Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / СТАБИЛЬНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайдаров С. Х.

В статье рассмотрены экономическая сущность и основные направления налогового администрирования. Отражены проблемы, препятствующие более эффективному осуществлению налогового администрирования и основные направления налоговой системы для целенаправленного введения налоговой политики в повышении макроэкономических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF TAX ADMINISTRATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article considers the economic essence and main directions of tax administration. The problems hindering the more efficient implementation of tax administration and the main directions of the tax system for the purposeful introduction of tax policy in improving macroeconomic indicators are reflected.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

Хайдаров С.Х. кафедра «Налоги и страховое дело» Ташкентский государственный экономический университет

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО

АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Аннотация. В статье рассмотрены экономическая сущность и основные направления налогового администрирования. Отражены проблемы, препятствующие более эффективному осуществлению налогового администрирования и основные направления налоговой системы для целенаправленного введения налоговой политики в повышении макроэкономических показателей.

Ключевые слова: процесс, стабильность, устойчивость, экономический рост, налог, налоговая система, налоговое администрирование, налогоплательщик, направления.

Haydarov S.Kh.

Department of Taxes and Insurance Business Tashkent State University of Economics

MAIN DIRECTIONS OF TAX ADMINISTRATION IN THE REPUBLIC

OF UZBEKISTAN

Annotation. The article considers the economic essence and main directions of tax administration. The problems hindering the more efficient implementation of tax administration and the main directions of the tax system for the purposeful introduction of tax policy in improving macroeconomic indicators are reflected.

Key words: process, stability, sustainability, economic growth, tax, tax system, tax administration, taxpayer, directions.

На современном этапе ведения целенаправленного усовершенствования экономических реформ становится решающим и определяющим фактором развития, а также целенаправленного ведения бюджетно-налоговой политики государства.

Совершенствования деятельности налоговых органов в сфере налогового администрирования, как уже отмечалось, нацелена на обеспечение полного своевременного сбора налогов и сборов в соответствии с законодательством и при условии правильного применения правовых положений, определяющих режим стимулирования и поощрения законопослушных налогоплательщиков и необходимого контроля и наказания в отношении нарушителей налоговых законов. Отсюда можно

сделать вывод о том, что налоговое администрирование представляет собой инструмент, который, в конечном итоге, определяет успех или неуспех общей бюджетно-налоговой и экономической политики страны.

Налоговое администрирование -это совокупность действий и решений государственных органов, направленных на соблюдение законодательства по налогам. Действия государственных органов находятся в пределах от постановки на учет налогоплательщиков до реализации всех форм налогового контроля. [4, 11]

В широком понимании налоговое администрирование - это система управления государством налоговыми отношениями в действии. Повышение роли государства в управлении экономическими и социальными процессами предопределяет значимость сбора налогов не только как способа обеспечения властных структур необходимыми средствами, но и как элемента системы государственного воздействия на экономику.

На основе усовершенствования экономических процессов Узбекистане наблюдается последовательное снижение налоговой нагрузки во многих отраслях экономики, в частности в предпринимательской деятельности обеспечивающая и формирование благоприятного климата для развития предпринимательской деятельности, и привлечения иностранных инвестиций.

Стимулирование структурных позитивных изменений в экономике, качественное улучшение налогового администрирования,

последовательное снижение налоговой нагрузки и повышение собираемости налогов определены Указом Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

В стратегии действий основным приоритетные направлением развития и либерализации экономики проявилось в поэтапном «укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики:

• обеспечение устойчиво высоких темпов роста валового внутреннего продукта за счет сохранения макроэкономической сбалансированности, углубления структурных и институциональных преобразований на основе реализации принятых среднесрочных программ;

• обеспечение сбалансированности государственного бюджета на всех уровнях с сохранением социальной направленности расходов, совершенствование межбюджетных отношений, направленные на укрепление доходной части местных бюджетов;

• продолжение курса на снижение налогового бремени и упрощения системы налогообложения, совершенствование налогового администрирования и расширение мер соответствующего стимулирования;» [1]

Во исполнение выше изложенных направлений и задач Стратегии действий по приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан, а также в целях внедрения современных методов налогового администрирования, повышения собираемости налогов и других обязательных платежей на основании Указа Президента Республики Узбекистан от 18.07.2017 г. N УП-5116 «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей» были определены следующие: важнейшие направлениями реформирования системы органов государственной налоговой службы Республики Узбекистан в частности:

«первое - широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования, полный переход на бесконтактное электронное обслуживание налогоплательщиков, прежде всего субъектов предпринимательства;

второе - обеспечение своевременного и достоверного учета объектов налогообложения и налогооблагаемой базы, усиление ответственности должностных лиц уполномоченных органов и организаций за своевременное предоставление достоверной информации, связанной с вопросами налогообложения;

третье - оказание всемерного содействия налогоплательщикам в выполнении налоговых обязательств, выработку действенных механизмов профилактики налоговых правонарушений и повышения правовой культуры налогоплательщиков, внедрение современных методов осуществления налогового контроля;

четвертое - реализацию эффективных мер по обеспечению полного охвата объектов налогообложения и расширению налогооблагаемой базы посредством системного анализа динамики макроэкономических показателей и налогового потенциала регионов;

пятое - расширение налогооблагаемой базы путем оказания всестороннего содействия в восстановлении деятельности нефункционирующих предприятий, оздоровления финансового состояния низкорентабельных и убыточных предприятий, укрепления механизмов взаиморасчетов, недопущения роста налоговой задолженности;

шестое - дальнейшее расширение взаимодействия с финансовыми органами, заинтересованными министерствами и ведомствами, а также органами государственной власти на местах в вопросах налогообложения, в том числе посредством выявления дополнительных резервов увеличения доходов республиканского и местных бюджетов;

седьмое - осуществление системной работы по подбору и расстановке кадров, укомплектованию налоговых органов квалифицированными работниками, обладающими высокими морально-нравственными

качествами, а также обеспечение профилактики правонарушений среди работников и создания для них достойных условий несения службы.» [2]

Повышения эффективности налогового контроля является одной из актуальных задач, которые предстоит решить проводимой в настоящее время программе реформирования налоговой системы страны. Для формирования налоговых доходов бюджетной системы развивающейся страны определяющую роль играет эффективный налоговый контроль. Контроль налоговых органов над полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет, над соблюдением налогоплательщиками платежной дисциплины является неотъемлемым условием нормального функционирования любой налоговой системы, обеспечения стабильности доходной базы бюджетов всех уровней. В условиях переходной рыночной экономики значение налогового контроля велико.

В ходе изучения и анализа экономической деятельности хозяйствующий субъектов и налоговых органов были определены ряд системных проблем в данной сфере, препятствующих динамичному экономическому росту, повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также обеспечению необходимого уровня собираемости налогов и других обязательных платежей. В результате для последовательное снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения и совершенствование налогового администрирования определенных Стратегией действий по приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан, а также с учетом результатов широкого общественного обсуждения и рекомендаций международных экспертов на основании Указа Президента Республики Узбекистан от 29.07.2018 г. «О концепции совершенствования налоговой политики Узбекистан» определены следующие: основные направлениями концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан в частности:

«Определить основными направлениями Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан:

снижение уровня налоговой нагрузки на экономику, а также устранение диспропорций в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения;

оптимизацию количества налогов путем их унификации, а также объединение налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу, сокращение и упрощение налоговой отчетности, минимизацию операционных расходов;

обеспечение стабильности макроэкономической ситуации, устойчивости формирования Государственного бюджета Республики Узбекистан и его доходов;

упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах в сфере налоговых отношений, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков;

обеспечение стабильности налогового законодательства и прямого действия норм Налогового кодекса Республики Узбекистан с максимальным ограничением отсылочных норм и подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, в том числе установление в кодексе размеров ставок налогов и других обязательных платежей;

сохранение благоприятного режима для иностранных инвесторов и инвестиций, их всесторонней поддержки и надежной правовой защиты;

совершенствование форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков, внедрение порядка налогообложения операций, связанных с трансфертным ценообразованием.» [3]

Концепцией совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан предусматривается коренное реформирование системы налогообложения, в том числе сокращение налогов и обязательных платежей, отмена неэффективных налоговых льгот. Основными целями концепции являются создание благоприятной конкурентной среды, обеспечение стабильности и упрощение налогового законодательства, уменьшение налоговой нагрузки, повышение инвестиционной привлекательности республики, а также совершенствование налогового администрирования.

Нужно отметить, что одним из основной проблемой налоговой системы любой страны в целом и налогового администрирования в частности является проблема функционирования налоговых органов на повышение собираемости налогов. В иностранных государствах для осуществления налогового контроля создаются специализированные налоговые подразделения. В одних случаях эти ведомства являются его структурными подразделениями министерства финансов, например, в Италии, США, Великобритании, а в других -обособлены от министерства финансов, например, в Японии и Швеции [5, 3-43]

В зарубежной практике организации налогового администрирования большое внимание уделяется отдельным мероприятиям по добровольному исполнению налогоплательщиками своих налоговых обязанностей. Это активное информирование налогоплательщиков через средства массовой информации, использование Са11-центров для просвещения и консультирования налогоплательщиков, распространение бесплатных буклетов налоговых отчетов, деклараций и т.д. Налоговые органы многих стран, в отличие от России, имеют больший круг полномочий, которые

влияют, в конечном итоге, на эффективность налогового контроля. Так, например, во Франции, Швеции, Германии, проводя налоговые проверки, налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В ряде стран налоговые органы при проведении налоговых проверок имеют доступ к базам данных национальных банков, а также иных ведомств и организаций, обладающих необходимой для налогового контроля информацией. В Норвегии разрешено проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, а также проведение инвентаризации вне рамок выездных налоговых проверок. [5, 36-43]

В заключении хотели особо обратить Ваше внимание что «За счет снижения налогового бремени надо ввести единый для всех, справедливый налоговый режим» [4]. На основе целенаправленного и создании благоприятного климата развития предпринимательской деятельности можно повлиять на повышение макроэкономических показателей

Использованные источники:

1.Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию республики Узбекистан от ,№УП-4947 от 07.02.2017

2.Указ Президента Республики Узбекистан от 18.07.2017 г. N УП-5116 «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей»

3.Указ Президента Республики Узбекистан от 29.07.2018 г. «О Концепции совершенствования налоговой политики Узбекистан»

4.Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий мажлису 29.12.2018

5.Налоговое администрирование. Куницин Д.В., Учебное пособие. Новосибирск,. Изд-во СибАГС, 2017. 229с.(11с.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.