Научная статья на тему 'О ЗАДАЧАХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УЗБЕКИСТАНА'

О ЗАДАЧАХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Номазов Б.Б.

В статье рассматриваются важность и целесообразность совершенствования концептуальных основ модернизации налоговой системы, особенности и проблемы текущего периода с точки зрения современного налогового администрирования государства. Укрепление финансовых основ обеспечения устойчивости экономического роста, приоритет эффективной реализации необходимо создать концептуальные основы совершенствования государственных фискальных задач, в частности налоговых поступлений в государственный бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE TASKS OF MODERNIZING THE TAX SYSTEM OF UZBEKISTAN

The article discusses the importance and expediency of improving the conceptual foundations of the modernization of the tax system, the features and problems of the current period from the point of view of the modern tax administration of the state. Strengthening the financial foundations for ensuring the sustainability of economic growth, the priority of effective implementation is to create a conceptual framework for improving public fiscal tasks, in particular tax revenues to the state budget.

Текст научной работы на тему «О ЗАДАЧАХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УЗБЕКИСТАНА»

Номазов Б.Б. старший преподаватель кафедра «Инновационная экономика» Каршинский инженерно-экономический институт

О ЗАДАЧАХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

УЗБЕКИСТАНА

Аннотация. В статье рассматриваются важность и целесообразность совершенствования концептуальных основ модернизации налоговой системы, особенности и проблемы текущего периода с точки зрения современного налогового администрирования государства. Укрепление финансовых основ обеспечения устойчивости экономического роста, приоритет эффективной реализации необходимо создать концептуальные основы совершенствования государственных фискальных задач, в частности налоговых поступлений в государственный бюджет.

Ключевые слова: налог, налоговая система, модернизация налоговой системы, реформа налоговой системы, принципы и задачи налогообложения, налоговый процесс.

Nomazov B.B. senior lecturer Department of Innovative Economics Karshi Institute of Engineering and Economics

ON THE TASKS OF MODERNIZING THE TAX SYSTEM OF

UZBEKISTAN

Abstract. The article discusses the importance and expediency of improving the conceptual foundations of the modernization of the tax system, the features and problems of the current period from the point of view of the modern tax administration of the state. Strengthening the financial foundations for ensuring the sustainability of economic growth, the priority of effective implementation is to create a conceptual framework for improving public fiscal tasks, in particular tax revenues to the state budget.

Keywords: Tax, tax system, modernization of the tax system, reform of the tax system, principles and objectives of taxation, tax process.

Introduction.

В «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы» [1], главным приоритетом является «продолжение политики снижения налогового

бремени и упрощения системы налогообложения, совершенствования налоговой администрации и расширения соответствующих мер стимулирования».

Эти задачи были поставлены в «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» более жестко и всесторонне: «...продолжить курс на снижение налогового бремени и упрощение системы налогообложения, совершенствование налоговой администрирование и расширение соответствующих мер стимулирования [2]» определены как важное направление.

Приоритетным направлением Правительства Республики Узбекистан в области налоговой политики является создание эффективная и стабильная налоговая система, обеспечивающая бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основной целью налога остается политика поддержки инноваций, в том числе за счет предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, налоговая поддержка инвестиции в реальный сектор экономики, образование и здравоохранение.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайшие годы будут осуществляться в условиях дефицита государственного бюджета. В связи с этим проблема формирования доходной части бюджетов всех уровней остро стоит, что требует скорейшего реформирования налоговой системы. В то же время необходимо поддерживать неизменность налогового бремени в отраслях экономики, в которых достигнут его оптимальный уровень, с учетом учитывать требования сбалансированной бюджетной системы.

В связи с этим реформирование налоговой системы в настоящее время является одним из приоритетов экономики Республики Узбекистан. Это указано в концепции долгосрочного социально -экономического развития Республики Узбекистан на период до 2030 года. Данные документы не являются нормативными правовыми актами, но на их основе разрабатываются и вносятся изменения в налоговую законодательство. Однако ряд положений «Основных направлений налоговой политики» являются спорными и не нашли отражения в данном документе. Но именно на его положениях организации и предприниматели могут сосредоточиться на долгосрочном налоговом планировании.

Решить эту проблему невозможно без комплексного решения многих проблем налоговой системы Республики Узбекистан. В настоящее время научно-теоретические основы организации налоговой системы и налогового регулирование, а также методологические подходы к моделированию налоговой системы недостаточно разработаны.

Переход современной экономики Республики Узбекистан на инновационный путь развития требует повышение эффективности

налогового регулирования в целом и налогового стимулирования в частности.

Особое значение имеет правильное определение области эффективного применения налогов, исходя из их существенной определенность и функциональные особенности в условиях глубоких экономических и социальных реформ. Налоги являются одним из основных инструментов государства финансовая политика. Они затрагивают важнейшие стороны жизни человека и общества, а также сам процесс развития налоговой законодательства и его применения неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами.

С одной стороны, государство должно иметь достаточно средств для выполнения своих неотъемлемых функций, с другой стороны, налоговая нагрузка на предприятия и граждане не могут быть слишком тяжелыми, чтобы поддерживать стимулы и не сдерживать экономический рост. Следовательно, налог проблемы во всех странах остаются актуальными. Особую актуальность для Республики Узбекистан сегодня представляет налоговая реформа, система во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических изменений в стране.

При построении налоговой системы в Республике Узбекистан пришлось столкнуться с двумя группами проблем. Первый из них выражалась в отсутствии у государственных органов необходимого опыта проведения налоговых мероприятий. Вторая связана с отсутствием налоговая культура населения. Эти трудности еще долго будут отражаться на налогах Республики Узбекистан, и их следует учитывать в налоговой системе и в налоговой политике. В связи с этим представляется весьма актуальным рассмотрение хода налоговой реформы с теоретических и прикладных позиций, проанализировать и обобщить итоги налоговой системы, обозначить основные направления развития налогов и определить характер налоговой политики в будущем.

II. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ

Формирование налоговых теорий началось с обоснования налога и его определения, но со временем, когда налоги стали играют более заметную роль в формировании государственных доходов и использовались как инструмент экономического регулирования, теории налогообложения появились, на основе которых формировались концептуальные принципы налогообложения.

В настоящее время эти принципы называют «золотыми правилами» налогообложения. На их основе современные зарубежные и отечественные ученые разработал систему принципов, согласно которым формируются и формируются национальные налоговые системы разных стран.

Проследив эволюцию науки о налогах и принципов налогообложения, следует сделать вывод, что без с учетом теоретических основ невозможно

создать экономически эффективный, справедливый и рентабельный налог система.

Функционально-экономическое обеспечение налогового механизма является наиболее полным в рамках исследования.

Функционально-экономическое обеспечение налогового механизма включает в себя выбор налогов, структуру налоговой системы, обоснование эффективной налоговой нагрузки, формирование налоговой базы, ставок, льгот, порядка исчисления и методов оплаты, установление специальных налоговых режимов и др.

С точки зрения выбора налогов и структуры налоговой системы принципиальным моментом является определение налоговой базы, пропорции прямого и косвенного налогообложения, сочетание прогрессивного, пропорционального и регрессивные формы налогообложения.

Разработка понятия «налоговая система» особенно важна в рамках правового регулирования, поскольку через Эта концепция позволяет определить структуру системы, вопросы, подлежащие регулированию, и пределы регулирования. Эта концепция может служат основой для формирования системы общей части налогового права и законодательных положений об отдельных налогах.

Обычно в литературе налоговая система определяется как совокупность налогов, построенная на основе четко сформулированных принципов, правила порядка их установления, исполнения, контроля за своевременностью и полнотой оплаты и ответственности за их неуплату. В то же время данное определение нуждается в корректировке с учетом сложившейся практики применение налоговой системы в Республике Узбекистан. Это так называемые налоговые варианты, под которыми понимаются общие режим налогообложения (или традиционная система налогообложения) и различные специальные налоговые режимы.

Таким образом, важно отметить, что налоговая система представляет собой совокупность различных режимов налогообложения, и в их рамках налогов и сборов, построенных на основе четко сформулированных принципов, правил и порядка их установления, осуществления, контроль за своевременностью и полнотой оплаты и ответственность за их неуплату.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время наблюдается первый этап процесса модернизации налоговой системы Республики Узбекистан, и поскольку его государственный бюджет является основным механизмом формирования доходной части, дальнейшее изучение и оценка ресурсов и степень его модернизации необходима. Важность проблемы модернизации налоговой системы заключается в том, что не только крупные предприятия, но и малые и средние предприятия страны интегрируются в мировой рынок экономика.

Изучение важнейших аспектов модернизации налоговой системы нашей страны позволило обосновать ряд теоретических и аналитических выводов и практических рекомендаций:

1. Modernization of the tax system is a complex and controversial process. Несмотря на развитие научных исследований в зарубежной практике нашей стране необходимы исследования по проблемам модернизации налоговой системы, приоритетным задачам и стабилизации механизмы.

2. Главным приоритетом модернизации налоговой системы должно быть, прежде всего, создание льготного налогового условия для притока национальных и иностранных инвестиций в местные предприятия, создание необходимых условий для стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов.

3. В условиях международной интеграции и глобализации экономики возникает множество проблем модернизации гармонизация системы налогообложения.

4. Основные элементы налоговой реформы соответствуют стратегическим направлениям налоговой политики: снижение налоговой нагрузки и упростить систему налогообложения, исправив обстоятельства в правилах определения налогооблагаемой базы по отдельным налогам, нарушают экономическое содержание этих налогов.

5. Налоговая политика, как одна из важнейших составляющих экономической политики, должна быть преобразована в систему стимулировать развитие реального сектора экономики. Помимо решения основной задачи, на современном этапе развития и поддержания макроэкономической стабильности налоговая политика должна решать четыре более обобщенные задачи: доходов, защиты внутреннего производства, выравнивания доходов населения и обеспечения положительного платежного баланса.

6. Вместе с такими организационно-правовыми мерами, как модернизация налоговой системы, привлечение прямых инвестиций, снижение уровня теневой экономики, повышение конкурентоспособности местной продукции, увеличение реальных доходов населения, населения и, соответственно, сокращение бедности, снижение бюджетного дефицита, расширение налогооблагаемой базы создает благоприятные условия для повышения экономической активности хозяйствующих субъектов.

Использованные источники:

1. Samiyeva, G. T. (2022). Concepts of Poverty, Inequality and Social Exclusion. International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development, 4(3), 122-126. Retrieved from https://journals.researchparks.org/index.php/IJEFSD/article/view/2877

2. Samiyeva, G. T. (2022). The Most Important Aspects of Studying the Living Standards of the Population. Academic Journal of Digital Economics and Stability, Volume 16, April 2022, Pages 79-83

3. Dustova M. X. Improving the Mechanism of Financial Lending to Agricultural Enterprises //EUROPEAN MULTIDISCIPLINARY JOURNAL OF MODERN SCIENCE. https://emjms. academicjournal. io/index. php. - 2022. - Т.

4. Khamraeva S. N., Alimova M. Y. Scientific and Theoretical Foundations of Social Infrastructure Development //Journal of Marketing and Emerging Economics. - 2022. - Т. 2. - №. 5. - С. 155-160.

5. Ergashev R. X., Fayziyeva S. S., Xamrayeva S. N. Qishloq xo'jaligi iqtisodiyoti //Toshkent" Iqtisod moliya. - 2018.

6. AB K., NM J. Investment directions and principles of entrepreneurial activity development in the regions //Journal of Contemporary Issues in Business and Government| Vol. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4047.

7. Kurbanov A. В., Jalilova N. M. The Role Of Small Business In The National Economy //The American Journal of Interdisciplinary Innovations and Research. - 2020. - Т. 2. - №. 07. - С. 95.

8. Musagaliev A. J., Shodiev B. T. Issues of Efficient Usage of Pastures in the Development of the Cattle Farming Network //UTTAR PRADESH JOURNAL OF ZOOLOGY. - 2023. - С. 81-87.

9. Normamatov I.B. reduction of external bank circulation of cash as a compulsory condition in development of payment by cheque in countries of cis // экономика и социум. 2020. №12 (79).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.