. Совершенствование налогового законодательства с целью устранения противоречий и неясностей.

5. Совершенствование системы налогового администрирования.

Новое понимание налоговых отношений через задачу гармонизации

интересов их участников заключается в устранении препятствий на пути экономической интеграции. Гармонизация налоговых отношений на основе конфликта интересов ставит следующие задачи:

- отмена налоговых порогов в целях создания равных конкурентных условий для субъектов предпринимательства;

- интеграция и унификация внутреннего рынка стран-членов международной организации как основного двигателя интеграционных процессов;

- согласование структуры налоговых систем, порядка взимания основных видов налогов.

Краткое содержание.

В настоящее время наблюдается первый этап процесса модернизации налоговой системы Республики Узбекистан, и поскольку ее государственный бюджет является основным механизмом формирования доходной части, необходимо изучить и оценить ресурсы и масштабы его модернизации более глубокие. Необходимо также учитывать, насколько эти требования соответствуют особенностям национальной экономики. Важность проблемы модернизации налоговой системы заключается в том, что в мировую рыночную экономику интегрируются не только крупные, но и малые и средние предприятия страны.

Исследование важнейших аспектов модернизации налоговой системы нашей страны позволило обосновать ряд теоретико-аналитических выводов и практических рекомендаций:

- Модернизация налоговой системы - сложный и противоречивый процесс. Несмотря на развитие научных исследований в зарубежной практике, в нашей республике существует потребность в теоретических и практических обобщениях, разработанных наукой нашей страны, анализе основополагающих факторов, определяющих модернизацию налоговой

системы, приоритетных задач и механизмов реализации, которые служат стабилизировать налоговую систему.

- Главным приоритетом модернизации налоговой системы должно стать, прежде всего, создание благоприятной налоговой среды для притока национальных и иностранных инвестиций в местные предприятия, а также создание необходимых условий для стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.

- Совершенствуя и изменяя налоговые механизмы, можно мобилизовать финансовые ресурсы и стать независимыми от внешних долгов.

- В условиях международной интеграции и глобализации экономики возникает множество проблем в модернизации и гармонизации системы налогообложения.

- Основные элементы налоговой реформы соответствуют стратегическим направлениям налоговой политики: снизить налоговое бремя и упростить налоговую систему путем исправления обстоятельств, нарушающих экономическое содержание этих налогов, в правилах определения налогооблагаемой базы по отдельным налогам.

- Налоговая политика как одна из важнейших составляющих экономической политики должна быть преобразована в систему стимулирования развития реального сектора экономики. Помимо решения основной задачи, на современном этапе развития и поддержания макроэкономической стабильности налоговая политика должна решить еще четыре обобщенные задачи: добиться максимизации национального дохода, защиты внутреннего производства, выравнивания доходов населения и обеспечения положительного экономического роста. платежный баланс.

- Модернизация налоговой системы, привлечение прямых инвестиций, снижение уровня теневой экономики, повышение конкурентоспособности местной продукции, увеличение реальных доходов населения и, соответственно, сокращение бедности, сокращение бюджетного дефицита, расширение налоговой базы наряду с организационно-правовые меры, создает благоприятные условия для повышения экономической активности хозяйствующих субъектов.

Использованные источники:

1. Муталимова П.М. Урегулирование налоговой задолженности: комплексное решение // Российское предпринимательство. 2012. №22 (220). - с. 190-194;

2. Гираев В.К. Комплексный подход к урегулированию налоговой задолженности // Казанская наука. 2013. №3. - с. 44-46.

3. Савинов И.Т. Налоговая задолженность: проблемы администрирования и пути регулирования // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. №3 (37). - с.210-213;

4. Сиражудинова С.И. Повышение эффективности налогового администрирования на современном этапе. Автореф. дисс. на соиск. уч.

степ. к.э.н. Владикавказ, 2017, с.7.

5. Ergashev, R. K., and A. D. Ravshanov. "Ways of Strategic Development and Increase of Competitiveness of Agricultural Enterprises." JournalNX, vol. 7, no. 1, 2021, pp. 99-105.

6. Rakhmatulla Khidirovich Ergashev, Elchiev Javohir Organizational and Economic Mechanisms for Improving Labor Efficiency in Service Enterprises. https://economics.academicjournal.io/index.php/economics/Vol. 7 (2021):

7. Khamraeva S. N., Alimova M. Y. Scientific and Theoretical Foundations of Social Infrastructure Development //Journal of Marketing and Emerging Economics. - 2022. - Т. 2. - №. 5. - С. 155-160.

8. KHAMRAEVA S. N., ALIMOVA M. Y. Methodological bases for assessing the level of innovative development of agriculture and its service infrastructure activities //Journal of Contemporary Issues in Business and Government. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4062-4068.

9. Dustova M. X., Shomurotova S. O. TIJORAT BANKLARIDA KREDIT RISKLARINI SAMARALI BOSHQARISH //Conferencea. - 2022. - С. 119-121.

10. Dustova M. PROBLEMS OF TRANSITION TO DISTANCE EDUCATION IN UZBEKISTAN //Gospodarka i Innowacje. - 2023. - С. 98-105.

11. Рамазонов Ш.У. Каперсы (кавар) лекарственное растение и его экономическая эффективность // Экономика и социум. 2022. №10-1 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kapersy-kavar-lekarstvennoe-rastenie-i-ego-ekonomicheskaya-effektivnost

12. ZS Shokhujaeva, AS Eshev, N O' Murodova, FS Temirova. Changes, problems and solutions in the water system in the connections of innovative economy. AIP Conference Proceedings. 2023/3/15. Стр. 050031.

13. NS Xushmatov, ZS Shoxo'Jaeva. Suv resurslarining agrar tarmoqni barqaror rivojlantirish bilan o'zaro bog'liqligini baholash. Ж.: Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2022. №3, стр.1121-1129.

14. FAYZIEVA S. S. The importance of economic reforms in the modernization and development of the livestock sector //Journal of Contemporary Issues in Business and Government! Vol. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4052.

15. FAYZIEVA S. S. The importance of economic reforms in the modernization and development of the livestock sector //Journal of Contemporary Issues in Business and Government. - 2021. - Т. 2021. - С. 4052.

16. Normamatov I.B. REDUCTION OF EXTERNAL BANK CIRCULATION OF CASH AS A COMPULSORY CONDITION IN DEVELOPMENT OF PAYMENT BY CHEQUE IN COUNTRIES OF CIS // Экономика и социум. 2020. №12 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reduction-of-external-bank-circulation-of-cash-as-a-compulsory-condition-in-development-of-payment-by-cheque-in-countries-of-cis

17. Курбанов А.Б., Равшанов А.Д. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Экономика и социум. 2022. №10-1 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-investitsiy-v-

razvitii-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 24.10.2023).

18. Номазов Б.Б. О ЗАДАЧАХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УЗБЕКИСТАНА // Экономика и социум. 2023. №5-1 (108).

19. Номазов Б Курбанов А.Б.,. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ И ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Экономика и социум. 2022. №10-1 (101).

20. Курбанов А.Б. РОЛЬ УСЛУГ В АГРАРНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ // Экономика и социум. 2023. №4-1 (107). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rol-uslug-v-agrarnom-predprinimatelstve (дата обращения: 24.10.2023).

21. Самиева Г. Т., Очилова М. Т. ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И НАРАЩИВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ //Экономика и социум. - 2022. - №. 12-1 (103). - С. 895-901.

22. Самиева Г. Т., Номазов Б. УЗБЕКИСТАН НА ПУТИ К СОКРАЩЕНИЮ БЕДНОСТИ: ОПЫТ КИТАЯ //Экономика и социум. - 2022. - №. 10-1 (101). - С. 530-536.

23. Шодиев Б.Т. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНЫХ ОТРАСЛЯХ // Экономика и социум. 2023. №5-1 (108). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-voprosy-stimulirovaniya-predprinimatelstva-v-agrarnyh-otraslyah

24. БУТУНОВ Ш. ВЛИЯНИЕ Макроэкономических и банковских факторов на уровень недействующих кредитов: результаты по странам снг //ECONOMICS. - Т. 3. - С. 33-42.

25. Аминов Ф.Б. ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕГИОНАМ УЗБЕКИСТАНА // Экономика и социум. 2023. №2 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-uroven-naseleniya-po-regionam-uzbekistana

26. Аминов Фазлитдин Баходирович РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ // Economics. 2022. №1 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-finansovyh-resursov-v-innovatsionnom-razvitii-ekonomiki

27. Тайлакова Д. Б. СУЩНОСТЬ СФЕРЫ УСЛУГ И ВАЖНОСТЬ ЕЕ РАЗВИТИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ //Экономика и социум. - 2022. -№. 12-1 (103). - С. 931-936.

28. Амиркулов Ш. О. Инсон капитали: шаклланиши ва ривожланиши // Инновацион технологиялар. 2020. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inson-kapitali-shakllanishi-va-rivozhlanishi

29. Djalilov R. H. PROBLEMS OF CALCULATION OF VALUE ADDED TAX IN THE TAX SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN //Intent Research Scientific Journal. - 2023. - Т. 2. - №. 3. - С. 65-71.

30. Хакимович Бердиев А. и Дустова М. Худайбердыевна. «Преимущества

внедрения агрокластера в сельском хозяйстве». Международный журнал по оранжевым технологиям, том. 2, нет. 11, 17 ноября 2020 г., стр. 37-40, ао1:10.31149/уо1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.